Доклад о состоянии государственной гражданской службы российской федерации в 2020 году

Обновлено: 18.05.2024

1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы (далее - план).

2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий плана, обеспечить их осуществление в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

от 24 июля 2019 г. N 1646-р

МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2019 - 2021 ГОДЫ

I. Совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы Российской Федерации граждан Российской Федерации, государственных гражданских служащих Российской Федерации

Внедрение единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба) в федеральных органах исполнительной власти

введение единых методологических подходов к прохождению испытания и определению его результатов в федеральных органах исполнительной власти

15 ноября 2019 г.

проект нормативного правового акта

Подготовка предложений по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы

обобщение практики отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы и подготовка предложений по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы

15 ноября 2019 г.

доклад в Правительство Российской Федерации

совершенствование порядка заключения договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения гражданской службы с учетом положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения"

15 ноября 2019 г.

проект указа Президента Российской Федерации

оптимизация процедуры поступления на гражданскую службу

15 ноября 2019 г.

проект федерального закона

совершенствование порядка проведения оценки знаний на соответствие квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы

проект федерального закона

проект указа Президента Российской Федерации

проект постановления Правительства Российской Федерации

проведение эксперимента по определению соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы знаний лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе, с использованием базы оценочных заданий

Минтруд России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

проект нормативного правового акта

Создание нормативно-правовой базы, необходимой для формирования федерального кадрового резерва, с учетом практики формирования кадровых резервов на гражданской службе

мониторинг формирования и использования кадровых резервов на гражданской службе

15 ноября 2019 г.,

15 ноября 2020 г.,

15 ноября 2021 г.

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации

установление порядка формирования федерального кадрового резерва

проект указа Президента Российской Федерации

Обеспечение возможности проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие), в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы, ответственные за предоставление соответствующей информации

создание нормативно-правовой базы для обеспечения проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими при прохождении гражданской службы, в том числе в рамках федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - единая информационная система)

Минтруд России, Минкомсвязь России

проект федерального закона

Минтруд России, Минкомсвязь России

проект указа Президента Российской Федерации

Минтруд России, Минкомсвязь России

проект постановления Правительства Российской Федерации

развитие в рамках единой информационной системы сервисов, позволяющих осуществить проверку указанных сведений в автоматическом режиме, а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

доклад в Правительство Российской Федерации

Совершенствование, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе

совершенствование методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

проект нормативного правового акта

формирование базы оценочных заданий для определения соответствия квалификационным требованиям гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации

доклад в Правительство Российской Федерации

развитие в рамках единой информационной системы сервисов, позволяющих осуществлять оценку профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе

доклад в Правительство Российской Федерации

II. Стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных гарантий на гражданской службе

Совершенствование порядка проведения аттестации гражданских служащих

формирование единых методологических подходов к проведению аттестации гражданских служащих

15 ноября 2019 г.

проект указа Президента Российской Федерации

Создание нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования практики проведения экспериментов, направленных на развитие гражданской службы

создание правовых и организационных условий для проведения экспериментов, направленных на развитие гражданской службы

15 ноября 2019 г.

проект федерального закона,

проект указа Президента Российской Федерации,

Мониторинг эффективности кадровой работы в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

представление ежегодного доклада о состоянии гражданской службы, включающего анализ правоприменения законодательства о гражданской службе, оценку эффективности использования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации кадровых технологий, характеристику и динамику изменений кадрового состава указанных органов и подведомственных им организаций

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации

Развитие системы социальных гарантий на гражданской службе

оптимизация структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада

15 ноября 2021 г.

проект федерального закона, проект указа Президента Российской Федерации

совершенствование порядка и условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет гражданским служащим

15 ноября 2021 г.

проект федерального закона, проект акта Правительства Российской Федерации

III. Внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий

Обеспечение функционирования на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих

разработка в рамках единой информационной системы сервисов, обеспечивающих доступ гражданских служащих к единому специализированному информационному ресурсу, предназначенному для профессионального развития, в том числе в целях самостоятельного изучения гражданскими служащими обучающих, методических, аналитических и иных материалов образовательного характера

15 ноября 2019 г.

доклад в Правительство Российской Федерации

формирование предложений по тематике методических, аналитических и иных материалов образовательного характера для самостоятельного изучения гражданскими служащими, планируемых к размещению в едином специализированном информационном ресурсе, предназначенном для профессионального развития гражданских служащих

заинтересованные образовательные организации

доклад в Правительство Российской Федерации

координация наполнения единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих

заинтересованные образовательные организации

ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации

обеспечение доступа гражданских служащих к образовательным платформам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) иных организаций, государственных органов для освоения образовательных курсов с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

доклад в Правительство Российской Федерации

разработка в рамках единой информационной системы сервисов, направленных на внедрение интерактивного наставничества

доклад в Правительство Российской Федерации

разработка в рамках единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих, сервисов, позволяющих осуществлять контроль качества мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, в том числе посредством заполнения гражданскими служащими и сотрудниками кадровых подразделений государственных органов электронной формы опроса

доклад в Правительство Российской Федерации

Мониторинг качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам

разработка инструментария оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ для гражданских служащих в целях проведения мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам (в рамках осуществления мониторинга системы образования)

проект акта Правительства Российской Федерации

проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам (в рамках осуществления мониторинга системы образования)

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации

IV. Ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы

Завершение мероприятий по переходу к использованию федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в кадровой работе

мониторинг внедрения федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации единой информационной системы в кадровую работу

15 ноября 2019 г.

федеральные органы исполнительной власти совместно с иными заинтересованными федеральными государственными органами,

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

подготовка предложений по совершенствованию правил формирования официальной статистической информации о кадровом составе гражданской службы и кадровых процессах в государственном органе и соответствующей нормативно-правовой базы


Государственная гражданская служба

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

О докладе о состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации в 2020 году

О докладе о состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации в 2020 году

Доклад подготовлен на основании оперативного мониторинга состояния гражданской службы в 2020 году, а также анализа совершенствования законодательства о гражданской службе и правоприменения, включающего оценку эффективности использования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации кадровых технологий, характеристику и динамику изменений кадрового состава указанных органов и подведомственных им организаций (далее – мониторинг).

В докладе содержатся оценки эффективности (неэффективности) кадровой работы в государственных органах, результатов реализации и достижения целей ряда нормативных правовых актов, вступивших в силу в 2016 – 2020 годах, а также прогнозно-аналитические оценки и предложения по обеспечению устойчивого развития гражданской службы.

В частности, результаты мониторинга показывают, что число кандидатов, прошедших оценку в ходе конкурсных процедур в субъектах Российской Федерации, распределено следующим образом: тестирование – 28,5 тыс. чел. или 62,8% от общего числа назначенных на вакантные должности (в Республике Саха (Якутия) – 48,3% от общего числа назначенных), индивидуальное собеседование – 26,4 тыс. чел. или 58,1% (в Республике Саха (Якутия) - 33,4%), подготовка проекта документа – 2,8 тыс. чел. или 6% (в Республике Саха (Якутия) – 9,7%), написание реферата – 1,4 тыс. чел. или 3% (в Республике Саха (Якутия) – 3,9%), анкетирование – 5,0 тыс. чел. или 11% (в Республике Саха (Якутия) – 35,2%), проведение групповых дискуссий – 0,09 тыс. чел. или 0,2% (в Республике Саха (Якутия) – 13,3%), решение практических задач (введено в 2020 году) – 0,5 тыс. чел. или 1,1% (в Республике Саха (Якутия) – 7,8%).

Кроме того, до 3% от общего числа назначенных на вакантные должности (в Республике Саха (Якутия) – 3,9%) приходится на иные оценочные инструменты, используемые некоторыми органами исполнительной власти, в их числе собеседование с руководителем структурного подразделения, логическое и психологическое тестирование, психодиагностическое исследование личностно-профессиональных и психологических особенностей, опросник профессиональных и личностных качеств, а также ситуационное-интервью в определении уровня выраженности у кандидата каждой из профессиональных компетенций, содержащихся в профиле компетенций соответствующей группе должностей гражданской службы.

Таким образом, результаты проведенного анализа использования методов оценки профессионального уровня кандидатов на замещение должностей гражданской службы в процессе отбора демонстрируют ограниченность их применения, что снижает общую эффективность кадровой работы по отбору кадров и комплектованию кадрового состава гражданской службы.

В этой связи, несмотря на создание в 2018 – 2020 годах правовых основ для применения методов оценки профессионального уровня на гражданской службе, их надлежащая реализация в качестве технологий кадровой работы требует дополнительных мер организационного и методологического характера. При этом очевиден имеющийся потенциал для дальнейшего развития методологии и практики оценки компетенций гражданских служащих.

Указано, что наиболее эффективной технологией формирования кадрового состава гражданской службы по результатам проведенного мониторинга является кадровый резерв государственных органов.

С учетом проведенного мониторинга, Минтрудом России предлагается реализовать в законодательстве подход, направленный на внедрение межведомственного характера кадровых резервов государственных органов, позволяющий лицам, включенным в кадровый резерв одного государственного органа, быть принятыми на гражданскую службу в другом государственном органе с учетом результатов оценки их профессионального уровня (компетенций).

Проведен анализ применения методов оценки эффективности и результативности деятельности гражданских служащих – испытания, аттестации. Сделан вывод о необходимости совершенствования оценки кадров на стадии поступления на гражданскую службу, выделив в качестве объекта такой оценки профессиональные и личностные качества, наличие которых является необходимой основой для применения мотивационных технологий, а также развития государственно-служебной культуры. При этом обращено внимание на развитие применения технологии наставничества, которое выполняет дополнительную функцию оценки профессионального уровня гражданских служащих, в том числе компенсирующую полноту и качество оценки при назначении на вакантную должность гражданской службы без проведения конкурсных процедур.

Проведен мониторинг стабильности кадрового состава органов государственной власти, которая определяется по показателям текучести и стабильности кадров соответствующих органов.

Показатели текучести кадров в 2020 году в центральных аппаратах и территориальных органах федеральных органов исполнительной власти являются самыми низкими показателями с 2015 года, а уровень текучести кадров в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году снизился на 2% по сравнению с 2019 годом и составил 16,7%. Данную тенденцию связали со сложной эпидемиологической обстановкой в мире в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).

В Республике Саха (Якутия) – 18,3%, при этом наивысший уровень текучести кадров составил 47,6% в Министерстве по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), наименьший – 4,7% - в Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).

Показатель стабильности кадров (соотношение числа гражданских служащих, имеющих стаж гражданской службы в органе более 3 лет, к среднесписочной численности гражданских служащих органа) в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти в 2020 г. незначительно повысился по сравнению с 2019 г. (63,4%) и составил 65,28%, в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти – 72,6%, что на 9,4% выше показателя 2019 года, при этом уровень стабильности кадрового состава в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации претерпел незначительные изменения (снизился на 1,73%) и равняется 71,44% (в Республике Саха (Якутия) – 64,5%, при этом наивысший уровень в Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) – 93,1%, наименьший – в Министерстве предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) – 20,3%).

В докладе указано, что, помимо совершенствования правовых основ и кадровых технологий на гражданской службе, также одним из ключевых мероприятий является повышение престижа гражданской службы посредством совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, оптимизации структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет.

По результатам мониторинга наблюдается дисбаланс в средних уровнях оплаты труда федеральных гражданских служащих в сопоставимых по статусу федеральных органах исполнительной власти (разрыв в средних уровнях оплаты по федеральным министерствам составляет 1,8 раза), а также колоссальный разрыв в оплате между центральными аппаратами и территориальными органами ведомств (в 2,3 раза). Данную тенденцию объясняют тем, что существующая система оплаты труда на гражданской службе не пересматривалась ни разу с 2006 года.

Отмечено, что текущая ситуация сильно дестабилизирует и нарушает целостность, логичность, объективность и прозрачность системы оплаты труда на гражданской службе.

В докладе рассмотрены данные о профессиональном развитии федеральных гражданских служащих в 2020 г. Указано об апробации нового механизма организации обучения федеральных гражданских служащих на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование.

Рассмотрено предоставление федеральным гражданским служащим гарантии на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения. Выявлена недостаточность финансирования данного мероприятия – состоящие на учете гражданские служащие при сохранении действующих объемов финансирования будут обеспечены единовременной выплатой не ранее чем через 17 лет.

Проведенный Минтрудом России мониторинг также включает анализ информации о характеристике и динамике изменений кадрового состава подведомственных органам исполнительной власти организаций.

Общая тенденция как на федеральном, так и на региональном уровне характеризуется снижением как численности работников подведомственных организаций, так и их количества за последние 3 года.

В целом сделан вывод о том, что состояние гражданской службы в 2020 году характеризовалось стабильностью основных показателей кадрового состава государственных органов и относительным снижением ряда показателей применения кадровых технологий, вызванным неблагоприятной эпидемиологической остановкой.

Выявлена потребность и перспективы совершенствования нормативного правового регулирования ряда кадровых процессов, особенно в части поступления на гражданскую службу.

В этой связи предлагается для граждан, впервые трудоустраивающихся в государственный орган и не имеющих стажа гражданской службы и(или) опыта работы, предусмотреть возможность назначения только на должности, не являющиеся должностями гражданской службы, оплата по которым не выше уровня оплаты труда по должностям гражданской службы на срок не менее двух лет. После истечения указанного срока данный гражданин вправе реализовать свое право на доступ к гражданской службе в установленном Федеральным законом № 79-ФЗ порядке.

Соответственно этому, предлагается скорректировать квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, установив минимальный уровень наличия такого стажа (опыта) в два года.

Дополнительно предлагается предусмотреть для всех лиц, впервые поступающих на гражданскую службу, условие о заключении с ними срочного служебного контракта с возможностью переоформления в бессрочный по истечении 5 лет гражданской службы с учетом положительных результатов оценки профессиональной служебной деятельности в предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ формах (конкурс, аттестация и др.).

Одновременно, предлагается уделить пристальное внимание надлежащему обеспечению реализации государственных гарантий гражданским служащим, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ.

В числе наиболее значимых в данной связи обозначаются совершенствование системы оплаты труда в целях придания ей более сбалансированного характера посредством совершенствования структуры денежного содержания гражданских служащих путем поэтапного увеличения доли должностного оклада, а также мероприятия по обеспечению жильем гражданских служащих.

В итоге, системный характер мер по развитию правовых и технологических составляющих гражданской службы позволит внедрить более эффективную систему нематериальной мотивации гражданских служащих, способствующую развитию в государственных органах государственно-служебной культуры, формированию этического климата, способствующего долгосрочному прохождению службы и профилактике коррупционных и иных правонарушений.


Данное исследование направлено на выявление проблем развития государственной гражданской службы, которые проявляются при реализации основных направлений развития государственной гражданской службы, разработку путей решения данных проблем и определение новых эффективных направлений развития.

Ключевые слова :государственная гражданская служба, Министерство Обороны Российской Федерации, кадровая политика, кадровый резерв.

Формирование и развитие государственной гражданской службы в Российской Федерации на современно этапе сопровождается широким спектром проблем, что и притягивает внимание к рассмотрению порядка ее прохождения.

Однако, несмотря на стремительное развитие и совершенствование системы законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации в последнее время, не менее актуальной является проблема федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации.

Прежде всего, следует отметить, что специальное нормативное регулирование государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации не осуществляется. В законодательстве нет особых, специфических для данной сферы, специальных нормативно-правовых актов. В целом, деятельность государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации регулируется общими федеральными законами и подзаконными актами о государственной гражданской службе, а также отдельные ее аспекты (перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих и другое) конкретизируются Приказами Министра обороны Российской Федерации.

Однако законодателю следует учесть специфику деятельности граждан, замещающих должности государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, обусловленную статусом Министерства и его основной задачей по обеспечению обороны страны.

На основании проведенного анализа практической реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации были выявлены следующие проблемы:

– отсутствие алгоритма работы с кадровым резервом;

– отсутствие программ дополнительного образования и повышения квалификации служащих;

– менее развитый спектр гарантий, предоставляемых молодым гражданским служащим, в сравнении с гарантиями военнослужащих, а также в сравнении с гарантиями старшего поколения гражданских служащих;

– основа механизма мотивации гражданских служащих — их личная заинтересованность в карьерном росте, которая постепенно может угасать, ввиду чего и необходимо разработать систему внешних мотиваторов, поддерживающих личную заинтересованность госслужащих.

Среди проблем системы государственной гражданской службы Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации выделены такие, как: недостаточность работы с кадровым резервом; отсутствие алгоритма работы с кадровым резервом; слабая мотивация к профессиональному росту служащих Министерства обороны Российской Федерации.

Нами предложены следующие направления развития и совершенствования системы государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации:

– установление дополнительных требований к госслужащим Министерства и ограничений, которые раскрываются через взаимосвязь поведения служащих и престижа занимаемой ими должности;

– установление дополнительных гарантий, касающихся величины оклада, продолжительности отпуска, единовременных пособий;

– предоставление возможности прохождения профессиональной подготовки в специализированных учебных заведениях не только действующим государственным гражданским служащим, но и резервистам;

– установление управленческих рычагов воздействия на гражданских служащих Министерства, которые будут способствовать слаженной работе коллектива и минимизируют конфликты среди них, а именно: материальные и нематериальные меры стимулирования госслужащих (работа с кадровым резервом, совершенствование графика рабочего времени, укрепление политики открытости, внедрение тимбилдинга, разработка карьерограмм).

Основываясь на проблемах государственной гражданской службы, которые были выявлены в системе государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации, нами были сформулированы следующие подходы к совершенствованию системы государственной гражданской службы.

  1. Работа с кадровым резервом государственных гражданских служащих, направленная на привлечение молодых перспективных кадров. Развитие данного направления поспособствует омоложению аппарата госслужащих, а также всей системы государственной гражданской службы Российской Федерации. Безусловно, процесс обновления будет протекать постепенно, ввиду важности и необходимости сохранения опыта прохождения государственной службы старшего поколения госслужащих, способного передать практические навыки службы.
  2. Разработка и внедрение системы гарантий для лиц, находящихся в резерве. Система гарантий для резервистов решит проблему текучести кадров среди них, поскольку на данный момент созданы лишь формальные гарантии того, что резервисты будут допущены до прохождения государственной службы.
  3. Разработка и внедрение дополнительных программ повышения квалификации или курсов профессионального развития, направленных на обучение госслужащих работе с информационно-коммуникационными технологиями, способными облегчить и оптимизировать их труд. Потребность в разработке и внедрении соответствующих программ обучения по работе с информационными технологиями обусловлена тем, что происходит постепенное внедрение новых информационных технологий на государственной службе (например, согласно Указу Президента Российской Федерации № 288 от 24.06.2019 года, такие технологии необходимо применять в кадровой работе). Кроме того, представляется весьма эффективным проведение тренингов или курсов по работе с автоматизированными информационными системами, по окончании которых государственные служащие будут разбираться в данных системах настолько хорошо, что эффективность и качество их работы станут выше, а необоснованные затраты времени на самостоятельное освоение программы сократятся.
  4. Формирование единого федерального методологического акта, определяющего критерии получения стимулирующих выплат (ежемесячных надбавок и премий) государственными гражданскими служащими. Необходимость развития данного направления обусловлена следующим.

Законодатель в 79-ФЗ [1] определил, что порядок выплаты ежемесячной надбавки определяется представителем нанимателя. При этом, как правило, положениями об определении порядка выплаты ежемесячной надбавки, устанавливаются общие критерии для установления ее размеров. Тем самым, размер надбавки напрямую зависит от воли представителя нанимателя, а объективность того, каким образом были оценены те или иные критерии, что повлияло на установление размера надбавки, установить становится практически невозможно (примеры критериев: компетентность при выполнении сложных, ответственных работ, профессиональны уровень исполнения должностных обязанностей и другие).

Кроме того, в пункте 18 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 163н [4] установлено, что размер премии максимальными размерами не ограничивается и определяется с учетом личного вклада госслужащего в выполнение той или иной задачи, сложности выполненных заданий, проявления госслужащим инициативы при исполнении им своих должностных обязанностей, и другое.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие две проблемы: размытые критерии при определении размера полагающихся выплат, напрямую зависящие от воли и желания представителя нанимателя вознаградить госслужащего за осуществленную им деятельность, или наоборот лишить таких выплат, и второе — неограниченный размер премий. Так, для решения непосредственно данных двух проблем предлагается разработать единый федеральный методологический акт, определяющий критерии получения государственными гражданскими служащими стимулирующих выплат (ежемесячных надбавок и премий).

Таким образом, в ходе исследования удалось разработать новые направления совершенствования государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации и системы государственной гражданской службы Российской Федерации в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная гражданская служба, Министерство обороны, кадровый резерв, основное направление развития, государственная служба, служащий, Указ Президента, единый федеральный методологический акт, ежемесячная надбавка.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 июля 2019 года N 1646-р

(с изменениями на 16 июня 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий плана, обеспечить их осуществление в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2019 года N 1646-р

План мероприятий ("дорожная карта") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы

(с изменениями на 16 июня 2020 года)

I. Совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы Российской Федерации граждан Российской Федерации, государственных гражданских служащих Российской Федерации

Внедрение единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба) в федеральных органах исполнительной власти

введение единых методологических подходов к прохождению испытания и определению его результатов в федеральных органах исполнительной власти

15 ноября 2019 г.

проект нормативного правового акта

Подготовка предложений по созданию нормативно-
правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей

обобщение практики отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы и подготовка предложений по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы

15 ноября 2019 г.

доклад в Правительство Российской Федерации

совершенствование порядка заключения договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения гражданской службы с учетом положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения"

15 ноября 2019 г.

проект указа Президента Российской Федерации

оптимизация процедуры поступления на гражданскую службу

15 ноября 2019 г.

проект федерального закона

совершенствование порядка проведения оценки знаний на

проект федерального закона

соответствие квалификационным требованиям для замещения должностей

проект указа Президента Российской Федерации

проект постановления Правительства Российской Федерации

проведение эксперимента по определению соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы знаний лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе, с использованием базы оценочных заданий

Минтруд России, заинтересо- ванные федеральные органы исполнительной власти

проект нормативного правового акта

Создание нормативно-правовой базы, необходимой для формирования федерального кадрового резерва, с учетом практики формирования кадровых резервов на гражданской службе

мониторинг формирования и использования кадровых резервов на гражданской службе

15 ноября
2019 г.,
15 ноября
2020 г.,
15 ноября
2021 г.

Минтруд России,
заинтересован-
ные федеральные
органы
исполнительной
власти,
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

ежегодный доклад в Правительство Российской
Федерации

установление порядка формирования федерального кадрового резерва

проект указа Президента Российской Федерации

Обеспечение возможности проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и федеральными государственными гражданскими

создание нормативно-правовой базы для обеспечения проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации,

проект федерального закона

служащими (далее - гражданские служащие), в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также

поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими при прохождении гражданской службы, в том числе в рамках

Минтруд России, Минкомсвязь России

проект указа Президента Российской Федерации

посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы, ответственные за предоставление соответствующей информации

федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - единая информационная система)

Минтруд России, Минкомсвязь России

проект постановления Правительства Российской Федерации

развитие в рамках единой информационной системы сервисов, позволяющих осуществить проверку указанных сведений в автоматическом режиме,
а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы

доклад в Правительство Российской Федерации

Совершенствование, в том числе с использованием информационно-
коммуникационных технологий, методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе

совершенствование методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе

проект нормативного правового акта

формирование базы оценочных заданий для определения соответствия квалификационным требованиям гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе

Минтруд России, заинтересован-
ные
федеральные
органы
исполнительной
власти и организации

доклад в Правительство Российской Федерации

развитие в рамках единой информационной системы сервисов, позволяющих осуществлять оценку профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе

доклад в Правительство Российской Федерации

II. Стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных гарантий на гражданской службе

Совершенствование порядка проведения аттестации гражданских служащих

формирование единых методологических подходов к проведению аттестации гражданских служащих

15 ноября 2019 г.

проект указа Президента Российской Федерации

Создание нормативно-
правовой базы, необходимой для совершенствования практики проведения экспериментов, направленных на развитие гражданской службы

создание правовых и организационных условий для проведения экспериментов, направленных на развитие гражданской службы

15 ноября 2019 г.

проект федерального закона,
проект указа Президента
Российской Федерации,
методические
рекомендации

Мониторинг эффективности кадровой работы в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

представление ежегодного доклада о состоянии гражданской службы, включающего анализ правоприменения законодательства о гражданской службе, оценку эффективности использования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации кадровых технологий, характеристику и динамику изменений кадрового состава указанных органов и подведомственных им организаций

февраль
2020 г., февраль
2021 г., февраль
2022 г.

Минтруд России, заинтересован-
ные
федеральные органы исполнительной власти,
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

ежегодный доклад в Правительство Российской
Федерации

Развитие системы социальных гарантий на гражданской службе

оптимизация структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада

15 ноября 2021 г.

Минтруд России, Минфин России

проект федерального закона,
проект указа Президента
Российской Федерации

совершенствование порядка и условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет гражданским служащим

15 ноября 2021 г.

Минтруд России, Минфин России

проект федерального закона,
проект акта Правительства
Российской Федерации

III. Внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий

Обеспечение функционирования на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих

разработка в рамках единой информационной системы сервисов, обеспечивающих доступ гражданских служащих к единому специализированному информационному ресурсу, предназначенному для профессионального развития, в том числе в целях самостоятельного изучения гражданскими служащими обучающих, методических, аналитических и иных материалов образовательного характера

15 ноября 2019 г.

доклад в Правительство Российской Федерации

формирование предложений по тематике методических, аналитических и иных материалов образовательного характера для самостоятельного изучения гражданскими служащими, планируемых к размещению в едином специализированном информационном ресурсе, предназначенном для профессионального развития гражданских служащих

Минтруд России,
заинтересован-
ные образователь-
ные
организации

доклад в Правительство Российской Федерации

координация наполнения единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих

ноябрь
2020 г., ноябрь
2021 г.

ежегодный доклад в Правительство
Российской Федерации

обеспечение доступа гражданских служащих к образовательным платформам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) иных организаций, государственных органов для освоения образовательных курсов с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения

Минкомсвязь
России,
Минтруд России,
Минобрнауки
России,
заинтересован-
ные
федеральные органы
исполнительной
власти

доклад в Правительство Российской Федерации

разработка в рамках единой информационной системы сервисов, направленных на внедрение интерактивного наставничества

доклад в Правительство Российской Федерации

разработка в рамках единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих, сервисов, позволяющих осуществлять контроль качества мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, в том числе посредством заполнения гражданскими служащими и сотрудниками кадровых подразделений государственных органов электронной формы опроса

доклад в Правительство Российской Федерации

Мониторинг качества
подготовки гражданских
служащих
по дополнительным
профессиональным
программам

разработка инструментария оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ для гражданских служащих в целях проведения мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам (в рамках осуществления мониторинга системы образования)

проект акта Правительства Российской Федерации

проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам (в рамках осуществления мониторинга системы образования)

декабрь
2020 г., декабрь
2021 г.

Минобрнауки
России,
Минтруд России,
Минпросвещения
России,
Рособрнадзор,
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

ежегодный доклад в Правительство Российской
Федерации

IV. Ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы

Завершение мероприятий по переходу к использованию федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в кадровой работе

мониторинг внедрения федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации единой информационной системы в кадровую работу

15 ноября 2019 г.

Минкомсвязь
России, федеральные органы исполнительной власти совместно с иными заинтересован-
ными
федеральными
государствен-
ными органами, высшие
исполнительные
органы
государственной
власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

подготовка предложений по совершенствованию правил формирования официальной статистической информации о кадровом составе гражданской службы и кадровых процессах в государственном органе и соответствующей нормативно-правовой базы

Минтруд России,
Минэкономраз-
вития России,
Минкомсвязь России,
Росстат

доклад в Правительство Российской Федерации

Росстат, Минтруд России

правовой акт Росстата

обеспечение информационного взаимодействия единой информационной системы и единой межведомственной информационно-
статистической системы

Минкомсвязь
России, Минэкономраз-
вития России, Росстат

доклад в Правительство Российской Федерации

формирование информационной среды профессионального сообщества гражданских служащих в рамках единой информационной системы

доклад в Правительство Российской Федерации

Внедрение электронного ведения кадрового делопроизводства

подготовка предложений по нормативному закреплению использования специального программного обеспечения "Анкета ГС (МС)" лицами, претендующими на замещение должности гражданской службы, а также электронного ведения кадрового делопроизводства, в том числе порядка ведения личных дел в электронном виде и их передачи

доклад в Правительство Российской Федерации

нормативное закрепление использования специального программного обеспечения "Анкета ГС (МС)" лицами, претендующими на замещение должности гражданской службы, а также электронного ведения кадрового делопроизводства, в том числе порядка ведения личных дел в электронном виде и их передачи

проект нормативного правового акта

развитие в рамках единой информационной системы сервисов, обеспечивающих электронное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие по кадровым вопросам

доклад в Правительство Российской Федерации

Формирование в рамках единой информационной системы цифрового профиля гражданского служащего и цифрового профиля должности гражданской службы

формирование и ведение в рамках единой информационной системы Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы, с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих

15 ноября 2019 г.

доклад в Правительство Российской Федерации

формирование и ведение должностных регламентов гражданских служащих
в рамках единой информационной системы

15 ноября
2019 г.,
15 ноября
2020 г.,
15 ноября
2021 г.

Аппарат
Правительства
Российской
Федерации,
федеральные
органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

ежегодный доклад в Правительство Российской
Федерации федеральных
органов исполнитель-
ной власти, высших исполнитель-
ных органов государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации

формирование цифрового профиля гражданского служащего и цифрового профиля должности гражданской службы в рамках единой информационной системы

доклад в Правительство Российской Федерации

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Читайте также: