Доклад на тему деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка
Обновлено: 16.05.2024
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_rukovoditel_v_sisteme_sotsialno_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_uchashchikhsya.docx | 26.47 КБ |
klassnyy_rukovoditel_v_sisteme_sotsialno-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_uchashchikhsya.pptx | 89.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный руководитель в системе социально-педагогического сопровождения.
Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним , рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.(слайд№2)
Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило чётко обозначить их основные трудности при выполнении любой деятельности:
- слабая ориентация в учебной и практической ситуации,
- непродуманность действий при выполнении определенной задачи ,
- невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков,
- неумение анализировать,
- импульсивность действий, неспособность к планированию,
- несамостоятельность,
- отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость.
Эти проблемы решаются только комплексно ,
а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. И вот тут в деятельности классного руководителя возникают
социально – педагогического сопровождения каждого учащегося . (Слайд№3)
- овладение теорией и методикой социально-педагогического сопровождения каждого учащегося и функцией проектирования воспитательной системы класса
- создание условий для совершенствования профессиональной компетентности классных руководителей по обеспечению эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, «способствующей их самоопределению, саморазвитию, самоактуализаци, самоутверждению и самооценке.
Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации.
Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие : (Слайд№4)
Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: (слайд№5)
- выявление детей группы риска;
- диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
- составление определенной программы профилактики или коррекции;
- воплощение программы в жизнь;
- подведение итогов, коррекция полученных результатов.
- эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
- заинтересованность;
- содействие;
- доверие.
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы: (слайд№7)
1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:
- личные дела учащихся;
- результаты медицинского обследования;
- психолого-педагогические характеристики;
- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
- результаты диагностирования педагога-психолога;
- жизнедеятельность учащихся вне школы;
- в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
2 этап - Выявление учащихся группы риска: (слайд№8)
- составляет карту класса по выявлению детей группы риска;
- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, самое главное в диагностике-это педагогическое наблюдение, которое определяет успешность как диагностики, так и последующих мер самой службы сопровождения (слайд №9)
- Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы:
- педагогом-организатором,
- психологом,
- социальным педагогом,
- медицинским работником, учителями-предметниками,
- педагогами дополнительного образования,
- школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).
Что включает в себя сама программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска ??
- Само взаимодействие педагога и ребенка , направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
- организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
- помощь в преодолении учебных затруднений ;
- помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении ;
- сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
- организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
- обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий;
- Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
- Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
- Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
- Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
- Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов;
На основании предоставленной информации от классных руководителей, социальный педагог приводит все сведения в систему.
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей. (слайд№10)
Если вся работа классного руководителя проведена на должном уровне ,то далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска !
Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждого проблемного ребёнка особой программой социально-педагогической поддержки.
Хочется напомнить всем педагогам принципы работы с детьми группы риска(слайд№11)
2. Свобода в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения).
3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся может не подойти другому.
4. Старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится.
5.Всегда на стороне ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогический совет ГБОУ школы№320 Тема выступления: Классный руководитель в системе социально-педагогического сопровождения . Подготовила Лебедева О.А .
Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним , рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Задачи социально – педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классного руководителя 1 . Овладение теорией и методикой социально-педагогического сопровождения каждого учащегося и функцией проектирования воспитательной системы класса 2 . Создание условий для совершенствования профессиональной компетентности классных руководителей по обеспечению эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, «способствующей их самоопределению, саморазвитию, самоактуализаци , самоутверждению и самооценке.
Ступеньки работы классного руководителя: - выявление детей группы риска ; -диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; -составление определенной программы профилактики или коррекции; -воплощение программы в жизнь; -подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Этапы работы классного руководителя в школе: 1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: личные дела учащихся; результаты медицинского обследования; психолого-педагогические характеристики; результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; результаты диагностирования педагога-психолога; жизнедеятельность учащихся вне школы; в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
2 этап - Выявление учащихся группы риска: -составляет карту класса по выявлению детей группы риска ; -выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; -составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе
Соблюдение этих условий даёт возможность помочь ребёнку и создать условия для компенсации трудностей. Общие правила, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с детьми группы риска - любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе . -необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка -следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации .
1. Не навреди. 2. Свобода в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения ). 3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся может не подойти другому. 4. Старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится. 5.Всегда на стороне ребенка. Принципы работы педагога с детьми группы риска
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Социальная защита ребенка - целевая функция деятельности классного руководителя
Работа классного руководителя с детьми является практически единственной, способной заполнить вакуум, в котором оказываются школьники. Детям нужна реальная помощь, поддержка, социальная защита.
Организатор воспитательной работы в классе, направленной на развитие учащихся, - классный руководитель. Его роль в связи с усилением воспитательной функции школы постоянно растет, но в то же время классные руководители современной школы находятся в трудной ситуации, которая заключается в том, что распались детские организации, семейные связи крайне непрочны, дети и взрослые порой отчуждены друг от друга, внешкольные учреждения в большинстве своем платные. Таким образом, работа классного руководителя с детьми является практически единственной, способной заполнить вакуум, в котором оказываются школьники. Детям нужна реальная помощь, поддержка, социальная защита.
Статистика за последние два-три года отмечает рост детской преступности, самоубийств среди подростков, наркомании и т.д. Эти негативные явления сопровождают процесс преобразования нашего общества в целом и процесс изменений в школьной жизни. Поэтому все больше внимания в литературе и на практике уделяется проблеме социально-защитного подхода к семье и ребенку. Социальная защита ребенка становится стержневой функцией, определяющей содержание деятельности классного руководителя в целом. Это обусловлено тем, что в России в целом и в Ярославской области в частности система социально-психологической помощи детям и подросткам только зарождается. И в данных условиях деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка приобретает острую актуальность. Сущность ее заключается в том, что классный руководитель выступает в роли координатора и непосредственного исполнителя, помогающего детям и их родителям получить социальную помощь и социальные услуги.
Что же такое социальная защита вообще?
Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
Социальная защита как функция классного руководителя - это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и в узком смысле слова.
Социальная защита воспитанников в узком смысле слова - это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети-беженцы и остальные, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.
Социальная защита в широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.
Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.
В качестве критерия эффективности деятельности классного руководителя по социальной защите учащихся может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя показателями - объективными и субъективными. Объективные - это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе, нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценке детей, а также специалистов-экспертов работой классного руководителя по реализации функции социальной защиты детей.
Важной задачей реализации классными руководителями функции социальной защиты учащихся становится разработка оптимальной модели ее системы, которая может представлять взаимосвязь и взаимодействие следующих элементов: дети в целом как объект социальной защиты; различные группы и категории детей; государственные, общественные и частные институты, с которыми классный руководитель вступает во взаимодействие, реализуя функцию социальной защиты как субъекта социальной защиты; социальная инфраструктура детства; деятельность по социальной защите воспитанников. Особым компонентом системы социальной защиты детей должна быть представлена семья.
Одним из направлений социальной защиты ребенка считается тесное сотрудничество классного руководителя с семьей.
Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социальной защиты молодежи, хотелось бы ориентировать деятельность классного руководителя по реализации данной функции в четырех направлениях.
Во-первых, социальная защита процесса формирования и развития личности ребенка и его индивидуальности. Задача классного руководителя здесь заключается в создании условий для реализации каждым ребенком своего внутреннего потенциала для его саморазвития, самоактивизации. Для того классный руководитель должен знать своих воспитанников, их потребности, интересы, желания, личностные особенности.
Во-вторых, социальная защита среды формирования и развития ребенка. В реализации данного направления очень важно сотрудничество классного руководителя с семьей ребенка и с другими институтами воспитания.
В-третьих, защита прав учащихся.
В-четвертых, целевая социальная защита в широком и узком смысле слова, о которой речь шла выше.
Социальная защита ребенка - это целевая функция деятельности классного руководителя, реализуя которую, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.
Презентация на тему: " Роль классного руководителя по защите основных прав ребёнка." — Транскрипт:
1 Роль классного руководителя по защите основных прав ребёнка
3 Обследование семей обучающихся, выявление семей риска, составление социальных паспортов семей и класса, социальной карты класса; Беседы о правах и обязанностях детей, единых педагогических требованиях в школе; Встречи с инспектором ПДН; Изучение Законов РФ, их разъяснение в связи с исполнением обучающимся 14 лет; Обеспечение постоянной связи с семьёй (личной и дистанционной); Сотрудничество с социальным педагогом школы, работа скорой педагогической помощи; Деятельностно – практический разбор проблемы или проступка обучающегося; Контроль за принятием справедливых мер при совершении проступка ребёнком; Контроль успеваемости и посещаемости уроков обучающимися, помощь в проблемах; Поощрение ребят за успехи в учёбе, поведении и деятельности.
4 ФИ ученика Семья полная Семья неполная Брошенная семья Кол-во детей / в школе Многодетные Гражданский брак Родители - инвалиды Дети - инвалиды Опекаемые Воспитанники д/дома 7 Освоб от физ-ры Часто болеет Рекомендуемая парта Примечание 1 + 2/ Д- учёт
8 Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он сам был ребёнком. В.А. Сухомлинский
9 Если диагноз неправильно поставит врач, ребёнок умрёт. А если педагог, воспитатель, учитель поставит неправильный диагноз – в ребёнке умрёт личность. Каждая встреча с педагогом должна вселять в ребёнка надежду. Надежду на лучшее будущее. Ребёнку в любой, даже самой исключительной ситуации, мы обязаны оставлять шанс.
11 Богу просто – слепил из глины, Душу вдунул –Адам готов. Не работа, а так – малина Среди перистых облаков. Ну, а нам начинать и злиться, Ни рисунков, ни чертежей. Кабы разные просто лица, Души разные – это сложней!
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем.
Отношение учителей к классному руководству бывает разным: одни считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности; другие называют ее самой главной в своей работе в школе.
Как бы ни была трудна работа классного руководителя, без нее невозможно представить современную школу, поскольку основным структурным звеном в школе является - класс.
Именно в классе организуется познавательная деятельность, формируется социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется эмоциональная сфера.
Организатором и координатором деятельности учащихся в классе – остается классный руководитель. Социальная защита как функция классного руководителя – это, прежде всего, комплекс психолого - педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию ребенка к существующим социально-экономическим условиям.
Каждый учебный год для каждого классного руководителя традиционно, еще с советских времен, начинается с Общественного смотра по охране детства, т.е. смотра условий содержания, обучения, воспитания, материального обеспече6ния, оздоровления и трудоустройства детей льготных категорий, который, по сути, преследует цель- проверку соблюдения Законодательства об охране детства, и, в частности, обязательное составление социального паспорта школы, обследования жилищно-бытовых условий проживания детей, находящихся под опекой, попечительством.
Особенное внимание, на данный момент, уделяется семьям, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
И в решении этих задач, изначально, вся информация к социальному педагогу, психологу школы, завучу по ВР поступает-от классного руководителя.
Еще одна специфика работы классного руководителя с детьми льготных категорий :
- знание государственных структур и организаций и их совместная со школой работа в выполнении законодательства по соцзащите детей и подростков.
Работа классного руководителя с детьми льготных категорий изначально предполагает индивидуальный подход к каждому такому ребенку.
Ребенок не должен чувствовать, что он в чем-то не такой как все остальные, ощущать себя ущербным. В противном случае- это пожизненные комплексы неполноценности, которые могут привести к подавленности
личности, различным депрессивным состояниям или же к агрессии и открытой ненависти к окружающим.
Проявление заботы о детях льготных категорий – один из способов адаптации их в школьном коллективе. Примером такой заботы в нашей школе может служить – помощь школьного Попечительского совета. И роль классных руководителей в этом была первостепенной.
Читайте также: