Методика криминологических исследований зарубежных стран доклад

Обновлено: 18.05.2024

Сравнительный метод хорошо разработан в праве[110], в том числе в уголовном, и в меньшей степени в криминологии. Сравнительная криминология — отрасль криминологической науки, изучающая мировые, региональные и специфические национальные тенденции и другие характерные черты преступности, ее причинную базу и меры контроля, а также основные криминологические теории о происхождении преступности, ее обусловленности и путях предупреждения.

Сопоставлению подлежат как фактические показатели преступности и связанные с ней явления в разных странах, регионах и мире в целом, так и теоретические концепции. Особый интерес в этом плане представляет сравнительная преступ-. ность, сравнительные теории причин преступности и междуна-

родное сотрудничество в борьбе с преступностью, основанное на сравнительных стратегиях.

В криминологических сравнительных исследованиях обычно сопоставляются однородные проблемы разных стран (а внутри России — разных регионов — субъектов РФ) в один и тот же период времени (синхронический метод сравнения), а также разных стран (регионов) или одной и той же страны в разные исторические периоды (диахронический метод сравнения)[112].

В советское время подобные межстрановедческие сравнения, как правило, проводились в целях критики буржуазной криминологии и правоведения, что было малопродуктивным.

Ныне аналогичные исследования ведутся в целях изучения опыта других стран для его позитивного использования. На этой основе в последние годы в связи с переходом России к рыночной экономике и демократической форме правления стало допустимым прогнозирование возможной преступности и ее отдельных видов на основе опыта западных стран, которые сталкивались (и сталкиваются) с аналогичными криминологическими проблемами экономической, организованной и иной преступности. Межстрановедческие сравнительные исследования существенно повлияли и на содержание реформы уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства.

Исторический подход — своеобразное продолжение сравнительного диахронического метода. В исторических исследованиях применимы и количественные методы[113], позволяющие сравнивать преступность и связанные с ней явления на протяжении длительного времени (5, 10, 50 лет и более). Такой под

ход позволяет выявить закономерности и тенденции преступности, ее причинной базы, устойчивые характеристики личности преступников, проверить надежность мер предупреждения и контроля преступности. На этой базе строятся долговременные криминологические прогнозы, а также развенчиваются сомнительные теории и предположения, например об искоренении преступности в процессе коммунистического строительства.

Системный метод в криминологии развивался из комплексного подхода и приобрел относительное распространение в 1970—1980-е гг.[114] Реализация принципа комплексности и инте- гративности в криминологических исследованиях на методологии системности может решаться многими путями. Их анализ показывает, что наиболее плодотворны исследования узловых обектов, которые имеют сложную структуру и системны по своей природе. Эти объекты — преступность, ее причинная база, мотивация преступного поведения и т. д.

Некоторые системы как бы искуственны, т. е. специально созданы для всестороннего комплексного описания (решения) проблемы. Например, меры предупреждения преступности, как правило, имеют системный характер, но он не вытекает из их природы.

Их системность — результат отражения системности причин преступности. Ибо только те меры продуктивны, содержание и иерархия которых адекватно соотносятся с содержанием и иерархией причин. Это означает, что если причины имеют экономический или организационный характер, то и меры должны быть экономическими или организационными; если совокупность причин имеет сложный комплексный иерархический характер, то и меры должны аналогичным образом соотноситься между собой. В противном случае они малоэффективны. Таким образом, и абстрактная системность не бывает бесполезной, если она приспосабливается к каким-то реалиям.

На основе системного подхода в последние годы развивается модульная теория социума[115]. В ней социум исследуется в виде взаимосогласованной гармоничной системы, состоящей из элементов и частей, между которыми существуют слаженные отношения, выражающиеся в устойчивых пропорциях (распределениях), которые могут измеряться в удельных весах и долях. Она вполне применима для решения криминологических проблем. Так, в большинстве стран существует относительно устойчивая

доля женской, молодежной, рецидивной преступности. Есть достаточно оснований полагать об относительно стабильных долях неосторожной, насильственной и корыстной преступности. Последняя всюду доминирует, колеблясь в странах с рыночной экономикой в пределах 70—90%. Эти и другие устойчивые соотношения не случайны, а закономерны. Изучение причин подобных распределений имеет важное теоретическое и практическое значение.

Тем не менее они требуют критического подхода. Базируясь на этом подходе, некоторые криминологи выдвинули ничем не аргументированное предположение о якобы устойчивом, повсеместном и необходимом удельном весе преступников в структуре населения (независимо от исторических традиций, социальных и национальных условий жизни, уровня криминализации общественно опасных действий в уголовном законодательстве и других криминогенных и антикриминогенных обстоятельств в той или иной стране), равном 5,6% общей численности населения (в течение одного года).

Исходя из этих недостоверных выводов рассчитывается латентная преступность по всем странам. Такой подход не является научным[116].

Математические методы криминологических исследований, как правило, — составная часть более глубокого статистического, социологического, сравнительного и исторического анализа криминологических данных в целях их системного и модульного анализа, моделирования криминологических процессов, выявления упорядоченности и типологии объектов изучения, оценки надежности статистической информации и др.[117] Общеизвестно, что наука начинается с измерения (сопоставимого сравнения), а это без математики невозможно. В реализации такой идеи имеются две трудности: 1) не всегда удается перевод качественных криминологических фактов в количественные величины, т. е. их квантификация и 2) пока сохраняется недостаточное владение юристами, в том числе криминологами, математическими методами анализа. Эти недостатки преодолеваются, особенно последний. В учебные планы юридических вузов в настоящее время введено преподавание математики и информатики, которые в совокупности с более высоким уровнем пре

подавания юридической статистики, поскольку она стала доступной и необходимой, способны существенно повысить математическую подготовку юристов нового поколения.

Социально-психологические и психологические методы исследования используются в криминологии для изучения психологии криминальных группировок, правосознания граждан и правонарушителей, группового мнения, личности преступников, мотивации преступного поведения, криминогенности пограничных состояний и других психических отклонений вменяемых или ограниченно вменяемых лиц[118]. Результаты социально-психологических и психологических криминологических исследований особенно важны для изучения личностных причин преступного поведения, разработки мер индивидуальной профилактики и ресоциализации осужденных. В ряде случаев объяснение преступного поведения может быть найдено с помощью методов патопсихологии[119].

Логико-правовые методы имеют особое распространение в среде юристов. В криминологии они позволяют соотносить криминологические реалии с законодательством и разрабатывать правовые меры по контролю преступности и ее предупреждению. Опора на правовые нормы, правовые институты, принципы, права человека в криминологических исследованиях позволяет более полно реализовать требования законности в криминологических рекомендациях.

переставали воспринимать правонарушения как необходимую закономерность:

свободно перемещались по стране без страха подвергнуться на падению, не

пользовались дверными замками, честное слово было более надежной гарантией, чем

судебная репрессия. Обществу и зв естны феномены свободы от преступности — в

отдельных странах возникали такие зоны (в основном это религиозные центры),

этнографами описаны древние социумы, культура которых исключала преступность.

Однако полностью избавиться от криминала не удалось ни одному государству, ни

одной общественной системе. Более того, успех в п ро тиводействии преступности

иногда казался настолько труднодостижимым, что криминальный феномен начинали

рассматривать ка к неизбежного спутника социального развития: чем дальше шло

общество по пути так называемого прогресса, тем глубже погружалось оно в пучину

социальных катаклизмов, экологических катастроф и тем пышнее расцветала на этой

Если попытаться теоретически осмыслить, почему обществу не удается избавиться

— общество не знает всех факторов п р еступности, поэтому не устраняет их, а те

соответственно продолжают генерировать престу пность;

— общество не нашло способов эффективного воздействия на эти факторы

— у общества не достает возможностей устранить криминогенные факторы,

несмотря на то, что и сами эти факторы и способы эффективного воздействия на них

Большинство факторов преступности и мер их локализации известны людям.

Причем многое из того, что порой преподносится как "открытие" сегодняшнего дня,

использовалось в практике воздействия на преступность уже в глубокой дре вно сти. В

од, в той или иной стране криминогенные факторы удавалось полностью или

частично устранять. Правда, сконструировать такую систему воздействия на

преступность, которая избавила бы общество от всех причин и условий антисоциаль ных

проявлений, а также блокировала бы кри минальные склонности неисправимых, не

удалось еще никому. Однако синтез различных находок в сфере противодействия

преступности является тем перспективным направлением, которое позволит

последовательно повышать эффективность антикриминальной деятельности. Мировая

практика п редставляет целый спектр антикриминогенных мер, различных по с т епени

жесткости, по требуемым для их реализации материальным затратам и по степени

Задача ученых-криминологов заключается в обеспечении политиков эффективной

стратегией воздействия на преступность, с тр атегией, которая позволила бы с

максимальной результативностью распределить ресурсы общества в противостоянии

социальному злу. Одним из направлений в решении этой задачи является изучение

мирового опыта в данной сфере. С определенной долей условнос ти э тот опыт,

зафиксированный в ра зличных источниках, мы н азыв аем зарубежной криминологией.

Она аккумулировала результаты обширной теоретической и практической деятельности

в области противостояния общества и преступности. Ее изучение, анализ

эффективности различных методов и воз можностей их адаптации к нашим условиям —

важное направление криминологических исследова ний. Изучение практикуемых у

различных народов методов воздействия на преступность необходимо для выявления

рациональных подходов и общих закономерностей противоборства с социальным злом.

Анализ деятельности антикриминальных структур различных государств позволяет

отыскать направл ение, в котором во всех общественных системах развивалась

соответствующая практика. Выявление общесоциальных закономерностей,

фундаментальных принципов успеха в противостоянии п ре ступности может оказаться

той путеводной нитью , которая даст возможность найти оптимальные решения проблем

Зарубежная кри м инология — весьма многоплановое явление, объединяющее

самые различные теории причин преступности и мер воз действия на э то

антисоциальное явление. Для того , чтобы не запутаться во в сем многообразии

различных теорий и подходов, их обычно классифицируют по тем или иным пр изнакам.

Одна из наиболее распространенных в странах Западной Европы классификаций

выделяет три направления криминологической мысли, три школы крим инологии:

— социологическая школа (Ферри, Дюркгейм, Сатерленд). Э та классификация

послужила основой для многих исследований, и большинство ученых используют ее до

Один из основоположников американской криминологии Эдвин Сатерленд

Видный американский кри минолог Верной Фоке все криминологические подходы

классифицирует на три группы (он их называет моделями):

— регулятивная, или контрольная, модель, которая придает основное значение

правовым мерам воздействия на преступника — выявлению преступления, аресту,

— психогенная модель, которая придает основное значение индивидуальным

особенностям преступника, рассматриваемого как с о циально н епри способленное лицо,

нуждающееся в индивидуальных мерах некарательного воздействия;

— социогенная модель, которая придает основное зн ачение социальным факторам,

таким как социальная дезорганизация, кон фликт норм, отчуждение, ограниченный

доступ к образованию и профессиональному продвижению, отсутствие работы.

ненным было деление всех зарубежных криминологических концепций на

биологические, биосоциальные и социологические. Эта классификация не лишена

оснований. Основной водораздел между криминологическими теориями проходит в

двух плоскостях . Во-первых, и х можно разделить на две больш ие группы в зависимости

от того, признают их авторы и сторонники значительную роль биологических факторов

в генезисе преступного поведения или нет. Соответственно в этой плоскости можно

выделить теор ии биологической и социологической ориентации. Во-вторых, все

подходы к воздействию на преступность можно разделить на радикальные и умеренные

в зависимости от того, предполагается л и коренное изме нение социальной системы для

достижения положительных результатов в борьбе с криминальным феноменом либо

существующий социальный порядок рассматривается ка к константа, в рамках которой

необходимо изыскать возможности для снижения или стабилизации престу пности.

Каждая из этих классификаций может быть и с пользована в исследовательских

целях. Однако мы не пойдем в русле ни одной из них. В исследовании зарубежных

криминологических идей и теорий, подходов к воздействию на пр еступность мы будем

пользоваться историческим методом: рассмотрим криминологическую мысль от истоков

до современного состояния. Поэтому главным критерием деления всех концепций и

теорий будет их востребованность практикой. На этом основании можн о выделить две

— анализ современных взглядов на преступность, ее природу и п р ичины, меры

В рамках анализа истории криминологической мысли различные

криминологические школы мы будем рассматривать по мере их образования, исп ользуя

устоявшиеся наименования школ (классиче ская, антропологическая и т. д.).

Современные криминологические концепции мы будем классифицировать на основе

тех конкретным разработок, которые выдвинули в качестве мер преодоления

преступности представители исследуемых криминологических направл ений.

Глава I. История зарубежной криминологической мысли

Механизмы самозащиты присущи практически всему живому. На них

основывалась первоначальная пр актика защиты от нападений, которые в п ер иод

дикости были нормой, а затем в ассоциативный период (когда произошло объединение в

стада и племена) стали приобретать характер сначала неодобряемого, а затем —

запретного поведения. Неразвито сть механизмов стадного регулирования делала

самозащиту основой практики противодействия отклоняющемуся от социальных норм

Следующим этапом развития механизмов реагирования на нарушение социальных

Кровные узы умножали силы отдельного человека. И если раньше было

свойственно лишь матери защищать своего ребенка, то в более развитом обществе все

члены рода осуществляют патронаж более слабых сородичей (появляются

определенные формы братства, отцовской и сыновьей опеки и т. п.). Кровная месть, с

одной стороны, затягивает конфликт. Инцидент уже не исчерпывается причинением

вреда сильным слабому (вспомните крылатую фразу Сталина: "Нет человека — и

проблем нет") — вражда, сопровождаемая уничтожением обидчиков, могла растянуться

С другой стороны — перспектива кровной мести оказалась способной

предотвратить многие инциденты п отому, что человек теперь рассматривается не сам

по себе, а как часть более сильного целого, и именно это целое надо иметь в виду,

причиняя вред слабому существу. Говоря языком правовой науки, объект

посягательства перемещается с человека на родов ые отноше ния. К ровная мес ть

позволила расширить пространственные и временные рамки конфликта, что,

В этом первичном механизме соци альной защиты можно увидеть принципиальную

схему п овы шения эффективности воздействия на преступность: расширение

пространственных и временных рамок конфликта, привлечение к

нему внимания как можно большего количества людей, что отрицательно в лияет на

Развитие власти вожака происходило аналогичным образом. Первоначально он

регулировал отноше ния в общине, опираясь на собственную силу. Затем он стал

опираться на вооруженный отряд. Его запреты стали более действенными, поскольку их

нарушение влекло наказание нарушителя с большей в ероятностью.

Власть вожака в некоторой мере де йств овала параллельно с механизмом

регулирования на основе кровной мести. Однако этот параллелизм не был п рямым

дублированием. Они успешно дополняли друг друга. Месть была ориентирована

главным образом на внеродовые отношения, а власть вожака на в нутриродовые.

Впоследствии по мере расширения власти вожака и формирования более крупных

объединений, включающих несколько родов, кровная месть начала действовать внутри

племени, чем ослабляла его, поэтому власть вождя стала отрицать кровную месть (на

кровную месть в рамках общин ы накладывался запрет, решение кон фл иктов брал на

себя лидер). Как показывает исторический опыт, при сильной централизованной власти

и успешном решении ею конфликтов кровная мес ть постепенно исчезала из культуры

общения. При слабой центральной власти она оставалась живучей, и в культурах

отдельных народов традиции кровной мести весьма сильны по с ей день. К роме того,

анализ соотношения механизмов кровной мести и власти вожака показывает более

общую закономерность: при неэффективности принимаемых центральной властью мер

защиты людей, начинают формироваться различные механизмы самозащиты, в том

числе и такие, которые противоречат законам и установлениям общества. Сейчас мы

можем наблюдать действие этого механизма, когда граждане обращаются за защитой к

преступникам. Аналогичные факты имели место в нашей стра не и в 20-е гг.'

Власть вождя как историческая веха в развитии механизмов воздействия на

социальные отклонения выгодно отличалась от кров ной мести:

— она устанавливала двухзвенную структуру конфликта (вред пострадавшему —

вред нарушителю), что предупреждало бесконечные "разборки";

— власть вождя больших племенных объединений значительно превосходила силу

— воздействие вождя на преступность было более ра знообразным по сравнению с

кровной местью, опирающейся исключительно на убийство. Более того, власть вождя

развивала меры реагирования на нарушение общественных установлений в

направлении как п овыш ения и х эффективности, так и адекватности и соразмерности

наказания нарушению. Поэ тому наряду со смертной казнью возникли карательные и

имущественные наказа ния. Имущественные наказания (так называемая система

композиций) были, с одной стороны, мягкой мерой воздействия на преступность, а с

другой — поводом к взысканию с нарушителя ма т ериальных ценностей в пользу

По мере развития карательных способов реагирования н а преступления появилось

"бессмертное" изобретение человечества — тюрьма. Первоначально в этих целях

использовались глубокие ямы (интересно, что в Америке в качестве первой тюрьмы

также и с пользовалась ра зновидно сть ямы — заброше нный руд ник нед алеко от

Симсбери).* Нарушителей принятых в общине пра ви л и обычаев и раньше закапывали

живыми в ямы. Теперь их стал и оставлять там жить. Причин этого было две: во-первых,

наказание приобретало более длительный, более мучительный, а значит, и более

впечатляющий хара кт ер; во-вторых, в отдельных случаях преступников целесообразно

было использовать на наиболее трудных и опасных работа х (так появились зачатки

каторги и исправительно-трудовых лагерей). В теплых р айонах одной из форм лишения

свободы были деревянные кандалы (колодки), в холодных — места для содержания

преступников необходимо было утеплять, чтобы они не погибли от холода, и тюрьмы

постепенно стали приобретать вид близкий к современному. Уже в Древней Греции и

Древнем Риме тюрьмы были похожи на те, что функционируют се йчас.

Таким обра зом, власть вождя, трансформировавшаяся впоследствии во власть

господина, князя, царя, положила начало развитию разнообразного арсенала мер

воздействия на преступность. Акцент делался на карательные меры. Причем то, что

сейчас н ас зас тавляет с одрогнуться, на о пределенном истор ическом эта пе было

величайшим благом: ведь имен но кровная месть и карательная сист ема вывели

человечество из царства дикости и произвола, где, по выражению американского

писателя Д. Лондона, господствовало право сильных мускулов и острых клыков.

Родовая защита и власть вождя дали слабому человеку право на существование.

В вождистской пра кт ике противодействия преступности выкристализовались два

— необходимость постоянного поиска более эффективных мер воздействия, что

формирует систему достаточно разнообра зных мер (появляются зачатки системности в

— требование э кономично сти мер воздействия, с оответствия затрат на них

Эти принципы живы и по сей де нь . Мы можем увидеть их в практике воздействия

По мере развития ци в илизации, когда лучшие умы человечества интуитивно

почувствовали, что кара н е всесильна, п оиск мер воздействия на преступность стал

Наряду с карой мощнейшим средством воздействия на различные социальные

процессы, в том числе и на развитие преступности, стала религия. Шаманы и жрецы

выполняли самые различные функции: от лечения до н ак азания. Они в не меньшей

мере, чем кара, укрепляли власть вождя, освящали его приказы, решения,

устанавливаемые им порядки божественной волей. По дошедшим до нас историческим

свидетельствам, наиболее мощные системы религиозного воздействия на

общественную жизнь были созданы в IV—Ш тысячелетиях до н. э. в Древнем Египте,

В последующие периоды практически в каждом государстве религиозные

учреждения в той или иной мере оказыв али определенное в оздействие на все

социальные процессы, включая и криминогенные, а также процессы воздействия на

преступность. Религиозное воздействие основывалось на том же принципе, что и

воздействие кровной мести, с той лишь разницей, что религия расширила до максимума

временные границы конфликта, указывая, что последствия конфликта могут наст игнуть

человека и после смерти. Религии удалось идеально реализовать в сознании верующих

принцип неотв ратимости наказания, что о сновывалось на вездесущ ести Бога и

неотвратимости наказаний за нарушения в загробной жизни, даже если от них удалось

уклониться в этом мире. Последующие попытки реализовать тот же при нцип не

идеально, а реально были менее успешными, т. к. безнаказанность устранить не удалось

Религия контролировала не только дурные поступки людей, но и дурные мысли,

которые могут стать известны Богу. Таким образом, религиозная форма социального

контроля оказывалась самой всеобъемлющей. Эта практика с определенной

трансформацией была воспринята в тоталитарных государствах, где путем

доносительства и шпионства властям становилось известно буквально вс е о подданных,

В древнем мире религиозное внушение и кара очень уда чно дополняли друг друга

в практике воздействия на преступность. Кара заставляла уважать религию, религия

обожествляла кару. Одним из обра зцов такого взаимопроникновения являются законы

Ману.' Вот какие мысли о наказании вложили древние индусы в уста божественного

прародителя человечества Ману: "Чтобы помогать верховному правителю в его

Методы криминологического исследования — это система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.

Все существующие и используемые криминологами методы сбора эмпирического материала подразделяются на следующие группы:

  • методы, дающие возможность исследователю непосредственно воспринимать те или иные явления общественной жизни (наблюдение, эксперимент);
  • методы, при помощи которых исследователь может воспринять явления общественной жизни из документов (метод анализа документов);
  • методы, связанные с восприятием устной информации (анкетный опрос, непосредственный опрос).

В научной литературе используются и другие основания классификации методов криминологических исследований.

Социологическое наблюдение — метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдение в криминологии отличается от общесоциального лишь по содержанию. Форма его проведения остается той же.

Приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу (перечень вопросов и способ фиксации) интересующих его фактов, их признаков и характеристик.

Основное достоинство наблюдения как метода криминологического исследования — возможность выявления неожиданного в картине наблюдаемого объекта. Естественно, в процессе непосредственного восприятия программа наблюдения может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных с точки зрения целей исследования обстоятельств.

Объектом криминологического наблюдения могут быть:

  • поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации;
  • высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления или фоновые правонарушения, или лиц из контрольной группы;
  • результаты действия (бездействия) названных лиц, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;
  • среда, окружающая обстановка изучаемого контингента.

Положение наблюдателя в исследуемой ситуации бывает полным, включенным и наблюдением-участием. В первом случае исследователь изучает криминологически значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за прикосновенность к преступлению в форме попустительства или укрывательства.

Как и в первом случае, здесь также может возникнуть ситуация, когда для слияния с группой перед исследователем встанет нравственно-этический, вопрос об участии в аморальных или даже противоправных действиях, что, конечно же, недопустимо. Этические соображения не позволяют широко использовать данный метод в криминологических исследованиях.

При наблюдении-участии наблюдатель, в отличие от предыдущего способа, позитивно участвует в изучаемых процессах и явлениях. Это могут быть, например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления и активно участвующие в противодействии им (т. е. речь идет о следственной, прокурорской, судебной работе).

Однако в методе наблюдения есть и отрицательные моменты. Наблюдение требует значительных затрат времени, на его результаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества.

К этой же группе методов криминологических исследований относится метод эксперимента. Выделяют две его разновидности: эксперимент в реальных условиях и эксперимент на математической модели.

Эксперимент рассматривается как средство решения следующих задач:

  • проверка теоретических положений о причинах преступности и мерах по ее предупреждению;
  • проверка достоверности выводов, научных рекомендаций и предположений, направленных на противодействие преступности, совершенствование правового регулирования этой деятельности;
  • измерение эффективности новых форм и методов предупреждения преступности (преступлений);
  • внедрение достижений криминологии в практику предупреждения преступности (преступлений).

В реальных условиях проводятся главным образом эксперименты по проверке эффективности новых форм и методов организации того или иного направления работы правоохранительных органов.

Организация и проведение такого криминологического эксперимента включает несколько стадий. Вначале определяют его цель. Затем идет согласование с компетентными органами, теоретическое обоснование исследуемой проблемы и выдвижение гипотез, подлежащих проверке. После этого начинается замер состояния экспериментального (до введения в него независимой переменной) и контрольного объектов (например, количества преступлений, характера проводимых мероприятий по их предупреждению). В ходе этой процедуры, как правило, применяются разнообразные частнонаучные методы: опросы, наблюдения, экспертные оценки и др.

Центральный момент в организации и проведении криминологического эксперимента — создание и приведение в действие экспериментальной ситуации, вызывающей предполагаемое поведение или определенную деятельность, направленную на нейтрализацию криминогенных или усиление антикриминогенных факторов.

В научных исследованиях чаще всего применяют метод эксперимента на математической модели. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и прогнозирования вероятности индивидуального преступного поведения.

В последние годы практикуется проведение экономических экспериментов в тех или иных отраслях народного хозяйства. Их результаты могут иметь и определенное криминологическое значение.

Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной криминологической информации.

Метод анализа уголовных дел как источник криминологической информации занимает особое место в методическом арсенале криминологии, поскольку обладает многими достоинствами:

  • возможность (в большинстве случаев) максимально приблизить момент сбора информации о фактах, которые могут стать основой научного исследования к моменту совершения преступления;
  • высокая степень надежности фактов, содержащихся в материалах уголовных дел;
  • легкость статистической обработки; доступность для исследователей;
  • возможность получить большой объем криминологической информации, обеспечение репрезентативности полученных результатов;
  • относительная простота отбора уголовных дел и получение из их материалов криминологической информации;
  • возможность неоднократных проверок полученных данных на одном и том же массиве.

Вместе с тем нужно упомянуть о том, что такой метод предполагает ограниченность данных, невозможность для исследователя выйти за пределы информации, заложенной в материалах уголовного дела. Это не позволяет раскрыть в полной мере исследуемую проблему, в частности установить связи и зависимости между отдельными криминогенными факторами при объяснении причин преступности, условий формирования личности преступника и т. д. Поэтому более достоверные фактические данные анализ уголовных дел дает в сочетании с другими методами криминологических исследований.

Опрос — это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).

Используются модификации опроса — свободное и направленное (программируемое) интервью. Основные различия между этими модификациями — в их информационной емкости, степени обратной связи между опрашивающим и респондентом, степени возможной формализации и т. д.

Непосредственный опрос позволяет собрать обширную информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установках и т. д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом и субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требования к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. На достоверность сведений, полученных входе непосредственного опроса, влияют обстоятельства объективного и субъективного характера: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем опросе и др.

Особую сложность представляют опросы осужденных. В свое время предлагалось группировать осужденных по степени их отношения к проводимым исследованиям:

В любом случае успех опроса во многом определяется установлением психологического контакта, непринужденностью беседы, а при программируемом опросе — и профессиональным составлением опросника.

Анкетный опрос (анкетирование) — один из эффективных и широко используемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; об уровне знаний требований права и следования им; о склонностях, симпатиях и антипатиях; о формах оценки себя и других; о ситуации своего действия и поведения других в этих же ситуациях; о не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т. п.

Этапы применения метода анкетного опроса:

  • формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования;
  • расстановка вопросов в анкете;
  • обсуждение и рецензирование анкеты;
  • пробный опрос;
  • учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты;
  • размножение анкеты;
  • распространение и сбор анкет;
  • логический анализ анкет;
  • кодировка анкет и составление разработочных таблиц;
  • статистическая обработка собранной информации.

Анкета, применяемая в социально-правовых (криминологических) исследованиях, состоит из нескольких частей.

Первая включает обращение к респонденту, подготовку его к процедуре опроса.

Оптимальный размер анкеты (наиболее приемлемое количество вопросов) определяется характером и объемом исследования. Чтобы интерес опрашиваемого повышался, вопросы располагаются от простых к сложным.

Недостатки этого метода сбора криминологической информации заключаются в том, что анализ мнений о поступках, результаты самооценки своей позиции могут не совпадать с реальным положением вещей и вероятны ошибочные ответы из-за непонимания характера вопросов.

Анкеты могут лично вручаться респондентам, рассылаться по почте, публиковаться в прессе.

Анкетный опрос по сравнению с другими видами опросов позволяет легко обобщить ответы и сделать аналитическую обработку.

Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам. Как правило, отбирают ограниченную группу экспертов-специалистов (не более 20—30 человек) и с ними проводят интервью либо раздают вопросники для заполнения.

Психологические тесты — это метод, при помощи которого измеряется степень выраженности психических свойств личности, а также свойства лиц и психические состояния малых групп и коллективов.

По предмету исследования выделяются три основные группы тестов:

  • общеличностные, позволяющие исследовать систему психических свойств личности;
  • личностные, предназначенные для исследования какой-либо одной характеристики личности субъекта (уровня интеллекта, творческих способностей, самоконтроля и т. п.);
  • групповые — для изучения характеристик групповых психических процессов (сплоченности малой группы или коллектива, особенностей их психологического климата, межличностного восприятия) и пр.

Чаще всего в криминологических исследованиях используются общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела, состоящие из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт; MMPI, ТАТ, тесты Роршаха, Люшера, социометрическая методика Дж. Морено.

Организация исследования — процесс многоступенчатый от разработки гипотез до реализации (внедрения) полученных результатов в научной и практической деятельности. Технология научно-практического изучения преступности и мер борьбы с ней состоит из трех этапов.

Подготовительный — формулирование проблемы, определение научной гипотезы, разработка направлений исследования. Рабочий — разработка инструментария, пилотаж (пробное обследование), сбор информации и т; д. Заключительный — формулирование выводов, отчетов и внедрение результатов исследования в практику.

Последовательность проведения исследовательских операций:

    общая постановка задачи; .

Для проведения исследования чаще всего создается исследовательская группа. Определив исполнителей и наметив порядок проведения исследования, разрабатывают его конкретную программу.

Программа исследования должна содержать теоретическую основу, т. е. краткое описание самой проблемы с анализом уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведенных исследований. В прикладном смысле программа — это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с определением правил, процедур и логической последовательности операций по проверке намеченных гипотез. Программа определяет, какая эмпирическая информация будет собираться и за какой период, какие вопросы, социальные взаимосвязи, направления и процессы действительности станут предметом исследования.

Исходный пункт любого научного исследования — постановка проблемы, а важнейший элемент программы — исследовательская гипотеза. Это главный методический инструмент, на котором строится весь процесс исследования. Гипотеза дает возможность выработать обоснованные предложения о структуре изучаемых объектов и характере существующих между ними взаимосвязей, позволяет установить связь между изучаемыми социальными явлениями.

На основе разработанной гипотезы составляется план исследования, который затем переходит в рабочий план. Он необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей. Рабочий план одновременно и творческий документ, позволяющий вести исследование целенаправленно, рентабельно и методически правильно.

Применение выборочного наблюдения взамен сплошного, используемого государственной статистикой, дает возможность лучше организовать наблюдение, обеспечивает быстроту его проведений, экономит средства и трудозатраты на получение и обработку информации.

Объективную гарантию репрезентативности выборочной совокупности дает применение соответствующих научно обоснованных способов отбора подлежащих исследованию единиц.

В процессе формирования выборочной совокупности должен быть обеспечен строго объективный подход к определению ее объема и отбору единиц. Нарушение этого принципа, когда наблюдению подвергаются единицы, отобранные на основании субъективного мнения исследователя, приводит к тому, что результаты такого наблюдения относятся не ко всей генеральной (сплошной) совокупности, а только к той ее части, которая была подвергнута обследованию.

В сравнении с другими методами несплошных наблюдений преимущество выборочного наблюдения заключается в том, что по результатам этого наблюдения можно оценить искомые параметры генеральной совокупности. Между характеристиками выборочной совокупности и искомыми характеристиками генеральной совокупности, как правило, существует некоторое расхождение.

Такое расхождение называют ошибкой выборки. Общая величина ошибки слагается из ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Последняя представляет собой расхождение между величиной показателей, полученных при выборке, и величиной этих показателей, которые были бы получены при проведении сплошного наблюдения.

Величина ошибки характеризует степень надежности результатов выборки. Знание этой величины необходимо при оценке параметров генеральной совокупности. Оценки возможной величины и состава ошибок репрезентативности служат основой планирования проектируемого выборочного наблюдения. Для каждого конкретного выборочного наблюдения величина ошибки репрезентативности может быть определена по соответствующим формулам.

Так как увеличение точности оценки всегда связано с увеличением объема выборки, необходимо определить максимально допустимую величину ошибки выборки для конкретного исследования. Существуют различные по степени точности и степени сложности формулы для расчета предельно допустимой ошибки.

При правильной организации результаты выборочного наблюдения по точности не уступают данным сплошного наблюдения.

Один из наиболее важных этапов криминологических исследований — их внедрение в практику.

Содержание криминологии как науки - это исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых различий, их оценка; исследование и оценка процессов детерминации и причинности соответствия преступности, ее изменений и различий; разработка рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.

Содержание работы

1 Введение
2 Основная часть
2.1 Понятие криминологического исследования
2.2 Этапы и программа криминологического исследования
2.3 Основные методы криминологического исследования
2.4 Итоги и выводы криминологического исследования

3 Заключение
4 Литература

Содержимое работы - 1 файл

Содержание.docx

2 Основная часть

2.1 Понятие криминологического исследования

2.2 Этапы и программа криминологического исследования

2.3 Основные методы криминологического исследования

2.4 Итоги и выводы криминологического исследования

Криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью. Преступность в различных ее проявлениях включает: преступление или индивидуальное преступное поведение; отдельные виды преступности, выделяемые по объекту посягательств (государственная, хозяйственная), формам вины (умышленная и неосторожная); преступность представителей разных социальных групп (несовершеннолетних, женщин, предпринимателей); преступность в разных регионах; в разных сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, духовной); преступность в государстве в целом; преступность человеческого общества на конкретных этапах его существования.

Содержание криминологии как науки - это исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых различий, их оценка; исследование и оценка процессов детерминации и причинности соответствия преступности, ее изменений и различий; разработка рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.

Методология и методика любой науки имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов.

Понятие криминологического исследования.

Совокупность конкретных приёмов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, её причинах и условиях, мерах борьбы с ней, личности преступника, называется методикой криминологических исследований.

Стоящие перед криминологией как наукой проблемы и задачи, требующие разрешения, определяют и специфику конкретных методов исследований. Эти методы носят общенаучный характер и обусловлены тем, что криминология является социально-правовой дисциплиной. Однако методы эти применяются с учётом особенностей криминологии, кроме того, имеются методы, ориентированные на изучение специально криминологических проблем.

Криминология, описывая преступность, использует такие философские категории как общее, особенное и единичное. Преступность как относительно массовое явление представляет собой то, что на языке философии именуется общим.

Образующие его подвиды преступности (групповая преступность, преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, насильственная преступность и др.) характеризуются своими, специфическими для подвида или группы преступлений, чертами. Подвиды преступности объясняются как особенное. Как преступность, так и ее виды реально существуют в виде совокупности уголовно-противоправных деяний, т.е. в массе своих единичных проявлений.

Объяснение единичного и массового проявления преступности становится более ясным, если использовать философские категории необходимого и случайного. Отдельное преступление всегда является случайным событием в том смысле, что оно могло и не иметь места. В целом о преступности этого сказать нельзя.

Большую роль в криминологии играют философские категории явления и сущности. Опираясь на философский закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и общества, можно утверждать, что преступность не существует и не может изучаться изолированно, вне ее связи с иными социальными процессами.

В конкретном криминологическом исследовании используется комплекс различных методов, позволяющих решить сложные и неординарные задачи. Как правило, социальные объекты криминологического исследования – явления многоаспектные, требующие комплексного междисциплинарного подхода. В одном и том же социальном процессе

представители различных гуманитарных наук могут увидеть различные аспекты изучения одного и того же объекта, однако едва ли юрист может выполнить работу психолога или экономист – социолога.

Точно так же и криминолог, изучая преступность, используя методы социологии, статистики, психологии, не подменяет специалистов этих наук, а лишь реализует возможности, заложенные в междисциплинарных методах и подходах к проблемам. Обычно при проведении подобных исследований в исследовательский коллектив включаются специалисты смежных отраслей знания, оказывающие заметную помощь в достижении намеченного результата.

Задачей криминологического исследования является получение репрезентативного (представительного) по объёму, глубокого по информационному содержанию материала, основанного не на простой фиксации ряда криминологически значимых признаков, а на выявление глубинных, системообразующих связей между ними.

Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования - закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях, продуцирующих ее влияние, и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.

Преступность в ее движении и изменении, анализирует ее прошлое и настоящее, прогнозирует будущее. Развитие криминологически значимых явлений рассматривается, как процесс, в котором движение носит поступательный характер. Учитываются внутренние противоречия, разные стороны изучаемых криминальных явлений. В криминологии, как в обычных науках, важно следование правилу совпадения начального пункта в теории с начальным пунктом на практике. Криминологическое исследование- это один из его видов социального исследования в его изолированном понимании, оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Поскольку криминология является социально-правовой наукой, в основу методики криминологических исследований должно быть положено сочетание социологических и правовых методов. Без этого нельзя выяснить значения и возможностей правовых мер в борьбе с преступностью, путей повышения их эффективности.

Этапы и программа криминологического исследования.

Качество и объём получаемой в процессе исследования криминологической информации очень во многом обусловлены организацией самого исследования.

Структура любого исследования делится на методологический и организационный блок. Поиск нового должен быть строго ориентирован и, несомненно, должен быть целесообразным. Отсюда необходимость разработки программы, которая предполагает разбиение этой структуры на ряд более мелких элементов. В криминологическом исследовании наличествует сбор, анализ, обработка, интерпретация полученных сведений. При интерпретации материалов большое влияние оказывает человеческий фактор субъективности.

Криминологическое исследование носит плановый характер, исследователь заранее определяет характер и объём той информации, получение которой необходимо, определяет её основные источники. Криминологическому исследованию предшествует подготовительный этап, а начинается оно с составления программы и плана. Программа исследования представляет собой научную основу всех осуществляемых исследовательских процедур на всех этапах исследования – сбора, обработки и анализа полученной информации, с целью получения в итоге теоретических и практически реализуемых выводов. Программа состоит из методологического и процедурного разделов. В методологическом разделе программы формулируются:

1. цель и задачи исследования;

2. предмет и объект;

4. ключевые понятия; описывается поставленная проблема, указываются источники информации

Процедурный раздел программы включает описание конкретных методов и техники сбора, обработки и анализа информации, возможных выводов и рекомендаций, способов их реализации, а также конкретный поэтапный план с указанием исполнителей и сроков исполнения. К программе прикладываются список литературы и образцы методик, схем, диаграмм, анкет. Для выполнения программы составляется план криминологического исследования, определяются этапы его проведения, необходимые для проведения исследования мероприятия организационного характера, исполнители, средства материально-технического обеспечения. В научном отношении программа исследования должна содержать в себе теоретическую основу, т. е. краткое описание самой проблемы на основе анализа всего уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведённых исследований, включающее выдвижение рабочих гипотез, т.е. научно обоснованных предположений, объясняющих характеристики исследуемого объекта. Данные гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования, не противоречить общей его логике. На основе имеющейся программы исследования производится разработка методических документов (методического инструментария), с помощью которых осуществляется сбор информации (анкеты, программы интервью, программы изучения уголовных дел и пр.).

При проведении криминологического исследования, как правило, выделяются следующие его этапы:

- подготовка исследования (включает разработку его программы, плана, комплекса методических документов, решения задач организационного и материально-технического обеспечения);

- сбор первичной информации (проведение интервью, анкетирования, экспертных опросов и т.п.);

- подготовка собранной информации к обработке;

-анализ полученной информации, подготовка итогового документа (отчёта; научного доклада; справки и пр.).

Основные методы криминологического исследования.

Систему методов криминологических исследований образуют теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся философские, логические, исторические, сравнительные способы познания, системный и комплексный подходы. Большинство отечественных криминологов работает в рамках диалектико-материалистической парадигмы, изучающей явления в развитии, движущим источником которого являются противоречия.

Логические методы – это анализ и синтез, индукция, дедукция и др.

Системный подход требует рассмотрения изучаемых объектов в их целостности и единстве многообразных связей с другими явлениями или процессами.

Комплексный подход как метод исследования заключается в использовании достижений различных наук, привлечении специалистов различных областей знаний.

В криминологических исследованиях обязательно использование эмпирических методов: опросы населения (преступников, их жертв, иных

лиц), тестирование, анализ уголовных дел, публикаций средств массовой информации, уголовной статистики и других документов. Эмпирические методы, используемые в криминологии, подразделяются на социологические, психологические, статистические и математические. Рассмотрим основные методы криминологических исследований, начав с методов социологических, без применения которых не обходится практически ни одно исследование.

Метод опросов - это самый распространенный и часто используемый метод, он подразделяется на анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос. Наиболее часто встречающимся является анкетирование, анкетирование это заочный опрос. Значит, для проведения опроса надо составить соответствующую программу, с которой мы должны ознакомить респондента (опрашиваемого).

Отсюда необходимость информации о том, как анкета составляется. Вопросы анкеты подразделяются на закрытые, открытые и полузакрытые в зависимости от наличия или отсутствия подсказок. Подсказка это возможный вариант ответа.

Читайте также: