Доклад про хаяо миядзаки

Обновлено: 17.05.2024

Хаяо Миядзаки – один из самых известных и титулованных аниме-режиссеров. Добившись мирового признания, он возвел японскую анимацию на пьедестал и установил очень высокую планку для семейных мультфильмов. Младшее поколение называет его добрым сказочником, ведь все работы Миядзаки наполнены радостью и волшебством.

Добрый волшебник Хаяо Миядзаки

Детство

Хаяо Миядзаки с мамой

Семья Миядзаки была довольно богата и могла жить комфортно даже во время войны, ведь работавшие в сфере военной промышленности отец и дядя Хаяо получали огромную прибыль. Но производство компании Miyazaki Airplane несколько раз переносили в условно безопасные районы Японии, поэтому семья Миядзаки часто переезжала.

Хаяо Миядзаки (слева) в детстве с братьями

Когда Хаяо было 3 года, семью эвакуировали в город Уцуномия в префектуре Тотиги. Здесь маленькие сыновья Кацудзи впервые ощутили, что такое война – они пережили ночные авианалеты и страшную бомбардировку города. Когда им в спешке пришлось покидать временное пристанище, Хаяо на всю жизнь запомнил хаос и крики людей, а также цвет ночного неба, окрашенного многочисленными пожарами.

Тема полетов красной нитью проходит через все работы Миядзаки

Семья переехала в городок Канума в той же префектуре Тотиги, но через некоторое время вернулась в Уцуномию. После войны семью Миядзаки ждала новая беда – серьезно заболела мама, Ёсико Миядзаки. В 1947 году врачи поставили ей диагноз – болезнь Потта, туберкулёз позвоночника. Кацудзи искал лучшие больницы Японии для прикованной к постели жены, поэтому Миядзаки снова были вынуждены переезжать с места на место. Но все врачи только разводили руками, и Кацудзи вынужден был забрать жену домой.

Мальчики по очереди ухаживали за мамой, и в это время Хаяо очень сблизился с ней и увлекся литературой. А в 1956 году случилось чудо – мама встала на ноги. Она еще четверть века опекала своих мальчиков – мужа и подросших сыновей.

Рабочее место Хаяо Миядзаки

Из-за частых переездов Хаяо поменял множество школ. В начальную школу он поступил в Уцуномии в 1947 году, учился там с 1 по 3 класс, потом семья переехала в Токио в район Сугинами, и мальчик 4 класс учился в начальной школе района Омия. С 5 класса Миядзаки посещал школу в Эйфуку, потом снова перевелся в среднюю школу Омии, а с 1958 года учился в школе Тотоямы.

В молодости Хаяо Миядзаки рисовал маслом – на фото одна из его картин

Хаяо Миядзаки в молодости

Школьник начал осуществление мечты с создания собственной манги, но когда он нарисовал первое произведение, то с ужасом осознал, что просто копирует стиль своего кумира Тэдзука. К тому же он не умел рисовать людей, ведь с детства увлекался только самолетиками. Зато летательные аппараты, военная техника и корабли выходили у него просто замечательно. Хаяо сжег свое творение и начал создавать свой собственный стиль.

Авторский стиль Хаяо Миядзаки можно узнать с первого взгляда

После окончания школы Тотоямы Миядзаки поступил в престижный университет Гакусюин, где изучал политику и экономику. В своей диссертации он затронул проблемы японской промышленности. Параллельно Хаяо присоединился к университетскому клубу по изучению детской литературы, где познакомился с произведениями западных авторов и полюбил американские комиксы. Со средних классов после учебы юноша ходил домой к частному учителю рисования, а когда Хаяо подрос, они с педагогом часто выпивали и разговаривали о том о сём: о политике, обществе и, конечно, о творчестве.

Первые работы

Хаяо Миядзаки был лидером протестов сотрудников Toei Animation

Хаяо Миядзаки и Исао Такахата

В 1969 году увидела свет первая манга Хаяо Миядзаки – Sabaku No Tami, которую молодой автор подписал псевдонимом Сабуро Акицу.

Хаяо Миядзаки за созданием манги

Творческий тандем Миядзаки – Такахата

Создание студии Ghibli

Успех первого полнометражного анимационного фильма вдохновил Миядзаки, и в его планах появились еще несколько экранизаций собственных произведений. Во время работы над новыми проектами Миядзаки и Такахата предприняли еще одну попытку создать свою студию.

Студия Ghibli, детища Хаяо Миядзаки

В 1985 году вместе с редактором журнала Animage Тосио Судзуки они организовали анимационную студию Ghibli, название которой сегодня знакомо каждому японцу и любителям аниме по всему миру.

Кабинет Хаяо Миядзаки в студии Ghibli

Тоторо – самый узнаваемый аниме-персонаж

Каждое аниме Миядзаки открывало зрителям двери в сказочный мир, давая взрослым возможность снова научиться мечтать и прививая детям важность дружбы, взаимопомощи и гармонии с окружающим миром.

Красочные миры Хаяо Миядзаки

Женские персонажи Миядзаки всегда сильны и независимы

Миядзаки и Такахата – дружба, пережившая испытание временем

Хаяо Миядзаки – многократный лауреат Венецианского кинофестиваля

Хаяо Миядзаки и плюшевый Тоторо, персонаж одноименного аниме

В 2015 году в СМИ появилась информация, что Хаяо Миядзаки начал работу над первым в своей карьере мультфильмом с использованием компьютерной 3D-графики. Это будет десятиминутная короткометражка про гусеницу Боро.

Личная жизнь Хаяо Миядзаки

Устроившись на работу в студии Тоэй, Хаяо познакомился с молодой художницей Акэми Ота. Они вместе боролись на права молодых аниматоров, а позже осознали, что между ними есть нечто больше, чем обычная дружба. В 1965 году влюбленные сочетались браком.

Хаяо Миядзаки с женой на презентации студии Ghilbi (2011 год)

В январе 1967 года у пары родился первенец Горо, а через два года на свет появился второй сын, Кейсуке Миядзаки. После рождения детей Акэми ушла с работы, чтобы посвятить себя семье.

Хаяо Миядзаки с сыном Горо

Горо Миядзаки по-прежнему считает отца гениальным аниматором

Хаяо Миядзаки сейчас

Мечты о небе среди бомбардировок Второй мировой

Вокруг картин Миядзаки сформировался самый настоящий культ. Их смотрят люди вне зависимости от возраста, и мало у кого язык повернется назвать эти ленты уделом младшей аудитории. Тем не менее сам автор всегда снимал мультфильмы в первую очередь для детей, в том числе своих сыновей.


Интересно, что отчасти с юной аудиторией своих картин Хаяо делится собственным детством — мечтами, фантазиями и увлечениями. Например, сквозная тема авиации и полета в принципе в творчестве Миядзаки не пришла из ниоткуда: будущая легенда японской анимации родился в 1941 году в семье директора фабрики Miyazaki Airplane, которая выпускала детали для самолетов.


Главный герой ленты перенял мечты от автора и с его помощью реализовал их, не представляя, что созданные его руками машины в будущем принесут смерть тысячам невинных представителей человечества. Сам же Хаяо осознал оборотную сторону технологического прогресса еще в юном возрасте: в 1944 году он вместе с семьей был вынужден эвакуироваться из Токио из-за регулярных бомбардировок, что надолго отложилась в его худших кошмарах и отзывалось эхом в последующих мультфильмах.


Первые учителя, друзья и мультфильмы

Пока мечты о небе оставались мечтами, Хаяо нашел еще одно увлечение, более приземленное и имеющее шансы на реализацию. Уже в школе будущий гранд рисовал мангу и задумывался о том, как превратить ее в полноценные мультфильмы. Правда, когда пришло время определяться с дальнейшим образованием, подросток засомневался в своих силах и отправился изучать политику и экономику в Университет Гакусюин. И хотя ни одного дня по специальности выпускник не отработал, во время учебы он был участником клуба, посвященного мировой детской литературе, — эти знания помогли ему стать тем человеком, которым его знает весь мир.

В своих будущих работах Хаяо неизменно использовал обширный багаж весьма трагичных воспоминаний. Понимая, что он не в силах оставить это в прошлом, аниматор с головой погрузился в фантастические миры. С самых первых своих мультфильмов Миядзаки проповедовал волшебный эскапизм, способный облегчить любые тяготы реальной жизни.


Так Хаяо нашел первоклассного наставника по имени Ясуо Оцука — звезду японской мультипликации и автора революционного подхода, сэкономившего аниматорам уйму времени, усилий и краски: его ноу-хау делало ставку на те самые ключевые кадры, одновременно уменьшая детализацию кадров промежуточных. Вместе с Миядзаки в студии работал и Исао Такахата — лучший друг нашего героя и будущий сооснователь Studio Ghibli. Там же Хаяо нашел и любовь всей своей жизни — аниматоршу по имени Акеми Ота, с которой они сыграли свадьбу в 1966 году и вместе по сей день.




Вместе с большой силой приходит большая ответственность

Миядзаки вряд ли мог назвать себя счастливым, выступая в роли наемного рабочего, который делает то, что ему скажут. В качестве режиссера он мог бы позволить себе больше — по крайней мере, определял бы, что и как должен донести его фильм до аудитории. Но вот незадача: самому Хаяо не то чтобы сильно нравилась работа режиссера.


Так родилась одна из лучших повестей в истории Японии, которая концентрировалась на тревожном постапокалиптическом мире с иссякающими природными ресурсами. Кажется, в манге Хаяо воплотил все наблюдения за человеческой природой и толику персонального пессимизма: в его представлении, Земле было бы лучше без людей или как минимум без технологий и потребительского отношения к окружающей среде.

Комикс, который выходил в журнале Animage, очень быстро стал безусловным хитом — настолько, что его популярность вылилась в целый полнометражный фильм, режиссером которого стал Миядзаки. Так об аниматоре заговорили по всей Японии, что позволило ему перейти на следующий уровень, пусть это не далось малой кровью.


Увы, пути назад уже не было. В 1985 году Миядзаки и Такахата снова объединились ради открытия студии Studio Ghibli — здесь Хаяо снова обратился к своей любви к авиации, ссылаясь на итальянский самолет Caproni Ca.309 Ghibli. Избавившись от давления боссов сверху, аниматор получил возможность рассказывать взрослым и детям истории, которые считал нужными, но при этом взвалил на себя и ответственность за результат, из-за чего избежать режиссерского кресла стало еще сложнее.


К этому времени Хаяо выработал свой уникальный старомодный подход к разработке истории картины. Он всегда подчеркивал, что не рассказчик, а художник, поэтому каждый его продукт был в той или иной степени экспромтом.



Друзья не боялись изучать совсем взрослые темы (в лоб или иносказательно), что эффектно выделяло их на фоне других мультипликаторов, что вскоре помогло им стать главным флагманом аниме, благодаря которому этот анимационный жанр полюбил весь мир.

Аниме шагает по планете



Рецепт уникального стиля

Впрочем, ворчливый дедушка не любит ездить на пышные церемонии, давать интервью и просиживать штаны на пресс-конференциях. Ему куда интереснее помогать с инсталляциями Музея Studio Ghibli и путешествовать. Экспедиции по всему миру в принципе всегда были одним из главных увлечений Хаяо наряду с авиацией и рисованием.





VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Некоторые свои произведения Миядзаки выпускал под псевдонимами Сабуро Акицу (яп. 秋津 三朗 Акицу Сабуро) или Тэрэкому (яп. 照樹務).

Хаяо Миядзаки

Биография Хаяо Миядзаки

В 1963 закончил престижный Университет Гакусюин, факультет политики и экономики. В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В апреле 1963 получил работуфазовщика в Toei Animation[2]. К 1964 году стал председателем профсоюза.

Творчество Хаяо Миядзаки

Манга и другие графические работы Миядзаки

Фильмография Хаяо Миядзаки

Режиссёр, сценарист, раскадровщик

Сорежиссёр

  • Люпен III (яп. ルパン三世 Рупан сансэи), аниме-сериал, 1971—1972 — эпизоды 7,8,10,11,13—23 (в паре с Исао Такахатой).
  • Новый Люпен III (яп. 新ルパン三世 Син Рупан сансэи), аниме-сериал, 1977—1980 — эпизоды 145, 155 (под именем Цутому Тэруки).

Эскизы фонов, компоновка

Концепция, сценарий, раскадровка, эскизы фонов, ключевая анимация

  • Принц Севера (яп. 太陽の王子 ホルスの大冒険 Taiyou no ouji Horus no daibouken), аниме-фильм 1968
  • Панда большая и маленькая (яп. パンダコパンダ Панда копанда), короткий аниме-фильм, 1972 (режиссёр Исао Такахата).
  • Панда большая и маленькая: Дождливый день в цирке (яп. パンダコパンダ 雨降りサーカスの巻 Панда копанда амэфури са:касу но маки), короткий аниме-фильм,1973 (режиссёр Исао Такахата).
  • Самураи-гиганты (яп. 侍ジャイアンツ Самурай Дзяйанцу), аниме-сериал, 1973—1974 — 48 серий. Трансляция с 07.10.1973 по 29.09.1974.

Сценарий, раскадровка, продюсирование, монтаж

  • Помпоко: Война тануки (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Хэйсэй тануки гассэн Пон Поко), аниме-фильм, 1994 (режиссёр Исао Такахата).
  • Шёпот сердца (яп. 耳をすませば Мими о сумасэба), аниме-фильм, 1995 (режиссёр Ёсифуми Кондо).
  • Возвращение кота (яп. 猫の恩返し Нэко но Онгаэси), полнометражный аниме-фильм, 2002 (режиссёр Хироюки Морита)
  • Ариэтти из страны лилипутов (яп. 借りぐらしのアリエッティ Каригураси но Ариэтти), полнометражный аниме-фильм, 2010 (режиссёр Хиромаса Ёнэбаяси)

Консультации, ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов

Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) родился 5 января 1941 года в Токио.

Биография Хаяо Миядзаки

Во время Второй мировой войны его отец Катсудзи был директором завода по изготовлению боевых самолетов Miyazaki Airplane, которым владел дядя Хаяо. В детстве будущий режиссер в основном был занят рисованием самолетов, а авиация стала одним из его главных увлечений на всю жизнь.

В 1963 году Миядзаки окончил Университет Гакусюин, получив степень по политологии и экономике. Будучи студентом, Миядзаки глубоко интересовался детской литературой и прочитал множество книг, написанных для детей авторами всего мира. В конце 1950-х он познакомился с анимацией, первыми фильмами, которые он увидел, стали "Легенда о Белой Змее" Окабэ Кадзухико и "Снежная королева" Льва Атаманова. По словам Хаяо, после просмотра он сам загорелся идеей стать аниматором и начал тренироваться рисовать людей.

После окончания университета Миядзаки устроился на работу в студию Toei Animation фазовщиком — рисовал отдельные кадры. Там же он повстречался со своим, впоследствии, лучшим другом и единомышленником — Такахатой Исао. За время своей работы в Toei Animation Миядзаки выпустил несколько анимаций: "Кот в сапогах" (1969), "Корабль-призрак" (1969), "Животные на острове сокровищ" (1971) и другие.

В 1971 году Миядзаки и Такахата, а также их коллега Отабэ Еити, создали собственную студию, которая получила название A Pro. Миядзаки с друзьями решил экранизировать сказку Астрид Линдгрен "Пеппи Длинный чулок", но проект не удался, так как владельцы авторских прав не дали согласия на экранизацию.

Вплоть до 1982 года Миядзаки работал на студиях TMS и Nippon Animation. На TMS он выступил сценаристом фильма "Большая панда и маленькая панда", в качестве режиссера создал свой первый сериал "Конан — мальчик из будущего" (1978), на Nippon Animation выпустил полнометражный фильм "Люпен III: Замок Калиостро" (1979).

В 1982 году Хаяо решил отойти от работы над анимацией и начал рисовать мангу (японский комикс) "Навсикая из Долины Ветров" для журнала Animage. В 1983 году компания Tokuma Shoten, заметив эту работу, предложила Миядзаки экранизировать ее. В 1984 году фильм вышел на экраны и стал сенсацией в мире аниме.

Успех вдохновил Миядзаки, и в 1985 году он совместно с Такахатой Исао при поддержке Tokuma Shoten основал студию Ghibli. Год спустя на экраны вышел первый проект студии Ghibli — "Небесный замок Лапута" (1986). В дальнейшем Миядзаки выпустил анимационные фильмы "Мой сосед Тоторо" (1988), "Могила светлячков" (1988), "Ведьмина служба доставки"(1989), "Порко Россо"(1992), "Принцесса Мононокэ" (1997).

По окончании работы над "Принцессой Мононокэ" режиссер публично заявил, что уходит из анимации, однако впоследствии вновь вернулся на студию.

В 2001 году вышел в прокат фильм "Унесенные призраками", за который Миядзаки был удостоен "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале и премии "Оскар".

После "Унесенных" Миядзаки вновь заявил, что больше не будет заниматься режиссурой, и точно так же был вынужден вернуться через несколько лет, когда посреди работы над "Ходячим замком" (2004) проект неожиданно покинул режиссер Мамору Хосода. За свои технические достижения картина была номинирована на "Оскар" и получила награды в Венеции и Сиэтле.

В 2007 году Миядзаки выпустил новый фильм под названием "Рыбка Поньо на утесе", позже он выступил сценаристом следующего фильма студии Ghibli — "Ариэтти", который вышел в прокат в июле 2010 года.

В августе 2013 года вышла в свет картина Миядзаки "Ветер крепчает". После премьеры фильма, которая прошла в рамках основного конкурса Венецианского кинофестиваля, президент студии Ghibli Коджи Хошино заявил, что "Ветер крепчает" станет последней работой мастера.

Позже на пресс-конференции в Японии Миядзаки сам публично объявил о завершении своей карьеры и уходе из мира полнометражной мультипликации, однако сообщил, что намерен заняться "тем, о чем давно мечтал", не раскрыв при этом подробностей. В ноябре 2013 года стало известно, что Миядзаки собирается снять основанный на манге анимационный сериал про самураев.

Картина "Ветер крепчает" не только получила номинацию на премию "Оскар" в категории "лучший анимационный фильм", но и стала лидером японского проката за 2013 год, заработав 12,02 миллиарда иен (около 120 миллионов долларов).

В 2014 году Хаяо Миядзаки был включен в "Зал славы научной фантастики и фэнтези" (Science Fiction and Fantasy Hall of Fame). В 2015 году был удостоен почетной премии "Оскар" за выдающиеся заслуги в кинематографе.

В июле 2015 года стало известно, что Миядзаки работает над первым в своей карьере мультфильмом с использованием компьютерной графики. Новая картина будет длиться около 10 минут. Ее представят публике предположительно через три года.

Хаяо Миядзаки женат на Акеми Ота (Akemi Ota), у них двое сыновей.

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

1. Миядзаки - страстный поклонник авиации

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

Иные миры Хаяо Миядзаки: 10 фактов о режиссере-художнике

2. Он ни дня не работал по специальности

Хаяо Миядзаки и Исао Такахата.

3. Он не собирался становиться режиссером

4. Он снова научил детей мечтать

В 1985 году Миядзаки и Такахата открыли собственную студию анимации Ghibli. Это необычное название стало очередным реверансом в сторону авиации: оно было позаимствовано у итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli , который , в свою очередь , был назван арабским словом , означающим средиземноморский ветер сирокко.

Хаяо Миядзаки , говоря о своем детище , не раз признавался , что собственная студия позволила ему , наконец , начать снимать те фильмы , которые , как ему казалось , были так необходимы его зрителям. Он хотел снова научить детей мечтать , грезить о путешествиях и верить в чудеса. Безусловный успех его сказочных притч говорит о том , что ему это удалось.

5. В его картинах отдельную роль играет природа

Читайте также: