Доклад про коста хетагурова

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

_МКОУ СОШ№3 с. Чикола

Тема: « К. Л. Хетагуров: поэт, писатель, публицист…"

Подготовила Гамазова Альбина Лазаревна

Содержание

150-летие К.Л. Хетагурова…………………. 17

Введение.

Коста Хетагуров – великий поэт и выдающийся общественный деятель, в творчестве которого рельефно отразилось духовное и материальное состояние осетинского народа в конце XIX века. Художник-реалист, верный защитник интересов беднейшего крестьянства, смелый обличитель насилия и произвола, горячий патриот, Коста создал такие литературные произведения, которые всколыхнули широкие массы осетинского народа и пробудили их от политической спячки.

Биография.

Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальности произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден вернуться в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому – либо важному и достойному

его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.

26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору

расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб . Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не смог. 19 марта 1906г.

перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Поэт. Писатель.

Поэтическая деятельность К.Л.Хетагурова падает в основном на 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Это был период в истории русской литературы, когда в ней господствовали символисты самых разнообразных оттенков.

Цепью железной нам тело сковали,

Мертвым покоя в земле не дают.

Край наш поруган, и с гор нас прогнали,

Всех нас позорят и розгами бьют.

Коста не имел перед собой сложившуюся литературу, он обратился прежде всего к осетинскому фольклору, а потом к русской классической реалистической литературе, к поэзии Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Крылова и нашел у них богатую школу поэтического мастерства.

Широкая популярность Коста объясняется его близостью к народу. Сюжеты народного творчества лежат в основе многих его стихотворений. Народное творчество стало первой школой великого поэта. Народ был постоянным источником поэтического вдохновения Коста. Он, как гражданский поэт, не хотел оторваться от земли, не мог стоять в стороне от народных дум. Он ненавидел поэзию без цели, аполитичность была совершенно чужда ему.

Коста хорошо знал и высоко ценил близкий ему осетинский фольклор. Еще в детские годы, на своей родине, в горном ауле Нар, Коста слышал и величественные сказания о нартах-богатырях и задорные песни бродячих певцов.

Народное творчество осетин очень богато и по содержанию, отличаясь разнообразием сюжетом, и по форме, оно привлекало к себе пристальное внимание поэта. Однако огромная заслуга Коста Хетагурова заключается в том, что он создавал новое, освещая образцы народного творчества своим истолкованием. Как великий мастер слова, он не выхолащивал душу из родных творений, наоборот, он вкладывал в них свое горячее поэтическое сердце и возвращал народу его творения в отшлифованном виде.

За счастье народа, за его светлое будущее боролся Коста всю свою жизнь.

Я не боюсь разлуки и изгнанья,

Предсмертных мук, темницы и цепей.

И грудью грудь насилия встречаю

И смело всем о правде говорю!

Вот его поэтическое кредо.

Коста высоко ставил революционно-демократическое течение в русской литературе. В ней ему были созвучны мотивы борьбы за права народа, любовь к народу, служение его интересам и ненависть к угнетателям. Высокая идейность и глубина реалистического изображения окружающей действительности роднит Коста с Некрасовым. С русской культурой и русским народом великий поэт Осетии был связан всем своим существом, русский язык стал для него вторым родным языком. Коста впитал лучшие идеи, которые создал в художественной литературе гений великого русского народа.

Коста был далек от националистических тенденций. Не замыкаясь в узкие рамки своей нации, он сознательно ориентировал молодую осетинскую интеллигенцию на русскую реалистическую литературу.

Поэзия К.Л. Хетагурова дает яркие картины горской жизни. В своих произведениях поэт реалистически изображает будни бедняка-горца. Он прекрасно знал душу горца, его быт, чаяния, думы.

Наблюдая мрачные картины горской жизни, Коста не впадает в уныние. В бедняцких массах видит он жизненную силу. Коста оптимист в изображении бедняцкой массы, и в этом величие поэта.

Многосторонний писательский талант Коста Хетагурова ярко сказался и в области прозы, хотя прзой он писал очень немного.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском.

Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г.. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие, вековое

Свое внимание он сосредотачивает на внутренних противоречиях горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных конфликтах.

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы – это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле

Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда, объектом обличения в его лирике выступают не чиновники, а нравственный и психологический мирок воинствующего мещанства. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл

обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже в ряде интимно-лирических произведениях. И выражается она двояко: поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Либо противопоставляет ему собственный идеал.

Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих

Имя Коста для последующих поколений осетин стало своеобразным мерилом не только поэтической одаренности, мудрости художника, мужества общественного деятеля, по и человеческой личности. В нем, в Коста Хетагурове, в идеальной полноте и гармонии выражен национальный характер осетинского народа, выкристаллизованный на протяжении его трудной многовековой истории.

Коста является истинным сыном, подлинным национальным поэтом осетинского народа. Он вышел из народа, всю свою бесстрашную жизнь провел в нужде и гонениях, преследуемый царским правительством. Вся его кипучая деятельность связана с думами и чаяниями осетинской бедноты, которой он посвятил всю свою жизнь. Личная жизнь для поэта была лишь постольку ценна, поскольку она беззаветно служила трудовому народу. Иных стремлений у Коста не было.

«За вас отдам я жизнь…все помыслы и силы,

Всего себя лишь вам я посвятить готов…

Вы так мне дороги, так бесконечно милы,

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы - это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений.

Значительным выступлением Коста в защиту народного образования Осетии была его борьба за сохранение осетинской женской школы.

В 1862г. один из первых представителей осетинской интеллигенции, священник Алексей Колиев, у себя на дому открыл небольшую школу для осетинских девочек. Школа быстро завоевала популярность и стала первым очагом просвещения среди женщин Осетии. В начале января 1891г. из тифлисского экзархата прибыла специальная комиссия и без какой бы то ни было мотивировки, учинив явный административный произвол, закрыла школу. Группа осетин во главе с К.Л. Хетагуровым решила отстоять школу и подала жалобу на имя опер-прокурора святейшего синода и благодаря настойчивости выиграла дело.

Письма Коста представляют большой интерес не только в смысле изучения по ним личной жизни поэта. В них мы находим отклики на крупные явления общественной жизни, происходившие в его время. По ним можно определить пульс, биение общественной жизни в России, в частности состояние туземного населения в 80-90-е годы прошлого столетия.

Видное место в творчестве К.Хетагурова занимает проблема раскрепощения женщины. Этому вопросу отдали дань почти все классики русской литературы. В своих художественных произведениях Коста создал яркие образы осетинской женщины, в потрясающих картинах нарисовал ее нищету и бесправие.

Говоря об общественно-политических взглядах К. Хетагурова, в заключение нужно отметить, что в своем творчестве К.Хетагуров отразил самые существенные стороны в экономической, общественно-политической и культурной жизни Осетии второй половины XIX век, а также других народов России.

150-летие К.Л.Хетагурова

В представлении осетин Коста Хетагуров не только национальный поэт, но и национальный герой. Осетия отмечает в нынешнем году знаковое событие - 150-летие основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова. Коста Леванович Хетагуров не только основоположник осетинской художественной литературы. Он - поэт, прозаик, драматург, публицист, этнограф, художник, общественно-политический деятель, борец за свободу народа. Коста боролся не только за свободу осетинского народа, но и за справедливость человечества. Об этом говорят его поэтические строки:"Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое. "

К какому бы жанру он не прикоснулся, как в литературе, так и в искусстве - все у него получалось великолепно. Вот почему известный русский писатель Александр Фадеев назвал его Леонардо да Винчи осетинского народа.

25 декабря 1894 года газета "Северный Кавказ" сообщала, что всем годовым подписчикам в 1895 году бесплатно выдаст "Сборник стихотворений" Коста Хетагурова. Это еще раз подчеркивает его известность, популярность не только у осетин, но и других народов, живущих на Кавказе. В том же году по его жалобе освободили всех незаконно арестованных по Северному Кавказу.

Вот почему осетинский народ при жизни о нем слагал героические песни. До него такого почета никто не удостоился. А его произведения, а именно "Ирон фандыр" ("Осетинская лира"), для осетин имеет такую же значимость, как для православных - "Библия". Эту уникальную книгу еще никто не смог как следует перевести на другой язык. Да и невозможно ее переводить. Гениальная его поэтика и ювелирная простота читателям доступны только на языке, на котором они были созданы - на осетинском языке. Как будто мы все видим, понимаем в его гениальных произведениях, сочиняем о них десятки книг, а на самом деле до их сути еще никто не смог дойти.

Роль Коста Хетагурова в истории осетинского народа огромна. Он всю Осетию поднял, как флаг, и показал ее всему миру. Он, как и Александр Сергеевич Пушкин, без загрязнения совести мог сказать: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа", - но, несмотря на его гениальность, он был человеком более чем скромным. В своем предсмертном стихотворении "Знаю" ("Зонын") в переводе на русский язык М.Исаковского скромно потому звучит:

Каждый, наверное, скажет

То, что обычай велит.

После же - не вспомните даже,

Где я в могиле зарыт.

2009 год, когда осетинский народ отмечает 150-летие Коста Хетагурова, объявлен Годом осетинского языка и осетинской литературы. В этом нет ничего удивительного. Без Коста Левановича осетинский язык не был бы так красноречив и звучен, как сейчас. Впервые, благодаря ему, мы увидели, как красив и многогранен наш родной язык. А то, что он одним взмахом осетинское художественное слово поднял на уровень мировой литературы - об этом и слов нет.

Так бывает очень редко, чтобы основоположник литературы и литературного языка сам стал ее вершиной. И было бы даже смешно 150-летний юбилейный год нашего поэта отделять от года нашего родного языка и литературы.

В юбилейные дни в Осетию, во Владикавказ, прибывает всегда мощный десант поэтов и прозаиков. Каждый юбилей Коста Хетагурова превращается в большой праздник поэзии и значительное событие в общественной жизни. К знаменательным датам всегда старались делать достойные поэта творческие подарки. Я горд тем, что в бытность мою президентом Республики Северная Осетия–Алания во Владикавказе под научной редакцией профессора и народного поэта Осетии Шамиля Джикаева вышло в свет пятитомное академическое собрание сочинений Коста Хетагурова, обрёл новый облик музей Хетагурова, его высокое имя было присвоено одной из звёзд.

Заключение

Творчество Коста Хетагурова связало воедино опыт прошлого, реалии настоящего и устремлённость в будущее осетинского народа. Поэт-трибун, бесстрашный публицист-обличитель, активный общественный деятель, К. Хетагуров был востребован временем и снискал при жизни всеобщее признание. Он мыслил масштабно, не замыкался в узком национальном пространстве, был великим гуманистом, далеко опередившим своё время. Ярким и убедительным доказательством этого служат так часто цитируемые знаменитые строки, ставшие своеобразным девизом его личности:

Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – Отечество моё.

Это был настоящий творческий подвиг, потому что стать писателем двуязычным, одинаково сильным и одинаково оценённым, для того времени было явлением уникальным. Эта грань творчества Хетагурова дала основание поэту Николаю Тихонову сказать, что великий осетинский поэт Коста Хетагуров был одновременно и выдающимся русским писателем.

Хетагуров черпал литературное вдохновение в богатом национальном фольклоре, истоки которого уходят в глубокую древность. Но именно русские классики служили ему путеводной звездой в творчестве и помогли, минуя начальные ступени литературного развития, выразить думы народные в зрелых поэтических формах. И Коста Хетагуров никогда не забывал этого.

В творчестве Хетагурова шёл процесс постижения явлений российской действительности тех времён. В своих произведениях он правдиво изображал общественные нравы, оставаясь мастером психологического анализа личности во всех её социальных и национальных особенностях.

Дружба и братство для великого осетинского поэта были священными. Без них он не мыслил ни будущего своего народа, ни развития культуры в целом:

И обновлённый мир

Отдастся вечно миру,

С презреньем бросив нож,

Запёкшийся в крови…

Минуло более ста лет со дня написания этих строк. К сожалению, нож и теперь блещет в руках… Но это не умаляет горячей веры поэта в возможность согласия. Напротив – придаёт ей силу духовного завещания.

Сегодня, когда на Кавказе сеют семена межнационального раздора, уроки Коста, практика его литературной и общественной деятельности, убеждённость в необходимости общекавказского содружества и внутрикавказской толерантности приобретают актуальный характер.

Поэзия без дыхания времени обречена на забвение. Хетагуров жил в бурную эпоху, предвещавшую великие перемены. Это был период, когда общество нуждалось в тех, кто пел гимн свободному человеку. И Коста до последних дней из стихотворения в стихотворение, с убеждённостью в своей правоте собственным творчеством отстаивал идеи свободы, возрождения человеческой личности, шагнув к нам через столетие со своей неумирающей песней.

Коста Хетагуров, биография которого вызывает нескрываемый интерес поклонников творчества истинного таланта, – это художник и скульптор, поэт и просветитель, гордость Осетии, основоположник языка и литературы этой страны.Творческое наследие Коста получило в 20-м веке мировое и всесоюзное признание, а его стихотворения и поэмы были переведены на многие языки.

Биография Коста Хетагурова кратко: для детей

Родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье русского прапорщика Хетагурова Левана. Мама Мария Губаева умерла практически сразу после родов, отец по прошествии пяти лет после смерти жены создал семью с дочерью местного священника. К сожалению, заменить ребенку маму у нее не получилось по причине отсутствия любви к неродному ей мальчику. Коста это чувствовал и всегда старался убежать от новой супруги отца подальше, к кому-то из родственников.

коста хетагуров биография

Поэтому в творчестве поэта, в памяти которого навсегда осталась сиротская боль и лишенное материнской ласки детство, часто встречается образ матери и щемящая тоска по ней. Обоих родителей ребенку полностью заменил отец, которого Коста глубоко почитал и боготворил.

Коста Хетагуров: годы познания

Обучение мальчика началось с нарвской школы, а потом и прогимназии во Владикавказе, давшим хороший старт нравственному, психологическому и эстетическому формированию его художнической индивидуальности.

коста хетагуров биография кратко

Вскоре из гимназии Коста сбежал к отцу, который на то время переселился в Кубанскую область, где организовал село Георгиевско-Осетинское (ныне – имени Коста Хетагурова). Данный поступок побудил родителя устроить юношу в Каланджинское училище, после окончания которого Коста на протяжении 10 лет с 1871 года проходил обучение в Ставропольской мужской гимназии, где продолжилось его культурное развитие. Именно здесь были написаны первые стихотворные строки, из которых по настоящее время сохранились лишь два произведения на осетинском языке: "Новый Год" и "Муж и жена".

В родной Осетии

В 1881 году Коста Хетагуров, биография и творчество которого являются неотъемлемой частью истории осетинского народа, стал студентом Петербургской академии художеств и получил одну из двух стипендий, выплачивавшихся из горских штрафных сумм Кубанской областной администрацией. Через 2 года выплата стипендии Кубанскими властями была прекращена; некоторое время Коста посещал лекции вольнослушателем, потом вовсе забросил учебу.

коста леванович хетагуров биография

Цензура против Коста

Как и всем талантливым людям, Коста пришлось столкнуться с цензурой. Впервые чувство того, что он пишет что-то запрещенное, пришло к поэту, когда к печати не было допущено стихотворение, посвященное памяти Михаила Лермонтова. Оно было опубликовано позже, спустя десять лет и анонимно.

коста хетагуров творчество

Коста был вынужден возвратиться в село Георгиевско-Осетинское, где проживал его престарелый отец. Начался, возможно, самый трудный период в жизни поэта: ему приходилось ухаживать за престарелым родителем, мириться с существованием и бытом простого крестьянина, выброшенного из привычной общественной среды и не имеющего возможности применить свой талант и накопленные знания к какому-либо достойному делу.

Сложный период в жизни поэта

биография коста хетагурова кратко для детей

В 1985 году в газете был опубликован сборник его сочинений: все они были на русском языке. Также Коста Хетагуров, биография которого познавательна для поколения всех возрастов, писал и на своем родном осетинском, но стихотворения на этом языке к печати не допускались по причине отсутствия как таковых осетинского книгоиздательства и прессы.

Коста Хетагуров: биография кратко

Вскоре поэт заболел туберкулезом, пережил две операции, оставшись после них практически на полгода прикованным к постели. Болезнь не была окончательно побеждена, здоровье подорвано, но Коста, несмотря на физические трудности, старался активно принимать участие в литературной жизни и продолжал заниматься живописью.

коста хетагуров полная биография

Не стало поэта 1 апреля 1906 года. Впоследствии его прах был перевезен во Владикавказ.

Творческое наследие Коста Хетагурова

Только после смерти Коста Хетагурова стало понятно, что ушел человек необыкновенного характера, таланта и мужества, оставивший после себя значительное творческое наследие. В своих произведениях, написанных на русском и осетинском языках, Коста Хетагуров, творчество которого было высоко оценено его последователями, выступал против притеснения народов Кавказа и защищал их национальное достоинство. Он взывал к землякам с идеей приобщения к творческому наследию народа России, был приверженцем братского единения народов обеих стран.

Коста Хетагуров, полная биография которого полна по большей части трагических моментов, также был осетинским профессиональным живописцем; в своих картинах с большим мастерством показывал жизнь обычного люда, писал пейзажи горного Кавказа и портреты лучших представителей своего времени.

Главная награда: любовь народа

Объектом пристального внимания многочисленных исследователей стала творческая и общественная деятельность великого поэта. Ему установлены монументальные памятники в столицах Южной и Северной Осетии, его именем назван главный Северо-Осетинский государственный университет – главный вуз республики. Имя Коста носят населенные пункты, улицы, корабли, музеи и государственные премии. Коста Леванович Хетагуров, биография которого является большой гордостью для осетинского народа, заслужил самую главную награду: его неиссякаемую любовь.


Коста Хетагурова соотечественники считают основоположником осетинской литературы. Он был талантливым человеком — поэтом, драматургом, художником. Осетины с большим уважением относятся к Хетагурову, занимавшемуся общественной, просветительской деятельностью.

Детство

Коста Хетагуров родился осетинском ауле Нар 3 октября 1859 года.. Его отец, Леван Елизбарович, служил в российской армии в чине прапорщика. Мальчик рано остался без матери, она скончалась, когда ему было два года. Перед смертью мама просила дальнюю родственницу, Чендзе Джапарову, позаботиться о малыше. До пяти лет мальчика воспитывала Чендзе, дарила ему любовь, теплоту своего сердца. Но затем Леван Елизбарович привел в дом мачеху. Отношения с пасынком у нее не сложились, малыш, чувствующий ее неприязнь, часто убегал из дома, искал убежища у родственников.

Образование

Когда мальчик подрос, родители записали его в местную школу. Потом Коста учился во Владикавказской прогимназии. Вскоре его отец стал главой нового поселения. Под его руководством земляки переселились на территорию Краснодарского края, основав на берегу Кубани Георгиевско-Осетинское поселение. В настоящее время село, расположенное в Карачаево-Черкесской республике, носит имя поэта.

Коста Хетагуров

Через шесть лет холсты Хетагурова попали на всероссийскую выставку, получили высокую оценку. В 1881 году Коста стал студентом Петербургской академии художеств, попал в мастерскую П. П. Чистякова. Юный художник был знаком с Репиным, Врубелем, Суриковым, Серовым, осваивал технику живописи с их помощью.

Могут быть знакомы

Литературное творчество

Коста Леванович Хетагуров

Коста перебрался к отцу. Ссылка была не единственной неприятностью, которую ему довелось пережить. Поэт влюбился в красивую девушку Анну Цаликову, сделал ей предложение. Его Муза отказалась выходить замуж за бедного литератора, у которого не было даже своего дома. Вскоре поэту довелось испытать настоящее горе – умер отец, к которому он испытывал глубокую привязанность.

Но его продолжали преследовать неудачи, начались проблемы со здоровьем. Доктора обнаружили у поэта туберкулез костей. Он перенес несколько операций, но продолжал работать. Цензура пристально следила за вольнодумцем, публицистику Хетагурова трудно было назвать лояльной. Вскоре его отправили в очередную ссылку, пунктом проживания для опального поэта определили город Херсон.

Город не подходил для больного литератора, в нем было слишком пыльно и душно. Здесь было мало интеллигенции, а местные жители, купцы и торговки, не располагали к общению. Хетагуров написал прошение на перевод в Одессу, но ему разрешили переехать только в Очаков. В этом городе осетинский поэт влюбился в море, жалел, что у него не было с собой ни холста, ни красок. Жизнь в Очакове была прекрасна, Коста поселился в рыбацком доме, где гостеприимные хозяева добры к нему.

Причина смерти

В марте 1906 года поэт скончался. Его прах погребен во Владикавказе.

В Осетии с большим почтением относятся к творчеству знаменитого земляка.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

В 1859 году 15 октября женщина по имени Мария родила сына. К сожалению, сразу после родов она умерла, поэтому воспитание ребёнка поручили близкой родственнице Ч. Дзапаровой. Отцом мальчика был Леван Хетагуров, прапорщик русской армии. Через пять лет отец женился вновь, на дочери местного священника. Но мачеха не любила неродного ей мальчика. Коста всё понимал и часто убегал, потому что ему не нравилось находиться с мачехой рядом. Тяжелое детство поэта было лишено материнской ласки, естественно, это отразилось в творчестве. Читая произведения Хетагурова, можно прочувствовать его сильную душевную боль и тоску по матери. Но отец всё же старался заменить мальчику обоих родителей, насколько это было возможно. Поэтому Коста очень уважал и ценил его.

Начальное обучение Хетагурова проходило в нарвской школе, после переезда во Владикавказ, он обучался уже в гимназии. В 1870 году его отец основал село в Кубанской области. Коста, не выдержав разлуки с отцом, бросает учёбу и сбегает к нему.

В августе 1881 года Хетагуров поступает в Петербургскую художественную академию, но позже лишается стипендии. Из-за этого его финансовое состояние ухудшается, и он решает переехать в Осетию. Там Коста продолжает писать стихотворения, а в 1888 году его стихи впервые были напечатаны в газете "Северный Кавказ". К сожалению, его творчество было слишком вольнолюбивым для того времени, поэтому поэта выслали на два года из Осетии. В 1892 году ему пришлось столкнуться с тяжелыми переживаниями. Его отвергает девушка, в которую он был влюблён и даже собирался на ней жениться. Но ещё большим горем становится смерть отца.

С 1893 года, переехав в Ставрополь, Хетагуров начал вести активную творческую деятельность. Благодаря этому осетинский автор со временем превратился в известного поэта и внёс неоспоримый вклад в литературное и культурное наследие своего народа. Коста хотел воплотить в жизнь все свои мечты и планы: построить дом, создать семью, открыть школу живописи для детей. Но у него обнаружили туберкулёз, были сделаны две операции, которые ему не помогли. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, Хетагуров продолжал писать стихи и заниматься живописью.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Вещий Олег – великий русский князь, окончательно объединивший славянские племена. О происхождении Олега практически ничего не известно. Существуют лишь несколько теорий, основанные на летописных сводках.

Жюль Верн - французский писатель, рожденный 8 февраля 1828 года. Жюль стал первым ребенком в семье, а позже у него появились брат и три сестры. В возрасте шести лет будущего писателя направили в пансион

Гегель является ярким представителем немецкой классической философии и принадлежит к школе идеализма, которая видит в основе мироздания духовное начало, сознание, в противовес материализму, который видит источником

Альберт Анатольевич Лиханов – известный деятель, автор многих детских произведений, журналист, академик, лауреат множества наград.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, Италия. Итальянский композитор и скрипач, оставивший решающий знак в форме концерта и стиле поздней барочной инструментальной музыки.

Джатиева Оксана Омаровна

ВложениеРазмер
doklad.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Владикавказ 2014г.

ХЕТАГУРОВ КОСТА ЛЕВАНОВИЧ

В газетных отчетах выступление Коста выглядело как наиболее яркий эпизод всего праздника, но стихотворение, посвященное памяти Лермонтова,

Организатором торжеств хотелось славословиями заглушить протестующий голос Коста как организатор борьбы за осетинскую школу, был выслан по : аспоряжению начальника Терсой области за пределы родного края сроком 5 лет. В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско - Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому - либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.

26 мая 1899 г.Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еше более острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый,

лее зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта эыли на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

образу жизни и мещанским идеалам счастья - таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже в ряде интимно-лирических произведений. И выражается она двояко: поэт либо открыто развенчивает мещанский образ "жизни. Либо противопоставляет ему собственный идеал.

Читайте также: