Церковь и молодежь доклад

Обновлено: 04.07.2024

20-21 апреля 2012 г. в Якутске состоялся I съезд православной молодежи Якутии. К участникам форума обратился председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий.

Ваше Преосвященство, владыка Роман! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

В светлые пасхальные дни рад сердечно приветствовать участников Первого съезда православной молодежи Якутии, который несомненно станет значимым событием в общественной жизни Республики Саха (Якутия) и даст серьезный импульс развитию молодежного служения на Якутской земле. Мое выступление, по просьбе владыки Романа, будет посвящено освещению основных принципов и задач современной православной молодежной миссии Русской Православной Церкви.

Переживаемое нами на протяжении двух последних десятилетий духовное возрождение Православия в России, с одной стороны, и непростые процессы в жизни российского общества, с другой стороны, со всей остротой поставили перед нами вопрос о необходимости активной церковной работы с детьми и молодежью, объединения и координации деятельности молодых людей для участия в жизни Церкви. В исторической практике Русской Православной Церкви прошлого, вплоть до 90-х гг. XX столетия, мы не встречаем аналогов такой деятельности по вполне понятным причинам: с самого рождения человека его жизнь проходила в обстановке, исполненной духа веры и церковности, семейное воспитание в православных традициях само по себе служило достаточным основанием преемственности поколений верующих. Определенные изменения произошли лишь в начале XX века, когда единство Церкви и общества оказалось в значительной степени нарушенным. Именно тогда в России возникло скаутское движение, в котором патриотическое и спортивное воспитание гармонично сочеталось с духовными традициями Православия. Десятилетия, последовавшие за трагическими событиями 1917 года, по вполне понятным причинам не позволяли и думать о формировании единой церковной политики в отношении молодежи. Лишь после существенных изменений в церковно-государственных отношениях такая деятельность стала не только возможной, но и насущно необходимой.

Необходимо подчеркнуть, что Церковь во все времена относилась к молодому поколению с особой материнской заботой и вниманием. И сегодня практически во всех выступлениях и обращениях Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия Церкви делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, воспитания в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине и отечественной истории и культуре. И это неудивительно, так как только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться. Сегодня в России насчитывается почти 40 миллионов молодых граждан — треть от общей численности населения страны. Этот колоссальный потенциал может активно служить созидательным целям государственного и общественного строительства, а может стать разрушительным источником деструктивных явлений в обществе. Какими путями пойдут молодые люди — в первую очередь зависит от нас, взрослых, в том числе и от православных верующих — священнослужителей и мирян.

Таким образом, в области работы с молодежью, вверенной нам, в настоящее время стоит цель по созданию системы молодежной работы и несколько основных задач:

  1. Построение общецерковной структуры молодежной работы.
  2. Построение системы обучения ответственных за молодежную работу.
  3. Разработка и реализация епархиальных молодежных программ.
  4. Активизация работы со студенчеством.
  5. Реализация международных молодежных проектов.
  6. Методическое обеспечение молодежной работы.

Состоявшийся в 2011 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил, что духовно-нравственное воспитание детей и молодежи по-прежнему является приоритетным направлением общецерковной деятельности. Сегодня во всей Церкви созрело понимание того обстоятельства, что духовно-просветительскую работу с детьми и молодежью недопустимо осуществлять от случая к случаю. Важнейшая стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед нашей Церковью, заключается в следующем: необходимо объединить все молодежные инициативы в целостную многоуровневую программу воспитания детей и молодежи. Решению этой задачи призвана содействовать осуществляемая ныне в нашей Церкви реформа епархиального управления, одна из целей которой — усиление работы с молодежью на всех уровнях, от епархиального до приходского. Необходим качественный переход от частных инициатив к системному подходу, к выстраиванию многоуровневой системы воспитания и образования подрастающего поколения.

Начало этому должно быть положено еще во время работы с будущей матерью. Такие программы по поддержке будущих матерей крайне актуальны в современной демографической ситуации. Продолжением могут стать детские программы — от ясельного возраста до подросткового включительно. Завершать эту многоуровневую систему работы должны молодежные программы — от профильных студенческих до программ семейного типа. Таким образом, мы охватим все возрасты человеческой жизни, присущие молодежи, то есть до 35 лет. Это дело, может быть, нескольких десятилетий. Оно требует большого приложения сил, систематизации методик, обобщения разнообразного опыта.

Якутская епархия также должна активно участвовать в налаживании дела молодежного служения, объединяя усилия с соседними регионами по Дальневосточному федеральному округу — прежде всего, с Хабаровской, Магаданской и Благовещенской епархиями. Синодальный отдел по делам молодежи всегда готов оказывать епархиальным отделам всю необходимую консультативную и методическую помощь, но надо помнить, что инициатива из регионов для нас очень важна. Обращаюсь к владыке Роману с просьбой благословить ответственным за молодежное служение в Якутской епархии осуществлять постоянный тесный контакт с Синодальным отделом.

Республика Саха (Якутия) — особо значимый для нашей страны регион. В силу самой специфики его экономической жизни здесь должно преобладать молодое и активное население, поэтому и развитие молодежного служения в Якутской епархии является делом государственной важности. В этой связи необходимо отметить необходимость и значимость сотрудничества органов государственной власти и Русской Православной Церкви в деле духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Отмечу, что на сегодняшний день сделано немало в вопросах развития сотрудничества государства и Церкви в сфере работы с молодежью, особенно в области патриотического воспитания, приобщения молодых людей к традиционным культурным ценностям, совместного проведения различных молодежных мероприятий. Сотрудничество осуществляется и на федеральном, и на региональном уровнях.

Хотелось бы сказать несколько слов о перспективах развития православного молодежного служения. Главное здесь, на наш взгляд, состоит в следующем: следует изменить представления многих священнослужителей о самих принципах миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде. Не следует ожидать молодых людей на пороге храма. Необходимо идти к ним навстречу. Чтобы привести их в Церковь, необходимо предложить интересные программы и проекты. Каждое благочиние может иметь хотя бы один молодежный храм, при котором осуществляются новые молодежные проекты.

Благодарю Преосвященного владыку Романа за труды по организации первого православного молодежного съезда в Якутии. Молитвенно желаю всем участникам съезда плодотворного и взаимополезного общения, а всем труженикам на ниве молодежного служения в Якутии помощи Божией и благословенных успехов в их добрых и общественно значимых трудах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Молодёжь и церковь: взгляд в будущее

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью, будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться).Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).

Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие?

Кто же должен вырабатывать такую стратегию? Наверное, церковь и государство, а также семья.

Действительно, в Церкви есть бабушки, и благодаря им, нашим бабушкам, вера православная дошла до нас. Но ни тогда Церковь не была местом только для пожилых людей, ни сейчас она таковым не является. Напротив, мы видим в храмах много молодежи. И иногда мы спрашиваем себя: а что их привлекает в храмы? Ведь здесь нет развлечений, а богослужение внешне может показаться достаточно однообразным, тем более что по сути своей оно на девяносто процентов неизменяемо.

Что же притягивает молодого человека в Церковь? Мне кажется, что здесь очень важен момент Божественного призвания: Бог прикасается к сердцу того или иного человека, и человек слышит зов Божий, у него начинается какое-то внутреннее тяготение к Церкви, к тому, чем она живет. Но совершенно неправильно думать, что если человек не приходит в Церковь, значит, Бог его не привел.

Сегодняшняя молодежная субкультура по всему своему строю разительно отличается от того, чем на протяжении веков жила Церковь. И это одна из проблем для современного воцерковленного молодого человека, который постоянно находится в ситуации некой раздвоенности. С одной стороны, он живет тем, чему учит Церковь, ведя жизнь собранную, строгую, ориентированную на христианское нравственное учение, но, с другой стороны, весь окружающий мир настраивает его на совершенно иные ценности. И эти ценностные ориентиры, которые существуют в молодежной среде, часто прямо противоположны тому, чему учит Церковь. Как молодому человеку сохранить себя, свои еще неокрепшие убеждения в этой среде? Прежде всего, я думаю, каждый молодой человек должен воспитывать в себе эту внутреннюю укорененность в церковной жизни, понимая, что Церковь учит вечным и незыблемым ценностям, а те ценности, которые есть в сегодняшнем мире, скоропреходящие.

Для молодого человека, думаю, очень важно взгревать в себе доверие к Церкви. Он может не совсем понимать то, чему учит его Церковь. Он может даже не соглашаться с чем-то, что услышал в храме. Но у молодого христианина должно быть очень глубокое внутреннее доверие к Церкви. Мы должны себе говорить, что если мы что-то не поняли, мы это поймем потом, если мы чему-то еще неспособны верить, мы в это сможем поверить позже. Но уже сейчас, здесь и теперь мы должны жить по-христиански. Сегодня налицо глубочайший кризис семьи. Это не просто демографический кризис. Демографический кризис — лишь одно из следствий того фундаментального кризиса, который поразил современное человечество, — кризиса семьи. Согласно статистике в России на тысячу браков приходится более шестисот разводов, то есть шесть из десяти семей распадаются. В результате этого образуется огромное количество неполных семей, в которых дети воспитываются без одного из родителей. Вместе с тем, очень много (по разным подсчетам, от 15 до 20 процентов) супружеских пар, которые не могут иметь ребенка по физиологическим причинам, и, как правило, такой причиной являются совершенные ранее аборты. Человек ответственен не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, окружающих его, а также и за свое потомство, в том числе то потомство, которое могло от него произойти и не произошло.

Вся эта проблематика имеет не только и не столько медицинский, сколько нравственный характер. Если бы сохранялся тот жизненный уклад, который на протяжении веков проповедовался Церковью, этого кризиса у нас бы не было.

Церковь может во многом помочь человеку, но прежде всего она помогает сформулировать свои жизненные позиции, жизненное кредо. Когда это кредо сформулировано, дальше уже начинается работа самого человека. Он должен работать над собой, воспитывать себя, и опять же здесь Церковь является первой и незаменимой помощницей. Церковь ведет человека по жизни, переводит его из одного возраста в другой, сопровождает во всех его делах, но особенно важной она оказывается в кризисных ситуациях, которых в жизни молодого человека бывает очень много.

При этом Церковь не заставляет молодого человека уходить от мира, порывать с миром, не призывает всех молодых людей становиться монахами. Церковь призывает молодого человека жить в этом мире, быть частью этого мира, но в то же время, как говорит Христос, быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5. 13–14), то есть, находясь в миру, жить теми высокими ценностными ориентирами, которые проистекают из Евангелия и из учения Церкви. Это нелегкая задача, требующая смелости, мужества, решимости, но самое главное — целеустремленности. Если целеустремленность есть, все остальное приложится.

Итак, изучив данную проблему, ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно–педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

Очень надеюсь на то, что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше не поправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и безвозвратного перерождения людей в роботов.

Список используемой литературы

1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.-2008.- № 9. — с. 3 (статья).

2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20 (статья).

3.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.- 2008. — № 9 с. 4 (статья).

4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” -Педагогика.- 2008. — № 9 с. 4 (статья).

5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.”- Педагогика.- 2008. — № 9 с. 9(статья).

6.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. — № 9. — с. 22 (статья).

7.Киселев А.Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 23 (статья).

8.Колесникова И.А. “Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен”.- Педагогика.- 2008.- № 9.- с. 25 (статья).

Вопросы сохранения преемственности православия в молодежной среде в современных условиях являются предметом повышенного внимания как общественных и политических деятелей, так и религиоведов и богословов.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу неустойчивости социального положения данной группы населения. Сегодня молодежь вдвойне поставлена в экстремальные условия – переворот в политическом, социально-экономическом и культурном сознании сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. Современная молодежь, поставленная в более жесткие условия адаптации, чем предшествующее поколение, стали все больше подвержены различного рода угрозам.

Актуальность доклада посвященного проблеме современной молодежи и современного православия продиктована рядом объективных причин, связанных с утратой нравственных ценностей молодежи в современном российском обществе, что неред­ко приводит к негативным последствиям вплоть до совершения ими уголовных преступле­ний. Сказанное подтверждают и данные, как роста молодежи в различных экстремистских группировках, так и роста молодежной преступности в целом.

Духовное воспитание, понимаемое, прежде всего, как формирование религиозного чувства — это постоянная готовность к помощи, к союзничеству в борьбе с грехом. Извест­но, что слово грех переводится с греческого языка как непопадание в цель. Педагог должен принимать непосредственное участие в формировании детской души, быть связующим зве­ном между душой ребёнка и жизненным опытом, Церковью. Как говорится в Евангелие, у нас один Учитель - Христос.

На современном этапе вопросы взаимодействия православия и молодежи носят многоаспектный характер, как с точки зрения исторических традиций, значения православия в отечественной традиции, так и существующих проблем, касающихся: духовного восприемничества, снижения нравственных и иных ценностей молодежи, проблемы поиска духовных наставником, а также общего упадка духовной жизни в последние годы. Все это, создает предпосылки для более тщательного изучения проблемы современной молодежи и православия.

Целью данного доклада является изучение проблемы современной молодежи и современного православия.

Задачами доклада являются рассмотреть:

  • современную молодежь;
  • современное православие;
  • взаимодействие молодежи и православия.

Основная часть

Современная молодежь.

На сегодняшний день, проблема социальной регуляции поведения молодежи, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретает особую значимость. Это обусловлено многими факторами.

В эпоху современных радикальных со­циально-экономических преобразований поиск новых ценностей приобретает трагическую напряженность.

Уровень преступности среди подростков высок. При этом, ежегодно количество лиц совершивших общественно опасные деяния составляет около 50 000 подростков. Так, если в 2016 г. количество совершивших преступления составило 48 589 человек, то в 2017 г. – 42504 человека[1].

Молодежь в своем стремлении освободиться от опеки старших использует разные средства. Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах - все это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодежь пытается получить то, что не может иметь дома - доверие, понимание, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремятся выразить себя.

Переходный возраст разными подростками переживается по-разному, в связи с чем, молодежь испытывает психологические и социальные трудности. Во многом девиантность молодежи связана с кризисами, а также необходимостью пробывать запретное: наркотики, алкоголь, иные вещества[2].

Проблемы молодежи на современном этапе развития усугубляются слабой координацией и фрагментарным характером деятельности работы учебных заведений, служб по делам несовершеннолетних, социальных служб для молодежи и других учреждений и заведений. Проблемы возникают и тогда, когда система служб социальной работы построена по вертикали административного управления, имеет в себе типичные черты прежней административно-командной системы. Это проявляется, прежде всего, в преобладании массовых, экстенсивных форм профилактической работы. Ничто так не вредит превентивной деятельности, как формальная демонстрация массовости охваченных категорий, увлечения количественными показателями, вместо умения создавать условия для системной работы непосредственно с ребенком, его окружением.

Анализ сложившейся практики деятельности различных организаций, позволяет констатировать, что работа, направленная на минимизацию девиантного поведения молодѐжи, на достижение социально-терпимого его уровня, не эффективна, так как в еѐ основу положена идеология преодоления и искоренения проявлений негативных форм девиации путѐм запретов, наказаний и проведения различных, в том числе и специальных мероприятий преимущественно в виде тематических кампаний, а не идеология индивидуального подхода и замещения девиантного поведения более удобными для подростка формами позитивной жизнедеятельности[3]. В первую очередь важно духовное развитие молодежи, духовное наполнение той или иной личности.

Современное православие.

Регулирование взаимоотношений церкви, религиозных объединений и иных субъектов религиозной деятельности на современном этапе является чрезвычайно важным и сложным вопросом, от решения которого зависит эффективность механизмов взаимодействия общества и государства в целом. Человечество накопило богатый и разнообразный опыт церковно-государственных отношений: это и периоды гонений, и периоды их мирного, терпимого сосуществования.

В современной России православие остаётся одним из немногих институтов, который пользуется устойчивой поддержкой общества. Православная церковь выступает как субъект свободы. Человек в какой – то мере не может быть свободен, он состоит в определенной целостности. В России, в русском православии нет такой разорванности разума и веры, которая существует на Западе. Сила русского народа именно в нравственной целостности.

Православие есть источник духовности, оно животворное начало, основа жизни русского человека, его мироощущения, осмысления, миропонимания. Православие является формой духовно – практического освоения мира в его многообразии, выражением ценностного отношения человека к действительности. Православие как было, так и будет оставаться основой русского бытия, основой русского менталитета, а значит и базовой составляющей русской культуры в историческом процессе.

За годы своего существования Русская Православная церковь накопила большой опыт духовной деятельности, которая сегодня активно возрождается. Конечно, как и всякий иной, этот опыт имеет не только достоинства, но и недостатки, но в целом он может во многом послужить духовному возрождению нашего Отечества. А ведь духовное возрождение – это не только строительство храмов, открытие монастырей, это – создание храмов в душах людских, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных когда-то русскому Православию.

В последние пять лет в России обсуждение роли православия приняло небывалую актуальность.

Важное значение в современных условиях развития имеет жизнестойкость личности, которая достигается путем нравственности, религиозных убеждений.

Другая задача духовно-нравственного развития сводится к формированию у личности стремления и умения преобразовывать свое духовное начало в материальное. Это можно делать непосредственно самому или через других людей, проводя в их среде пропагандистско-просветительскую деятельность. Необходимо внедрить повсеместно специальные образовательные программы, направленные на повышение уровня религиозной грамотности и национальной терпимости, а также образовательные программы, направленные на творческую реализацию личностного потенциала молодежи; усилить контроль за исполнением существующих правовых норм.

Единственным звеном связующим человека и Бога является Слово (Логос), как всегда неизменное в своем значении и, в тоже время, абсолютно-человеческое. В этом смысле Слово как бы инскрибирует (вписывает) человеческое в ранг божественного, но «не по существу, а по благодати.

Передача любого опыта или знаний, безусловно, подразумевает преемственность как православной культуры, так и восприятия со стороны общества. В христианской традиции православие выступает важным механизмом формирования духовно-нравственных ценностей общества.

Обращение к проблеме традиций православия в рамках проблемы взаимодействия с молодежью, повышения духовной культуры молодежи является одной из важных задач. Это обуславливается как существующими проблемами в молодежной среде , так и необходимостью нового осмысления роли православия в общественном развитии.

Взаимодействие молодежи и православия.

Воспитание духовно нравственной личности – это сложный и длительный процесс. Важной составляющей этого процесса является не только влияние школы, родителей, общественных институтов в целом, но и роль религии в жизни молодежи, включающей в себя практические методы духовного воспитания, преобщения к православной традиции и устоям. Православие в духовном воспитании отличает, в первую очередь личностно-ориентированный и социально-психологический подходы, направленность на формирование ценностных ориентаций, позитивных установок к общественным нормам и развитие у молодежи социальной ответственности. Это позволяет сформировать необходимую теоретическую и практическую готовность обучающихся сознательно управлять своим поведением, а также закреплять полученные регулятивные умения и навыки в реальном взаимодействии с окружающими и выбирать позитивные и оптимистичные формы такого взаимодействия.

Основными проблемами управления реализацией духовного воспитания молодежи являются следующие:

  • факторы внешнего характера: сложность социально-экономической обстановки, высокий криминогенный уровень в отдельных регионах, низкий уровень защитной, воспитательной и развивающей роли социальных институтов: семьи, школы, несовершенство социального контроля и воспитания.
  • факторы внутреннего характера управления связаны с низким уровнем эффективности и координации деятельности специальных центров духовного развития молодежи. Несмотря на определенный результат духовного развития молодежи на современном этапе, в целом, социальный эффект достаточно низкий в сравнение с уровнем преступности и иных отклонений молодежи.

Одним из средств предотвращения безнравственных поступков среди молодежи является реализация диалога православия и молодежи. В православии реализуются не только воспитательные, а также социо-культурные функции.

Нравственное сознание состоит из таких понятий, как совесть, стыд, ответственность. Одним из очевидных проявлений нравственности является совесть. Совесть – это личное переживание человека по отношению к тому, что правильно, а что неправильно в его нравственном поведении, так называемый внутренний закон, глядя на который человек определяет свои поступки как положительные или отрицательные. В Новом Завете совесть рассматривается как духовный закон, влияет на внутренне устройство человека, а также она является способностью нравственного суждения, опираясь на который человек принимает решение как ему поступать в том или ином случае. В Библии стыд отмечен как результат грехопадения. Он один из важнейших элементов нравственного сознания, влияющих на эмоциональную жизнь. Люди переживают за то, что обличены в совершении безнравственного поступка, последствием которого может быть потеря уважения в глазах близких людей.

Понятия достоинство и долг в православии взаимосвязаны, это проявляется в следующем: достойный поступок – это поступок, совершаемый во имя долга, добродетель, достойная человека – это верность в соблюдении долга, человек, соблюдающий условия долга, будет достойным блага. В Священном Писании должным признается все, что служит для утверждения богоподобного достоинства человека и благу ближних.

Важная роль во взаимодействии православной церкви и молодежи отводится послушанию.

Духовное воспитание требует определенного наставника, духовного отца, который передает знаний и опыт православной жизни обществу в целом и молодежи, в частности.

На сегодняшний день, священнослужители выполняют множество функций, но, пожалуй, одной из главных является, именно, прививание любви к православным традициям подрастающего поколения, к духовным ценностям современного православия.

И Церковь, и общество наделяют священника статусом религиозного лидера с присущими ему этическими признаками.

Священник выступает связующим звеном между Творцом и страждущим в том смысле, что использует свои духовные знания и опыт молитвы для врачевания нравственных пороков людей.

Для молодежи это не только духовное воспитание, но и возможность перенять духовные традиции, которые заложены в России испокон веков.

С точки зрения православия жизнь является подвигом, это постоянное стремление к добру. Нравственные нормы, содержащиеся в Ветхом и Новом Завете, способствуют духовному совершенствованию и развитию личности, воспитанию в нем сильной воли и дисциплины.

Прогресс российского общества зависит и от прогресса человека как личности, от ее духовного содержания. Человек это, прежде всего, нравственное существо, и заповеди, содержащиеся в Библии, должны быть очевидными, так же как и законы природы.

Авторитет религии в XXI веке уже не имеет прежней силы. Большое распространение получил атеизм, люди перестают верить в то, что религия имеет множество положительных функций. Но все же, для некоторых вера является единственным способом компенсировать реальные проблемы, а потому значительную роль ее отрицать никак нельзя.

Опыт духовной жизни подвижников веры и благочестия православия прошлых лет для молодежи имеет существенное значение и на сегодняшний день, как особый духовный союз, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу.

Роль православия значительна и неоспорима в передаче практики, что видно как из деятельности отдельных священнослужителей, так и из обязательной традиции духовного воспитания подрастающего поколения. Основы жизни христиан – пост, молитва, покаяние – проповедуются Священным Писанием, апостолами, пророками. Функцию проповедников берут на себя и священнослужители, которые выступают в роли учителя, наставника в делах правой веры.

Путь взаимодействия молодежи и православия требует максимальной концентрации внимания, которая открывается послушнику в опыте духов­ной практики, направленности всех волевых усилий на достижение конечной её цели – любви к Богу.

Заключение

Молодежь неустойчива в своих взглядах и поведении, т.е. не интегрирована в социальные связи. От решения проблем, непосредственно затрагивающих молодежь, зависит и будущее всего общества. Для современной молодежи основными являются проблемы, связанные с духовно-нравственной сферой. Причинами этого стали: негативное влияние средств массовой информации, деградация человеческой личности, человеческая жизнь потеряла свою ценность, периодическое насаждение психологии общества потребления и др. У молодежи пропадает интерес к отечественной культуре, истории, ценностям которые формировались веками. Современная российская молодежь на первое место ставит личный статус в обществе, материальное благополучие (ценится все, что приносит доход) и индивидуализм, а потом идет семья, духовные потребности, патриотизм и т.д.

Люди, особенно в детстве и юности, являются беспомощными, руководствуются в большей степени инстинктами. Они должны научиться контролировать свои эмоции и действия. Человеку необходим социальный порядок, что нормально существовать и продолжать род.

Использование христианских ценностей в нравственном воспитании молодёжи является незаменимым источником человеческой мудрости, которая будоражит ум и совесть человека, побуждает его к свершению благородных дел и поступков. Особая роль в этом процессе должна принадлежать педагогу, задача которого заключается в том, чтобы помочь молодым людям открыть для себя творческое наследие представителей духовной элиты, способной своими идеями донести молодёжи глубинный смысл гуманистических религиозных ценностей.

Нравственные ценности, которые несет в себе православие, должны занимать достойное место среди ценностных ориентаций молодежи. Они должны быть не только регулятором, помогающим осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях, но и социально значимым индикатором жизни.

Список использованной литературы

[2] См.: Явон С.В, Ценностные ориентации молодежи среднего Поволжья // Социс 2012 - № 5. С. 94.

[3] Стригуненко И.К. Предупреждение девиантного поведения российской молодежи как социологическая проблема // Историческая и социально-образовательная мысль 2013 № 6 (33). С. 135.

Доклад епископа Броницкого Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодежи. В рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений, по направлению "Церковь и молодежь. Воспитание молодежи - общее дело Церкви и государства".

Ваше Преосвященство, Владыка Иона! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Спустя год мы вновь собрались в Москве на Крутицком Патриаршем подворье, в рамках православных Рождественских чтений, чтобы обсудить насущные вопросы организации церковной работы с молодежью. Мой доклад будет посвящен проблемам взаимодействия Православной Церкви и государства в сфере молодежной политики, определению программных принципов, которые могут служить основой для такого взаимодействия.

Во всех вышеперечисленных проектах принимал участие Синодальный Отдел по делам молодежи, в ряде случаев во взаимодействии с другими общецерковными учреждениями.

Одной из основных причин определенного недопонимания Православной Церкви и государства в деле совместного формирования принципов молодежной политики является неправильно понимаемый принцип светскости государства. Здесь сказывается как инерция идеологии советского периода отечественной истории, так и преобладающие сегодня в западном мире резко секулярные тенденции, которые зачастую оказывают серьезное влияние и на российских государственных и общественных деятелей. Налицо определенное непонимание того, что религия является неотъемлемой частью жизни и истории народов России, что христианство оказало определяющее влияние на отечественную духовность и культуру и что невозможно обустроить государственно-общественное благополучие и нормально растить молодое поколение граждан без прямого участия и влияния традиционных религиозных конфессий. В частности, опыт Советского Союза показал всю безнадежность такого секулярного подхода.

Однако необходимо отметить, что и со стороны церковных структур иногда наличествует недостаточная активность в деле налаживания активных взаимоотношений с органами государственной власти. Епархиальных отделам по делам молодежи, благочиниям и приходам необходимо повсеместно и настойчиво требовать от органов власти внимания к вопросам духовно-нравственного воспитания молодого поколения в духе традиционных ценностей Православия, противодействовать духовно и нравственно вредным инициативам, а главное, активнее привлекать саму молодежь к решению этих задач. Зачастую активность молодых людей значительно больше влияет на чиновников, нежели активность православных батюшек.

Какими документами мы можем руководствоваться в вопросах организации церковного взаимодействия с органами государственной власти в сфере молодежной политики?

Русская Православная Церковь однозначно разделяет заботу государственной власти России о молодом поколении, обращая особое внимание на развитие православного молодежного служения. Практически во всех выступлениях и обращениях Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия Церкви делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, воспитания в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине и отечественной истории и культуре. Только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться.

В этой связи важно отметить, что одним из главных средств успешного решения этих задач Православная Церковь считает укрепление института семьи, сохранение и пропаганду традиционных семейных ценностей, основанных на христианской морали и отношении к семье и детям, как к величайшему дару Божьему.

Таким образом, очевидно, что Русской Православной Церкви, как и государству, также необходима четко определенная молодежная политика, необходимо понимание, какие задачи в сфере молодежного служения являются основными, над чем нужно прежде всего работать.

Из вышесказанного ясно следует, какие программные принципы могут служить основой для нормального взаимодействия Православной Церкви и государства в сфере молодежной политики.

И каждый год мы можем видеть, что мнение религиозных организаций России, прежде всего Русской Православной Церкви, находит отражение в официальной государственной позиции по тем или иным вопросам, в том числе в выступлениях первого лица государства. Учитывая, что выступления Президента Российской Федерации – это отнюдь не констатация фактов и не декларации, а прямое руководство к действию, церковные организации, в том числе работающие с молодежью, могут смело ориентироваться на их тезисы и рекомендации и сотрудничать с государственными и общественными структурами в решении общих задач.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о перспективах развития православного молодежного служения.

Сегодня во всей Церкви созрело понимание того обстоятельства, что духовно-просветительскую работу с детьми и молодежью недопустимо осуществлять от случая к случаю. Важнейшая стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед нашей Церковью, заключается в следующем: необходимо объединить все молодежные инициативы в целостную многоуровневую программу воспитания детей и молодежи. Необходим качественный переход от частных инициатив к системному подходу, к выстраиванию многоуровневой системы воспитания и образования подрастающего поколения. Начало этому должно быть положено еще во время работы с будущей матерью. Такие программы по поддержке будущих матерей крайне актуальны в современной демографической ситуации. Продолжением могут стать детские программы - от ясельного возраста до подросткового включительно. Завершать эту многоуровневую систему работы должны молодежные программы — от профильных студенческих до программ семейного типа. Таким образом, мы охватим все возрасты человеческой жизни, присущие молодежи, то есть до 35 лет. Это дело, может быть, нескольких десятилетий. Оно требует большого приложения сил, систематизации методик, обобщения разнообразного опыта.

Главное, на наш взгляд, состоит в следующем: следует изменить представления многих священнослужителей о самих принципах миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде. Не следует ожидать молодых людей на пороге храма. Необходимо идти к ним навстречу. Чтобы привести их в Церковь, необходимо предложить интересные программы и проекты. Каждое благочиние может иметь хотя бы один молодежный храм, при котором осуществляются новые молодежные проекты.

Поддержите наш сайт

Образование и Православие / Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ

Читайте также: