Виктор иванович лихоносов доклад

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Начало пути

В. И. Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, а затем учительствует в течение нескольких лет в Анапском районе.

Перелом в творческой карьере

Критика

Лихоносов — талантливый рассказчик, которому больше удается изображение душевной жизни в по­вседневных ситуациях, чем развитие и раз­решение событийных линий. Интеллектуаль­но-логическое отступает у него перед духов­но-иррациональным. Его положительные персонажи живут не рассудком, а сердцем. Проза Лихоносова полна стремления в природные дали, к тишине; автор говорит о разрушитель­ном действии техники, но не доходит до от­рицания действительности. Его перо направ­лено против бесчеловечности, бездуховно­сти. Герои — странники, люди, ищущие гар­монии в жизни. Манера повествования Лихоносова — традиционна, естественна; характеры его ге­роев проясняются постепенно по ходу ску­пого действия, с помощью чётких и точных подробностей, живого диалога и частых внутренних монологов. Лихоносов как автор обычно отступает на задний план, даже в рассказе от первого лица. [3]

Премии и награды

Политические взгляды

Избранное

  • Избранные произведения: в 2-х т. — М.: Сов. Россия, 1984.
  • Избранное: Наш маленький Париж: Роман; Привет из старой России. — М.: Терра, 1993.

Основные издания

  • Вечера: Рассказы. — М.: Сов. Россия, 1966.
  • Что-то будет: Рассказы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
  • Голоса в тишине: Повести и рассказы. — М.: Мол.гвардия, 1967.
  • На долгую память: Повести. — М.: Сов. Россия, 1969.
  • Чалдонки: Повести. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
  • Люблю тебя светло. — М.: Правда, 1971.
  • Счастливые мгновения: Повести и рассказы. — Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
  • Осень в Тамани: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1972.
  • Чистые глаза: Повести и рассказы. — М.: Мол. гвардия, 1973.
  • Элегия: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1976.
  • Когда же мы встретимся?: Роман. — М.: Современник, 1978.
  • Родные: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1980.
  • Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. — М.: Сов. писатель, 1987.
  • Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. — М.: Известия, 1991.
  • Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. — М.: Соврем, писатель, 1993.
  • Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. — Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.
  • Родные: Повести и рассказы. — М.: Изд-во Зауралье, 1997.

Интервью

О творчестве Виктора Лихоносова

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лихоносов, Виктор Иванович" в других словарях:

ЛИХОНОСОВ Виктор Иванович — (р. 1936) русский писатель. Лирические рассказы и повесть ( На долгую память , 1968; сб. Родные , 1980) о современной жизни, преимущественно сельской. Романы Когда же мы встретимся? (1978), Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж (1987)… … Большой Энциклопедический словарь

Лихоносов, Виктор Иванович — Писатель; родился в 1936 г.; автор романа "Когда же мы встретимся", книги "Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж" (хроника жизни кубанских казаков в 20 е годы) и других произведений … Большая биографическая энциклопедия

Лихоносов — Лихоносов, Виктор Иванович Виктор Лихоносов Дата рождения: 30 апреля 1936(1936 04 30) (74 года) Место рождения … Википедия

ЛИХОНОСОВ — Виктор Иванович (род. 1936), русский писатель. Изображение народных характеров, трудной повседневности сельской жизни в повестях и рассказах ( На долгую память , 1968; сб. Родные , 1980) сменяется лирическими размышлениями об историческом и… … Русская история

Лихоносов В. И. — ЛИХОНÓСОВ Виктор Иванович (р. 1936), рус. писатель. Изображение нар. характеров, трудной повседневности сел. жизни в повестях и рассказах ( На долгую память , 1968; сб. Родные , 1980) сменяется лирич. размышлениями об ист. и культурном прошлом… … Биографический словарь

Государственная премия РСФСР имени М. Горького — Государственная премия РСФСР имени М. Горького … Википедия

Русская литература — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Русская литература … Википедия

Для начала заглянем в хронограф 1831 года и отметим кратко основные события русской истории этого года. Как и чем жила Россия в год рождения писателя и публициста Константина Николаевича Леонтьева?

Польское восстание. Сейм в январе объявил о лишении Николая I польского престола. 25 января действующая русская армия под командованием фельдмаршала Дибича-Забалканского вступила на территорию Польши. Сражение 13 февраля при Грохуве близ Варшавы. Польские мятежники, потерпев поражение, отступили в Варшаву. В мае фельдмаршал Дибич-Забалканский умирает от холеры. Новый главнокомандующий Паскевич 25 августа берет Варшаву. Конец польского восстания.

Заявление Главе администрации г.Нижнего Новгорода

Главе администрации Нижнего Новгорода

Юрий Владимирович, примите мои соображения относительно общественного совета (назовём его для краткости ШОС).

Во-первых, размыт статус совета: то ли он имеет характер наблюдательно-контролирующего органа, то ли поощрительно-защитного любым действиям подрядчика фирмы ЕКС. Так как мои просьбы и вопросы остаются без ответа, а критика подрядчика вызывает раздражение, верно второе предположение.

Так, в январе 2021г. после размещения в Сети фото не засыпанных траншей под электропроводку я подверг критике подобный метод работы ЕКС, когда, не закончив одно дело, начинают другое. Две недели в декабре стояли бесснежные морозы, и корни деревьев в 0,5 метра от траншей могли подмёрзнуть. Пятнадцатого января я хотел попасть на территорию парка, чтобы убедиться в засыпке траншей, но мне отказали. Именно с этого времени секретарь ШОС Данила Смирнов перестал приглашать меня на заседания.

В-третьих, Вы отлично знаете, что средств на вторую очередь благоустройства парка нужно в два-три раза больше, чем на первую. Искать эту гигантскую сумму придётся, может быть, десяток лет, если она вообще найдётся. И всё это время жители нагорной части города будут пить некачественную воду Слудинского водозабора?

Исходя из вышесказанного, я не хочу быть причастным к подобной бульдозерной реконструкции и прошу вывести меня из состава Общественного совета.

Действительный государственный советник

Нижегородской области I класса, член Союза

писателей России, Народный эколог России Михаил Чижов

В тупике (рассказ)

Но там, куда дочь прибежит, её ждут не тёплые, хорошо протопленные классы, не подруги-одноклассницы, а старый насквозь промёрзший рейсовый автобус, еле-еле плюхающий в районный центр. Он почти пуст, но сесть и чуточку отдохнуть на сиденье невозможно, оно так холодно, что, кажется, к нему примёрзнешь. Автобус часто ломается, и не факт, что придёт вовремя, или вовсе не появится в промозглой морозной дымке, скупо светящий фарами с грязными стёклами. И тогда предстоит нелёгкий выбор: возвращаться домой или всё-таки бежать в школу ещё десять километров, надеясь на глупое счастье, что тебя подберет какая-нибудь попутка.

О стариках (обращение к читателям)

В декабре мне исполнилось 75 лет. ВОЗ утверждает, что с этих лет начинается старость. Психологи утверждают, что старики отличаются эгоизмом, осторожностью и критичностью. Условные и весьма-весьма сомнительные характеристики, тем более, приведённые в такой последовательности. Не сомневаюсь: у каждого из стариков свой характер. Кто-то более критичен, и менее осторожен, другой готов всё отдать внукам, понимая близость полного заката. Скажу откровенно: поведение стариков, как и всех людей в остальных периодах, определяется детством, отрочеством и юностью. Был в детстве смелым, то и в старости не будешь бояться куста, как пуганая ворона. Делился в юности с другом последним куском хлеба, то добрым останешься до гробовой доски. Не отчаивайтесь из-за возраста!

От автора

Константин Николаевич Леонтьев, русский барин, монархист, православный и консервативный мыслитель, а к концу жизни и монах, прозрел многое из того, чему мы несказанно удивляемся в начале XXI века.

Лау­реат Пат­ри­ар­шей пре­мии по лите­ра­туре имени св. Кирилла и Мефо­дия Вик­тор Ива­но­вич Лихо­но­сов поки­нул этот мир. Писа­телю было 85 лет. В про­шлом учи­тель, он все­гда вол­но­вался, будут ли читать дети, а глав­ное, что будут читать.

Вик­тор Лихо­но­сов ушёл после тяжё­лой про­дол­жи­тель­ной болезни в ночь на 9 авгу­ста 2021 года в ковид­ном гос­пи­тале Крас­но­дар­ского края. Герой труда Кубани и почет­ный граж­да­нин Крас­но­дара, обла­да­тель лите­ра­тур­ных пре­мий, он пере­пи­сы­вался с Бори­сом Зай­це­вым, а в юно­сти был заме­чен Твардовским.

Самое подроб­ное пере­чис­ле­ние наи­бо­лее ярких фак­тов био­гра­фии, заслуг и наград не пере­даст тепла, оба­я­ния, инто­на­ций ода­рен­ного Богом чело­века, если его нет рядом. Но отча­сти пере­даст его теп­лоту и харизму сер­деч­ный раз­го­вор с дру­гом и совре­мен­ни­ком, мастер­ски запи­сан­ный тем, кто любил Вик­тора Ивановича.

Виктор Иванович Лихоносов:
“Мне судьбу выстроил Бунин… ”

«В послед­ний день апреля Вик­тору Ива­но­вичу Лихо­но­сову испол­нится 80 лет. Его рас­сказы и неболь­шие пове­сти – одно из тихих чудес оте­че­ствен­ной литературы.

От души удив­ля­юсь тому, что орга­ни­за­торы еже­год­ного “Тоталь­ного дик­танта” до сих пор не обра­ти­лись к Лихо­но­сову, к его ясным и прон­зи­тель­ным текстам.

Вик­тор Лихо­но­сов, из выступ­ле­ния в городе Щекино: “Все гово­рят, что дети такие-сякие, не читают, но это мы, взрос­лые, вино­ваты, что не даем вам хоро­шие книги…”

Ведь это о нем Твар­дов­ский гово­рил: “Проза у него све­тится…” Это его любили как млад­шего брата Юрий Каза­ков, Юрий Дом­бров­ский, Васи­лий Белов, Вик­тор Аста­фьев… Это Лихо­но­сову, тогда моло­дому про­вин­ци­аль­ному учи­телю, писали из Парижа вели­кие ста­рики пер­вой волны рус­ской эми­гра­ции Борис Зай­цев и Геор­гий Адамович.

“Мне не только понра­ви­лась ваша книга, нет: я оча­ро­ван ею…”, – писал Ада­мо­вич. “У вас све­жее и доб­рое даро­ва­ние…” – при­бав­лял Зайцев.

Еще в юно­сти заме­тил: пер­вый при­знак боль­шой лите­ра­туры – это когда хочется напи­сать автору что-то бла­го­дар­ное и тем про­длить оча­ро­ва­ние от прочитанного.

…Вик­тора Ива­но­вича не отпус­кают из Крас­но­дара хло­поты о семье, о жур­нале, кото­рый он много лет редак­ти­рует. Но вот на днях при­шло письмо, под­пи­сан­ное: “Ваш неуны­ва­ю­щий Вик­тор Лихо­но­сов”. В письме были ответы на мои вопросы.

– Какие дни в дет­стве вспо­ми­на­ются вам чаще всего?

– Те, что свя­заны с мате­рью. Я жил в Ново­си­бир­ске. Вот какой-то день: матушка уехала выка­пы­вать кар­тошку к деревне Ерес­ной, а я, малень­кий, до вечера жду ее… А в дру­гой раз она поехала через Обь в центр, а я с крыши выгля­ды­ваю появ­ле­ние при­го­род­ного поезда, боюсь, как бы чего с ней не слу­чи­лось… В этой тре­воге – мотив всей моей жизни после войны без отца.

– Круг сво­его дет­ского чте­ния вы помните?

– Какой круг? Я в фут­бол играл. Помню, в нашей 73‑й школе учи­тель­ница лите­ра­туры Анто­нина Ива­новна Гит­ченко вдо­ба­вок к про­грамме читала нам “Флаги на баш­нях” Мака­ренко. То читала, то пере­ска­зы­вала. Но я больше теат­ром инте­ре­со­вался, а книги – так…

– Где же вы нашли театр?

– Как где?! У нас “Крас­ный факел” был – почти Вах­тан­гов­ский! У нас Евге­ний Мат­веев играл! А спек­такли какие: “Чайка”, “Вар­вары”! Я забо­лел теат­ром. Мама гово­рила: “Ты чего, в арти­сты собрался? Это разве дело?” А я с друж­ком своим Юрой Наза­ро­вым во Дворце пио­не­ров, в драм­кружке, играл Хле­ста­кова, Аркашку Счаст­лив­цева, Боб­чин­ского и Добчинского…

– И вы вме­сте с буду­щим народ­ным арти­стом поехали посту­пать в театральное…

– Слава Богу, что меня в этот вер­теп не про­пу­стили. Но оста­лась наша дружба с Юрой Наза­ро­вым. Мы потом жили в раз­ных горо­дах, но он, вле­тев­ший в теат­раль­ные эмпи­реи, нико­гда не бро­сал меня, про­зя­бав­шего в болоте.

Очень крепко под­дер­жи­вал пись­мами, вызы­вал меня на съемки “Андрея Руб­лева”, когда сни­мался у Тар­ков­ского. Он влиял и вли­яет на меня своей бес­ко­неч­ной добротой…

– В Крас­но­даре вы окон­чили пед­ин­сти­тут и при­шли в школу учи­те­лем лите­ра­туры, но это тоже не стало вашим призванием…

– Мне было трудно рабо­тать в школе. У меня же с дет­ства, с войны, плохо со слу­хом. К тому же я не знал и не любил мето­дик. Я застав­лял ребят учить наизусть отрывки из лето­пи­сей. И за то, что про­чи­тали, ста­вил пятерки.

– Так что же при­вело вас в литературу?

– Думаю, меня завела в лите­ра­туру моя душа. После того как я не попал в арти­сты и уехал из Ново­си­бир­ска на юг, все спо­соб­ство­вало оди­но­кому созер­ца­нию. Тогда я открыл для себя Бунина и тот­час полю­бил его мело­дию мер­ца­ния жизни.

Несколько лет назад Свя­то­слав Бэлза вру­чал мне Бунин­скую пре­мию, и я ска­зал: “Мне судьбу выстроил Бунин”.

Книга вдовы Бунина Веры Нико­ла­евны, под­пи­сан­ная ею и при­слан­ная мне из Парижа, взрас­тила мое чув­ство к рус­ской эми­гра­ции и бро­сила какое-то зер­нышко в замы­сел романа о Ека­те­ри­но­даре “Наш малень­кий Париж”.

Воз­можно, под вли­я­нием Бунина неча­янно сло­жился мой пер­вый рас­сказ – “Брян­ские”. Твар­дов­ский напе­ча­тал его в “Новом мире”.

– Сего­дня трудно пред­ста­вить, какое это было собы­тие для моло­дого писа­теля – напе­ча­таться у Твар­дов­ского в “Новом мире”! Вам же было всего 27 лет.

– Когда Твар­дов­ский умер, я напи­сал его вдове, Марии Илла­ри­о­новне, что Алек­сан­дру Три­фо­но­вичу я обя­зан самой жиз­нью. Если бы в 1963 году он не опуб­ли­ко­вал мой рас­сказ, я про­мы­кался бы всю жизнь и нико­гда не рас­крыл бы ни своих спо­соб­но­стей, ни души.

– А как полу­чи­лось, что ваши рас­сказы про­чи­тал в Париже друг Бунина ста­рый рус­ский писа­тель Борис Кон­стан­ти­но­вич Зай­цев? Вы ведь даже переписывались…

– Сперва зача­ро­вал меня Зай­це­вым Олег Михай­лов, кото­рый больше дру­гих, как-то уже по-домаш­нему, общался с ним в пись­мах еще с 1950‑х годов.

Кажется, послед­нее письмо Зай­цева из Парижа с авеню де Шале было именно к Олегу Михай­лову. Олег Нико­ла­е­вич вся­кий раз гово­рил о Зай­цеве как о род­ном чело­веке. А в 1967 году побы­вав­ший в Париже Юрий Каза­ков про­кру­тил мне на даче свою беседу с Зайцевым.

Пора­зили меня ста­рая речь, забы­тый мос­ков­ский рас­пев. И Каза­ков чуть ли не потре­бо­вал, чтобы я послал свои пер­вые книжки Борису Константиновичу.

Так судьба соеди­нила меня, совет­ского, с тихим пра­во­слав­ным, очень пра­вед­ным, “послед­ним рус­ским писа­те­лем в изгнании”.

Орфо­гра­фия в его пись­мах взды­хала забы­тыми “ерЪ” и “ять”… Зай­цев будто про­тя­нул мне руку из ухо­дя­щего поезда.

– Книги Зай­цева лежали под спу­дом в спе­ц­хра­нах и оста­ва­лись запретны до самой пере­стройки. Сей­час их можно легко купить, но дохо­дят ли они до чита­тель­ских сер­дец? Ино­гда кажется: что-то умерло или в этих кни­гах, или в нас…

– Умерло долго дер­жав­ше­еся в рус­ских серд­цах чув­ство тра­ге­дии, свер­шив­шейся после 17-го года, и тай­ное сожа­ле­ние “о поги­бели Земли рус­ской”. Люди, упо­ко­ив­ши­еся на чуж­бине и еще жив­шие, нам каза­лись вол­шебно другими.

Была жажда узнать про них побольше. Эта свя­тая наив­ность, склон­ность пре­уве­ли­чи­вать отверг­ну­тое ком­му­ни­стами, это чутье к запо­вед­ному в поко­леб­лен­ной род­ной исто­рии, инте­рес к судьбе “рыца­рей тер­но­вого венца” – все это быстро вывет­ри­лось с обру­ше­нием на нашу землю свободы.

Все непоз­во­лен­ное при­шло с запоз­да­нием. То же и с Зай­це­вым. Почти никого не оста­лось ни на Арбате, ни на Вол­хонке, кто запла­кал бы над рас­ска­зом “Улица Свя­того Николая”.

– О чем бы вы сей­час напи­сали Зай­цеву, будь он жив?

– Сей­час я, поста­рев­ший, писал бы ему, навер­ное, уж совсем по-род­ствен­ному: про доро­гие ему калуж­ские места, пока­ялся бы, что так и не съез­дил в род­ное ему При­ты­кино, и оттого не напи­сал ему, что там, как там. Попла­кал бы и по люби­мому им Олегу Михай­лову, сго­рев­шему… на даче в Переделкине…

– В 1969 году вас под­дер­жал своим сло­вом еще один ста­рый эми­грант­ский лите­ра­тор – заме­ча­тель­ный поэт и кри­тик Геор­гий Адамович.

Читая его письмо к вам, я думал: вот была тогда наша лите­ра­тура рас­ко­лота на две части, но эти части при каж­дой воз­мож­но­сти под­дер­жи­вали друг друга. А воз­можно ли хоть что-то подоб­ное сейчас?

– И сей­час, навер­ное, есть при­меры горя­чей умной щед­рой под­держки, мы про­сто до какой-то поры не знаем. Талант­ли­вого моло­дого чело­века не грех и пере­хва­лить. Для стар­ших моло­дой талант – это люби­мый собрат, надежда, смена.

И Зай­цеву, и Ада­мо­вичу в стар­че­ском сирот­стве хоте­лось рус­ского род­ства с сооте­че­ствен­ни­ками в Рос­сии. Я кре­стьян­ский сын, и до сих пор не могу опом­ниться: за что Геор­гий Вик­то­ро­вич, тон­кий петер­бур­жец, так хва­лил про­стень­кого начи­на­ю­щего писа­теля?! Разве мог он вдали пред­чув­ство­вать, что я обре­чён напи­сать роман “Наш малень­кий Париж” о ста­ром Екатеринодаре.

– Мно­гие годы сер­деч­ная дружба свя­зы­вала вас с Юрием Каза­ко­вым – писа­те­лем совер­шенно осо­бен­ной чистоты и музы­каль­но­сти слова.

– Юрий Каза­ков открыл меня, под­дер­жал, пове­рил в меня.

Сча­стье, когда не поли­тика, не идея борьбы с вла­стью, не что-то там хит­ро­ва­тое соеди­няет худож­ни­ков, а тихая страсть к музыке речи, к кра­соте. Нынче такого в искус­стве все меньше и меньше.

Юрий Каза­ков – это, как и Бунин, мело­дия, кото­рую если вдруг услы­шишь, не захо­чется пре­рвать. А его так мало печатают…

– А какого писа­теля вы назвали бы серд­цем рус­ской литературы?

– Сей­час много спо­ров вокруг школь­ной про­граммы по лите­ра­туре. Если бы у вас была воз­мож­ность, по какому прин­ципу вы бы её составили?

– Идти надо от род­ного. Про­чи­тайте на уроке отры­вок о матери из “Жизни Арсе­ньева”, а потом об отце, это уже в конце романа Бунина. Но перед этим надо пого­во­рить надо с ребя­тиш­ками: ну как, у вас бабушки у всех есть, мамы.

А вот Иван Алек­се­е­вич уехал, родину поте­рял, тос­ко­вал. Думал: где там могила матери, ее и не най­дешь теперь. Вот посмот­рите, как он писал и сколько в этом музыки, гру­сти, неж­но­сти, позд­них слез.

Важно не про­сто вспом­нить био­гра­фию Бунина, а душой при­к­ло­ниться к тому, о чем он пишет, вызвать в детях это изу­ми­тель­ное чув­ство родства.

Учи­тель на уро­ках рус­ской лите­ра­туры дол­жен стать роди­те­лем. Поменьше дол­до­нить, а побольше вслух детиш­кам читать, про­сто пред­став­лять эту кра­соту худо­же­ствен­ной лите­ра­туры, этого мира русского.

А таких строк чуд­ных, как у Бунина, очень много в нашей сло­вес­но­сти. Они и у Тол­стого, конечно, есть. И если гово­рить о любви, то, может, из “Двух гусар” взять, стра­ницу-пол­торы прочитать…

– Какой книги не хва­тает сего­дня рус­ской лите­ра­туре, какого писателя?

– Не хва­тает писа­теля, кото­рый, охва­тив в своем романе или пове­сти нашу запу­тан­ную, поис­тине тех­но­кра­ти­че­скую жизнь, про­скво­зил бы ее исто­ри­че­ской мело­дией – типами, речами, род­ной сокровенностью…

– Если бы сего­дня вы были моло­дым писа­те­лем, какую книгу вы бы написали?

– Нынче я бы вообще не посмел что-то писать. Я бы испу­гался этого раз­гула наг­ло­сти и почти пол­ной про­пажи в обще­стве неко­гда зна­ко­мых мне наив­но­сти, про­сто­ду­шия, идеализма…

– У вас есть книга “Записи перед сном”, кото­рую я много раз пере­чи­ты­вал. О чем вы сей­час дума­ете по ночам, если не спится? Что записывается?

– Я уже не запи­сы­ваю. Но вот на встре­чах в шко­лах все­гда прошу ребят: ведите днев­нички хоть пустячковые.

Мамы, бабушки – они же ста­реют. Пишите-пишите, пока они живы! Что бабушка рас­ска­зы­вала, что она попро­сила, как она ругала вас.

Вот ты набе­гался, вер­нулся домой, бабушка тебя чаем напо­ила, так ты так и запиши про­сто: “пили чай с бабуш­кой”. Прой­дет время, и любой пустяк тро­га­те­лен и дорог будет.

Виктор Лихоносов. Заветные строки

Из “Запи­сей перед сном”, 1987:

Чте­ние – это нето­роп­ли­вое уча­стие души в собы­тиях и пово­ро­тах судеб героев. Так, сей­час почти никто не читает.

Рас­тя­нуть время чте­ния – зна­чит замед­лить рас­ста­ва­ние с эпо­хой, кото­рая только в книге и есть.

Когда чита­ешь быстро и много, душа не успе­вает про­пи­таться. Не потому ли мы такими дер­га­ными стали, что рвем из книг одну информацию.

Из рас­сказа “Люблю тебя светло”, 1968:

Вы помните, как мы начи­нали жить? Помните, сколько ночей про­ку­рили, книг пере­брали и сколько раз мча­лись в общих ваго­нах с баб­ками Марьями и необид­чи­выми Ива­нами? Бед­нее, что ли, была наша юность, чем у осто­рож­ных сверст­ни­ков наших?

Да, лучше мы век будем сда­вать бутылки из-под кефира, но зато в ред­кие сви­да­ния мы потя­немся пеш­ком в Верею, в Боровск, вдоль Протвы-реки, любу­ясь ста­рой рус­ской окра­и­ной и чистыми дет­скими лицами…

Из рас­сказа Вик­тора Лихо­но­сова “Когда-нибудь”, 1960‑е:

Вече­ром за Рос­со­шью нас долго не отправ­ляли с какой-то малень­кой стан­ции. Я ехал в послед­нем вагоне.

Весь я был настроен на одно, и то, что жило и шумело под боком, не заде­вало меня, не зани­мало, как прежде, а вся­кие глу­хие полу­станки, вид остав­шихся за ваго­ном окрест­но­стей, тем­ное поле под отко­сом, его запах, чув­ство необо­зри­мого в засы­па­ю­щей густоте ночи про­стора и песни из репро­дук­тора в пали­сад­нике близко и тонко отзы­ва­лись во мне.

Откуда вдруг при­хо­дит такое? Откуда при­хо­дит стес­ни­тель­ное чув­ство любви к жизни…
– Подъ­ез­жаем, – ска­зал кто-то спросонок.

Из досье “РГ”

Вик­тор Ива­но­вич Лихо­но­сов родился 30 апреля 1936 года на стан­ции Топки. Его отец, желез­но­до­рож­ный рабо­чий, погиб на фронте. Жил с мате­рью на окра­ине Новосибирска.

В 1961 году окон­чил исто­рико-фило­ло­ги­че­ский факуль­тет Крас­но­дар­ского педа­го­ги­че­ского инсти­тута. Учи­тель­ство­вал в кубан­ских ста­ни­цах. Первую книгу выпу­стил в 1966 году. В 1988 году стал лау­ре­а­том Госу­дар­ствен­ной пре­мии РСФСР за роман “Наш малень­кий Париж”.

Лау­реат пре­мии “Ясная Поляна” в номи­на­ции “Выда­ю­щи­еся твор­че­ские дости­же­ния в обла­сти рус­ской лите­ра­туры” (2003). Живет в Крас­но­даре. Глав­ный редак­тор лите­ра­турно-исто­ри­че­ского жур­нала “Род­ная Кубань”.

Памятное

Борис Зай­цев – Вик­тору Лихо­но­сову. Париж, 7 фев­раля 1967 года.

Доро­гой Вик­тор Ива­но­вич, обе книжки ваши полу­чил, боль­шое спа­сибо. Про­чи­тал и пора­до­вался: даро­ва­нию, све­же­сти вашей и моло­до­сти. Это все в ваших рас­ска­зах есть, и ника­кого ука­за­тель­ного пер­ста… Вся­че­ски желаю вам сил и твор­че­ства, “и во всем бла­гого поспе­ше­ния”. У вас све­жее и доб­рое дарование…

Вален­тин Рас­пу­тин – Вик­тору Лихо­но­сову, 19 сен­тября 1981.

Витя, доро­гой, все­гда любил тебя и люблю… Гоголь, начи­ная работу, прежде состав­лял молитву на успеш­ность ее завер­ше­ния, – твоей ли, его ли, своей ли молит­вой готов и я и буду про­сить, чтоб все у тебя было хорошо. Это нам только кажется, что мы можем рабо­тать пооди­ночке – если мы что-то и можем, то потому, что вместе.

В. И. Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области). Детские и юношеские годы провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все невзгоды безотцовщины. Уроженца Сибири, судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, а затем…

Скончался на 86 году жизни 9 августа 2021 в реанимации Краевой клинической больницы № 1, в которую был госпитализирован с диагнозом COVID-19. Похоронен в станице Тамань, согласно завещанию.

Библиография

Избранные произведения: в 2-х т. — М.: Сов. Россия, 1984.
Наш маленький Париж: Роман;
Привет из старой России. — М.: Терра, 1993.

Вечера: Рассказы. — М.: Сов. Россия, 1966.
Что-то будет: Рассказы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
Голоса в тишине: Повести и рассказы. — М.: Мол.гвардия, 1967.
На долгую память: Повести. — М.: Сов. Россия, 1969.
Чалдонки: Повести. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
Люблю тебя светло. — М.: Правда, 1971.
Счастливые мгновения: Повести и рассказы. — Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
Осень в Тамани: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1972.
Чистые глаза: Повести и рассказы. — М.: Мол. гвардия, 1973.
Элегия: Повести и…

Избранные произведения: в 2-х т. — М.: Сов. Россия, 1984.
Наш маленький Париж: Роман;
Привет из старой России. — М.: Терра, 1993.

Вечера: Рассказы. — М.: Сов. Россия, 1966.
Что-то будет: Рассказы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
Голоса в тишине: Повести и рассказы. — М.: Мол.гвардия, 1967.
На долгую память: Повести. — М.: Сов. Россия, 1969.
Чалдонки: Повести. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
Люблю тебя светло. — М.: Правда, 1971.
Счастливые мгновения: Повести и рассказы. — Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
Осень в Тамани: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1972.
Чистые глаза: Повести и рассказы. — М.: Мол. гвардия, 1973.
Элегия: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1976.
Когда же мы встретимся?: Роман. — М.: Современник, 1978.
Родные: Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1980.
Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. — М.: Сов. писатель, 1987.
Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. — М.: Известия, 1991.
Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. — М.: Соврем, писатель, 1993.
Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. — Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.
Родные: Повести и рассказы. — М.: Изд-во Зауралье, 1997.

Выдающемуся творцу слова Виктору Ивановичу Лихоносову - 85 лет!

Губернатор подчеркнул, что повести, рассказы и романы писателя знают и любят не только на Кубани, но и во всей России. Глава края отметил особое отношение юбиляра к истории Краснодара и Кубани. Благодаря личному содействию Виктора Лихоносова создаются новые памятные места и знаковые исторические объекты.

К поздравлениям юбиляра присоединился мэр Краснодара Евгений Первышов, сообщает пресс-служба Администрации города.

Сейчас он находится дома на самоизоляции, продолжает литературную работу.

Он также рассказал, что, несмотря на возраст, по-прежнему ощущает себя 20-летним парнем, который приехал в Краснодар учиться в вузе и остался здесь жить.

«Виктор Лихоносов - эпоха в отечественной литературе, - не сомневается публицист. - Он, как никто, щемяще и нежно написал о послевоенной жизни. Не только лица запечатлел, но и души осиротевших ребят, закаленных в стычках со шпаной и при этом бесконечно влюбленных в каждую девушку и в каждую попавшую в руки хорошую книжку.

А скольких стариков, не дождавшихся с фронта сыновей, он с любовью увековечил! Обычно Лихоносова ставят в один ряд с прозаиками Василием Беловым, Виктором Астафьевым и Валентином Распутиным. Но не было бы ошибкой видеть его имя и в ряду поэтов - так музыкальны и возвышенны его повести и рассказы.

Лихоносов и благословение-то на писательство получил от поэтов - Александра Твардовского и Георгия Адамовича. В 1963 году Твардовский опубликовал первый рассказ молодого учителя из Анапы в "Новом мире", а вскоре Адамович из Парижа прислал горячее письмо в поддержку нового дарования.

"Проза у него светится. " - говорил Твардовский.

На днях Виктор Иванович Лихоносов передал мне главу из своих воспоминаний - на ней еще не просохли чернила, как сказали бы в ХIХ веке.

Один в поле воин:

«. И приступил день, которого я не ждал, потому что никаких вестей об отце не могло прилететь с небес.

Прошло больше семидесяти лет, как он погиб под Запорожьем.

С матушкой перестали мы его вспоминать давненько. Даже на День Победы она уже не плакала как в первые годы.

И вот недавно не из лихоносовского рода, а из бабушкиного гайворонского явились ко мне по электронной почте с новостью о моем отце.

Сканированные с интернета три листочка лежат возле меня, и я перечитываю их, как эхо той старой военной поры.

Вот наградной лист от 20 октября 1943 года. 20 октября! В этом месяце он и погиб.

Нету матери. Сколько всколыхнулось бы в душе. И некому мне про отца написать. Сестры Лихоносовы - Надя, Маруся, Стеша - поумирали. Написать в Елизаветино? Кому?

Через неделю я поехал в Тамань.

Уже в сумерках пошел я на кладбище к матушкиной могиле.

В одиноком углу, подле забора, я коснулся пальцами волос ангела, зашел в оградку, склонился к надписи, прочитал молитву.

Матушка моя лежит с краю кладбища, там, где зачем-то подстроили к забору двухэтажный дом. Слышны ей дорожный шум и звон колоколов Покровской церкви, в которой отпевал ее протоиерей отец Виктор.

Тихо. Не взлетела ни одна птичка , не покачалась веточка на дереве.

Не я, а что-то во мне растекалось печальной речью над прахом, что лежал глубоко в песке.

". После тебя, мам, из Запорожья добрый человек прислал фотографию братской могилы в селе Зеленый Гай. Там в списке отец наш. Иван Федорович. А недавно. Ты же по отцу Бывальцева, а по матери Гайворонская. Один из Гайворонских нашел меня, он в Саратове живет, при храме звонарем. И вот он передал документ на отца. Оказывается, отца представляли к ордену Красной Звезды. За месяц до того, как ему погибнуть. Вот. В бою один остался, стрелял из пушки и подбил танк. А мы не знали. Или я забыл? Мне уже за восемьдесят. Тебя нет, а меня Патриарх наградил премией, вручали в храме Христа Спасителя. Вот такого ты растила сыночка. В Пересыпи хожу по углам - и везде ты со мной. Настя с детьми часто живет там. Илюша большой уже. А Ваня родился после тебя, в декабре. "

И ухожу вдоль побеленного забора, мать будто провожает меня своей тенью, и я признаюсь в самом родном: "Зачем ты, мати моя, состарилась и ушла от меня? А зачем и я оставил тебя на сорок третьем твоем году и уехал, проложил тебе смертную дорогу в Тамань? Жить бы с тобой вечно, растить огурчики на огороде и ждать, как над трубой кухни народится месяц. "

В верхушках деревьев трескалось солнце над Лысой горой, завершало свой день.

Я пошел по улице Лебедева мимо Сенявиной балки на самый верх, где уже Лысая гора была близко и закрывала горизонт дальних крымских гор. Керчь виднелась справа.

Матушка еще была за моею спиной и я досказывал.

Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец – железнодорожный рабочий погиб на фронте в 1943 году, освобождая Запорожье. Мать – малограмотная крестьянка, воспитывавшая сына одна. Семилетний Виктор испытал на себе все невзгоды полуголодного военного детства, живя в городе Новосибирске.

Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. В 1966 году писатель был принят в Союз писателей СССР.

Произведения В.Лихоносова переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий, французский, английский языки.

Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей-деревенщиков. Впрочем, и сама проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых.

Премии и награды

Читайте также: