Миннесотский многофакторный личностный опросник доклад

Обновлено: 04.07.2024

Задачами психодиагностики в медицинской реабилитации являются:

1. Определение личностно-типологических особенностей больного.

2. Установление типа отношения пациента к своему заболеванию и особенностей внутренней картины болезни.

3. Оценка выраженности психо-эмоционального напряжения больного.

4. Изучение эффективности медико-психологической реабилитации.

5. Определение оптимальных для личности больного или инвалида областей трудовой деятельности. Первые три задачи должны решаться при поступлении больного на восстановительное лечение в целях определения необходимости и характера психотерапевтической помощи, последние две задачи становятся наиболее актуальными на завершающем этапе медицинской реабилитации.

Определение личностно-типологических особенностей больного может оказаться полезным при выборе методов психотерапии. Так, например, для личностей демонстративного типа при решении личностных проблем более эффективными оказываются суггестивные методы, в то время как обращение к рассудку менее результативно; у таких личностей нередко доминирует потребность в сочувствии и признании их окружающими, поэтому попытки врача доказать преувеличенность страданий и опасений пациента приводят лишь к нарастанию у больного психо-эмоционального напряжения и недоверия по отношению к терапевту.

Напротив, у личностей тревожно-мнительных часто преобладает потребность в безопасности, вербальный тип мышления, склонность к анализу фактов, высокая интрапсихическая активность, что и предопределяет наибольшую результативность методов рассудочной, рациональной психотерапии в работе с ними.

Установление типа отношения пациента к своему заболеванию и особенностей внутренней картины болезни важно для проведения соответствующей психокоррекции.

Внутренняя картина болезни включает сенситивные компоненты (например, боль), эмоциональное реагирование человека на отдельные симптомы заболевания (страх, тревогу, надежду), рациональную и информационную стороны (представления о болезни и ее возможных последствиях, оценочные суждения).

Таким образом, выделяют три уровня субъективной картины болезни: сенсорный, эмоциональный и интеллектуальный. Сенсорный уровень включает в себя отношение больного к своим болезненным ощущениям. Это отношение, не являясь показателем тяжести заболевания, влияет на адаптацию больного в условиях болезни.

Эмоциональный уровень – это оценка больным своей болезни с точки зрения опасности и безопасности. Здесь возможна как переоценка опасности болезни, так и ее недооценка. Завышенная оценка опасности и тяжести болезни, влияющая на поведение, может быть следствием сознательной или бессознательной рентной установки (установки на получение тех или иных льгот).

Вполне понятно, что эмоциональная реакция на болезнь (травму), ее восприятие, оценка и поведение человека различаются в острый период и при хронизации процесса. Наиболее частой реакцией на остро возникающее тяжелое повреждение либо заболевание является эмоциональный дистресс, сопровождающийся тревожно-депрессивными расстройствами.

Уменьшится ли со временем выраженность этих расстройств, или нет, зависит не только от социальной поддержки, но и от присущих человеку способов психологической защиты, то есть способов идеаторного и поведенческого реагирования, позволяющих разрешить ситуацию, либо уменьшить ее значимость, либо компенсировать нарушенную потребность за счет удовлетворения каких-то иных потребностей.

Тип отношения к болезни влияет на эффективность терапии и исходы лечения; этот факт подтвержден клиническими наблюдениями и научными исследованиями.

Доказано, в частности, что установка на болезнь приводит к физиологически обусловленной трансформации обратимых функционально-соматических нарушений в необратимые органические, в то время как установка на выздоровление способствует стимуляции физиологических механизмов саногенеза, повышению поведенческой активности человека в процессе лечения и улучшению его социальной адаптации.

Установление типа отношения к заболеванию позволяет провести соответствующую психокоррекционную работу, повысив при этом эффективность реабилитационных мероприятий.

Оценка выраженности психо-эмоционалъного напряжения позволяет определить уровень психической адаптированности индивидуума. Значимость такой диагностики определяется в первую очередь взаимопотенциирующим действием психологических и физиологических факторов в генезе многих заболеваний внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.

Выявление у больного состояния хронического эмоционального стресса и сопутствующих ему признаков тревоги и/или депрессии способствует своевременному включению в реабилитационную программу мероприятий, ведущих к нормализации эмоциональной сферы. Это позволяет ускорить процессы адаптации как на медико-биологическом, так и на социальном уровнях.

Результаты психодиагностических исследований могут быть использованы для объективной оценки результативности реабилитационных мероприятий.

Данные психодиагностики целесообразно также использовать на завершающем этапе медицинской реабилитации при профкосультировании, в целях выбора той профессионально-трудовой деятельности, к которой может быть наилучшим образом адаптирован пациент с учетом его наиболее сильных позитивных индивидуальных особенностей.

Существует большое число разнообразных методов психодиагностики, охватывающих все известные психологические процессы, свойства и состояния человека. Самая общая их схема классификации следующая:

1. Методы психодиагностики на основе стандартизированного наблюдения

2. Опросные психодиагностические методы

3. Психодиагностические методы,включающие анализ результатов деятельности и поведенческих реакций человека

4. Методы психодиагностики с проведением специального психодиагно стического эксперимента.

Психодиагностические методики делят также на сознательные, аппелирующие к сознанию испытуемого (например, опросники), и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека (проективные методики).

Основным недостатком методик, обращенных к сознанию, является возможность умышленного искажение результатов тестирования, в то время как исследования непроизвольных реакций человека оказываются более надежными, но менее точно отражающими те психологические свойства испытуемого, для оценки которых они предназначены.

Любые подразделения психодиагностических методик достаточно относительны, почти каждую методику можно отнести сразу к нескольким раз-личным классификационным группам.

Практически значимую и надежную информацию о состоянии и личностных свойствах человека может дать лишь комплексное клинико-психологическое обследование с применением нескольких различных взаимодополняющих методик, выбор которых определяется психологом на основании сведений, полученных при беседе с поступившим на реабилитацию больным и изучения его истории болезни.

Таким образом, клиническое интервью, анализ личностной истории, сбор семейного и медицинского анамнеза предваряют использование специальных тестов.

Наиболее достоверными являются данные, полученные при динамическом наблюдении. Обязательным условием является осуществление психодиагностики лишь профессионалами, имеющими разрешение на такого рода деятельность.

Специалистам хорошо известны характеристики отдельных диагностических инструментов, правила исследований и анализа результатов. Представленное ниже краткое описание некоторых из наиболее часто используемых в медицинской реабилитации методик предназначено лишь для общего знакомства с ними врачей-реабилитологов.

Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник

Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI) является, пожалуй, наиболее широко используемым в мире высоконадежным количественным методом оценки личностных свойств, предоставляющим возможность объективной полифакторной интерпретации данных

MMPI применим для исследования лиц с сохранным интеллектом в возрасте старше 15 лет. Методика предъявляется в виде буклета, содержащего определенное (в зависимости от варианта теста) число утверждений.

Линия, соединяющая точки-оценки по базисным шкалам, образует профиль методики многостороннего исследования личности. К нему примыкает маленький профиль шкал достоверности; в зависимости от их показателей профиль признается как достоверный или недостоверный, а соотношение данных показателей позволяет выявить определенные установки испытуемого, которые учитываются при интерпретации личностного профиля.

Десять клинических (базисных) шкал имеют следующие названия:

1 — шкала ипохондрии (сверхконтроля); 2 — шкала депрессии (пессимистичности); 3 — шкала конверсионной истерии (эмоциональной лабильности); 4 — шкала асоциальной психопатии (импульсивности); 5 — шкала мужских и женских черт характера; 6 — шкала паранойяльности (ригидности); 7 — шкала психастении (тревожности); 8 — шкала шизофрении (индивидуалистичное); 9 — шкала гипомании (оптимизма и активности); 0 — шкала социальной интроверсии.

Интерпретация результатов обследования основана в первую очередь на качественной оценке профиля как единого целого, при этом наибольшее значение придается не абсолютным значениям шкал, а их соотношению. Следует отметить, что отклонения профиля от средней линии (от 50 Т баллов) гораздо чаще проявляются в сторону повышения.

Для анализа важны следующие количественные критерии: показатели базисных шкал, колеблющиеся в пределах 56—66 стандартных Т баллов, выявляют ведущие характерологические тенденции индивида, в то время как более высокие показатели (67—74 Т) указывают на акцентуированные черты, которые временами могут затруднять социально-психологическую адаптацию человека.

Значения базисных шкал, превышающие величину 75 Т баллов, рассматриваются как признак отклонения состояния индивидуума от нормального.

В целом данный метод позволяет диагностировать преобладающий тип личностного реагирования и индивидуально-типологические особенности, а также уровень психической адаптированности обследуемого. Так, доминирование в личностном профиле шкал 2 и 7 свидетельствует о гипостеническом типе реагирования и преобладании тормозных черт характера; доминирование 4, 6 и 9 шкал является признаком стенического типа, преобладания личностных характеристик активности, силы, возбудимости, в то время как сочетание разнонаправленных показателей либо преобладание 1 и 3 шкал указывает на смешанный тип реагирования. Общее заключение об индивидуально-личностных особенностях испытуемого представляется сложной задачей, решаемой психологом на основании интегральной оценки профиля в целом с учетом клинико-психологических данных.

При диагностике степени психо-эмоциональной дезадаптации большое внимание уделяется высоте расположения личностного профиля; учитывается тот факт, что повышение определенных шкал профиля отражает мобилизацию соответствующих механизмов личностного реагирования, исходно направленных на адаптацию индивидуума к условиям среды путем удовлетворения ведущих потребностей.

Однако устойчивое и чрезмерное напряжение этих механизмов чаще всего сопряжено с их недостаточной эффективностью; сопутствующее повышение при этом шкалы 2, отражающей интенсивность тревожно-депрессивных расстройств, подтверждает развитие психо-эмоциональной дезадаптации. Предложены следующие критерии распознавания степени психической дезадаптации по данным MMPI :

Норма (отсутствие личностной дезадаптации) — профиль линейного характера, находится в пределах 40—60 Т баллов; могут быть один - два пика по неосновным шкалам.

Акцентуация характера или доболезненная эмоциональная напряженность (незначительная личностная дезадаптация): профиль находится в пределах 45— 75 Т баллов, имеет пограничный или пикообразный характер при наличии одногодвух пиков и нормативном разбросе остальных шкал.

Невротическая реакция или невроз, выраженная эмоциональная напряженность (значительная личностная дезадаптация): профиль находится в пределах 40—100 Т баллов, высокорасположенный, плавающий или пикообразный с тремя-четырьмя ведущими шкалами (1,2,3,7).

Поскольку результаты исследования с помощью MMPI определяются не только устойчивыми особенностями психологического статуса, но и актуальным состоянием пациента на момент обследования, интерпретация данных проводится с учетом всей имеющейся об испытуемом информации.

Проведение тестирования с помощью MMPI требует соблюдения ряда этических норм: предварительно пациенту объясняются задачи исследования, а по его завершении обсуждаются полученные результаты; важная для человека информация представляется так, чтобы не допустить снижения его самооценки.

1. Белова А.Н. Нейрореабилитация .-М. Антидор, 2000 г. – 568с.

2. Прикладная лазерная медицина. Под ред. Х.П. Берлиена, Г.И. Мюллера.- М.: Интерэкспорт, 2007г.

3. Александровский А.А. Компьютеризованная кардиология. Саранск; "Красный Октябрь" 2005: 197.

4. Разработка и постановка медицинских изделий на производство. Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1019-2000.

5. Штарк М.Б., Скок А.Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике. М. - 2004 г

6. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. М.,СПб.: СЛП, 2008.

Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 16437
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности.

Ниже представлены основные клинические шкалы MMPI:

Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал:

Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.

Теоретические основы

Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.

Адаптации и модификации

В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15).

Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-A.

Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях валидности конструктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной – только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В.П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики.

Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений . (Ф.Б. Березин и М.П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация.

Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛ Л.Н. Собчик, 1971).

См. также

MMPI-2 - русскоязычная адаптация опросника MMPI-2, не получившая до настоящего времени собственного русскоязычного названия.

Задачами психодиагностики в медицинской реабилитации являются:

1. Определение личностно-типологических особенностей больного.

2. Установление типа отношения пациента к своему заболеванию и особенностей внутренней картины болезни.

3. Оценка выраженности психо-эмоционального напряжения больного.

4. Изучение эффективности медико-психологической реабилитации.

5. Определение оптимальных для личности больного или инвалида областей трудовой деятельности. Первые три задачи должны решаться при поступлении больного на восстановительное лечение в целях определения необходимости и характера психотерапевтической помощи, последние две задачи становятся наиболее актуальными на завершающем этапе медицинской реабилитации.

Определение личностно-типологических особенностей больного может оказаться полезным при выборе методов психотерапии. Так, например, для личностей демонстративного типа при решении личностных проблем более эффективными оказываются суггестивные методы, в то время как обращение к рассудку менее результативно; у таких личностей нередко доминирует потребность в сочувствии и признании их окружающими, поэтому попытки врача доказать преувеличенность страданий и опасений пациента приводят лишь к нарастанию у больного психо-эмоционального напряжения и недоверия по отношению к терапевту.

Напротив, у личностей тревожно-мнительных часто преобладает потребность в безопасности, вербальный тип мышления, склонность к анализу фактов, высокая интрапсихическая активность, что и предопределяет наибольшую результативность методов рассудочной, рациональной психотерапии в работе с ними.

Установление типа отношения пациента к своему заболеванию и особенностей внутренней картины болезни важно для проведения соответствующей психокоррекции.

Внутренняя картина болезни включает сенситивные компоненты (например, боль), эмоциональное реагирование человека на отдельные симптомы заболевания (страх, тревогу, надежду), рациональную и информационную стороны (представления о болезни и ее возможных последствиях, оценочные суждения).

Таким образом, выделяют три уровня субъективной картины болезни: сенсорный, эмоциональный и интеллектуальный. Сенсорный уровень включает в себя отношение больного к своим болезненным ощущениям. Это отношение, не являясь показателем тяжести заболевания, влияет на адаптацию больного в условиях болезни.

Эмоциональный уровень – это оценка больным своей болезни с точки зрения опасности и безопасности. Здесь возможна как переоценка опасности болезни, так и ее недооценка. Завышенная оценка опасности и тяжести болезни, влияющая на поведение, может быть следствием сознательной или бессознательной рентной установки (установки на получение тех или иных льгот).

Вполне понятно, что эмоциональная реакция на болезнь (травму), ее восприятие, оценка и поведение человека различаются в острый период и при хронизации процесса. Наиболее частой реакцией на остро возникающее тяжелое повреждение либо заболевание является эмоциональный дистресс, сопровождающийся тревожно-депрессивными расстройствами.

Уменьшится ли со временем выраженность этих расстройств, или нет, зависит не только от социальной поддержки, но и от присущих человеку способов психологической защиты, то есть способов идеаторного и поведенческого реагирования, позволяющих разрешить ситуацию, либо уменьшить ее значимость, либо компенсировать нарушенную потребность за счет удовлетворения каких-то иных потребностей.

Тип отношения к болезни влияет на эффективность терапии и исходы лечения; этот факт подтвержден клиническими наблюдениями и научными исследованиями.

Доказано, в частности, что установка на болезнь приводит к физиологически обусловленной трансформации обратимых функционально-соматических нарушений в необратимые органические, в то время как установка на выздоровление способствует стимуляции физиологических механизмов саногенеза, повышению поведенческой активности человека в процессе лечения и улучшению его социальной адаптации.

Установление типа отношения к заболеванию позволяет провести соответствующую психокоррекционную работу, повысив при этом эффективность реабилитационных мероприятий.

Оценка выраженности психо-эмоционалъного напряжения позволяет определить уровень психической адаптированности индивидуума. Значимость такой диагностики определяется в первую очередь взаимопотенциирующим действием психологических и физиологических факторов в генезе многих заболеваний внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.

Выявление у больного состояния хронического эмоционального стресса и сопутствующих ему признаков тревоги и/или депрессии способствует своевременному включению в реабилитационную программу мероприятий, ведущих к нормализации эмоциональной сферы. Это позволяет ускорить процессы адаптации как на медико-биологическом, так и на социальном уровнях.

Результаты психодиагностических исследований могут быть использованы для объективной оценки результативности реабилитационных мероприятий.

Данные психодиагностики целесообразно также использовать на завершающем этапе медицинской реабилитации при профкосультировании, в целях выбора той профессионально-трудовой деятельности, к которой может быть наилучшим образом адаптирован пациент с учетом его наиболее сильных позитивных индивидуальных особенностей.

Методы психодиагностики

Существует большое число разнообразных методов психодиагностики, охватывающих все известные психологические процессы, свойства и состояния человека. Самая общая их схема классификации следующая:

1. Методы психодиагностики на основе стандартизированного наблюдения

2. Опросные психодиагностические методы

3. Психодиагностические методы,включающие анализ результатов деятельности и поведенческих реакций человека

4. Методы психодиагностики с проведением специального психодиагно стического эксперимента.

Психодиагностические методики делят также на сознательные, аппелирующие к сознанию испытуемого (например, опросники), и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека (проективные методики).

Основным недостатком методик, обращенных к сознанию, является возможность умышленного искажение результатов тестирования, в то время как исследования непроизвольных реакций человека оказываются более надежными, но менее точно отражающими те психологические свойства испытуемого, для оценки которых они предназначены.

Любые подразделения психодиагностических методик достаточно относительны, почти каждую методику можно отнести сразу к нескольким раз-личным классификационным группам.

Практически значимую и надежную информацию о состоянии и личностных свойствах человека может дать лишь комплексное клинико-психологическое обследование с применением нескольких различных взаимодополняющих методик, выбор которых определяется психологом на основании сведений, полученных при беседе с поступившим на реабилитацию больным и изучения его истории болезни.

Таким образом, клиническое интервью, анализ личностной истории, сбор семейного и медицинского анамнеза предваряют использование специальных тестов.

Наиболее достоверными являются данные, полученные при динамическом наблюдении. Обязательным условием является осуществление психодиагностики лишь профессионалами, имеющими разрешение на такого рода деятельность.

Специалистам хорошо известны характеристики отдельных диагностических инструментов, правила исследований и анализа результатов. Представленное ниже краткое описание некоторых из наиболее часто используемых в медицинской реабилитации методик предназначено лишь для общего знакомства с ними врачей-реабилитологов.

Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник

MinnesotaMultiphasicPersonalityInventory (MMPI) является, пожалуй, наиболее широко используемым в мире высоконадежным количественным методом оценки личностных свойств, предоставляющим возможность объективной полифакторной интерпретации данных

MMPI применим для исследования лиц с сохранным интеллектом в возрасте старше 15 лет. Методика предъявляется в виде буклета, содержащего определенное (в зависимости от варианта теста) число утверждений.

Линия, соединяющая точки-оценки по базисным шкалам, образует профиль методики многостороннего исследования личности. К нему примыкает маленький профиль шкал достоверности; в зависимости от их показателей профиль признается как достоверный или недостоверный, а соотношение данных показателей позволяет выявить определенные установки испытуемого, которые учитываются при интерпретации личностного профиля.

Десять клинических (базисных) шкал имеют следующие названия:

1 — шкала ипохондрии (сверхконтроля); 2 — шкала депрессии (пессимистичности); 3 — шкала конверсионной истерии (эмоциональной лабильности); 4 — шкала асоциальной психопатии (импульсивности); 5 — шкала мужских и женских черт характера; 6 — шкала паранойяльности (ригидности); 7 — шкала психастении (тревожности); 8 — шкала шизофрении (индивидуалистичное); 9 — шкала гипомании (оптимизма и активности); 0 — шкала социальной интроверсии.

Интерпретация результатов обследования основана в первую очередь на качественной оценке профиля как единого целого, при этом наибольшее значение придается не абсолютным значениям шкал, а их соотношению. Следует отметить, что отклонения профиля от средней линии (от 50 Т баллов) гораздо чаще проявляются в сторону повышения.

Для анализа важны следующие количественные критерии: показатели базисных шкал, колеблющиеся в пределах 56—66 стандартных Т баллов, выявляют ведущие характерологические тенденции индивида, в то время как более высокие показатели (67—74 Т) указывают на акцентуированные черты, которые временами могут затруднять социально-психологическую адаптацию человека.

Значения базисных шкал, превышающие величину 75 Т баллов, рассматриваются как признак отклонения состояния индивидуума от нормального.

В целом данный метод позволяет диагностировать преобладающий тип личностного реагирования и индивидуально-типологические особенности, а также уровень психической адаптированности обследуемого. Так, доминирование в личностном профиле шкал 2 и 7 свидетельствует о гипостеническом типе реагирования и преобладании тормозных черт характера; доминирование 4, 6 и 9 шкал является признаком стенического типа, преобладания личностных характеристик активности, силы, возбудимости, в то время как сочетание разнонаправленных показателей либо преобладание 1 и 3 шкал указывает на смешанный тип реагирования. Общее заключение об индивидуально-личностных особенностях испытуемого представляется сложной задачей, решаемой психологом на основании интегральной оценки профиля в целом с учетом клинико-психологических данных.

При диагностике степени психо-эмоциональной дезадаптации большое внимание уделяется высоте расположения личностного профиля; учитывается тот факт, что повышение определенных шкал профиля отражает мобилизацию соответствующих механизмов личностного реагирования, исходно направленных на адаптацию индивидуума к условиям среды путем удовлетворения ведущих потребностей.

Однако устойчивое и чрезмерное напряжение этих механизмов чаще всего сопряжено с их недостаточной эффективностью; сопутствующее повышение при этом шкалы 2, отражающей интенсивность тревожно-депрессивных расстройств, подтверждает развитие психо-эмоциональной дезадаптации. Предложены следующие критерии распознавания степени психической дезадаптации по данным MMPI :

Норма (отсутствие личностной дезадаптации) — профиль линейного характера, находится в пределах 40—60 Т баллов; могут быть один - два пика по неосновным шкалам.

Акцентуация характера или доболезненная эмоциональная напряженность (незначительная личностная дезадаптация): профиль находится в пределах 45— 75 Т баллов, имеет пограничный или пикообразный характер при наличии одногодвух пиков и нормативном разбросе остальных шкал.

Невротическая реакция или невроз, выраженная эмоциональная напряженность (значительная личностная дезадаптация): профиль находится в пределах 40—100 Т баллов, высокорасположенный, плавающий или пикообразный с тремя-четырьмя ведущими шкалами (1,2,3,7).

Поскольку результаты исследования с помощью MMPI определяются не только устойчивыми особенностями психологического статуса, но и актуальным состоянием пациента на момент обследования, интерпретация данных проводится с учетом всей имеющейся об испытуемом информации.

Проведение тестирования с помощью MMPI требует соблюдения ряда этических норм: предварительно пациенту объясняются задачи исследования, а по его завершении обсуждаются полученные результаты; важная для человека информация представляется так, чтобы не допустить снижения его самооценки.

1. Белова А.Н. Нейрореабилитация .-М. Антидор, 2000 г. – 568с.

2. Прикладная лазерная медицина. Под ред. Х.П. Берлиена, Г.И. Мюллера.- М.: Интерэкспорт, 2007г.

3. Александровский А.А. Компьютеризованная кардиология. Саранск; "Красный Октябрь" 2005: 197.

4. Разработка и постановка медицинских изделий на производство. Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1019-2000.

5. Штарк М.Б., Скок А.Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике. М. - 2004 г

6. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. М.,СПб.: СЛП, 2008.

Пройти тест СМИЛ, Л. Н. Собчик (MMPI).

Описание. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - методика, созданная в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли в университете Миннесоты.

MMPI — наиболее изученная и одна из самых популярных психодиагностических методик на протяжении последних 50 лет. Широко применяется в клинической практике, а также для диагностики степени адаптиpованности, выявления устойчивых профессионально важных склонностей. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемой менеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования.

В 1989 году Дж. Грехем, А. Теллиджен, Дж. Бучер, В. Далстром и Б. Кэммер опубликовали MMPI 2 - новую версию опросника, ориентированную на уточнение характера эмоциональных расстройств и устранившую влияние гендерных различий.

Модифицированный вариант опросника - тест СМИЛ. Адаптации опросника проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева Л. Н. Собчик и другими психологами, которые разработали в 1971 полный модифицированный вариант - тест СМИЛ, 566 вопросов. (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности).

Тест СМИЛ, Л. Н. Собчик (MMPI):

Инструкция.

Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция.

Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой - "Какой я на самом деле?". Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества. Если Ваш ответ - "верно", то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером.

Если Ваш ответ - "неверно", то поставьте крестик под соответствующим номером. Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями ( например, "У меня никогда не было припадков с судорогами": если не было, то Ваш ответ - "верно", и, наоборот, если это с Вами было, то ответ "неверно").

Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас - "Обведите номер данного утверждения кружочком". В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (это те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет).

Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов.

Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.

Вопросы СМИЛ (mmpi) тест.

Мужской вариант.

Вопросы СМИЛ (mmpi) тест.

Женский вариант.

В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Н
В 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
Н
В 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
Н
В 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120
Н
В 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150
Н
В 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
Н
В 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210
Н
В 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240
Н
В 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270
Н
В 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300
Н
В 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330
Н
В 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360
Н
В 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390
Н
В 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420
Н
В 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450
Н
В 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480
Н
В 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510
Н
В 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540
Н
В 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566
Н

Шкалы СМИЛ (mmpi) теста.

Основные клинические шкалы СМИЛ (mmpi) теста.

Ключ к СМИЛ (mmpi) тесту. Расшифровка.

Основные шкалы

Примечание: Номера вопросов, которые НЕ СЛЕДУЕТ учитывать при обработке теста:
14, 33, 48, 63, 66, 69, 121, 123, 133, 151, 168, 182, 184, 197, 200, 205, 266, 275, 293, 334, 349, 350, 462, 464, 474, 542, 551

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тема 8. Многофакторные личностные тест – опросники MMPI и 16PF. Презентация на заданную тему содержит 46 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использование разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использование разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Теперь можно перейти к более подробному рассмотрению MMPI и 16PF. Теперь можно перейти к более подробному рассмотрению MMPI и 16PF.

MMPI – это что? MMPI – Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник. Первичной целью создания этого теста стал профессиональный отбор летчиков во время Второй Мировой Войны (нужно было отделить норму от патологии). Сейчас цель MMPI - углубленное изучение психологических особенностей личности. Также тест используется в исследованиях контингента нормы. Он включает богатый спектр таких структурных компонентов личности, что позволяет получить многосторонний портрет человека.

Методика способна выявлять: Методика способна выявлять: - черты характера, - ведущие потребности, - мотивационную направленность, - защитные механизмы, - способность к адаптации и возможный тип дезадаптации, - способность к лидерству, - особенности восприятия, - эмоциональное состояние, - уровень выраженности стресса, - наличие психических отклонений, - суицидальные наклонности - предрасположенность к алкоголизму, - профессионально важные качества и др.

Методика MMPI: история разработки. Hathaway S.R. - 1935-1970 Стандартизация беседы психиатра с пациентом. Построение шкал - по методу контрастных групп (начальная выборка стандартизации - 700 человек). Группы - больные с известной нозологической принадлежностью Сфера применение – психологическое консультирование

ПРИМЕР: Приведем пример из некоторых клинических шкал, каждая шкала включает в себя ряд утверждений, одновременно входящих и в другие шкалы. Шкала ипохондрии (HS) – определяет близость обследуемого к астеноневротическому типу личности: - Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота. - У меня бывает такое чувство, как будто голова стянута обручем. Шкала депрессии. - У меня беспокойный сон. Любая работа дается мне ценой больших усилий. Шкала истерии. - Я люблю поэзию. Шкала паранойи. - Я думаю, что за мной следят. И т.д.

Структура MMPI. В MMPI выделяют несколько видов шкал: Клинические шкалы (10 рабочих шкал); Оценочные шкалы (служебные шкалы); Дополнительные шкалы.

10 рабочих шкал (клинические/основные). Ипохондрия – Hs Депрессия – D Истерия – Hy Психопатия – Pd Женственность – Mf Паранойя – Pa Психастения – Pt Шизофрения – Sc Гипомания – Ma Социальная интроверсия - Si

Служебные шкалы (оценочные). Служебные шкалы: L - лжи F - истинности K - коррекции Формулы коррекции: Hs + 0.5K Pd +0.4K Pt +1K Sc+1K Ma+0.2K Соотношения между этими показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов исследования, а также об отношении обследуемого к самой процедуре.

Характерологическая интерпретация шкал. Hs – мнительность D - уныние Hy – демонстративность Pd – импульсивность Mf – сензитивность Pa – инертность Pt – нерешительность Sc - оригинальность мышления Ma – сверхактивность Si - застенчивость

Модификации методики: Русскоязычная адаптация СМИЛ - Л.Н.Собчик. Сокращенные версии - 377 пунктов ММИЛ (Ф.Б.Березин и др.) Миниверсия - “минимульт” 80 пунктов (Зайцев). ЛОБИ – двухфакторная версия

Модифицированный вариант MMPI - тест СМИЛ. СМИЛ нацелен на изучение личности; Автор методики: Л.Н. Собчик; Опросник делится на мужской, женский и подростковые варианты; Отличия в некоторых утверждениях; Полный 566 и сокращенный 360, в сокращенном варианте нельзя получить показатели по дополнительным шкалам.

Адаптация опросника. Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника, один из них – наиболее известный Mini –Mult, состоит из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа; Достаточная валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной – только в случаях выраженных психических отклонений; На русском языке – адаптирован В.П. Зайцевым в 1981 году; Для обработки данных привлекаются различные компьютерные программы.

Заключение: Тест MMPI является мощным оружием психодиагностики, но в умелых руках профессионала оно будет спасать и помогать, а в руках самонадеянного недоучки вредить или даже губить. Использование теста MMPI неспециалистами может нанести значительный ущерб личности и качеству жизни тестируемого.

16PF – это что? Многофакторный личностный опросник 16PF является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. С помощью опросника 16PF измеряется нечто, имеющее неясное отношение к факторам личности, выделенным и описанным Кеттеллом.

История 16PF. 1950 годы. Наблюдается значительный прогресс в области личностных измерений. Пятидесятые годы ознаменованы развитием нового типа личностных опросников – так называемых факторных опросников. Одним из пионеров данного направления исследований стал Раймонд Кеттелл, который использует факторный анализ как средство снижения размерности описания личности – от множества словарных, бытовых названий свойств личности к немногочисленным, наиболее обобщенным факторам личности. Для него, в отличие от Дж. Гилфорда (о его работах упоминалось ранее), факторный анализ служит методом выявления основных свойств личности. Опубликованный впервые в 1950 г. и быстро ставший популярным среди психологов всего мира опросник 16 личностных факторов, или 16PF, – наиболее весомый результат исследований Кеттелла и его сотрудников.

История разработки: R.Cattell - 1945 – 1980 Англоязычный тезаурус 4000 слов - Allport, Odbert, 1936 Первичные 170 черт и L-данные экспертных оценок. Факторный анализ. 11 факторов + 4 фактора на базе Q-данных + Интеллект. Сфера применения: корпоративное тестирование адаптированных людей

ПРИМЕР: 1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет 2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты. 3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет 4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику. На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Структура 16PF. Факторы: A - контактность B - интеллект С - “сила Эго”, эм.устойчивость E - доминантность F - оптимизм G - “Супер-Эго”, морализм I - сензитивность H - социальная смелость

Структура 16PF. Факторы: L - подозрительность M - мечтательность N - дипломатичность O - ранимость Q1 - радикализм Q2 - самодостаточность Q3 - самоконтроль Q4 - напряженность

Читайте также: