Дети с проблемами в развитии и поведении в работе логопеда доклад

Обновлено: 05.07.2024

Дети с девиантным поведением нередко встречаются в практике логопедической работы. Нарушение поведения может быть в комплексе с минимальными мозговыми дисфункциями, резедуальной церебральной недостаточностью, астено – невротическим синдромом.

В то же время девиантное поведение часто является результатом недостатков в воспитании. Воспитание носит попустительский характер или это гиперопека. Ещё в двадцатые годы прошлого столетия Л. С. Выготский сформулировал важность биологического и социального факторов. В том и другом случае поведение носит неуравновешенный, эмоционально повышенный, психопатический характер. Период адаптации к школе очень длительный, иногда только к концу учебного года эти дети привыкают к требованиям школы.

Анализ диагностики речевых нарушений у первоклассников показывает, что каждый год сейчас встречаются такие дети.

Возрастной кризис семи лет дети с девиантным поведением преодолевают особенно тяжело. Уже на первых занятиях они с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецелесообразные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности.

Понимание серьёзности отклонений в поведении необходимо донести до родителей и настроить их на совместную длительную систематическую работу. Необходимо обращение к психологу, а так же консультация у психоневролога. Важное место занимает медикаментозная терапия. Она идёт в комплексе и включает методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую коррекцию.

  • Демонстрировать позитивное отношение к нему;
  • Общаться эмоционально;
  • Похвала в процессе выполнения задания, за отношение к работе, результат;
  • Оценивание предметное (жетоны, звёздочки, кружочки, наклейки);
  • Частая смена видов деятельности;
  • Насыщенность занятий деятельностью детей;
  • Широкое применение наглядности, алгоритмов;
  • Коллективное проговаривание;
  • Зрительный контакт, находиться рядом, если необходимо, то и тактильный контакт( взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо);
  • Требовательность. Точные, малословные формулировки;
  • Связь с классным руководителем, родителями.
  • Подведение итогов за полугодие, учебный год. Отражение этой информации в логопедической газете, на родительских собраниях.
  • Проведение внеклассных мероприятий (тематические линейки, логопедические утренники).

Эти принципы взаимодействия можно применять, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.



Для того чтобы не упустить наиболее благоприятные моменты для коррекции речи детей с логопедическими проблемами, родителям и педагогам нужно ориентироваться в многообразии этих нарушений. Для начала решения всех этих проблем существует ориентир: чем раньше начнется коррекционная работа, тем проще и быстрее удастся приблизиться к желаемым результатам. Какие логопедические проблемы могут быть у детей, как их выявить и устранить?

Дислалия

Самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита. Уверенно ставить такое заключение дислалия можно, если:

  • у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту;
  • он правильно строит фразы и предложения;
  • слова согласованы по родам, числам и падежам.

Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи.

Общее недоразвитие речи

Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:

  • неразвитая связная речь;
  • нарушение произношения и дифференциации звуков;
  • словарный запас беден и не соответствует возрасту;
  • словообразование и словоизменение затруднены.

При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут.

Имеется три уровня ОНР:

  • В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов.
  • Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой.
  • Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.

Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.

Алалия

Это полное или частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры головного мозга (зона Вернике и Брока). Алалия бывает одной из двух форм:

  • Моторная — речь окружающих ребенку понятна, но он не в состоянии ее воспроизвести;
  • Сенсорная — ребенок не в состоянии понять чужую речь.

См. более подробно об алалии.

Дизартрия

При этой логопедической проблеме у детей нарушена иннервация речевого аппарата со стороны центральной нервной системы. Работа органов артикуляции не согласована между собой, речь смазанная, страдает и темп, и ритм, и интонация, и владение голосовыми модуляциями.

Ринолалия

Нарушения темпа и ритма речи

Эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту. Среди них:

  • Тахилалия — ускоренное произношение слов и предложений;
  • Брадилалия — замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает такой ребенок тоже медленно);
  • Спотыкание — остановки в речи не судорожного характера;
  • Заикание — одна из самых тяжело поддающихся коррекции речевых патологий, вызванная судорогами всех отделов речевого аппарата. Причина заикания — неправильное речевое воспитание, психические травмы.

Нарушения чтения и письма

Эта проблема связана с нарушением обработки звуков и букв головным мозгом. Другие названия этой проблемы

  • Дисграфия — замена одних букв другими, перестановка слогов, написание букв в противоположную сторону.
  • Дислексия — нарушение речевого слуха, пропуск звуков, искажение окончаний слов, непонимание смысла прочитанного.

См. более подробно о дисграфии и дислексии.

При появлении симптомов логопедических проблем у детей необходима консультация логопеда, психолога, дефектолога, невропатолога.

Об авторе: Иванова Ирина Валентиновна, психолог-дефектолог, опыт работы частным логопедом 10 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

avatar

0 Спам

1 zecker • 11:41, 10.01.2021

Попробуйте методику обучения чтению SLOGY профессора А.Н. Корнева, можно помочь ребенку в домашних условиях

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Логопедическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями

Великий физиолог Иван Петрович Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Одним из неотъемлемых условий успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу является предоставление им комплексной помощи специалистов и проведение необходимых коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление трудностей адаптации, компенсацию нарушений развития и социализацию обучающихся.

На начало 2015-2016 учебного года в Северной средней школе обучается 21 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья из них 13 — это дети с интеллектуальными нарушениями не только с легкой степенью умственной отсталости, но также с умеренной (это почти 62 %, т.е. больше половины детей с ОВЗ). Поэтому тема логопедического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями — актуальна для нашей школы.

Для детей с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и адекватно прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, научится жить в нем

Сегодня меняется парадигма образования. Если раньше мы говорили о знаниях, то сейчас говорим ещё и о компетенциях в ключевых областях, которые позволяют человеку успешно социализироваться. О владение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций, позволяет достичь ребёнку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни

В связи с этим наша главная задача — помощь в социализации особого ребёнка.

Цель логопедического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями:

расширение представлений об окружающим мире;

формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации;

повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам;

В ходе обучения детей с умственной отсталостью решаются следующие задачи:

поиск путей их возможной социализации через привития норм социально-адекватного поведения;

развитие навыков самообслуживания, приучения к элементарным формам труда;

повышение уровня их коммуникативной компетентности;

выявление нарушений устной и письменной речи обучающихся.

Особенности логопедического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Ведущим нарушением данных обучающихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.

Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).

Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.

Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.

Работа с ребёнком осуществляется в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.

Мы все работаем на результат. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Это безусловно один из самых тяжёлых моментов в работе.

Для корекционной работы в кабинете логопеда имеются учебно-методические, дидактические, игровые пособия (многие из них сделаны своими руками).

Умение читать и писать становится фундаментом дальнейшего обучения. Проблемы с письмом и чтением влекут за собой много других проблем: это и отставание от темпа урока, и недопонимание материала, и затягивание процесса подготовки домашнего задания.

Дети с нарушением интеллекта допускают на письме все возможные виды ошибок. Это обусловлено:

недоразвитием познавательной деятельности;

нарушением устной речи;

несформированностью языковых обобщений;

нарушением дятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов;

нарушением структуры операций письма;

особенностью организации психической деятельности.

Коррекционная работа должна быть направлена не только на преодоление речевых дефектов, но и на формирование психических процессов (восприятия разной модальности, внимания, памяти, мышления).

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

(важно определить не только то, что ребенок знает и умеет, но и чем он может овладеть при оказании ему соответствующей помощи).

Диагностику состояния устной речи провожу по методике Татьяны Анатольевны Фотековой.

При исследовании состояния двигательной сферы обучающихся использую методику Любови Семёновны Цветковой.

С целью выявления нарушений письма использую (беру) слуховые диктанты из тестовой методики Татьяны Анатольевны Фотековой и Татьяны Васильевны Ахутиной.

Обследования устной речи детей с умеренной умственной отсталостью базируется на работах Трубниковой Надежды Михайловны.

Таким образом, обследование обучающихся носит комплексный характер и включает в себя несколько методик, направленных на выявление нарушений:

Анализ результатов исследования письма показал, что дисграфия у детей с недоразвитием речи и двигательной сферы носит более выраженный характер.

Следовательно, коррекционно-логопедическое воздействие должно носить комплексный характер и учитывать нарушения двигательной сферы.

Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от заключения строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

На основе данных диаграммы, можно определить как наиболее несформированный, так и наиболее благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу дальнейшего его сопровождения. Кроме того, сравнивая диаграммы, построенные по итогам мониторинга на начало и конец учебного года, за разные годы обучения, можно определить продвижения ребенка в речевом развитии и оценить эффективность логокоррекционной работы.

Усвоению каждого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него . Необходимо развивать психологические предпосылки, на которых строятся навыки. Это сохраняет актуальность даже в тех случаях, когда возраст, в котором они обычно развиваются, уже остался позади.

1-ый кирпичик — ЭТО РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

Работа по развитию неречевых психических функций проводятся на каждом логопедическом занятии и занимают от 3 до 10 минут и строится с учетом лексических тем занятий, виды заданий постепенно усложняются, но все задания взаимосвязаны и при необходимости могут меняться местами.

Некоторые моменты нашей работы:

развитие временных представлений

Формируем понятия об основных единицах времени. (используем события, действия из жизни ребёнка)

( Задание: Нужно в правильном порядке разложить иллюстрации времён года и разложить месяцы в нужной последовательности .)

Развитие пространственного восприятия

При работе над пространственными представлениями рассматриваем схемы собственного тела; определяем правую и левую руки; схемы тела стоящего напротив. Конструируем.

Развитие восприятия формы и умения выделять плоскую форму из объёмной.

В процессе этой работы формируется зрительное восприятие пространственных признаков предметов, закрепляются речевые обозначения пространственных признаков предметов (геометрических фигур — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник; величины предметов — большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий -узкий).

Кроме развития пространственных представлений - пополняем словарь.

Развиваем сукцессивные способности.

Ребёнку предлагаются любые последовательности, используются задания, в основе которых лежат кинестетические ощущения, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, т.е. упражнения адресованы ко всем анализаторам. Эта работа развивает способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений.

( Задания зависят от возможностей ребёнка) — Дифференцированный подход .

Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Умение сосредотачиваться является ключевым навыком во многих сферах нашей жизни. Внимание и концентрация очень важны для обучения и запоминания. Если ребёнок не обратит внимания на впервые услышанный факт, он вряд ли оставите его в своей памяти. Ну а если его не будет памяти, как он сможете вспомнить его?

Цель коррекции нарушений двигательной сферы:

Это прежде всего- формирование жизненно-необходимые двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь

(Динамические минутки, используем сенсорную комнату)

Развитие изобразительно-графических способностей.

Развитие изобразительно-графических способностей можно рассматривать как инструмент коррекции и развития и в частности развития речи!

письмо через кальку (готовим руку к письму)

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программ по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся

НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕД УСТРАНЯЕТ ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРУЕТ ПРАВИЛЬНУЮ АРТИКУЛЯЦИЮ ЗВУКА.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков вместе с артикуляционной гимнастикой играют и дыхательно-голосовые упражнения.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи.

Работу по исправлению речевых нарушений с умственно отсталыми детьми начинаю с самого действия понимания речи Строим предложения, соотносим с картинкой.

Для усвоения навыков письма большое значение имеет умение разделить слово на составляющие его слоги.

(Представлены варианты и гровых упражнений на развитие умения делить слова на слоги, согласовывать действие и речь.)

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У умственно отсталых детей именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает. В связи с этим при коррекции нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.

Диктанты занимают ведущее место по формированию у детей орфографических умений и навыков.

У мственно отсталым детям свойственны трудности овладения техникой чтения, устранение дислексии занимает значительное место в системе логопедических занятий.

На фото представлены игровые задания при работе со слоговой таблицей. Основное назначение слоговой таблицы состоит в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога.

С детьми с умеренной умственной отсталостью работаем над альтернативным чтением (глобальное чтение), в доступных ребенку пределах, в результате происходит понимание смысла узнаваемого слова

Используем карточки с напечатанными словами как средство коммуникации.

Работа по развитию связной речи

Основной задачей этих занятий является обучение самостоятельному высказыванию.

Использование метода наглядного моделирования помогает детям в составлении описательных рассказов об овощах, фруктах, временах года. Использую мнемотаблицы, пиктограммы. Это технология очень помогает при тяжёлых нарушения речи.

В процессе занятий у значительной части детей появляются слова и простые фразы.

Создаём сказку сами! Читаем, смотрим фильмы, делаем декорации, рассказываем, играем, участвуем в конкурсах, выигрываем! Так происходит путешествие в сказку!

Эта работа даёт очень положительные результаты, у детей появляется мотивация — Эмоции способствуют желанию рассказывать.

Большое место отводится информационно- просветительской работе (работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи со всеми участниками образовательного процесса обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

По личным запросам учителей даются консультации;

выступления на МО учителей пропагандируют логопедические знания среди педагогов.

Систематически проводятся консультации для родителей, но при этом отмечается слабая включённость родителей в речевые проблемы детей.

Анализируя работу по сопровождению детей с интеллектуальными нарушениями можно выделить следующие положительные моменты:

-повысилась речевая активность детей;

-многие дети стали более открыты для общения;

- использование игровых приемов способствуют развитию восприятия, внимания, памяти;

- комплексная работа по коррекции письменной речи показала положительные результаты.

Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, что позволит социально адаптироваться учащимся с умственной отсталостью.


В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройств. Предложены оптимальные пути решения поставленных логопедом задач при работе с детьми, имеющими подобные расстройства.

Ключевые слова: младший школьник, логопед, эмоциональные и поведенческие расстройства.

В последнее время школьные педагоги все чаще отмечают повышенную тревожность детей, влияющую не только на качество усвоения информационного материала, но также и проявляющегося в эмоционально-поведенческой сфере. Многие исследователи в области психопатологии детского возраста задаются вопросом: является ли тревожность единственным феноменом эмоциональных нарушений, либо же имеются различные виды и подвиды в зависимости от характера личности ребенка.

С этими расстройствами могут сочетаться некоторые другие нарушения. Гиперкинетические дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания из-за необдуманного, а не откровенно вызывающего, нарушения правил. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, с отсутствием нормальной осторожности и сдержанности; другие дети их не любят, и они могут становиться изолированными. Обычными являются когнитивные нарушения и непропорционально часты специфические задержки в моторном и речевом развитии. Именно на данном этапе работа с логопедом может быть особенно продуктивной, поскольку в возрасте 7–8 лет при правильном подходе можно безболезненно корректировать пробелы в поведении школьника и способствовать его успешной социализации в школьной среде.

Кондрашенко В. Т. предлагает следующую классификацию нарушений детей, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройств [3, c.77]:

  1. Гиперактивное поведение.
  2. Демонстративное поведение.

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  1. Дефицит внимания.
  2. Протестное поведение.

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

  1. Агрессивное поведение.
  2. Инфантильное поведение.
  3. Конформное поведение.
  4. Симптоматическое поведение.

«Негативизм — отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство — стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей. Вместе с тем, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

У таких детей часто наблюдаются нарушения прагматики, то есть применять правила употребления речи в данной социальной группе:

– инициирование разговора и ответ на инициативу других;

– принятие поочередно роли слушающего и говорящего;

– поддержание зрительного контакта с собеседником и концентрация внимания на его высказывании;

– выяснение языковых недоразумений;

– поддержание темы разговора [6].

Что же должен предпринять логопед в целях коррекции коммуникативной деятельности ребенка с нарушениями в эмоционально-поведенческой сферы?

Работа по коррекции данного аспекта коммуникации должна начинаться с игр, в которых для достижения результата необходимы попеременные действия сначала 2, а затем нескольких человек. Для начала можно что-нибудь построить из кубиков конструктора (каждый участник игры заранее получает определенный кубик), либо сложить мозаику по такому же принципу. Затем необходимо вводить словесные игры. Например, группа детей из полученных заранее слов должна составить сначала предложения, а затем рассказ. Постепенно, по мере работы над различными аспектами коммуникации (к примеру, над лексикой), необходимо от казаться от готового материала и предлагать такие игры, в которых участники вынуждены обращаться к собственному лексическому запасу.

В целях коррекции внимательности в процессе общения можно использовать упражнения, в которых, например, дети должны запомнить (записать) такое же количество слов (называющих различные цвета, формы, животных; слова, начинающиеся на определенную букву), какое употребил собеседник. Пригодятся упражнения, в которых один из участников держит перед собой рисунок и говорит другому участнику, что тот должен сделать (из нескольких рисунков выбрать такой же либо нарисовать похожий).

При коррекции коммуникативных умений у детей, имеющих эмоциональные и поведенческие расстройства, следует помнить про невербальные аспекты общения. Исследования показывают, что сверхвозбудимые дети намного реже, чем их сверстники, умеют правильно распознавать вокальные (звуковые) и мимические проявления эмоций другого человека. Особенно заметно это на примере негативных эмоций, поэтому нет ничего удивительного в том, что таких детей часто считают особо упрямыми и непослушными. На негативное поведение таких детей окружающие реагируют эмоционально и посылают сигналы, часто невербального характера, информирующие об их собственном эмоциональном состоянии.

Ребенку трудно интерпретировать такие сигналы, поэтому он не регулирует своего поведения в соответствии с полученной информацией, что еще более усиливает негативные эмоции окружающих. Сверхвозбудимым детям не только тяжело заметить собственные ошибки, но и получить от других информацию о совершении ими таких ошибок.

Разговор с самим собой это способ концентрации внимания, поэтому роль речи, обращенной к самому себе, для таких детей огромна. При помощи логопеда можно достичь того, что такая речь станет более выразительной, уменьшится ее громкость, а потом постепенно она перейдёт во внутреннюю речь.

В работе с младшими школьниками более эффективно применять групповую арт-терапию: в среде одноклассников и ровесников школьники чувствуют себя более расслабленно, не сжато, идентифицируют себя друг с другом и перенимают модели правильного поведения.

Вследствие арт-терапевтической работы создаются дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, переход членов группы на более глубокие уровни взаимодействия с проявлением внутренних (в частности неосознаваемых) механизмов организации поведения, происходит освобождение от внедренных доминирующей культурой и идеологией паттернов поведения и усвоение тех ролей, больше соответствуют их глубинной природе, потребностям и направлениям развития.

Таким образом, важность работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства, является особо эффективной в самом начале проявления данных нарушений. Здесь важна своевременная диагностика и оперативное начало коррекционной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, расстройство, зрительный контакт, нарушение, эмоционально-поведенческая сфера, младший школьник, последнее время, процесс общения, работа логопеда, роль слушающего.

Читайте также: