Творческий потенциал учителя доклад

Обновлено: 28.06.2024

Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.

Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности.

Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Главными признаками творчества являются:
– создание нового или существенное усовершенствование известного;
– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства,
– определенной исследовательской смелостью,
– развитым педагогическим чутьем и интуицией,
– критическим анализом,
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).

Другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).

И педагоги, создающие систему обучающих технологий.

В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным .

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.

Неслучайно Дмитрий Анатольевич Медведев в Послании Федеральному собранию отметил: “Уже в школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире”.

В настоящее время разработано Фундаментальное ядро содержания общего образования, в котором говорится: реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – “становиться лучше” – есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога и обучающегося.

Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает наличие системы и алгоритма действий, где каждый этап может быть подвергнут анализу и оценке, разложен для простоты на несколько мини-этапов, хотя следует иметь в виду, что творчество связано с вдохновением, ощущением момента, интуицией, индивидуальными свойствами человека, которые крайне сложно проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим.

Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно. Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный, информационный, организационно-деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.

Творчески работающие педагоги нашей школы, реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие задачи:
– поддержка и развитие интереса к предмету;
– формирование навыков исследовательской работы;
– решение практических упражнений;
– организация работы с современными источниками информации.

Безусловно, данные задачи могут быть решены только на уроке, где царит творчество, потому что именно в классе в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.

Поэтому проблемные ситуации, столкновение различных мнений, вариативность возможных решений являются необходимым инструментом педагогического приближения учеников к творчеству.

Главным помощником в этом должен быть не только учитель, но и родители, ибо они являются первыми учителями детей. И если учитель школы совместно с родителями учеников и педагогами дополнительного образования учит ребенка видеть необычное в обычном , может увлечь учебным процессом, то, несомненно, наше стремительно развивающееся общество сможет получить подготовленного к жизни человека. Только творец-учитель и творцы-родители могут сотворить сотворенную личность ученика. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Это и есть составляющие хорошего урока, где воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Согласитесь, самые приятные минуты для учителя, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.

Тема: Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности.

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию творческих способностей.

• создать атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;

• формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;

• активизация индивидуальных и творческих способностей;

• преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

Оборудование: ватманы, листы А-4, карандаши, краски, ножницы, клей, газеты, открытки, раздаточный материал

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО?

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. Джон Голсуорси.

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция

II. Основная часть.

1. У творчески работающего педагога – творчески развитые ученики.

2. Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса учреждения, снижение уровня воспитательного процесса.

В своем опыте мы часто слышим от педагогов «Мы не умеем быть творческими людьми, мы не умеем творить.

3. Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия :

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;

– мотивационная готовность педагога;

– информированность о нововведениях;

Личность считается творческой, если она обладает креативностью как способом преобразования деятельности в творческий процесс.

Как часто мы задаем себе вопросы и размышляем над ними? Именно размышляем, а не ищем готовые ответы у близких, друзей, в литературе или в интернете?

В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками.

Давайте попробуем вместе разобраться в этом.

7. Для того чтобы обрести внутреннюю свободу и вспомнить ощущение творческого полета предлагаю немного разобраться в себе. И сделать это в несколько этапов:

1 этап: Приручи животного в себе.

Человек является одним из элементов живого мира нашей планеты. И конечно в нас присутствует еще много животных инстинктов. Это нормально. Но вот вопрос: кто нами управляет? Инстинкты или человеческий разум?

Насколько мы знаем, древние люди не были особо нежными к себе подобным. Их сопровождала борьба за власть, за лучший кусок еды, жилье, лучшего партнера. Выжить в группе нужно было любой ценой. И чем агрессивнее вел себя человек, тем большее количество людей признавало его власть. Слабый подвергался нападению не только со стороны врагов, но и со стороны сородичей. Он был слабым звеном группы, обузой, поэтому либо погибал первым, либо изгонялся из сообщества. А теперь присмотритесь к своим взаимоотношениям на работе, среди друзей, случайных знакомых, в семье. Так ли далеко мы ушли от предков? Большая часть современной психологии направлена на воспитание лидерства, по сути, на борьбе за власть, на усвоение техник манипуляции, достижения собственных целей.

Древние люди жили инстинктами. Они предполагали наличие некоей высшей силы, которую нужно задабривать, дабы не вызвать гнев. Эта высшая сила была далекой и неясной. Большая же часть жизни проходила во власти инстинктов. При этом наши предки были очень чуткими к природе, животным, окружающей среде. Они могли читать их как открытую книгу.

Подумайте и ответьте себе на несколько вопросов.

• Как часто вы действительно осознаете свои действия?

• Как часто вы делаете в жизни то, что вам действительно хочется, а не то, что от вас ожидают окружающие, то к чему вас обязывает чувство долга?

• Признаете ли вы наличие Высшего Разума в той или иной форме?

• В каких отношениях вы с окружающим вас миром, природой? Что они для вас: среда обитания или живая субстанция со своими законами, душой?

А теперь давайте посмотрим на всю ситуацию целиком и подумаем: А так ли далеко мы ушли от древних людей с их животными инстинктами? А может мы даже в чём-то деградировали?

2 этап: отказ от принадлежности к семье, роду, группе.

Заголовок звучит как призыв к революции. Но не торопитесь с выводами. Речь не идет о том, что человек должен бросать семью и уходить в "одиночное плавание".

Мы будем рассматривать наши личные привязанности как ограничение творчества.

Рождаясь, ребенок попадает в семью. В каждой семье существуют свои традиции, правила поведения, общения друг с другом. И ребенок воспринимает их как единственно правильные. Затем он попадает в социум: группу детского сада, школьный класс, затем ВУЗ, работа. И везде свои нормы поведения, правила общения, стиль одежды и прочее. Постепенно человек превращается в некоего живого робота, живущего "как все", одевающегося в стиле своего окружения, использующего определенный словарный запас и т. д.

• Как часто вы "переступаете через себя"?

• Где и в каких ситуациях это происходит чаще всего?

• Почему вы это делаете? В чем ваша выгода?

• Или это страх? Тогда чего вы боитесь?

• Что мешает вам быть самими собою?

• Как может измениться ваша жизнь, если вы начнете избавляться от своих ограничений?

• И последнее. Когда вы начнете от них избавляться?

3 этап: отказ от принадлежности к профессии.

Давайте рассмотрим процесс выбора профессии человеком.

В детстве ребенок начинает проявлять некоторые способности в большей степени, нежели остальные. Обычно родители начинают прикладывать усилия для того, чтобы развивать именно эти наклонности. Ребенок хорошо рисует - отдадим в художественную школу, хорошо поет - в музыкальную, склонность к технике - в компьютерный класс.

Сама по себе подобная реакция родителей ничего плохого не представляет. Таланты нужно развивать. Но существует тонкая грань между развитием талантов ребенка во имя его будущего и желанием иметь талантливого ребенка ради собственного тщеславия или реализации личных несбывшихся мечтаний. Помимо этого, все остальные виды творческой деятельности выпадают из вида. У ребенка на них просто не хватает времени. Таким образом, мы своими руками начинаем его ограничивать.

Затем родители с ребенком, а некоторые за ребенка, начинают выбирать ВУЗ или другое профессиональное образовательное заведение. По какому принципу? Предпочтение отдается тому заведению, куда проще или больше шансов поступить. Либо туда, где можно получить престижную, востребованную профессию, гарантирующую хорошее положение в обществе и приличную зарплату.

Получив профессию, человек поступает на работу по выбранному профилю. И даже если он меняет работодателей, профессия остается неизменной. Поступая на новую работу, мы с головой в нее погружаемся, стараясь выполнять поручения с максимальной отдачей, дабы продемонстрировать свои профессиональные качества и получить хорошее материальное вознаграждение в виде зарплаты, высокой должности и пр. Мы отдаем много сил и времени для совершенствования своего мастерства в избранной области.

Если к этому времени добавить еще и семейные заботы, то понятно, что на другие занятия у нас чаще всего не хватает времени. Максимум на вечер у телевизора или вечеринки с друзьями.

По сути, мы сами себя загоняем в коридор избранной профессии и двигаемся строго по нему. Это дает нам возможность добиться максимальной материальной выгоды при минимальных затратах.

И если вдруг человеку, в силу непреодолимых обстоятельств, приходится кардинально менять род своей деятельности, то это приносит страдания, стрессы, депрессии, потерю уверенности в себе и т. д.

Развиваясь, человек должен уходить от этой системы самоограничения и стремиться к универсальности.

В истории немало примеров людей, имеющих универсальные знания. Например: Леонардо да Винчи был гениальным математиком, инженером, художником, обладал богатыми знаниями во многих других отраслях культуры и науки.

Освобождение от профессиональных рамок является немаловажным этапом пробуждения творчества.

А теперь традиционные вопросы.

• Какими видами творчества вы занимались в детстве?

• Почему именно на них пал выбор?

• Чей это был выбор? Ваш или родителей?

• Как вы выбирали профессию? Чем был обусловлен ваш выбор?

• Вы меняли кардинально род своих занятий?

• Если да, то чем это было вызвано? Вспомните свои ощущения, эмоции. Какими они были?

• А если нет, тогда что вас останавливало?

• Насколько сейчас вы готовы резко изменить свою профессию? Приведите аргументы "за" и "против".

Честно себе признайтесь: насколько широк ваш профессиональный коридор?

Разбудите свое уснувшее творчество, выпустите его на свободу! Чаще вспоминайте ощущения полета независимо от профессии и статуса. Как знать, может впереди вас ждут великие открытия?

Креативность – это не единичная способность, а комплексное свойство человеческой психики, включающее в себя несколько компонентов, важнейшие из которых таковы:

1. Качества интеллекта.

-Беглость мышления (способность к порождению большого числа идей, ассоциаций)

Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. Например: ведущий говорит: "Спелое яблоко" - второй участник: "Апельсин зелёный" - третий: "Оранжевый шарф" и т. д.

-Гибкость (разнообразие порождаемых идей)

волнистой линией оказываются и горы и волны моря и даже спина дракона.

-Оригинальность (способность к нахождению неочевидных, редких, но вместе с тем адекватных идей).

-максимальное расширении видения проблемного поля, поиске неочевидных вариантов решений.

При этом активно задействуется воображение, ассоциативное мышление, способность к рекомбинации (представление известного в новых, необычных сочетаниях) .

Инструкция: Придумайте новое применение предметам:

-альбом для рисования,

-лопнувший воздушный шарик,

-пустой стержень от ручки.

2. Качества личности.

Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.

3. Ценностные ориентации.

Такой человек - Окружающий мир интересен ему сам по себе, а не только как средство удовлетворения каких-то личных потребностей. Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.

Существует 7 признаков креативности:

Однажды луч сказал солнцу:

— Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.

— У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! — воскликнул луч и подарил человеку свой огонь.

Луч вернулся к солнцу и виновато сказал:

— Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку.

— Ты поверил в человека, — радостно ответило солнце. — А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды.

III. Практическая часть.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов через использование психотренинговых информационно-практических занятий. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.

Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

• Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

• Часто ли возникают такие ситуации?

Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут) :

Утром настроение плохое, Глаз накрасить не могу никак…

Вместе с мужем мы собрались, Выйти вдруг куда — нибудь…

Весной везде повсюду лужи, В ручьях кораблики плывут…

Я решила похудеть, Села на диету…

После смены я решила Быстренько уйти домой…

Всех решила удивить, И французский суп сварить…

Родители, часто сердясь и бранясь, С ребенком теряют душевную связь…

Психолог включает расслабляющую музыку, а затем предлагает педагогам изобразить на листе бумаги, карандашами или красками те ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.

Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.

IY. Заключительная часть

- Представьте себя на пляже, на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из-за воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру.

Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете по морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.

2. "Открытка коллеге" (упражнение)

Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге, сидящему слева от вас.

Главная стратегическая линия исследования становления и развития творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования. Креативность педагога, проявляемая в творчестве. Разработка практического задания по теме "23 февраля".

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 06.06.2014
Размер файла 27,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос: как задать смысловую устремленность учителя на творчество, на познание, на саморазвитие, так как в конечном итоге качество образования зависит от той позиции, которую принял на себя учитель

Личность педагога становится ключевым звеном в школьных изменениях. Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам школьников, ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы.

Стратегическая программа совершенствования образования и воспитания ставит перед школой ряд важнейших задач, и среди них - психологическую готовность учителя к работе в новых условиях. она рассматривается в ряду факторов, связанных с установкой каждого члена коллектива на психологическую перестройку, с внедрением передового педагогического опыта, с его развитием. Одной из форм активизации психологической готовности учителя является интенсивность методической работы в школе.

Профессионально - педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно - политической, аналитической.

Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществляется методом моделирования, наблюдения за реальным учебно - воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно - воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого - педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.

2. Развитие творческого потенциала педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. Педагог - ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретно го учащегося (воспитанника) зависит от качества профессиональной подготовленности преподавателя.

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов

в условиях реализации ФГОС.

учитель английского языка

Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. Педагог - ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретно го учащегося (воспитанника) зависит от качества профессиональной подготовленности преподавателя. Сегодня педагог должен быть готов принять инновации:

он не должен бояться различных изменений, в т.ч. и в учебных планах;

он должен не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих учащихся;

он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться;

он должен быть готовым не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность.

Методическая работа в школе должна быть нацелена на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.

Под методической работой учителей мы понимаем вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.

2. В Школе необходимо создать условия для распространения передового педагогического опыта. Для этого необходимо организовать тематические Фестивали открытых уроков с последующим анализом и самоанализом уроков.

Желательно проводить школьную педагогическую научно-практическую конференции, на которой учителя имеют возможность познакомиться не только с инновациями педагогической науки, но и увидеть их реализацию в практике учителей школы.

3. Одной из наиболее эффективных форм методической работы считается работа школьных методических объединений. (Направлениями работы школьных методических объединений являются организация и проведение диагностических контрольных работ и анализ их результатов, организация внеклассной работы по предметам, учебно-исследовательской работы с обучающимися, подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, подготовка и проведение открытых уроков, их анализ и самоанализ, самообразование учителей, работа над единой методической темой и другие).

Если спланировать работу с учетом выше сказанного - это позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения и реализации ФГОС в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.

(слайд 2 Механизмы развития профессиональной компетентности педагога)

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.

Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми. Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе.

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.

Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;

– мотивационная готовность педагога;

– информированность о нововведениях;

Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.

Параметры креативности:

- способность к обнаружению и постановке проблем;

- способность к генерированию большого числа идей;

- гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

- оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать проблемы, т.е. способности к их синтезу и анализу

Лучший способ воспитывать творчество в учащихся – это самому быть творческой личностью.

(слайд 3 «Задачи педагога в развитии творческого потенциала учащихся)

Поэтому вашему вниманию я предлагаю следующие рекомендации, которые помогут вам в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

1. Источники творчества

- изучение опыта коллег,

- чтение научной литературы,

- картотека интересных фактов,

- вопросы учащихся, которые анализируются,

- общение с коллегами, друзьями, учащимися.

2. Условия для творческого развития преподавателя

- нравственно- психологический климат коллектива,

- стимулирование к нестандартным решениям,

- влияние личности руководителя,

- наличие свободного времени.

Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося

- способность к сочувствию,

- умение ставить неожиданные вопросы,

- создание проблемных ситуаций,

- поощрение учителем детского воображения

4. Формы педагогического творчества

- творческие группы: проблемные, инициативные;

- разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели учителя

Модель учителя, развивающего творческую активность учащихся

- Доброжелателен и чуток.

- Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.

- Имеет высокий уровень интеллекта.

- Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.

- Широкий круг интересов и умений.

- Имеет живой и активный характер.

- Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.

- Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

- Имеет творческое мировоззрение.

- Обладает целеустремленностью и настойчивостью.

- Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.

- Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

(слайд 4 Заключение)

8 заповедей творческой личности.

1. Будь хозяином своей судьбы.

2.Достигни успеха в том, что ты любишь.

3.Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4.Строй свои отношения с людьми на доверии.

5.Развивай свои творческие способности.

6.Культивируй в себе смелость.

7.Заботься о своём здоровье.

8.Старайся мыслить позитивно.

Современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции.

Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности.
Критерии успешности учителя
Педагогические
Уровень обученности наших учеников
Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков.
Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
Образование педагогов и повышение квалификации
Способность к самоанализу, рефлексии
Инновационная деятельность

Личность учителя
Эмоциональность
Выразительность речи
Творческое начало личности.
Главные признаки творчества:
создание нового или существенное усовершенствование известного оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов,
взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание

Уровни творчества педагогов
1. педагоги, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности
2. педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности

Лучший способ воспитывать творчество в учащихся – это самому быть творческой личностью.

Читайте также: