Доклад по истории внутренняя политика

Обновлено: 31.05.2024

1. Реформы начала века. Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота в марте 1801 г., когда был свергнут с престола и убит его отец император Павел 1. Вскоре для подготовки реформ создается Негласный комитет из друзей и ближайших соратников Александра I — В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, А. Чарторыйского.

Были проведены реформы системы государственного управления. В целях укрепления государственного аппарата в 1802 г. вместо коллегий учреждается 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Была также проведена реформа Сената.

В 1809 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому разработать проект реформ. В основу был положен принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Планировалось создать представительный орган — Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров. Представители всех ветвей власти соединялись в Госсовете, члены которого назначались царем. Решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом.

Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму: рабочий, прислуга и т.п.). Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права, по проекту, предоставлялись всем подданным империи, включая крепостных. Однако в аристократической среде Сперанского считали чужаком и выскочкой.

Его проекты казались опасными, чересчур радикальными. В марте 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород.

3. Итоги внутренней политики эпохи Александра I.В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране. Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества. Последнее десятилетие царствования Александра стало временем нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе. Не были решены главные вопросы: отмена крепостного права и принятие конституции. Отказ от обещанных либеральных реформ привел к радикализации части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность (Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге).

Внутренняя и внешняя политика – это тесно связанные и, одновременно, несводимые друг с другом политические разновидности, одна из которых обращена вовнутрь государства, а другая нацелена на защиту державных интересов на международном поприще. Большая часть значимых внутриполитических процессов отражаются во внешнеполитической сфере и требуют адекватного артикулирования на международной арене. В свою очередь внешнеполитические приоритеты исходят из достигаемых внутриполитических целей.

Внутренняя политика

Внутренняя политика – это основополагающая область государственной политики, выражающая реальные интересы государства и граждан во всех сферах жизнедеятельности общества, с целью обеспечения приемлемых условий жизни для широких слоев населения государства, а так же сохранению и совершенствованию существующего социально-политического устройства.

Внутренняя политика базируется на отражении реальных человеческих интересов и фундаментальных конституционных принципах. Она действует в широком диапазоне социально-экономических областей: бизнесе, правоохранительной системе, образовании, природных ресурсах, энергетике, социальном обеспечении, налоговой и финансовой сфере, и соблюдении личных прав и свобод граждан.

Для того чтобы реализовать цели внутренней политики государством используются широкий набор специфических средств:

  • государственный бюджет;
  • система налогообложения;
  • режим социального обеспечения;
  • содержание научных и образовательных учреждений и организаций;
  • финансирование здравоохранения;
  • управление правоохранительными органами;
  • поддержка судебной системы и т. п.

Внутренняя политика осуществляется на трех уровнях:

  1. Общегосударственном.
  2. Региональном.
  3. Местном.

Интересы разных уровней власти могут существенно расходиться, поэтому важнейшей проблемой является достижение единых государственных стандартов внутренней политики.

Внешняя политика

Внешняя политика – это обобщенный курс государства в системе международных отношений, регулирующий взаимоотношения суверенной державы с другими социально-государственными образованиями в соответствии со своими целями и принципами. Внешнеполитическая деятельность направлена на защиту национальных интересов государства на международной арене адекватными средствами и методами. Внешняя политика является продолжением внутренней политики, так как формируется за ней следом и осуществляется в качественно иных условиях.

Внешнеполитический курс определяется:

  1. Ситуацией в мировой экономике.
  2. Военно-стратегической ситуацией.
  3. Особенностями взаимодействия с отдельными государствами.
  4. Влиянием природной среды, а также состоянием природных и сырьевых ресурсов.

Внешняя политика реализуется разнообразными средствами: во-первых, политическими и экономическими, а так же информационно-пропагандистскими и военными. Основным методом внешнеполитической практики является дипломатия – официальная деятельность от имени государства на международной арене с допускаемых международных правом позиций, на основе конституционно-правового статуса представительства.

В России, как и во многих странах, главным внешнеполитическим ведомством является министерство иностранных дел, во Франции это министерство внешних отношений, В США – государственный департамент, в Швейцарии – политический департамент и т. п.

Внутренняя и внешняя политика, несмотря на свою принципиальную разницу и автономность остаются важнейшими взаимодополняющими механизмами общей политической машины государства.

Содержание

Введение
1. Восшествие на престол Александра I
2. Крестьянский вопрос
3. Реформа народного образования и цензура
4. Преобразование органов центрального управления
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Внутренняя политика Александра I.docx

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Внутренняя политика Александра I

2 курс 02031353 группа

Кандидат исторических наук, доцент кафедры российской и всеобщей истории, доцент кафедры документоведения

Шаповалова Светлана Петровна

1. Восшествие на престол Александра I

2. Крестьянский вопрос

3. Реформа народного образования и цензура

4. Преобразование органов центрального управления

С детства вынужденный лавировать между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Либеральное влияние на царя оказал его воспитатель женевский писатель - аристократ Франц Лагарп.

Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание министерств вместо старых петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов. В 1810 г. учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти. Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань,

Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра заметно влиял реформатор М. М Сперанский - сын сельского священника, самостоятельно достигший высокого поста государственного секретаря. Но Сперанский вызвал острое недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги, и он отстраняется от дел.

В конечном итоге, помимо учреждения министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывались одна за другой наполеоновские войны.

1. Восшествие на престол Александра I

При непредсказуемом поведении Павла никто не мог чувствовать себя в безопасности и уже к середине 1800 г. против Павла возник заговор, который сначала возглавил вице-канцлер Н. П. Панин, а после его ссылки - петербургский военный губернатор П. А. Пален. В ночь на 12 марта 1801 г. группа гвардейских офицеров из числа заговорщиков беспрепятственно проникла в Михайловский замок и покончила с Павлом.

На престол вступил старший сын Павла Александр (1777-1825). Дружный хор торжественных од приветствовал восшествие на престол Александра. Он был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп - высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам.

2. Крестьянский вопрос

Уже в первый год своего царствования Александр I без какого-либо указа или манифеста прекратил практику раздачи казенных крестьян в частные руки.

Он предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию с помещиком. Впрочем, помещики и раньше могли отпускать по своему желанию крестьян на волю за выкуп; но указ 1803г. был призван поощить помещиков к расширению такой практики, причем с обязательным условием наделения крестьян землей в собственность. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину. Реальные результаты указа 1803 г. были незначительными. Всего за время действия указа (до 1858 г.) выкупилось 152 тыс. душ (около 1,5%). Причина этого заключалась не только в нежелании многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп, но из-за тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа одной души мужского пола, в то время составляла около 400 руб. т. е. 15—20 годовых оброков. Обычно получившие свободу на основании этого указа были не в состоянии внести сразу всю выкупную сумму.

3. Реформа народного образования и цензура

Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй — уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей, ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

Цензурные послабления в первые годы царствования Александра I способствовали расширению издательской деятельности. Однако вскоре последовали изменения в цензурной практике в сторону ужесточения. С учреждением в 1810 г. Министерства полиции на него были возложены некоторые цензурные функции и контроль над цензурными учреждениями. Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики. В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож.

4. Преобразование органов центрального управления

В 1802 - 1811 гг в два этапа, была проведена министерская реформа. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам управления страной.

Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от коллегий, министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично ответственным перед ним. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата управления.

Любое государство ведёт политику по двум направлениям. Внутренняя и внешняя политика страны — это поддержание связей и стабильности внутри страны и за её пределами. Значимость обоих аспектов государственной деятельности невозможно переоценить. Внутренняя политика обеспечивает поддержку правительственного курса, способствует миру и согласию, формирует целостность державы.

внутренняя политика

Суть понятия

Любое государство стремится к самосохранению, развитию и стабильности. Поэтому у политики, направленной на поддержание порядка в стране и объединение народов в мире, долгая история. Внутренняя политика как одна из важнейших функций государства возникает вместе с этим социальным институтом. В глобальном смысле это понятие обозначает деятельность государства по установлению, поддержанию или реформированию общественно-политического строя через решение проблем социального, экономического, культурного порядка. Внутренняя политика призвана выполнять следующие функции: организовывать хозяйственно-экономическую составляющую, поддерживать в стране в состоянии стабильности, устанавливать социальную справедливость при распределении благ и рациональное, безопасное использование ресурсов страны, поддерживать законопорядок и сохранять единство государства.

внутренняя и внешняя политика

Значимость внутренней политики государства

Любое государство опирается на свой народ при проведении реформ, направленных на развитие страны, обеспечение своей целостности. Внутренняя политика в этом случае является условием удовлетворённости населения своим правительством. Только люди, которые чувствуют заботу государства о себе, готовы работать на его благо, связывать с ним своё будущее. Человеческий капитал — это главное богатство страны, а люди требуют заботы.

В этом и заключается высочайшая значимость внутренней политики. Удовлетворённое население поможет державе достичь высоких результатов во внешней политике и в реализации самых амбициозных планов. Внутренняя и внешняя политика, таким образом, тесно взаимосвязаны. Они влияют друг на друга и их результаты сказываются во всех областях жизни населения и государства. Для населения страны внутренняя политика должна быть понятной и близкой, только тогда её ждут успех и поддержка. Поэтому государство должно устанавливать особые коммуникационные отношения с населением, чтобы рассказывать о целях и планах.

внутренняя политика россии

Принципы внутренней политики

Государство в проведении своего курса опирается на главный закон — Конституцию. Кроме того, внутренняя политика основывается на нескольких принципах:

  • государство всегда и во всём охраняет достоинство личности;
  • реализация прав и свобод одного человека не должна нарушить конституционных гарантий других людей;
  • граждане страны имеют право участвовать в управлении страной как самостоятельно, так и через своих представителей во власти;
  • все люди равны перед законом и судом;
  • государство всегда гарантирует равенство граждан независимо от любых обстоятельств, например, места жительства, расы, пола, дохода и т. п.

Внутренняя политика государства строится на фундаменте нравственности, справедливости и гуманизма. Власть поверх всего ставит интересы своего народа и стремится создавать ему максимально комфортные условия для проживания.

история внутренняя политика

Структура внутренней политики

Многочисленные задачи, стоящие перед внутренней политикой, приводят к сложности её структуры. В целом она делится на две сферы: деятельность на общегосударственном уровне и действия на региональном. Эти сферы имеют разные ресурсы: в первую очередь финансовые, а также свои зоны ответственности.

Кроме того, традиционно выделяют такие направления внутренней политики, как экономическая, социальная, национальная, демографическая и сфера укрепления государственности. Существуют попытки выделения и более мелких сфер, но в целом эта типология хорошо отражает главные цели и зоны влияния государства внутри страны. Все направления даже закреплены документально и видны в структуре органов управления страной и региональных областей. Также могут выделять и другие сферы, например, охраны окружающей среды, военную, аграрную, культурную и правоохранительную политику.

направления внутренней политики

Укрепление государственности как база внутренней политики

Сохранение целостности и единства государства — одна из важнейших задач, которую решает внутренняя политика. Это особенно важно в больших, многонациональных странах, как Россия, например. Предотвращение национальной розни и сепаратистских попыток выделения отдельных регионов в самостоятельные субъекты политики, очень важно, особенно сегодня, во времена роста национального самосознания у малых народов. Удержание в составе страны региона, как, например, Каталонии в Испании, требует сложных действий на самых разных уровнях. Также к этой сфере относится пропаганда общегосударственных ценностей, символики и истории. Эту функцию государство реализует совместно со СМИ и разными социальными институтами.

внутренняя политика государства

Экономическая политика

Важнейшей является экономическая внутренняя политика, которая гарантирует стабильности страны. Обеспечение свободной конкуренции, неукоснительное исполнение антимонопольного законодательства — один из аспектов экономической политики. Важной частью является и поддержание стабильности финансовой системы, к этому аспекту относится формирование бюджета и контроль его исполнения, а также помощь национальной валюте, содействие развитию бизнеса в стране. Главными показателями для экономической политики является размер ВВП внешнего долга государства. Также политика стимулирует обновление и модернизацию производственных мощностей страны, создаёт благоприятную почву для привлечения инвестиций, регулирует налоговое законодательство. Страна должна создавать условия для предпринимателей, желающих открыть своё дело, а также способствовать удержанию молодых специалистов и высококвалифицированных кадров.

департамент внутренней политики

Социальная политика

Департамент внутренней политики чаще всего ассоциируют с социальной политикой. Она, действительно, является одной из важнейших, так как непосредственно касается каждого человека в державе и ощущается жителями страны ежедневно. Государство должно обеспечить населению приемлемый уровень жизни, делая акцент на защите социально неблагополучных групп: сирот, инвалидов, одиноких родителей, пенсионеров, безработных. Важная часть социальной политики — это охрана здоровья граждан, которая включает организацию квалифицированной медицинской помощи, обеспечение нуждающихся лекарствами, организацию санаторного лечения, контроль за качеством питания и за чистотой окружающей среды. В социальную политику также входит регуляция диспропорции в доходах населения, смягчение последствий социального неравенства. Кроме того, она включает регулирование сферы образования, создание системы дошкольного и школьного образования, контроль их качества. Нередко к социальной сфере относят работу государства в области культуры и экологии.

Демографическая политика

Количество населения, его естественный прирост и убыль — предмет заботы государства. Оно контролирует демографию в стране, стремится к достижению оптимального соотношения между разновозрастными группами, количеством рождающихся и умирающих граждан. Например, для России важно увеличить рождаемость, так как наблюдается уменьшение трудоспособного населения, а в Китае, напротив, ее необходимо уменьшать из-за слишком быстрого роста населения. Решение демографических проблем невозможно только путём изменения законодательства. Здесь необходимо вести пропагандистскую работу, задействовать материальные механизмы воздействия.

Национальная политика

Внутренняя политика государства большое внимание уделяет проблемам отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Особенно сегодня, когда межнациональные конфликты становятся всё острее. Значимость государственной деятельности в этой сфере только возрастает. Внутренняя политика России направлена в первую очередь на восстановление дружеских отношений между людьми разных этносов и культур. Также для правительства очень важно регулировать миграционные процессы, которые могут провоцировать конфликты. Поэтому вовремя их предвидеть и предупредить — цель национальной политики. Задача государства — создать благоприятные условия для жизни всех граждан вне зависимости от их национальности, пресечь возможную дискриминацию по расовому признаку и содействовать развитию культур и языков народностей, проживающих на территории страны.

Читайте также: