Доклад история моего села

Обновлено: 08.07.2024

Руководитель : Чудова Екатерина Евгеньевна

Оглавление

Введение
История моего села
Заключение
Источники

Введение

О селе моём любимом
Будет разговор,
О селе родном и милом,
Где мы все живём!

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с нею одной жизнью.

Село появилось в 20-е годы XX века, и мне хотелось узнать, как именно оно появилось, почему его так назвали. Для этого я проведу своё маленькое исследование.

Для этого мне надо – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.

Я поставил перед собой вопросы, на которые надо искать ответы, наметил план действия.

Цель моей исследовательской работы: узнать, как произошло образование села.

Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:

  • формировать опыт исследовательской деятельности;
  • находить полезную информацию;
  • научиться работать с дополнительной литературой;
  • учиться анализировать и делать выводы.

Объект изучения: образование и развитие с.Сотниково

Предмет изучения: история моего села

  • Встретиться с работниками библиотеки.
  • Поговорить со старожилами села.
  • Изучить необходимую литературу

Методы исследования: поисковый, исследовательский.

История моего села

Район, в котором мы живем, расположен на востоке Красноярского края, в лесостепи предгорий Восточных Саян и в зоне подтайги.

Районный центр - город Канск и район называется Канским.

Издавна здесь жили кетоязычные котто (лесные татары|), занимавшиеся охотой и рыболовством и племя камасинцев. В 17-16 веках аборигенов Кана называли еще канскими татарами. До прихода русских они находились в вассальной зависимости от бурят и тувинцев. Русские появились здесь сразу же после постройки Красноярского острога в 1628 г., а в 1636 году, вырос Канский острог, но заселение территории современного района началось с 30-х годов 18 века, в связи со строительством Московского Сибирского тракта, сибирская администрация начинает принудительное заселение отрезка тракта Красноярск- Канск-Тулун и бассейна Кана, постепенно по реке Кан возникают поселения, так образовывался и заселялся Канский район.

После освобождения района от Колчаковщины, на его территории были созданы сельские, волостные и уездные ревкомы. Началось восстановление народного хозяйства, распространялось социально-культурное строительство. Правительство дало согласие на заселение Сибирских земель крестьянами из западных областей. Сибирские райисполкомы получили указание нарезать новые участки для деревень.

Такой участок был нарезан в 1925г. Канским земельным отделом вдоль речки Тайнушки в 20 км. от Канска.

Первыми поселенцами на новом участке была семья Мокрициных, которая приехала из Белоруссии.

Как это произошло? Тарас Кириллович Мокрицин, живший в Канске, написал своему племяннику Максиму Кирилловичу письмо, в котором говорилось об образовании новой деревни, и пригласил его с семьей сюда на жительство. В июне 1926 г. Максим Кириллович, его жена Ольга Спиридоновна, их дети и брат Ольги Спиридоновны Григорий Спиридонович Шелег, приехали посмотреть место, да так и остались, постепенно сюда переехали все их родственники, переселенцам выдали подъемные для обзаведения хозяйством, а на берегу озера они вырыли землянки, в которых и жили.

Свою деревню они назвали Сотниково. А получилось это так: заготавливая березы для ограждения своего двора, они наткнулись на березу, на стволе которой было вырезано: “Здесь похоронен партизан Сотников.” В честь этого партизана они и назвали свою деревню Сотниково, а лог, где росла эта береза, Сотников ( в этих местах проходили бои красных партизан с армией Колчака).

В землянках первых жителей можно было найти нехитрый скарб, все изделия которого были выполнены из бересты : шкатулки, коробы , миски, ложки, туески, табакерки, ларчики. Береста и дерево были всегда под рукой и обладали многими ценными свойствами. В хозяйстве необходимы были и деревянные саночки и конные сани, телеги, дуги, хомуты, грабли, вилы, лодки и даже игрушки – все это изготавливали из дерева.

Необходимостью была прялка, так как земля для льна была подходящая, сеяли его в большом количестве, а потом лен пряли и ткали льняные ткани. Местные ткали славились, из них шили одежду, рушники.

Воду для питья брали из родников, которых вокруг было множество. Летом готовили пищу на костре, установив таганы для костров. Пища была обыкновенная: щи, похлебка, хлеб, молоко, мясо, рыба, каша из толокна.

Когда начались организовываться совхозы, то жителям предложили переехать в близлежащее село Анцирь, многие переехали, но Мокрицины и Шелеги остались. Несмотря ла голод и тяжелые времена (шел 1933г.) здесь началось строительство деревянных домов. Люди обустраивались. Дома строились артельно, дома были добротные, пяти стенные из сосны и лиственницы, их ставили на высоком берегу озера. Дом делили на две половины : горницу и кухню, где нередко отделяли угол для телят и кур. В домах делали глиняные печи, полати для детей, а для родителей кровати, в переднем углу горницы обязательно были иконы. К дому пристраивались сени, а окна были украшены красивой резьбой.

Почти все семьи были большими, но каждому, и старому и малому, находилось дело, работниками считались даже дети 5-9 лет. Жизнь была очень суровой, крестьяне занимались делами по 17 часов в сутки. Хозяйкам нужно было встать рано утром, подоить корову, выгнать скот в стадо, выпечь хлеб, накормить детей. Мужчины работали в поле, позже к ним присоединялись и женщины. Некоторые дела: уборка картофеля, катание гречихи, проветривание зерна- считались чисто женскими.

Жизнь заставила людей трудиться коллективом и в 1933году создан колхоз, а 20 февраля 1994 г. был создал совхоз “Арефьевский”- молочно-мясного направления. В хозяйство вошло четыре фермы : с.Сотниково, д.Арефьевка, д.Круглово, д.Касачевка (ликвидирована в 1970 г.), Руководство хозяйством возглавии Чемиков Иван Николаевич.

В совхозе имелся машинно-тракторный парк, автогараж на центральной усадьбе 50 машин.

В 1980 г. Был выделен свиноцех (поголовье 7 тыс. свиней). Были построены новые производственные помещения: коровники, свинарники, центральные ремонтные мастерские. В базы внедрили механизированное поение, доение коров, раздача кормов.

Впервые в районе были введены туровые опоросы.

За высокие производственные достижения награждены орденами и медалями труженики совхоза:

В нашем селе жил замечательный человек Мишуренко А:А., кавалер трех орденов Славы. Его именем названа одна из улиц и когда-то существовавшая в школе пионерская дружина.

Вместе с колхозом в селе выстроили школу. До ее открытия жители посещали кружки по ликвидации неграмотности. Новая школа выглядела как обычный дом, в ней, первых два, года было два класса и один учитель, потом четыре класса и два учителя. Эта школа действовала до 1933 года, затем построили другую, семилетнюю, а в 1966 г. построили десятилетнюю школу.

Гордостью не только нашего села, но и всего района является Дом Культуры, построенный в 1992г., где походят сельские, районные и даже краевые мероприятия.

Заключение

В завершении своей работы я не ставлю точку, а ставлю многоточие. Изучение данной темы вызвало огромный интерес, многое еще осталось множество вопрос, на которые я бы хотел найти ответ : топонимика села, люди, которые влияли на развитие села. Более подробно рассмотреть и исследовать образование совхоза “Арефьевский”, историю д.Арефьевка, д.Круглово и , конечно же, судьбу д.Касачевка , которую ликвидировали в 1970 г.

Источники

Каждый человек должен не только изучать историю своего родного края, его традиции, достопримечательности, памятники, лучших людей, но и обязан сохранять историю, духовные ценности родного региона.

Для каждого гражданина страны понятие Отечество тесно связано с родной природой. Леса, березовая роща, ручейки и реки, поля, тропинки и дороги – все эти знакомые с детства картины создают единый образ Родины. Охранять природу – значит беречь свою Отчизну. Одна из самых важных задач сегодняшнего дня – воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу родной культуры, сохранение истории. Поэтому в настоящее время важно отметить повышение интереса к изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины.

Село Старое Козьмодемьяновское – это частица Тамбовской области. А Тамбовщина издавна считалась очень богатой землей, матушкой-кормилицей. Как не воспеть этот уникальный в историческом и культурном отношении край! Это малая Родина каждого, кто здесь родился и вырос.

Актуальность выбранной темы . Одной из важнейших задач современной государственной политике Российской Федерации является воспитание гражданина России. В содержание воспитания гражданина и патриота включены такие составляющие как любовь к родным местам, знания об истории малой родины. Чем полнее, глубже будут знания подрастающего поколения о родном крае, тем более действенными они будут в воспитании уважения и любви к родной земле.

Целью нашего исследования является изучение истории родного села.

Для реализации поставленной перед нами цели в ходе выполнения исследовательской работы решались следующие задачи :

Рассмотреть общие географические сведения о селе Старом Козьмодемьяновском.

Изучить историю возникновения и развития села.

Выяснить, как отразилась война на судьбах жителей села Старого Козьмодемьяновского.

Изучение истории и культуры родного края – объект изучения данной работы.

Предмет : изучение истории возникновения и развития села Старого Козьмодемьяновского.

Для реализации поставленных задач были использованы различные методы исследования : анализ имеющийся по данной теме литературы, работа с источниками и архивными документами, сбор и анализ воспоминаний старожилов.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что данная работа поможет сохранить в памяти жителей села Старое Козьмодемьяновское историю родного края, пробудить интерес населения к возрождению села, воспитать у подрастающего поколения чувство любви к малой родине.

Практическая значимость . Собранные материалы можно использовать на уроках окружающего мира, краеведения, на внеклассных занятиях.

Основная часть

Общие географические сведения о селе Старое Козьмодемьяновское

Глава муниципального образования – Балашов Александр Сергеевич.

На территории с. Старое Козьмодемьяновское проживает 727 человек.

С. Старое Козьмодемьяновское находится в умеренно-континентальной зоне, с теплым летом и холодной, морозной зимой.

С. Старое Козьмодемьяновское, как и весь Первомайский район, расположено в лесостепной зоне, переходной между зонами широколиственных лесов на юге и степей на севере.

В Первомайском районе произрастает до 1000 видов дикорастущих и 250 видов культурных растений. Все культурные растения выращиваются на полях, плантациях, огородах.

Фауна данной территории представлена дикими и домашними животными. Здесь обитают 60 видов млекопитающих, более 200 видов птиц, 10 видов амфибий, 8 видов рептилий, около 30 видов рыб, десятки тысяч беспозвоночных.

На территории села насчитывается до 200 видов хищных, насекомоядных и зерноядных птиц, приносящих пользу, уничтожая грызунов, насекомых и личинки.

Однако есть птицы, уничтожающие полезных птиц, ежей, белок, зайцев. К ним относятся лунь болотный, ястреб-перепелятник [1, с. 90-110].

2.2. Основание села

Всё имеет свои истоки, есть они и у села Старое Козьмодемьяновское. Село расположено на земле Рязанской окраины, сведений о которой сохранилось крайне мало. Татарское нашествие опустошило этот край. В середине XV века московский князь дал указание Рязанскому княжеству, уступая свои земли ему, укрепить силы и союз для борьбы с татарами. Рязанское княжество было присоединено к Русскому государству в 1521 году. Вместе с Рязанью вошёл в него и наш родной край, включая верховья Воронежа. Также наш край был частью Дикого поля.

В начале 18 века служилые люди были переведены в разряд однодворцев, таким образом, все они стали крестьянами. В 1907 г. построена церковь.

Ко времени первой русской революции в с. Старое Козьмодемьяновское волнений никаких не было. Информации об участниках 1905 г. не имеется. Октябрьскую революцию крестьяне встретили с пониманием. Жители села Старокозьмодемьяновского принимали участие в Гражданской войне. Был организован комитет бедноты. Председателем был избран Плотников Степан Иванович, членами комбеда стали Зеленев Никита Иванович, Кривошеев Иван Семенович. Военный комиссар Плотников Иван Васильевич организовал людей на гражданскую войну.

В 1918 г. в селе началось обучение неграмотных. В селе был организован пункт по борьбе с неграмотностью. Групповые занятия велись в крестьянских избах.

В начале 40-х гг. 20 века жизнь в селе наладилась. Но в июне 1941 г. все резко изменилось. Началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг., с Козьмодемьяновского сельсовета на фронты было призвано 402 человека. Из них не вернулось 255 человека. Пропало без вести 177 человека, погибли 168 человека.

В 1989 г. в селе 420 дворов и 1013 жителей. В 2000 г. село газифицировано.

С того времени, как было образовано наше село очень многое изменилось. Изменился внешний облик села, изменились его жители.

11 августа 2013 года вблизи села Старое Козьмодемьяновское была освящена часовня-колодец в честь святых бессеребрянников Косьмы и Демияна.

24 января 2014 года в селе Старом Козьмодемьяновском открыта долгожданная хоккейная коробка. В присутствии почетных гостей в селе перерезали красную ленту и открыли соревнования по хоккею среди местной команды и гостей из Первомайского.

Начав с краткого предварения к событиям XVII века, имеющим непосредственное отношение к истории села Старокозьмодемьяновского, началу активного заселения территории Первомайского района, мы проследили вехи развития села, его экономического развития, быт русских людей.

В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

История села тесно связана с историей всей страны, что находит свое выражение во всем: в экономическом, культурном, социальном планах.

Жить в родном краю и не знать его историю нельзя. Знание истории родного края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.

Край, в котором мы живем и работаем является богатейшим сокровищем отечественной культуры.

Мы, жители села Старого Козьмодемьяновского, гордимся своим селом. Гордимся тем, что у нас такая древняя история, такая прекрасная природа, такие трудолюбивые люди, хорошо развита культура. Мы хотим, чтобы из поколения в поколение наше село сохранило свою красоту.

Список литературы

200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области [Текст]: историко-статистический сборник / Администрация Тамбовской области; Тамбовский областной комитет государственной статистики; ТГУ им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 1997. – 232 с.

Горелов, А.А. Шли годы. [Текст]: хронология дат и событий, связанных с городом Тамбовом за период с 1636 по 1918 год / А.А. Горелов, Ю.К. Щукин. – Тамбов: Пролетарский светоч, 2002. – 211 с.

Дубасов, И.И. Очерки из истории Тамбовского края [Текст] / И.И. Дубасов; сост. Ю.А. Мизис. – Тамбов: Пролетарский светоч, 1993. – 445 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. …Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. У каждого она одна. Как мама. Мы любим Родину.

А любить Родину — значит жить с нею одной жизнью. И знать ее историю нужно каждому.

Цель исследовательской работы:

-познакомиться с историей села Пертова

Задачи:

- Узнать когда и как возникло село.

- Происхождение названия села.

- Узнать об известных людях нашего села.

Гипотеза:

Предполагаю:

- проявится интерес к изучению истории села;

- обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родном селе и его людях;

Мои исследования:

предположила, если я не буду знать, если он не будет знать ничего о нашем селе, то никто ничего не узнает о селе

В результате моей работы, смею предположить, изменится:

- моё отношение к прошлому малой Родины

-изменится отношение моих одноклассников

-обогатятся знания не только у меня и у моих сверстников о родном селе и его людях. Это моя гипотеза.

Мой план действия.

Опросила одноклассников , старшеклассников, родителей и просто жителей села об информации, которую они знают о селе.

Заготовила анкету на которую они могли бы ответить.

Подвела итоги своей предварительной работы

Опрос родителей показал:

56 % жителей села знают год рождения села Пертова

40 % жителей села знают в честь кого названо село

32% жителей села имеют представление об истории села

Опрос школьников показал:

39 % старшеклассников знают год рождения села

40 % старшеклассников знают в честь кого названо село

44 % старшеклассников знают историю нашего села

Опрос сверстников:

17% одноклассников знают год рождения села Пертова

15 % одноклассников знают в честь кого названо село

5 % одноклассников знают историю нашего села

Вывод: отсюда следует, что очень плохо знают историю села мои сверстники.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи я изучила дополнительную литературу, находила полезную информацию, училась анализировать и делать выводы.

II. Основная часть

До сих пор доподлинно неизвестно происхождение название села Пертово.

Существует и другая гипотеза происхождения села Пертово. Население села занималось возделыванием конопли, из неё пряли пряжу, ткали полотно. Из волокна от переработки конопли, вили канаты, верёвки, получившие название- перты. Отсюда и название села- Пертово.

По данным Государственного архива Тамбовской области впервые о Пертове упоминается в писцовых книгах в 1545году. Этот год и принято считать датой основания села.

Село Пертово расположено в 12 км к северу-востоку от районного посёлка Чучково, в 180 км от областного центра г.Рязань, в 380 км от столицы нашей Родины г.Москвы.

В 1646 году Пертово являлось вотчиной помещиков Свищёвых. По окладным книгам 1646 года в селе была деревянная церковь Пресвятой Богородицы честного и славного Успения с приделом Николая Чудотворца.В приходе было 3 двора бояр,25 дворов крестьян,5 дворов бобылей,2 двора вдов.

По десятой ревизии 1858 года, в селе 137 дворов,933души крепостных крестьян. После отмены крепостного права Пертово стало центром Пертовской волости.

В 1850 году владельцем –помещиком села Пертово значится господин Севастьянов.В том же году построена каменная церковь,на средства помещика Севастьянова. Обширная кирпичная церковь в формах классицизма.Четырех столбный пятикупольный храм с симметричными портиками из пар колонн по сторонам. Главный престол Смоленский, приделы Никольский и Александро-Невский. Храм получил название Никольского.

В 30-е годы 20 века храм был разграблен и закрыт. Прошло около 70 лет прежде ,чем в храме начали идти богослужения.

В 1901 году помещиком села значится господин Кареев. В Пертове работало почтовое отделение. В селе имелась библиотека.

Посажен великолепный парк, росли цветы, установлены скамеечки.

На средства помещика Кареева в 1901 году в селе Пертове была построена больница. В больнице работала барыня и два медицинских работника. В наши дни здания больницы находятся в хорошем состоянии. В одном из них располагается местный ФАП.

Революционные события 1905 года коснулись и жителей- крестьян нашего села. Крестьяне просили у помещика отдать им часть земли .Помещик жестоко обошелся с крестьянами. Часть крестьян были выпороты казаками прилюдно, а часть посажены в холодную.

До революции 1917 года летом крестьяне занимаются сельским хозяйством. Зимой население села работало у помещика на винокуренном заводе и в имении. В лес по ягоды , грибы ,орехи крестьяне пускались, только по особому разрешению помещика.

Из воспоминаний старейших жителей села о помещике Карееве:

Кареев был очень лояльным помещиком. Мог выдать крестьянину лошадь или корову с дальнейшей отработкой. В парке имелся красивый розарий . В своём имении помещик имел зверинец, где были виды зверей со всего Рязанского края. Где расположен сегодня стадион ,находился барский сад. Сад был обнесён рвом. В саду росли вишни, яблони, груши. В одном из документов ,найденном в имении Кареевых , стало известно что у них скрывался Александр Дмитриевич Цурюпа, соратник В.И.Ленина. Царским правительством Цурюпа был приговорён к смертной казни. Многие уверены, что благодаря всем этим обстоятельствам, когда начались революционные события , Кареев мог спокойно выехать из своего имения. Усадьба Киреевых была сохранена и не разорена.

В 1861 году на территории села был основан винокуренный завод.

На момент создания завода в 19 веке Пертово было довольно крупным поселением и насчитывало 240 дворов. В советское время завод был в числе передовых предприятий. В данное время завод не работает.

В селе была церковно-приходская школа. Самого здания школы не было, она размещалась в нескольких зданиях. В школе преподавали рисование, пение, физику, закон божий. Более двух лет в школе не учились, считалось такие люди очень грамотными. До 1931 года в селе была только начальная школа.

В селе Пертове детский сад существует давно. По рассказам старейшин в военные годы существовал сезонный детский сад.

Пертово знаменито местным художником Райским Д.А. Художник самоучка дарил свои картины всем знакомым. Дмитрий Александрович был учителем в церковно-приходской школе. В 1931 году преподавал математику в вечерней школе колхозной молодёжи. . По доносу Д.А. Райский был арестован и репрессирован. Тюрьма не сломила , а только закалила его .Грамотный, скромный человек. Прекрасно пел и рисовал. Хороший садовод. Добрый, душевный человек, как вспоминали о нём старейшины села .По инициативе Д.А. Райского в Пертове был поставлен обелиск воинам односельчанам, павшим в боях за освобождение Родины от фашистских захватчиков.1941-1945 г. Прожил Дмитрий Александрович 92 года.

В годы Великой Отечественной войны многие мужчины были призваны на фронт . С поля боя не вернулся каждый второй.

Пертово знаменито людьми ,прославившими наше село. За свой честный добросовестный труд многие были награждены орденами и медалями Советского Союза. Мы хотим назвать некоторых из них Людмила Васильевна Лапицкая- доярка, Ванина Николаевна Татьяна-механизатор, Родионов ,Алексей Михайлович-шофёр, Родионов Александр Михайлович - тракторист, Анатолий Васильевич Титов -агроном , Спиряков Александр Михайлович и другие.

Заключение

Пройдёт ещё немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые могли бы рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. Я не хочу, чтобы история нашего села осталась в прошлом. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранении истории нашего села, ведь история жизни людей — это история села в целом. Таким образом, я узнала, что Пертово старинное село начало которому положено в 16 веке. Много бед и невзгод видело село и его люди. Всё выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Село живо, пока живы мы.

Вывод

Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории моего села, о предках, о великих традициях родной земли – нашего села, поближе познакомиться со знаменитыми людьми села.


В нашем селе нет особых достопримечательностей, нет краеведческого музея, нет богатого материала об истории и заселении села, его становлении. Мне хотелось узнать:

-Как и когда образовался наш поселок?

-Почему его так назвали?

-Как он выглядел в те времена?

-Кто были первые поселенцы?

Цель моей исследовательской работы:

-узнать историю малой родины.

Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:

-формировать опыт исследовательской деятельности;

-находить нужную информацию;

-учиться анализировать и делать выводы.

2. Основная часть.

Для души здесь всё мило:

И колосья пшеницы, что шумят как моря.

Здесь прошло моё детство

Среди стройных берёз.

И во сне просыпаюсь

Я от шёпота грёз.

Всё до боли знакомо в этом чудном краю:

Неба синь и рассветы, что манят по утру,

И косяк журавлиный,

Что парит над землёй,

Мне помашет в полёте,

Приглашая с собой.

Неужели как птица

Улечу из гнезда?

В жизни много добиться,

Пролетят очень быстро

Дни, часы и года…

Мне вернуться сюда.

Потому, что здесь родина!

Здесь мой дом и земля,

И село это малое,

Называем - Курья.

(Масейкина Настя, ученица бывшей Курьинской ООШ)

Эти строки посвящены нашему поселку. Многие односельчане хотели бы узнать, когда именно он появился, почему его так назвали. В своей работе я попытаюсь рассказать все, что узнал сам.

Время появления посёлка

Это семьи: Сирота, Махновых, Сусоева Корнея Егоровича, Яглова Ивана Фомича (Приложение №1), Беляева Николая Петровича, Белянского Николая Матвеевича, Балыкина Кирилла Андреевича, Тривайло Петра Сидоровича, Коноваловых, Музылевых, Сафоновых, Борозенец, Денисовых (Приложение №2), Брянцевых, Тютюник, Дерюга, Вакуленко, Скляр, Якуниных, Троценко.

Версия о названии поселка.

Свое название поселок получил благодаря протекающей неподалеку маленькой речушке Курье. Обратившись к толковому словарю, я узнал, что Курья - это залив, далеко вдававшийся в берег реки, озера.

Людей гнала нужда

Люди ехали из окрестных колхозов: Петропавловского, Беспятовского, Урываевского, Решетовского. Там обеспеченность крестьянских хозяйств выглядела так: одна сеялка на 264 двора, одна сенокосилка на 15 дворов, одна молотилка на 17 дворов. Средний урожай в 1932г. – 3ц.37кг. с 1га, в 1933г.- 4ц.12кг. с 1га. На трудодень в среднем 2,5 кг зерна и 36 копеек деньгами. Каждая семья должна была платить налоги государству: 240 литров молока в год, яйца, шерсть, шкуры.

Нелегко было в таких условиях прокормить семью. Услышав о создании нового совхоза, в надежде на лучшую жизнь, люди ехали сюда.

Жизнь в землянках

Приехав сюда, новосёлы увидели, что жить негде, что в поселке всего 3 дома: пекарня, дома управляющего и счетовода. Кроме того, три кошары и пять хуторов (Тривайло П. С., Вакуленко Л. Н., Черкашин, Балыкин К. А.).

Приезжих поселяли в землянки, а часть отправляли на хутора. Семьи у всех были большие, но все равно место находилось для всех. Например, семью Беляевых, состоящую из 4 человек, приняла к себе семья Ягловых, состоящая из 6 человек.

Люди создают себя работой

Поселившиеся на хуторе ухаживали за грубошерстными овцами. Многие женщины доили овец 1 раз в день. Загоняли животных в специально изготовленные станки, доили вручную, а Петр Тривайло варил брынзу.

Посевных площадей было примерно 500га, но поля все равно требовали ухода.

Люди создают себя работой

Для них земля - кормилица всегда

Чем пахнет лето? Лето пахнет потом,

Заботами нелегкого труда.

Летом женщины и дети пололи поля пшеницы, освобождая от осота. Осенью собранное зерно перевозили на быках в город Карасук. Хлеб для совхозных нужд пек Музылев Семен Ильич. Воду брали из колодца, находившегося на площади, в центре села. По словам старожилов, колодец копали 3 человека (дед Кизека, другие неизвестные), а сруб делал Тривайло Сидор.

Здесь пахнет хлебом по утрам,

По вечерам полынью пахнет,

И вешним ласковым ветрам

Простор невиданный распахнут.

Село мое неброское,

Сибирское село с березками - подростками

Война

Жители нашей деревни, несмотря на бытовые неурядицы, тяжелую работу, продолжали жить, не зная, что совсем скоро их ждет страшное испытание - война.

На нашей сибирской земле не рвались бомбы и снаряды, здесь была особая война, и в ней тоже надо было выстоять, выжить, победить. Говорят, сильна та армия, у которой силен тыл. Наши односельчане и старались его крепить: трудились, не покладая рук. Ушедших на фронт мужчин заменили старики, женщины, дети.

Вот что рассказывают Балыкин Михаил Кириллович (Приложение №3) и Музылев Тимофей Семенович (Приложение №4): «Когда началась война, нам было по 10-13 лет. Полуголодные, полураздетые возили сено, пахали, сеяли, убирали урожай. Проходили испытания в поле на всех имеющихся механизмах: плугах, прицепах, сенокосилках, лобогрейках, молотилках. Собранное зерно возили зимой в Карасук, на элеватор. Запрягали быков в сани, грузили на них по 5-6 мешков, и обоз из 6-7 саней отправлялся в путь.

Делали снегозадержание: в лягах, околках рубили ветки, вывозили на поля и разбрасывали, а весной убирали. Поля удобряли древесной золой, которую люди собирали всю зиму.

Беляева Вера Николаевна рассказывает: «Когда началась война, мне было 16 лет. Всю войну и до 1948г работала на тракторе. От зари до зари трудились на своих маленьких тракторах ХТЗ. Дисциплина в военные годы была жесткой: работали от темна до темна, прихватывали и ночи. Спали по 2-3 часа в бригаде на соломе, укрывшись своей же одеждой, а домой приезжали один раз в неделю, чтобы помыться в бане. Очень тяжело было, все терпели.

В 1942г. Власову (Сусоеву) Наталью Корнеевну и ее брата, Сусоева Михаила Корнеевича, отправили в только что освобожденный город Смоленск. Там трактористы вместе с солдатами освобождали поля от трупов, собирали мины, а затем пахали землю, сеяли. Было очень трудно, так как пришлось голодать, кормиться у чужих людей. Мои односельчане работали в Смоленской области почти два года, затем вернулись домой.

Хочу назвать имена женщин-односельчанок, кто ковал победу и приближал ее своим трудом:

Беляева Вера Николаевна (Приложение №6)

Власова Наталья Корнеевна (Приложение №7)

Борозенец Пелагея Евтеевна (Приложение №8)

Денисова Евдокия Андреевна

Гончарова Матрена Кирилловна

Лисовая Агриппина Евтеевна (Приложение №9)

Милованова Елена Федоровна

Тесленко Анна Кирилловна

Сердюкова Александра Григорьевна

Соколенко Прасковья Афанасьевна

Скляр Анна Ивановна.

Ягло Екатерина Ивановна

Благодаря их самоотверженным усилиям в тяжелых условиях, их воле, душевной силе достигалась победа.

44 воина-односельчанина полегли на полях сражений.

Приток новоселов

Орлов Юрий Михайлович,

Гадульзянов Габит Гареевич,

Зарубин Илья Инокентьевич,

Достовалов Фрол Мифодьевич,

Родионовы Мария и Полина,

Шульгинов Алексей Евгеньевич,

Аксёнова Любовь Фёдоровна

Приехавшие добросовестно трудились на тракторах и комбайнах.

Хлеборобы стали применять безотвальные плуги и высевать хлеба не сплошными массивами, а размещать посевы полосами. В нашем посёлке сейчас живут дети, внуки целинников: Шульгинова А.Е. и Габдышева Ж.

Поселок в 60-е годы.

Лучшие люди поселка.

В 70-е годы за ударный труд награждён Орденом Ленина Музылёв Тимофей Семёнович, Орденом Трудового Красного Знамени – братья Денисовы, Почётными Ленинскими грамотами – телятница Предчая Екатерина Тимофеевна, занявшая первое место в районном соревновании. Курьинские механизаторы: И.Г.Лишик, А.П.Тевс, Н.Д.Данько, А.Ф.Борозенец – славились по всему району тысячными суточными намолотами зерна. Об этом не раз писала районная газета.

Село все-таки живет.

В настоящее время закрыта основная общеобразовательная школа, функционирует начальная школа и детский сад (Приложение № 10), работают медицинский пункт (Приложение №11), почтовое отделение (Приложение № 12), библиотека, клуб (Приложение № 13), магазин (Приложение № 14).

Наше село всё-таки живёт!

Заключение

В результате исследования я узнал историю своей малой родины, сформировал опыт исследовательской деятельности, нашел нужную информацию, научился анализировать и делать выводы. Проведенное мной исследование дает право утверждать, что существует несколько проблем в развитии родного села – это безработица, отсутствие основной школы, массовый отток населения. К сожалению, это проблемы не только нашего села, но и всей страны.

А историю села нам обязательно надо знать и помнить для того, чтобы не исчезло бесследно прошлое. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.

Используемая литература

Читайте также: