Доклад амнистия как морально этическая проблема

Обновлено: 12.05.2024

Этика как практическая философия. Нравственность и мораль: общее и особенное. Нравственность и мораль в их развитии. Понятие и феноменология морали. Структура и функции морали. Корни императивности морали: религиозный и философский подходы. Функции морали и задачи этики.

Проблема происхождения нравственности и варианты её решения (теологический, социально-исторический, натуралистический и др.).

Возникновение нравственных норм, запретов и обычаев в условиях родового общества. Первобытное равенство и коллективизм. Сословно-корпоративная мораль Древнего мира. Золотое правило нравственности. Христианская мораль Средневековья. Индивидуализм как нравственный принцип буржуазного общества. Морально-нравственный кризис современной цивилизации и проблема нравственного прогресса.

Нравственная деятельность как способ реализации нравственных ценностей. Моральный выбор как результат "противоборства" разума и чувств. Проблема нравственной личности. Нравственный выбор и моральный конфликт. Мораль и польза. Всеобщие нормы нравственности и национальные, религиозные, профессиональные моральные ценности.

Противоречие между сущим и должным как источник развития нравственности. Уровни и виды этического знания. Этика долга и этика добродетелей.

Тема 2. История этических учений

Этика Древней Индии и Древнего Китая: общая характеристика. Основные этические идеи Вед, буддизма и джайнизма. Этические воззрения в даосизме и конфуцианстве: сравнительный анализ.

Мораль иудаизма и христианства: общее и особенное. Общечеловеческое значение принципа любви в христианстве. Своеобразие принципов и норм мусульманской этики.

Гуманистическая этика Возрождения. Лоренцо Валла: попытка синтеза эпикуреизма и христианства. Духовно-нравственный кризис позднего Возрождения (Н. Макиавелли).

Этика долга и концепция взаимодополнительности морали и права в философии И. Канта. Г.В.Ф. Гегель: преодоление морали, реализация нравственности в системе общественных отношений и государстве. Этический принцип любви в антропологии Л. Фейербаха.

Кризис классической этики и антинормативистский поворот в этике ХIХ века. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше. Утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля.

Социально-исторический анализ нравственности и гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике.

Экзистенциалистская этика о трагизме человеческого существования и приоритете свободного выбора (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю).

Этический релятивизм прагматизма и теория справедливости Дж. Ролса. Постмодернизм как крайняя форма антинормативистской критики морали. Герменевтический вариант современной этики.

Этика в России ХIХ-ХХ веков: своеобразие, основные идеи и представители. Материалистическое понимание нравственности: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.А. Кропоткин. Этика ненасилия Л.Н. Толстого. Нравственная философия всеединства и трактовка В.С. Соловьёвым соотношения права и нравственности.

Проблемы этики в трудах советских и постсоветских философов.

Тема 3. Основные категории этики и нравственные ценности

Особенности этических категорий. Нравственная аксиология. Понятие нравственного идеала и ценности. Формирование идеалов и ценностей как высших духовных потребностей человека. Императивность нравственных ценностей.

Категории добра и зла в теоретической этике. Добро и зло как степень соответствия идеалу. Добро как ненасилие, цель и средство. Понятие добродетели.

Многоаспектность и цельность свободы. Нравственное измерение свободы. Свобода и ответственность: нравственный и правовой аспекты.

Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости. Правовые аспекты справедливости.

Понятие долга. Долг и личный интерес. Стыд и совесть.

Счастье как этическая категория. Стремление к счастью и соображения долга в жизни человека: возможности и пути гармонизации.

Смысл жизни как нравственная ценность.

Тема 4. Актуальные проблемы этики и право

Прикладная этика: предпосылки формирования и особенности. Прикладные проблемы современной этики права. Права человека как категория этики права.

Нравственно-правовые аспекты проблем биоэтики, эвтаназии, клонирования, трансплантологии, экологии и др. Нравственно-правовая проблема генетического контроля и мера его допустимости.

Смертная казнь как нравственно-правовая проблема. Этические аргументы против смертной казни.

Этическая интерпретация актуальных правовых проблем. Амнистия как морально-этическая проблема. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.

Морально-правовые проблемы, связанные с распространением Интернета в России и мире. Этические характеристики виртуального общения. Нравственно-правовая оценка информационных войн и террора.

Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Тема 5. Профессиональная этика и её взаимосвязь

С общей теорией морали. Юридическая этика.

Экспертная этика

Понятие профессионализма. Профессиональная этика как конкретизация общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям профессиональной деятельности. Зависимость специфики профессиональной этики от социальных функций профессии.

Основные принципы профессиональной этики: беспристрастность, объективность, конфиденциальность, должное исполнение профессиональных обязанностей, честность, справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, уважение права других быть самостоятельными, добровольное подчинение закону и др.

Социальные функции профессиональной этики: содействие успешному решению задач профессии; определение соответствия интересов профессиональных групп населения интересам всего общества; участие в согласовании интересов общества и личности; теоретическое обеспечение реализации подлинных моральных ценностей и принципов в профессиональные отношения применительно ко всем сферам общества.

Роль профессиональной этика в повышении позитивного имиджа профессии.

Виды профессиональной этики как отражение специфических особенностей конкретных областей деятельности. Общий нравственно-философский фундамент всех видов профессиональной этики.

Специфика профессиональной деятельности юриста, обусловленная особенностями его нравственного и социального положения. Формирование этики юриста на основе взаимосвязи моральных и правовых норм. Сущность, содержание и структура профессиональной этики юриста. Виды юридической этики.

Профессиональная этика судебного эксперта (экспертная этика) как система нравственных требований и норм, выступающих продолжением принципов общей морали во всех областях профессиональной экспертной деятельности, а также научная дисциплина, исследующая специфику реализации правил нравственности в данной сфере.

Общие требования и принципы юридической этики. Принципы гуманизма и оптимизма. Гуманизация правовых отношений как проявление нравственно-правового прогресса в истории. Нравственное отношение к человеку как основной ценности.

Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Профессиональные этические кодексы и комитеты в правовой деятельности.

Принцип справедливости и законности в деятельности юриста как правовая и нравственная норма.

Совесть как нравственно-психологический механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения юристов к людям.

Профессиональный долг и ответственность в деятельности юриста. Профессиональная честь - моральная основа оценки заслуг.

Независимость как принцип юридической этики. Соблюдение норм профессиональной этики и соблюдение принципа независимости как способ обеспечения реальной защиты прав человека, общества и государства.

Николай Геннадьевич,

Амнистия и помилование представляют собой две разновидно­сти полной или частичной отмены юридических последст­вий совершения преступления, осуществляемого в несудебном по­рядке. Амнистия и помилование облегчают участь лиц, осужден­ных за преступления, которые, как правило, не представляют боль­шой общественной опасности и создают дополнительный стимул для исправления осужденных и их скорейшего приспособления к жизни в обществе.

Амнистия может быть общей и частичной. Общая распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями УК. Частичная относится к определенной категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.

Согласно ст. 5 УПК освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии оформляется: на стадии возбуждения уголовного дела – постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования, либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор, – постановлением о прекращении уголовного дела; на стадии судебного разбирательства – определением суда о прекращении уголовного дела.

По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии.

Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения. Освобождение от дальнейшего отбытия наказания по амнистии также многовариантно: лицо может быть освобождено досрочно, срок наказания может быть сокращен, назначенное наказание может быть заменено менее тяжким (например, лишение свободы заменяется исправительными работами). Наконец, актами амнистии может быть предусмотрено освобождение от правовых последствий наказания – судимости.

Амнистия – это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов – высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств.

Конституция РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Часть 1 ст. 84 УК лишь дублирует конституционное положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой. Таким образом, амнистия – это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, как уже отмечалось ранее, последствия ее применения существенно затрагивают сферу уголовного права.

То обстоятельство, что амнистия – внесудебный акт, и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер.

Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость ее применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.

Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осужденных, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.

Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные и иные особо опасные преступления, лиц признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания наказания.

Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально не определенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение – лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвертых, акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения. Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д.

Èñïîëüçîâàííàÿ ëèòåðàòóðà

Конституция Российской Федерации: Словарь-справочник школьника. СПб., 1997.

Сабанин С. Н. Справедливость освобождения от уголовного наказания. Екатеринбург, 1993.

Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. / Под ред. Игнатова А. Н., Красикова Ю. А.. М., 1999.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. // Российская газета. 22 декабря 2001. № 249.

Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2000.

Теги: Амнистия как основание освобождения от уголовного наказания Реферат Уголовное право


Амнистия является актом государственного гуманизма в сфере уголовных отношений и позволяет освободить от уголовной ответственности либо наказания лиц, совершивших преступления, иным образом смягчить примененные к ним меры уголовно-правового воздействия.

Неприменение либо неверное применение акта об амнистии искажает волю государства о снисхождении в отношении определенного круга лиц, подвергнувшихся уголовному преследованию, и влечет либо необоснованное ухудшение, либо незаслуженное улучшение их положения.

Отрицательно следует оценивать использование амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы. Кроме того, как отмечает А.П. Фоков, до настоящего времени законодатель не разработал общего механизма применения государственного акта амнистии, не разработаны правовые нормы, признаки и категории лиц, подлежащих амнистированию. Ученые довольно скептически относятся к отдельным погрешностям в текстах некоторых актов амнистий, что на практике вызывает большие трудности в применении их положений. Неясность, нечеткость положений об амнистии, недостатки в регламентации деятельности органов, осуществляющих амнистию, — все это является существенным препятствием к развитию данного института.

Вместе с тем очевидно, что осуществление амнистии в демократическом правовом государстве не может быть произвольным и беспредельным. Оно должно сообразовываться с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, непосредственно действующие, а также охранять нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан. Сторонники отнесения института амнистии к уголовному праву отмечают, что конституционное право только провозглашает право юридического существования амнистии и определяет органы, уполномоченные амнистировать осужденных.
По мнению других исследователей, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права, относясь к межотраслевому образованию.

Таким образом, институт амнистии является межотраслевым и включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 84 Уголовного кодекса РФ этот институт применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, снятие судимости.

Амнистия объявляется Государственной Думой РФ в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем принятия следующих постановлений: об объявлении амнистии и о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется.

Несмотря на все отрицательные черты амнистии, следует признать, что на сегодняшний момент Россия не может полностью отказаться от нее. Необходимо принять все возможные меры для того, чтобы амнистия полностью соответствовала тем задачам, на решение которых она направлена. Нужно исключить такое применение амнистии, когда главной ее задачей является решение проблемы переполненности мест лишения свободы.
По мнению большинства ученых-юристов, амнистия представляет собой исключительный акт, поэтому объявляться она должна редко, в исключительных случаях, а не превращаться в дежурное мероприятие к очередной юбилейной дате или использоваться в качестве инструмента политической борьбы.

Как известно, отношение общества к целесообразности применения амнистии неоднозначное. В связи с этим, по мнению А.Е. Раевой, на подготовительной стадии применения амнистии следовало бы ввести в практику широкое обсуждение ее в обществе, что, с одной стороны, ослабило бы социальную напряженность, а с другой — благоприятно сказалось бы на возврате в общество амнистированных.

этические проблемы современного мира им удалось успешно преодолеть различные барьеры и все больше присутствовать в социальных пространствах, таких как семейные ядра и школы, даже врываясь в великие сферы политики и глобальную экономику.

С появлением новых технологий, развитием науки и постоянной тенденцией к потреблению и приобретению материальных благ люди постепенно утратили свою личную, трудовую и, прежде всего, социальную этику..


То, как люди ведут себя с собой и с окружающими, а также их права и обязанности сегодня, отражают полное отсутствие морального сознания.

Этика охватывает целый набор принципов, ценностей и убеждений моральной природы, которые каждый человек содержит в себе и которые отвечают за определение направления их действий в различных областях их повседневной жизни..

Этика - это тот маленький бессознательный голос, который указывает на то, что хорошо, а что нет, и определяет каждого человека, как жить хорошей жизнью..

Однако, несмотря на существование кодекса этического поведения, сегодня существует бесчисленное множество этических проблем, которые глобальное общество представляет.

Будь то личные, академические, политические, экономические, медицинские, технологические и даже экологические проблемы, этические проблемы продолжают проявляться с большой силой, и приведенный ниже список является их ярким отражением..

Основные этические проблемы во всем мире

Существование разнообразных культурно-нравственных систем

Обычно называемая проблемой культурного релятивизма, она упоминает, как этические принципы варьируются от одной культуры к другой..

Одна из основных этических проблем заключается в том, что нет единого определения этического для каждой культуры.

Подобно тому, как некоторые общества склонны почитать нескольких богов, практиковать многоженство и не потреблять некоторых животных, потому что они считаются священными, западные верования, например, имеют другую точку зрения на восприятие мира..

Глобализация бедности

Развитие новых технологий и глобализация сумели соединить мир как никогда, однако они увеличили социальное неравенство и сосредоточили богатство в руках небольшой части населения..

Следовательно, хотя некоторые имеют высокий уровень качества жизни, другие по-прежнему страдают от основных недостатков, таких как нехватка питьевой воды, голод и образование..

Сегодня половина населения мира, примерно 3 миллиарда человек, живет менее чем на 2,5 доллара в день, а около 22 000 детей умирают каждый день в условиях крайней нищеты, как Фонд Организация Объединенных Наций для детей.

Неравенство в доступе к здравоохранению

Как уже упоминалось Всемирной организацией здравоохранения, каждый человек должен иметь право на максимальную степень здоровья, которая может быть достигнута, и иметь среду, позволяющую ему заботиться о себе физически и морально.

Следовательно, неравенство в доступе к медицинской помощи рассматривается как серьезная этическая проблема..

Согласно Индексу процветания Legatum, лучшие системы здравоохранения в мире представлены в Канаде, Катаре, Франции, Норвегии, Новой Зеландии, Бельгии, Германии, Израиле, Гонконге, Швеции, Нидерландах, Японии, Швейцарии, Сингапуре и Люксембурге..

Что происходит с остальными? Без сомнения, существует недостаток справедливости и социальной справедливости..

Отсутствие политических свобод

Несмотря на то, что демократии удалось зарекомендовать себя как лучшая система управления во всем мире, сегодня есть много граждан, которым не хватает свободы выражения мнений и ассоциации, безопасности и доступа к качественным государственным учреждениям..

Точно так же, как многие правительства продолжают осуществлять коррупционную практику, независимо от серьезных этических и экономических последствий, которые это влечет за собой для своих граждан.

Последний случай коррупции был отражен в Бразилии, где взятки, отмывание денег, тысячи людей без работы и протесты свидетельствуют о растущем отсутствии этики в политике.

Однако Международный индекс прозрачности 2016 года показал, что только Дания и Великобритания, а также Уругвай и Чили в Латинской Америке получили отличные результаты..

Рост терроризма и войн

Попытки противостоять жизням других людей, оправдывающих это, продолжают оставаться основной предпосылкой террористических групп и некоторых политиков, где первые основывают свои действия на религиозных принципах, а вторые - на поисках глобальной безопасности..

Однако сотни тысяч граждан по-прежнему становятся жертвами такой практики и нападений. Постоянная потеря гражданского населения стала серьезной этической проблемой сегодня.

Постоянство экологического кризиса

Как отмечает Хатт (2016), выбросы парниковых газов увеличились на 80% с 1970-х годов, так же как концентрации этих газов в атмосфере сегодня выше, чем когда-либо в истории..

Этот кризис указывает на огромное отсутствие экологической этики, которой сегодня обладают граждане, поскольку все проблемы, которые сегодня представляет планета, такие как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, кислотные дожди, вырубка лесов и парниковый эффект, были вызваны образом жизни управление.

Экологический кризис сегодня более скрыт, чем когда-либо, и необходима этическая совесть, которая стремится внести позитивный вклад в окружающую среду.

дискриминация

Несмотря на то, что многое было достигнуто в области прав человека, даже расизм, сексизм и ксенофобия все еще присутствуют в обществе.

Отказ по причинам расы, идентичности или культуры, а также дискриминация по причине предпочтения определенных сексуальных ориентаций или ненависти к иностранцам по-прежнему остаются важными этическими проблемами в настоящее время..

Кризис беженцев в Европе является хорошим примером этого, когда принцип гуманитарной помощи был оставлен в стороне, а этические принципы остались позади, отдавая предпочтение только национальной безопасности..

Жестокое обращение с животными

Сегодня, несмотря на долгий путь, который прошли организации по защите прав животных, многое еще предстоит сделать..

Сотни животных используются каждый год для научных, военных и сексуальных экспериментов, большинство животных которых убивают или получают ранения..

Хотя кампании нулевой жестокости к животным достигли больших успехов, многие компании продолжают использовать беззащитных животных в бесчеловечных испытаниях..

Этика и уважение к жизни каждого существа - это все еще этическая проблема, которую не каждый видит с большой актуальностью..

Нападения на биоэтику

Несмотря на то, что уже существует целое направление исследований, в котором анализируются этические и моральные аспекты медицины и биологии, экстракорпоральное оплодотворение и генетические манипуляции являются серьезными этическими проблемами современности..

Поиски совершенного человека и изменение его генов с целью улучшения человеческого вида путем изменения генетического наследия живого существа рассматривались как преступление против человеческого достоинства..

В равной степени такие проблемы, как аборт, контроль над рождаемостью или право на эвтаназию, являются основными этическими дилеммами, которые по мере развития науки ставятся под сомнение..

Расширение использования искусственного интеллекта

Технология открыла новые горизонты, так же, как она объединила тысячи людей, преодолев пограничные космические барьеры.

Тем не менее, для повышения эффективности производства все чаще наблюдается использование робототехники и внедрение машин в промышленности и на предприятиях, что приводит к потере рабочих мест и ценному человеческому капиталу..

Растущее использование искусственного интеллекта рассматривается как большая этическая проблема, поскольку люди отошли на второй план и миллионы рабочих мест будут потеряны.

Читайте также: