Царь ирод великий доклад

Обновлено: 30.04.2024

Имя Ирода I-го, прозванного Великим, знает почти каждый человек современного просвещённого мира. Для историков Ирод – это великий строитель и римский наместник в Иудее, для христиан – жесточайший в истории и полоумный тиран, который в своём стремлении убить Иисуса вырезал тысячу младенцев. Для русского человека это имя на века стало нарицательным. Ярлык Ирода у нас вешают на самых беспощадных, бездушных людей.

Биография Ирода Великого

Ирод I Великий

Ирод I Великий

Храм Соломона
Artwork by Alex Levin.


Ирод же, выросший среди римской роскоши и развлечений, впитал в себя отцовскую преданность Риму – этому могущественному символу истинного величия, богатства и силы. Когда ему было 25 лет, ещё при жизни своего отца он был назначен тетрархом (правителем) Галилеи. Первая слава быстро пришла к Ироду после разгрома им армии повстанцев во главе с Иезекией, – зелотом, претендовавшим на звание еврейского мессии.

Правление Ирода

Стоило только установиться в Иудее миру и порядку, в 40-м году до н.э. с востока нагрянули парфяне – потомки воинственных персов. Они быстро захватили земли Израиля, и Ирод был вынужден бежать сначала в Иерусалим, оттуда в Идумею, и наконец в Египет, где он был любезно принят царицей Клеопатрой. Та посодействовала Ироду в морском путешествии в Рим, где заручившись протекцией Марка Антония, он был избран сенатом на должность нового царя Иудеи.
Всего через год после своего бегства из Израиля Ирод вместе с римским благословением прибыл в Птолемаиду для того, чтобы из еврейских беженцев и наёмников собрать войско для выступления против парфян. Он сделал это и наголову разбил войско противника. Теперь ему предстояло освободить главный иудейский город – Иерусалим, занятый парфянским ставленником Антигоном. Рим прислал в помощь Ироду Сосия вместе с 11-ю регулярными римскими легионами, и в 37-м году до н.э. столица Израиля была освобождена.
Иудейским первосвященником в это время был тот самый Гиркан II из царского рода Хасмонеев, которого жестоко отодвинул от власти отец Ирода, Антипатр. Ещё во время осады Иерусалима Ирод женился на его внучке Мариамме, пытаясь теперь родственными узами связать себя с родом Хасмонеев и завоевать любовь евреев, многие из которых не могли простить ему несправедливую судьбу Геркана. И этот брак в дальнейшем станет краеугольным камнем всех бед и несчастий, которые постигли Ирода позже.
Он очень сильно любил Мариамм и, по рассказам Иосифа Флавия, удовлетворял все её капризы, несмотря на то, что супруга постоянно позволяла себе упрекать его в смерти её родственников. Ирод, продолжая начатое отцом, неустанно боролся с родом Хасмонеев, и почти полностью его уничтожил. Наблюдающая трепетное отношение к себе царя, уверенная в безнаказанности за свои обвинения Мариамм в полной мере осознавала и пользовалась влиянием на Ирода. К примеру, по наущению своей матери она уговорила мужа назначить своего брата Аристобула первосвященником.

Ирод I Великий

Тем временем вспыхнула знаменитая война, в которой Марк Антоний и его жена Клеопатра выступили против Октавиана, потерпели поражение и оба покончили со своей жизнью. Вполне естественно, что Ирод, обязанный своей властью никому иному, как Антонию, поддерживал его в этой войне, и теперь, когда власть над Египтом и Израилем перешла к цезарю Октавиану, он вызвал Ирода к себе на суд.
Уезжая в Рим, царь не питал надежд на возвращение. Перед отъездом Ирод оставил своему ближайшему другу приказ убить горячо любимую им Маримамм, если он будет казнён Октавианом, чтобы жена не досталась никому другому. Однако, как только Ирод покинул Израиль, его друг склонил Мариамм к супружеской измене и раскрыл ей тайну последнего царского приказа.

Взбешённая такой новостью она люто возненавидела супруга.
Удивительно, но выслушав оправдания Ирода, Октавиан простил иудейского царя. Более того, он наделил его ещё большими полномочиями и отправил царствовать над Иудеей дальше.

Великий строитель Ирод

Вернувшись домой, Ирод, всеми силами пытаясь показать свою преданность Риму и еврейскому народу одновременно, затеял грандиозное строительство, которого Израиль не знал никогда раньше. Он возвёл самый большой по тем временам морской порт в месте, именуемом Стратоновой башней. Царь построил в Сирии великолепный город Кесарию по образу самого Рима. Его украшали все характерные для Рима культурные ценности: акведук, дороги, фонтаны, термы, театры и конечно великолепный дворец, который отныне стал восточной резиденцией римского императора.

Археологические раскопки на месте Кесарии

В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр, в котором проводились гладиаторские бои, состязания атлетов, гимнастов и борцов. К слову, именно благодаря финансированию иудейским царём возобновилась давно забытая к тому времени традиция проведения Олимпийских игр! В самом же Иерусалиме он возвёл неприступную цитадель Антонию, посвящённую императору, и дворец, по своей красоте и богатству не уступающий самым роскошным зданиям мира. Ирод полностью реконструировал Самарию, переименовав её на эллинский манер в Себастию. Им был построен город Газа и самая удивительная крепость Масада, обустроенная на неприступной скале в пустыне, что до Ирода представлялось абсолютно невозможным. В Иордании он так же заложил два города – Есевон и Иродион, названный в честь себя самого.
Строительная деятельность Ирода не ограничилась пределами Иудеи. Помня о гостеприимстве острова Родос, где он останавливался некогда по пути из Египта в Рим, он построил там пифийский храм.

Предательство

Казалось бы, установившиеся наконец в Израиле мир и благоденствие, должны были сделать дальнейшее правление Ирода-строителя спокойным и счастливым. Но, Мариамм и её родственники не могли простить ему того приказа об убийстве. Оставшаяся часть жизни царя была окончательно омрачена заговорами и покушениями на его жизнь. Иосиф Флавий подробно описывает, как Ирод проводил расследование за расследованием, раскрывая планы одного дворцового переворота за другим. В очередной супружеской ссоре Мариамм унизила царя, назвав его полукровкой, намекая на то, что он и в подмётки не годится её знаменитому роду Хасмонеев. Ирод в порыве гнева убил жену, и потом долго сам же оплакивал её смерть. Именно в этот момент в его психике и произошёл надлом, сделавший его подозрительным, мстительным и крайне жестоким тираном, каким мы теперь и помним его. Он казнил всех зачинщиков покушений, включая и своего собственного сына, изрядно проредил родственников Мариамм, везде и во всём видел заговоры против себя. Зачастую эти подозрения оказывались далеко не напрасными.
Согласно летописи Иосифа Флавия, последним кровавым деянием Ирода, который был уже практически полностью разбит тяжёлой болезнью, стал приказ об убийстве тысячи женатых мужчин, преимущественно знатных родов. Посвятивший всю свою жизнь славе и процветанию Израиля и его народа, теперь Ирод остался в полном одиночестве. Он глубоко переживал, что так и не был признан евреями, которые продолжали считать его недостойным полукровкой, подтверждая те роковые слова покойной Мариамм. Ирод боялся, что даже после всего того, что он сделал для Израиля, его имя будет забыто, и на его похоронах не найдётся человека, который оплакивал бы его смерть. Тогда он приказал убить тысячу мужчин в день своей кончины, рассчитывая на то, что их жёны будут лить слёзы, которые он бы мог воспринимать, как скорбь по себе самому. Приказ был выполнен.
Евангельская история об избиении младенцев Иродом с целью убить Иисуса не находит никаких исторических подтверждений. Вероятно, авторы Евангелия взяли за основу последний приказ царя и переработали эту историю в религиозный миф, в который все и поверили в конечном итоге. Да и умер Ирод за год до рождения Иисуса, поэтому при всём желании он не мог бы устроить охоту на него. Ещё одним доводом против этой версии служит тот факт, что Вифлеем, где развернулась эта библейская трагедия, был довольно маленьким населённым пунктом, скорее деревней, и там просто не могло быть такого большого количества грудных младенцев.
Великим Ирод был назван после смерти. Он получил этот титул за грандиозное строительство, которое развернул по всей Иудее и за её пределами, за дипломатические таланты, которые позволили ему удержаться у власти, несмотря на все политические и военные перипетии Римской империи.
Можно сказать с полной уверенностью: если бы в Израиле не было этой неоднозначной, но определённо сильной и влиятельной личности, его история пошла бы совсем в другом направлении, и сегодня мятежникам в Сирии просто нечего было бы разрушать, потому что почти все её архитектурные и исторические памятники были возведены Иродом Великим.

585px-Innocent_1482_.сант_агостино_Сиена.

Согласно еврейской традиции, царь Ирод — узурпатор, свергнувший династию Хасмонеев и правивший провинцией Иудея в течение тридцати трех лет. Кровавые и вероломные методы, которые он использовал для удержания власти, приводили в ужас местное население, а политика лояльности по отношению к Риму вылилась в лютую ненависть к нему со стороны иудеев…

Впрочем, политические, экономические и прочие неудачные предприятия Ирода померкли в сравнении с главным его злодеянием, рассказанным евангелистом Матфеем, — избиением младенцев в Вифлееме (Мф 2:16): услышав от персидских послов о рождении царя Иудейского, и без того мнительный Ирод испугался не на шутку — у него сразу возник коварный план погубить младенца. Ведь он сам был царем Иудейским!

Избиение младенцев

Имя Ирод уже много веков несет негативный оттенок. Но не многие задумываются над тем, что существовал и другой Ирод – правитель, принесший мир и процветание иудейской земле. При нем Иудея стала фактически автономной от Рима. Именно Ирод I вошел в историю под титулом Великий. Каким же он был на самом деле?

В 73 году до нашей эры у римского прокуратора Иудеи Антипатра родился второй сын, которого нарекли Иродом. С согласия прокуратора Сирии в 25 лет Ирод получил первый важный пост – наместник Галилеи.

Среди первых его шагов в этой должности – казнь сторонников Хасмонейской жреческой династии и некоторых ее представителей. Это действие вызвало как одобрение со стороны римских правителей и наместников, так и ярость иудеев – ведь Хасмонеи считались правящей династией.

Однако из-за распрей между Гирканом II (первосвященником из династии Хасмонеев) и Аристобулом II (последним независимым царем Иудеи) Хасмонейское царство, которое возникло в 164 году до нашей эры, было расколото на две части, погрязло в междоусобицах и потеряло независимость, оказавшись под покровительство Рима.

Сразу после казни иудеи вызвали наместника Галилеи на заседание синедриона, высшего судебного органа. Ирод прибыл на суд, заручившись покровительством в лице Секста, наместника Сирии и одного из родственников самого Юлия Цезаря. Иудеи, понимая, что им придется судить не простого человека, заручились поддержкой Гиркана II, который носил титул этнарха (правителя народа), пожалованный им самим императором. К мнению этнарха прислушивались даже римские ставленники.

71532772_sinedrionievrei

Перед началом судебного разбирательства Ирод передал этнарху послание от Секста, в котором содержалось требование снять с него обвинение в убийстве. Не подчиниться Гиркан II не мог, но и пойти против совести – тоже. Поэтому он отложил судебное разбирательство, а Ироду посоветовал скрыться. Что тот и сделал, найдя приют в администрации Секста.

Победа или поражение?

Внезапно в Риме произошел переворот, во время которого убили императора. Ирод, получивший от нового правителя Римской империи в полное свое подчинение Сирию, двинул войска на Иерусалим. Но не успел он дойти до главного города иудеев, как в Риме снова произошла смена власти.

На престол взошел император Марк Антоний, который тут же возвел Ирода в сан тетрарха (властителя четвертой части) Иудеи. Не желавшие с этим мириться евреи провозгласили своим царем Антигона, сына Аристобула II. Войска Ирода вступили в битву с войсками Антигона, на помощь которому пришло Парфянское царство, ярый противник Рима.

total_war1396690172__-

В той битве Ирод потерпел поражение и бежал в Рим. Иудеи вместе с парфянами праздновали победу.

Однако уже в 37 году до нашей эры Ирод, получивший к тому времени титул царя Иудеи и считавшийся другом Рима, при поддержке огромного числа легионов вернулся в Святую землю и захватил Иерусалим. Он разгромил иудеев и парфян и казнил Антигона.

Дабы упрочить свое положение и поднять авторитет среди ненавидящего его народа, Ирод развелся с женой и заключил брак с представительницей Хасмонейской династии, внучкой Гиркана II Мариамной. Впрочем, как известно из трудов Иосифа Флавия, Ирод на самом деле любил Мараимну и о желании жениться на ней заявлял, еще будучи наместником Галилеи.

Более 30 лет Ирод правил Иудеей. Именно во времена его правления на иудейской земле прекратилось кровопролитие и воцарился мир, строились новые города и крепости, а также укреплялись старые.

Иерусалим подвергся полной реконструкции. Перестроенный Храм Единого Бога, воздвигнутый еще Соломоном, засверкал новыми гранями. Сохранившаяся до наших дней Стена Плача – единственная, оставшаяся от того храма, реконструированного Иродом.

1414690844_stena-placha-v-drevnosti

Была значительно улучшена система водоснабжения города. В северной его части построили новый квартал с театрами и цирками. В городе были введены игры по римскому образцу и построено ристалище.

Великий строитель

При Ироде Масада стала непреступной крепостью. Она имела искусственную систему водоснабжения, что являлось тогда редкостью. В крепости хранились оружейные и пищевые запасы всего государства, а также царская казна. Еще в ней располагались царский дворец и синагога.

До недавнего времени считалось, что у евреев не было потребности в синагогах, пока существовал Храм. Однако во время археологических раскопок обнаружили несколько синагог, относящихся к периоду правления Ирода.

Город Иродион стал небывалым архитектурным памятником того времени. Он состоял из двух частей. В верхней части города находилось конусообразное сооружение из восьми уровней. Первые пять уровней были жилыми. В центре располагались царский дворец, римская баня и синагога. Сооружение было окружено с трех сторон, кроме востока, полукруглыми башнями. Восточная башня была круглой.

В нижней части города построили дворцы и служебные здания. Великолепный сад в римском стиле с огромными колоннами соединял верхнюю часть города с нижней. В саду были оборудованы специальные площадки для отдыха и трапез. А в центре находился огромный бассейн, который использовали не только для купания и гребли, но и как запасной резервуар с водой.

1

Экономически процветающая иудейская земля стала очагом римской и эллинской культуры. Именно сюда съезжались ученые, скульпторы, архитекторы, поэты и художники того времени. Во времена голода и катастроф Ирод щедро раздавал пожертвования не только своим подданным, но и далеко за пределами иудейской земли. В знак благодарности граждане Олимпии выбрали его президентом Олимпийских игр.

Ирод был мудрым правителем. В период противостояния Марка Антония и Августа он решил поддержать последнего. За это Август, став императором, наградил царя иудейского властью над дополнительными территориями. Иудея не только расширила свои границы, но и фактически стала автономной.

Однако правление Ирода не было спокойным. Его приближенные интриговали и боролись за сферы влияния. Сестра Ирода, Саломея, которую считали негласной соправительницей Иудеи, была главной интриганкой. Воспользовавшись вспыльчивостью брата и его страхом быть свергнутым, она уговорила его казнить любимую жену Мариамну и двух ее сыновей.

2.fouquet

Ранее Ирод уже казнил младшего брата Мариамны. Такое отношение к наследникам Хасмонейской династии послужило поводом для недоверия к Ироду со стороны иудеев.

Лунное затмение

Примерно за полгода до своей смерти Ирод отправился на лечение в Иерихон. В столице поползли слухи о его смерти. Народ ликовал. Несколько молодых людей в Храме скинули золотого орла, символизирующего преданность Риму.

Этот поступок не остался безнаказанным. Молодых людей задержали и казнили. 12 марта 4 года до нашей эры, на следующую ночь после их казни, жители Иудеи наблюдали полное лунное затмение. По утверждению некоторых историков, именно в ту ночь скончался Ирод.

2.iudeyskie.voini.jean.fouquet.1420.kaznit.dvuh.si(2)

Эту версию оспорил профессор Вашингтонского университета Д. Хиршманн. Он заявил, что Ирод умер в результате хронической болезни почек. Как известно из истории, в последние дни жизни страдания, вызванные болезнью, толкали Ирода на безумные поступки. Он приказал казнить своего старшего сына и наследника, что было сделано незамедлительно.

Лишь последний приказ Ирода о казни большинства придворных чиновников не был приведен в исполнение.

Ирод был неординарным и противоречивым человеком. Ему были присущи коварство, несправедливость и безжалостность. Ведь он порой спокойно приказывал казнить не только подданных, но даже своих близких. При этом он был умен, отважен и подлинно велик.

Во время правления Ирода иудейская земля процветала. С каждым годом она все больше становилась независимой от Рима. Владения расширялись, появлялось множество невероятных построек. За все достижения Ирода I можно по праву назвать Великим.

А как же библейская притча? Изучив жизнь Ирода I, можно с уверенностью сказать, что он не причастен к массовому убийству младенцев, о котором повествует Матфей. И главный аргумент здесь – Ирод I умер за несколько лет до рождения Иисуса Христа…

Ирод I Великий - что мы знаем о иудейском царе

Он был человеком противоречивым. Не относясь ни к одной из древних еврейских династий, сумел стать иудейским царем. Во время вражеских нашествий ему приходилось покидать страну, однако он всегда возвращался назад еще более сильным. Его обвиняют в страшных преступлениях, но никто не может скрыть того факта, что именно этот правитель развернул огромное строительство в Иудее и спас от голода десятки тысяч людей. Он преклонялся перед римлянами, однако в делах старался учитывать мнение консервативной части еврейского общества. Речь идет о царе Иудеи Ироде I, которому уже после смерти был присвоен титул "Великий".

Происхождение

На самом деле настоящее имя Ирода – Херодус, и в русский язык оно пришло с сильным искажением от греков. Херодус родился в Идумее, южной провинции, подконтрольной Иудее. Еще дед Ирода Антипатр правил этим регионом, однако после прихода в эти края еврейского войска благоразумно покорился пришельцам, принял иудаизм, благодаря чему сумел сохранить власть над Идумеей. Его наследник Антипатр Идумеянин, будущий отец Ирода, после прихода на Ближний Восток римлян начал с ними активно сотрудничать, за что был утвержден на должность наместника Идумеи. Такая вольность в поведении провинциального лидера вовсе неудивительна, ведь после взятия Помпеем Иерусалима в 63 году до н.э., уже сами иудейские цари стали полностью подконтрольны римской республике.

Где-то в районе 74-73 годов до н.э. у Антипатра Идумеянина родился сын Ирод. Делом жизни отца будущего великого правителя было отмщение за покорение евреями Идумеи, поэтому он делал все от него зависящее, чтобы при помощи римлян возвысить собственный род. И это ему удалось сделать, не смотря на перипетии политической борьбы в самой метрополии. Когда в 49-45 годах в Риме разразилось гражданское противостояние, Антипатр из претендентов на власть в Сенате выбрал Юлия Цезаря и не прогадал. После того как Цезарь укрепился во власти, он щедро наградил своих союзников. Антипатру был дарован чин прокуратора Иудеи, и он формально, не будучи царем, стал главным представителем римлян в данной провинции.


Наряду с исполнением обязанностей прокуратора Иудеи Антипатр был опекуном царя Гиркана II. Имея на него большое влияние, сумел убедить правителя назначить своего сына Ирода тетрархом Галилеи. Так в 48 году до н.э. 25-летний молодой человек получил свою первую ответственную должность. Уже в следующем году Ирод стал полноценным римским гражданином.

Первые действия Ирода-политика

В 40 году до н.э. в Галилею вторглись полчища парфян. В итоге они захватили всю Иудею, а во главе захваченных земель поставили Антигона, выходца из старинного иудейского рода Хасмонеев. Ироду пришлось бежать из Галилеи. Через Иудею и Идумею он направился в Египет, где встретился с царицей Клеопатрой, а потом на корабле переправился в Рим. Прибыв в столицу империи, он пошел на заседание Сената. В итоге, он сумел заручиться поддержкой Марка Антония и благодаря его авторитету был назначен Сенатом царем Иудеи.

Из Рима в 39 году до н.э. Ирод кораблем возвратился на Ближний Восток. Высадившись в Птолемаиде, он собрал собственное войско из бежавших от парфян евреев и наемников, после чего двинулся освобождать Иерусалим. Конечно же, римляне понимали, что своими силами Ироду не взять иудейскую столицу, поэтому усилили его отряды 11-ю легионами своей регулярной армии. Два года длилось противостояние сторон, но в конце концов парфяне были разбиты, а Иерусалим пал. Царствующий в те времена Антигон попал в плен, а впоследствии вместе с полусотней своих ближайших сподвижников был казнен.

Утверждение на троне

Понимая, что со своей биографией ему сложно будет утвердиться на троне Иудеи, Ирод еще в ходе осады Иерусалима женился на внучке царя Гиркана II Мариамне, чем приблизил себя к династии Хасмонеев. В дальнейшем он уже не оглядывался на свое прошлое и вел себя как полноценный правитель. Спустя 6 лет после воцарения Ирода на троне, а именно в 31 году до н.э., Иудею поразило разрушительное землетрясение. Разбушевавшаяся стихия погубила около 30 тысяч жизней, не говоря о многочисленных разрушенных зданиях. В Риме разразился политический кризис, отчего главный защитник Ирода Марк Антоний сошел с политической арены, а на смену ему пришел Октавиан Август. Воспользовавшись моментом, на Иудею с юга начали наступать племена арабов. Царю пришлось решать крайне сложную задачу.

Первым делом он сосредоточил усилия по отражению внешней агрессии. После того как арабы были изгнаны из Иудеи, Ирод занялся налаживанием политических дел. Он сумел установить контакты с новым цезарем, после чего иудейский правитель вновь смог сосредоточиться на внутренних проблемах. Ирод начал грандиозное строительство.

Царь-строитель

По всей стране возводились новые дома для граждан, дворцы, амфитеатры, общественные здания. По велению царя был построен новый порт Цезаря на берегу Средиземного моря. Полной реконструкции подверглись сразу несколько городов. Однако вершиной строительной фантазии Ирода стала реконструкция Иерусалимского Храма – главной еврейской святыни, которая продолжалась 9 лет.


Борьба с голодом

Конец царствования

Ближе к концу своей жизни Ирод стал отличаться болезненной подозрительностью. Он, опасаясь за свою жизнь, стал остерегаться даже самых близких людей. Под подозрение попали даже его собственные дети. Дошло до того, что он заподозрил в измене и приказал казнить нескольких сыновей. К этому периоду относится и хрестоматийная библейская история об убийстве в Иерусалиме нескольких тысяч младенцев мужского пола. По некоторым подсчетам, тогда могли погибнуть до полутора десятков тысяч детей. Правда, справедливости ради, именно этот случай у историков вызывает сомнения из-за расхождения в датах смерти самого Ирода и массовых убийств младенцев.

Перед своей кончиной царь сильно страдал от болей в животе. Все попытки вылечиться не помогали. Смирившись с неизбежной смертью, Ирод приказал выплатить денежное довольствие армии и назначил старшего из сыновей Архелая наследником престола. А то, что его наследники не смогли продолжить начатые Иродом дела, уже не их вина. Мир в Иудее стоял на пороге сильнейших потрясений.

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека.

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека.

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека. Более того, в Новом Завете упомянуты еще два Ирода, так что общее их число достигает пяти, а всего царей и правителей с этим именем было семь. Только двое из них не играют никакой роли в библейской истории (да и в мировой истории тоже), так что о них можно и вовсе не упоминать.

 Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462

Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462

C этим стоило бы разобраться, но сначала надо понять, откуда вообще взялись эти цари — пожалуй, самая странная династия во всей Библии.

Менее чем за сто лет до Рождества Христова независимым Иудейским царством правила династия Хасмонеев, которая пришла к власти в результате Маккавейского восстания. Среди прочих своих деяний Хасмонеи завоевали в конце II века соседнюю страну Идумею (Эдом), а потом насильственно обратили в иудаизм всех жителей этой страны, которых считали своими близкими родственниками (их предок Исав был братом-близнецом Иакова, предка израильтян). Став единоверцами иудеев, идумеи растворились в их среде, а знатные люди заняли свое место среди знати иудейского царства.

Когда-то главной задачей Маккавеев было отстоять независимость перед могучими эллинистическими государствами, наследниками Александра Македонского, но к середине I в. до н. э. картина совершенно сменилась. Эллинистические государства сами стремительно теряли независимость под натиском союзного Иудее государства — Рима. Еще недавно иудеям казалось, что в лице римлян они нашли идеальных помощников и покровителей: сами живут далеко, ни во что не вмешиваются, зато наводят страх на старинных недругов, эллинскую династию Селевкидов, и на все окрестные народы.

Но у Рима была своя цель — экспансия. Для них иудеские правители Хасмонеи были слишком ненадежны и независимы, Риму требовался не самостоятельный правитель, а верный наместник, который всем был бы обязан римской поддержке и прекрасно бы помнил об этом. Еще очень желательно, чтобы для иудеев он был не совсем своим, чтобы они никогда не смогли собраться вокруг него и противопоставить себя мощи римских легионов. И тогда на глаза римлянам попался молодой человек по имени Ирод, потомок знатного идумейского рода, который уже верно служил им… Юлий Цезарь, а затем и сенат приняли решение поставить его правителем в Иудее.

Кстати, тут надо заметить, что римляне как завоеватели вели себя совсем иначе, чем ассирийцы и вавилоняне — видимо, потому их империя и простояла намного дольше. Они оставляли за покоренными народами право жить, как им угодно, а сами лишь назначали верховных правителей, собирали подати и строго следили за лояльностью и соблюдением порядка. Мятежи подавлялись с максимальной жестокостью, но послушным обывателям жилось вполне сносно. К тому же римляне обеспечивали защиту от внешних врагов, завоеванные ими земли включались в единое экономическое и культурное пространство империи.

До всего этого в эпоху Ирода Великого было еще далеко, но без знания этих фактов мы многого не поймем в его истории. О ней у нас речь пойдет в следующий раз.

Ирод Великий и его сыновья

Этот человек упоминается в Евангелии в связи с одним-единственным эпизодом – истреблением вифлеемских младенцев после Рождества Иисуса, причем рассказывает об этом только Матфей. Он писал прежде всего для евреев, а уж они-то прекрасно помнили, кто такой царь Ирод Великий! Получается, что именно этот царь не остановился перед явным злодейством, перебил множество невинных детей, чтобы избавиться от мнимого конкурента.

Тут встает такой интересный вопрос: о большинстве героев Нового Завета мы не знаем из исторических источников ничего или почти ничего, тогда как о знаменитом царе Ироде историки древности сообщают нам очень много. И среди этих повествований нет даже упоминаний о вифлеемском злодействе! Почему?

Но прежде чем высказать предположение, поговорим о том, чем прославился Ирод. Он был действительно эффективным правителем и умел добиться своего. Он успешно отразил с римской помощью нападения внешних врагов, парфян и арабов, с внутренней оппозицией расправился без колебаний. Женился на внучке первосвященника Гиркана II, чтобы придать легитимности своей династии. Но больше всего он известен своей строительной программой: при нем возводились новые кварталы Иерусалима, надежные крепости, роскошные дворцы, современные театры (театры, впрочем, оскорбляли крайних ревнителей иудейской религии).

Самое главное, что при нем был перестроен Храм. Когда Ирод пришел к власти, на Храмовой горе в Иерусалиме стояло все то же скромное здание, которое возвели переселенцы из Вавилонии сразу после возвращения в Иерусалим. Стыдно было перед римлянами за это маленькое, обветшавшее здание… Ирод в 22 году до н. э. начинает радикальную перестройку всего храмового комплекса, которая длится девять лет — и всё это время богослужения не прекращаются. Стена Плача, которую и сегодня можно увидеть в Иерусалиме, — это всего лишь часть платформы, возведенной Иродом, чтобы расширить пространство для Храма. Можно представить себе, насколько великолепной была сама его постройка! Именно в этот Храм будет приходить затем Иисус… но простоит Храм меньше века и будет разрушен теми самыми римскими легионами, которые привели Ирода к власти.

Величие не всегда сопряжено с нравственностью, и нередко оказывается, что правители, добившиеся грандиозных успехов, проливали реки крови. Так и при Ироде Великом пытки и казни по самым ничтожным поводам сделались нормой жизни. Он истребил всех потомков предыдущей династии, Хасмонеев. Он приговорил в разное время к казни по одним лишь подозрениям собственную любимую жену и двух сыновей. Будучи тяжело больным, за несколько дней до смерти, он велел собрать в цирке всю иудейскую знать и поголовно ее перебить — правда, это его завещание так и не было исполнено. На фоне таких громких злодейств тихое убийство никому не известных младенцев в небольшом городке Вифлееме могло уже просто не волновать историков того времени, ведь в послужном списке Ирода были куда более яркие преступления. А тут всего лишь младенцы… Но христианская Церковь почитает святыми именно этих младенцев, а не великого царя, отстроившего Храм, и даже не его невинно убитых сыновей —урок для грядущих поколений, которые не раз еще будут тосковать по земному величию и сильной руке.

Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз.

Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II

Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле).

Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить.

А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешкой над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, — правитель Ирод не сделал и этого. Всё казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим.

Еще один правитель, в 37 г. н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести — и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, никак не подходит человеку, исповедующему веру в Единого Бога, а Агриппа считал себя именно таковым.

Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 г. н. э.

Агриппа II, последний в династии Иродов, насколько нам известно, не казнил никого из христиан, но и не препятствовал гнать и убивать их тем, кто того пожелал. А главное, он не обратил особого внимания на речь Павла, показавшуюся ему забавным курьезом. А дальше всё пошло как-то не так… Его подданные вдруг не захотели подчиняться ему и прогнали его вместе с сестрой Вереникой в 66 г., накануне великой войны с римлянами, в которой будут разрушены Иерусалим и храм, построенный Иродом Великим, а еврейский народ утратит всякую возможность распоряжаться на земле Ханаана вплоть до середины XX века, когда будет создано новое государство Израиль. В этой войне Агриппа со своим отрядом участвовал на стороне римлян, после ее окончания он жил в Риме вместе с той же Вереникой и умер около 100 г. н. э.

Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. Оставляется вам дом ваш пуст, —пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями.

Читайте также: