Диалектика и философская проблематика фауста и в гете доклад

Обновлено: 02.07.2024

В разработке имеется план проведения занятия, сформулированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия.

ВложениеРазмер
met._razrab._faust.docx 50.98 КБ

Предварительный просмотр:

(методическая разработка урока – презентации

литературы Дерезина И.Ю.

предметной /цикловой/ комиссии Заместитель директора

гуманитарных дисциплин. по учебной работе

на методическую разработку урока – презентации

В методической разработке имеется план подготовки и проведения урока, четко сформулированы цели и задачи, приобретаемые навыки.

Считаю, что данная методическая разработка окажет помощь преподавателям литературы в проведении занятий по творчеству И.В. Гёте.

Преподаватель литературы: __________________/М.И.Якушова/

В разработке имеется план проведения занятия, сформулированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия.

Творчество Гёте — одно из вершинных явлений мировой литературы. Оно входит в сокровищницу художественных ценностей человечества. Как художник Гёте чрезвычайно разносторонен. У него есть произведения реалистические, романтические, классические, символические. Но какими бы художественными приемами он ни пользовался, цель творчества была у Гёте одна — понять сущность жизни, раскрыть ее глубокие противоречия. Яркая жизненность его произведений сказывается во всех видах творчества Гёте. Даже когда он прибегает к сложным символам и аллегориям, их глубинный смысл состоит в раскрытии явлений, имеющих место в реальном мире.

1.1. Предварительная подготовка к уроку

1.2. Содержание урока

Цели и задачи урока:

-воспитательные: способствовать воспитанию гражданственности, гуманизма, понимания о цене человеческой жизни, ее смысле;

Тип урока: урок изучения нового материала

Межпредметные связи: история, музыка, живопись.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, книжная выставка, портрет И.В. Гёте.

1. Организационный момент (приветствие, проверка санитарного состояния кабинета, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих).

3. Изучение нового материала:

Чтобы понять, какую страницу вписал Гёте в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству поэта, философа.

Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) родился в то время, когда эпоха Просвещения в Европе достигла своего расцвета. Родился поэт во Франкфурте-на-Майне в состоятельной семье.

Раннее обучение Гёте было домашним. Отец, находившийся не у дел имперский советник, сам занимался ним. Потом были учителя. В 16 лет Гёте отправился в Лейпциг, чтобы получить в университете юридическое образование. В отличие от Франкфурта, столица Саксонии – современный европейский город, живущий по французской моде.

Спят во тьме ночной.

Полны свежей мглой:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы,

Первые любовные стихи Гёте написал, когда ему не исполнилось двадцати лет, последние – за семьдесят. И все же лирическая манера поэта, однажды определившись, оставалась узнаваемой. Он влюблен в античность, воспринимает ее не как строгую норму, а как идеал высшей и естественной красоты, не как чужое, а как свое.

  • слово учителя (постановка проблемных вопросов):

Реальный Фауст жил в Германии первой половины 16 века. Бакалавр теологии, врач, философ, чернокнижник и прорицатель Иоганн Фауст путешествовал по различным городам и снискал себе шумную известность: одни видели в нем ученого, постигшего тайны вселенной, только что не кудесника, другие считали его шарлатаном и проходимцем, но всегда его имени сопутствовала молва о сделке с чертом, о поддержке, которую ему оказывала нечистая сила.

Штюрмерский вызов обществу состоял в том, чтобы привлечь внимание к ужасу обыденного и привлеченного, при котором сильные не находят себе применения, а слабые становятся жертвами. Страдают те и другие. А общество тупо выносит приговор, исполняя то, что считает законом. В жанре народной трагедии герои нравственно не становятся выше окружающих их людей.

Гёте в окончательном варианте пошел дальше: он освобождает героев, даруя им небо. Спасение Маргариты – прелюдия к финалу второй части, к спасению Фауста.

- Какие исторические события повлияли на формирование мировоззрения и становления поэта?

- Какие этапы жизни и творчества Гёте вы можете выделить?

- Что послужило причиной обращения Гёте к личности Фауста?

Еще со времен первых античных и восточных философов люди начали задаваться вопросом о соотношении свободы и необходимости, об их роли в жизни человека. Во времена средневекового христианства этот вопрос был переформулирован в вопрос о соотношении свободы воли человека и судьбы. Один из отцов церкви считал, что человеку от Бога дано право выбирать, но оно ограничено судьбой, возникает как следствие его грехопадения.

Ко времени появления легенды о Фаусте в Европе вновь разгорается этот давнишний спор. Основными оппонентами были Мартин Лютер и Эразм Роттердамский, который считал, что человеку дана свобода воли, она налагает на него ответственность за этот выбор. Лютер считал, что свобода выбора – это гордыня, которая ведет человека к гибели.

- Каков выбор Фауста?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к тексту трагедии, а также представить исторический фон произведения (чтение отрывка из трагедии).

- Какие еще события произошли в 18 веке?

Деятельность мыслителей 18 века, так называемых просветителей, была направлена на развенчивание всех догм и авторитетов старого времени, в том числе и авторитета христианской церкви. В центр всего их мировоззрения был поставлен человек.

Ответ на этот вопрос подводит нас к идее произведения, которая в свою очередь раскрывается через основной конфликт в трагедии. Этот конфликт между Фаустом и Мефистофелем (запись в тетрадь).

Чтобы осознать меру и смысл стремлений Фауста, обратимся к некоторым строчкам, произносимым архангелами в присутствии самого Господа:

Дает нам веру и оплот…

И с непонятной быстротою,

Кружась, несется шар земной…

И грозной цепью сил природы

Весь мир таинственно объят.

Таинственность и непостижимость мирозданья волнуют архангелов, а человек, жалкий червь, комок глины, рвется постичь смысл бытия. Так проясняются устремления Фауста.

Фауст неудовлетворен собою, но Бог (автор) предрекает Фаусту постижение истины, и, что, может быть, еще важнее, это не маленькая правда ученого доктора, а смысл жизни всего человечества:

Пока еще умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет одарен;

Сажая деревце, садовник уже знает,

Какой цветок и плод с него получит он.

Средневековый город, окруженный крепостной стеной, предстает как символ. Наступает весна, и в праздничный день все жители города стремятся вырваться из душного полумрака помещений, здесь монолог Фауста многозначен, так как дана картина весны и образ народа, очнувшегося, пробудившегося после долгой зимы (символична крепостная стена, но не менее символична и зима – долгая пора средневековья).

- Какие отличия вы заметили в этих сценах?

Этой сценой Гёте вносит важный критерий в исканиях Фауста – оценку народом его усилий.

В конце сцены автор сопоставляет Фауста с Вагнером. Фауст завидует самому солнцу в его движении по небосводу. Ученый, педант Вагнер реагирует на его слова испуганно и вместе с тем с явным удовлетворением:

Нет, что мне крылья и зачем быть птицей!

Ах, то ли дело поглощать

За томом том, страницу за страницей!

Сюжет трагедии отражает взаимоотношения персонажей. Значит надо понять, какова роль Мефистофеля в приключениях Фауста (он ведет его в кухню ведьм, устраивает встречи с Маргаритой и т.п.).

- Итак, какова позиция Мефистофеля?

Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк. Слайд – 9.

Таким образом, поиски Фауста и Гёте – это вечное стремление человека к истине и счастью, это вечные поиски ответа на вопрос: кому хорошо жить?

- В каких произведениях 19 века по-своему ставится и разрушается эта вечная философская проблема?

(Называются произведения и цитаты из них Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого и др.)

Но здесь таится трагедия Маргариты. Фауст не мог остаться в кругу Маргариты, так как круг этот был составной частью презираемого им мира мелких интересов и узкой морали.

Вместе с тем, гибель Маргариты – это вечный укор Фаусту. Гёте напоминает об ответственности каждого человека перед другим человеком. Гибель Маргариты заставляет Фауста глубоко задуматься о своих действиях. Он стремится совершать добрые дела, но все его начинания словно поражены какой-то порчей. И самого Фауста в конце жизни поражает слепота. Но он созрел духовно, мощь мысли его неисчерпаема. Высшее счастье, он понимает – это здесь, рядом. Он силой духа провидит светлую дорогу человечества в его колыбели и обители – на родной планете Фауст подводит итог длинного пути:

Прошли не даром, ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой!

Тогда сказал бы я: мгновенье!

Прекрасно ты, продлись, постой!

И не смело б веков теченье

Следа, оставленного мной!

В предчувствии минуты дивной той

Я высший миг теперь вкушаю свой.

6.Задание на дом.

  • подготовить связный рассказ об этапах жизни Гёте;
  • написать эссе по одной из выбранных тем:

1. Goethe, J.W. Faust. (Urfaust. Faust 1.und Faust II. Paralipomena. Goethe ueber "Faust"). - Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1983.

2. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. Б. Пастернака. М.: Художественная литература, 1969.

3. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. H.A. Холодковского. В 2-х частях. Часть 1. М-JL: Академия, 1936.

4. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. H.A. Холодковского. В 2-х частях. Часть 2. -М.-JL: Академия, 1936.

5. Goethe, J.W. Italienische Reise: Erster und Zweiter Teil. Bd. 1. Berlin, 1996.

6. Goethe, J.W. Italienische Reise: Zweiter roemischer Aufenhalt von Juni 1787 bis April 1788. Bd. 2. Berlin, 1996.
7. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка в 2-х т. Т.1. M.: Искусство, 1988.
8. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка в 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1988.
9. Аверинцев С.С. Мифы // Краткая литературная энциклопедия. В 9 тт. Т.4. -М.: Советская энциклопедия, 1967.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок по основам философии Тема:Философская проблема смысла жизни

Цели:- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных фило.


Подробный конспект урока с приложением презентации.


Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина

Презентация к уроку( обзор).


Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина

конспект урока и презентация.

История создания

Суть произведения

Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.

В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.

Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.

Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.

Смысл произведения

Чему учит?

Гете не только отражает идеалы просветительской эпохи в своем произведении, но и вдохновляет нас на раздумья о высоком предназначении человека. Фауст дает публике полезный урок: постоянное стремление к истине, познание наук и желание помогать народу спасают душу от ада даже после сделки с чертом. В реальном мире нет гарантии, что Мефистофель даст нам вдоволь поразвлечься прежде, чем мы осознаем великий смысл бытия, поэтому внимательный читатель должен мысленно пожать Фаусту руку, похвалив его за стойкость и поблагодарив за такую качественную подсказку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(методическая разработка урока – презентации

литературы Богданова С.С.

на методическую разработку урока – презентации

преподавателя С.С. Богдановой

В методической разработке имеется план подготовки и проведения урока, четко сформулированы цели и задачи, приобретаемые навыки.

Считаю, что данная методическая разработка окажет помощь преподавателям литературы в проведении занятий по творчеству И.В. Гёте.

В разработке имеется план проведения занятия, сформулированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия.

Творчество Гёте — одно из вершинных явлений мировой литературы. Оно входит в сокровищницу художественных ценностей человечества. Как художник Гёте чрезвычайно разносторонен. У него есть произведения реалистические, романтические, классические, символические. Но какими бы художественными приемами он ни пользовался, цель творчества была у Гёте одна — понять сущность жизни, раскрыть ее глубокие противоречия. Яркая жизненность его произведений сказывается во всех видах творчества Гёте. Даже когда он прибегает к сложным символам и аллегориям, их глубинный смысл состоит в раскрытии явлений, имеющих место в реальном мире.

1.1. Предварительная подготовка к уроку

1.2. Содержание урока

Цели и задачи урока:

-воспитательные: способствовать воспитанию гражданственности, гуманизма, понимания о цене человеческой жизни, ее смысле;

Тип урока: урок изучения нового материала

Межпредметные связи: история, музыка, живопись.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, книжная выставка, портрет И.В. Гёте.

1. Организационный момент (приветствие, проверка санитарного состояния кабинета, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих).

3. Изучение нового материала:

вступительное слово учителя:

Чтобы понять, какую страницу вписал Гёте в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству поэта, философа.

Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) родился в то время, когда эпоха Просвещения в Европе достигла своего расцвета. Родился поэт во Франкфурте-на-Майне в состоятельной семье.

Раннее обучение Гёте было домашним. Отец, находившийся не у дел имперский советник, сам занимался ним. Потом были учителя. В 16 лет Гёте отправился в Лейпциг, чтобы получить в университете юридическое образование. В отличие от Франкфурта, столица Саксонии – современный европейский город, живущий по французской моде.

Спят во тьме ночной.

Полны свежей мглой:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы,

Первые любовные стихи Гёте написал, когда ему не исполнилось двадцати лет, последние – за семьдесят. И все же лирическая манера поэта, однажды определившись, оставалась узнаваемой. Он влюблен в античность, воспринимает ее не как строгую норму, а как идеал высшей и естественной красоты, не как чужое, а как свое.

слово учителя (постановка проблемных вопросов):

Реальный Фауст жил в Германии первой половины 16 века. Бакалавр теологии, врач, философ, чернокнижник и прорицатель Иоганн Фауст путешествовал по различным городам и снискал себе шумную известность: одни видели в нем ученого, постигшего тайны вселенной, только что не кудесника, другие считали его шарлатаном и проходимцем, но всегда его имени сопутствовала молва о сделке с чертом, о поддержке, которую ему оказывала нечистая сила.

слово учителя (история создания трагедии):

Штюрмерский вызов обществу состоял в том, чтобы привлечь внимание к ужасу обыденного и привлеченного, при котором сильные не находят себе применения, а слабые становятся жертвами. Страдают те и другие. А общество тупо выносит приговор, исполняя то, что считает законом. В жанре народной трагедии герои нравственно не становятся выше окружающих их людей.

Гёте в окончательном варианте пошел дальше: он освобождает героев, даруя им небо. Спасение Маргариты – прелюдия к финалу второй части, к спасению Фауста.

- Какие исторические события повлияли на формирование мировоззрения и становления поэта?

- Какие этапы жизни и творчества Гёте вы можете выделить?

- Что послужило причиной обращения Гёте к личности Фауста?

чтение и анализ отрывка из трагедии:

Еще со времен первых античных и восточных философов люди начали задаваться вопросом о соотношении свободы и необходимости, об их роли в жизни человека. Во времена средневекового христианства этот вопрос был переформулирован в вопрос о соотношении свободы воли человека и судьбы. Один из отцов церкви считал, что человеку от Бога дано право выбирать, но оно ограничено судьбой, возникает как следствие его грехопадения.

Ко времени появления легенды о Фаусте в Европе вновь разгорается этот давнишний спор. Основными оппонентами были Мартин Лютер и Эразм Роттердамский, который считал, что человеку дана свобода воли, она налагает на него ответственность за этот выбор. Лютер считал, что свобода выбора – это гордыня, которая ведет человека к гибели.

- Каков выбор Фауста?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к тексту трагедии, а также представить исторический фон произведения (чтение отрывка из трагедии).

- Какие еще события произошли в 18 веке?

Деятельность мыслителей 18 века, так называемых просветителей, была направлена на развенчивание всех догм и авторитетов старого времени, в том числе и авторитета христианской церкви. В центр всего их мировоззрения был поставлен человек.

Ответ на этот вопрос подводит нас к идее произведения, которая в свою очередь раскрывается через основной конфликт в трагедии. Этот конфликт между Фаустом и Мефистофелем (запись в тетрадь).

Чтобы осознать меру и смысл стремлений Фауста, обратимся к некоторым строчкам, произносимым архангелами в присутствии самого Господа:

Дает нам веру и оплот…

И с непонятной быстротою,

Кружась, несется шар земной…

И грозной цепью сил природы

Весь мир таинственно объят.

Таинственность и непостижимость мирозданья волнуют архангелов, а человек, жалкий червь, комок глины, рвется постичь смысл бытия. Так проясняются устремления Фауста.

Фауст неудовлетворен собою, но Бог (автор) предрекает Фаусту постижение истины, и, что, может быть, еще важнее, это не маленькая правда ученого доктора, а смысл жизни всего человечества:

Пока еще умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет одарен;

Сажая деревце, садовник уже знает,

Какой цветок и плод с него получит он.

Средневековый город, окруженный крепостной стеной, предстает как символ. Наступает весна, и в праздничный день все жители города стремятся вырваться из душного полумрака помещений, здесь монолог Фауста многозначен, так как дана картина весны и образ народа, очнувшегося, пробудившегося после долгой зимы (символична крепостная стена, но не менее символична и зима – долгая пора средневековья).

- Какие отличия вы заметили в этих сценах?

Этой сценой Гёте вносит важный критерий в исканиях Фауста – оценку народом его усилий.

В конце сцены автор сопоставляет Фауста с Вагнером. Фауст завидует самому солнцу в его движении по небосводу. Ученый, педант Вагнер реагирует на его слова испуганно и вместе с тем с явным удовлетворением:

Нет, что мне крылья и зачем быть птицей!

Ах, то ли дело поглощать

За томом том, страницу за страницей!

Сюжет трагедии отражает взаимоотношения персонажей. Значит надо понять, какова роль Мефистофеля в приключениях Фауста (он ведет его в кухню ведьм, устраивает встречи с Маргаритой и т.п.).

- Итак, какова позиция Мефистофеля?

Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк. Слайд – 9.

Таким образом, поиски Фауста и Гёте – это вечное стремление человека к истине и счастью, это вечные поиски ответа на вопрос: кому хорошо жить?

- В каких произведениях 19 века по-своему ставится и разрушается эта вечная философская проблема?

(Называются произведения и цитаты из них Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого и др.)

Но здесь таится трагедия Маргариты. Фауст не мог остаться в кругу Маргариты, так как круг этот был составной частью презираемого им мира мелких интересов и узкой морали.

Вместе с тем, гибель Маргариты – это вечный укор Фаусту. Гёте напоминает об ответственности каждого человека перед другим человеком. Гибель Маргариты заставляет Фауста глубоко задуматься о своих действиях. Он стремится совершать добрые дела, но все его начинания словно поражены какой-то порчей. И самого Фауста в конце жизни поражает слепота. Но он созрел духовно, мощь мысли его неисчерпаема. Высшее счастье, он понимает – это здесь, рядом. Он силой духа провидит светлую дорогу человечества в его колыбели и обители – на родной планете Фауст подводит итог длинного пути:

Прошли не даром, ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой!

Тогда сказал бы я: мгновенье!

Прекрасно ты, продлись, постой!

И не смело б веков теченье

Следа, оставленного мной!

В предчувствии минуты дивной той

Я высший миг теперь вкушаю свой.

6.Задание на дом.

подготовить связный рассказ об этапах жизни Гёте;

написать эссе по одной из выбранных тем:

1. Goethe , J . W . Faust . (Urfaust. Faust 1.und Faust II. Paralipomena. Goethe ueber "Faust"). - Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1983.

2. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. Б. Пастернака. М.: Художественная литература, 1969.

3. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. H.A. Холодковского. В 2-х частях. Часть 1. М-JL: Академия, 1936.

4. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. H.A. Холодковского. В 2-х частях. Часть 2. - М .-JL: Академия , 1936.

5. Goethe, J.W. Italienische Reise: Erster und Zweiter Teil. Bd. 1. Berlin, 1996.

6. Goethe, J.W. Italienische Reise: Zweiter roemischer Aufenhalt von Juni 1787 bis April 1788. Bd. 2. Berlin, 1996.
7. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка в 2-х т. Т.1. M.: Искусство, 1988.
8. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка в 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1988.
9. Аверинцев С.С. Мифы // Краткая литературная энциклопедия. В 9 тт. Т.4. -М.: Советская энциклопедия, 1967.

Проблематика в пьесе

Проблематика

В основу пьесы положена немецкая легенда о докторе Фаусте, который после неудачного самоубийства принимает решение продать свою душу дьяволу в обмен на исключительные знания и безграничные мирские утехи.

В пьесе перед читателем предстает герой, который намерен бороться со своей незадавшейся жизнью, но в итоге становится лишь жалкой игрушкой в ее руках. Фауст — скептик, пессимист, чурается толпы, разочарован жизнью и ищет ответы в оккультизме. Неизбежностям, предписанным судьбой, отводится большая часть пьесы. И если финал может показаться на первый взгляд со счастливым исходом, то присмотревшись более зорким взглядом можно увидеть сколько бед наделал демон: испортил жизнь Маргариты, забрал жизни стариков, не дававших Фаусту расширить свои владения, подтасовал карты в судьбе целого государства.

Проблематика любви в пьесе рассматривается как не поддающаяся контролю страсть. Она способна сгубить даже самого прекрасного представителя человечества. Автор разделяет это мнение, поскольку сам верит, что любовь, вышедшая за границы, способна нести большие беды и страдания. В этот момент она перестает быть созидательным чувством. Гете, будучи представителем эпохи Просвещения ставит во главу угла разум, а не эмоции. Любовь не может являться смыслом жизни и не способна раскрыть истинного божьего дарования в человеке.

Обращаясь к теме мистики Фауст в первую очередь нацелен все же на то, чтобы привнести изменения в реальный мир. Затронута борьба добра и зла в человеческом сосуде. Один и тот же человек одинаково способен как на великое зло, так и на великое добро. Фаусту и Маргарите приходится пройти через целый сонм искушений, чтобы добро восторжествовало. Маргарите достается участь убиения ребенка и свое грехопадение она решает искупить смертью. Зло, искупленное искренней скорбью, все же позволило ей вернуться к свету. Фауст же совершив много плохого до самой смерти старался использовать свои сверхъестественные возможности во благо человечеству, но не во благо себе. Человеколюбие и доброта Фауста и Маргариты заслужили то, что их души в итоге были спасены. Ведь смерть телесная ничто по сравнению со смертью духовной.

Проблематика пьесы насыщена множеством вопросов. Неудовлетворенность своей жизнью и несовершенством мира заставляет героя искать ответы там, где никто их обычно не ищет. Но что пародоксально он находит так не только ответы, но и свое предназначение. Он с умиротворением понимает, что помощь другим людям заставляет чувствовать себя по-настоящему нужным в этом мире. Гете осуждает обретенную человеком гордыню и излишнюю самоуверенность и считает, что человек должен подвергать все свои знания и действия здоровой критике.

Гете прославляет в пьесе сострадание и доброту и осуждает жадность и лицемерие. Он считает, что противоборство этих двух крайностей способны создать неповторимую человеческую личность. Хотя цели Фауста и были благонадеянными, но он выбрал плохой инструмент для их воплощения. Гете таким образом призывает людей быть более разборчивыми и не терять благоразумие ни при каких жизненных трудностях. И пусть даже человек слаб и не в состоянии взять под контроль свою судьбу, за приложенные старания при жизни он будет сполна вознагражден после смерти.

Проблемы, поднятые Гете в своем произведении, являются извечными, т.к. всегда идет борьба между добром и злом, духом и материальными потребностями. Этот спор души и дьявола безмолвно ведется в сознании каждого человека и всегда остается сложной философской проблемой, волновавшей не одно поколение

Читайте также: