Альберти леон баттиста доклад

Обновлено: 28.06.2024

Исследование жизненного пути, культурной и архитектурной деятельности Леона Баттиста Альберти. Определение значения творчества Альберти на формирование гуманистической этики и на развитие ренессансного искусства, а также зодчества и портретной живописи.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.10.2011
Размер файла 23,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Московский Государственный Институт Электроники и Математики

Реферат на тему:

Леон Баттиста Альберти - учёный, архитектор, теоретик искусства Раннего Возрождения

студентка группы С-45

Проверил: Сапрыкин В.А.

Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения.

"Должен был появиться человек, - писал Леонардо Ольшки, - который, владея теорией и имея призвание к искусству и практике, поставил бы стремления своего времени на прочную основу и придал бы им определенное направление, в котором им предстояло развиваться в будущем. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти".

Биография

Леон Батиста Альберти родился в знатной флорентийской семье, которая по воле судьбы оказалась в изгнании в Генуе. Поэтому местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. Альберти получил прекрасное университетское образование в Болонском университете, который окончил в 1428 году. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. В 1432 году Альберти получил место в папской канцелярии, где служил в течение последующих тридцати лет.

Альберти был человеком своей эпохи. Его интересы были столь разнообразны, что трудно представить, как столько талантов может иметь один человек. Помимо прекрасного знания древних языков, Альберти увлекался всеми видами искусств, но главной его страстью была архитектура. Альберти также играл на органе, а в живописи ему приписывают разработку теории воздушной перспективы.

Одной из самых философских идей была идея homo faber, то есть "человека деятельного". Альберти обосновал свое утверждение о том, что человек должен не вести созерцательную жизнь монаха, а постоянно приносить пользу себе и миру своей деятельностью. В своей творческой деятельности человек должен опираться на принцип гармонии, который является принципом природного развития и природы вообще.

Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. В это время традиционное религиозное образование все больше подвергалось критике и ему противопоставлялась светская образованность, важной составляющей которой являлось гуманитарное образование и приобщение к различного рода искусствам. Леон Батиста Альберти выступает за светское воспитание, большую роль в котором он отводит семье. Альберти называет семью главной ячейкой общества, от которой зависит вся система нравственности в обществе.

Альберти всю свою жизнь посвятил познанию и проблемам усовершенствования человека как личности. Он умирает в 1472 году в Риме, то есть спустя десять лет после оставления им службы в курии.

Леон Баттиста Альберти как архитектор

Первые архитектурные опыты Альберти обычно связываются с его двукратным пребыванием в Ферраре, в 1438 и 1443 годах. Находясь в дружеских отношениях с Лионелло д"Эсте, ставшим в 1441 году маркизом Феррарским, Альберти консультировал сооружение конного памятника его отцу, Никколо III.

После смерти Брунеллески в 1446 году во Флоренции среди его последователей не осталось ни одного зодчего, равного ему по значению. Таким образом, на переломе века Альберти оказался в роли ведущего зодчего эпохи. Только теперь он получил настоящие возможности реализовать свои архитектурные теории на практике.

Все постройки Альберти во Флоренции отмечены одной примечательной особенностью. Принципы классического ордера, извлеченные мастером из римской античной архитектуры, применены им с большой тактичностью к традициям тосканского зодчества. Новое и старое, образуя живое единство, придает этим постройкам неповторимо "флорентинский" стиль, весьма отличный от того, в каком были выполнены его сооружения в Северной Италии.

Первой работой Альберти в родном городе был проект дворца для Джованни Ручеллаи, строительство которого вел между 1446 и 1451 годами Бернарде Росселлино. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. На традиционную схему трехэтажного фасада Альберти как бы "накладывает" сетку классических ордеров.

Вместо массивной стены, образованной рустованной кладкой каменных блоков, мощный рельеф которых постепенно сглаживается по мере движения вверх, перед нами гладкая плоскость, ритмически расчлененная пилястрами и лентами антаблементов, четко очерченная в своих пропорциях и завершаемая значительно вынесенным карнизом.

Небольшие квадратные окна первого этажа, высоко поднятые от земли, колонки, разделяющие окна двух верхних этажей, дробный бег модульонов карниза чрезвычайно обогащают общую ритмику фасада. В архитектуре городского дома исчезают следы былой замкнутости и тот "крепостной" характер, что был присущ всем другим дворцам Флоренции того времени. Не случайно Филарете, упоминая в своем трактате постройку Альберти, отметил, что в ней "весь фасад. сделан в античной манере".

Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Один из богатейших людей города, он, по словам Вазари, "пожелал сделать за свой счет и целиком из мрамора фасад Церкви Санта-Мария Новелла", поручив проект его Альберти. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами.

Это затруднило его задачу, ибо, не разрушая сделанного, он вынужден был включить в своей проект элементы старой декорации - узкие боковые двери со стрельчатыми тимпанами, стрельчатые арки наружных ниш, разбивку нижней части фасада тонкими лизенами с аркатурой в проторенессансном стиле, большое круглое окно в верхней части. Его фасад, строительство которого велось между 1456 и 1470 годами мастером Джованни да Бертино, явился своеобразной классической перефразировкой образцов проторенессансного стиля.

По заказу своего покровителя Альберти исполнил и другую работу. В церкви Сан-Панкрацио, примыкавшей к задней стороне Палаццо Ручеллаи, в 1467 году по проекту мастера была выстроена фамильная капелла. Декорированная пилястрами и геометрической инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, она стилистически близка к предыдущей постройке.

Несмотря на то, что постройки, созданные во Флоренции по проектам Альберти, по своему стилю тесно примыкали к традициям флорентийской архитектуры, они оказали лишь косвенное влияние на ее развитие во второй половине XV века. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. И хотя его постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу "возрождения" римской античной архитектуры.

Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом-мавзолеем. К концу 1440-х годов внутри церкви были закончены мемориальные капеллы Сиджизмондо и его жены Изотты. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Около 1450 года по его проекту была выполнена деревянная модель, и в дальнейшем он очень внимательно следил из Рима за ходом строительства, которое вел местный мастер - миниатюрист и медальер Матгео де'Пасти.

Судя по медали Маттео де'Пасти, датированной юбилейным 1450 годом, на которой был изображен новый храм, проект Альберти предполагал радикальную перестройку церкви. В первую очередь намечалось с трех сторон сделать новые фасады, а затем возвести новый свод и хор, перекрытый большим куполом.

Альберти получил в свое распоряжение весьма ординарную провинциальную церковь - приземистую, со стрельчатыми окнами и широкими стрельчатыми арками капелл, с простой стропильной кровлей над главным нефом. Он задумал превратить ее в величественный мемориальный храм, способный соперничать с древними святилищами.

Монументальный фасад в форме двухъярусной триумфальной арки имел очень мало общего с привычным обликом итальянских церквей. Просторная купольная ротонда, открывавшаяся посетителю в глубине сводчатого зала, пробуждала воспоминания о постройках древнего Рима.

К сожалению, замысел Альберти был осуществлен только отчасти. Строительство затянулось. Главный фасад храма так и остался незавершенным, а то, что в нем было сделано, не совсем точно соответствовало первоначальному проекту

Одновременно со строительством "Храма Малатесты" в Римини по проектам Альберти возводилась церковь в Мантуе. Маркиз Мантуанский, Лодовико Гонзага, покровительствовал гуманистам и художникам. Когда в 1459 году Альберти появился в Мантуе в свите папы Пия II, он встретил у Гонзага очень теплый прием и сохранил дружеские отношения с ним до конца своей жизни.

Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан-Себастьяно. Оставшись в Мантуе после отъезда папы, Альберти в 1460 году закончил модель новой церкви, строительство которой было поручено флорентийскому архитектору Луке Фанчелли, находившемуся при мантуанском дворе. По меньшей мере еще дважды, в 1463 и 1470 годах, Альберти приезжал в Мантую, чтобы следить за ходом работ, вел переписку по этому поводу с маркизом и Фанчелли:

Новая церковь Альберти была центрической постройкой. Крестообразная в плане, она должна была перекрываться большим куполом. Три короткие выступающие трибуны заканчивались полукруглыми апсидами. А со стороны четвертой к церкви примыкал широкий двухэтажный нартекс-вестибюль, образуя фасад, обращенный на улицу.

Там, где нартекс своей задней стеной соединялся с более узкой входной трибуной, по обе стороны от нее, заполняя свободное пространство, должны были возвышаться две башни-колокольни. Здание высоко поднято над уровнем земли. Оно возведено на цокольном этаже, который представлял собой обширную крипту под всем храмом с отдельным входом в нее.

Фасад Сан-Себастьяно был задуман Альберти как точное подобие главного портика древнеримского храма-периптера. К пяти входам в вестибюль вела высокая лестница, ступени которой простирались на всю ширину фасада, полностью скрывая проходы в крипту.

Его идея украшения стены пилястрами большого ордера примиряет доктрину классической архитектуры, за которую он так ратовал в своем трактате, с практическими потребностями зодчества его времени.

Такого конструктивного и декоративного решения внутреннего пространства церкви еще не знала архитектура итальянского Возрождения. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Более того, постройка Альберти явилась образцом для всего последующего церковного зодчества позднего Возрождения и барокко.

По ее типу были построены венецианские церкви Палладио, "Иль Джезу" Виньолы и множество других церквей римского барокко. Но особенно важным для архитектуры Высокого Возрождения и барокко оказалось нововведение Альберти - применение большого ордера в декорации фасада и интерьера.

В 1464 году Альберти оставил службу в курии, но продолжал жить в Риме. К числу последних его работ относится трактат 1465 года, посвященный принципам составления кодов, и сочинение 1470 года на моральные темы.

Леон Баттиста Альберти как учёный и теоретик искусства Раннего Возрождения

альберти архитектурный зодчество ренессансный

Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.

Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма, Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства основывается на прочных материальных устоях отдельных семейств.

Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете, учёный и художник Леонардо да Винчи, авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

А.Б.Альберти оказал большое влияние на формирование гуманистической этики и на развитие ренессансного искусства, прежде всего зодчества и портретной живописи.

Альберти оказал существенное влияние на современную ему архитектурную практику не только своими постройками, необычными и глубоко своеобразными по композиционному замыслу и остроте художественного образа, но также и своими научными трудами в области архитектуры, в основу которых наряду с произведениями античных теоретиков был положен строительный опыт мастеров Возрождения. В отличие от других мастеров Ренессанса Альберти, как ученый-теоретик, не смог уделять достаточного внимания непосредственной деятельности на строительстве задуманных им сооружений, поручая их выполнение своим помощникам. Не всегда удачный выбор помощников-строителей привел к тому, что в сооружениях Альберти имеется ряд архитектурных ошибок, а качество строительных работ, архитектурных деталей и орнаментации было подчас невысоким. Однако огромная заслуга Альберти-архитектора заключается в том, что его постоянные новаторские искания подготовили почву для сложения и расцвета монументального стиля Высокого Возрождения.

Литература

Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: В 2т. М., 1935--1937

Мастера искусств об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения/Под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М., 1966

Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV-первой половины XV века. Новосибирск, 1975

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в)/Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985

История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001

Леон Баттиста Альберти (1404-1472) был итальянским писателем, художником, архитектором, художником и криптографом. Кроме того, он преуспел в применении математики благодаря образованию, полученному от отца с детства..

Он родился в итальянском городе Генуя. С раннего возраста он начал получать серию знаний, которые помогли ему стать тем, что многие считают представителем человека эпохи Возрождения..


Исследования, которые он проводил в литературе, позволили ему разработать серию текстов, которые стали ссылкой, чтобы следовать с течением времени. Среди них была книга В живописи, это заложило основы стиля эпохи Возрождения. Баттиста Альберти также стал частью папского двора.

С другой стороны, его решение заняться архитектурой - профессией, которую он разрабатывал не менее 20 лет - сделало его примером для других архитекторов. Он стал одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения.

Он умер в 68 лет и оставил наследство, за которым последовали другие самые выдающиеся художники того времени, как и Леонардо да Винчи.

  • 1 Биография
    • 1.1 Первые годы
    • 1.2 Учебный процесс
    • 1.3 Высшее образование
    • 1.4 Вторжение в литературу
    • 1.5 Возвращение во Флоренцию
    • 1.6 Рейд по архитектуре
    • 1.7 Посвящение архитектуре
    • 1.8 Смерть
    • 2.1 Диалоги
    • 2.2 В живописи
    • 2.3 Работы по астрономии и географии
    • 2.4 Десять книг по архитектуре
    • 2.5 Базилика Санта-Мария-Новелла
    • 2.6 Базилика Святого Андрея

    биография

    Первые годы

    Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в итальянском городе Генуя. Он принадлежал к семье, которая имела важную покупательную способность, потому что его родители были профессионалами банковского дела и коммерции во Флоренции, Италия.

    Его отец, Лоренцо Альберти, был сослан вместе со своей семьей из Флоренции, поэтому архитектор родился в другом регионе, к которому принадлежали его родители. Они были изгнаны олигархическим правительством.

    Вскоре после рождения ребенка семья переехала в Валенсию, где выросла Баттиста Альберти. Альберти и его брат Карло были незаконнорожденными детьми своего отца; однако, они были единственным потомком человека, который сделал их его единственными наследниками.

    Существует мало информации, связанной с биологической матерью Баттисты Альберти, но известно, что отец молодых людей женился на женщине в 1408 году, которая была его мачехой и помогала им в учебе..

    Учебный процесс

    Знание, которое имел его отец для его отношений с финансовым миром, послужило Баттисте Альберти к приобретению важных математических навыков. Отец Альберти отвечал за передачу своим детям всех возможных знаний, обучая их с самого раннего возраста..

    Его ранние отношения с математикой дали будущему архитектору страсть к числам и практическому применению математических принципов.

    Формально получил образование, склонное к гуманистической сфере. Примерно в 10 лет молодого человека отправили в школу-интернат в Падуе, где он получил классическое обучение. Там он получил образование в литературных вопросах; его обращение с литературой глубоко обогатило его гуманистическую сторону.

    Высшее образование

    После завершения базовых исследований в школе Баттиста Альберти переехал учиться в Болонский университет. Несмотря на это, этот образовательный процесс не был выполнен с энтузиазмом Альберти, потому что его отец недавно скончался и был переполнен несколькими личными проблемами.

    Это не помешало ему закончить учебу в Болонском институте, месте, где он оставался семь лет своей жизни. В 1428 году он получил докторскую степень по каноническому праву; позже он вернулся к интересу к литературе.

    Пять лет спустя, в 1432 году, он стал секретарем Папской канцелярии в Риме, Италия, которая предложила поддержку нескольким гуманистам. Кроме того, он рассчитывал на комиссию, которая отвечала за переписывание биографий святых и мучеников.

    На протяжении всей своей жизни он занимал важные роли, связанные с предметом религии, и, по-видимому, поддерживал безбрачие на протяжении многих лет..

    Рейд по литературе

    Исследования, которые он проводил по гуманистическим вопросам, дали Баттисте Альберти знания и литературную культуру, необходимые для того, чтобы они могли развивать тексты, которые превзошли с течением времени..

    Известно, что одной из первых разработанных им работ была латинская комедия, которая была усовершенствована тогдашним писателем, когда ему было около 20 лет..

    Литература древнего Рима позволила ему расширить свое видение городского мира. В своих текстах он применял свой личный след с точки зрения эмоциональности и интеллекта; однако он использовал концепцию и идеи классической интеллигенции.

    Возвращение во Флоренцию

    Спустя годы, когда Баттисте Альберти было приблизительно 30 лет, он смог вернуться во Флоренцию с папским судом Эугенио IV после снятия запрета на его въезд в регион. Это произошло после восстановления семьи Медичи.

    Вернувшись в город, к которому принадлежали его родители, Батиста Альберти начал укреплять отношения со скульптором Донателло и архитектором Брунеллески, что привело его к систематизации взглядов художника. Оба художника вошли в историю как два самых влиятельных итальянских художника своего времени.

    Новые знания Альберти позволили ему написать книгу В живописи, в 1435 году.

    Налет на архитектуру

    Когда Баттиста Альберти провел 30 лет, Леонелло д'Эсте предложил посвятить себя архитектуре. Работая архитектором, он приложил немало усилий, чтобы оживить классицизм, создав триумфальную арку в миниатюре в Ферраре. На этой работе он разместил статую отца д'Эсте.

    Арка была не единственной работой, которую леонец призвал Баттиста Альберти выполнить. Он также сделал реставрацию классического текста Витрувия, который был архитектором и теоретиком архитектуры..

    Альберти не отказался от интереса к классике с его работами в архитектуре. Во время своей работы он изучал практику как архитектуры, так и инженерии в древности. Он продолжал учиться, когда он отправился в Рим с папским судом в 1443 году.

    Четыре года спустя, в 1447 году, Баттиста Альберти стал архитектурным советником папы Николая V благодаря значительному объему знаний, которые он приобрел за эти годы..

    Посвящение архитектуре

    В период с 1450 по 1460 годы работа архитекторов заставляла Баттиста Альберти работать. В течение этого периода он совершил многократные поездки в итальянские города эпохи Возрождения, чтобы развивать свои знания о профессии..

    За последние 20 лет своей жизни он выполнил несколько архитектурных проектов в нескольких выдающихся зданиях, среди которых были фасады Санта-Мария-Новелла и фасад El Palazzo Rucellai. Использование адекватных пропорций и чувство измерения, выраженное в их работе, были отличительными в их работе..

    Преданность архитектора торговле позволила ему стать примером для подражания, будучи главным теоретиком архитектуры эпохи Возрождения, а также одним из самых ярких представителей этого движения..

    смерть

    Леон Батиста Альберти умер в возрасте 68 лет 25 апреля 1472 года в Риме. Пока точные причины его смерти неизвестны. Однако к моменту его смерти новый художник начал приобретать актуальность: Леонардо да Винчи, которому на тот момент было 20 лет..

    Да Винчи следовал за Баттистой Альберти в нескольких аспектах его работы, включая концепцию живописи как науки.

    завод

    диалоги

    На протяжении всей своей жизни Баттиста Альберти писал несколько диалогов о моральной философии; первый был Договор о семье. Он основывал свое этическое мышление и свой литературный стиль.

    Тексты были написаны на местном языке, чтобы городская публика, не владеющая латынью, могла понять документ.

    Диалоги давали советы по поддержанию денежно-кредитной стабильности, противостоянию бедствий и процветания, общего блага и сельского хозяйства. Он также затронул личные вопросы, такие как дружба и семья.

    Они обработали новый язык для времени, в котором это было написано и издано; его содержание было дидактическим. Эти тексты адресованы идеалам этики древнего мира, поэтому он стремился продвигать мораль, основанную на идеале труда: добродетель возникает из усилий, труда и производства.

    Склонность этих диалогов к трудовой этике стала заметной в городском обществе того времени, как в центральной, так и в северной Италии, которая приняла тексты положительно.

    В живописи

    Считается одной из самых важных книг Баттисты Альберти, В живописи Он был написан в 1435 году. В нем были впервые изложены правила рисования трехмерной сцены на двухмерной плоскости, представленной на плоской поверхности, такой как бумага или стена..

    Инструкции из книги оказали непосредственное влияние на художников того времени, особенно на тех, кто разрабатывал итальянские картины или работал с рельефами, что означало основу для стиля ренессанса.

    Принципы, изложенные в работе В живописи они все еще являются основой для рисования сегодня.

    Работы по астрономии и географии

    В какой-то момент своей жизни Баттиста Альберти встретил флорентийского космографа Паоло Тосканелли, который стал важной фигурой в астрономии, вплоть до того, что дал карту Христофору Колумбу, чтобы он руководил им во время своей первой поездки..

    В то время наука астрономии была тесно связана с геометрией, поэтому писатель приобрел важные знания в этих областях..

    Информация, которую он получил со временем, позволила ему внести важный вклад. Среди них географический договор, который стал первым произведением такого рода, существовавшим с древних времен..

    В нем он установил топографические и картографические правила для изучения земной территории, в частности города Рима. Эта работа была важным вкладом в науку того времени; его влияние по сравнению с тем, что было В живописи для рисования.

    Критики считают, что трактат Баттисты Альберти был фундаментальным для создания точных картографических методов, которые позволили точно знать репрезентации определенных территорий в конце XV и начале XVI веков..

    Десять книг по архитектуре

    Благодаря отношениям архитектора с Папой Римским возникли первые римские проекты эпохи Возрождения, среди которых была реконструкция Сан-Педро и Ватиканского дворца..

    Кроме того, он разработал эстетическую теорию, основанную на пропорции и гармонии архитектурных произведений, которая поддерживала стиль классицизма.

    Базилика Санта-Мария-Новелла

    Одной из его самых сложных работ был дизайн фасада базилики Санта-Мария-де-Новелла. Задача работы была в основном в виде конструкции: на нижнем уровне места были три двери и шесть готических ниш из полихромного мрамора; кроме того, у него была распродажа.

    Battista Alberti включил классический дизайн вокруг структуры портика и включил пропорции с работами пилястр, карнизов и фронтона.

    Работа Альберти особенно выделялась для сохранения визуальной формы уровней центрального корабля и боковых коридоров, которые находились на более низком уровне..

    Базилика Святого Андрея

    Считающаяся самой важной работой Баттисты Альберти, работа базилики Сан-Андрес, расположенной в Мантуе, началась в 1471 году (за год до смерти архитектора). Использование триумфальной арки (как в ее фасаде, так и в ее интерьере) оказало большое влияние на другие сооружения с течением времени.

    Работа архитектора была сосредоточена на дизайне, поэтому он оставил этап строительства и надзора в руках ветеранов-строителей..

    Леон Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti; родился в 1404 году — умер 25 апреля 1472 года) — великий итальянский гений наук и искусства XV века, основоположник новой европейской архитектуры. В истории мировой культуры Леон Баттиста Альберти навсегда останется выдающимся художником, гуманистом и эрудитом эпохи Возрождения. Его биография является ярким образцом служения человечеству, а творчество — неисчерпаемым источником вдохновения для потомков.

    Леон Батиста Альберти обладал обширными познаниями в различных сферах интеллектуальной деятельности. Он внес огромный вклад в развитие:

    • философии;
    • лингвистики;
    • теории архитектуры, музыки и живописи;
    • поэзии;
    • драматургии;
    • математики;
    • криптографии.

    Биография Леона Баттиста Альберти

    Леон Баттиста Альберти появился на свет в Генуе 14 февраля 1404 года в семье богатого флорентийца, изгнанного из-за политических разногласий из родного города еще в 1388 году. Отец Леона был не только влиятельным банкиром и купцом, но и человеком прогрессивных взглядов. Он приложил немало усилий, чтобы дать сыну достойное образование.

    Леон Баттиста Альберти. Предполагаемый автопортрет мастера на мемориальной доске, XV век

    До 24 лет будущий ученый и художник обучался разным наукам: сначала в начальной школе в Венеции, затем у гуманиста Гаспарино Барзиццы (Gasparino Barzizza) в Падуе и, наконец, в Болонском университете, где в 1428 году получил диплом об юридическом образовании.

    Леон Баттиста Альберти. Фронтспис книги De re aedificatoria, конец XV века

    Еще будучи студентом, Альберти проявил недюжинные способности к литературе. В 20-летнем возрасте он написал автобиографическую комедию на латыни, затем — мифологический роман и целую серию философских диалогов.

    Леон Баттиста Альберти. Апсида приходской церкви Сан-Мартино в Гангаланди, 1472-1478

    Но сфера интересов молодого человека не ограничивалась исключительно поэзией. Одновременно он занимался серьезными математическими и астрономическими исследованиями, а также подружился со многими известными интеллектуалами, в том числе:

    • Па́оло даль По́ццо Тоскане́лли (Paolo dal Pozzo Toscanelli);
    • Томмазо Парентучелли (Tommaso Parentucelli) — будущим папой римским Николаем V;
    • Никколо Кузано (Niccolò Cusano).

    Леон Баттиста Альберти. Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции, 1456-1470

    В 1432 году Альберти поступил на службу в канцелярию папы римского Евгения IV на должность апостольского аббревиатора, где его главной обязанностью было составление торжественных официальных документов для понтифика. Помимо основной работы, Леон нередко выполнял дополнительные поручения папы, в связи с чем постоянно посещал различные города Италии.

    Леон Баттиста Альберти. Интерьер храма Гроба Господня во Флоренции, 1457-1467

    В рамках этой статьи невозможно подробно описать все сферы деятельности Леона Баттисты Альберти. Несмотря на серьезную занятость на папской службе, гений Возрождения удивительным образом находил время:

    • для написания научных трактатов по теории живописи, скульптуры и философии;
    • для разработки уникальных архитектурных проектов и строительства зданий в разных уголках Италии;
    • для составления географических и астрономических карт;
    • для изучения криптографии и создания уникальных шифров;
    • для игры на органе и других музыкальных инструментах;
    • для создания иллюстраций для книг.

    Леон Баттиста Альберти. Колокольня Феррарского собора, 1451-1493

    И все же, в истории мирового искусства Альберти, в первую очередь, навсегда останется великим зодчим. Ему было суждено наряду с Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) стать основоположником великолепной архитектуры Высокого Возрождения.

    Леон Баттиста Альберти. Палаццо Руччелаи во Флоренции, 1446-1451

    Примерно с 1450 года эта сфера деятельности отнимала большую часть времени Леона Баттисты. Его заказчиками были самые влиятельные и богатые люди Италии, а созданные мастером шедевры до сих пор украшают улицы и площади многих итальянских городов.

    Леон Баттиста Альберти. Церковь Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, 1444-1455

    Но в отличие от большинства своих коллег, Альберти из-за огромной занятости, не мог в полной мере руководить архитектурными работами. Он лишь разрабатывал оригинальные проекты и осуществлял общее руководство, а строительством занимались уже другие люди. Поэтому многие из архитектурных шедевров мастера были завершены после его смерти помощниками.

    Леон Баттиста Альберти. Церковь Сан-Себастьяно в Мантуе, 1460-1529

    Леон Баттиста Альберти никогда не был женат и не познал радость отцовства. Он в молодости был посвящен в духовный сан и не имел права сочетаться законным браком ни с одной женщиной. По свидетельству современников великий зодчий был открытым и вежливым человеком, любил животных и вел здоровый образ жизни.

    Леон Баттиста Альберти. Базилика Сант-Андреа в Мантуе, 1472-1732

    Леон Баттиста Альберти. Церковь Темпио Малатестиано в Римини, 1447-1503

    Самые известные работы Леона Баттиста Альберти

    К числу важнейших творений великого гуманиста Возрождения можно по праву отнести многие научные трактаты и литературные произведения. Но все же, в нашей статье, отдавая дань заслугам мастера в сфере изобразительного искусства, следует отметить самые известные архитектурные работы Леона Баттисты Альберти:

    Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом, или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения.

    Согласно Альберти, общество есть гармоничное единство всех его членов, которое обеспечивается разумной деятельностью правителя, мудрого, просвещенного и милосердного. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности; в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). Такое идеальное общество мыслится им в форме совершенного города, описанного в Десяти книгах о зодчестве. Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного; его планировка, интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья. Архитектура для А.Б.Альберти лучше других искусств воспроизводит существующий порядок природы и поэтому превосходит их все.

    А.Б.Альберти оказал большое влияние на формирование гуманистической этики и на развитие ренессансного искусства, прежде всего зодчества и портретной живописи.

    Биография

    Леон Батиста Альберти родился в знатной флорентийской семье, которая по воле судьбы оказалась в изгнании в Генуе. Поэтому местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. Альберти получил прекрасное университетское образование в Болонском университете, который окончил в 1428 году. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. В 1432 году Альберти получил место в папской канцелярии, где служил в течении последующих тридцати лет.

    Альберти был человеком своей эпохи. Его интересы были столь разнообразны, что трудно представить как столько талантов может иметь один человек. Помимо прекрасного знания древних языком, Альберти увлекался всеми видами искусств, но главной его страстью была архитектура. Альберти также играл на органе, а в живописи ему приписывают разработку теории воздушной перспективы.
    Одной из самых философских идей была идея homofaber, то есть "человека деятельного". Альберти обосновал свое утверждение о том, что человек должен не вести созерцательную жизнь монаха, а постоянно приносить пользу себе и миру своей деятельностью. В своей творческой деятельности человек должен опираться на принцип гармонии, который является принципом природного развития и природы вообще.

    Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. В это время традиционного религиозное образование все больше подвергалось критике и ему противопостовлялось светская образованность, важной составляющей которой являлось гуманитарное образование и приобщение к различного рода искусствам. Леон Батиста Альберти выступает за светское воспитание, большую роль в котором он отводит семье. Альберти называют семью главной ячейкой общества, от которой зависит вся система нравственности в обществе.

    Альберти всю свою жизнь посвятил познанию и проблемам усовершенствования человека как личности. Он умирает в 1472 году в Риме, то есть спустя десять лет после оставления им службы в курии.

    Гуманистическое мировоззрение Альберти

    Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти — яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.

    Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

    В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма, Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств.

    Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете, учёный и художник Леонардо да Винчи, авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

    Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги — первые образцы этих жанров на итальянском языке.

    Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика Альберти — светская по характеру — отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.

    Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в.

    Список использованной литературы

    1. Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: В 2т. М., 1935—1937

    2. Мастера искусств об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения/Под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М., 1966

    3. Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV-первой половины XV века. Новосибирск, 1975

    4. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в)/Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985

    5. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001

    Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения.

    Леон Баттиста Альберти родился 18 февраля 1404 года в Генуе. Его отец - Леонардо Альберти, внебрачным сыном которого был Леон, принадлежал к одной из влиятельных купеческих фамилий Флоренции, изгнанной из родного города политическими противниками. Первоначальное образование Леон Баттиста получил в Падуе, в школе известного гуманиста-педагога Гаспарино да Барцицца, а после смерти отца в 1421 году уехал в Болонью, где изучал в университете каноническое право и посещал лекции Франческо Филельфо по греческому языку и литературе. По окончании университета в 1428 году ему было присвоено звание доктора канонического права.


    Хотя в Болонье Альберти попал в блестящий круг литераторов, собиравшихся в доме кардинала Альбергати, университетские годы были для него тяжелыми смерть отца резко подорвала его материальное благополучие, тяжба с родственниками из-за наследства, незаконно ими отторгнутого, лишала его покоя, чрезмерными занятиями он подорвал свое здоровье.

    В 1432 году по протекции влиятельных покровителей из высшего клира Альберти получил должность в папской канцелярии, где и прослужил более тридцати лет.


    Статуя Альберти во дворе Уффици

    Если попытаться дать общую характеристику всему творчеству Альберти, то наиболее очевидным будет стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль.


    Палаццо Ручеллаи, Флоренция

    Первые архитектурные опыты Альберти обычно связываются с его двукратным пребыванием в Ферраре, в 1438 и 1443 годах. Находясь в дружеских отношениях с Лионелло д`Эсте, ставшим в 1441 году маркизом Феррарским, Альберти консультировал сооружение конного памятника его отцу, Никколо III.

    После смерти Брунеллески в 1446 году во Флоренции среди его последователей не осталось ни одного зодчего, равного ему по значению. Таким образом, на переломе века Альберти оказался в роли ведущего зодчего эпохи. Только теперь он получил настоящие возможности реализовать свои архитектурные теории на практике.

    История жизни Леона Баттиста Альберти


    Санта-Мария-Новелла

    По заказу своего покровителя Альберти исполнил и другую работу. В церкви Сан-Панкрацио, примыкавшей к задней стороне Палаццо Ручеллаи, в 1467 году по проекту мастера была выстроена фамильная капелла. Декорированная пилястрами и геометрической инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, она стилистически близка к предыдущей постройке.

    Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом-мавзолеем. К концу 1440-х годов внутри церкви были закончены мемориальные капеллы Сиджизмондо и его жены Изотты. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Около 1450 года по его проекту была выполнена деревянная модель, и в дальнейшем он очень внимательно следил из Рима за ходом строительства, которое вел местный мастер - миниатюрист и медальер Маттео де Пасти.

    Судя по медали Маттео де Пасти, датированной юбилейным 1450 годом, на которой был изображен новый храм, проект Альберти предполагал радикальную перестройку церкви. В первую очередь намечалось с трех сторон сделать новые фасады, а затем возвести новый свод и хор, перекрытый большим куполом.

    Альберти получил в свое распоряжение весьма ординарную провинциальную церковь - приземистую, со стрельчатыми окнами и широкими стрельчатыми арками капелл, с простой стропильной кровлей над главным нефом. Он задумал превратить ее в величественный мемориальный храм, способный соперничать с древними святилищами. Монументальный фасад в форме двухъярусной триумфальной арки имел очень мало общего с привычным обликом итальянских церквей. Просторная купольная ротонда, открывавшаяся посетителю в глубине сводчатого зала, пробуждала воспоминания о постройках древнего Рима.


    De re aedificatoria

    К сожалению, замысел Альберти был осуществлен только отчасти. Строительство затянулось. Главный фасад храма так и остался незавершенным, а то, что в нем было сделано, не совсем точно соответствовало первоначальному проекту.

    Новая церковь Альберти была центрической постройкой. Крестообразная в плане, она должна была перекрываться большим куполом. Три короткие выступающие трибуны заканчивались полукруглыми апсидами, а со стороны четвертой к церкви примыкал широкий двухэтажный нартекс-вестибюль, образуя фасад, обращенный на улицу. Там, где нартекс своей задней стеной соединялся с более узкой входной трибуной, по обе стороны от нее, заполняя свободное пространство, должны были возвышаться две башни-колокольни. Здание высоко поднято над уровнем земли. Оно возведено на цокольном этаже, который представлял собой обширную крипту под всем храмом с отдельным входом в нее.

    Фасад Сан-Себастьяно был задуман Альберти как точное подобие главного портика древнеримского храма-периптера. К пяти входам в вестибюль вела высокая лестница, ступени которой простирались на всю ширину фасада, полностью скрывая проходы в крипту. Его идея украшения стены пилястрами большого ордера примиряет доктрину классической архитектуры, за которую он так ратовал в своем трактате, с практическими потребностями зодчества его времени.


    В 1464 году Альберти оставил службу в курии, но продолжал жить в Риме. К числу последних его работ относится трактат 1465 года, посвященный принципам составления кодов, и сочинение 1470 года на моральные темы. Умер Леон Баттиста Альберти 25 апреля 1472 года в Риме.

    Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д’Эсте, Федериго де Монтефельтро). И в то же время он не чуждался брадобрея Буркьелло, с которым обменивался сонетами, охотно засиживался до позднего вечера в мастерских кузнецов, архитекторов, судостроителей, сапожников, чтобы выведать у них тайны их искусства.

    Альберти намного превосходил своих современников и талантом, и любознательностью, и многосторонностью, и особой живостью ума. В нем счастливо сочетались тонкое эстетическое чувство и способность разумно и логично мыслить, опираясь при этом на опыт, почерпнутый от общения с людьми, природой, искусством, наукой, классической литературой. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным. Из-за жизненных неудач склонный к пессимизму и одиночеству, он постепенно пришел к приятию жизни во всех ее проявлениях.

    Читайте также: