Цифровая грамотность педагога доклад

Обновлено: 05.07.2024

Освоение такой компетенции как цифровая грамотность не только педагогом, но и всеми участниками образовательного процесса является основным условием для решения задач Концепции развития единой информационно-образовательной среды[1].

Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Одним из направлений в образование на сегодняшний день, стало проектно-ориентированное обучение, где никак не обойтись без цифровой грамотности и педагога, и учащихся.

В модели обучения на основе проектов информационные технологии используются для доступа к информации, которая в ином случае может оказаться недоступной. ИКТ позволяет учащимся эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в четком виде с визуальным сопровождением. Актуальна еще и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией.

Использование ИКТ для организации и анализа информации также наиболее эффективно, чем более традиционные способы. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и дает средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных.

Использование ИКТ очень полезно для распространения результатов исследований. Публикация презентации или веб-страницы представляет собой достойный способ обмена опытом. Что позволяет и учащимся участвовать в формировании единой информационно-образовательной среды.

Рассмотрим еще один вид информационных технологий. Сегодня у любого ребёнка в кармане есть мобильный телефон, как правило с выходом в интернет, это устройство хранит в себе огромное количество энциклопедий и справочников, она умеет решать любые задачи по любым предметам, отвечать на самые каверзные вопросы. Учащиеся, к сожалению, используют эту мини-лабораторию не по назначению, не используя всех его возможностей. Запретить использовать телефон и интернет, все равно не удастся, поэтому стоит научить пользоваться эффективно для обучения.

Приведем примеры разработок уроков, где мобильный телефон не враг учителю, а помощник.

Решение одной задачи разными способами гораздо эффективнее, чем решение нескольких задач одним способом, поскольку способствует более глубокому пониманию и усвоению материала и формированию у школьников взгляда на математику как на цельную науку.

Учащимся предложено разбиться на группы и каждой группе найти свой способ решения задачи в сети Интернет, с помощью мобильных устройств.

Организация групповой работы позволит обучающимся взаимодействовать друг с другом и осуществлять совместный поиск по решению задачи. Презентация итогов групповой работы, их последующее обсуждение и выбор самого рационального способа решения обеспечат эффективную коммуникацию.

Учащиеся разбиваются на группы, каждой группе предложено оценить условия предоставления несколькими банками условий по кредитным картам, ранжировать информацию по предложенным признакам, сделать вывод о наиболее выгодных предложениях. Информацию об условиях, необходимо найти на официальных сайтах банка.

С внедрением ИКТ на уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования очень многих тем:

1.Задачи на движение. Это одна из трудно осваиваемых тем на уроках математики. Видя наглядно, как движутся объекты, учащиеся лучше понимают, о каком из видов движения идет речь.

При работе над задачами с использованием компьютерных анимационных слайдов учитель может вернуться на начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения. Преимущество получают и учащиеся, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что не умеют образно мыслить.

2.Решение уравнений и неравенств с параметром графическим способом. Использование различных программ позволяет показать на примере, как с изменением значений параметра меняются решения уравнений и неравенств. То, что раньше занимало много времени и сил, так как построения достаточно сложные и для нахождение решения нужно было уметь мыслить образно, сейчас решается за доли секунды.

3.Различные задачи геометрии, требующие сложных построений (особенно задач стереометрии), гораздо проще и нагляднее выглядят на анимационных слайдах, чем при построении на доске.

Применяя ИК-технологии на уроке, преподаватель делает его более интересным, более запоминающимся, а соответственно увеличивается внимание и мотивация учащихся, и как следствие качество усвоения предмета.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Публикация на тему:

Составитель:

учитель химии: Петровская П.П.

Учитель – это главный организатор педагогического процесса в школе. Работа каждого педагога по обучению и воспитанию молодого поколения - очень многосторонняя деятельность, которая обязывает не только к наличию глубоких знаний, но и к высокой нравственной культуре.

Изменения, происходящие в современной системе образования, обязывают учителей постоянно повышать свою квалификацию и демонстрировать педагогический профессионализм, иными словами, соответствовать современной профессиональной компетентности.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому за последние пару лет в стране увеличился спрос на квалифицированную, умеющую творчески рассуждать, конкурентно способную личность учителя, которая сумеет воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Что же нужно хорошему учителю, для того, чтобы соответствовать современными стандартам? – 2020 год показал, что главным навыком, которым должен владеть современный учитель, является не только умение моделировать образовательный процесс, не только умение правильно преподавать свой предмет и следить за его усвоением. Это прежде всего безупречное владение цифровой грамотностью.

Это умение свободно работать в интернете, готовность осваивать новые, современные программы, и конечно использовать их при работе.

Современные практические навыки – это сложная система знаний, умений, навыков и мотивационных факторов, которые необходимо развивать в соответствии с конкретными областями деятельности.

Навыки пользователя ИКТ освоены многими учителями многих образовательных организаций. Они основаны на знаниях, и включают умение:

- эффективно выбирать и применять информационные системы и ИКТ устройства для работы на уроках;

- использовать общедоступное программное обеспечение в процессе обучения;

- использовать специализированные ИКТ средства и инструменты для работы с детьми всех возрастов и уровней подготовки;

- гибко адаптироваться к изменениям инфраструктуры и прикладных ИКТ инструментов.

Введение дистанционного обучения показало, на сколько развита цифровая грамотность учителей. Существует два основных формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель работает с учениками интенсивно и открыто. Для работы он использует онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать ученикам отвлекаться.

Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.

Цифровая грамотность современного учителя определяется следующими навыками:

1. Поиск и работа с информацией

В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.

2. Безопасность в интернете

Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.

3. Управление информацией и данными

Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.

4. Организация обучения в цифровой среде

До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.

5. Кооперация в цифровой среде

Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.

6. Коммуникация в цифровой среде

Коммуникация не менее важна для обучения в интернете.

7. Саморазвитие в условиях неопределенности

Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.

Европейская модель компетенций учителя

Что может предложить российским учителям образовательная система других стран по всему миру? Интернет и возможность принимать участие в международных вебинарах открыла учителям новую, европейскую модель построения образовательного процесса, которая открывает перспективные возможности повысить свою профессиональную компетентность.

Digital Competence of Educators ( DIGCOMPEDU ) – это модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.

Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.

Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:

цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;

обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;

оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;

расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.

В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.

В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога является наличие компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Однако у ряда педагогов на первоначальном этапе процесс освоения ИКТ имеет неупорядоченный, неорганизованный и часто спонтанный характер. Это связано с недостаточной подготовкой в области теории и практики использования информационно-коммуникационных технологий, отсутствием у некоторых педагогов интереса к их использованию и просто боязнью чего-то нового.

Между тем именно эти технологии направлены:

– на стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

– повышение уровня активности и самостоятельности;

– развитие навыков анализа и рефлексии собственной деятельности;

– развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

ИК-технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога в плане организации образовательного пространства с дошкольниками и родителями. В связи с этим цифровая грамотность становится непременным условием успешности педагога, который сегодня в основном имеет дело с цифровым поколением.

Цифровая грамотность педагога

Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции (digital competencies) или способность решать разнообразные задачи с помощью ИКТ: использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование. Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.

Цифровая грамотность также включает личностные, технические и интеллектуальные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Под цифровыми навыками (digital skills) понимаются устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею. Раз­ви­вать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.

Дистанционное обучение - одна из форм организации учебного процесса

Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию.

Но анализ определений позволяет прийти к выводу, что наиболее приемлемым определением понятия "дистанционное обучение" является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: "это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и обучающихся и обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность".

Дистанционные технологии обучения

В Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 «Об

Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.12.2005

Основными дистанционными образовательными технологиями являются:

Допускается сочетание основных видов технологий.

Классификация дистанционных образовательных технологий

Комплексные кейс-технологии

Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:

- полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;

- существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;

- существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).

В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:

- программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

- печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;

- специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;

- обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;

- компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.

Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия (тьюториалы), периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.

Аттестацию и допускаются к работе с обучаемыми только после получения соответствующих сертификатов. Для технологий данной группы вопросы подготовки и методического обеспечения преподавателей-тьюторов оказались наиболее проработанными.

Компьютерные сетевые технологии

Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий.

Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.

Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.

Эта система содержит следующие инструменты:

- доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;

- чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;

- внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;

- инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.

По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий — нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС). При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями, и др.

Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:

- оперативное лекционное тестирование;

- индивидуальный компьютерный тренинг;

- модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;

- письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

Модели реализации дистанционных образовательных технологий

В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут выбрать определенную модель реализации дистанционных образовательных технологий.

Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:

- унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;

- унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.

Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные:

Первая модель – обучение по типу экстерната.

Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.

Вторая модель – обучение на базе университета.

В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии.

Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.

Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам. Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

Четвертая модель – обучение в специализированных образовательных учреждениях.

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами

Пятая модель – обучение с использованием автономных обучающих систем.

Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).

Шестая модель – обучение в виртуальной образовательной среде.

Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте.

Еще одна довольно распространенная классификация моделей дистанционного обучения создана институтом ЮНЕСКО в 2000 г. на основе изучения высших учебных заведений, но применима к любому образовательному учреждению:

- модель удаленных аудиторий.

Преимущества ДОТ состоят в следующем:

обучение в удобное время и в удобном месте;

индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий; это особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья);

создание образовательной среды позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося;

электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;

консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи в любое удобное время;

наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.

Основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими каждый модуль изучаемых учебных предметов при использовании ДОТ, являются учебно-методические комплексы (далее УМК). Назначение УМК – обеспечение эффективной работы обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы.

УМК включают в себя учебные продукты и учебно-методические материалы в электронном виде и на бумажных носителях (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137:

вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле-лекций, слайд-лекций и аудио-лекций;

информационные и методические материалы по коллективным тренингам;

обучающие компьютерные программы;

тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга – от 100 до 300 вопросов по каждому модулю;

базы вопросов промежуточной аттестации – от 100 до 350 вопросов по дисциплине;

методические материалы для учителей;

тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы – справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке);

методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся (печатные материалы и на электронных носителях).

Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная интенсивная самостоятельная и самоконтролируемая работа самого обучающегося. Любой заинтересованный в совершенствовании своего образования может обучаться в удобном для него месте, по индивидуальному графику, имея возможность доступа к необходимой информации, специальным средствам обучения.

На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование - не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю роль играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей сторон.

1.Богданова, Д.А. Проблемы дистанционного образования в России / Д.А.Богданова // Информатика и образование. – 1996. – №3. с. 94-99.

2. Быстрицкий, В.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения // Система обеспечения качества в ДО. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. – Вып.4. – с. 144-148.

3. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод.
пособие / кол. авторов под ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. 496 с.

4. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2004.

5. Моисеева, М.В. Координатор как ключевое фигура процесса ДО// Дистанционное образование. - 2000. - №1. – с. 25-29.

6. Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования [Текст] /Дистанционное образование. - 2000. - № 3. – с. 37-43.

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Цифровая грамотность состоит из нескольких составляющих

Концепция цифровой грамотности

Отношение к инновациям

Эту классификацию считаю самой оптимальной! По этим индикаторам ученые определяют уровень цифровой грамотности. В каждом индикаторе есть по три аспекта. Это те знания, навыки и установки, которые должны быть у педагога.

Информационная грамотность. С каждым днём информация удваивается и приумножается с большой скоростью, мы должны понимать, как влияет информация на нашу жизнь. И конечно весь свой опыт, мы как педагоги (по профессиональному стандарту) должны передавать детям, родителям.

Основная установка в информационной грамотности заключается в том, что мы должны понимать пользу и вред информации. Я думаю, по этому индикатору, можно оценить педагогов, как высокий уровень.

Каждый педагог понимаеть, что можно подчерпнут от информации: вред или пользу. Педагоги могут найти информацию на разных ресурсах.

Этот индикатор довольно высокий у педагогов.

Индикатор компьютерная грамотность представляет собой те навыки, с помощью которых легко пользоваться и использовать цифровые устройства и это не должно зависеть от интерфейса, платформы. То есть мы должны свободно владеть технологиями: пользоваться смартфоном, персональным компьютером.

Знание компьютерной грамотности подразумевают понимание технических составляющих компьютера и принцип их взаимодействия.

Если мы хотим повысить компьютерною грамотность по всем трем аспектам, то следует знать азы и основы работы компьютера.

Следующий индикатор - медиаграмотность. В медиа грамотности основой установкой должно быть критическое мышление к информации, к новостям. Здесь педагог как близкий человек к формирующимся личностям, а сегодня ми говорим про воспитательный процесс, должен не только иметь в себе такую установку, но и знать и понимать, как распространяется информация, с помощью каких каналов и уметь передавать эти знания обучающимся, родителям. Для того, чтобы у них тоже формировалась медиа грамотность. Потому что, критическое мышление это один из основных 4 К компетентности.

Коммуникативная грамотность. Педагог должен понимать нормы и определенные особенности этикета в цифровой среде.

Основные моменты цифрового этике: Как вести себя в мессенджерах. Как вести деловую переписку? Как общаться с родителями.

Этому стоит учить детей и родителей.

Следующий индикатор - отношение к инновациям. Педагог должен понимать пользу инноваций и разбираться в технологических трендах. Это сложно, но для этого мы постоянно обучаемся.

Мы должны понимать, что мы живем в обществе и воспитываем детей. Социализации не будет без приобретения цифровых навыков, поведения в цифровой среде, потому что трансформация идет. Она вошла во все сферы нашей жизни. Эти навыки нужны не только детям и педагогам, а всем.

Какие цифровые компетенции нужны педагогам?

Подготовка контента (разрабатываем презентации, различные мероприятия). Готовим тот контент, который мы используем в работе.

Придание наглядности (фотографии, презентации, коллажи). Иллюстраторы, фотошоп, премьер для обработки видео, а кто-то использует, а кто-то еще нет. Но у нас всегда есть возможность научиться.

Цифровые компетенции для нашей коммуникации. В последнее время с родителями мы общаемся исключительно через менеджеров и другие цифровые технологии. Поэтому педагогу очень важно этими компетенциями обладать, также, как чтение и письмом.

С чего нужно начать?

Если вы понимаете, что сами не в силах создать мощный видеоролик или видео занятие. То можно использовать готовый материал, который уже есть.

Самая главное не боятся экспериментировать, ведь даже очень крутой разработчик тоже когда-то это начинал. Узнали что-то новое и сразу нужно попробовать. Потому что мы забываем часто то что увидели. Даже если вы сохраните эту закладку, но не примените её сегодня, то это скорее всего вы забудете через несколько дней.

Не забывайте про цифровую безопасность и информационные следы. Задумайтесь, на минутку, как часто вы думаете о своей безопасности заходя в интернет? Сколько платформ, сайтов, где вы оставляли свои персональные данные? Сколько паролей? Не забывайте, что пароли периодически нужно менять, не делать пароли одинаковые? Фотографии, даже если вы их удалили, они все равно остались в цифровом следе.

Многие часто не выходят из своих акаунтов. Сейчас уровень мошенничества зашкаливает. Но хотя и пытаются бороться с ними, но они мега шустрые, грамотные, обходят любые системы и защиты. Будьте бдительны. Это цифровая среда и она в принципе может быть зачастую опасней чем выйти на улицу.

Трансформация воспитательного процесса

Наш воспитательный процесс трансформируется. В профессиональный стандарт педагога введены эти понятия, и мы должны быть грамотными по

вопросам использования цифровых технологий. Еще до пандемии мы уже использовали ИК технологии, различные инструменты для создания портфолио, мессенджеры, у каждой образовательной организации есть свой сайт. Это произошло не полгода назад, это такая трансформация воспитательно – образовательного процесса. Эти инструменты уже давно вошли в нашу жизнь.

Читайте также: