Модели волонтерской работы с несовершеннолетними доклад

Обновлено: 30.06.2024

Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.

Кто такие волонтеры?

Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.

Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.

Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.

Почему люди становятся волонтерами?

Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.

Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.

Добрые мотивы
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.

Общение и хорошая компания
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.

Внешние стимулы
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.

Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.

Снимок экрана 2020-06-10 в 10.20.26.jpg

Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?

Помогите школьнику подумать о видах мероприятий и активностей, которые будет приносить ему радость и удовольствие.

Попросите ребенка подумать о том, с какими людьми он хотел бы работать.

Убедитесь, что ребенок понимает все возможные проблемы, связанные с волонтерством. Например, работа с больными людьми и маленькими детьми требует особого внимания и терпения, а также нередко физических нагрузок.

Убедитесь, что волонтерская организация, где будет работать ребенок, может предоставить человека-куратора, который поможет ребенку в случае возникновения проблем и вопросов.

Регулярно давайте обратную связь, отмечайте положительные стороны, подчеркивайте, какие новые знания школьник получил, какие навыки развил.

Узнавайте, нам чем ведется работа, активно участвуйте в этой стороне его жизни, спрашивайте его мнение относительно тех или иных проблем, стимулируйте к размышлениям и собственным инициативам.

Школа волонтёра. 5-7 классы. Учебное пособие

Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.

Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?

Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.

Аннотация
Волонтерство – одно из целесообразных средств формирования у подростков социального опыта, морально-нравственных ценностей и воспитания гуманности. В этой связи, развитие волонтерской деятельности в учреждениях социального обслуживания представляется одним из наиболее эффективных форм работы.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, волонтеры, социальная адаптация, несовершеннолетние.

Формируя нравственный потенциал подростка, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.

В этой связи развитие волонтерской деятельности в учреждениях социального обслуживания, представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у них социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей.

Главной целью волонтерской работы является приобщение к общечеловеческим ценностям, духовное самосовершенствование и самореализация личности, позволяющее раскрыть лучшие человеческие качества.
Подростковый возраст – наиболее плодотворный период для становления гуманистического мировоззрения. Для перевода знаний о гуманистических нормах морали в убеждения необходимо, чтобы они приобрели жизненную актуальность и личностный смысл. Обрести его можно в процессе практической волонтерской деятельности и межличностных отношений, которые формируются в ней [1, с.31].

Основными ожидаемыми результатами проекта являются: положительная динамика социальной адаптации, повышение социальной активности несовершеннолетних, развитие нравственной и гражданской ответственности у подростков; рост уровня самостоятельности, формирование знаний и умений конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие творческих возможностей.

Важным этапом при организации работы волонтеров является процесс инструктирования по организации деятельности.

В процессе инструктажей подростки получают информацию о принципах и целях волонтерской деятельности, основы знаний общения с детьми-инвалидами, людьми пожилого возраста. Если волонтерская деятельность связана с детьми, инвалидами, то волонтерам дается необходимый минимум знаний и информации о характерных особенностях взаимодействия с особенными детьми.

Отметим, что деятельность волонтера будет эффективна в том случае, если подростки будут готовы к этой деятельности. А это возможно лишь при правильной и грамотной организации деятельности волонтеров, умении заинтересовать и поддерживать интерес волонтерской работы.

Значимым мотивом, побуждающим к волонтерской деятельности, является желание быть социально-полезными, найти единомышленников и самому интересно провести досуг. Подросток не только обучается соответствующим навыкам поведения, но и у него формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему репродуцировать свои знания и навыки в среде сверстников.

Руководители волонтерского отряда поддерживают добровольцев, способствуют формированию положительного имиджа: на сайте учреждения и в местных СМИ размещаются заметки о проведенных мероприятиях, акциях. Регулярно организуется награждение и поощрение волонтеров за активное участие в мероприятиях отряда.

Рассмотренные направления работы с волонтерами являются фундаментом для того, чтобы выполнить главную задачу – социализировать несовершеннолетних. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений подросток постепенно усваивает те социальные роли, которые ему предстоит исполнять в жизни, у него вырабатывается отношение к этим ролям – таким образом формируется человеческая личность.

На наш взгляд, волонтёрская работа может быть действительно плодотворна, только тогда, когда сам волонтёр получает от нее заряд положительной энергии и внутреннее удовлетворение.
Кроме того, данное направление деятельности способствует формированию взаимного уважения между представителями разных поколений, а так же ведет к пониманию важности и значимости волонтерства, как движущей силы, способной сегодня противостоять таким асоциальным явлениям, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, сквернословие, подростковая преступность и многое другое.

Мероприятия, проводимые волонтерами, показали, что ребята неравнодушны к проблемам пожилых людей. Деятельность, основанная на добровольческих идеалах, способна внести существенный вклад в процесс воспитания детей и молодежи, снижать барьеры разобщенности между поколениями. Волонтерская деятельность носит творческий и активный характер, что дает возможность подростку разносторонне проявить себя.

Помощь в пересадке комнатных растений

В процессе совместной деятельности у ребят формируются художественные способности, усидчивость, сосредоточенность, умение использовать свой прошлый опыт и опыт других людей, коммуникабельность, умение входить в контакт с незнакомыми людьми, тактичность и доброжелательность, способность к эмпатии, умение слушать. Во время театрализованных представлений вырабатывается артистичность и непосредственность. Для каждого вида работы ребята проходят тщательную подготовку, с выработкой и закреплением необходимых навыков. Включаясь в волонтерскую деятельность, дети чувствуют себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в улучшении социальной жизни. И это толкает их к более активной работе над собой, активности во всех сферах жизнедеятельности, становится источником саморазвития. Ведь одним из смыслов волонтерской деятельности является развитие личности самого волонтера [2].
Как результат проделанной собственными руками работы — благодарность в их адрес, которая укрепляет в наших добровольцах доброе человеческое начало, делая их поистине достойными людьми.
Волонтерская деятельность способствует приобщению подростков к общечеловеческим ценностям, становлению и реализации их личности и помогает понять, что человек – главная ценность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коптева Елена Владимировна ,

социальный педагог МБОУ

Волонтерское движение в общеобразовательном учреждении

как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Ключевые слова: волонтерство, волонтерское движение, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формы организации досуга, социально активная жизненная позиция .

Ценности личности в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь ребенка.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, опора на которые помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Базовые ценности лежат в основе уклада школьной жизни, они определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников.

Все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Они добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

Мы называем волонтерами ребят - помощников, которые прошли обучение и помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.) Как правило, волонтеры являются равной по возрасту и социальному статусу целевой группой (подростки школы).

Поле деятельности волонтеров очень широко: от помощи пожилым людям, детям-инвалидам, детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями до профилактики наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Миссия наших отрядов – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. В образовательных учреждениях нашего города действуют волонтерские и тимуровские отряды.

Цель деятельности отрядов: оказание позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей; формирование у учащихся социально активной жизненной позиции; нравственное оздоровление общества .

Основные формы волонтерской и тимуровской работы - проведение игр, тренингов, классных часов, акций, бесед, оказание социальной помощи нуждающимся. Для каждой возрастной группы разработан специальный информационный и методический материал.

Зачастую участниками мероприятий становятся социальные партнеры разных структур: врачи, психологи, юристы, настоятели храмов.

Волонтеры являются активными помощниками социального педагога, педагога-организатора, классных руководителей, проводя с детьми занятия в игровой форме, позволяющие сплотить коллектив (диспуты о дружбе, тренинги на определение темперамента и черт характера и др.) Эффект таких занятий очень высок.

Участие ребят в волонтерском и тимуровском движении имеет для них самих положительное значение. Об этом свидетельствуют результаты работы:

- развитие волонтерского и тимуровского движения через детское и подростковое социальное проектирование;

- развитие коммуникативных качеств участников волонтерского движения, обогащение позитивного персонального опыта обучающихся;

- сокращение числа учащихся, состоящих на учете в ОДН УМВД;

- увеличение охвата внеурочной деятельностью учащихся школы;

- рост уровня заинтересованности детей и подростков в социально – значимой деятельности;

- расширение поля социального взаимодействия с ветеранами и участниками ВОВ, ветеранами педагогического труда, коллективом Старооскольского дома – интерната для престарелых и инвалидов, родителями, педагогическим коллективом школы, Старооскольским краеведческим музеем.

Говоря о достижениях учащихся, следует отметить личностные достижения:

- повышение уровня воспитанности;

- повышение уровня самостоятельности, уровня участия ребят в социально – значимой проектной деятельности;

- повышение общественной активности, уровня самоуправления, развитие лидерских качеств и организаторских способностей;

Библиографический список

Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД 2004.

Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтёров подростковой психологической службы. – СПб.: Медицинская пресса, 2001.

Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтёров. М., 2001.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Волонтерство - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

Основными задачами волонтерской деятельности являются:

• Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

• Предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

• Развитие созидательной активности молодежи;

• Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране потребовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, стало одной из таких форм работы. Волонтёрство - это интересная деятельность.

Одной из форм работы волонтерского движения нашего образовательного учреждения является пропаганда здорового образа жизни. Миссия волонтеров – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Это здорово, что подростки могут объединяться вокруг интересного и важного для них события или дела. Поэтому задача учителя - увлечь ребят идеей волонтерского движения, дать понять подростку, что он способен что-то сделать сам, быть успешным в этом деле и нести за это свою долю ответственности. Инициативу подростков должны поддерживать и родители.

Дети 8 - 10 лет ещё не подростки. Но, именно в этом возрасте следует, мне кажется, поднимать тему волонтёрских движений. Да, пока на примитивном уровне. Да, по мере сил и возможностей. Ведь именно в этом "нежном" возрасте ребёнок воспринимает мир лучше, чем он есть, хочет быть нужным и полезным. Так следует поддержать стремление ребят, развивать в них жилку сочувствия к ближнему, социальную активность.

В начальной школе детям по силам выполнение многих волонтерских задач:

  • Показывать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив.
  • Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения (помогать отстающим в учебе, например).

Организация работы волонтеров включает:

  • Беседы со специалистами.
  • Групповые занятия волонтеров для учащихся.
  • Изготовление плакатов, видео.
  • Выпуск газеты.
  • Оформление информационного стенда.
  • Акции волонтеров.
  • Листовки.
  • Игры.
  • Викторины.
  • Обучающие занятия с волонтерам.
  • Мини-тренинги для учащихся.
  • Интерактивные игры.

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:

Читайте также: