Детская речь в сопоставлении с речью взрослых доклад

Обновлено: 02.07.2024

3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить // Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006. – С. 3–169.

Лингвистическое изучение детской речи предполагает выявление ее особенностей на разных этапах овладения родным языком: специфики используемых ребенком на том или ином этапе развития языковых средств и закономерностей их усвоения. В лингвистических исследованиях детской речи рассматриваются разные компоненты языковой способности ребенка. Закономерности овладения звуковой стороной речи выявляются в работах В.И. Бельтюкова, Г.М. Богомазова, Е.Н. Винарской, А.Н. Гвоздева, А.Д. Салаховой.

Вид речевой деятельности, характеризующий этап развития детей дошкольного возраста, имеет ряд особенностей, определяемых свойствами мышления детей: большее число звукоподражаний, образование нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диффузность словоупотребления, особый синтаксис и др. Особенности детской речи неодинаковы на различных этапах развития личности ребенка и соотносятся с этапами социализации личности [Арутюнова 1990: 11].

Детская речь изучается в настоящее время разными науками. Наиболее часто детскую речь выделяют в качестве объекта исследования психология, психолингвистика и лингвистика, используя при этом свои, специфические методы, концентрируя внимание на каком-либо одном аспекте этого сложного явления. Речь активно формируется в первые три года жизни. К трем годам ребенок овладевает определенными формами общения с окружающими: ситуативно-личностными (первое полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (шесть месяцев – три года). С трехлетнего возраста начинается переход к более высокой форме общения – внеситуативно-познавательной форме общения (три года – пять лет). Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами общения. А к шести – семи годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму, которая формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.

Основоположник современной лингвистики Фердинанд де Соссюр также не прошёл мимо детских инноваций, которые интересовали его в связи с анализом явлений аналогии.

Обращение психолингвистов к детской речи необходимо не только для прояснение закономерностей формирования языковой личности человека в онтогенезе. Речевые построения ребенка часто позволяют понять многие важные особенности соотношения мышления и речи. К их числу, например, относится вопрос о связи познавательных и речевых возможностей в речевой деятельности.

а) списки отдельных фразеологизмов с образными компонентами (ОК), подобные приведенным выше;

б) списки предложений с включениями а);

в) связанные короткие тексты с б);

г) наборы рисунков с др. иллюстраций, которые предъявляются испытуемым одновременно с а), б) и в).

По инструкции каждый испытуемый должен был подобрать к каждой единице заданий из наборов а), б) и в) по одной из иллюстраций из набора г).

Испытуемые группировались по возрастному (и образовательному) признакам:

1-я группа - 20 дошкольников 4-6 лет;

2-я группа - 20 школьников 7-8 классов;

3-я группа - 20 студентов 1 -5 курсов (филологи).

Естественно, что в 1-й группе языковой (сокращенный) материал предъявлялся на слух, был упрощен и не включал текстов.

Результат 1-й группы.

Задание выполнило около 1/3 испытуемых. Иллюстрации к единицам а) и б) из набора г) подбирались (если подбирались вообще в неслучайном порядке) только по принципу соответствия прямому значению ОК-слова.

Результат 2-й группы.

Общий вывод: достаточно опытный носитель языка верно и точно понимает значение ОК-слов в контексте, где это слово утрачивает первоначальное прямое предметное значение, чего не может продемонстрировать дошкольник, а частично - и школьник с недостаточным речевым развитием (именно в сфере фразеологизмов). Мнение У. Чейфа представляется ошибочным.

Правильно как раз противоположное суждение: мы понимаем язык (его единицы и их сочетания во всем их разно- и многообразии) только в том случае, если научились связывать языковые знаки с их предметными представлениями в образной памяти нашего мозга. Такое умение позволяет нам понять хотя бы поверхностный уровень таких, скажем, стихотворных строф:

Засеребрятся малины листы,

Запрокинувшись кверху изнанкой.

Солнце грустно сегодня, как ты,-

Солнце нынче, как ты, северянка. (Б. Пастернак)

Гремели блюда у буфетчика. Лакей зевал, сочтя судки. В реке, на высоте подсвечника, Кишмя кишели светляки. (Б. Пастернак)

Рассмотрим эксперимент, задача которого - выяснить, играет ли язык, на котором мы говорим, какую-либо роль в процессах осмысления, различения и запоминания предметов изобразитель-

1. мужские поясные портреты, однотипные по времени написания и по манере изображения (реализм);

2. женские поясные портреты, аналогичные 1 по характеру;

3. натюрморты с изображением керамической и металлической посуды.

Каждая серия состояла из 10 репродукций и предъявлялась испытуемым на одно и то же время — 15 секунд, после чего должен был следовать устный словесный отчет на вопросы:

а) Кто (что) изображено?

б) Предъявлялись ли в данной серии разные изображения или

в) Попытайтесь пояснить, чем одно (на выбор) изображение отличалось от другого?

Теперь надо выяснить, как ориентируются в мире, как осмысливают действительность маленькие дети, еще не овладевшие языком в той мере, в какой им владеют взрослые. Конечно, детям

надо предлагать решение задач куда более простых, чем взрослым.

Материал для предъявления испытуемым (20 дошкольников младшей, средней и старшей групп) - металлические плоские детали в нескольких вариантах: а) исходная форма с четырьмя отводами; б) то же с загнутым одним отводом; в) то же - с загнутыми двумя отводами; г) то же -с загнутыми тремя отводами; д) то же с загнутыми всеми отводами. Всего - 5 модификаций предметов.

С заданием справились:

1 ребенок младшей группы, нашедший в кучке (50 деталей) все 5 разных, соответствующих образцам и 1 ребенок, верно подобравший 3 детали к образцам. После этого оба ребенка прекратили целенаправленные действия. Остальные нашли по 1 детали верно, после чего целенаправленные действия прекратили. Успешное действие длилось в среднем до 4-х минут.

В средней группе с заданием справились частично (по 3-4 успешных выполнений) все дети за среднее время 2 минуты каждый.

В старшей группе все дети выполнили задания в среднем за 1,5 минуты каждый, сделав по 5 выборов деталей каждый.

После каждого выполнения задания у каждого ребенка спрашивали:

на ладони. Не все слова точно совпадали с местом, указанным пальцем, что можно объяснить сформированной координацией тонкой пальцевой моторики детей.

Важно для нас в опыте главное:

а) он показал способность детей к анализу (различению)

б) к синтезу найденных свойств в целое (приспособление к

в) к осознанию причин действий в связи с заданием (почему

выбрал эту штучку, а не ту);

г) к нахождению способа объяснений причин выбора (ситуативно-наглядная демонстрация с помощью предмета и жеста).

Описанные выше опыты говорят в пользу неотъемлемости образной компоненты в мышлении и коммуникативной деятельности на разных стадиях онтогенеза и при разных уровнях сформированности языковой способности - почти от нуля до сложнейшего процесса поэтического творчества.

Ребенок, развиваясь умственно и в речевом плане, как правило, быстрее овладевает системой языка, чем накапливает и перерабатывает знания: синхронности в этих двух процессах не наблюдается; напротив, целесообразно подчеркивать асимметрию в

достижениях ребенка на когнитивном (мыслительном) и речевом уровнях.

В середине 50-х годов нашего века был проведен опыт с 72-летней крестьянкой из глухого села и ее 5-летним внуком из семьи горожан со специальным средним образованием. Предварительно был зафиксирован словарь пожилой женщины. Он составил 860 единиц, не считая еще 250 единиц, накопленных ею из области шорного дела и в ходе знахарства-травничества. В повседневной коммуникации ею использовалось регулярно не более 500 слов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.

Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Был еще один чудак –

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.

• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Речь начинает активно формироваться.

Влияние игры на интеллектуальное развитие детей. Из опыта работы В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в.

Влияние общения на развитие речи ребенка от 0 до 3 лет Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми.


Речь – это высшая психическая функция человека, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угрозы выкидыша – всё это возможные причины задержки речи ребёнка, который должен появиться на свет.

Учёными доказано, что ребёнок чувствует настроение матери, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние очень плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщине в период беременности необходимо получать исключительно положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: такие, как прослушивание классической музыки, звукотерапия. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, читают вслух, напевают мелодии.

Первый крик ребёнка после рождения – это очень важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития.

На протяжении раннего возраста развитие речи ребенка происходит неравномерно. В начальной стадии развивается понимание речи окружающих, а умением говорить малыш овладевает позже.

Требуется индивидуальная работа. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после - усвоение школьной программы.

Процесс овладения речью далеко не прост. Чтобы освоить его, ребенку нужно:

2.Научиться из сплошного потока речи окружающих выделять отдельные слова и части слов. Учитывая то, что речь окружающих далеко не всегда бывает четкой и правильной, для ребенка это далеко не тривиально.

4.Захотеть общаться со взрослыми. Любое обучение невозможно без мотивации. Часто дети, которым по каким-то причинам общаться не так уж нужно или не интересно, позже начинают говорить.

7.Освоить правильное речевое дыхание. Чтобы научиться правильно и четко произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их.

Некоторые недостатки в речи детей можно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, ответить, что изображено на картинке). Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. Это ошибочное поведение взрослых. Навыки самообслуживания у детей надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые можно использовать дома, служат выработке правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

В возрасте двух с половиной-трёх лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его, так называемая, эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом. Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.

Если между ребенком и взрослым прекращается контакт, то и нормальное развитие психики тоже прекращается. Поскольку содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, то передаче его и усвоение предполагают участие в этом процессе и речи.

Психологи и педагоги придают большое значение положительным эмоциональным взаимоотношениям детей с окружающими взрослыми, которые играют очень важную роль в развитии детей. Так как знание особенностей эмоциональных контактов детей со взрослыми, способы формирования этих контактов, знание о том, каким образом они влияют на развитие детей, может способствовать научно обоснованной организации их воспитания и обучения.

Под эмоциональным контактом можно понимать эмоционально личностные связи между детьми и взрослыми. Эти связи проявляются в доверчивом отношении и привязанности ребенка ко взрослому, испытываемых им в присутствии взрослого.

Потребность в общении у ребенка изменяется по содержанию в совместной в зависимости от характера деятельности ребенка со взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конструируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо для решения ребенком основных для его возраста задач.

В поле научных интересов стоит проблема взаимоотношений. В контексте деятельностного подхода к общению взаимоотношения понимаются как продукт или результат коммуникативной деятельности. Взаимоотношения и общение неразрывно связаны: отношения возникают в общении и отражают его особенности, а затем оказывают влияние на протекание общения.

Именно общение, где предметом взаимодействия партнеров является человек, выступает психологической основной избирательных отношений между людьми, в том числе, и между детьми, а не организация продуктивных видов деятельности или сама продуктивная деятельность.

Изучение влияния общения на общее психическое развитие ребёнка приводит к выяснению роли коммуникативной деятельности в становлении познавательной активности. Понятие познавательной активности связывается с концепцией деятельности: познавательной, исследовательской и коммуникативной. В системе познавательной деятельности познавательная активность занимает структурное место потребности. Познавательная активность не тождественна познавательной деятельности: активность – это готовность к деятельности, это состояние, которое предшествует деятельности и порождает её. Инициативность является вариантом активности, проявлением её высокого уровня. Познавательная активность в некотором смысле тождественна познавательной потребности.

Общение с окружающими людьми решающим образом определяет количественные и качественные особенности познавательной активности ребёнка тем больше, чем меньше возраст ребёнка и чем сильнее, следовательно, отношения со старшими опосредствуют его отношение со всем окружающим миром.

Список использованной литературы:

Читайте также: