Доклад по одаренным детям в школе

Обновлено: 30.06.2024

Каждый человек имеет дар. Одарённость – качество любого ученика. Другой вопрос – в чем и насколько проявляется одарённость – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих проявлениях. Школа сегодня мало ориентирована на комплексное исследование и выявление потенциала ученика. Размышляя над требованиями, предъявляемыми Рособрнадзором, создается впечатление, что чиновникам нет дела до души ребенка, их мало заботят нераскрытые таланты, склонность к изобретательству или художественные возможности учащихся. Стандарты ограничивают внимание педагога программами или, в лучшем случае, компетенциями, обусловленными требованиями социума. Учитель оказывается рабом нормативных документов.

Между тем, миссия человека на Земле – не только воспроизводство культурных традиций, это ещё и создание нового. Если обратиться к христианским догматам, то Бог – это творец, поэтому миссия человека, который создан по Его образу и подобию – быть творцом, и даром Божьим наделен каждый. Именно в творчестве проявляется и развивается одаренность. Поэтому суть обучения, которое направлено на развитие одаренности – это творчество. Недаром говорится: есть три профессии от Бога: учитель, врач и судия.

Моя педагогическая судьба сложилась так, что я работала и с малышами, и со старшеклассниками, все 39 лет – в Покровской средней школе. И самыми счастливыми для меня были моменты, когда мои ученики проявляли себя творчески: это могло быть мастерское чтение, рисунок, сочинение, доклад, пересказ, выступление, художественная фотография, презентация, пение, танец. Я рада, что таких учеников на моем пути было много. Осмысливая собственный опыт, пришла к выводу, что именно работа с одаренными детьми питает энергией, дает возможность не стоять на месте, развивать свой потенциал, получать моральное удовлетворение от труда (материальный стимул невелик), и, в конце концов, просто испытывать моменты радости, гордости за своих учеников.

Давайте вдумаемся в эти слова:

Постановление Совета Европы №1248, 1994 г.

Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.

Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:

Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.

2. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.

3. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.

4 Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.

5. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.

6 Способность к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.

7. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу;

б) в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.

8. Отличная память.

9. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.

10. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.

11. Самостоятельность, которая предполагает: а) независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения.

Непременная отличительная черта одаренной личности – оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения, способности к творчеству. Недаром среди концепции одарённости популярной является теория известного американского специалиста в области обучения одарённых детей Джозефа Рензули. Он считает, что одарённые дети имеют общие или специальные способности на среднем уровне, однако для них характерен высокий уровень включённости в задачу, повышенный интерес к обучению, высокий уровень креативности. Поэтому особенно важно использовать такие методы и формы работы, которые позволят ребенку проявить креативность мышления, будут способствовать развитию его интереса и мотивации.

Существует множество методик определения одаренности детей, и я ими тоже пользовалась, особенно в младших и средних классах, но никакая методика не заменит живого постоянного общения педагога с ребенком, желания с ним работать, интереса к нему. И, главное, не надо жалеть времени на такое общение

Каждый учитель выбирает наиболее подходящие формы работы с учениками. Я чаще всего пользуюсь следующими: на уроках и во внеурочной деятельности использую разнообразные задания повышенной сложности. Приведу ряд примеров.

Творческие задания:

- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

- Подготовить презентацию творчества писателя.

-Подготовить инсценировку эпизода литературного произведения .

- Составить кроссворд, вопросы викторины, тестовые задания.

- Разработать сценарий мероприятия, подготовить вопросы для дискуссии.

- Выяснить роль Н.Н.Гончаровой в жизни и творчестве А.С.Пушкина.

- Написать реферат на тему “Женские характеры в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.

- Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.

- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.

- Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”

- Подготовить доклад о русских лингвистах.

- Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего села”, используя архивные документы.

- Обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.

- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.

- Написать сценарий ролевой игры.

- Подготовить материал по русскому языку и литературе для ГИА, ЕГЭ.

- Выпустить “Словарь диалектных слов села Покровки”.

- Разработать страницу рабочих тетрадей по русскому языку и литературе для обучающихся 5-8 классов.

- Подготовить альманах, презентацию “Алтайские писатели и поэты”.

Использую в качестве заданий повышенного уровня сложности:

комплексный анализ текста;

лингвистический (языковой) анализ текста;

литературоведческий анализ текста;

работу по карточкам, с перфокартами;

На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Подбор олимпиадных заданий у меня накапливается годами, но все время стараюсь найти что-то новое.

При работе над проектами и исследованиями деятельность ученика и учителя можно представить в виде следующей таблицы:

Проявляет индивидуальный запрос

Мотивирует исследовательскую деятельность учащихся

Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует школьников

Устраняет недостатки в исследовательском проекте, предоставляет работу

Анализирует проект, дает рекомендации

Еще одна новая технология - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА – ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Автор - Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ИСМО РАО (Москва, Россия)

Подробное описание этих технологий есть в методической литературе.

Хорошо, если уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность будут направлены на реализацию программы “Одаренные дети”. В сельской местности есть такой потенциал, значит, и у страны есть будущее.

Подготовил: Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики.

Предварительный просмотр:

ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ

Заседание Методического Объединения учителей математики

Подготовил: Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики.

Есть мнение, что обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды, создав условия для развития и максимальной реализации как возможностей одаренного ребенка, так и его одноклассников.

Наша задача выстроить собственную образовательную программу таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка и помочь особо одаренным детям, при этом не направляя их в особую школу или специальный класс.

Большинство ученых традиционно склоняются к тому, что одаренность – суммарное общая личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика свидетельствует, что выдающиеся, одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях. Специальная одаренность допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе большая редкость.

Многие известные ученые, музыканты, художники, и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но всегда.

Не менее часто бывает и наоборот: те кто не проявил себя в детстве, достиг выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается не востребованным и не замеченным окружающими.

В течение последних десятилетий проблема создания концептуальных моделей одаренности продолжает оставаться одной из наиболее интенсивно обсуждаемых в мировой психолого-педагогической науке. Различные модели новых, часто оригинальных решений предлагаются многими исследователями. Эти научные изыскания при всей своей явно выраженной теоретической природе призваны активно влиять на образовательную практику.

К числу наиболее популярных можно отнести концепцию американского исследователя Дж.Рензулли. Согласно его теории одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу) Кроме того в этой теории учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Естественно возникает вопрос о том, как выявить доминирующую мотивацию. При всей важности этого вопроса надо отметить, что более важно то, на какие мотивы ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы ребенка. Естественно интерес к содержанию может пробудить только тот, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.

В последнее время многие приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект, а мотивацию деятельности. Люди менее способные, но целеустремленные оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные. Максимально реализует свой потенциал тот, кто более настойчив, а не тот, кто более развит.

Большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности.

Одаренность – это не личностный показатель, это постоянно развивающийся потенциал.

Сделаем вывод: все, что делается на уроке, начиная от содержания материала, методов, оборудования, наглядности и т.д. должно быть направлено на развитие детской одаренности. Нужно быть очень внимательным к каждому ученику, чтобы разглядеть этот потенциал.

Полезно проводить различные тестирования. Здесь можно отметить важность олимпиад. На олимпиадах можно выявить такие составляющие интеллекта, как память, внимание, мышление, воображение, навыки чтения, слушания, говорения и письма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Развитие детской одарённости в образовательной сфере

Подготовила: Новикова И.С.,

учитель начальных классов

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности. Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности. Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло своё отражение в ФГОС нового поколения, подводит нас к выявлению безусловных ценностей личности ученика, реализации творческого, исследовательского компонента деятельности учителей.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. В раннем возрасте - в игровые ситуации. постарше - в исследовательскую и проектную деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.

Выявление одарённых детей – одна из главных задач современной школы.

Сейчас одарёнными принято считать: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

При этом решаются такие задачи: создание системы урочной и внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.

Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 9-летнем возрасте их примерно 60 – 70%, то к 14 годам 30 – 40%, а к 17 годам – 15 – 20%.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно. При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников с типами одарённости .

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом:

Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. всё время стремятся к новому, отличаются значительной умственной самостоятельностью.

Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

Лидерская или социальная одарённость . Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития или проявления одарённости.

Работа по развитию детской одарённости должна вестись в системе и состоит из следующих компонентов:

- выявление одарённых детей;

-развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-создание условий для всестороннего развития одарённых детей, а так же составление индивидуального образовательного маршрута и портфолио ученика.

Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики на начальном этапе обучения в школе могут быть следующие проблемы одарённых детей:

Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) - это эффективное средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.

Использование ИОМ позволяет создать условия для каждого конкретного ученика и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика.

ИОМ рассчитывается и строится на определённое время. Маршрут постоянно корректируется с учётом актуального и ближайшего развития ребёнка.

Первоначально учитель проводит диагностику ребенка, выявляя его увлечения, интересы к предметам и творчеству. Все данные заносятся в карту. Далее ребенок самостоятельно или с помощью родителей заполняет анкету. Все данные так же фиксируют в карте. Планируются, дополнительные занятия, кружки, которые будет посещать ребенок, викторины, олимпиады и другие виды деятельности. После выполнения какого-то пункта плана, результаты ребенка фиксируются в диагностическую карту.

В паре с ИОМ всегда находится портфолио. Внедрение портфолио в начальной школе является формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником в ходе учебной и в иных формах деятельности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно -оздоровительной, трудовой).

Для заполнения ИОМ и портфолио необходима работа как в учебной, так и внеурочной деятельности.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий (формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования проявляется в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

-внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);

-выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, на уроках по изобразительному искусству, технологии);

-участие в школьных и мунципальных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ)

-активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на школьных мероприятиях;

Хочется закончит словами Сократа: "Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться".

То есть одарённый ребёнок требует от учителя постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того. что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Литература

- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.

- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с.

- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П. 1997.- 35 с.

- Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

- Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.

- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

- Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.


Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много и таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями.

Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников.

Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Выявление одаренных детей – процесс достаточно трудный.

Во-первых, потому, что в семье на разных этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания – видеть своего ребенка таким, как все.

Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т. д.

Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.

В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.

В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть “белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируют.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

Существует несколько этапов выявления одаренных детей, где

- учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов,

Доклад на тему Одарённые дети

- проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка,

Затем реализуются задачи по формированию и углублению способностей с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.

К группе одаренных мы относим детей, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и их проявления, имеют доминирующую образовательную потребность.

В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.

Определены основные направления деятельности в работе с одаренными детьми:

- Выявление и составление банка данных таких детей, диагностика с помощью психолога (предпочтительные виды деятельности, творческое мышление, уровень самооценки, толерантность);

- Вовлечение этих детей в исследовательскую деятельность, в работу над учебными проектами;

- Вовлечение этих детей в конкурсы, олимпиады;

- Вовлечение этих детей к участию в предметных неделях;

- Вовлечение к выступлению в лекторских группах;

Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных детей в условиях класса со смешанными способностями по следующим направлениям (сотрудничество учителя и ученика, возможность выбора учеником сложности контрольного задания, создание ситуации успеха и уверенности, тематический учет знаний, гарантирование ученику права на повышение оценки, поощрение ученика и др.)

Педагогический коллектив начальной школы совершенствует работу по выявлению и поддержке способных и одаренных детей через вовлечение их в работу предметных и спортивных кружков и индивидуально-групповые занятия. Так в этом учебном году в школьных олимпиадах принимали участие учащиеся начальной школы.

В школе на протяжении нескольких лет совершенствуется система диагностики уровня развития личности школьника и учителя. Так на сегодняшний момент на уровне школы отслеживается уровень обученности и воспитанности учащихся, а также результаты работы педагогов школы по предметам учебного плана.

Имеются наработки по отслеживанию уровня развития учащегося путем ведения индивидуального портфолио ученика.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Доклад на тему"Одарённые дети"


Слайд 1 :

Одаренные дети

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много и таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.


Слайд 2 :

К.К.Платонов :

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Выявление одаренных детей – процесс достаточно трудный.

Во-первых, потому, что в семье на разных этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания – видеть своего ребенка таким, как все.

Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т. д. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.

В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть “белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируют.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.


Слайд 3 :

Существует несколько этапов выявления одаренных детей, где

учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов,

проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка,

Затем реализуются задачи по формированию и углублению способностей с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.

К группе одаренных мы относим детей, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и их проявления, имеют доминирующую образовательную потребность. В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.


Слайд 4 :

Определены основные направления деятельности в работе с одаренными детьми:

Выявление и составление банка данных таких детей, диагностика с помощью психолога (предпочтительные виды деятельности, творческое мышление, уровень самооценки, толерантность);

Вовлечение этих детей в исследовательскую деятельность, в работу над учебными проектами;

Вовлечение этих детей в конкурсы, олимпиады;

Вовлечение этих детей к участию в предметных неделях;

Вовлечение к выступлению в лекторских группах;

Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных детей в условиях класса со смешанными способностями по следующим направлениям (сотрудничество учителя и ученика, возможность выбора учеником сложности контрольного задания, создание ситуации успеха и уверенности, тематический учет знаний, гарантирование ученику права на повышение оценки, поощрение ученика и др.)

В школе на протяжении нескольких лет совершенствуется система диагностики уровня развития личности школьника и учителя. Так на сегодняшний момент на уровне школы отслеживается уровень обученности и воспитанности учащихся, а также результаты работы педагогов школы по предметам учебного плана . Имеются наработки по отслеживанию уровня развития учащегося путем ведения индивидуального портфолио ученика.


-75%

Доклад на окружном семинаре по теме "Одаренные дети" (из опыта работы).



Целевая аудитория: для учителя

Ресурс знакомит с понятием "одаренные дети", способами выявления одаренных детей в начальной школе. Спасибо автору за нужный материал. Эксперт Загария И. В.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: