Фразеологическая система русского языка доклад

Обновлено: 30.06.2024

Основу языка составляют фонетика, грамматика (включая синтаксис) и лексика – так называемая лингвистическая троица, триада. Но данные разделы лингвистики не исчерпывают передачи человеческой мысли, потому что гармонию этой троицы нарушает фразеология. В реальной речи части триады тесно переплетены и вместе с фразеологией отчаянно сопротивляются насильственному разделению.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

Пользуясь учебными и научными источниками, предложенными в списке литературы, и другими источниками, осветите вопрос теоретически.

Вариант № 9 (вопрос 9)

Понятие о фразеологической системе русского языка.

Функционально – стилистическая роль фразеологизмов.

  • Понятие о фразеологической системе русского языка

Основу языка составляют фонетика, грамматика (включая синтаксис) и лексика – так называемая лингвистическая троица, триада. Но данные разделы лингвистики не исчерпывают передачи человеческой мысли, потому что гармонию этой троицы нарушает фразеология. В реальной речи части триады тесно переплетены и вместе с фразеологией отчаянно сопротивляются насильственному разделению.

Фразеология русского языка представляет собой стройную систему. Она обладает автономностью, поскольку фразеологизмы принципиально отличаются, с одной стороны, от отдельных слов, с другой - от свободных словосочетаний, и в то же время входит в более сложную систему общенационального языка, находясь в определенных отношениях с разными его уровнями. Например, как и слова, фразеологизмы состоят из фонем, которые выполняют смыслоразличительную функцию; это определяет системные связи фразеологии с фонематическим уровнем языка. Фразеологизмы по-разному соотносятся с различными частями речи, что характеризует их системные связи на морфологическом уровне. Выполняя определенные синтаксические функции в предложении, фразеологизмы находятся в системных отношениях с другими языковыми единицами на синтаксическом уровне.

Каждый лингвист понимает фразеологию по-своему.

В.В.Виноградов определяет фразеологию тремя разными дефинициями

Н.М. Шанский понимает фразеологию как:

М.И Молотков описывает фразеологию так:

Общим признаком всех определений является понимание фразеологии как лингвистической дисциплины, объектом которой являются фразеологические единицы. В то время как Н.М. Шанский подчёркивает точку зрения времени (современное состояние и историческое развитие фразеологии), М.И. Молотков и В.В.Виноградов понимают фразеологии не только как лингвистическую дисциплину, а также как совокупность (систему) фразеологизмов.

Фразеологические единицы привлекали внимание исследователей уже давно. Их называли различными названиями – речения, крылатые слова, афоризмы, пословицы, поговорки, выражения, обороты речи, идиомы, идиоматизмы, фразесы – и уже с конца XVIII в. они объяснялись не только в специальных сборниках, а также в толковых словарях.

Возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русском языкознании относится к 40-м годам ХХ века и связано с именем академика Виктора Владимировича Виноградова. Он в ряде своих работ разрешил некоторые вопросы общего характера и создал синхронную классификацию фразеологических единиц русского языка с точки зрения их семантической слитности. Благодаря В.В.Виноградову фразеологические единицы стали предметом пристального внимания и изучения всех, интересующихся вопросами лексики и стилистики художественной речи.

Решение центрального теоретического вопроса фразеологии - установление того, что представляет собой фразеологическую единицу - очень важно и необходимо. Это решение имеет значение не только для построения фразеологической теории данного языка и изучения его фразеологической системы, но и в лексикографической и преподавательской работе.

В современной лингвистической литературе определилось два основных направления в решении этой проблемы.

Представители одного направления (Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, А.Г. Руднев и др.) к фразеологическим относят только такие эквивалентные слову семантические единицы более сложного порядка, которым присущи семантическое обновление и метафоризация. Из области фразеологии исключаются пословицы, поговорки, многие цитаты и почти все сложные термины, т.е. все те словосочетания, которые не превратились еще в лексически неделимые обороты, не получили переносно-обобщенного значения, не стали метафорическими сочетаниями.

Иного мнения придерживаются такие ученые, как Л.А. Булаховский, А.А. Реформатский, А.И. Ефимов, Е.М. Галкина-Федорук, Н.М. Шанский, В.Л. Архангельский и др. Наряду с собственно фразеологическими оборотами во фразеологию они включают пословично-поговорочные выражения, цитаты, ставшие крылатыми выражениями, сложные термины. Подобные обороты называют фразеологическими выражениями (Н.М. Шанский).

В каждом языке существуют словосочетания, которые возникают при соединении слов. Одни из словосочетаний свободные, другие – несвободные. В свободных словосочетаниях каждое слово сохраняет самостоятельное значение и выполняет синтаксическую функцию отдельного члена предложения. В несвободных словосочетаниях, которые называются связанными, или фразеологическими, слова соединяются вместе, теряют свое индивидуальное лексическое значение и образуют новое смысловое и синтаксическое целое, которое по семантике приравнивается к отдельному слову

Определение фразеологической единицы очень важно, но с другой стороны, сложно. В русской лингвистической традиции существует несколько определений фразеологизмов:

Фразеологическая единица, или фразеологизм —это семантически несвободное сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто единое с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава.

Сегодня для обозначения фразеологизма как языковой единицы используются различные термины – фразеологи ческое выражение, фразеологическая единица, фразеологический оборот речи, устойчивое сочетание слов, устойчивая фраза, идиоматическое словосочетание, фразеологизм, идиома, идиоматизм, фразема и др.

Фразеологическая единица занимает в структуре языка промежуточное (межуровневое) положение между словом (единица лексико- семантического яруса) и словосочетанием (единица синтаксического яруса).

  • Функционально-стилистическая роль фразеологизмов.

Фразеологические единицы, в целом тяготеющие к периферийным сферам словарного состава русского языка, естественно предрасположены к стилистической маркированности, и большинство из них ею обладают.

Функционально-стилевая классификация фразеологизмов имеет большое значение, так как помогает наметить возможные сферы их использования. Этой же цели служит понимание экспрессивно-стилистического их значения.

Функциональная роль фразеологизмов. С точки зрения их функции в языке фразеологизмы делятся на две группы:

1) номинативные фразеологизмы, которые являются названиями предметов, явлений, процессов окружающей действительности, например: анютины глазки -название цветка, белый гриб - название гриба, вопросительный знак - название научного понятия из области лингвистики, глазное яблоко - название научного понятия из области медицины;

также появление фразеологических единиц обусловливается все возрастающими темпами социально-экономической жизни и научно-технического прогресса, необходимостью обозначать новые явления и понятия, возникающие в процессе социально-экономической и культурной жизни общества. Напр. резервы производства, подхватить инициативу.

Например: анютины глазки -название цветка, белый гриб - название гриба, вопросительный знак - название научного понятия из области лингвистики, глазное яблоко - название научного понятия из области медицины;

2) изобразительно- выразительные фразеологизмы, характерными чертами которых является художественная изобразительность, высокая степень обобщенности значения и эмоционально-экспрессивное наполнение. Эти фразеологизмы функционируют в живой разговорной речи, в художественных и публицистических текстах с особым стилистическим заданием. Рассмотрим функции этих фразеологизмов в текстах.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании фразеологической системы русского языка.
Задачами работы являются рассмотрение особенностей употребления фразеологизмов в речи, стилистической окраски, синонимии, антонимии, омонимии, норм употребления фразеологизмов, получение представления об их основных структурно-семантических и стилистических типах.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. ……
3
1 Понятие и основные типы фразеологизмов………………………..….…
1.1Понятие фразеологизма……………………………. ………..….….….
1.2Структура фразеологизмов ……………. ………….…..……….….….
1.3Основные типы фразеологических единиц……………………………
2 Фразеологическая стилистика…………………………..………………..
4
4
4
6
11
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
Особенности употребления фразеологизмов в речи …………..…..…
Стилистическая окраска фразеологизмов……..………………………
Многозначность фразеологизмов.…….……………………………….
Синонимия фразеологизмов…….…………………………….………..
Антонимия фразеологизмов……………………………………………
Омонимияфразеологизмов…………………………………………….
Нормы употребления фразеологизмов……………….………………..
Фразеологизмы в публицистической и художественной речи………
Фразеологическое новаторство писателей……………………………
11
12
13
14
15
17
18
19
19
2.9.1 Разрушение образного значения фразеологизмов…………………..
2.9.2 Изменение количества компонентов фразеологизма…………..….
2.9.3 Преобразование состава фразеологизма……………………..………
19
20
21
3 Источники русских фразеологизмов……………………………………..
Заключение …………………………………………………………………..
Список использованных источников ……………

Работа содержит 1 файл

курсовая для сайтов.docx

ст-ка гр. 930402 ______________________________ ___ / К.Ю. Зорина /

подпись расшифровка подписи

к.т.н., зав. кафедрой ______________________________ _ / И.Ю. Васина /

подпись расшифровка подписи

подпись расшифровка подписи

1 Понятие и основные типы фразеологизмов………………………..….…

1.3Основные типы фразеологических единиц……………………………

2 Фразеологическая стилистика…………………………..………………..

Особенности употребления фразеологизмов в речи …………..…..…

Стилистическая окраска фразеологизмов……..………………………

Нормы употребления фразеологизмов……………….………………..

Фразеологизмы в публицистической и художественной речи………

Фразеологическое новаторство писателей……………………………

2.9.1 Разрушение образного значения фразеологизмов…………………..

2.9.2 Изменение количества компонентов фразеологизма…………..….

2.9.3 Преобразование состава фразеологизма……………………..………

3 Источники русских фразеологизмов……………………………………..

Список использованных источников ………………………………………

Употребление несвободных сочетаний слов и фразеологизмов, которые воспроизводятся или не воспроизводятся в речи, называют фразеологическими нормами речи.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании фразеологической системы русского языка.

Задачами работы являются рассмотрение особенностей употребления фразеологизмов в речи, стилистической окраски, синонимии, антонимии, омонимии, норм употребления фразеологизмов, получение представления об их основных структурно-семантических и стилистических типах.

1 Понятие и основные типы фразеологизмов

1.1 Понятие фразеологизма

Фразеологизм, фразеологическая единица или фразема – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы)[1].

Например: душа в пятки уходит – становится страшно; душа нараспашку– чистосердечный, откровенный; душа не лежит– неинтересно; душа в душу– дружно; души не чаять– сильно любить.

Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.

Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Семантическая слитность фразеологизмов может варьировать в достаточно широких пределах: от невыводимости значения фразеологизма из составляющих его слов во фразеологических сращениях (идиомах) до фразеологических сочетаний со смыслом, вытекающим из значений, составляющих сочетания. Превращение словосочетания в устойчивую фразеологическую единицу называется лексикализацией [7].

1. 2 Структура фразеологизмов

Фразеологизмы русского языка могут различаться своей грамматической структурой. По грамматической структуре их можно разделить на два основных разряда. Первый разряд составляют фразеологизмы, имеющие грамматическую структуру предложения, например: бабушка надвое сказала, след простыл, как корова языком слизала. Второй разряд – это фразеологизмы со структурой словосочетания: сесть в калошу, авгиевы конюшни, властитель дум [2].

Фразеологизмы со структурой предложения менее многочисленны в русском языке.

Фразеологизмы со структурой словосочетания различаются по тому, какие части речи они в себя включают, и какое слово в них является грамматически главным. По грамматически главному слову различаются два типа фразеологизмов: именные и глагольные.

У именных фразеологизмов грамматически господствующим, главным словом бывает чаще всего имя существительное: белые мухи, эзопов язык, гвоздь программы, злоба дня. Однако есть фразеологизмы, грамматически главным словом которых выступает имя прилагательное: легкий на подъем, тугой на ухо.

Глагольные фразеологизмы включают в свой состав глагол как грамматически главное слово плюс имя существительное или наречие, например: ходить козырем, заваривать кашу, видеть насквозь.

К фразеологизмам со структурой словосочетания примыкают такие фразеологизмы, которые содержат слова, связанные сочинительной связью: ни рыба ни мясо, ни дна ни покрышки, без сучка без задоринки [8].

В составе предложений фразеологизмы могут выполнять роль любого члена предложения. Однако чаще всего они бывают обстоятельствами или сказуемыми. Например: – А будешь разговаривать – так вспрысну, что до новых веников не забудешь! (М.Е. Салтыков-Щедрин). В этом предложении фразеологизм выполняет роль обстоятельства.

Фразеологизмы в предложениях могут выступать и в роли сказуемого: А вот что потом, после своей ошибки, человек делает – это другой вопрос! Твой отец Лазаря никому не пел (не жаловался). Встал за свой станок и стоял за ним, пока жил (К. Симонов).

В качестве дополнений и подлежащих употребляются преимущественно фразеологизмы терминологического характера, например: названия цветов, трав (пастушья сумка, ивановы кудри и т. д.), медицинские названия (берцовая кость, слепая кишка и т. д.).

Фразеологизмы со структурой предложений также употребляются в роли определенных членов предложения, хотя внешне они и сходны с самостоятельными предложениями. Так, фразеологизм где раки зимуют употребляется в роли дополнения (узнать (что?) трудности). Бросив трубку после разговора со Смолкиным, Вертилин отправился в Автотрест. Пусть не думают, что его можно взять голыми руками, он еще покажет этой базе, где раки зимуют (А. Рыбаков) [8].

Синтаксическая роль фразеологизмов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Синтаксическая роль фразеологизмов

1.3 Основные типы фразеологических единиц

Исследование всего множества фразеологизмов русского языка предполагает ихклассифицирование по самым разнообразным признакам.

В.В. Виноградов, предложил одну из наиболее известных и широко распространенных в лингвистике классификаций, основанную на различной степени идиоматичности (немотивированности) компонентов в составе фразеологизма.

Выделяется три типа фразеологизмов.

Фразеологические сращения могут включать в свой состав устаревшие слова и грамматические формы: шутка сказать (не шутку!), сыр бор разгорелся (не сырой!), что также способствует семантической неразложимости оборотов.

Фразеологические сращения представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Фразеологические сращения

Некоторые фразеологические единства обязаны своей экспрессивностью каламбуру, шутке, положенным в их основу: дырка от бублика, от жилетки рукава, сам не свой, без году неделя, зарезать без ножа. Выразительность иных строится на игре антонимов:ни жив ни мертв, ни дать ни взять, ни богу свечка ни черту кочерга, более или менее; на столкновении синонимов: из огня да в полымя, ум за разум зашел, переливать из пустого в порожнее, вокруг да около. Фразеологические единства придают речи особую выразительность и народно-разговорную окраску [5]. Примеры фразеологических единств представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Фразеологические единства

Рисунок 4 – Фразеология сочетания

Фразеологические сочетания нередко варьируются: насупить брови– нахмурить брови; затронуть чувство гордости – задеть чувство гордости; одержать победу – одержать верх, потерпеть крах – потерпеть фиаско (поражение); страх берет – злость (зависть) берет, сгорать от нетерпения – сгорать от стыда и т. д [5].

2 Фразеологическая стилистика

2.1 Особенности употребления фразеологизмов в речи

Фразеологическая стилистика изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, прожиточный минимум, шоковая терапия). В центре внимания фразеологической стилистики предупреждение речевых ошибок при употреблении фразеологизмов. Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний.

Фразеология — это раз­дел язы­ко­зна­ния, кото­рый изу­ча­ет устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния в речи, а так­же их сово­куп­ность в язы­ке отдель­но­го авто­ра или соци­аль­ной группы.

Фразеология явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью лек­си­ко­ло­гии, изу­ча­ю­щей сло­во как основ­ную еди­ни­цу речи, а так­же весь сло­вар­ный состав язы­ка в его мно­го­об­ра­зии. С этой точ­ки зре­ния лек­си­че­ский состав язы­ка вклю­ча­ет в себя не толь­ко отдель­ные само­сто­я­тель­ные сло­ва, но и целые устой­чи­вые выра­же­ния, образ­ное зна­че­ние кото­рых иден­тич­но слову.

Понятие о фразеологизме

Фразеология близ­ко свя­за­на с лек­си­ко­ло­ги­ей, син­так­си­сом и отча­сти со сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, но в отли­чие от этих язы­ко­вых дис­ци­плин осно­во­по­ла­га­ю­щим для неё явля­ет­ся поня­тие фра­зео­ло­ги­че­ской еди­ни­цы языка.

Чтобы понять, поче­му такие сло­во­со­че­та­ния не рас­смат­ри­ва­ют­ся, напри­мер син­так­си­сом, напом­ним, что такое фра­зео­ло­гизм.

Фразеологизм — это устой­чи­вое по соста­ву и струк­ту­ре образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее из двух и более слов.

Семантика фра­зео­ло­гиз­ма не свя­за­на со зна­че­ни­я­ми его состав­ля­ю­щих частей и рав­на одно­му сло­ву. Понаблюдаем:

ФразеологизмЗначение
полон ротмно­го
сидеть сло­жа рукибез­дель­ни­чать
делать из мухи слонапре­уве­ли­чи­вать
сло­мя головубыст­ро

Что изучает фразеология?

Фразеологизмы — это свя­зан­ные, исто­ри­че­ски обу­слов­лен­ные еди­ни­цы язы­ка, то есть гото­вые соче­та­ния слов, кото­рые не обра­зу­ют­ся каж­дый раз зано­во, а вос­про­из­во­дят­ся как уже объ­ек­тив­но суще­ству­ю­щие лек­си­че­ские еди­ни­цы. Объектом изу­че­ния фра­зео­ло­гии явля­ют­ся имен­но такие образ­ные сло­во­со­че­та­ния, отли­ча­ю­щи­е­ся вос­про­из­во­ди­мо­стью по жела­нию гово­ря­ще­го или пишу­ще­го. Фразеологизмы воз­ник­ли в резуль­та­те пере­осмыс­ле­ния зна­че­ния обо­ро­та, состо­я­ще­го из несколь­ких слов. С этой точ­ки зре­ния фра­зео­ло­гию как нау­ку об устой­чи­вых выра­же­ни­ях инте­ре­су­ют в первую оче­редь сле­ду­ю­щие пара­мет­ры словосочетаний:

  • спа­ян­ность слов в обороте;
  • мно­го­ком­по­нент­ность (два и более слов);
  • вос­про­из­во­ди­мость (гото­вая лек­си­че­ская еди­ни­ца речи);
  • пере­нос­ное значение;
  • син­так­си­че­ская функ­ция (еди­ный член предложения).

Фразеология иссле­ду­ет при­ро­ду устой­чи­вых сло­во­со­че­та­ний, воз­ник­ших как вто­рич­ное обра­зо­ва­ние на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов в резуль­та­те их образ­но­го пере­осмыс­ле­ния. Эта линг­ви­сти­че­ская нау­ка иссле­ду­ет структурно-семантическую устой­чи­вость, зна­че­ние и функ­цию устой­чи­вых сло­во­со­че­та­ний, их экс­прес­сив­ную окрас­ку и сти­ли­сти­че­ское зна­чи­мость в речи.

Фразеология

Фразеология — это нау­ка, изу­ча­ю­щая типы зна­че­ний устой­чи­вых обо­ро­тов. Большинство их име­ют одно зна­че­ние. Фразеология выяв­ля­ет сино­ни­мич­ные и анто­ни­мич­ные отно­ше­ния меж­ду устой­чи­вы­ми обо­ро­та­ми речи:

  • водить за нос — вти­рать очки (обма­ны­вать);
  • кап­ля в море (мало) — хоть пруд пру­ди (мно­го).

Некоторые фоне­ти­че­ски иден­тич­ные обо­ро­ты речи обо­зна­ча­ют совер­шен­но раз­ные поня­тия. В осно­ве их семан­ти­ки про­яв­ля­ют­ся раз­ные зна­че­ния одно­го и того же явле­ния. Так воз­ни­ка­ют омо­ни­мич­ные фразеологизмы:

  • брать сло­во (высту­пить) — брать сло­во (взять обе­ща­ние у кого-либо);
  • ходить на цыпоч­ках (тихо, красть­ся) — ходить на цыпоч­ках (уго­ждать, заис­ки­вать).

Фразеология выяв­ля­ет грам­ма­ти­че­ские клас­сы фра­зео­ло­гиз­мов и рас­кры­ва­ет их син­так­си­че­скую функ­цию в пред­ло­же­нии. Этот раз­дел язы­ко­зна­ния изу­ча­ет экс­прес­сив­ную окрас­ку каж­до­го устой­чи­во­го обо­ро­та речи и его сти­ли­сти­че­скую зна­чи­мость. Наряду с ней­траль­ны­ми и книж­ны­ми обо­ро­та­ми речи в рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство фра­зео­ло­гиз­мов с раз­го­вор­ной или даже про­сто­реч­ной сти­ли­сти­че­ской окраской:

  • потер­петь фиа­ско (книжн.);
  • почи­вать на лав­рах (книжн.);
  • стре­ля­ный воро­бей (разг.);
  • как в апте­ке (разг.);
  • в ажу­ре (прост.);
  • под­би­вать баб­ки (прост.).

Фразеологизмы в русском языке

Исходя из темы, формулируем цель реферата: рассмотреть понятие "фразеологизм", основные классификации и источники фразеологизмов, примеры использования в выбранных художественных текстах и сделать обобщение о роли фразеологизмов в образной и выразительной речи. Объектом исследования является сущность и функционирование фразеологизмов в речи. Предмет исследования - научные тексты, художественные тексты, примеры фразеологизмов в текстах.

Исходя из цели работы, формулируем ряд задач:

- изучить лингвистическое понятие фразеологизм , источники происхождения и основные типы фразеологизмов;

-отобрать художественные тексты и найти примеры фразеологизмов;

- классифицировать отобранные фразеологизмы в соответствии с принятыми классификациями;

- установить роль фразеологизмов в создании образности;

- сформулировать заключение по теме и проблеме работы.

Для решения задач использовались следующие теоретические методы:

- работа со справочной, научной литературой (отбор необходимой информации по теме);

- теоретические методы анализа, аналогии, сравнения, классификации, перевода информации из одного вида в другой, обобщения;

- отбор языкового материала в художественных текстах;

Теоретическая часть работы опиралась на изучение трудов ученого-языковеда В. В.Виноградова, Д.Э.Розенталя, доктора филологических наук, академика Н. М. Шанского.

Практическая часть работы представлена языковым материалом, отобранным из художественного текста самостоятельно, его дифференциацией в соответствии с лингвистическими классификациями и систематизацией в самостоятельно составленной таблице (глава 3). Для анализа из текста отобраны фразеологизмы. Примеры дифференцированы в соответствии с основными принятыми классификациями. Проведённый анализ текста и выборка примеров показывает роль тропов в создании выразительности. В заключении сформулированы выводы о роли фразеологизмов в создании художественной образности, отмечена значимость изучения темы для обогащения собственной речи.

Новизна работы заключается в попытке классифицировать и представить в таблице самостоятельно отобранные примеры фразеологизмов.

Практическая значимость работы для автора: полезна в плане отбора и изложения необходимой информации по теме , представления информации в виде таблицы, формулирования выводов и обобщений.

Реферат может быть интересен людям, интересующимся филологией, историей языка, желающим научиться говорить выразительно. Работа развивает интерес к русскому языку, его истокам, способствует сохранению образности речи. Реферат может быть использован на уроках русского языка.

Основная часть

ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ?

Фразеологизмы – своеобразные микромиры, они содержат в себе и нравственный закон, и здравый смысл, выраженные в кратком изречении, которые завещали предки в руководство потомкам. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации.

Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.

Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы — общеупотребительные слова и другие фразеологизмы.

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека — его отношение к труду, отношение к другим людям, личные достоинства и недостатки.

Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.

КАК ПОЯВИЛИСЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на две группы:

1. фразеологизмы русского происхождения;

Подавляющее большинство русских фразеологизмов, о которых и пойдет речь в данной работе, возникло в самом русском языке или пришло в русский язык из языка-предка.

Фразеологизмы появились в языке различными путями. Большинство из фразеологизмов пришло из разговорно-бытовой речи. Меткие народные выражения, нередко окрашенные юмором, переходят из поколения к поколению: ищи ветра в поле, в чем мать родила, потерять голову, чучело гороховое, водой не разольешь и др. Люди легко запоминают такие выразительные обороты и повторяют их снова и снова. Со временем некоторые слова, которые встречаются во фразеологизмах, выходят из активного употребления. Но если выражение приобрело всенародную известность, то это не мешает его популярности. Сам же фразеологизм, в котором есть слово, непонятное современным носителям языка, становится только более устойчивым.

Фразеологизмами стали многие устные выражения, которые употреблялись людьми разных профессий. Выражения топорная работа, разделать под орех пришли из речи столяров, задавать тон – из речи музыкантов, ставить в тупик, зелёная улица – из речи железнодорожников, привести к общему знаменателю – от математиков, от скорняков (портных, шивших шубы, верхнюю одежду) – небо в овчинку.

Некоторые фразеологизмы пришли из народных сказок: например, выражения по щучьему велению, молочные реки и кисельные берега.

Довольно много фразеологизмов пришло из книжной речи. Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после введения христианства. Текст Библии послужил источником таких хорошо знакомых выражений, таких как: запретный плод, первородный грех, каинова печать, мерзость запустения, око за око, зуб за зуб, нести свой крест, поцелуй Иуды, имеющий уши да услышит, по образу и подобию, метать бисер перед свиньями и др. На Руси Библию первоначально переписывали на церковнославянском языке. Поэтому многие слова в библейских выражениях имеют необычные формы или вообще не очень понятны: ничтоже сумняшеся (ничтоже – ничуть не, сумняшеся – сомневаясь), глас вопиющего в пустыне (глас – голос, вопиющий – кричащий), не от мира сего (сей – этот), притча во языцех (языцех – старая форма предложного падежа мн.ч., от слова язык в значении народ), земля обетованная (обетованная – обещанная).

Христианским символом, имеющим распространение в разных культурах, является число семь. В русской культуре семь – символ чего-то чрезмерного: за семью замками (печатями) – очень сильно скрыто, в глубокой тайне; семи пядей во лбу – очень умный; за семь верст киселя хлебать – очень далеко; семь потов сошло – очень устал; семь верст до небес и все лесом – очень много и бессмысленно; семь пятниц на неделе – часто менять свое решение; быть на седьмом небе – быть очень счастливым.

Интересно происхождение русских фразеологизмов:

1. Связаны с органами человека:

2. Связаны с жизнью и бытом человека .

Быт человека во фразеологии показан во множестве фразеологизмов. Вот некоторые из них, связанные с жизнью человека:

вызвать на ковер (начальник вызывает подчиненного к себе в кабинет, чтобы сделать ему порицание);

мокрая курица ( вялый в работе, неповоротливый в движениях человек, на которого нечего рассчитывать);

слепая курица ( человек, который бестолково тычется и суетится, разыскивая вещь, лежащую, что называется, у него на носу) и др.

3. История России во фразеологизмах.

Таким образом, фразеологизмы связаны и с историей России, соединяют в себе все, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.

Истинными хранителями духовной культуры народа являются фразеологические обороты речи. Именно они напрямую связаны с культурой, они хранят информацию об истории, этнографии, национальной психологии, национальном поведении, т.е. обо всем, что составляет содержание жизни народа.

4. Фразеологизмы, пришедшие из фольклора - сказок, притч, песен, пословиц русского народа: добрый молодец; горючими слезами обливаться; молочные реки, кисельные берега.

5. Часть оборотов восходит к профессиональной речи: в час по чайной ложке – из медицинского обихода; сойти со сцены – из речи артистов.

6. Восходят к обычаям, традициям и обрядам: на зубок, отвести глаза.

7. Из авторской художественной речи произведений: остаться у разбитого корыта ( из сказки А. С. Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке").

Они бывают по своему происхождению (в зависимости от источника) исконно русскими и заимствованными (происходит постоянный обмен фразеологизмами и их значениями между разными языками).

КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Лингвистическая классификация фразеологизмов по способу их образования (соединения отдельных слов в одно целое) интересна и также позволяет понять сущность самого понятия "фразеологизм". В языкознании общепринятой является классификация одного из ведущих русских учёных-лингвистов В. В. Виноградова.

Ученый-языковед В. В. Виноградов выделил три основных типа фразеологических единиц:

1. фразеологические сращения;

2. фразеологические единства;

3. фразеологические сочетания.

Вывод: данная классификация представляется наиболее точно отражающей сущность фразеологизмов. Её значение велико: изучив эту классификацию, можно научиться использовать фразеологизмы и избежать речевых и грамматических ошибок в употреблении фразеологизмов.

Фразеологизмы в художественной литературе для детей

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь не только выразительной, но и эмоциональной, яркой, остроумной. Поэтому фразеологизмы часто используются в публицистическом, художественном и, конечно, разговорном стилях речи.

Книги являются неотъемлемой частью нашей жизни. С древних времен они считаются источником знаний. Чтение – это возможность увеличить свои знания об окружающем мире, расширить свой кругозор и обогатить словарный запас.

Очень часто фразеологизмы употребляются в речи героев детских произведений, делая их речь более эмоциональной. Очень важный признак фразеологизмов – их образность, яркость, эмоциональность. Используя фразеологизм, говорящий не просто называет предмет, явление, но и выражает свои чувства, свое отношение, дает свою оценку. Автор работы обращается к художественным произведениям для детей с целью посмотреть, какие фразеологизмы , для чего употребляют в своей речи герои литературных произведений, и - главное - как влияет на речь использование фразеологизма, а также классифицировать данные примеры по источнику происхождения и по способу образования - в соответствии с изученными по научным источникам классификациями.

Употребление фразеологизмов в художественной литературе для детей. Автором были прочитаны и изучены с точки зрения присутствия фразеологизмов некоторые произведения художественной литературы для детей ( в том числе и фольклорные жанры). На основании анализа текстов составлена таблица.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я рассказываю, что фразеологизмы делятся: а) на исконно русские (их подавляющее большинство), возникшие преимущественно в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний; б) заимствованные из старословянского языка (их сравнительно немного): как зеницу ока, не от мира сего, притча о языках, во время оно, святая святых и подобные;

в) возникшие вследствие метафоризации устойчивых словосочетаний терминологического характера, как, например: удельный вес (значение), сгущать краски (сильно преувеличивать) и так далее;

г) составные бытовые наименования, не принадлежащие к какой-либо строго определенной терминологической системе: бабье лето, козья ножка и другие;

д) крылатые слова и выражения, относящиеся к греко-римской мифологии (ахиллесова пята, дамоклов меч, муки тантала), библеизмы (манна небесная, умывать руки);

а) Деление фразеологизмов.

б) Признаки фразеологизмов.

в) Фразеологические обороты.

г) Фразеологические загадки.

В языке каждого народа имеются образные меткие выражение, сочетания слов, которые отражают национальный колорит языка. Так, например, о везучем, удачливом, счастливом человеке русские говорят, что он родился в рубашке (сорочке). Англичане – что он родился с серебряной ложкой во рту, французы – родился причесанным, а на Востоке – родился, когда чихнул ишак. Видимо, у восточных людей рождение человека ранним свежим утром, когда просыпаются птицы и животные, связывается с представлением о сопутствии ему чистоты и счастья.

Меня заинтересовали такие устойчивые выражения, называемые фразео-логизмами, я решила глубже изучить их. Что же такое фразеологизм?

Фразеологизмы (от греч. phrasis – оборот речи, logos – учение). Их называют также "устойчивыми сочетаниями", "фразеологическими единицами". Основная масса фразеологических оборотов обладает оценочным значением, то есть выражает положительную или (чаще) отрицательную характеристику лица или предмета. Ученые относят к ним такие устойчивые выражения, которые не создаются в речи по ходу выражения мыслей, а воспроизводятся в готовом виде и обладают целостным значением.

Выразительные возможности фразеологизмов наиболее полно и ярко раскрываются в произведениях художественной литературы и публицистики.

"О! да этот будет со временем добрый полковник! – говорил старый Тарас. – Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что батька за пояс заткнет!" (Гоголь Н.В. "Тарас Бульба".)

С учетом происхождения фразеологизмы делятся

а) исконно русские (их подавляющее большинство), возникшие преимущественно в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний.




Источники возникновения новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. Крестьянский быт, наблюдения над животными, народные обычаи, профессиональная среда, исторические события – все это может дать жизнь фразеологизмам. Кроме того, литературные произведения, фольклор (сказки, пословицы и поговорки) пополняют фразеологическую копилку русского языка.

Какие привычные формулы сказок стали фразеологизмами? (Жить-поживать, за тридевять земель, в некотором царстве, в некотором государстве, по щучьему велению, сказка про белого бычка.)




б) заимствованные из старословянского языка (их сравнительно немного): как зеницу ока, не от мира сего, притча во языцех, во время оно, святая святых и подобные;

в) возникшие вследствие метафоризации устойчивых словосочетаний терминологического характера, как, например: удельный вес (значение), сгущать краски (сильно преувеличивать) и так далее;

г) составные бытовые наименования, не принадлежащие к какой-либо строго определенной терминологической системе: бабье лето, козья ножка и другие;

д) крылатые слова и выражения, относящиеся к греко-римской мифологии (ахиллесова пята, дамоклов меч, муки тантала), библеизмы (манна небесная, умывать руки);

Ахилл – любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной.

В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.


Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой.

е) пришедшие из других языков: смотреть сквозь пальцы (из немецкого), не в своей тарелке (из французского).

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: " вольный казак" (свободен);мокрая курица (размазня).

Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) – далеко. Намылить шею – проучить, наказать; пешком ходит под стол – маленький. Зуб на зуб не попадает – замерз; зарубить на носу – запомнить; как в воду глядеть – предвидеть и так далее.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы-синонимы: два сапога пара, одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала, вложить меч в ножны (закончить войну, распрю) и другие. Фразеологизмы-антонимы это засучив рукава – спустя рукава. Заварить кашу – расхлебывать кашу, тяжел на подъем – легок на подъем и другие.

Фразеологизмы наряду со словами служат строительным материалом предложения и обладают существенными признаками.

Устойчивость – это мера, степень слитности, смысловой нерасторжимости всех составных частей фразеологизма. Чем устойчивее в этом отношении фразеологизм, тем в большей степени составные части его теряют ранее присущие им общепринятые значения. Например: носить решетом воду – бесцельно и безрезультатно трудиться. Здесь все компоненты фразеологизма потеряли собственное лексическое значение и служат для выражения фразеологического значения в целом.

Воспроизводимость – регулярная повторяемость, возобновляемость фразеологических оборотов в речи. Например, воспроизводятся такие фразеологизмы, как выжимать сок, не за горами, руки не доходят и так далее.

Фразеологические обороты почти непереводимы на другой язык, так как они имеют целостное значение, а составляющие фразеологизм слова как бы теряют собственное значение. Например: кровь с молоком – крепкого здоровья (человек). Детский лепет – говорить наивное, примитивное, необоснованное, несерьезное. Ждать у моря погоды – пассивно ожидать чего-либо, бездействовать (обычно вынужденно).

Незамкнутость структуры фразеологизма проявляется в том, что он обычно всем своим составом, как одно неделимое целое, сочетается в речи со знаменательными словами (словом), которые его окружают.

Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения:"Отделкой, чистотой ларец в глаза кидался"(выделялся, отличался).(И.Крылов.) Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно).

1) Вымыть руки. (Когда хотим помыть руки)

2) Держать себя в руках. (О выдержанном человеке)

3) Взять голыми руками. (Легко одолеть)

2 и 3 словосочетания созданы на основе переносного значения слов т.е. здесь происходит перенос прямого значения слова на другой предмет или явление.

Благодаря переносу значения слова создаются такие средства художественной изобразительности как метафора, олицетворение, эпитет.

Заменю в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом:

куда глаза смотрят (идти) или куда глаза глядят (направление взгляда).

Я вижу, изменился смысл высказывания.

Тут тоже нельзя заменить грамматическое число компонентов данных словосочетаний: сбиться с ног (сильно устать от беготни, хлопот) на сбиться с ноги (начать идти не в ногу со всеми в строю).

Вывод 1. Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты).

В русском языке можно встретить и фразеологические загадки.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

3) Ее толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)

4) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

5) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)

Вывод 2. В отличие от свободного словосочетания у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание.

В своей работе я показала: чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значение, стилистические свойства и пришла к таким выводам:

- Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии.

- У фразеологического оборота лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание.

- Источники возникновения новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент

- Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной

Устойчивые образования русского языка помогли мне понять, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Фразеологизмы являются неотъемлемой частью работы по культуре речи. Я поняла что, надо учиться не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний. Такая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства, языковой интуиции, на накопление положительного речевого опыта. А чтобы достичь этих целей, надо работать с фразеологическими оборотами и стараться использовать их в своей речи.

Список использованной литературы

В.В.Волина Русский язык Учимся играя Екатеринбург

В.П.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка

Л.К.Байрамова Учебный тематический русско-татарский фразеологический словарь Казань Татарское книжное издательство 1991г

В.М. Мокиенко Загадки русской фразеологии М 2001 г

Н.М. Шанский В мире слов М 2000 г

По страницам русской истории

О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям и различным надписям на памятниках, глиняных черепках, служивших вместо бумаги. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они - живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Ведь должно же это слово иметь свой собственный смысл.

Да, конечно. Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь в сравнении с каторжным крестьянским трудом.

И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить.

Вилами на воде писано

Теперь веревку, бечевку, канаты делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Целые села занимались им.

Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свертывающийся в просаке жгут. Если попадет в плетение кончик пиджака или рубахи – прощай, одежда. Искромсает ее просак, изорвет, а иногда и самого человека изувечит.

Почему мы так говорим? А вот послушайте.

Свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

От доски до доски

Это выражение связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки.

Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.




Исконно

русские из старославянского


языка




вследствие бытовые

Читайте также: