Частные военные компании в россии доклад

Обновлено: 19.05.2024

1) специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте;

2) непосредственно участвует в военных действиях, в целях личной выгоды или денежного вознаграждения;

3) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

4) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

5) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

В связи с распространением ЧВК, а так же с сокращением состава вооруженных сил во многих государствах начал увеличиваться спрос на услуги частных военных компаний, что в свою очередь привело к тому, что многие уволенные военнослужащие перешли работать в ЧВК, так как данная работа хорошо оплачивалась. Среди руководства частных военных компаний можно часто встретить бывших высокопоставленных государственных служащих в сфере обороны и безопасности, и это все не удивительно, ведь в таких компаниях бойцы получают от 200 до 1000 (иногда и больше) долларов в день, что значительно превышает денежное довольствие военнослужащих и полицейских.

Так же можно отметить, что для участия в ЧВК не нужно обязательно иметь высокую квалификацию, а достаточно иметь элементарные навыки, например, навыки владения оружия, которые можно приобрести отслужив в армии. Благодаря этим навыкам можно работать в охранной деятельности ЧВК.

Как показывает практика, ЧВК обычно не раскрывают своего истинного предназначения, а так же согласно официальным документам, они призваны выполнять лишь вспомогательные функции, которые не связанны с ведением боевых действий.

По деятельности все частные военные компании можно разделить на четыре группы:

2. Военные консалтинговые компании (military consulting companies). Данные компании занимаются стратегическим планированием, реформированием вооруженных сил, непосредственной тренировкой различных армейских подразделений.

3. Компании, занимающиеся военной логистикой (military support companies). Их деятельность заключается в тыловом обеспечении войск, в строительстве военных объектов и в обслуживании сложных систем вооружений.

4. Частные компании, занимающиеся охраной деятельностью (private security companies). Данные компании, так же как и компании по предоставлению военных услуг, занимаются защитой, и отличаются они друг от друга условно, так как во время боевых действий их деятельность становится схожей.

Огромные проблемы вызывает вопрос ответственности государства за деятельность их ЧВК. Согласно всем Женевским конвенциям, любое государство обязано соблюдать и обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП). Опираясь на это положение можно сделать вывод о том, что, формально, государство может быть привлечено к ответственности за деятельность его частных военных компаний, если оно нарушит нормы международного гуманитарного права. На практике же возникают трудности с признанием ответственности государства за деятельность ЧВК в связи с тем, что государства, как правило, не имеют должного контроля над их операциями, которые осуществляются за пределами территории данных государств.

3. Довольно печальный случай произошел летом 2009 года в провинции Кандагар. В офис местного прокурора пришла группа сотрудников ЧВК, по некоторым данным прошедших подготовку у американских инструкторов и работающие в системе служб безопасности США в Афганистане, занимающихся охранной деятельностью, для того, чтобы освободить одного из своих коллег. В связи с этим началась драка, которая переросла в перестрелку, в результате которой погибло девять афганских полицейских, включая начальника полиции Кандагара. Представитель министерства внутренних дел Замарэй Башари осудил действия охранников. "Те, кто осуществил это нападение и убил начальника полиции и других полицейских, — преступники.", — сказал Башари в интервью BBC. Позднее президент Афганистана Хамид Карзай также возложил ответственность за убийство полицейских на сотрудничающих с войсками США частные военные компании.

Однако в России существуют частные военные компании. Их список возглавляет самая известная - "РСБ-Групп". Как они указывают на своем сайте, они не занимаются наемничеством, не принимают участие в боевых действиях на стороне иностранных государств и незаконных вооруженных группировок. Они предлагают широкий спектр услуг. Так же "РСБ-Групп" является официальным партнером ООН в России. Ее работа регламентирована резолюций Совета Безопасности, уставом ООН, Кодексом Красного Креста. Компания осуществляет сопровождение грузов и людей на суше и на море, техническую защиту,например при проведении секретных совещаний, проводит обучение и консалтинг, занимается разминированием территорий, охраной объектов в пределах Российской Федерации, а так же занимаются установкой акустических пушек, как утверждают они сами - "нелетального действия". Так же в перечне услуг "РСБ-Групп" есть и весьма специфичные. Например, проведение разведки и аналитики. В интересах заказчика добывается информация о клиентах, конкурентах или поставщиках. Однако они не ведут промышленный шпионаж и не добывают сведения, которые являются государственной тайной. Следует сказать о том, что многие частные военные компании в России могут предложить такой же перечень услуг, что указывает на то, что деятельность частных военных компаний в России довольно ограничена. Из вышесказанного можно сделать вывод, что хоть и частные военные компании в России существуют, но их деятельность сильно ограничивается внутренним законодательством, что может создать коллизии в данном вопросе.

В настоящее время чаще всего сотрудников ЧВК используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем. Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных охранных предприятий в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций. В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности. Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.

На основе всего выше сказанного можно выделить ряд преимуществ частных военных компаний перед регулярными вооруженными силами:

1. Использование частных военных компаний в военных конфликтов вызывает меньше общественного недовольства, чем использование вооруженных сил, так как найти прямые доказательства причастности государства к деятельности ЧВК очень сложно.

2. Частные военные компании более мобильны, чем регулярная армия Они могут представлять собой противовес местным вооруженным силам в государствах со слабыми политическими институциями.

3. Потери со стороны частных военных компаний не указываются в государственных отчетах.

Так же можно выделить и ряд недостатков:

1. Частные военные компании мотивированы прибылью, а не чувством долга перед государством, что может создать множество проблем.

2. Частое использование частных военных компаний государствами может навредить их экономике, так как у ЧВК высокая цена.

3. Частные военные компании достаточно часто выходят из под контроля и могут навредить невинным людям. Это обуславливается их минимальным контролированием со стороны государств.

Следует еще раз сказать о том, что наемничество официально запрещено в большинстве стран мира. В целом, вся международно-правовая регламентация деятельности ЧВК отражена в следующих актах:

§ Резолюция ООН от 14.12.1979 года, согласно которой наемничество является преступлением против мира и человечества и приравнивается к геноциду, убийствам и иным особо тяжким преступлениям.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, мониторинга таких компаний.

Государствам необходима четкая регламентация деятельности частных военных компаний внутри них, а так же международным организациям необходимо разработать регламентацию деятельности ЧВК во время различных международных конфликтов и иных внешнеполитических мероприятий государств, а так же при организации миротворческих миссий и операций по принуждению к миру.

.
.

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация


Начиная со времени крушения Советского Союза, Вооружённые силы Российской Федерации претерпевают серьёзные изменения. При этом в последние годы активно используется и перерабатывается опыт передовых в военном отношении государств. Прежде всего, речь идёт о концепции сетецентричности, об изучении доктрин ведущих в военном отношении зарубежных стран и о других, более частных вопросах. Не остаётся без внимания и такое явление, как использование частных военных компаний (далее – ЧВК) и приватизация военной сферы, то есть, по существу, передача в частные руки некоторых функций государства этой особой области государственной деятельности.

В последнее время этот вопрос стал тем актуальнее, что на него обратил внимание нынешний президент Российской Федерации Владимир Путин. В апреле 2012 года, ещё будучи премьер-министром, он заявил о том, что развитие деятельности таких фирм соответствует национальным интересам России. В июне прошлого года депутатом Митрофановым был внесён законопроект о госрегулировании создания и деятельности ЧВК, но был отклонён.

Между тем, стремительно происходящие в мире изменения заставляют государства искать самые разные способы ответа на новые вызовы. Один из способов – привлечение частных структур в ранее закрытую военную сферу. В связи с вышеизложенным нам представлялось важным и актуальным рассмотреть вопрос о возможностях и перспективах использовании ЧВК российским государством, уделив внимание проблемам, которые возникают у западных стран в связи с привлечением подобных структур.

Таким образом, цель представленной работы – определение потребности России в ЧВК, перспектив их использования и круга задач, которые они могут решать.

Для достижения поставленной цели был решён ряд основных задач:

  • определить, что такое ЧВК, их правовой статус и особенности деятельности;
  • выявить основные факторы, способствовавшие развитию и распространению ЧВК;
  • дать классификацию ЧВК и разграничить их деятельность;
  • определить текущую ситуацию на рынке частных военных услуг в России;
  • на основе анализа причин, сильных и слабых сторон использования ЧВК передовыми в военном отношении государствами оценить потребность российского государства в таких структурах и перспективы их использования нашей страной.

Объект исследования – частные военные компании. Предметом исследования является использование Россией частных военных компаний.

Круг источников по изучаемой теме можно охарактеризовать как ограниченный. Это связано со спецификой рассматриваемого вопроса. ЧВК, являясь коммерческими организациями, имеют право публично не раскрывать многие данные. Вместе с тем, поскольку вопрос использования государствами ЧВК не является бизнесом в чистом виде, это позволяет получить больше информации. Кроме того, документы международно-правового характера, официальные документы, новостные сводки, информация с официальных сайтов самих ЧВК помогают глубоко погрузиться в контекст рассматриваемого вопроса.

Для целей настоящей работы использовано собственное рабочее определение ЧВК, основанное на формулировках российских авторов. Под ЧВК подразумеваются негосударственные коммерческие структуры, оказывающие заказчику (в нашем случае – государству) военные, охранные, консалтинговые, логистические или иные услуги, в условиях военных конфликтов и/или боевых действий .

В ходе работы нами продемонстрирован опыт и основные проблемы использования ЧВК иностранными государствами и Россией. На базе изложенных фактов делается ряд выводов.

На сегодняшний день ЧВК получили широкое распространение в мире, выполняют большой спектр услуг для различных заказчиков (в том числе – государств). При этом действуют они в самых разных регионах мира. В основном ЧВК пользуются спросом в зонах конфликтов: Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и др.

Правовой статус деятельности ЧВК и их сотрудников является предметом серьёзных дискуссий. Более того, не всегда можно разграничить сотрудников ЧВК и наёмников с точки зрения права, что вызывает опасения некоторых политиков и общественных деятелей. Учитывая несовершенство международного законодательства в этой сфере, России стоит активно участвовать в обсуждении и разработке регулирующих деятельность ЧВК законов на международных площадках, отстаивая собственные интересы в этой области.

Собственного опыта использования ЧВК российское государство на данный момент не имеет, если судить по открытым источникам информации. Однако такая заинтересованность у политического руководства страны существует. Пример крупных западных стран, а с некоторых пор и Китая, демонстрирует нам, что ЧВК играют всё большую роль в политике и военном строительстве стран мира. Однако для того, чтобы этот инструмент не только был эффективным, но и не навредил интересам России, стоит осмысливать, изучать и творчески перерабатывать опыт, который уже есть.

Совершенно очевидно, что в такой большой стране, как Россия, ЧВК не смогут заменить традиционную армию, поэтому политикам при дальнейшем рассмотрении вопроса о привлечении ЧВК необходимо чётко определить цели и задачи, которые могут решать эти структуры, чтобы не попасть от них в зависимость. В этом отношении, по нашему мнению, следует внимательно изучить опыт Китая, который активно использует ЧВК для проведения своей политики в первую очередь на африканском континенте. К сожалению, на сегодняшний день китайский опыт применения ЧВК мало изучен в России, хотя именно на него следовало бы обратить внимание при разработке соответствующего закона. ЧВК могут стать тонким инструментом, который помог бы проводить Российской Федерации собственную политику.

Причин того, что государства всё активнее прибегают к использованию ЧВК, довольно много. Дело не только и не столько в том, что меняется сам образ войны, а с ним стратегия, тактика и концепции её ведения. В современных условиях как никогда важным является отношение общества к потерям, которые несёт армия государства в войне – не важно, какие у этой войны цели и причины. Актуально это и для нашей страны, общество которой болезненно реагирует на участие собственной армии в военных конфликтах, что связано с трагическим опытом Афганистана и Чечни.

В то же время уровень и количество угроз в последние десятилетия растут и становятся более непредсказуемыми. Для противодействия им не обойтись без применения военной силы. В том числе для решения этой комплексной проблемы государствами был найден такой нестандартный способ: использование ЧВК. Его незаурядность заключается в том, что это и не традиционный метод привлечения наёмников, и не попытка создания структуры по принципу Иностранного легиона. По большому счёту это чисто коммерческий путь, основанный на положениях либерализма: ЧВК могут существовать и без контрактов со стороны государства, выполняя заказы частных лиц, компаний и корпораций или международных организаций; государства же прибегают к их услугам только когда возникает такая потребность. И в этом заключается ещё один важный для России урок: прибегать к услугам ЧВК следует только в случае действительной необходимости и, как в случае с аутсорсингом, для освобождения служащих от несвойственных им функций.

Изменение характера войны требует, чтобы профессионалы в военной сфере были квалифицированными специалистами, способными управлять и обслуживать сложные высокотехнологичные системы, использующиеся в условиях бесконтактных войн. Всё чаще приходится прибегать к услугам гражданского персонала, который может привлекаться посредством ЧВК. В войнах нового поколения часто приходится воевать против негосударственных акторов. Использование ЧВК, которые по своей природе схожи с противником, также может сулить выгоду, однако этот вопрос требует более подробного изучения.

Нельзя не признавать факты положительного влияния ЧВК на решение ряда проблем. Однако их использование зачастую не способно решить ряд вопросов, которые существуют при использовании традиционных армий, а иногда порождает новые.

На сегодняшний день не существует налаженной системы взаимодействия между армией, сотрудниками ЧВК и самими фирмами. Не существует и формального набора правил этого взаимодействия. При этом основная ответственность, так или иначе, лежит на военных. Этот вопрос требует дополнительной проработки законодателей и военных, если планируется использование ЧВК на поле боя совместно с войсками.

Общественный и гражданский контроль над деятельностью ЧВК в значительной степени затруднён. Это не способствует повышению прозрачности, которая необходима, чтобы не только избежать коррупции, но и снизить вероятность возникновения проблемы бесконтрольности при использовании частных фирм государством. Об этом следует помнить в России, где практика гражданского контроля пока широко не распространена.

России необходимо досконально разработать процедуры для регулирования деятельности ЧВК. Большое количество ЧОП, которые существуют на сегодняшний день в стране, будут стремиться зарегистрироваться как ЧВК. Нельзя забывать, что главная цель ЧВК, как коммерческой структуры – извлечение прибыли. Это значит, что зачастую, стараясь сэкономить, они могут предоставлять своим сотрудникам некачественное оборудование или обмундирование – и это меньшая из бед, которые сулит использование ЧВК. Во избежание этого, необходимо жёсткое регулирование со стороны государства, создание единых правил и политик.

Ситуация, когда государство попадает в зависимость от конкретного поставщика услуг, – не редкость как в случае с ЧВК, так и при аутсорсинге. Избежать этой проблемы можно, если использовать дифференцированные подходы к решению вопроса. Это значит, что применение ЧВК (или аутсорсинга) не должно полностью заменять сложившихся процедур, должно быть гибким.

Таким образом, возросший уровень использования ЧВК государствами при проведении зарубежных операций, в общем и целом можно назвать ответом на коренные изменения, происходящие с армиями и военными бюджетам стран, пользующихся услугами таких структур. Их использование способно решить ряд характерных для сегодняшнего дня проблем: как экономического, политико-социального характера, так и сугубо военных.

Основные аргументы в пользу необходимости принятия закона о государственном регулировании ЧВК заключаются в возможности извлечения экономической выгоды (в том числе, защита интересов отечественных компаний за рубежом), получения нового инструмента для решения широкого спектра задач. Кроме того, ЧВК в России могут выполнять определённые социальные функции, такие как трудоустройство бывших военнослужащих. Отечественные ЧВК сегодня практически не допущены на мировой рынок военных услуг, и без государственной поддержки выйти на него будет непросто. Вместе с тем, следует просчитывать риски, с которыми сопряжено использование ЧВК. Однако при грамотном подходе и строгом государственном контроле над деятельностью ЧВК их можно если и не устранить полностью, то значительно снизить. Игнорировать важные тенденции нельзя, но и слепое копирование опыта не способствует успеху. Всё это необходимо учитывать Российской Федерации, при принятии закона о государственном контроле над ЧВК. Тогда использование ЧВК будет действительно служить во благо национальным интересам России.

Источники и литература

Документы международно-правового характера

Информация с официальных сайтов частных военных компаний


1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Есть люди – мужчины, а иногда и женщины, с повышенной склонностью к насилию. Иногда они идут на службу в государственные структуры – десантные войска, спецназ, где их наклонности и способности могут быть использованы на благо государства. Порой они встраиваются в профессиональный спорт – силовые единоборства, бои без правил.

В результате огромный пласт людей вымещает свои негативные качества на окружающих, идёт умышленно или попадает случайно в криминальную среду, разрушая общество изнутри и вынуждая государство тратить средства на их нейтрализацию и содержание (к сожалению, из-за запрета смертной казни ограничиться только нейтрализацией не получится).



Насильственные преступления являются одной из самых значимых проблем современной России – по данным МВД, в 2020 году от преступных посягательств погибли свыше 20 000 человек, свыше 60 000 получили тяжкий вред здоровью.

В многонациональной России существуют целые регионы, население которых мало склонно к работе, но зато исключительно воинственно. Регионы эти, как правило, являются дотационными.

Почему бы не дать им возможность подзаработать их же агрессией на законных основаниях?

А так ли в действительности необходима статья 359 УК РФ?

В конце концов, какая государству разница, чем занимаются его граждане за границей?

Россия приютила миллионы гастарбайтеров, которые вывозят из нашей страны деньги, ослабляя бюджет России, а взамен везут заразу (прививки-то там уже не делают – рай антипрививочников) и преступность (ведь не профессора к нам едут улицы мести).

Так почему бы не дать и своим гражданам заработать за рубежом и привезти деньги домой?

Какие негативные последствия несёт для нашей страны участие граждан РФ в военных конфликтах за рубежом?

Криминализация профессии наёмника лишь лишает бюджет налоговых поступлений, причём в виде свободно конвертируемых денежных единиц.

При этом международное право наёмничество не запрещает:

Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 году.

Наёмником считается лицо, которое:

– специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;

– фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

– принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;

– не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

– не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;

– не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.

Но основная задача отмены статьи 359 УК РФ – это легализация деятельности в России частных военных компаний (ЧВК).

Частные военные компании

Конец XX – начало XXI века время расцвета нового формата вооружённых сил (ВС) – частных военных компаний. Человечество с давних времён знакомо с наёмниками, их услугами активно пользовались во все времена, существовали целые отряды организованных наёмников, готовых сражаться за того, кто платит.



Отряды наёмников существовали ещё во времена Древней Греции

В определённый исторический период ЧВК, ещё не имевшие на тот момент этого наименования, казалось бы, практически ушли со сцены – на первое место вышли огромные армии призывного и контрактного типа. Тем не менее группы наёмников активно действовали по всему миру, зачастую меняя его куда сильнее, чем армии великих держав.

Кроме того, выяснилось, что, несмотря на всю свою мощь, государственные вооружённые силы имеют определённые недостатки – они недостаточно гибки, скованы национальными и международными законами, уставами, к их действиям, и в особенности потерям, приковано внимание общества и прессы.


В лице своего филиала Blackwater Security Consulting эта ЧВК активно участвовала в боевых операциях в Ираке и в Афганистане, заслужив там неоднозначную репутацию. В 2009 году ЧВК Blackwater была переименована в XeServices LLC, а затем в 2010 году – в Academi.

Частные военные компании: экспорт агрессии


Логотипы Blackwater, XeServices LLC, Academi

При этом официально первой частной военной компанией принято считать британскую Watch Guard International (WGI), созданную в 1967 году ветеранами SAS (Специальной десантной службы) Дэвидом Стирлингом и Джоном Вудхаусом.

Считается, что ЧВК обходятся гораздо дороже, чем профессиональные армии. Например, солдат вооружённых сил США получает порядка 150–200 долларов в день, тогда как наёмник из Blackwater/Academi обходится примерно в 1 200 долларов в день.

В реальности всё гораздо сложнее: в ВС деятельность солдат застрахована – в случае ранений они получают значительные выплаты (серьёзные ЧВК сейчас также страхуют своих специалистов, но можно предположить, что делается это далеко не всегда). Военнослужащие зачастую имеют различные льготы, в том числе ранний выход на пенсию, что можно отнести к косвенным расходам. Государство несёт расходы на экипировку военнослужащего и его обучение.

Не стоит забывать, что в ЧВК чаще всего работают специалисты уже с опытом, тогда как в ВС солдата сначала надо обучить, а это стоит дорого и занимает много времени. Даже прямые расходы на профессионального бойца могут превзойти указанные 150–200 долларов в день, что уж тут говорить про всё остальное.

Разумеется, ЧВК не заменяют профессиональные армии, но в высшей степени эффективно их дополняют.

В наиболее часто решаемые ЧВК задачи входит (но этим не ограничивается):

– непосредственное участие в боевых действиях;

– проведение специальных операций, в том числе добывание разведывательной информации;

– обеспечение охраны и безопасности объектов инфраструктуры;

– обеспечение охраны государственных структур;

– обеспечение безопасности перевозок, сопровождение конвоев, защита морского судоходства и морских судов;

– обучение военнослужащих, полиции и других силовых структур;

– тыловое снабжение войск;

– поддержание функционирования систем связи и управления, пунктов и центров управления;

– услуги военных аналитиков;

– разминирование и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов.

В некоторых источниках ЧВК ассоциируют со специальными подразделениями – спецназом. В реальности, в зависимости от рода деятельности ЧВК, их можно отнести к спецназу, аналитикам, профессиональным охранникам, логистам и так далее.

Помимо Blackwater/XeServices LLC/Academi, появилось и множество других ЧВК – британские G4S, Erinys International и Aegis Defense Services, американские FDG Corp, MRPI, крупнейшая американская ЧВК DynCorp, британо-американская Northbridge Services Group – и это лишь малая часть.

В России ЧВК также существуют, и считается, что они достаточно эффективно действуют по всему миру, в том числе в Сирии, на Донбассе и в Луганской области.

Самыми известными российскими ЧВК на сегодняшний день являются:


В 2016 году попытки легализации ЧВК наткнулись на сопротивление правительства, которое сослалось на часть 5 статьи 13 Конституции России:

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Разумеется, этот аргумент притянут за уши – ЧВК попадают под действие этого пункта только в том случае, если они изначально ставят перед собой в качестве цели изменение основ конституционного строя, что звучит абсолютно абсурдно: неужели прямо так в Уставе запишут?

Так, под ч. 5 ст. 13 можно что угодно подтянуть: хоть кружок юных техников, хоть общество любителей рыбалки – мало ли зачем они собираются? И что они там делают, может, тоже что-то против основ конституционного строя замышляют?

Министр иностранных дел С. В. Лавров в 2018 году вновь предложил вернуться к обсуждению вопроса легализации российских ЧВК для того, чтобы обеспечить правовую базу, защищающую российских сотрудников ЧВК. Очевидно, что, как министр иностранных дел, С. В. Лавров достаточно хорошо осведомлён о деятельности российских и зарубежных ЧВК и эффективности их использования.


Необходимо понимать, что легализация ЧВК не подразумевает (не должна подразумевать) раскрытие деятельности таких компаний за рубежом – специалисты ЧВК не обязаны носить военную форму или иные признаки принадлежности к той или иной структуре, в случае если этого требует специфика контракта и выполняемой работы.

Зачем нам нужны частные военные компании?

Они позволят превратить неорганизованный рынок наёмников в организованный.

Неорганизованные наёмники будут отстаивать экономические и политические интересы, но чьи это будут интересы – США, Великобритании, Франции?

Как обеспечить контроль за тем, чтобы их деятельность не была направлена против интересов РФ?

Между тем рынок оружия – один из немногих рынков, который не сокращается, а непрерывно растёт.

Учитывая значительную милитаризацию нашей промышленности, сформировавшейся ещё во времена СССР, гораздо выгоднее стимулировать предприятия ОПК на захват всё большей части мирового рынка оружия – здесь есть куда развиваться.

И ЧВК могут этому способствовать.

ЧВК и ОПК

Как связаны частные военные компании и предприятия оборонно-промышленного комплекса?

В настоящее время никак.

Во-первых, в России официально не разрешены ЧВК.

Во-вторых, инициировать разработку оружия и вооружений могут лишь государственные силовые структуры Российской Федерации. Но Министерство обороны РФ при всём желании не сможет охватить и оплатить многие интересные концепции и разработки – просто не хватит денег. Да и не все они необходимы вооружённым силам.

В то же время, специфика ЧВК может потребовать разработки вооружений, которые ВС РФ не очень-то и нужны, по крайней мере, на первый взгляд.



Лёгкие штурмовики не интересуют МО РФ, но могут заинтересовать ЧВК, поскольку они гораздо дешевле в приобретении и в эксплуатации, а затем они могут экспортироваться в другие страны, обладающие ограниченным оборонным бюджетом

Задачи, решаемые ЧВК, имеют особую специфику.

Например, отсутствие поддержки авиации, противостояние численно более крупным группировкам противника, действие в условиях противостояния нескольких центров силы.

В Сирии, к примеру, одновременно действуют США и НАТО, Израиль, Россия, Турция и многие другие страны. Не говоря уже о десятках, а то и сотнях независимых вооружённых группировок.

Выжить и обеспечить победу в этой ситуации поможет только самое эффективное вооружение и техника.

Необходимо не просто легализовать ЧВК, но и обеспечить им возможность инициировать и оплачивать разработку вооружений предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса.


ЧВК могут быть куда менее инертны и куда более инициативны, чем МО, поскольку они не будут скованны уставами, регламентами и ответственностью за государственные деньги – это просто бизнес, ничего личного.

При этом, МО РФ может использовать результаты разработок, заказанных ЧВК, в своих интересах.

Выводы

Для формирования и развития ЧВК необходимо полностью отменить или радикально скорректировать статью 359 Уголовного кодекса РФ.

Необходимо обеспечить ЧВК возможность инициировать разработку и приобретение оружия и вооружений (в разумных пределах, речь не идёт о делегировании ЧВК полномочий по созданию стратегического оружия).

ЧВК не заменят, но эффективно дополнят вооружённые силы РФ, решая специфические задачи по защите национальных политических и экономических интересов.

обложка

Впервые в информационном пространстве России, идею легализации Частных Военных Компании начали озвучивать в 2012 году.

Где он излагал идею о необходимости легализации ЧВК и применения их на Украине. Более подробное разъяснение правового аспекта вопроса опубликовано на сайте Tenzor Consulting Group от 18 апреля 2014.

Соответственно именно в связи с этим обращением я и подготовил этот доклад, где попытался описать историю ЧВК в мире. Их типологию. Особенности их работы и применения. А также перспективы их создания в России.

Юридический статус и типология ЧВК

У ЧВК достаточно неопределенный правовой статус.

Перед кем они несут ответственность за свои действия?

Расширение частного сектора в военном деле вызвало шквал критики со стороны правозащитных организаций, поскольку они видят в ЧВК лишь изощренную форму классического наемничества. Международные документы определяют наемничество как преступление:


1) Статья № 47 дополнительного протокола № 1 Женевской конвенции 1977 года;
2) Конвенция ОАЕ 1977 года об уничтожении наемничества в Африке
3) Конвенция ООН 1989 года против вербовки, использования, финансирования и тренировки наемников. К этой конвенции присоединились 22 страны, ратифицировали документ 21 страна, но среди них нет ни США, ни России, ни любой другой индустриальной державы, кроме Италии.

Между тем, к ЧВК эти размытые определения трудно применимы. Большинство членов ЧВК работают по долгосрочным контрактам в качестве советников и технических специалистов, а не прямых комбатантов (по крайней мере, так декларируется). В вопросе мотивации трудно провести грань, например, между наемниками, иностранными добровольцами и инструкторами ЧВК, ведь все они получают материальное вознаграждение.

Кроме того, ЧВК прямо или опосредованно работают лишь с официально признанными правительствами. Среди их клиентов ООН и международные гуманитарные организации. Однако международный юридический статус, а, следовательно, и механизм регулирования деятельности ЧВК до сих пор не определен.

Исходя из анализа этого документа, можно сказать что он:

Дает определения для ЧВК, заказчика, и страны где действует ЧВК

Определяет права и обязанности ЧВК, заказчика и страны где действует ЧВК

Носит рекомендательный характер и необязателен к выполнению

Постоянно ссылается на необходимость соблюдения Женевской конвенции о гуманном отношении, недопущении дискриминации и т.д

На уровне государств только в двух странах созданы схемы, которые регулируют деятельность ЧВК: в США и ЮАР.

В Соединенных Штатах продажа военных услуг регулируется Законом о контроле над экспортом вооружений, согласно которому каждая частная военная или охранная компания (ЧОК) обязана получить в Госдепартаменте лицензию для работы за рубежом. В случае получения лицензии деятельность фирмы по выполнению контракта будет контролироваться Государственным департаментом. Кроме того, сделки, стоимость которых превышает 50 млн долларов, подлежат одобрению конгрессом.

В ЮАР деятельность ЧВК или ЧОК лицензируется Национальным комитетом по контролю над обычными вооружениями согласно Закону о регулировании иностранной военной помощи 1998 года (Акт о наемниках).

Британское правительство в 2002 году добавило в Зеленую книгу (Green Paper) документ, где изложило подходы по созданию схемы лицензирования ЧВК и ЧОК. Но одновременно здесь действует закон о вербовке на иностранную службу 1870 года, настолько несовременный, что его легко обойти.

Обозначить четкую границу между частной военной и частной охранной компанией непросто. Считается, что ЧВК — это компания, которая предоставляет наступательные услуги, т.е. прямо или опосредованно направленные на разрешение какой-то ситуации военным путем. В свою очередь, ЧОК предоставляют оборонительные услуги для защиты жизни и собственности клиента. Однако очевидно, что в зонах боевых действий все зависит от обстановки: например, при защите нефтепровода охранная компания может проводить боевые операции против местных партизан или бандитов.

Частные военные компании можно условно разделить на четыре типа:

1) компании военных услуг (military provider company). Предоставляют клиентам тактическую поддержку в ходе боевых действий, включая непосредственно участие в боевых операциях;

2) консалтинговые компании (military consulting company). Консультируют по вопросам стратегического планирования, реформирования вооруженных сил, непосредственно содействуют в тренировках армейских подразделений, обучении работе с новыми типами вооружений;

3) логистические компании (military support company). Занимаются тыловым обеспечением войск и строительством военных объектов. В эту же группу входят и компании, обслуживающие армейские компьютерные системы или новые сложные системы вооружений;

4) частные охранные компании (ЧОК) или компании по безопасности (private security companies). Их сфера — кризисный менеджмент, оценка рисков, консалтинг по безопасности, охрана объектов, предоставление телохранителей, разминирование, обучение подразделений армии и полиции.

В военную категорию входят те ЧОК, которые действуют в зонах боевых действий. В данном случае четкой границы между ЧВК и охранными компаниями, действующими на Западе, нет, и все зависит от того, какое решение принимает руководство той или иной компании о начале работы в регионах, где ведутся боевые действия.

Так, британские компании Pilgrims Group, Edinburgh International и G4S являются достаточно известными охранными компаниями, действующими по всему миру, и контракты из области действий ЧВК представляют не столь существенный процент в их прибыли. [4]

В настоящее время статус частных военных компаний законодательно не урегулирован, хотя и предпринимались попытки к регламентации этого инструмента на федеральном уровне, но сделано это было в разрезе позиционирования таких компаний на международном уровне, за рубежом.

Отсутствие в России собственных частных военных компаний и соответствующих законов выгодно сказывается на деятельности зарубежных частных силовых структур. Крупнейшие иностранные военные компании успешно рекрутируют отечественных профессионалов военного и охранного дела. Российские военные уже давно работают на иностранные фирмы и несут свою службу практически во всех уголках земли, призывая противоборствующие стороны к миру, сопровождая опасные грузы, оказывая консультационные услуги, тренируя бойцов иностранных подразделений и т.д.

Именно поэтому, закон о частной военной компании станет отправной точкой к созданию и развитию этой сферы деятельности в РФ.

Кроме того, нужно учесть тот факт, что привлечение к спецоперациям таких компаний еще и отличный инструмент внешнеполитического влияния. Зачастую государства испытывают потребность провести такие международные действия, принадлежность к которым не совсем выгодна им с точки зрения имиджа.

Использование частной военной компании зачастую решает внешнеполитические задачи страны и качественным образом поддерживает национальную репутацию, что позволяет избежать нежелательного общественного и международного резонанса.

Законопроект о частной военной компании

Принципиальным и важным звеном в этой цепочке является практика использования частной военной компании в России.

При создании закона возможно смешение двух видов услуг - охранных и военных. С точки зрения организации деятельности частного военного сектора первый важнейший вопрос состоит в том, кто является нанимателем этих компаний. Заказы на такие услуги могут поступать из различных источников:

- профильные министерства и ведомства;

- неправительственные организации и др.

Конечно же, принятие такого законопроекта повлечет за собой принятие изменений в иные законодательные акты РФ (Уголовный Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, дополняя его позициями, сопряженными с международным и военным правом).

Принятие проекта Федерального закона может предусматривать установление налоговых льгот и иных преференций российским и иностранным инвесторам, а также субсидии частным военным компаниям, приобретающим для экспорта российскую военную продукцию, имущество и снаряжение.

Принятие законопроекта не потребует дополнительное увеличение численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерацию, которые будут осуществлять вопросы создания, деятельности и контроля за деятельностью ЧВК. [5]

Частные военные компании, и связанный с ними бизнес, никак не может прижиться в России, и, прежде всего, из-за отсутствия законодательной базы .

В России эта трудная, профессиональная, а порой и опасная работа по существующей законодательной базе приравнивается к наёмничеству (УК РФ, глава 34, статья 359. Наемничество). Сдерживающим фактором развития в России ЧВК является и статья 208 УК РФ, в которой создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование являются преступлением.

Промежуточный шаг уже был сделан.

Отечественные ЧВК сегодня практически не допущены на мировой рынок военных услуг, и без государственной поддержки выйти на него будет непросто. Вместе с тем, следует просчитывать риски, с которыми сопряжено использование ЧВК. Однако при грамотном подходе и строгом государственном контроле над деятельностью ЧВК их можно если и не устранить полностью, то значительно снизить.

Игнорировать важные тенденции нельзя, но и слепое копирование опыта не способствует успеху. Всё это необходимо учитывать Российской Федерации, при принятии закона о государственном контроле над ЧВК. Тогда использование ЧВК будет действительно служить во благо национальным интересам России. [8]

[2] Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта

Монтрё, 17 сентября 2008 года

Какие частные военные компании являются крупнейшими в этой отрасли и их историю вы узнаете в следующей части этого доклада

Читайте также: