Что такое критическое мышление доклад

Обновлено: 28.06.2024

Актуальность этого направления обучения в школьном образовании с каждым годом становится все более очевидной в связи с тем, что громадное количество молодых людей, не получивших хорошего образования и поэтому не обладающих критическим мышлением, становятся жертвами манипуляции со стороны некачественных источников информации и недобросовестных авторов.

Путь к способности критически мыслить лежит через понимание того, что такое мышление вообще. Этим занимается специальная наука когнитология. Когнитолог С. Палагин определяет критическое мышление как своеобразный интеллектуальный фильтр, который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.

В узком смысле критическое мышление означает корректную оценку утверждений. Одно из самых распространенных определений — разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать.

Более подробное определение критического мышления описывает его как интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и (или) оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Наиболее полное и научно обоснованное представление о критическом мышлении дает доклад П.А. Фачоне (Университет Санта Клара) 1 . Основные выводы этого фундаментального исследования можно свести к следующему:

1. Под критическим мышлением понимается целенаправленная, саморегулирующаяся система суждений, используемых для интерпретации, анализа, оценки и формулирования выводов, а также для объяснения доказательных, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных соображений, на которых эта система суждений основана.

Таким образом, критическое мышление раскрепощает систему образования и предоставляет большие возможности для личной и общественной жизни.

Идеальный критический мыслитель:

• беспристрастен в оценках;

• честно признает собственные слабости;

• рассудителен при принятии решений;

• готов пересмотреть свою точку зрения;

• имеет ясное представление о предмете;

• спокоен в сложных ситуациях;

• упорен в поисках нужной информации;

• разумен в выборе критериев.

Обучение хорошего критического мыслителя, таким образом, должно быть направлено на достижение этого идеала. Оно должно включать в себя как развитие навыков критического мышления, так и взращивание таких внутренних качеств, которые способствуют

Критическое мышление: отчет об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения более глубокому познанию вещей и являются основой рационального и демократического общества.

2. Специалисты определяют хорошее критическое мышление как сочетание когнитивных навыков и аффективных качеств. По мнению экспертов, оно включает когнитивные навыки:

Каждый из этих шести навыков входит в основу критического мышления, результативность которого можно оценить с помощью специальных критериев.

Технология развития критического мышления разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы — Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение:

• работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

• самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

• сотрудничать и работать в группе;

• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

• находить требующуюся информацию в различных источниках;

• критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

• систематизировать информацию по заданным признакам;

• переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

• видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;

• находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

• длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

Эти умения, безусловно, попадают под определение метапред- метных результатов обучения, а сама технология — в группу метапредметно-ориентированных технологий обучения.

Первый этап: вызов

Выполняются три функции:

• мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);

• информационная (вызов на поверхность имеющихся знаний по теме);

• коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Рассмотрим, что надо учитывать при проведении этого этапа. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.

Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.

Кроме того, на фазе вызова необходимо решить задачу активизации познавательной деятельности учеников. Например, некоторые школьники на уроке не прикладывают интеллектуальные усилия, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

В процессе реализации фазы вызова:

1) учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем;

2) важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы; при этом на данном этапе нет правильных или неправильных высказываний;

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Так в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе — этапе получения новой информации.

Второй этап: осмысление содержания

Выполняются две основных функции:

• информационная (получение новой информации по теме);

• систематизационная (классификация полученной информации по

Особое внимание следует обратить на следующие моменты.

Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления. Именно поэтому, даже в случае удачно реализованной фазы вызова, в процессе работы интерес и активность учащихся ослабевают. Этому может быть несколько объяснений.

Легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложная для организации. Но, как отмечают различные авторы, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.

Во-вторых, учитель не всегда активно использует возможные приемы стимулирования внимания и, хотя данные приемы достаточно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

1) может быть непосредственным источником новой информации; в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении;

2) если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;

3) для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Иногда целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.

Третий этап: рефлексия

Выполняются следующие функции:

• коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

• информационная (приобретение нового знания);

• мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

• оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

На этом этапе следует обратить внимание на то, что в процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Именно осознание учеником происшедших с ним изменений в процессе обучения и становится основным содержанием этого этапа. Эффективным приемом для организации такой деятельности может стать парная и групповая работа, в которой ученики обмениваются мнениями о возникающих в процессе урока вопросах и трудностях осмысления.

Сопутствующие задачи рефлексивного этапа — прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.

Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Итог рефлексии — это ответ на вопросы:

• Что я знал и что умел?

• Что я узнал нового и чему научился?

• Как изменились мои первоначальные представления о предмете и мое отношение к нему?

• Что я буду с этим делать?

Некоторые приемы развития критического мышления

• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

• пользоваться различными способами интегрирования информации;

• задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

• способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

• брать на себя ответственность;

• участвовать в совместном принятии решения;

• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

• умение сотрудничать и работать в группе и др.

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

• работа в паре и в малой группе удваивает и даже утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

• есть возможность повторения, усвоения материала;

• усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

• появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

• письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

• в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, что усиливает понимание;

• развивает активное слушание;

• исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

• предоставляется случай подняться в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

1. Сократовское выспрашивание (сократический диалог): выспрашивание самих себя или других, чтобы сделать полностью высказанными и явными важные моменты нашего мышления:

• Что точно является проблемой? Действительно ли это наилучший вариант постановки проблемы?

• Из какой точки зрения мы исходим? Есть ли альтернативные точки зрения, исходя из которых можно было бы подойти к проблеме или задаче?

• Какие предположения мы делаем? Оправданы ли они? Какие альтернативные предположения мы могли бы сделать вместо них?

• Какие понятия (концепты) мы используем? Осознаем (понимаем) ли мы их? Их уместность (соответствие)? Их смыслы и подтексты?

• Какое доказательство мы нашли или должны найти? Насколько надежен наш источник информации?

• Какие выводы мы делаем? Хорошо ли поддержаны эти выводы?

• Какие следствия (смыслы, подтексты) вытекают из нашего рассуждения (объяснения)?

• Как наше рассуждение (объяснение) замещает (превосходит) конкурирующее или альтернативное рассуждение (объяснение)?

• Есть ли возражения нашему рассуждению (объяснению), которые мы должны рассмотреть?

2. Концептуальный анализ (анализ концептов): любые проблематичные понятия (или концепты, связанные с проблемой? В оригинале — problematic concepts) или способы употребления терминов должны быть проанализированы, и их основная логика изложена и оценена. Сделали ли мы так?

3. Анализ спорного вопроса: всякий раз, когда кто-то рассуждает, этот кто-то пытается уладить какой-нибудь спорный вопрос. Но чтобы уладить вопрос, нужно понять тип вопроса. Различные вопросы требуют различных способов урегулирования. Учитываем ли мы точные требования спорного вопроса?

4. Реконструкция альтернативных точек зрения в их самых сильных формах: поскольку всякий раз, когда кто-то рассуждает, этот кто-то рассуждает с точки зрения или в пределах концептуальной структуры, он должен идентифицировать и реконструировать эти альтернативные точки зрения. Реконструировали ли мы эмпати- чески эти релевантные точки зрения?

5. Рассуждения диалогические и диалектические: поскольку почти всегда есть альтернативные линии рассуждений о данном вопросе или проблеме, и так как разумный человек сочувственно рассматривает их, он должен включаться в диалектическое рассуждение.

Обсудили ли мы с различных точек зрения (когда уместно) и рационально идентифицировали ли и рассмотрели ли сильные и слабые стороны этих точек зрения в результате этого процесса?

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают, ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают, об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1—2 мин).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 мин. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в корзине идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Технология критического мышления предлагает педагогический прием, известный как Инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе предоставляется одна из шести шляп. Причем в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Фото: Jay Clark / Unsplash

Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов.

Легко ли вам определять связи между идеями, замечать нестыковки в аргументации собеседника? Если да — поздравляем: вы обладаете критическим мышлением. Что это такое и при чем здесь ГЛОБУС, рассказывает Никита Непряхин.

1. В чем суть критического мышления?

Критическое мышление — это важный soft skill. Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков — это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.

2. Где может пригодиться критическое мышление?

Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:

  • понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
  • быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
  • грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
  • замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
  • отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
  • рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.

3. Что такое ГЛОБУС?

Чтобы было проще их запомнить, была сформулирована простая аббревиатура — ГЛОБУС, где каждая буква раскрывает конкретный аспект понятия.

Г — гибкое мышление

Этот критерий — один из ключевых. Мир меняется с невероятной скоростью, поэтому, чтобы адаптироваться абсолютно к любым условиям, вместе с ним должны меняться и мы.

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Негибкий человек — заложник своих установок и стереотипов. Он бескомпромиссен, категоричен и несговорчив. Только гибкость мышления, характера и поведения помогает избежать ненужных конфликтов и лишнего стресса.

Л — логичное изложение

Обычно, говоря о логике, мы имеем в виду способность разумно рассуждать, абстрагироваться, анализировать, делать обоснованные умозаключения и поступать последовательно.

Критическое мышление и логика — как сиамские близнецы: невозможно представить критически мыслящего человека, не способного разбираться, например, в причинно-следственных связях. Однако любая логичность бессильна сама по себе. Она будет торжествовать только при наличии других критериев.

О — обоснованные суждения

Любой тезис он не будет воспринимать на веру без адекватной доказательной базы: подтвержденных фактов, статистических данных, основательных научных исследований, ссылок на конкретный опыт.

Б — беспристрастный подход

Это значит не подгонять логику под свои эгоистичные желания, стремиться к справедливости, быть способным контролировать свои эмоции и спокойно воспринимать действительность. Мыслить как бы от третьего лица своеобразного третейского судьи.

Фото:Timothy Fadek / Bloomberg

Абсолютной беспристрастности добиться невозможно, но стремиться к этому должен каждый.

У — упорядоченные мысли

Мыслить критически — значит мыслить упорядоченно, системно, последовательно, организованно. Это требует наведения порядка в своих мыслях. В зрелом и крепком разуме не может быть хаоса, взбалмошных, сумбурных мыслей: они рождают беспорядочную речь, затем следуют бессистемные решения, что в конечном итоге приводит к неорганизованной жизни.

Фото:alpinabook.ru

Гармония может родиться только в порядке. Человек, который мыслит упорядоченно, принимает последовательные решения, системно оценивает информацию, виртуозно владеет анализом и синтезом. Его сложно запутать или сбить с четкой смысловой линии.

С — самостоятельное мышление

Критически мыслящий человек — это самостоятельно мыслящий человек. Конечно, мы можем прислушиваться к мнению окружающих, главное, чтобы это было осознанное решение. Самостоятельно мыслить нужно не вопреки, для кого-то, демонстрации взрослости и того, насколько вы оригинальны. Это нужно делать для самих себя. Иначе думать и делать выбор за вас будут другие.

Но полной автономии быть не может, это уже изоляция. Мы не Робинзоны Крузо на необитаемом острове, мы — социальные существа, взаимодействующие друг с другом и живущие в едином инфополе по особым правилам. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что наша самостоятельность заканчивается там, где начинается самостоятельность другого.

4. Как применять критическое мышление?

Существует много способов. Профессор Саманта Агус в видеоуроке для TED-Ed предлагает пятиступенчатый подход.

Сформулируйте проблему. Например, вам предлагается опробовать диету, обещающую результат через две недели. Определение личной цели — сбросить вес, улучшить питание — облегчит критическую оценку этой информации и соотношение со своими потребностями.

Соберите информацию. Можно спросить совета у экспертов. Это поможет оценить все альтернативы.

Подумайте о последствиях. Допустим, кандидат во время предвыборной гонки обещает снизить стоимость бензина на заправках. Звучит отлично, но как насчет долгосрочного воздействия на окружающую среду? Всегда стоит задумываться о влиянии тех или иных решений на дальнейшие события.

Изучите другие точки зрения. Это поможет увидеть варианты, оценить свой выбор и принять взвешенное решение.

Как развивать критическое мышление

Научиться критическому мышлению сразу не получится. Это как изучение иностранного языка — сначала все кажется сложным и непонятным, но когда понимаешь логику, становится проще.

Чтобы развить критическое мышление, отрабатывайте навык на конкретных кейсах. Поставьте под сомнения тезисы и аргументы этой статьи, проверьте ссылки на исследования или компетентность экспертов. Затем — научитесь работать с инструментами критического мышления:

  • пользоваться методиками проверки информации;
  • учитывать когнитивные искажения;
  • не попадаться на ошибки аргументации;
  • выходить из информационных пузырей.

Виктор Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы, начальник отдела научных и творческих программ СПбГИК:

«Чтобы выучить иностранный язык, нас максимально погружают в языковую среду. Например, с играми освоение языка кажется увлекательным приключением, а не тяжким трудом.

С методиками критического мышления более выигрышная ситуация — мы уже погружены в среду, в которой крайне важно их применять. Остается сделать второй шаг — придумать собственный алгоритм развития навыков критического мышления. Это могут быть микроисследования с поиском первоисточников или игры на поиск большего числа эвфемизмов в политических текстах и жаргонизмов в новостных телепередачах.

  • What? — что произошло?
  • Why? — почему это произошло?
  • Who? — кто об этом сообщил?
  • Where? — где это случилось?
  • When? — когда произошло?
  • How? — как это произошло?

Критическое мышление входит в десятку самых важных и востребованных навыков к 2025 году по данным Всемирного экономического форума [2]. Чтобы решать сложные этические, экономические и экологические проблемы в будущем, нужно учиться работать с информацией и собственным мышлением уже сейчас.

Что такое критическое мышление и как его развить

Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.

Зачем нужно критическое мышление

Учёба

Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.

Работа

Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.

Повседневная жизнь

Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учёбы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления.

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:

  • читайте художественную и научно-популярную литературу;
  • смотрите документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах, Youtube-каналах специалистов в разных областях, открытых лекториях;
  • наблюдайте за людьми и их поведением — это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
  • разговаривайте с людьми, интересуйтесь их мнением и опытом — это позволит выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:

Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Обращайтесь к альтернативным источникам информации

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Придумывайте варианты

Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

  • Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все вероятные последствия, оцените каждое из них, подумайте, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
  • Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
  • Анализируйте поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

Анализируйте ошибки

Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

Специальные упражнения и методики

Шахматы

Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.

Ребусы, головоломки и логические игры

Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки.

Настольные игры, развивающие логику и воображение

Методики развития нестандартного мышления

Что запомнить:

  • Критическое мышление — важный навык, который помогает анализировать информацию, делать выводы, формировать собственное мнение по любому вопросу и действовать в соответствии с ним.
  • Критическое мышление помогает успешно справляться с учебными и рабочими задачами, принимать решения и ориентироваться в потоке информации.
  • Чтобы развить критическое мышление, стремитесь расширить свой кругозор и больше узнавать о разных предметах и явлениях, учитесь задавать вопросы, анализировать текст, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений.

также встречается определение — латеральное мышление

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

В сегодняшнем мире, основанном на знаниях, преимущество принадлежит тем, кто может мыслить критически и постоянно совершенствовать свои знания. Критическое мышление помогает вам развить свои аналитические навыки, чтобы вы могли оценивать предоставленные вам данные и интерпретировать их наиболее оптимальным образом. Это помогает минимизировать ошибки и быстро принимать правильные решения в критических ситуациях.

Критическое мышление Введение

Другими словами, критическое мышление — это логическое изучение методов принятия решений и совершенствования навыков суждения. Речь идет не только о том, как мы думаем и анализируем факты, но также и о том, как мы используем эти факты, чтобы определить курс действий и действовать в соответствии с ними. Действие является важным шагом критического мышления, поскольку вся концепция критического рассуждения вращается вокруг действия на основе твердых, неопровержимых доказательств.

Рассуждение — это способность использовать имеющиеся знания для обработки некоторой информации, связанной с ней, и определения, является ли она истинной или ложной. Именно это качество рассуждений заставило человеческую расу эволюционировать от группы обитателей пещер до завоевания желанного высшего положения в мире животных. Однако человеческое мышление не всегда безупречно, потому что оно не всегда основано на логике. Часто отмечалось, что на человеческое мышление влияет эмоциональный уклон . Одним из этих эмоциональных предубеждений является предубеждение. Мы склонны судить людей по их внешнему виду, но часто они оказываются неправы.

В этих областях чрезвычайно важно анализировать, оценивать и объяснять все подробно с помощью здравой логики и исследований, поэтому критическое мышление необходимо для достижения успеха в этих областях. Есть случаи, когда люди со здравым знанием и логическим запросом допускали ошибки, потому что они не могли применять методы, которые были слишком сложными и непрактичными для успешной реализации.

Критическое мышление включает в себя выявление предубеждений, предвзятости, пропаганды, самообмана, искажения, дезинформации и т. Д. Учитывая исследования в области когнитивной психологии, некоторые преподаватели считают, что школы должны сосредоточить внимание на обучении своих учеников навыкам критического мышления и развитию интеллектуальных черт.

Критическое мышление помогает нам распознавать проблемы и находить решения для них. В дополнение к этому, это также учит нас расставлять приоритеты между набором задач, чтобы мы понимали предпочтения в решении проблем. Это также помогает в понимании данных с точностью и проверки на наличие логических отношений между ними. После достижения заключения, теория затем применяется для проверки различных обобщений, которые рассматривались во время формулирования заключения.

Читайте также: