Зейгарник блюма вульфовна доклад

Обновлено: 05.07.2024

Одним из основных принципов патопсихологического эксперимента является систематический качественный анализ изучаемых нарушений психической деятельности. Этот принцип обусловлен теоретическими положениями общей психологии. Психические процессы формируются на протяжении всей жизни по механизму приобретения общечеловеческого опыта, поэтому патопсихологический эксперимент направлен не на исследование и измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность. Она направлена на качественный анализ различных форм психической дезинтеграции, на выявление механизмов нарушенной деятельности и возможностей ее восстановления.

Если речь идет о нарушении когнитивных процессов, экспериментальные методы должны показать, как распадаются мыслительные операции пациента, сформированные в процессе его жизнедеятельности, в какой форме искажается возможность использования схемы старых, сформированных в предыдущем опыте связей. Исходя из предположения, что любой психический процесс имеет определенную динамику и направленность, экспериментальные исследования должны быть построены таким образом, чтобы отражать сохранение или нарушение этих параметров. Результаты эксперимента должны дать не столько количественную, сколько качественную характеристику умственного упадка.

В нашей стране клиническая психология сформировалась за последние четыре десятилетия в результате интеграции ряда дисциплин, связанных между собой, но имеющих разную историю и проблемы. Возникновение клинической психологии неотделимо от развития самой психологии, медицины, физиологии, биологии, антропологии; ее история уходит корнями в глубокую древность, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

Клиническая (медицинская) психология — это отрасль психологии, изучающая психологические явления с точки зрения их связи с заболеваниями. Область клинической психологии включает диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем, а также разработку, внедрение и оценку психологической коррекции (психотерапии).

Среди интенсивно и плодотворно развивающихся областей психологии — патопсихология. Патопсихология (от греч. pathos — страдание, болезнь) — отрасль клинической психологии, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сравнении с закономерностями возникновения и протекания психологических процессов в норме.

Основателем отечественной патопсихологии была Зейгарник Блюма Вольфовна, ученица всемирно известного немецкого психолога Курта Левина. Она разработала теоретические основы патопсихологии, описала нарушения психических процессов и сформулировала принципы работы патопсихолога. Как основатель патопсихологии, Блюма Вольфовна внесла огромный вклад в клиническую психологию.

Б.В. Зейгарник прожил долгую и трудную жизнь. Она родилась 9 ноября 1900 года в маленьком литовском городке Пренай в большой и дружной семье. Об атмосфере в семье сегодня можно судить лишь по некоторым высказываниям самой Блюмы Вольфовны, которая вспоминала своего отца, его здравый смысл, интеллигентность и неиссякаемое чувство юмора. Возможно, произведения Шолом-Алейхема могут дать некоторое представление о понятии доброжелательной иронии, которая постоянно присутствовала в семье.


Эффект Зейгарник

C. Левин, один из ярчайших представителей знаменитой галактики, которая была гордостью мировой психологии. Достаточно упомянуть их имена — F. Хоппе, М. Юкнат, Т. Дембо, Г. Биренбаум и др. Б.В. Зейгарник стала знаменитой, а ее имя сразу же было отнесено к классикам мировой психологии.

После окончания университета Блюма Вольфовна продолжала работать в группе Курта Левина и осталась в Берлине со своим мужем, сотрудником советского торгового представительства.
В 1931 году она вернулась в Советский Союз и начала работать в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины, где была ближайшим помощником Л.С. Выготского. В эти годы она сблизилась со многими ведущими советскими психологами, став их сотрудником и соратником. 30-е годы стали для Блюмы Вульфовны временем тяжелых испытаний. В сельской местности нарастала волна репрессий. Ранняя смерть Л.С. Выготского, как она считала, была ускорена этими событиями.

Научная деятельность Блюмы Вульфовны

В этот период укрепились ее научные и личные контакты со многими выдающимися психологами страны — А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, С.Г.Геллерштейном и другими. Впоследствии Б.В. Зейгарник отзывался о ней с большой добротой и любовью, упоминая, что в то время под влиянием общения с психологами школы Выготского сформировалось ее представление о патопсихологии как особой области знания.

В послевоенные годы Блюма Вульфовна работала в НИИ психиатрии МЗ РСФСР, где до 1967 года возглавляла основанную ею лабораторию экспериментальной патопсихологии. В это время многие выдающиеся российские психиатры стали ее научными партнерами: М.Ю. Бабанский, В.В. Серейский, С.Г. Жислин, И.Г. Равкин, Г.Е. Сухарева, Д.Е. Мелехов и др.

В это же время Б.В. Зейгарник начал читать курс патопсихологии сначала в Психологическом институте философского факультета МГУ, затем (с 1966 года) в Психологическом институте. С 1967 года она стала профессором факультета психологии, где с увлечением продолжала свою работу до последних дней жизни. Заслуги Б.В. Зейгарник были отмечены Ломоносовской премией I степени (1978) и Международной премией имени К.В. Левина (1983). Блюма Вольфовна принадлежала к поколению, которое сильно пострадало от войн, русской революции со всеми ее социальными последствиями, тоталитаризма и репрессий. Колесо истории оставило глубокие следы (или, скорее, раны) в ее судьбе. Это не могло не сформировать ее личность и все ее мировоззрение. Какой она была в молодости, во время работы в Берлине у К. Левина, мы никогда не узнаем. Современников и очевидцев не осталось. Сама Блюма Вульфовна, как и многие люди ее поколения, помнящие то время, рассказывала о себе мало, скупо и неохотно. Конечно, те, кто знал ее после возвращения из Германии (А.Н.Леонтьев, С.Я.Рубенштейн), вспоминали, что она производила впечатление блестящего, жизнерадостного человека, одаренного во всем.

Создание научных основ патопсихологии

Вся жизнь Б.В. Зейгарник была подчинена идее создания научных основ новой области знаний — патопсихологии. Все свои творческие силы, энергию и интеллект она направила на отстаивание (часто в дискуссиях с другими психиатрами) профессиональной автономии этой области науки и практики.

Она понимала психологию как науку гуманитарную, построенную на системе наук о человеке и обществе. Попытки биологизировать и математизировать психологию подвергались резкой критике и рассматривались как тупой редукционизм, пренебрежение реальным предметом психологического исследования.

Для Б.В. Зейгарник патопсихология — это часть психологии, а не медицины или психиатрии. В соответствии с таким пониманием предмета патопсихологии, она выделила и описала особый класс психологической феноменологии, качественно отличающийся от психиатрической феноменологии. Это психологические феномены отклонений познавательной деятельности при психических заболеваниях (патология мышления, памяти, восприятия и т.д.), расстройствах личности и эмоционально-волевой сферы пациентов.
Он создал новую систематику этих явлений, основанную на психологических критериях. Он также изучил ряд основных психологических закономерностей, лежащих в основе психических расстройств: Изменения, искажения мотивационной связи психической деятельности, различные нарушения в системе опосредования и саморегуляции личности. Все это позволило подойти к выделению особого класса синдромов — патопсихологических, что, в свою очередь, открыло новые перспективы для исследования и практической психодиагностики в клинике психических заболеваний.

Великие жизненные цели может воплотить в жизнь только человек с сильным, стойким характером. У Блюмы Вульфовны был такой характер. Тяготы жизни, казалось, закалили ее, она не утратила оптимизма, веры в людей, сохранила горячую жажду знаний, особенно человеческих.

Вслед за врачами прошлого, для которых в оценке человека было важно все: походка, речь, взгляд, рукопожатие и т.д., Б.В. Зейгарник также считал все эти внешние проявления важными, умел видеть и оценивать их и создавать психологический портрет человека. Она использовала их для обучения студентов-психологов, молодых специалистов и своих коллег.

Практическая деятельность Б.В. Зейгарник

Вся жизнь Б.В. Зейгарник была подчинена идее создания научных основ новой области знаний — патопсихологии. Все свои творческие силы, энергию и интеллект она направила на отстаивание (часто в дискуссиях с другими психиатрами) профессиональной автономии этой области науки и практики.

Она понимала психологию как науку гуманитарную, построенную на системе наук о человеке и обществе. Попытки биологизировать и математизировать психологию подвергались резкой критике и рассматривались как тупой редукционизм, пренебрежение реальным предметом психологического исследования.

Для Б.В. Зейгарник патопсихология — это часть психологии, а не медицины или психиатрии. В соответствии с таким пониманием предмета патопсихологии, она выделила и описала особый класс психологической феноменологии, качественно отличающийся от психиатрической феноменологии. Это психологические феномены отклонений познавательной деятельности при психических заболеваниях (патология мышления, памяти, восприятия и т.д.), расстройствах личности и эмоционально-волевой сферы пациентов.
Он создал новую систематику этих явлений, основанную на психологических критериях. Он также изучил ряд основных психологических закономерностей, лежащих в основе психических расстройств: Изменения, искажения мотивационной связи психической деятельности, различные нарушения в системе опосредования и саморегуляции личности. Все это позволило подойти к выделению особого класса синдромов — патопсихологических, что, в свою очередь, открыло новые перспективы для исследования и практической психодиагностики в клинике психических заболеваний.

Великие жизненные цели может воплотить в жизнь только человек с сильным, стойким характером. У Блюмы Вульфовны был такой характер. Тяготы жизни, казалось, закалили ее, она не утратила оптимизма, веры в людей, сохранила горячую жажду знаний, особенно человеческих.

Вслед за врачами прошлого, для которых в оценке человека было важно все: походка, речь, взгляд, рукопожатие и т.д., Б.В. Зейгарник также считал все эти внешние проявления важными, умел видеть и оценивать их и создавать психологический портрет человека. Она использовала их для обучения студентов-психологов, молодых специалистов и своих коллег.

Интерес Б. Зейгарник к человеку, наблюдательность в сочетании с высоким профессионализмом как психолога и клинициста сделали ее исключительно одаренным психологом. В. Зейгарник исключительно умный человек, понимающий окружающих с первого взгляда на него. Вслед за мастерами прошлого, для которых в оценке человека было важно все: походка, речь, взгляд, рукопожатие и т.д., Зейгарник также считал все эти внешние проявления важными, мог их видеть, оценивать и создавать психологический портрет человека. Она учила этому студентов-психологов, молодых специалистов и их коллег.
Блюма Вольфовна Зейгарник прожила долгую жизнь, не безоблачную: это была жизнь-борьба, жизнь-преодоление, жизнь-стремление. Мужественная и трудолюбивая, искренне щедрая и открытая всему истинно прекрасному, она была искренне любима и ценима психологами разных поколений.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Личность Б.В. Зейгарник – ярчайший психологический феномен, заслушивающий особого изучения. Жизнь Б.В. Зейгарник, её творческая научная и клиническая деятельность достойны восхищения и могут стать образцом для подражания. Надеюсь, что эти несколько отрывочные заметки позволят восстановить живой образ Блюмы Вульфовны Зейгарник.

Блюма Вульфовна Зейгарник прожила долгую и трудную жизнь. Она родилась 9 ноября 1900 г. в маленьком литовском городке Пренай в многочисленной дружной семье. О царившей в семье атмосфере можно теперь судить лишь по некоторым замечаниям самой Блюмы Вульфовны, вспоминавшей отца, его здравый смысл, ум и неиссякаемое чувство юмора. Возможно, творчество Шолома Алейхема может дать некоторое представление о том представлении доброжелательной иронии, которая постоянно присутствовала в семье. Живая и способная девочка успешно окончила гимназию.

К сожалению, не представляется возможным сослаться на какие-либо документальные свидетельства той поры ее жизни, поскольку они не сохранились. Она достаточно рано вышла замуж и в 1921 г. поехала вместе с мужем в Берлин. В Берлине она поступила в Берлинский университет на филологический факультет, где сразу же с головой окунулась в изучение разнообразных диалектов немецкого языка. Трудно представить себе что-то более далекое от психологии. Случайно Зейгарник зашла на лекцию профессора М. Вертгеймера и поняла, что посвятит изучению психологии всю жизнь. В 1924 г. Зейгарник начала посещать семинар Курта Левина, который непосредственно занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в ее среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара. Последние, заметив ее увлечение гештальт-психологией, прикладывали много усилий, чтобы отговорить ее от занятий в кружке Левина, что не привело к желаемому результату. Следует отметить, однако, что подход Левина к изучению личности заметно отличался от принятого в среде гештальт-психологов подхода.

В 1927 г. Зейгарник окончила Берлинский университет, успешно защитив диплом, посвященный открытому ею эффекту (Эффект Зейгарник). Однако ее исследования были обнародованы Левином еще в 1926 г. в своем докладе на VIII Международном психологическом конгрессе. В 1931 г. Зейгарник вернулась в Россию. Она буквально с первого момента стала заниматься наукой. Зейгарник становится ближайшей помощницей Л.С. Выготского и работает в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В эти годы Зейгарник удается стать верной соратницей и единомышленницей для многих видных советских психологов. Тридцатые годы были очень тяжелыми как для молодой советской психологии, так и для каждого отдельного психолога. После смерти Выготского в 1934 г. его ученики подверглись гонениям, а отрасль науки, небезуспешно исследуемая и развиваемая Выготским и его учениками, была запрещена. В 1938 г. был арестован и погиб в застенках Лубянки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник пришлось эвакуироваться из Москвы. В этот период она принимала активное участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом госпитале на Урале. Зейгарник укрепляет свои контакты со многими крупнейшими психологами страны - А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, С.Г. Геллерштейном, во время общения с которыми оформились ее представления о патопсихологии как особой отрасли психологии. В послевоенный период Зейгарник возглавляет лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при ее непосредственном участии.

Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения. Б.В. Зейгарник умерла в 1988 г.

Один из известных феноменов, ныне описанный во всех психологических словарях и учебниках, был открыт в 20-е годы Б.В. Зейгарник и назван ее именем. Интересно, однако, не только само открытие, но и то, как оно было сделано.

В те годы Зейгарник стажировалась в Берлине у известного психолога Курта Левина. Однажды со своим учителем она зашла в многолюдное кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В. Зейгарник.

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло, и задача не решена.

По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.

Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название "эффект Зейгарник". Можно предположить, что определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия разрядки, способствует сохранению его в памяти.

Интересное усовершенствование этого эксперимента принадлежит Полю Фрессу. Он задавал испытуемым двадцать задач, но позволял решать только десять, а потом интересовался, сколько задач, по мнению испытуемого, ему удалось решить. Оказалось, что люди, уверенные в себе и ориентированные на успех, склонны несколько преувеличивать свои достижения и считать, что успешно справились с большинством задач. Те же, чья самооценка занижена, склонны скорее преуменьшать свои успехи. Так этот эксперимент вылился в интересную форму личностной диагностики.

В разнообразных вариантах подобные опыты проводятся по сей день. И мало кто помнит, что у их истоков стоял безвестный берлинский официант.

О личности Блюмы Вульфовны Зейгарник мы знаем, казалось бы, очень много. Вместе с тем загадка остаётся. Разгадать её трудно – современникам и ученикам Блюмы Вульфовны. Ещё труднее сделать это нашему поколению: поколение, к которому она принадлежала, редко оставляло архивы, дневники, письма. Загадка феномена личности Блюмы Вульфовны Зейгарник ещё долго будет волновать исследователей её творчества.

Представляем вашему вниманию новую статью в рубрике биографии психологов. Сегодняшней героиней рубрики станет Блюма Зейгарник.

Блюма Зейгарник

Блюма Вульфовна Зейгарник

Чем знаменита

2) выделила патопсихологию в особую ветвь науки.

Даты жизни

9 ноября 1900 г., Пренай (Литва) — 1985 г.

Семейное положение

замужем, есть сын

Жизненный путь

Рано вышла замуж и в 1921 г. поехала вместе с мужем в Берлин. В Берлине она поступила в Берлинский университет на филологический факультет.

В 1924 г. Зейгарник начала посещать семинар Курта Левина.

Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольд-штейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара. Последние, заметив ее увлечение гештальтпсихологией, прикладывали много усилий, чтобы отговорить ее от занятий в кружке Левина, что не привело к желаемому результату.

Эффект Зейгарник

Во время проведения эксперимента Зейгарник просила испытуемых за определенное время решить какую-либо задачу. Зейгарник опытным путем вывела следующую закономерность: число запомнившихся нерешенных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся решенных задач.

Спустя сорок лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена.

Блюма Зейгарник

В 1927 г. Зейгарник окончила Берлинский университет, успешно защитив диплом, посвященный открытому ею эффекту. Однако ее исследования были обнародованы Левином еще в 1926 г. в своем докладе на VIII Международном психологическом конгрессе.

В 1931 г. Зейгарник вернулась в Россию. Зейгарник становится ближайшей помощницей Л.С. Выготского и работает в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В эти годы Зейгарник удается стать верной соратницей и единомышленницей для многих видных советских психологов.

В 1938 г. был арестован и погиб в застенках Лубянки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном.

Во время Великой Отечественной войны Зейгарник пришлось эвакуироваться из Москвы. В этот период она принимала активное участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом госпитале на Урале.

В послевоенный период Зейгарник возглавляет лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при ее непосредственном участии.

Вклад в психологию

Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.

Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн) — советский психолог, основательница советской патопсихологии.

Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Премия имени М. В. Ломоносова I степени (1978).

Биографический очерк

Блюма Вульфовна Герштейн родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии. Родители, Вульф и Роня Герштейн, владели магазином. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. В 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году вышла замуж за Альберта Янкелевича Зейгарника.

В 1927 году Б. В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году приехала в СССР, где стала ближайшей сотрудницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.

В ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года. Также преподавала на психологическом факультете МГУ (с 1967 года).

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой дипломной работы Блюмы Вульфовны Зейгарник.

Феномен воспроизведения незавершённых действий также исследовался Куртом Левином. Согласно его Теории поля доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряжённости, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. В его экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело.

В среднем незавершённые действия у здоровых участников экспериментов вспоминались на 90% лучше, чем завершённые. У больных шизофренией (простая форма) на 10%, у больных эпилепсией на 80%, а у больных с астеническим синдромом — на 20%.


Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии.

В 1927 г. окончила Берлинский университет, училась у Курта Левина, занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара.

В 1931 г. Б.В. Зейгарник вернулась в Россию, работала в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л.С. Выготским.

Во время Великой Отечественной войны принимала активное участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом эвакогоспитале №3120 на Урале в посёлке Кисегач Челябинской области (вместе с А.Р. Лурией и другими психологами), разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений.

С 1943 г. возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, созданную при ее непосредственном участии. В ходе кампании по борьбе с космополитизмом в 1950 г. Б.В. Зейгарник была отстранена от заведования и в 1953 г. уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 г., проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 г.

В этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии — экспериментальная патопсихология, наука об особенностях психических процессов у психиатрических больных, со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.

Б.В. Зейгарник дала теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показала, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных — основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения.

Б.В. Зейгарник - организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны. С 1960 г. - руководитель всероссийских патопсихологических семинаров.

Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии.

Основные работы:

Награды:

  • премия имени Курта Левина Американской психологической ассоциации (1983)
  • премия имени М.В. Ломоносова I степени за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (1978)

Б.С. Братусь, ученик Б.В. Зейгарник, написал:

Читайте также: