Мультикультурное общество вызовы современности доклад

Обновлено: 20.05.2024

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО. В 1980–1990 годах 20 в. в развитых странах Западной Европы и Северной Америки появились признаки замещения национального общества мультикультурным. Но в действительности предпосылки этого процесса возникли несколькими десятилетиями раньше. В ходе послевоенного восстановления и перестройки отраслевой структуры экономики развитых стран Западной Европы и Северной Америки начала ощущаться нехватка рабочей силы. Но в условиях становления социального государства, когда менялся характер найма, вводились и увеличивались пособия по безработице и бедности, создавалась пенсионная система и т.п., местные рабочие не пошли на малоквалифицированные, грязные и мало оплачиваемые работы, которые рассматривались как непрестижные. Поэтому для устранения дефицита большинство этих стран начали привлекать рабочих из развивающегося мира, согласных на получение низкой (по европейским стандартам) зарплаты.

Существовал и другой поток иммигрантов. В него входили люди тесно связанные с колониальным режимом и не могшие или не хотевшие оставаться при новом режиме, этнически смешанные семьи (или их потомки), часть студентов, учившихся в метрополии и не захотевших вернуться и пр. Для них необходимость интеграции в принимающее общество стояла еще более остро, так как от этого зависело сохранение как существующего жизненного уровня, так и социального престижа. Но в то же время интеграция в принимающее общество для них была легче, чем для первого потока.

Однако с конца 70-х годов положение стало быстро меняться. Во-первых, произошло увеличение общей численности иммиграции, но при этом изменился ее характер. В ней появились три новых типа: беженец, нелегальный иммигрант и временный иммигрант. Беженец, как правило, наименее приспособлен к врастанию в окружающую среду. Часть из них надеются вернуться домой после завершения войны, переворота и т.п., часть довольствуется получением пособия, а какая-то группа занимается политической деятельностью среди иммигрантов. Временный иммигрант стремится как можно скорее заработать и вернуться домой, а что происходит вокруг, его мало интересует. Что же касается нелегальной иммиграции, то ее причиной стало ухудшение положения низших слоев населения в целом ряде развивающихся стран, с одной стороны, и ограничение въезда в развитых странах. Как и первые два типа, нелегальный иммигрант так же плохо приспособлен к врастанию в окружающую среду.

Но, возникнув как организация низших слоев иммигрантов, в дальнейшем такое землячество зачастую превращается в центр притяжения для всех типов иммигрантов данного этноса, включая даже специалистов высшей квалификации, вполне успешно интегрирующихся в принимающее общество. В основе этого явления лежит как сохранение остатков архаичных отношений в данном этносе, так и вполне естественное стремление приобщить детей к культуре предков.

Следствием стало формирование так называемого мультикультурного общества в развитых странах, в котором взаимодействуют, наряду с индивидами-гражданами данной страны, этно-конфессиональные общины, связанные языком, конфессией, культурой и пр. При этом в большинстве развитых стран численность и мощь этих эмигрантских общин, не стремящихся к интеграции в принимающее общество, возрастают. Так, в 90-х годах доля иностранцев в населении Великобритании достигла 3,3%, Франции – 6,4%, Германии – 8,2%, Бельгии – 9,1%, в США – 25%. Возникновение мультикультурного общества, разрывая единое социально-политическое пространство, вызывает цивилизационный разлом в западном обществе, в перспективе угрожая возникновением новых острых противоречий. Массовая эмиграция из развивающихся в конце 20 в. вызвала раскол в правящей элите западных стран. Использование дешевого (зачастую и неполноправного) труда иммигрантов в течении десятилетий обеспечивало дополнительные прибыли предпринимательским кругам. Но в то же время она влечет за собой появление и нарастание этнических и конфессиональных противоречий между местным населением и чужаками-мигрантами, а иногда и между разными иммигрантскими общинами. В итоге происходит политизация этно-конфессиональных отношений. Отражением этих процессов является появление радикальных – крайне националистических и неофашистских партий (Австрия, Германия, Франция), которые начинают выступать за ограничение иммиграции и даже высылку иммигрантов. Более того, в европейских странах принимается законодательство, направленное на сдерживание притока населения извне, сокращение помощи беженцам и т.п.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Во второй половине 20 в. структурная ломка экономики и формирование социального государства в развитых странах привели к ослаблению или даже ликвидации противоречий индустриального капитализма. Это породило развал старых социально-политических связей, охватывавших сравнительно крупные страты населения. В результате общество начинает состоять из массы сравнительно мелких групп, каждая из которых связана партикулярными интересами, что придает обществу несколько аморфный характер. Об этом, в частности, свидетельствует ослабление профсоюзов, падение доли занятых, охватываемых ими, и развал старых политических партий, появление массы мелких организаций, основанных на самых различных принципах и началах.

К тому же, иммигранты, прибывая из стран, где происходит становление капитализма, а, следовательно, и относительно современного классового общества, приносят с собой классовые отношения (иногда довольно архаичные), существующие в странах выезда. Поэтому этно-конфессиональные общины, возникающие в принимающих странах, обретают классовый характер. В результате аморфно-структурированное общество Севера не может найти адекватного ответа вызовам ни мультикультуризации, ни возрождению процессов классогенеза на части своего экономического и политического пространства.

Глерий Широков. 2003 год

Федеральное государственно бюджетное образовательное учреждение.

Высшего профессионального образования.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при президенте РФ.

Сибирский институт управления.

Факультет государственного и муниципального управления.

Кафедра политических наук и технологий.

студентка группы №12124

Содержание

Мультикультурализм в современном мире 5

Типы мультикультурных обществ 8

Проблемы мультикультурализма 13

Введение

Мультикультурализм и его проявление в литературе очень актуально для современного мира, поскольку отражает изменения взглядов на культуру в целом и на литературу в частности. Это явление характерно для тех стран, где наблюдается сосуществование различных культур, которые не пошли по пути ассимиляции, а сохранили и продолжают культивировать свою самобытность и уникальность. В последние годы изменилось положение, которое занимали литературы этнических меньшинств. Они стали играть значительную роль в общем литературном потоке. Более того, мультикультурализм привел к пересмотру всего литературного канона в целом. Множество различных культур, о существовании которых мы ранее не знали, или они были скрыты в рамках основного канона, получили возможность создать свое особенное культурное пространство, а в литературе этнических меньшинств мультикультуральная парадигма привела к созданию своей системы персонажей.

Данную тему изучали как зарубежные ученые :Ж.-Л. Ам-селль, К.О. Апель, Р. Бернстайн, М. Вьевьорка, так и отечественные: А.И. Куропятник,A.A. Борисов, Т.П. Волков.

Целью данной работы, является рассмотрение мулькультурализма в современном мире.

Мультикультурализм в современном мире

Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология[6].

Мультикультурализм до сих пор является одним из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающим лишь то, что в него вкладывает каждый говорящий. Защитники мультикультурализма рассматривают его как характеристику современного общества, представленного многообразием культур и как сугубо культурологический принцип, заключающийся в том, что люди разной этничности, религии, рас должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия. Такой подход, как правило, не встречает возражений среди серьезных европейских политиков. Они выступают против других сторон мульткулькутрализма, рассматривая его сквозь призму государственной политики[7].

В настоящее время политика мультикультурализма является составной частью антинациональной политики, проводимой правительством РФ, а также правительствами государств Европы и Северной Америки.

Типы мультикультурных обществ

1. До современные империи.

Досовременные империи лишь отчасти и случайно, если вообще стремились к культурной интеграции своих подданных. Такие империи были образованы в результате завоеваний (иногда благодаря династическим бракам или наследованию); имперская власть требовала от своих подданных лишь подчинения и признания своего верховенства, дани и/или налогов. Как правило, эти империи отличала высокая степень религиозного, языкового и нормативного (законы плюс обычаи) разнообразия.

2. Поселения Нового Света.

3. (Бывшая) Колониальная зона.

Обширная область, простирающаяся от Западной Африки через Индийский субконтинент и архипелаг Юго-Восточной Азии к тому, что сейчас называется Папуа. Новая Гвинея, была завоевана и подчинена европейской власти, но не подверглась столь решительной депопуляции и заселению. Это был мир колониальной зоны независимых государств, которые включают в себя наиболее разнообразные в культурном отношении общества. В одних случаях внешняя колониальная власть соединила большое число ранее никак не связанных народов, в других из-за принадлежности разным колониальным властям единые ранее народы и общества оказались разделенными. Эти области уступили колониальной силе в известной степени из-за того, что были слабо развиты политически и экономически. Проживавшие здесь народы были изолированы, теперь же они неожиданно оказались связаны друг с другом. Жители острова Новая Гвинея, например, завоеванного голландцами и немцами, говорят на 750 различных языках (по другим подсчетам, их около тысячи). В Африке проживают около 1200 различных народов или этнических групп. Вторую часть колониальной динамики составляет воздвижение четко институционализированных и явных барьеров между колонизаторами и колонизованными. Вполне естественно, что эти барьеры породили антиколониальный национализм и националистические движения. Программа и символика национализма были привнесена из недавней истории самих колониальных держав. Новые антиколониальные нации определяли себя в терминах колониальных границ. Новые национальные государства, таким образом, унаследовали мультикультурность произвольных колониальных разделений.

4. Пост национальная мульти культурность.

Современное понятие мультикультурности (мультикультурализма) порождено именно такой культурной динамикой, которая не была ни донациональной, как в досовременных империях, ни создающей нации, как в Новом Свете и эксколониальной зоне. Она постнациональна, поскольку возникла уже после успешного создания наций, и разворачивается в границах национальных государств. Ее развитие связано с массовым распространением высшего образования в 1960-х годах и с новыми аудиовизуальными и музыкальными массовыми культурами. Таким образом, по С. Жижеку, к возникновению постнациональногомультикультур ализма привели два больших толчка, один имел место в Новом Свете, в первую очередь и наиболее мощно в Северной Америке и Австралии, а другой в Западной Европе, в первую очередь и наиболее энергично в Северо-Западной Европе. В обоих случаях под вопрос ставилось былое единство наций. В Новом Свете главным толчком был вызов белым переселенцам, их европейским корням. Рынок труда нуждался в большем притоке иммигрантов. Внутреннее и внешнее давление против эксклюзивных условий для избранных этносов и новые мировые геоэкономические тенденции привели к возникновению новых, гораздо более разнообразных в культурном отношении волн иммиграции в Северную Америку и Океанию из Латинской Америки, Карибов и Азии. С другой стороны, Латинская Америка стала субконтинентом внешней эмиграции. Кроме того, два обстоятельства - позиция коренного населения, бывшего объектом насильственного завоевания, и отголоски принудительного рабства выдвинули на передний план вопросы расы и расизма[2].

Проблемы мультикультурализма

Проблема мультикультурализма, впервые поставленная в 60-е годы XX века, активно обсуждается в современных работах по политологии, социологии, философии и культурологии.

Сегодня большинство государств хотя бы в некоторой степени отличается культурным многообразием. Торговля, туризм, международный диалог ученых и деятелей искусства, мобильность квалифицированных специалистов и миграция приводят к тому, что в большинстве стран проживает значительное число людей, принадлежащих к другим культурам. Практически везде можно встретить представителей хотя бы одного культурного меньшинства — иностранных туристов и бизнесменов. Многие страны сегодня можно назвать многообразными в культурном плане уже потому, что они открыты внешнему миру — представители любых народов могут туда свободно приезжать, уезжать, а иногда и оставаться

Таким образом, политика мультикультурализма является ответом национального госудаоства на социокультурный вызов.

Доктрину мультикультурализма можно рассматривать как продолжение попыток разрешить проблему взаимодействия разных сообществ, а этой проблеме не одна тысяча лет, она сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Взаимодействие может происходить различными путями – от насильственного насаждения чуждых верований и ценностей до практически полного слияния культур. Однако более приемлем здесь путь диалога культур. Диалог – это, по определению, форма общения (коммуникации) двух и более равноправных участников, в основе которого лежат общие интересы сторон и целью которого является взаимопонимание и совместная реализация поставленных задач. Фундаментом любого диалога (а межнационального диалога в особенности) должны быть принципы взаимоуважения и равноправного партнерства.

Ряд проблем: мультикультуроное общество уязвимо, трудно управляемо, непредсказуемо. Для построения его требуется воспитать в каждом члене общества ответственную, толерантную личность. Но это пока трудно разрешимая задача даже в тех обществах, которые декларируют толерантность как первоочередную ценность и добродетель.

Изучение понятия мультикультурализма, правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином правовом, социальном, экономическом поле. Оценка политики мультикультурализма как средства развития современного многонационального государства.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.04.2015
Размер файла 25,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

на тему: Проблема мультикультурализма в современном мире.

Выполнила: Иванова В.В.

Проверила: Горбунова Л.И.

1. Мультикультурализм. История понятия и основные подходы

2. Мультикультурализм в современном обществе

3. Типы мультикультурных обществ

4. Проблемы мультикультурализма

Список используемых источников

Мультикультурализм и его проявление в литературе очень актуально для современного мира, поскольку отражает изменения взглядов на культуру в целом и на литературу в частности. Это явление характерно для тех стран, где наблюдается сосуществование различных культур, которые не пошли по пути ассимиляции, а сохранили и продолжают культивировать свою самобытность и уникальность. В последние годы изменилось положение, которое занимали литературы этнических меньшинств. Они стали играть значительную роль в общем литературном потоке. Более того, мультикультурализм привел к пересмотру всего литературного канона в целом. Множество различных культур, о существовании которых мы ранее не знали, или они были скрыты в рамках основного канона, получили возможность создать свое особенное культурное пространство, а в литературе этнических меньшинств мультикультуральная парадигма привела к созданию своей системы персонажей.

Целью данной работы является рассмотрение мультикультурализма в современном мире.

мультикультурализм социальный многонациональный норма

1. Мультикультурализм. История понятия и основные подходы

Трансформативный мультикультурализм также относится к воинствующей форме мультикультурализма. В нем, согласно Глейзеру, полная история США переписывается заново, главную роль в которой играют расы и этичности, ранее подвергавшиеся дискриминации.

Афроцентризм по Глейзеру, является ответвлением трансформативного вида мультикультурализма. Будучи изначально направленным на восстановление прав афро-американского компонента населения США, через разумные шаги по включению в образовательный процесс изучения Африканского континента, в экстремальных проявлениях превращается в требования пересмотра хода истории, а также мировых научных и культурных, главных технологических достижений человечества с позиции первенства африканской, в частности негритянской культуры.

С.Бенхабиб (мозаичная теория) под мультикультурализмом понимает точку зрения, согласно которой группы людей и культуры представляют собой четко разделенные и идентифицируемые общности, которые сосуществуют друг с другом подобно элементам мозаики, сохраняя жесткие границы.

2. Мультикультурализм в современном мире

Мультикультурализм до сих пор является одним из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающим лишь то, что в него вкладывает каждый говорящий. Защитники мультикультурализма рассматривают его как характеристику современного общества, представленного многообразием культур и как сугубо культурологический принцип, заключающийся в том, что люди разной этничности, религии, рас должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия. Такой подход, как правило, не встречает возражений среди серьезных европейских политиков. Они выступают против других сторон мультикультурализма, рассматривая его сквозь призму государственной политики.

В настоящее время политика мультикультурализма является составной частью антинациональной политики, проводимой правительством РФ, а также правительствами государств Европы и Северной Америки.

3. Типы мультикультурных обществ

В современном мире не существует более единой системы власти и господства, а множество систем, находящихся подчас в состоянии конфликта друг с другом. Конфликт этот может разворачиваться и на символическом уровне. Борьба против различных форм расового, этнического, гендерного господства есть выражение противоборства старой, патриархальной системы колониализма, в которой эти различия (дифференции) носили функциональный характер, и более современной, для которой эти различия утратили былую оправданность и могут даже рассматриваться как препятствие.

1. Досовременные империи.

Досовременные империи лишь отчасти и случайно, если вообще стремились к культурной интеграции своих подданных. Такие империи были образованы в результате завоеваний (иногда благодаря династическим бракам или наследованию); имперская власть требовала от своих подданных лишь подчинения и признания своего верховенства, дани и/или налогов. Как правило, эти империи отличала высокая степень религиозного, языкового и нормативного (законы плюс обычаи) разнообразия.

2. Поселения Нового Света.

3. (Бывшая) Колониальная зона.

Обширная область, простирающаяся от Западной Африки через Индийский субконтинент и архипелаг Юго-Восточной Азии к тому, что сейчас называется Папуа. Новая Гвинея, была завоевана и подчинена европейской власти, но не подверглась столь решительной депопуляции и заселению. Это был мир колониальной зоны независимых государств, которые включают в себя наиболее разнообразные в культурном отношении общества. В одних случаях внешняя колониальная власть соединила большое число ранее никак не связанных народов, в других из-за принадлежности разным колониальным властям единые ранее народы и общества оказались разделенными. Эти области уступили колониальной силе в известной степени из-за того, что были слабо развиты политически и экономически. Проживавшие здесь народы были изолированы, теперь же они неожиданно оказались связаны друг с другом. Жители острова Новая Гвинея, например, завоеванного голландцами и немцами, говорят на 750?различных языках (по другим подсчетам, их около тысячи). В Африке проживают около 1200?различных народов или этнических групп. Вторую часть колониальной динамики составляет воздвижение четко институционализированных и явных барьеров между колонизаторами и колонизованными. Вполне естественно, что эти барьеры породили антиколониальный национализм и националистические движения. Программа и символика национализма были привнесена из недавней истории самих колониальных держав. Новые антиколониальные нации определяли себя в терминах колониальных границ. Новые национальные государства, таким образом, унаследовали мультикультурность произвольных колониальных разделений.

4. Пост национальная мульти культурность.

Современное понятие мультикультурности (мультикультурализма) порождено именно такой культурной динамикой, которая не была ни донациональной, как в досовременных империях, ни создающей нации, как в Новом Свете и эксколониальной зоне. Она постнациональна, поскольку возникла уже после успешного создания наций, и разворачивается в границах национальных государств. Ее развитие связано с массовым распространением высшего образования в 1960-х?годах и с новыми аудиовизуальными и музыкальными массовыми культурами. Таким образом, по С.?Жижеку, к возникновению постнационального мультикультурализма привели два больших толчка, один имел место в Новом Свете, в первую очередь и наиболее мощно в Северной Америке и Австралии, а другой в Западной Европе, в первую очередь и наиболее энергично в Северо-Западной Европе. В обоих случаях под вопрос ставилось былое единство наций. В Новом Свете главным толчком был вызов белым переселенцам, их европейским корням. Рынок труда нуждался в большем притоке иммигрантов. Внутреннее и внешнее давление против эксклюзивных условий для избранных этносов и новые мировые геоэкономические тенденции привели к возникновению новых, гораздо более разнообразных в культурном отношении волн иммиграции в Северную Америку и Океанию из Латинской Америки, Карибов и Азии. С другой стороны, Латинская Америка стала субконтинентом внешней эмиграции. Кроме того, два обстоятельства - позиция коренного населения, бывшего объектом насильственного завоевания, и отголоски принудительного рабства выдвинули на передний план вопросы расы и расизма.

4. Проблемы мультикультурализма

Проблема мультикультурализма, впервые поставленная в 60-е годы XX века, активно обсуждается в современных работах по политологии, социологии, философии и культурологии.

Сегодня большинство государств хотя бы в некоторой степени отличается культурным многообразием. Торговля, туризм, международный диалог ученых и деятелей искусства, мобильность квалифицированных специалистов и миграция приводят к тому, что в большинстве стран проживает значительное число людей, принадлежащих к другим культурам. Практически везде можно встретить представителей хотя бы одного культурного меньшинства - иностранных туристов и бизнесменов. Многие страны сегодня можно назвать многообразными в культурном плане уже потому, что они открыты внешнему миру -- представители любых народов могут туда свободно приезжать, уезжать, а иногда и оставаться

Доктрину мультикультурализма можно рассматривать как продолжение попыток разрешить проблему взаимодействия разных сообществ, а этой проблеме не одна тысяча лет, она сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Взаимодействие может происходить различными путями - от насильственного насаждения чуждых верований и ценностей до практически полного слияния культур. Однако более приемлем здесь путь диалога культур. Диалог - это, по определению, форма общения (коммуникации) двух и более равноправных участников, в основе которого лежат общие интересы сторон и целью которого является взаимопонимание и совместная реализация поставленных задач. Фундаментом любого диалога (а межнационального диалога в особенности) должны быть принципы взаимоуважения и равноправного партнерства.

Ряд проблем: мультикультурное общество уязвимо, трудно управляемо, непредсказуемо. Для построения его требуется воспитать в каждом члене общества ответственную, толерантную личность. Но это пока трудно разрешимая задача даже в тех обществах, которые декларируют толерантность как первоочередную ценность и добродетель.

Одним из важных аспектов анализируемой проблемы является сохранение культурной тождественности в условиях глобализации. Здесь пересекаются два феномена - глобализация и мультикультурализм. Глобализация несет с собой не только преимущества, она чревата негативными последствиями или вероятными проблемами, в которых некоторые ее критики усматривают большую опасность. Глобализация является много аспектным и сложным явлением и включает в себя, как привлекательные, так и отталкивающие грани. Привлекательность ее связана, например, с высоким уровнем свободы, которую обретает человек в своей деятельности. Примером же тех проявлений глобализации, которые вызывают страх, может послужить вестернизация культур и утрата национальной самобытности.

Ряд проблем, возникших в современных европейских государствах, исторически сформировавшихся как национальные, в нынешних условиях массовой иммиграции из слаборазвитых стран (прежде всего бывших колоний) связан не просто со столкновением различных этнических культур, а культур различного типа: с одной стороны, культуры эпохи постмодерна, а с другой - культуры аграрных цивилизаций, имеющих традиционный характер, что во многом и определяет остроту столкновений этих культур, препятствуя их диалогу и взаимопониманию.

Культура определяет наш взгляд на мир, влияет на наши решения и поступки в любой сфере нашей деятельности. Ценности культуры суть отражение человеческих отношений, верований и жизненного опыта народа. Поскольку эти ценности носят для человека внесознательный, императивный характер (культура является вековым способом адаптации данного этноса к его условиям жизни - почти инстинктом), то, соответственно, единственным путем выживания культур в современном мире является признание важности этих ценностей, входящих в каждую из всего многообразия культур. Однако ценности могут быть как сугубо партикулярными, так и общими. Помимо ценностей, общих для людей одной нации, культуры или религии, существуют и ценности универсальные, распространенные столь широко, что они в определенной мере определяют что значит быть человеком. Для поликультурного общества важны как универсальные ценности, выходящие за пределы групповых признаков, так и все те разнообразные ценности, которые определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на мир.

Мультикультурализм, в сущности, означает выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в одном, едином обществе, в едином правовом, социальном, экономическом поле. Именно тех правил, которые обеспечили бы не только реализацию экономических интересов корпораций, но и интересы человечества как совокупности всех людей, т. е. существ, наделенных разумом и душой, с различными правилами поведения и критериями оценки событий. Оценивая политику мультикультурализма как средство поддержания стабильности и залог успешного развития современного многонационального государства, необходимо отметить, что она фактически ориентирована на недопустимость исключения личности из социальных систем по культурному основанию. Мультикультурализм основывается прежде всего на принципах свободы от этнических предрассудков и стереотипов, воспитания уважения и терпимости между различными этническими группами и меньшинствами, отказа от ксенофобии и шовинизма, поиска способа интеграции и включения в общество, а не исключения из него. Это означает возможность человека реализовать (или не реализовать) свое право на отличие.

Список используемых источников

1.Арутюнова, Л. В. Мультикультурализм и его модели в современном мире. дис. . канд. филос. Наук Москва 2009.

2.Паин Э.А. Между империей и нацией. / Мультикультурная современность./ 2009г.- №4.

3.Глейзер Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия / Этнографическое обозрение. - 1998.- №6.

4.Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003 .

6.Лотман Ю. М. К построению теории взаимодействия культур // Избранные статьи. Таллинн, 1992. - Т.1. -С. 109-120.

7.Низамова Л. Р. Мультикультурализм в России: факторы отторжения и возможности применения

8.Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы в современном мире: теория, история, современность. М., 1987.

9.Покровская Н. Н. Мультикультурализм как путь глобализации // Личность и Культура. - 2001. - №5/6. - С.11-12.

10. Арутюнова Л.В. Мультикультурализм как объект философского мышления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. - № 3. - С. 87-90.

Подобные документы

Мультикультурализм: теоретико-доктринальный уровень исследования сущности и основных проблем европейского мультикультурализма. Швеция, Нидерланды и Великобритания перед проблемой мультикультурализма. Истоки немецкого "мультикультурализма" и его значение.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 22.06.2012

Сущность мультикультурализма, его современное значение в научном дискурсе. Значение глобализации и ее роль в процессах миграции и интеграции различных культурных миноритарных групп. Основные черты мультикультурализма в Германии, Франции, США и Канаде.

дипломная работа [283,4 K], добавлен 21.10.2014

Подходы к определению понятия "мультикультурализм" и его смысловые уровни. Глобализация и миграция как факторы активизации мультикультурных процессов. "Мультикультурализм" в системе международных отношений стран ЕС. Россия как полиэтническое государство.

дипломная работа [188,5 K], добавлен 04.06.2013

Значимость процесса межкультурной коммуникации в период глобализации в современном мире как совокупности различных социокультурных структур и их взаимодействия. Символические основы межкультурной коммуникации, ее основные типы и их характеристика.

курсовая работа [63,7 K], добавлен 11.11.2014

Проблемы и перспективы развития такого явления, как мультикультурная реальность. Диалог - естественный результат развития и углубления взаимоотношения культур в современном мире. Особенности межкультурного взаимодействия в условиях глобализации культуры.

реферат [27,9 K], добавлен 13.01.2014

Оценка ученых и философов культуры Запада и Востока. Противоречия Восточной и Западной цивилизации. Традиции Востока и Запада. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур. Проблема деления культур на "восточные" и "западные".

дипломная работа [37,6 K], добавлен 07.03.2009

Основные понятия, предмет и объект изучения культурологии. Подходы к определению понятия "культура", антропологическое изучение современной и традиционной культуры. Соотнесении выделенных типов культур с реальной исторической действительностью.

В современном мире практически нет государств, которые можно было бы назвать моноэтническими. Нации уже давно перестали отождествляться с национальностью входящих в них людей. Это социальные сообщества, различающиеся по цвету кожи, этнической принадлежности, религиозной принадлежности и образу жизни. Эта неоднородность часто становится источником напряженности и конфликтов, которые дестабилизируют социальную сплоченность общества и часто угрожают самому его существованию. Поэтому многонациональные народы всегда старались снизить напряженность, стремясь к однородности и пытаясь создать максимально комфортное сосуществование. Модели такого сосуществования могут включать ассимиляцию и амальгамацию.

Ассимиляция — это максимально полное принятие представителей национальных меньшинств доминирующим культурно-этническим сообществом.

Амальгамация (англ. melting pot) — переплетение культурных особенностей разных народов в качественно новую социальную общность, содержащую элементы входящих в нее этнических групп.

С развитием человеческого общества, прогрессом гуманитарных знаний, совершенствованием межнациональных отношений каждая из форм сосуществования сообществ людей, различающихся по религии, культуре, национальности, всегда демонстрировала недостатки и несовершенство. Об этом свидетельствуют многочисленные межэтнические конфликты (в Великобритании между англичанами и ирландцами, в Бельгии между валлонами и фламандцами, в Азербайджане между армянами и азербайджанцами и т.д.), религиозные конфликты (между мусульманами и евреями в Палестине, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между индусами и мусульманами в индийских штатах Джамму и Кашмир и т.д.). ), субкультурные расколы на Ближнем Востоке и в Северной Африке и т.д. и т.п.), субкультурные демарши (демонстративно враждебные действия радикальных националистов на Украине против русских, сквоттеры (люди, занимающие пустующие дома) в Лондоне, агрессивные массовые акции футбольных фанатов в разных странах мира) и т.д.

Теория мультикультурализма была разработана для того, чтобы уменьшить недостатки вышеперечисленных и других форм учета этнокультурного разнообразия граждан.

Эта теория основана на равноправном диалоге различных этнокультур, обладает потенциалом адекватного ответа на социальные вызовы современности и тем самым выделяется из ряда других моделей сосуществования.

Мультикультурализм - Мультикультурализм в современном мире

Мультикультурализм в современном мире

Мультикультурализм остается одним из самых туманных терминов в политическом лексиконе, означающим лишь то, что вкладывает в него каждый говорящий. Сторонники мультикультурализма рассматривают его как особенность современного мультикультурного общества и чисто культурный принцип, согласно которому люди разных национальностей, религий и рас должны научиться жить бок о бок, не отказываясь от своей культурной самобытности. Такой подход обычно не встречает возражений со стороны серьезных европейских политиков. Они выступают против других сторон мультикультурализма и рассматривают его через призму государственной политики.

Современная политика мультикультурализма является составной частью антинациональной политики, проводимой правительством России, а также правительствами государств Европы и Северной Америки.

В настоящее время существуют самые разные, порой полярные, точки зрения на роль и перспективы мультикультурализма. Для некоторых мультикультурализм является необходимым условием, основой для мирного межкультурного сосуществования. По мнению других, чрезмерное увлечение идеями мультикультурализма может привести к потере самобытности культур.

Типы мультикультурных обществ

В современном мире больше нет единой системы власти и господства, а существует множество систем, которые иногда конфликтуют друг с другом. Этот конфликт может разворачиваться и на символическом уровне. Борьба против различных форм расового, этнического и гендерного доминирования является выражением борьбы между старой, патриархальной системой колониализма, в которой эти различия были функциональными, и более современной системой, для которой эти различия больше не оправданы и даже могут рассматриваться как препятствия.

Досовременные империи лишь частично и вскользь, если вообще пытались культурно интегрировать своих подданных. Такие империи возникали путем завоевания (иногда через династические браки или наследование); императорская власть требовала от подданных только подчинения и признания своего сюзеренитета, дани и/или налогов. Как правило, эти империи характеризовались высокой степенью религиозного, языкового и нормативного (законы и обычаи) разнообразия.

2.поселения в Новом Свете.

3.(бывшая) колониальная зона.

Огромная территория, простирающаяся от Западной Африки через Индийский субконтинент и архипелаг Юго-Восточной Азии до территории современного Папуа. Новая Гвинея, была завоевана и покорена европейской властью, но не так решительно обезлюдела и заселена. Это был мир колониальной зоны независимых государств, включавших самые разнообразные в культурном отношении общества. В одних случаях внешняя колониальная держава объединила большое количество ранее не связанных между собой народов; в других случаях ранее объединенные народы и общества были разделены из-за владения ими различными колониальными державами.

Современная концепция мультикультурализма (многокультурности) проистекает именно из этой культурной динамики, которая не была ни донациональной, как в досовременных империях, ни национально-строительной, как в Новом Свете и экс-колониальной зоне. Она является постнациональной, возникшей после успешного создания наций, и разворачивается в границах национальных государств. Его развитие связано с массовым распространением высшего образования в 1960-х годах и с новыми аудиовизуальными и музыкальными массовыми культурами.

Проблемы мультикультурализма

Проблема мультикультурализма, впервые поднятая в 1960-х годах, активно обсуждается в современных работах по политологии, социологии, философии и культурологии.

Сегодня большинство стран, по крайней мере, в той или иной степени, отличаются культурным разнообразием. Торговля, туризм, международный академический и художественный диалог, мобильность специалистов и миграция означают, что большинство стран принимают значительное количество людей, представляющих другие культуры. Почти везде можно встретить представителей хотя бы одного культурного меньшинства — иностранных туристов и деловых людей. Многие страны сегодня можно назвать культурно разнообразными просто потому, что они открыты для внешнего мира — люди любого происхождения могут свободно приезжать, уезжать, а иногда и оставаться.

Доктрину мультикультурализма можно рассматривать как продолжение попыток решить проблему взаимодействия различных сообществ, и эта проблема не тысячелетней давности, а сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Взаимодействие может осуществляться разными способами — от насильственного навязывания чуждых убеждений и ценностей до почти полного слияния культур. Однако путь диалога между культурами более приемлем. По определению, диалог — это форма общения двух или более равноправных участников, основанная на общности интересов сторон и направленная на взаимопонимание и совместное выполнение поставленных задач. В основе любого диалога (и особенно межэтнического) должны лежать принципы взаимного уважения и равноправного партнерства.

Ряд проблем: Мультикультурное общество хрупко, трудно управляемо и непредсказуемо. Чтобы построить его, необходимо воспитать в каждом члене общества ответственную, толерантную личность. Но это все еще трудная задача даже в тех обществах, которые провозглашают толерантность главной ценностью и добродетелью.

Одним из важных аспектов анализируемой проблемы является сохранение культурной идентичности в условиях глобализации. Здесь пересекаются два явления — глобализация и мультикультурализм. Глобализация не только приносит выгоды, но и чревата негативными последствиями или вероятными проблемами, в которых некоторые ее критики видят большую опасность. Глобализация — это многомерное и сложное явление, которое имеет как привлекательные, так и отталкивающие стороны. Его привлекательность связана, например, с высокой степенью свободы, которую приобретает человек в своей деятельности. Вестернизация культур и потеря национальной идентичности — это пример глобализации, который пугает.

Ряд проблем, возникших в современных европейских государствах, исторически созданных как национальные государства, в нынешних условиях массовой иммиграции из слаборазвитых стран (в основном бывших колоний) связан не только со столкновением различных этнических культур, но и культур разных типов: с одной стороны, культуры постмодернизма, с другой — культуры аграрных цивилизаций с традиционным характером, которые во многом определяют остроту этих столкновений и препятствуют их диалогу и взаимопониманию.

Мировоззрение

Культура формирует наше восприятие мира и влияет на наши решения и действия в каждом аспекте нашей жизни. Культурные ценности — это отражение человеческих установок, убеждений и жизненного опыта народа. Поскольку эти ценности являются сверхсознательными и необходимыми для людей (культура — это древний способ адаптации определенной этнической группы к условиям жизни — почти инстинкт), единственный способ для культур выжить в современном мире — это признать важность этих ценностей, присущих каждой из различных культур. Ценности, однако, могут быть как партикуляристскими, так и универсальными по своей природе. Помимо ценностей, разделяемых людьми той или иной нации, культуры или религии, существуют универсальные ценности, которые настолько распространены, что в определенной степени определяют, что значит быть человеком. Для мультикультурного общества важны как универсальные ценности, выходящие за рамки групповой идентичности, так и все те различные ценности, которые определяют принадлежность к группе и создают уникальные культуры и мировоззрения.

Мультикультурализм по сути означает выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином обществе, в единой правовой, социальной и экономической сфере. Именно эти правила обеспечили бы реализацию не только экономических интересов корпораций, но и интересов человечества в целом всех людей, то есть существ, наделенных разумом и душой, с разными правилами поведения и критериями оценки событий. Оценивая политику мультикультурализма как средство поддержания стабильности и залог успешного развития современного многонационального государства, следует отметить, что она фактически направлена на недопустимость исключения индивида из социальных систем по культурному признаку. Мультикультурализм в первую очередь основывается на принципах свободы от этнических предрассудков и стереотипов, воспитания уважения и терпимости между различными этническими группами и меньшинствами, отказа от ксенофобии и шовинизма, поиска путей интеграции и включения в общество, а не исключения из него. Это означает возможность для человека реализовать (или не реализовать) свое право быть другим.

Все больше стран считают законным введение специальных правовых и конституционных мер для этнических групп в дополнение к обычным гражданским правам. При этом условии некоторые формы культурного разнообразия могут быть интегрированы в существующий социокультурный и социально-политический порядок государства.

Например, еще в 1991 году правительство Канады заявило: «…недостаточно защищать только универсальные (общие) права гражданина. Здесь Конституция и федеральные законы защищают и другие права, которыми обладают люди как представители, как члены конкретных сообществ. Такое применение обоих видов прав делает нашу Конституцию уникальной и отражает уважение, которое Канада испытывает к равенству, принимая разнообразие. Тот факт, что в Канаде права общины признаются наряду с индивидуальными правами, является неотъемлемой чертой канадского общества.

Позитивная дискриминация — предоставление преимуществ и привилегий меньшинствам с целью уравнять их возможности с возможностями этнокультурного большинства.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: