Виктор иванович лихоносов доклад
Обновлено: 04.07.2024
Содержание
Начало пути
В. И. Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, а затем учительствует в течение нескольких лет в Анапском районе.
Перелом в творческой карьере
Критика
Лихоносов — талантливый рассказчик, которому больше удается изображение душевной жизни в повседневных ситуациях, чем развитие и разрешение событийных линий. Интеллектуально-логическое отступает у него перед духовно-иррациональным. Его положительные персонажи живут не рассудком, а сердцем. Проза Лихоносова полна стремления в природные дали, к тишине; автор говорит о разрушительном действии техники, но не доходит до отрицания действительности. Его перо направлено против бесчеловечности, бездуховности. Герои — странники, люди, ищущие гармонии в жизни. Манера повествования Лихоносова — традиционна, естественна; характеры его героев проясняются постепенно по ходу скупого действия, с помощью чётких и точных подробностей, живого диалога и частых внутренних монологов. Лихоносов как автор обычно отступает на задний план, даже в рассказе от первого лица. [3]
Премии и награды
Политические взгляды
Избранное
- Избранные произведения: в 2-х т. — М.: Сов. Россия, 1984.
- Избранное: Наш маленький Париж: Роман; Привет из старой России. — М.: Терра, 1993.
Основные издания
- Вечера: Рассказы. — М.: Сов. Россия, 1966.
- Что-то будет: Рассказы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
- Голоса в тишине: Повести и рассказы. — М.: Мол.гвардия, 1967.
- На долгую память: Повести. — М.: Сов. Россия, 1969.
- Чалдонки: Повести. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
- Люблю тебя светло. — М.: Правда, 1971.
- Счастливые мгновения: Повести и рассказы. — Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
- Осень в Тамани: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1972.
- Чистые глаза: Повести и рассказы. — М.: Мол. гвардия, 1973.
- Элегия: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1976.
- Когда же мы встретимся?: Роман. — М.: Современник, 1978.
- Родные: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1980.
- Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. — М.: Сов. писатель, 1987.
- Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. — М.: Известия, 1991.
- Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. — М.: Соврем, писатель, 1993.
- Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. — Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.
- Родные: Повести и рассказы. — М.: Изд-во Зауралье, 1997.
Интервью
О творчестве Виктора Лихоносова
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Лихоносов, Виктор Иванович" в других словарях:
ЛИХОНОСОВ Виктор Иванович — (р. 1936) русский писатель. Лирические рассказы и повесть ( На долгую память , 1968; сб. Родные , 1980) о современной жизни, преимущественно сельской. Романы Когда же мы встретимся? (1978), Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж (1987)… … Большой Энциклопедический словарь
Лихоносов, Виктор Иванович — Писатель; родился в 1936 г.; автор романа "Когда же мы встретимся", книги "Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж" (хроника жизни кубанских казаков в 20 е годы) и других произведений … Большая биографическая энциклопедия
Лихоносов — Лихоносов, Виктор Иванович Виктор Лихоносов Дата рождения: 30 апреля 1936(1936 04 30) (74 года) Место рождения … Википедия
ЛИХОНОСОВ — Виктор Иванович (род. 1936), русский писатель. Изображение народных характеров, трудной повседневности сельской жизни в повестях и рассказах ( На долгую память , 1968; сб. Родные , 1980) сменяется лирическими размышлениями об историческом и… … Русская история
Лихоносов В. И. — ЛИХОНÓСОВ Виктор Иванович (р. 1936), рус. писатель. Изображение нар. характеров, трудной повседневности сел. жизни в повестях и рассказах ( На долгую память , 1968; сб. Родные , 1980) сменяется лирич. размышлениями об ист. и культурном прошлом… … Биографический словарь
Государственная премия РСФСР имени М. Горького — Государственная премия РСФСР имени М. Горького … Википедия
Русская литература — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Русская литература … Википедия
Для начала заглянем в хронограф 1831 года и отметим кратко основные события русской истории этого года. Как и чем жила Россия в год рождения писателя и публициста Константина Николаевича Леонтьева?
Польское восстание. Сейм в январе объявил о лишении Николая I польского престола. 25 января действующая русская армия под командованием фельдмаршала Дибича-Забалканского вступила на территорию Польши. Сражение 13 февраля при Грохуве близ Варшавы. Польские мятежники, потерпев поражение, отступили в Варшаву. В мае фельдмаршал Дибич-Забалканский умирает от холеры. Новый главнокомандующий Паскевич 25 августа берет Варшаву. Конец польского восстания.
Заявление Главе администрации г.Нижнего Новгорода
Главе администрации Нижнего Новгорода
Юрий Владимирович, примите мои соображения относительно общественного совета (назовём его для краткости ШОС).
Во-первых, размыт статус совета: то ли он имеет характер наблюдательно-контролирующего органа, то ли поощрительно-защитного любым действиям подрядчика фирмы ЕКС. Так как мои просьбы и вопросы остаются без ответа, а критика подрядчика вызывает раздражение, верно второе предположение.
Так, в январе 2021г. после размещения в Сети фото не засыпанных траншей под электропроводку я подверг критике подобный метод работы ЕКС, когда, не закончив одно дело, начинают другое. Две недели в декабре стояли бесснежные морозы, и корни деревьев в 0,5 метра от траншей могли подмёрзнуть. Пятнадцатого января я хотел попасть на территорию парка, чтобы убедиться в засыпке траншей, но мне отказали. Именно с этого времени секретарь ШОС Данила Смирнов перестал приглашать меня на заседания.
В-третьих, Вы отлично знаете, что средств на вторую очередь благоустройства парка нужно в два-три раза больше, чем на первую. Искать эту гигантскую сумму придётся, может быть, десяток лет, если она вообще найдётся. И всё это время жители нагорной части города будут пить некачественную воду Слудинского водозабора?
Исходя из вышесказанного, я не хочу быть причастным к подобной бульдозерной реконструкции и прошу вывести меня из состава Общественного совета.
Действительный государственный советник
Нижегородской области I класса, член Союза
писателей России, Народный эколог России Михаил Чижов
В тупике (рассказ)
Но там, куда дочь прибежит, её ждут не тёплые, хорошо протопленные классы, не подруги-одноклассницы, а старый насквозь промёрзший рейсовый автобус, еле-еле плюхающий в районный центр. Он почти пуст, но сесть и чуточку отдохнуть на сиденье невозможно, оно так холодно, что, кажется, к нему примёрзнешь. Автобус часто ломается, и не факт, что придёт вовремя, или вовсе не появится в промозглой морозной дымке, скупо светящий фарами с грязными стёклами. И тогда предстоит нелёгкий выбор: возвращаться домой или всё-таки бежать в школу ещё десять километров, надеясь на глупое счастье, что тебя подберет какая-нибудь попутка.
О стариках (обращение к читателям)
В декабре мне исполнилось 75 лет. ВОЗ утверждает, что с этих лет начинается старость. Психологи утверждают, что старики отличаются эгоизмом, осторожностью и критичностью. Условные и весьма-весьма сомнительные характеристики, тем более, приведённые в такой последовательности. Не сомневаюсь: у каждого из стариков свой характер. Кто-то более критичен, и менее осторожен, другой готов всё отдать внукам, понимая близость полного заката. Скажу откровенно: поведение стариков, как и всех людей в остальных периодах, определяется детством, отрочеством и юностью. Был в детстве смелым, то и в старости не будешь бояться куста, как пуганая ворона. Делился в юности с другом последним куском хлеба, то добрым останешься до гробовой доски. Не отчаивайтесь из-за возраста!
От автора
Константин Николаевич Леонтьев, русский барин, монархист, православный и консервативный мыслитель, а к концу жизни и монах, прозрел многое из того, чему мы несказанно удивляемся в начале XXI века.
Лауреат Патриаршей премии по литературе имени св. Кирилла и Мефодия Виктор Иванович Лихоносов покинул этот мир. Писателю было 85 лет. В прошлом учитель, он всегда волновался, будут ли читать дети, а главное, что будут читать.
Виктор Лихоносов ушёл после тяжёлой продолжительной болезни в ночь на 9 августа 2021 года в ковидном госпитале Краснодарского края. Герой труда Кубани и почетный гражданин Краснодара, обладатель литературных премий, он переписывался с Борисом Зайцевым, а в юности был замечен Твардовским.
Самое подробное перечисление наиболее ярких фактов биографии, заслуг и наград не передаст тепла, обаяния, интонаций одаренного Богом человека, если его нет рядом. Но отчасти передаст его теплоту и харизму сердечный разговор с другом и современником, мастерски записанный тем, кто любил Виктора Ивановича.
Виктор Иванович Лихоносов:
“Мне судьбу выстроил Бунин… ”
«В последний день апреля Виктору Ивановичу Лихоносову исполнится 80 лет. Его рассказы и небольшие повести – одно из тихих чудес отечественной литературы.
От души удивляюсь тому, что организаторы ежегодного “Тотального диктанта” до сих пор не обратились к Лихоносову, к его ясным и пронзительным текстам.
Виктор Лихоносов, из выступления в городе Щекино: “Все говорят, что дети такие-сякие, не читают, но это мы, взрослые, виноваты, что не даем вам хорошие книги…”
Ведь это о нем Твардовский говорил: “Проза у него светится…” Это его любили как младшего брата Юрий Казаков, Юрий Домбровский, Василий Белов, Виктор Астафьев… Это Лихоносову, тогда молодому провинциальному учителю, писали из Парижа великие старики первой волны русской эмиграции Борис Зайцев и Георгий Адамович.
“Мне не только понравилась ваша книга, нет: я очарован ею…”, – писал Адамович. “У вас свежее и доброе дарование…” – прибавлял Зайцев.
Еще в юности заметил: первый признак большой литературы – это когда хочется написать автору что-то благодарное и тем продлить очарование от прочитанного.
…Виктора Ивановича не отпускают из Краснодара хлопоты о семье, о журнале, который он много лет редактирует. Но вот на днях пришло письмо, подписанное: “Ваш неунывающий Виктор Лихоносов”. В письме были ответы на мои вопросы.
– Какие дни в детстве вспоминаются вам чаще всего?
– Те, что связаны с матерью. Я жил в Новосибирске. Вот какой-то день: матушка уехала выкапывать картошку к деревне Ересной, а я, маленький, до вечера жду ее… А в другой раз она поехала через Обь в центр, а я с крыши выглядываю появление пригородного поезда, боюсь, как бы чего с ней не случилось… В этой тревоге – мотив всей моей жизни после войны без отца.
– Круг своего детского чтения вы помните?
– Какой круг? Я в футбол играл. Помню, в нашей 73‑й школе учительница литературы Антонина Ивановна Гитченко вдобавок к программе читала нам “Флаги на башнях” Макаренко. То читала, то пересказывала. Но я больше театром интересовался, а книги – так…
– Где же вы нашли театр?
– Как где?! У нас “Красный факел” был – почти Вахтанговский! У нас Евгений Матвеев играл! А спектакли какие: “Чайка”, “Варвары”! Я заболел театром. Мама говорила: “Ты чего, в артисты собрался? Это разве дело?” А я с дружком своим Юрой Назаровым во Дворце пионеров, в драмкружке, играл Хлестакова, Аркашку Счастливцева, Бобчинского и Добчинского…
– И вы вместе с будущим народным артистом поехали поступать в театральное…
– Слава Богу, что меня в этот вертеп не пропустили. Но осталась наша дружба с Юрой Назаровым. Мы потом жили в разных городах, но он, влетевший в театральные эмпиреи, никогда не бросал меня, прозябавшего в болоте.
Очень крепко поддерживал письмами, вызывал меня на съемки “Андрея Рублева”, когда снимался у Тарковского. Он влиял и влияет на меня своей бесконечной добротой…
– В Краснодаре вы окончили пединститут и пришли в школу учителем литературы, но это тоже не стало вашим призванием…
– Мне было трудно работать в школе. У меня же с детства, с войны, плохо со слухом. К тому же я не знал и не любил методик. Я заставлял ребят учить наизусть отрывки из летописей. И за то, что прочитали, ставил пятерки.
– Так что же привело вас в литературу?
– Думаю, меня завела в литературу моя душа. После того как я не попал в артисты и уехал из Новосибирска на юг, все способствовало одинокому созерцанию. Тогда я открыл для себя Бунина и тотчас полюбил его мелодию мерцания жизни.
Несколько лет назад Святослав Бэлза вручал мне Бунинскую премию, и я сказал: “Мне судьбу выстроил Бунин”.
Книга вдовы Бунина Веры Николаевны, подписанная ею и присланная мне из Парижа, взрастила мое чувство к русской эмиграции и бросила какое-то зернышко в замысел романа о Екатеринодаре “Наш маленький Париж”.
Возможно, под влиянием Бунина нечаянно сложился мой первый рассказ – “Брянские”. Твардовский напечатал его в “Новом мире”.
– Сегодня трудно представить, какое это было событие для молодого писателя – напечататься у Твардовского в “Новом мире”! Вам же было всего 27 лет.
– Когда Твардовский умер, я написал его вдове, Марии Илларионовне, что Александру Трифоновичу я обязан самой жизнью. Если бы в 1963 году он не опубликовал мой рассказ, я промыкался бы всю жизнь и никогда не раскрыл бы ни своих способностей, ни души.
– А как получилось, что ваши рассказы прочитал в Париже друг Бунина старый русский писатель Борис Константинович Зайцев? Вы ведь даже переписывались…
– Сперва зачаровал меня Зайцевым Олег Михайлов, который больше других, как-то уже по-домашнему, общался с ним в письмах еще с 1950‑х годов.
Кажется, последнее письмо Зайцева из Парижа с авеню де Шале было именно к Олегу Михайлову. Олег Николаевич всякий раз говорил о Зайцеве как о родном человеке. А в 1967 году побывавший в Париже Юрий Казаков прокрутил мне на даче свою беседу с Зайцевым.
Поразили меня старая речь, забытый московский распев. И Казаков чуть ли не потребовал, чтобы я послал свои первые книжки Борису Константиновичу.
Так судьба соединила меня, советского, с тихим православным, очень праведным, “последним русским писателем в изгнании”.
Орфография в его письмах вздыхала забытыми “ерЪ” и “ять”… Зайцев будто протянул мне руку из уходящего поезда.
– Книги Зайцева лежали под спудом в спецхранах и оставались запретны до самой перестройки. Сейчас их можно легко купить, но доходят ли они до читательских сердец? Иногда кажется: что-то умерло или в этих книгах, или в нас…
– Умерло долго державшееся в русских сердцах чувство трагедии, свершившейся после 17-го года, и тайное сожаление “о погибели Земли русской”. Люди, упокоившиеся на чужбине и еще жившие, нам казались волшебно другими.
Была жажда узнать про них побольше. Эта святая наивность, склонность преувеличивать отвергнутое коммунистами, это чутье к заповедному в поколебленной родной истории, интерес к судьбе “рыцарей тернового венца” – все это быстро выветрилось с обрушением на нашу землю свободы.
Все непозволенное пришло с запозданием. То же и с Зайцевым. Почти никого не осталось ни на Арбате, ни на Волхонке, кто заплакал бы над рассказом “Улица Святого Николая”.
– О чем бы вы сейчас написали Зайцеву, будь он жив?
– Сейчас я, постаревший, писал бы ему, наверное, уж совсем по-родственному: про дорогие ему калужские места, покаялся бы, что так и не съездил в родное ему Притыкино, и оттого не написал ему, что там, как там. Поплакал бы и по любимому им Олегу Михайлову, сгоревшему… на даче в Переделкине…
– В 1969 году вас поддержал своим словом еще один старый эмигрантский литератор – замечательный поэт и критик Георгий Адамович.
Читая его письмо к вам, я думал: вот была тогда наша литература расколота на две части, но эти части при каждой возможности поддерживали друг друга. А возможно ли хоть что-то подобное сейчас?
– И сейчас, наверное, есть примеры горячей умной щедрой поддержки, мы просто до какой-то поры не знаем. Талантливого молодого человека не грех и перехвалить. Для старших молодой талант – это любимый собрат, надежда, смена.
И Зайцеву, и Адамовичу в старческом сиротстве хотелось русского родства с соотечественниками в России. Я крестьянский сын, и до сих пор не могу опомниться: за что Георгий Викторович, тонкий петербуржец, так хвалил простенького начинающего писателя?! Разве мог он вдали предчувствовать, что я обречён написать роман “Наш маленький Париж” о старом Екатеринодаре.
– Многие годы сердечная дружба связывала вас с Юрием Казаковым – писателем совершенно особенной чистоты и музыкальности слова.
– Юрий Казаков открыл меня, поддержал, поверил в меня.
Счастье, когда не политика, не идея борьбы с властью, не что-то там хитроватое соединяет художников, а тихая страсть к музыке речи, к красоте. Нынче такого в искусстве все меньше и меньше.
Юрий Казаков – это, как и Бунин, мелодия, которую если вдруг услышишь, не захочется прервать. А его так мало печатают…
– А какого писателя вы назвали бы сердцем русской литературы?
– Сейчас много споров вокруг школьной программы по литературе. Если бы у вас была возможность, по какому принципу вы бы её составили?
– Идти надо от родного. Прочитайте на уроке отрывок о матери из “Жизни Арсеньева”, а потом об отце, это уже в конце романа Бунина. Но перед этим надо поговорить надо с ребятишками: ну как, у вас бабушки у всех есть, мамы.
А вот Иван Алексеевич уехал, родину потерял, тосковал. Думал: где там могила матери, ее и не найдешь теперь. Вот посмотрите, как он писал и сколько в этом музыки, грусти, нежности, поздних слез.
Важно не просто вспомнить биографию Бунина, а душой приклониться к тому, о чем он пишет, вызвать в детях это изумительное чувство родства.
Учитель на уроках русской литературы должен стать родителем. Поменьше долдонить, а побольше вслух детишкам читать, просто представлять эту красоту художественной литературы, этого мира русского.
А таких строк чудных, как у Бунина, очень много в нашей словесности. Они и у Толстого, конечно, есть. И если говорить о любви, то, может, из “Двух гусар” взять, страницу-полторы прочитать…
– Какой книги не хватает сегодня русской литературе, какого писателя?
– Не хватает писателя, который, охватив в своем романе или повести нашу запутанную, поистине технократическую жизнь, просквозил бы ее исторической мелодией – типами, речами, родной сокровенностью…
– Если бы сегодня вы были молодым писателем, какую книгу вы бы написали?
– Нынче я бы вообще не посмел что-то писать. Я бы испугался этого разгула наглости и почти полной пропажи в обществе некогда знакомых мне наивности, простодушия, идеализма…
– У вас есть книга “Записи перед сном”, которую я много раз перечитывал. О чем вы сейчас думаете по ночам, если не спится? Что записывается?
– Я уже не записываю. Но вот на встречах в школах всегда прошу ребят: ведите дневнички хоть пустячковые.
Мамы, бабушки – они же стареют. Пишите-пишите, пока они живы! Что бабушка рассказывала, что она попросила, как она ругала вас.
Вот ты набегался, вернулся домой, бабушка тебя чаем напоила, так ты так и запиши просто: “пили чай с бабушкой”. Пройдет время, и любой пустяк трогателен и дорог будет.
Виктор Лихоносов. Заветные строки
Из “Записей перед сном”, 1987:
Чтение – это неторопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев. Так, сейчас почти никто не читает.
Растянуть время чтения – значит замедлить расставание с эпохой, которая только в книге и есть.
Когда читаешь быстро и много, душа не успевает пропитаться. Не потому ли мы такими дергаными стали, что рвем из книг одну информацию.
Из рассказа “Люблю тебя светло”, 1968:
Вы помните, как мы начинали жить? Помните, сколько ночей прокурили, книг перебрали и сколько раз мчались в общих вагонах с бабками Марьями и необидчивыми Иванами? Беднее, что ли, была наша юность, чем у осторожных сверстников наших?
Да, лучше мы век будем сдавать бутылки из-под кефира, но зато в редкие свидания мы потянемся пешком в Верею, в Боровск, вдоль Протвы-реки, любуясь старой русской окраиной и чистыми детскими лицами…
Из рассказа Виктора Лихоносова “Когда-нибудь”, 1960‑е:
Вечером за Россошью нас долго не отправляли с какой-то маленькой станции. Я ехал в последнем вагоне.
Весь я был настроен на одно, и то, что жило и шумело под боком, не задевало меня, не занимало, как прежде, а всякие глухие полустанки, вид оставшихся за вагоном окрестностей, темное поле под откосом, его запах, чувство необозримого в засыпающей густоте ночи простора и песни из репродуктора в палисаднике близко и тонко отзывались во мне.
Откуда вдруг приходит такое? Откуда приходит стеснительное чувство любви к жизни…
– Подъезжаем, – сказал кто-то спросонок.
Из досье “РГ”
Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки. Его отец, железнодорожный рабочий, погиб на фронте. Жил с матерью на окраине Новосибирска.
В 1961 году окончил историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института. Учительствовал в кубанских станицах. Первую книгу выпустил в 1966 году. В 1988 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР за роман “Наш маленький Париж”.
Лауреат премии “Ясная Поляна” в номинации “Выдающиеся творческие достижения в области русской литературы” (2003). Живет в Краснодаре. Главный редактор литературно-исторического журнала “Родная Кубань”.
Памятное
Борис Зайцев – Виктору Лихоносову. Париж, 7 февраля 1967 года.
Дорогой Виктор Иванович, обе книжки ваши получил, большое спасибо. Прочитал и порадовался: дарованию, свежести вашей и молодости. Это все в ваших рассказах есть, и никакого указательного перста… Всячески желаю вам сил и творчества, “и во всем благого поспешения”. У вас свежее и доброе дарование…
Валентин Распутин – Виктору Лихоносову, 19 сентября 1981.
Витя, дорогой, всегда любил тебя и люблю… Гоголь, начиная работу, прежде составлял молитву на успешность ее завершения, – твоей ли, его ли, своей ли молитвой готов и я и буду просить, чтоб все у тебя было хорошо. Это нам только кажется, что мы можем работать поодиночке – если мы что-то и можем, то потому, что вместе.
В. И. Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, а затем…
Скончался на 86 году жизни 9 августа 2021 в реанимации Краевой клинической больницы № 1, в которую был госпитализирован с диагнозом COVID-19. Похоронен в станице Тамань, согласно завещанию.
Библиография
Избранные произведения: в 2-х т. — М.: Сов. Россия, 1984.
Наш маленький Париж: Роман;
Привет из старой России. — М.: Терра, 1993.
Вечера: Рассказы. — М.: Сов. Россия, 1966.
Что-то будет: Рассказы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
Голоса в тишине: Повести и рассказы. — М.: Мол.гвардия, 1967.
На долгую память: Повести. — М.: Сов. Россия, 1969.
Чалдонки: Повести. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
Люблю тебя светло. — М.: Правда, 1971.
Счастливые мгновения: Повести и рассказы. — Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
Осень в Тамани: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1972.
Чистые глаза: Повести и рассказы. — М.: Мол. гвардия, 1973.
Элегия: Повести и…
Избранные произведения: в 2-х т. — М.: Сов. Россия, 1984.
Наш маленький Париж: Роман;
Привет из старой России. — М.: Терра, 1993.
Вечера: Рассказы. — М.: Сов. Россия, 1966.
Что-то будет: Рассказы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
Голоса в тишине: Повести и рассказы. — М.: Мол.гвардия, 1967.
На долгую память: Повести. — М.: Сов. Россия, 1969.
Чалдонки: Повести. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
Люблю тебя светло. — М.: Правда, 1971.
Счастливые мгновения: Повести и рассказы. — Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
Осень в Тамани: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1972.
Чистые глаза: Повести и рассказы. — М.: Мол. гвардия, 1973.
Элегия: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1976.
Когда же мы встретимся?: Роман. — М.: Современник, 1978.
Родные: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1980.
Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. — М.: Сов. писатель, 1987.
Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. — М.: Известия, 1991.
Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. — М.: Соврем, писатель, 1993.
Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. — Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.
Родные: Повести и рассказы. — М.: Изд-во Зауралье, 1997.
Выдающемуся творцу слова Виктору Ивановичу Лихоносову - 85 лет!
Губернатор подчеркнул, что повести, рассказы и романы писателя знают и любят не только на Кубани, но и во всей России. Глава края отметил особое отношение юбиляра к истории Краснодара и Кубани. Благодаря личному содействию Виктора Лихоносова создаются новые памятные места и знаковые исторические объекты.
К поздравлениям юбиляра присоединился мэр Краснодара Евгений Первышов, сообщает пресс-служба Администрации города.
Сейчас он находится дома на самоизоляции, продолжает литературную работу.
Он также рассказал, что, несмотря на возраст, по-прежнему ощущает себя 20-летним парнем, который приехал в Краснодар учиться в вузе и остался здесь жить.
«Виктор Лихоносов - эпоха в отечественной литературе, - не сомневается публицист. - Он, как никто, щемяще и нежно написал о послевоенной жизни. Не только лица запечатлел, но и души осиротевших ребят, закаленных в стычках со шпаной и при этом бесконечно влюбленных в каждую девушку и в каждую попавшую в руки хорошую книжку.
А скольких стариков, не дождавшихся с фронта сыновей, он с любовью увековечил! Обычно Лихоносова ставят в один ряд с прозаиками Василием Беловым, Виктором Астафьевым и Валентином Распутиным. Но не было бы ошибкой видеть его имя и в ряду поэтов - так музыкальны и возвышенны его повести и рассказы.
Лихоносов и благословение-то на писательство получил от поэтов - Александра Твардовского и Георгия Адамовича. В 1963 году Твардовский опубликовал первый рассказ молодого учителя из Анапы в "Новом мире", а вскоре Адамович из Парижа прислал горячее письмо в поддержку нового дарования.
"Проза у него светится. " - говорил Твардовский.
На днях Виктор Иванович Лихоносов передал мне главу из своих воспоминаний - на ней еще не просохли чернила, как сказали бы в ХIХ веке.
Один в поле воин:
«. И приступил день, которого я не ждал, потому что никаких вестей об отце не могло прилететь с небес.
Прошло больше семидесяти лет, как он погиб под Запорожьем.
С матушкой перестали мы его вспоминать давненько. Даже на День Победы она уже не плакала как в первые годы.
И вот недавно не из лихоносовского рода, а из бабушкиного гайворонского явились ко мне по электронной почте с новостью о моем отце.
Сканированные с интернета три листочка лежат возле меня, и я перечитываю их, как эхо той старой военной поры.
Вот наградной лист от 20 октября 1943 года. 20 октября! В этом месяце он и погиб.
Нету матери. Сколько всколыхнулось бы в душе. И некому мне про отца написать. Сестры Лихоносовы - Надя, Маруся, Стеша - поумирали. Написать в Елизаветино? Кому?
Через неделю я поехал в Тамань.
Уже в сумерках пошел я на кладбище к матушкиной могиле.
В одиноком углу, подле забора, я коснулся пальцами волос ангела, зашел в оградку, склонился к надписи, прочитал молитву.
Матушка моя лежит с краю кладбища, там, где зачем-то подстроили к забору двухэтажный дом. Слышны ей дорожный шум и звон колоколов Покровской церкви, в которой отпевал ее протоиерей отец Виктор.
Тихо. Не взлетела ни одна птичка , не покачалась веточка на дереве.
Не я, а что-то во мне растекалось печальной речью над прахом, что лежал глубоко в песке.
". После тебя, мам, из Запорожья добрый человек прислал фотографию братской могилы в селе Зеленый Гай. Там в списке отец наш. Иван Федорович. А недавно. Ты же по отцу Бывальцева, а по матери Гайворонская. Один из Гайворонских нашел меня, он в Саратове живет, при храме звонарем. И вот он передал документ на отца. Оказывается, отца представляли к ордену Красной Звезды. За месяц до того, как ему погибнуть. Вот. В бою один остался, стрелял из пушки и подбил танк. А мы не знали. Или я забыл? Мне уже за восемьдесят. Тебя нет, а меня Патриарх наградил премией, вручали в храме Христа Спасителя. Вот такого ты растила сыночка. В Пересыпи хожу по углам - и везде ты со мной. Настя с детьми часто живет там. Илюша большой уже. А Ваня родился после тебя, в декабре. "
И ухожу вдоль побеленного забора, мать будто провожает меня своей тенью, и я признаюсь в самом родном: "Зачем ты, мати моя, состарилась и ушла от меня? А зачем и я оставил тебя на сорок третьем твоем году и уехал, проложил тебе смертную дорогу в Тамань? Жить бы с тобой вечно, растить огурчики на огороде и ждать, как над трубой кухни народится месяц. "
В верхушках деревьев трескалось солнце над Лысой горой, завершало свой день.
Я пошел по улице Лебедева мимо Сенявиной балки на самый верх, где уже Лысая гора была близко и закрывала горизонт дальних крымских гор. Керчь виднелась справа.
Матушка еще была за моею спиной и я досказывал.
Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец – железнодорожный рабочий погиб на фронте в 1943 году, освобождая Запорожье. Мать – малограмотная крестьянка, воспитывавшая сына одна. Семилетний Виктор испытал на себе все невзгоды полуголодного военного детства, живя в городе Новосибирске.
Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. В 1966 году писатель был принят в Союз писателей СССР.
Произведения В.Лихоносова переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий, французский, английский языки.
Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей-деревенщиков. Впрочем, и сама проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых.
Премии и награды
Читайте также: