Нарушение структуры семьи психология доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал. Во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Среди объективных социально-экономических причин наиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение. Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни ребенка. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние ребенка. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот) также нередкая ошибка родителей в воспитании. Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством. Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию. А также гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. Вот такие просчеты в воспитании чаще встречаются в семьях социального риска.

С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

- конфликтная ситуация в семье;

- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

- типичные ошибки родителей в воспитании детей;

- особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.

Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.

А теперь рассмотрим основные моменты характерные для возникновения и проявления семейного конфликта все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия.

1. сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого человека и т.п.

2. длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

Источниками возникновения конфликтов могут быть: причины, связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами; трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка; ситуационные нарушения - это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности ( неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности ( неуверенность в том что семь может обеспечить безопасное будущее).

Самое главное последствие всех этих нарушений - это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.

Некоторые авторы, занимающиеся данной проблемой, сосредотачивают свое внимание на изучение отдельных проявлений семейного неблагополучия, вызывающих девиантное поведение, другие комплексно исследуют все составляющие семейного неблагополучия. Особое место среди психологических теорий девиантного поведения занимают исследования психоаналитической ориентации, которые открыли новые возможности и перспективы для изучения глубинных неосознаваемых мотивов девиации. Отдельное место среди факторов девиантного поведения сторонники психоанализа отвели семье. Так, неофрейдисты К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью, особенно в первые годы жизни. Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни отмечал в этиологии отклонений Э. Эриксон, А. Адлер в качестве важного фактора формирования личности выделял структуру семьи и тип воспитания. Изучению природы девиации и выявлению факторов ее вызывающих, посвящены исследования представителей и других западных психологических школ. Так, А. Бандура и его последователи А. Басе, Л. Берковец считают агрессию результатом искаженного процесса социализации, в частности, злоупотребления родителей наказаниями, жестоким отношением к детям. Поведенческий подход к пониманию девиантного поведения широко распространен в психологии США и Канады. Акцент в происхождении девиантного поведения здесь переносится на неадекватное социальное научение и возможности коррекции видятся в организации положительного подкрепления желаемого поведения.

Таким образом, девиантное поведение детей (в каком возрастном периоде они бы не находились: детский, подростковый, молодежный) всегда является результатом нарушения во взаимоотношениях внутри семьи, и при работе с детьми девиантного поведения индивидуальную психотерапию и психокоррекцию необходимо сочетать с психологической социальной работой с семьёй.

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение). Авторы считают, что существуют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Способствует этому гибкость взаимоотношений, не слишком жесткая и не слишком "расплывчатая" степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченности семьи, открытость в восприятии окружающего мира действительно способность разрешать трудности зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но при этом не учитывается характер проблем. Однако решение семейной проблемы - это самоограничение каждого из её членов, снижения уровня потребления и ограничение потребностей, взятие на себя большой физической и психологической нагрузки. А эти проблемы не ограничиваются лишь механизмом решения проблемы. Здесь надо учитывать то, что семья реагирует на трудности как единая система. Это касается первого подхода, гибкость и открытость также благоприятствуют решению семейных проблем.

Ещё один взгляд на проблему устойчивости семьи по отношению к разным трудностям связан с понятием латентного нарушения функционирования семьи. Латентное нарушение - это такое, которое в нормальных условиях практически не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на её жизнь. Однако при попадании семьи в экстремальные условия оно играет важную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных условиях так и в условиях небольших нарушений, члены семьи общаются, испытывая разнообразные чувства к друг другу, выполняют роли, несут на себе определенные обязательства. Не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренный уровень конфликтности, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в таких условиях не оказывают значительного влияния на жизнь семьи. Иное дело трудные условия. Здесь возникает разница в реакции семьи на трудности. В семьях, где латентных нарушений мало, мобилизация семьи для преодоления трудностей, усиление её сплоченности, активизация совместных действий возможна. В такой ситуации эти семьи начинают функционировать лучше, а те, у которых латентные нарушения многочисленнее начинают функционировать хуже. Благодаря рассмотрению латентных нарушений, трудности выступают не просто как фактор, нарушающий жизнедеятельность семьи, а позволяет обнаружить слабые места в той или иной семье.

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.

Специалисты постоянно сталкиваются с такой ситуацией, когда семьи с кризисами, имеющими хронический характер настроены не поддаваться влиянию специалистов, которые пытаются помочь. Члены таких семей как бы говоря:

- "Вы не понимаете. Никто не может помочь нам. В конце концов, вы тоже буде обвинять, ненавидеть и отвергать нас".

При таком устойчивом сопротивлении всем службам и организациям, пытающимся оказать помощь, проще всего считать такие семьи "неподдающимися" и только наблюдать, как их детей перемещаю из одного учреждения или центра в другой, из одной семьи в другую, а также полагаться на служителей закона (милицию, суд, прокуратуру), которые способны принять меры, когда поведение членов семьи становится угрозой для общества. Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Состояние кризиса является для них нормой. Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются работники школы, социальные педагоги, специалисты разных центров, социальной защиты и т.д. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют своё асоциальное поведение, что провоцирует усиление контроля над ними.

Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьёй, может показаться, что семья погрязла в трясине страданий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, твердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Таким образом, безусловно, рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. В сложившихся условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия. Эта политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, а также учреждений, которые по законодательству РФ призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями. Включение в систему профилактики семейного неблагополучия всех агентов успешной социализации человека.

Структура семьи может быть различной в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: поровну или же главная их часть сосредоточена в руках одного человека. В российских семьях в большинстве случаев супруги ориентированы на равномерное распределение обязанностей и равноправное участие в решении семейных проблем. Однако на практике это осуществляется далеко не всегда. Типичный для российских семей перекос в выполнении хозяйственно-бытовых дел между супругами ведет к перегрузке женщин (особенно работающих) и, как следствие, к неудовлетворению их потребности в восстановлении физических сил, культурном и духовном обогащении.

В современных семьях все чаще имеет место так называемое двоевластие, когда супруги являются лидерами по очереди или в разных сферах деятельности. В то же время показано, что борьба за власть выступает первым толчком для ссор у двух из трех разводящихся пар. В нашей стране наиболее распространена структура семьи, при которой семья состоит из взрослых (мужа, жены и в ряде случаев бабушки, дедушки) и детей (обычно в семье бывает один или два ребенка). Как показывают семейные психологи, для структуры российской семьи характерны определенные отличительные особенности, которые могут выступать как причины ее дисфункций.

В российской действительности все еще сохраняется патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений. Границы между подсистемами прародителей (бабушек и дедушек), родителей и детей плохо структурированы и размыты, поэтому власть в семье нередко принадлежит бабушкам (чаще) и дедушкам. Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, что ведет задержке развития у детей, их психической неустойчивости и большей чувствительности к состоянию матери, к затруднениям полоролевой идентификации (особенно у мальчиков), формированию неадекватных стереотипов и установок по отношению к семейной жизни, не говоря уже о перегрузке женщин. Несколько поколений одной и той же семьи находятся в длительной зависимости друг от друга не только с духовной, но и с материально-бытовой стороны: молодые семьи все еще часто живут вместе с родителями, не имея возможности приобрести собственное жилье и вести независимую самостоятельную жизнь.

Нарушения структуры семьи затрудняют или препятствуют выполнению ее функций, что также ведет к появлению различных расстройств и осложнений. Например, если супруги не могут иметь детей, воспитательная функция семьи не будет удовлетворена. Если в состав взрослых членов семьи входит только один родитель, может пострадать выполнение первичного социального контроля. Если молодая семья проживает в одной комнате с родственниками, неизбежно затрудняется реализация сексуально-эротической функции. Если один член в семье (отец, мать, бабушка, ребенок) занимает чрезмерно доминирующее положение, а другие — слишком зависимое (семейный перекос), это тоже нередко выступает как причина семейной дисфункции.

Типы семейных структур.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия – брак одного супруга с несколькими супругами. Причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужщины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужщинами (редко встречающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

В зависимости от выбора брачного партнера выделяют эндогамные и экзогамные браки. Эндога́мия (от греческого endon – внутри и gamos – брак) – норма, предписывающая заключение брака в пределах определенной социальной или этнической группы. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзога́мия (от греческого exo – вне и gamos – брак) – запрет брачных отношений между членами родственного или локального (например, община) коллектива, предполагает выбор брачного партнера из чужой группы.

По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными, в которых супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, в которых они происходят из разных социальных групп, классов.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, в которых молодежь остается жить у родителей жены. Возможен и третий вариант локализации – неолокальная – семья переезжает в жилище, удаленное от места проживания родителей.

Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи (от латинского nucleus – ядро), состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарные семьи с единым домохозяйством и состоит из трех и более поколений-прародителей, родителей и детей (внуков).

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать.

Нуклеарная семья, состоящая из трех или только двух внутрисемейных позиций (муж-отец, жена-мать, дети-сыновья и братья, дочери и сестры), может быть двух типов: репродуктивная семья – состоящая из родителей и несовершеннолетних детей и ориентационная семья – родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи.

В социологии и демографии принято разделение семей по количеству детей на три типа: однодетные, двухдетные и многодетные семьи (трое и более детей).

Традиционный тип семьи – это отношения иерархии и субординации, доминирования и подчинения: мужей над женами, взрослых над детьми.

Современный эгалитарный характер отношений – это отношения партнерства, равноправия, уважения каждого каждым.

Функции семьи и брака.

Функции семьи - это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

1. Репродуктивная функция. В этой функции заключена и сексуальная потребность, и потребность в продолжении рода.

2. Хозяйственно-экономическая функция – вопросы питания, семейного имущества, семейного бюджета и благоустройства.

3. Регенеративная функция – наследование (фамилии, имущества, семейных ценностей, социального положения, семейного дела).

4. Образовательно-воспитательная – функция социализации детей.

5. Первоначальный социальный контроль – функция привития норм поведения со старшими, понятия ответственности и обязанностей.

6. Рекреативная функция – развлечения, досуг, отдых, хобби и т.д.

7. Функция духовного общения (духовного взаимообогащения).

8. Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры внутри семьи, так как семья – это и есть общество в миниатюре.

9. Психотерапевтическая функция – удовлетворяет потребности в признании, поддержке, психологической защите, сочувствии и т.д.

Функции семьи и брака.

К важнейшим функциям семьи и брака относятся следующие.

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях может вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида. Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материальнобытовая поддержка членов семьи и т. д.

6. Специфические и неспецифические функции семьи.

Специфические и неспецифические функции семьи.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция ), содержание (экзистенциальная функция ) и воспитание детей (функция социализации ), постоянны в любую эпоху, несмотря на то, что характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Специфические функции семьи формируются исходя из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. В то время как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Семья, как система, с одной стороны имеет физическую структуру, представленную конкретными членами, и, с другой стороны имеется структура отношений в семье – связи между членами семьи. Каждый член семьи пребывает в определенной роли. Отношения в семье – это отношения между ролями.

Что такое роль? Роль возникает в силу определённых ожиданий внешней среды. Соответственно каждая роль включает в себя нормативно одобряемую форму поведения, которая ожидается от человека, занимающего определённую позицию в системе отношений, в том числе и семейных. В понятие роли входят желания и цели, убеждения и чувства, установки, действия и ценности, которые приписываются человеку, занимающему в системе отношений определённую позицию. Это относится и к семейным ролям. Если мы говорим о матери, то у каждого сразу возникает определённый перечень ожиданий, который важно, чтобы мать реализовывала. По тому, как она выполняет свои ролевые функции, оценивают её как хорошую или плохую.

Кроме всех перечисленных моментов, в понятие роль входят также нормы, свойственные роли и санкции. Нормы – это установленные правила, которые должна выполнять соответствующая роль. Если эти нормы не выполняются, то семья накладывает на носителя роли санкции. Санкция – это реакция на выполнение или невыполнение роли. Они бывают позитивными, связанными с успешным выполнением носителем роли обязательств и форм поведения. Позитивные санкции в семье проявляются в поощрении. Негативные санкции следуют за невыполнение нормативу определённой роли. Это и наказание и обвинение и пристыживание и лишение важного и прочее.

Кроме позитивных и негативных санкции бывают внешними (наложены кем-то другим) и внутренними, которые возникают внутри самого человека на определённом этапе развития. Муки совести – это система внутренних санкций. По мере взросления внешние санкции всё больше переходят во внутренние.

Занимая роль нужно знать ожидаемые нормативы и санкции за их нарушение. Все роли можно разделить на 2 группы:

1. Конвенциональные роли – возникшие по договорённости. Это роль, которая определяется правом, моралью, традицией для любого носителя данной роли. Пример – роль матери, отца, мужа, ребёнка и пр. Деятельность человека в этих ролях определяется и защищается законом. Такие роли поддерживаются также моралью, правом, традицией и религией. В конвенциональную роль входят самые общие требования вне зависимости от особенностей, склонностей и способностей носителя роли. Она является безличной, стандартизованной (независимо от того, кто и как её исполняет). Они существуют столько, сколько семья.

2. Межличностные роли или семейные роли. Они являются очень специфическими, свойственны конкретной семье. Они зависят от личных особенностей, склонностей и способностей конкретного человека, гораздо более подвижны, не определяются устоями и предназначены для того, чтобы адекватно и эффективно выполнялись основные функции семьи. В свою очередь эти межличностные роли делятся также на 2 подгруппы:

1). Нормативные семейные (межличностные) роли. Они, прежде всего характерны для функциональной семьи

2). Патологические межличностные роли, возникающие в дисфункциональных семьях.

Нормативные роли способствуют росту и развитию семьи как системы. Они подчиняются закону гомеостаза и являются весьма изменчивыми.

Патологические роли препятствуют развитию семьи и являются тормозом. Ригидны (устойчивы), могут существовать в семье вне зависимости от внешних обстоятельств, составляя серьёзную проблему.

Каждая из ролей внутри каждой семьи наполняется сугубо индивидуальным психическим содержанием. Одни и те же названия для каждой роли могут означать разные содержания. Роль "лапочка" или "рыбонька" – или ласкательное или ругательное. Роли изменчивы, могут изменяться под влиянием разных обстоятельств. В семье сложившаяся роль или вся система ролей должна удовлетворять определённым требованиям, поскольку она предназначена для выживания системы. Эти требования таковы:

1. Роль или совокупность ролей в семье должна создавать достаточно целостную систему. В случае возникновения противоречивых ролей, возникают серьёзные трудности в выполнении роли. Или, когда член семьи не справляется с двумя ролями, каждая из которых входит с другой в противоречие. Жена и мать и отец. Противоречия внутри одной роли или двух ролей приводит не только к семейным кризисам, вплоть до распада семьи. Они вызывают широкий круг нарушений как на индивидуальном уровне или возникновение различных вариантов патологии, возникающих на семейном уровне. Если возникает невроз, появляется нарушение семейного функционирования.

2. Совокупность ролей, которую выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение его основных потребностей в семье. Это потребность в уважении, признании и симпатии. Муж – это не только обязанности, ещё и права. Выполняя обязанности он вправе ожидать и удовлетворения потребностей. Если это нарушается, нарушение потребностей обусловливает нарушение функций, что превращает семью в дисфункциональную.

4. Система семейных ролей, которые выполняет индивид должна быть такой, чтобы обеспечить не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи. Если в семье отдых одного члена семьи обеспечивается за счет напряжения другого или разрядка эмоционального напряжения достигается путём вымещения злости на другом, понятно, что подобная ролевая структура серьёзно нарушает семейную функцию.

Патологическая роль характеризуется:

1. Один из членов семьи может исполнять межличностную роль, которая является травматической для него, но оказывается психологически выгодной для других. Они ему её и присваивают.

2. Члены семьи прямо или косвенно побуждают других членов семьи принять на себя патологическую роль. Она может быть травматичной для других и выгодной для носителя роли. Пример – больной член семьи.

3. Оба типа ролей сочетаются. При этом один член семьи выполняет патологическую роль, травмирующую его самого, а другой выполняет роль травматичную для других. Патологическая роль – это яркий пример того, когда нарушения индивида обусловливаются нарушением всей семьи. Патологическими ролями, как нарушениями системы объясняют возникновение в семье психических заболеваний. Каждая межличностная роль не является частью личности человека. Она сравнима с раковой опухолью и в этом её опасность. Патологическая роль въедается в структуру личности человека. У него других ролей не остаётся. Она становится дезадаптивной, рано или поздно, за неё нужно платить цену.

Семьи, где существует насилие, также реализуются 2 патологические роли – роль насильника и роль жертвы. Цикл насилия может воспроизводиться долго и существует только потому, что данная игра осуществляется потому что насильнику позволено проявлять насилие, а жертва насилия делает всё, чтобы насилие состоялось. Поскольку каждый в данной роли получает и дискомфорт и выгоды, игра может продолжаться неограниченно долго. Треугольник Гартмана – вверху преследователь в другом углу преследуемый, в 3-м жертва. Когда это может быть? В семье у мужа и жены неразрешенные конкурентные отношения – непродуктивно производится решение вопроса – кто хозяин? Муж выступает в роли преследователя, жена также пытается доказать что и она чего-то стоит. Это приводит к хроническому конфликту, который вымещается на детях, как жертвах. В этом треугольнике всегда много негативной разрушающей энергии и центростремительных сил. У каждого из элементов треугольника могут появляться определённые формы патологии, которые элементы семьи пытаются восстановить. Сексуальная неудовлетворённость порождает взаимные обвинения, напряжение нарастает, необходима жертва для разрядки. Ребёнок ценой своего энуреза уменьшает интенсивность напряжения.

Другая аналогичная структура характерна для шизофрении. Начиная с 30-х годов американские психиатры, наблюдавшие за семьями с больным шизофренией обнаружили специфические роли. В них существует своеобразная роль матери – шизофреногенная мать. Вклад отца минимальный. Такая шизофреногенная мать обычно очень волевая мужеподобная женщина, малоэмоциональная, властная, успешная в деятельности, занимающая высокие позиции, на ней держится семья, чрезмерная рациональность и практическая невозможность к проявлению реакций. Главная черта – амбивалентность (двойственность) по отношению к значимым людям. Одновременно любит, но не может проявить чувств. Это порождает вину, вытесняющую чувства. Это преследователь.

Преследуемый обычно отец. Он обычно слабый, женоподобный, лишенный собственного мнения, семья является тиранической, и то как в ней жить, исходит из одних уст. В качестве преследуемого муж полностью принимает правила игры. Стремится время проводить на периферии – дача, рыбалка, море и пр.

Жертвой становится ребёнок. Папа его избегает. В сеть патологической структуры попадает ребёнок. На него направляется амбивалентнось. На первый план выступает симбиотическая связь. Мать привязывает к себе ребёнка. Это приводит к тому, что у ребёнка с ранних лет возникает состояние глубочайшей растерянности. В силу малолетства ребёнок не может выйти за пределы треугольника и он варится в соку мамы. Имеются нарушения коммуникации. Роль жертвы проявляется в том, что он заболевает шизофренией. Это психогенное заболевание. Ребёнок не может вырваться из треугольника и однажды он платит цену. Подобный больной член семьи делает всё чтобы эту семью сохранить. Подсознательно мама теперь привязала к себе папу. Папа подсознательно не может семью оставить и это продолжает жизнь семьи. Также как и в семьях, где есть зависимый. Если зависимый выздоравливает, то должен заболеть другой.

Как только у больного шизофренией возникает ухудшение, состояние мамы моментально улучшается (активность и деятельность). Как только сыну легче, ситуация меняется. Мама вянет, пока сын опять заболеет. Это существует много лет. Роль и преследователя и преследуемого одинакова.

Исходы патологических ролей. Социальная работа предполагает диагностику и улучшение соц.функционирования. Помощь матери больного шизофренией в социальной адаптации. Главная задача – препятствовать распространению патологическим стереотипам функционирования семьи – разорвать их. В семье с зависимым – разрыв стереотипа попустительства. В ситуации цикла насилия – разрыв и прекращение цикла насилия. Пока он существует – идёт подпитка патологических ролей. Это трудно сделать, т.к. патологическая роль не всегда приносит страдание и часто выгоду. Предпочитают не рисковать и оставлять за собой эту роль. Это или разрешение проблемы конкуренции или соц.дисгармонии или патологического стереотипа отношений. Речь идёт не о коррекции, а о изменении структуры отношений. Изменение стереотипа отношений – дело весьма не лёгкое. При патологической роли эго идентичность исчезает. То, на что можно опереться – нет. Если у жены алкоголика отнять её роль, то за ней ничего не останется.

Переучивание патологических ролей в нормативные – это длительный процесс переучивания. Достижение независимости – это формирование эго-идентичности, которая в норме формируется в 16 – 17 лет.

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу, влекут за собой различные социальные преступления. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество. Таким образом, общество прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

Объект данной работы – семья, ее структура, функции и типы.

Предмет – социальные проблемы семьи.

Цель – понимание феномена семьи и проблем ее существования.

- дать определение семьи и описать ее структуру, функции и типы;

- раскрыть основные проблемы и кратко описать инструментарий по их разрешению.

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Определение семьи

Семья – основной социальный элемент, по образцу которого строится общество. Семья включена в систему социальной динамики, так как она подвержена изменению, развитию. Фундаментальным законом человеческого порядка является смена и преемственность поколений /8, с.6/.

Семья есть исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения /1, с.44/.

Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. Социальная потребность появления института семьи обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, производства самого человека. Свидетельством стабильности, устойчивости семьи как элемента социальной структуры является многовековое воспроизводство всего многообразия культур и социумов в мире. Кроме того, международная статистика, данные многочисленных переписей населения показывают, что число семей постоянно растет, причем относительный прирост числа семей, брачных пар во многих странах, в том числе и в России, опережает относительный прирост численности населения /4, с.9-10/.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

1.2 Структура, функции и типы семейных взаимоотношений

Структура – размер, состав семьи – зависит от способа организации и обеспечения единства ее основных элементов, распределения половозрастных ролей в семье. Характер структуры семьи определяется характером социально-исторических условий: неравноправие женщины в обществе приводит к неравноправию ее в семье. Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье.

Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия (от приказов до вежливых дружеских советов) и в традиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений.

Первый – авторитарный (лидерство), где руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.

Второй – демократический (партнерство), который предполагает равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, более прогрессивный. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами.

Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушению ее функций.

Функции семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления /1, с.46/.

Для молодой семьи важна биологическая – репродуктивная функция, для пожилой – эмоциональная. Репродуктивная (генеративная) функция – биологическое воспроизводство жизни, поддержание непрерывности благодаря рождению детей. Она необходима для продолжения человеческого рода. Функция социальная – общество глубоко заинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно больше предыдущего. Это и нравственно-эмоциональная потребность человека. Семья без ребенка ущербна. Функция первичной социализации детей – постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.

Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи, прежде всего, носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам за советами и помощью, выполнять их назначения.

Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

К началу XX века социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, обеспечения одеждой, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд) /1, с.48/.

Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Она может быть полной и неполной – с одним родителем с детьми. Таких семей около 13%. Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семья братьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной, крупной семьей, их всего 3,4%. 58,4% всех семей имеют детей до 18 лет. Доля малодетных семей (один, два ребенка) в общей численности 58 %, а многодетных — 9,8% (три и более детей).

Разделение семей по семейно-жизненному циклу:

2) по семейному циклу: молодая семья (с ребенком-первенцем, детьми до трех лет), семья среднего возраста, пожилых и престарелых.

Разделение семей по региональному признаку (городская, сельская). В городах преобладают неполные семьи, национально смешанные. На селе больше многодетных многопоколенных семей, что связано с особенностями ведения домашнего хозяйства, жилищными условиями, этническим составом и т.д.

Разделение семей по уровню доходов. Семьей с высоким доходом считается та, которая может позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере. Уровень благосостояния благополучной семьи на 15 — 20 % выше среднего; такая семья решает свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ

2.1 Перспектива отмирания семьи и ее кризис

Снижение детности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста (25–55 лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь треть бездетны. Из остальных подавляющее большинство — однодетные семьи. Формируется культура бездетности. Растет число тех, кто осознанно выбирает “бездетный” образ жизни. Наблюдается массовый сдвиг от семей, “сосредоточенных на детях”, к семьям, “сосредоточенным на взрослых”.

Таким образом, существование семьи оказывается под вопросом. Исчезают отдельные элементы семьи и соединяющие их связи. В соответствии со структурой семьи подвопросами, конституирующими семейный вопрос, стали женский, детский и мужской вопросы /6, с.8/.

2.2 Порнократия

2.3 Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение

Брачное поведение состоит как бы из трех частей: чаще всего под ним понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид – собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями; наконец, третья часть – это такая характеристика конфликтности супружеского поведения, которая ведет к разводу или разъединению. Движущей силой брачного поведения становится потребность в браке и брачном партнере, и доминирование последней над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность партнерства или партнерского сожительства.

С другой стороны, при исследовании обстоятельств, ведущих к разводу, отмеченная выше особенность имеет прямое отношение к усилению тенденции к прекращению брака из-за ослабления установок на продление супружества. В условиях кризисного падения ценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологически и в силу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призму свойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи как института ощущается в появлении ряда проблем семьи, но успех решения их ставится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки среди социальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихся супругов это продуцирует массовость ссылок на несходство характеров.

В социологии самосохранительное поведение определяется как система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла. В основу изучения индивидуального поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и продолжительность жизни, А.И. Антоновым была положена концепция диспозиционной регуляции социального поведения. В общих чертах казалось ясным, что конечные результаты, связанные с сохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены (разумеется, при прочих равных условиях) состоянием семейных отношений и спецификой определения ситуаций образа жизни.

При исследовании ориентации на сроки жизни трудно оценить их действенность, так как в принципе нельзя до смерти индивида определить степень реализации этих ориентации по главному результату самосохранительного поведения – продолжительности жизни. Конечно, по числу уже прожитых лет можно судить об этом, так сказать, ретроспективно, но для этого в выборке следует представить все необходимые для анализа возрастные группы (что увеличивает объем выборки и трудоемкость исследования).

Начиная с исследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюркгейма и кончая Вебером, классическая социология трактует семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям.

Контовская социология рассматривала семью как универсальный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая функция семьи – обеспечение преемственности поколений. Продолжая позитивистские идеи Конта, Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок. Велика роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи. Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представление о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда.

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная и др. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Проанализировав феномен семьи на современном этапе можно наблюдать острые социальные проблемы семьи, выражающиеся в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Решая социальные проблемы семьи, материнства и детства, социальный работник должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной семейной политики, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.

Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные социальные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.

Акцент в работе с семьей, материнством и детством необходимо делать на том, что ребенок и семья должны восприниматься прежде всего не как объекты манипулятивного воздействия, а как субъекты социализирующего взаимодействия. Необходимо обеспечение сосредоточенности действий совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей – к формированию полноценной, самостоятельной личности и в дальнейшем к самореализации.

Кризис семьи является ценностным кризисом, кризисом ценностей семейного образа жизни: ослаблением мотивов брака, откладыванием браков, увеличением возраста вступления в брак, ростом сожительств и разводов, сокращением периода деторождения и семейного цикла в целом, массовым распространением малодетности и социальной патологии, связанной с ухудшением семейной социализации новых поколений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. – 2-е изд., - М.: 2005. – 640 с.

2 Антонов А.И. Микросоциология семьи /А.И. Антонов. М.: 2005. – 368с.

4 Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. 74 с.

5 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).

6 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие /Е.А. Тюгашев. – Новосибирск, 2006. – 194 с.

7 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М, 2004. – 427 с.

Читайте также: