Чс на инженерных сооружениях доклад

Обновлено: 25.06.2024

Защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты людей от воздействия современных средств поражения, а также при ЧС техногенного и природного характера. Они подразделяются на убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

Убежище – защитное сооружение герметического типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нём людей от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, отравляющих веществ, бактериальных средств, а также, при необходимости, от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожарах.

По месту расположения убежища могут быть встроенныеи отдельно стоящие. Встроенные убежища оборудуются в заглубленной части зданий, отдельно стоящие располагаются вне зданий. Под убежища могут приспосабливаться горные выработки, метрополитен и пр.

Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания: малые – до 150, средние – от 150 до 600 и большие – свыше 600 чел. В помещениях, где находятся люди, устанавливаются двух- или трёхъярусные скамьи (нары): нижние – для сидения, а верхние – для лежания. Убежища ослабляют радиоактивное излучение в 1000 и более раз.

Убежища обычно имеют следующие помещения:

· помещение для размещения людей;

· помещение для дизельной электростанции;

· кладовую для продуктов питания;

· санитарный узел (умывальник и туалет);

Противорадиационные укрытия(ПРУ) защищают людей от ионизирующего излучения при радиоактивном заражении местности, светового излучения, проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны ядерного взрыва, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

В качестве ПРУ используются подвалы зданий, погреба, овощехранилища, подземные горные выработки и др. Приспособление указанных помещений под ПРУ включает проведение следующих работ:

· повышение защитных свойств;

· устройство простейшей вентиляции.

Защитные свойства ПРУ от воздействия радиоактивного излучения оцениваются коэффициентом защиты (ослабления радиации), который показывает, во сколько раз доза радиации на открытой местности больше дозы в укрытии. Средняя часть подвала многоэтажного бетонного здания имеет коэффициент защиты 500-1000, а внутреннее помещение первого этажа деревянного дома – 2, кирпичного – 5-7.

В укрытии оборудуются: помещения для защиты людей с местами для сидения и сна по тем же нормам, как и в убежище; помещения для санитарного узла, вентиляции и хранения загрязненной верхней одежды. В укрытии необходимо иметь не менее двух входов.

Простейшие укрытия – это сооружения, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения и обломков разрушенных зданий, а

также снижают воздействие проникающей радиации, кроме того, защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. К простейшим укрытиям относятся: щели, траншеи, подвалы и подполья, землянки, навесы, цокольные и первые этажи зданий и другие заглубленные помещения.

Открытая щель уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией в 1,2-2 раза, снижает облучение в зоне радиоактивного заражения в 2-3 раза. Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, снижает поражение ударной волной в 2,5-3 раза, ослабляет воздействие проникающей радиации и радиоактивного излучения в 200-300 раз. Она предохраняет также от непосредственного попадания на одежду и кожу человека радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Население укрывается в защитных сооружениях в случае аварии на АЭС, химическом предприятии, при стихийных бедствиях и возникновении военных конфликтов. В убежище (укрытие) люди приходят со средствами индивидуальной защиты, с продуктами питания и личными документами. Нельзя приносить с собой громоздкие вещи, сильно пахнущие и воспламеняющиеся вещества, приводить домашних животных. В защитном сооружении запрещается ходить без надобности, шуметь, курить, выходить наружу без разрешения коменданта, самостоятельно включать и выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, открывать защитно-герметические двери, а также зажигать керосиновые лампы, свечи, фонари. Аварийные источники освещения применяются только с разрешения коменданта укрытия на ограниченное время в случае крайней необходимости.

Приём пищи осуществляется, если вентиляция отключена. Предпочтительнее продукты без острых запахов и в защитной упаковке. Для всех, за исключением детей, больных и слабых, устанавливается определенный порядок приёма пищи, например 2-3 раза в сутки, и в это время раздают воду, если она лимитирована.

Медицинское обслуживание проводится силами санитарных постов и медпунктов организаций, в чьём распоряжении находится убежище.

После заполнения убежища герметизируются и включается режим чистой вентиляции. В случае обнаружения проникновения вместе с воздухом ядовитых или отравляющих веществ укрываемые немедленно надевают средства защиты органов дыхания, а убежище переводится на режим фильтровентиляции. При возникновении вблизи убежища пожаров или образования опасных концентраций РВ,ОВ,АХОВ или БС защитное сооружение переводят на режим полной изоляции и включают установку регенерации воздуха.

Техногенные аварийные
ситуации, как правило, несут в себе
разрушительную силу разных энергий, и
чем более технологически насыщена
антропогенная среда обитания, тем выше
должна быть культура безопасности
жизнедеятельности: технологическая,
трудовая, досуговая, учебная.
Современная урбанизированная
технологичная среда больших
городов и промышленных центров
является для людей привычной, поэтому
снижается внимательность к очевидным
признакам опасности. Результатом
беспечности может быть авария,
чрезвычайная ситуация, катастрофа.

Основные причины техногенных аварий и катастроф:
- нарушения трудовой и технологической дисциплины;
- нарушения требований техники безопасности;
- снижение ответственности на всех уровнях управления инженерным
объектом;
- износ основного технологического оборудования;
- плохое качество регламентных ремонтных работ;
- износ и разрушение систем противоаварийной защиты;
- низкий уровень профессиональной квалификации работников.

Инженерные сооружения - надземные, подземные, надводные и
подводные постройки, которые предназначены для организации
производственных процессов, временного размещения работников, перемещения
грузов, пропуска водных потоков, и т.п.
Инженерные сооружения классифицируют по
функциональному назначению:
-
Промышленные;
Гражданские;
Сельскохозяйственные;
Гидротехнические;
Транспортные;
Защитные инженерные сооружения гражданской обороны (убежища, укрытия).

Важным условием обеспечения безопасности
жизнедеятельности является обязательный
инструктаж работников и их
профессиональное соответствие
требованиям производства (бизнеса).
Работодатель имеет право допустить к работе
сотрудника только после обязательного
инструктажа по технике безопасности,
получения письменного согласия работника на
соблюдение правил техники безопасности и
при наличии документов, подтверждающих
необходимый уровень профессиональной
квалификации работника.
Важнейшим условием безопасности является
система контроля соблюдения правил
техники безопасности, технологической
и трудовой дисциплины.
Особого внимания и технического надзора
требует эксплуатация гидротехнических
сооружений.

Гидротехнические сооружения — это
инженерные сооружения, предназначенные
для использования водных ресурсов:
водоподпорные , водопроводящие, регуляционные ,
водозаборные, водосбросовые и специальные .
Гидродинамическая авария — это ЧС,
связанная с разрушением гидротехнического
сооружения, неуправляемым перемещением
большой массы поды, несущей разрушение
материальных ценностей, затопление
огромных территорий, травмы и гибель
людей.
Причины гидродинамических аварий:
- природные явления (землетрясение, ураган,
разрушение плотины паводком);
- антропогенные явления (человеческий фактор);
- военные действия;
- ошибки при проектировании, строительстве и
эксплуатации гидротехнических сооружений.

Индивидуальные и социальные риски
Существуют методы расчёта риска, позволяющие
оценить затраты на обеспечение безопасности
людей, а также произвести расчёт материального и
морального ущерба пострадавшим от несчастного
случая и их семьям.
Невозможно вернуть погибших людей, но можно
помочь пострадавшим восстановить утраченное
здоровье и имущество. Поэтому в различных
странах и в России применяют специальные
методики оценки рисков от разных опасностей и
страхования жизни и здоровья человека.

Страхование - отношения между страхователем и
страховщиком по защите имущественных интересов
физических и юридических лиц при наступлении страховых
случаев за счёт денежных фондов, формируемых из
уплачиваемых страхователями страховых взносов.
Законодательство РФ предусматривает
добровольное и обязательное
страхование.
Водители транспортных средств по
российскому законодательству обязаны
заключить страховое соглашение
(застраховать свои убытки) на страховой
случай.

Страховой случай совокупность обстоятельств
жизнедеятельности
страхователя, которые
отмечаются в страховом
договоре как вид опасной
ситуации, обязывающей
страховщика оказать своему
клиенту весь комплекс
страховых услуг по защите
страхователя.
Страховые услуги могут
включать юридическую,
финансовую, медицинскую и
другие виды помощи.

Большинство людей любит путешествовать и пользуется разными
видами транспорта. Время отпуска часто начинается с дороги, а настрой на
отдых снижает общую бдительность людей. По статистике, время праздников и
отпусков самое травматичное, включая транспортные аварии, поэтому
осознанное знакомство с мерами обеспечения безопасности жизнедеятельности
на любом транспорте — важное условие спасения.
Автомобильный транспорт отличается высокой опасностью.
Ежедневно происходит огромное количество аварийных ситуаций, дорожнотранспортных происшествий. В России половина из них происходит по причине
несоблюдения Правил дорожного движения всеми участниками дорожного
движения: водителями, пешеходами, пассажирами. Ещё одной причиной
является управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, что
является отягчающим вину водителя обстоятельством.

Общие рекомендации для всех участников дорожного движения:
• соблюдать Правила дорожного движения;
• быть внимательными, осторожными, взаимно вежливыми на дороге;
• находясь в транспортном средстве, пристёгиваться ремнями
безопасности, не отвлекаться на телефонные разговоры;
• зная содержимое аптечки, уметь оказать первую помощь; уметь
применять огнетушитель;
• размещать детей в специальном детском кресле (за водительским
креслом);
• в случае дорожно-транспортного происшествия сохранять выдержку,
вызвать аварийные службы, оказать первую помощь пострадавшим.

Железнодорожный транспорт во всем
мире признан как наиболее безопасный но
если случается железнодорожная авария, то это,
как правило, чрезвычайная ситуация с травмами
и гибелью людей. Разрушение железнодорожного
полотна создаёт сложности специализированным
службам в организации экстренной помощи
пострадавшим.

Общие рекомендации специалистов для пассажиров по
предупреждению травматизма и угрожающих здоровью
ситуаций на железнодорожном транспорте:
• запомните, что самые безопасные места в поезде — центральные вагоны, купе с
аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, а
также нижние полки;
• в вагоне поезда обратите внимание на то, где расположены аварийные выходы
и огнетушители;
• не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из
окон во время движения поезда;
• тщательно закрепляйте багаж на верхних полках; не срывайте без крайней
необходимости стоп-кран;
• даже при пожаре нельзя останавливать поезд па мосту и в тоннеле — это
осложнит эвакуацию,
• не возите с собой горючие, химически и взрывоопасные вещества;

• при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к
проводнику;
• при крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть:
схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами, безопаснее всего
опуститься на пол;
• выбирайтесь из вагона через аварийные выходы (в зависимости от обстановки)
только на полевую сторону железнодорожного пути, возьмите с собой документы,
деньги, одежду или одеяло;
• при пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от
пожара, плотно закрывая за собой все двери;
• подготовьте для защиты органов дыхания куски ткани, смоченные водой;
• если вы находитесь на улице, включайтесь в спасательные работы: при
необходимости помогите другим пассажирам, вытаскивайте пострадавших и т. д.;
• если во время аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное
расстояние — возможен пожар и взрыв.

Авиационный транспорт также требует тщательной
технологической культуры эксплуатации и надзора.
Безопасность полётов обеспечивают инженеры и механики,
которые готовят самолёт к вылету, специалисты
диспетчерской и метеослужбы, лётчики, штурманы,
радисты, бортинженеры.

Общие рекомендации пассажирам воздушного транспорта:
• каждый самолёт оборудован специальными средствами,
обеспечивающими безопасность пассажиров в полёте. Бортпроводник
перед полётом сообщает пассажирам правила поведения на борту,
расположение аварийных выходов и средств жизнеобеспечения в случае
экстремальной ситуации (спасательный жилет, кислородная маска).
Следует запомнить место хранения и правила надевания кислородной
маски и спасательного жилета;
• в случае аварийной ситуации необходимо чётко выполнять указания
бортпроводников и членов экипажа, не создавать и не поддерживать
панику, сосредоточиться на ситуации;
• нет смысла бояться — это не поможет, а ясное сознание и интуиция
могут подсказать верное решение, чтобы спастись.

Вопросы для обсуждения
• риски чрезвычайных
техногенных опасностей;
• обязательное и добровольное
страхование жизни и здоровья;
• инженерные сооружения и
инструменты управления
безопасностью.

Какой бы спокойной и размеренной ни была ваша жизнь, вы должны понимать, что чрезвычайная ситуация может внезапно возникнуть в любой момент. Каждый человек обязан соблюдать правила поведения при ЧС, подчиняться требованиям и рекомендациям служб спасения и ведомств, чтобы сохранить свою жизнь. Для предотвращения ЧС и спасения людей существует специальная служба, занимающаяся инженерной защитой.

Определение

Инженерная защита от чрезвычайных ситуаций - это совокупность действий, которые направлены на снижение человеческой смертности до минимума, если противником применяется оружие массового поражения или возникают иные чрезвычайные ситуации, например затопления местности, ураганы, смерчи, землетрясения и т. д. Мероприятия по охране жизни и здоровья населения по возможности производятся заранее, должны по максимуму затронуть всех граждан вне зависимости от возраста и социального положения.

инженерная защита от чрезвычайных ситауций

Какие существуют защитные сооружения?

Для инженерной защиты населения лучше всего использовать специально построенные для этих целей сооружения и укрытия. Такие сооружения создаются для использования их в опасных для жизни и здоровья ситуациях и гарантируют наиболее эффективный результат при авариях, применении противником различных средств поражения, природных катастрофах. Какие же они бывают? Во-первых, защитные сооружения делятся на две большие группы - стационарные и передвижные - и используются в зависимости от характера чрезвычайной ситуации. Во-вторых, есть две классификации - по назначению (для инженерной защиты населения от ЧС, для сохранения техники) и по конструкции (они могут быть открытыми, типа траншей, и закрытыми). Те укрытия, которые предназначены для людей, в свою очередь, делятся на убежища, простые укрытия и противорадиационные. Все укрытия должны соответствовать точным требованиям.

Защита территорий

инженерно техническая защита

Комплекс мероприятий должен быть направлен и на инженерную защиту территории. Чтобы не допустить многочисленные жертвы и порчу имущества, ведомства должны обращать особое внимание на зоны наиболее возможных чрезвычайных ситуаций, те, где могут возникнуть ураганы, штормы, лавины, землетрясения, обвалы, оползни и так далее. В таких местах устанавливают специальные защитные сооружения.

Защита населения при землетрясении

Если в горных районах часто происходят землетрясения, метеослужба должна установить, какова сейсмическая опасность. В сейсмически опасных районах не размещают производства, при строительстве зданий используют дополнительные конструкции и укрепления. При землетрясении, как показывает статистика, основные разрушения приходятся на те дома, которые не были построены с учетом сейсмичности, а специально укрепленные здания обходятся минимальными повреждениями. Даже небоскребы могут выдержать подземные толчки, если построены правильно. Нормы для построек прописываются для тех районов, где прогнозируемая сейсмичность не превышает 9 баллов (опустошительная). Если уровень более высокий, то строительные работы на таких участках не производятся, чтобы предотвратить гибель людей.

Наводнение

инженерная защита населения

Чтобы защитить местность от затопления, строятся водооградительные дамбы, при постройке которых принимаются во внимание условия местности и важность объектов, нуждающихся в защите. Дамбы бывают затопляемые и незатопляемые. Первые обычно устанавливаются для временной защиты земель, которые используются под посадку. В остальное время эта местность может затапливаться, что создает условия, близкие к природным. Незатопляемые дамбы предназначены для инженерной защиты населения от ЧС во время наводнений. Такие сооружения ни в коем случае не должны допускать переливания воды через край. Разрушение и авария на такой дамбе могут повлечь за собой большие человеческие жертвы и потерю материальных ценностей.

Инженерная защита при пожарах

инженерная защита населения от чс

Борьба с пожаром

В летнее время создается специальная комиссия (обычно под управлением главы администрации) и группа, которая собирает информацию от инспекторов Госпожнадзора, лесной пожарной охраны и других ведомств, анализирует ее и дает распоряжения. Главное - локализовать очаг пожара и не дать ему распространиться дальше. Для этого прокладываются канавы, и начинается уничтожение огня по его кромке. Это очень важный этап в пожаротушении, но никто не даст гарантии, что огонь не разгорится вновь. После локализации дотушивают очаги и далее следует этап разведывания пожара, чтобы узнать, какова скорость и причины возгорания и предотвратить его возобновление. Потом всю информацию передают лесхозу.

Инженерно-техническая защита от оползней и обвалов

Обвалы и оползни возникают в горах, когда обрушиваются склоны. Каменные потоки разрушают селения, образуют заторы на горных дорогах, уничтожают все на своем пути. Одной из причин оползней и обвалов служит чрезмерное увлажнение поверхности или намокание горных пород из-за глубинных рек. Для предотвращения ЧС крутые склоны укрепляют специальными конструкциями, подпорками, которые обеспечивают склонам прочность. Чтобы избежать влажности, в горах делают дренажные отводы, чтобы увести подводные реки в другую сторону.

Защита от снежных лавин

инженерная защита территории

Лавина - это снег, соскользнувший с вершины горы. Снежная масса движется вниз, увлекая за собой еще большее количество снега. Она разрушают линии электропередачи, дороги, мосты, заваливает целые поселки. Чтобы защитить людей от лавин, устанавливают специальные ветровые щиты, которые регулируют направление ветра, а наиболее опасные участки обстреливают из пушек. В районах повышенной опасности создают лавинные станции и службы спасения.

Бури, ураганы, штормы

инженерные сооружения защиты

Самое опасное при бурях ураганах и штормах - это высокая скорость ветра. На территории России он может достигать девяноста метров в секунду и действовать от нескольких часов до нескольких суток. Часто такой ураган сопровождается снегом, ливнем, градом, что наносит еще больший ущерб. Уменьшить потери помогает заблаговременное предупреждение МЧС о стихии и проводимые мероприятия по подготовке к чрезвычайной ситуации. Обычно укрепляют конструкции зданий и сооружений, временно отключают газ и электричество, чтобы не создать опасные ситуации, проверяют подвалы, опоры ЛЭП, оповещают население, создают специальные группы. Если вы оказались в подобной ситуации на открытой местности, нужно найти какое-нибудь углубление, лечь туда, максимально распластавшись по земле. Нельзя подходить к опорам ЛЭП, отдельно стоящим деревьям, входить в поврежденные здания.

Теракты

организация инженерной защиты

Кроме катастроф природного характера существуют угрозы жизни и здоровью людей, причиняемые в результате террористических актов. Чаще всего терактам подвергаются места большого скопления людей: общественный транспорт, церкви и мечети, школы, театры, рынки. В таких местах нужно быть особенно внимательным, ведь именно неравнодушное отношение и внимательность помогают избежать большого количества жертв. Для того чтобы граждане знали, как действовать в такой ситуации, проводятся беседы, развешивают плакаты, в школах и на предприятиях рассказывают, как себя нужно вести и чего нельзя делать в случае теракта. Если угрожают по телефону, желательно записать разговор и оповестить об этом органы внутренних дел. Когда записать нет возможности, нужно запомнить максимально большое количество информации, постараться определить пол, возраст звонившего, его психологическое состояние. Можно попробовать узнать больше: куда звонит этот человек? Какова цель? Посредник он или исполнитель? Какие требования выставляет? Как связаться с ним? Всю полученную информацию следует немедленно передать в правоохранительные органы. Если удастся получить ответы, это очень поможет быстрее найти преступников и по возможности предотвратить теракт. Также никогда не следует трогать забытые в транспорте сумки, коробки.

Защита населения от терроризма: порядок действий и предотвращение

В рамках борьбы с терроризмом в России проводятся обширные мероприятия по предотвращению угрозы и снижению рисков при возникновении ЧС. Для этого создается список наиболее подверженных нападению объектов, подготовка групп быстрого реагирования, групп по определению и разминированию взрывчатых веществ. Ежедневно после закрытия обходят со специально обученными собаками места большого скопления людей - рынки, торговые центры. На предприятиях, в учебных и медицинских организациях обучению людей уделяют особое внимание. Инженер по охране труда и безопасности плотно сотрудничает с правоохранительными органами и обучает своих коллег правильному поведению при угрозе теракта, составляет план помещения, организует учения.

Организация инженерной защиты населения в случае террористического акта заключается в своевременном разборе завалов, разведке зоны чрезвычайной ситуации на случай обнаружения взрывчатых веществ и пострадавших, укреплении неустойчивых конструкций, извлечении пострадавших.

Необходимо привлекать граждан для усиления контроля за общественными местами, подвалами, чердаками, закрытыми нежилыми помещениями. Нужно создавать подобные организации, посты антитеррора, которые будут тесно взаимодействовать с правоохранительными органами. Только так удастся максимально защититься от террористов.

Порядок действий при ЧС для граждан

Вы получили информацию о ЧС (по СМС, телевизору, радио, громкоговорителю). Постарайтесь сохранять спокойствие, паника только навредит. Если вы находитесь дома, возьмите документы, денежные средства, ценные вещи. Отключите газ и свет. Помогите собраться пожилым людям и детям. Обязательно закройте дверь на ключ, чтобы избежать мародерства.

При захвате в заложники постарайтесь не совершать действий, которые могут спровоцировать преступников. Ведите себя спокойно, не дерзите, не смотрите нападающим в глаза. Старайтесь выполнять требования, чтобы сходить в туалет или попить, просите разрешения. При проведении спецслужбами операции по освобождению лягте на пол и закройте голову руками, старайтесь находиться подальше от окон и дверей. Помните: ваша жизнь - в ваших руках.

Техногенные чрезвычайные ситуации: причины и последствия

Что представляет собой чрезвычайная ситуации техногенного характера

Техногенная катастрофа на Саяно-шушенской ГЭС.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера - событие, ограниченное определенной территорией, произошедшее в связи с промышленной аварией или иным бедствием, несущее отрицательные последствия для жизнедеятельности человека, функционирования различных социальных институтов, которое привело к жертвам и вызвало большие материальные потери.
Количество чрезвычайных ситуации возрастает ежегодно в геометрической прогрессии. Это вызвано усложнением технологии производства различных материалов и продуктов, расширением производственных мощностей, понижением или повышением требований к квалификации сотрудников индустриальных предприятий.
Все это приводит также к увеличению масштабов техногенных катастроф и вреду, который они наносят экономике, рынку, обществу и экологическому состоянию окружающей среды.
Справка: экономические потери от ЧС техногенного типа выросли примерно в 10 раз в период с середины XX века до настоящего времени - с 60 до 700 миллиардов долларов в год; их число увеличилось в среднем в 3 раза, а количество жертв - до двух с половиной раз.

Классификация техногенных катастроф

Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по различным основаниям, но, как правило, выделяются следующие классификации:

Классификация по масштабу происшествия

  • локальные или объектовые - аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
  • местные - чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
  • территориальные - границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
  • региональные - происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
  • федеральные - аварии, территория поражающего распространения которых - более 4 субъектов;
  • глобальные - катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.

Классификация по происхождению (виду)

  • ЧС на транспорте - аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
  • ЧС с пожарами и взрывами - в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
  • ЧС с выбросами химических веществ - аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
  • ЧС с выбросами радиоактивных веществ - в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
  • ЧС с выбросами биологически опасных веществ - аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
  • ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
  • ЧС на предприятиях коммунальной сферы - аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.
  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.
  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Самые страшные техногенные чрезвычайные ситуации

Техногенные чрезвычайные ситуации продолжают сопровождать человечество, даже несмотря на проводимые профилактические мероприятия. Количество их растет с каждым годом.

Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России

  1. Взрыв газа на шахте "Зыряновская" - 2 декабря 1997 года в Кемеровской области на шахте "Зыряновская" прогремел взрыв метана, в результате которого погибли 67 человек. Авария произошла во время пересменки в очистном забое. Смесь метана и угольной пыли сдетонировала, когда один из горнодобытчиков воспользовался шахтерским самоспасателем - прибором для удаления скопившихся в забое газов. Объем метана оказался слишком велик. В последствии никто из руководящего состава наказан не был, хотя были выявлены нарушения техника безопасности.
  2. Гибель атомной подводной лодки "Курск" - 12 августа 2000 года в ходе учений в Баренцовом море произошло затопление АПК К-141 "Курск", на борту которой находились крылатые ракеты. По официальной версии, в результате утечки топлива из одной из торпед произошел взрыв, вызвавший пожар, который привел к детонации оставшихся торпед в первом отсеке подводной лодки. Оставшиеся в живых подводники закрылись в одном из уцелевших отсеков, но спасти их не удалось. Погиб весь экипаж "Курска" - 118 человек, спустя год удалось поднять 115 тел. По неофициальной версии АПК была торпедирована американской подводной лодкой.
  3. Авиакатастрофа гражданского самолета Ту-154 - 4 июля 2001 года при заходе на посадку в Иркутске самолет авиакомпании "Владивосток Авиа" разрушился. Погибли 144 человека - члены экипажа и пассажиры. В качестве причин катастрофы называют плохие погодные условия и ошибки командира воздушного судна при снижении.
  4. Пожар в общежитии Российского университета дружбы народов - 24 ноября 2003 года в одной из комнат общежития, которая на тот момент пустовала, началось возгорание, причиной которого было замыкание в электропроводке. Огонь распространился на 4 этажа. Погибли 44 зарубежных студента, 180 человек были доставлены в больницы с ожогами различной степени тяжести, переломами и ушибами - люди выпрыгивали из окон, спасая свои жизни. Отдельные члены руководства РУДН были приговорены к административной и уголовной ответственности.
  5. Обрушение аквапарка "Трансвааль" - 14 февраля 2004 года крыша развлекательного комплекса на юге Москвы рухнула, погибло 28 человек, среди которых 8 детей. 200 человек получили различные травмы. Причинами обрушения называют недостатки конструкции и неправильную эксплуатацию. Главного архитектора здания хотели привлечь к уголовной ответственности, но через некоторое время дело закрыли.
  6. Обрушение кровли Басманного рынка в Москве - 23 февраля 2006 года в результате обрушения крыши рынка на площади более 2000 кв. метров погибло 66 человек, многих удалось найти позже спасателям. Конструктором рынка также являлся Нодар Канчели - архитектор "Трансвааль-парка". Причиной обрушения назвали неправильную эксплуатацию здания.
  7. Взрыв газа на шахте "Ульяновская" - самая крупная авария на шахтах в СССР и России, погибли 110 человек, в том числе руководство шахты, удалось спасти 93 шахтеров. Катастрофа произошла 19 марта 2007 года во время установки газоаналитического оборудования, причиной называют "грубейшее нарушение техники безопасности.
  8. Катастрофа на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции - 17 августа 2009 года машинный зал ГЭС был затоплен мощным потоком воды, повредившим 7 и уничтожившим 3 гидроагрегата. Погибло 75 человек. Причины аварии - нарушение эксплуатации оборудования, техники безопасности и халатность руководства.
  9. Пожар в клубе "Хромая лошадь" - 5 декабря 2009 года во время пиротехнического шоу в пермском клубе погибло 159 человек, которые задохнулись от угарного газа. Причина - нарушение техники безопасности, нарушения при строительстве - использовались горючие материалы, выделяющие едкий газ.
  10. Крушение теплохода "Булгария" - 10 июля 2011 года двухпалубный дизель-электроход затонул в нескольких километрах от берега на реке Волге. Погибли и 129 человек, в числе которых много детей. Причиной стала перегруженность судна и нарушение правил эксплуатации речного судна.
  11. Пожар в торговом центре "Зимняя Вишня" - 25 марта 2018 года произошел второй из самых крупных по количеству жертв пожаров на территории современной России. Погибло 60 человек, в том числе 37 детей. Причины - нарушение техники безопасности, коррупционная составляющая при вводе объекта в эксплуатацию, неквалифицированный персонал.

Крупнейшие техногенные катастрофы за рубежом в XX и XXI веках

  1. Авария в Севесо - 10 июля 1976 года на предприятии, расположенном недалеко от Милана (Италия), произошла большая утечка трихлорфенола - токсичного химического вещества. В результате на большой территории вокруг завода погибла практически вся флора и фауна. На протяжении многих лет у местных жителей наблюдается рост сердечных и респираторных заболеваний. Владельцы скрывали утечку на протяжении 10 дней после аварии. Причина - нарушение технологического процесса и техники безопасности
  2. Авария на Трехмильном острове - 28 марта 1979 года в результате расплавления части реактора АЭС в штате Пенсильвания (США) произошел выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Власти до сих пор скрывают масштаб поражения, но по официальной статистике местные жители болеют раком и лейкемией в 10 раз чаще, чем в других штатах. Причина аварии - нарушение эксплуатации, износ атомного реактора.
  3. Авария на Чернобыльской атомной электростанции - 26 апреля 1986 года произошел пожар на одном из энергоблоков ЧАЭС, расположенной на территории современной Украины. В результате произошел взрыв реактора,радиационное облако достигло Швеции. От последующих заболевании умерло более миллиона человек на территории бывшего СССР. Причина - халатность, конструктивные недоработки реактора.
  4. Утечка нефти из танкера компании "Эксон Валдес" - 24 марта 1989 года в результате утечки нефти было загрязнено более 2000 км береговой линии Аляски (США). Правительство США только в 2010 году сообщило о том, что был нанесен вред 32 видам морских животных и рыб, 13 из которых не удалось восстановить. Причина - износ оборудования, нарушение эксплуатации.
  5. Пожары на месторождениях нефти в Кувейте - в январе 1991 года Саддамом Хусейном был инициирован поджог 600 нефтяных скважин в ходе войны в Персидском заливе. На протяжении 10 месяцев 5 процентов площади Кувейта были покрыты копотью и гарью. Возросло количество онкологических и респираторных заболеваний среди местных жителей и домашнего скота. Причина - война.
  6. Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon - 20 апреля 2010 года произошел взрыв и затопление платформы, в результате чего погибли 11 человек, а в океан в Мексиканском заливе попало более 5 миллионов баррелей нефти. Причина - нарушение в эксплуатации, износ механизмов, коррупция при добыче нефти и газа.
  7. Катастрофа на Фукусиме - 11 марта 2011 года после продолжительного сильного землетрясения и цунами произошло разрушение корпусов АЭС на Фукусиме (Япония). Были разрушены системы охлаждения реакторов, что привело к загрязнению земель, грунтовых вод, мирового океана. Причины - недостатки конструкции здании без учета их эксплуатации в сейсмологических районах, нарушения условий эксплуатации.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникающие в ходе развития общества, значительно влияют на социум, экологичскую ситуацию в мире, вызывают проблемы в экономике и других сферах социальной жизни, приводят к человеческим жертвам. В то же время мероприятия по их профилактике, обучению персонала промышленных предприятий, соблюдение техники безопасности и условий эксплуатации оборудования позволяют существенно снизить их количество.

Читайте также: