Медицинская деонтология доклад по философии

Обновлено: 20.05.2024

Содержание
Работа содержит 1 файл

мед этика50.docx

2. Принципы медицинской этики 3

3. Аспекты и направления медицинской этики и деонтологии 4

4. Круг проблем медицинской деонтологии. 6

Список использованной литературы 10

Любая специальность характеризуется наличием определенных этических норм и правил поведения.

В большинстве обучающих программ и, соответственно, в понимании медицинских работников термин деонтология замещает понятие медицинская этика или уравнивается с ним. Будучи важнейшими элементами поведения и действий врача, эти понятия должны быть разделены, потому что становление медицинского работника зависит от правильности представлений об этике и деонтологии.

Деонтология - это рассуждение о том, как должно поступать в той или иной ситуации и как поступать нельзя.

Этика - это наука о морали, которая может быть определена как совокупность принципов и норм поведения, принятых в данном обществе на данном этапе его развития.

Невозможно согласиться с полной подменой этики деонтологией, которая в лучшем случае может считаться лишь частью этики, а иногда она даже противоречит смыслу, который мы вкладываем в термин этика.

Следовательно, этика должна состоять из базиса - аксиологии (моральные ценности) - и надстройки - деонтологии (следствия, вытекающие из этих ценностей). Человек поступает должным образом не по составленным кем-то инструкциям и правилам (тогда это "чистая" деонтология), а в силу своего внутреннего морального базиса.

Медицинская деонтология включает в себя различные вопросы, касаю-щиеся взаимоотношений между врачом и больным, врачом и родственника-ми больного, медицинских работников между собой. Многие области меди-цины (хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, онкология, психиат-рия и др.) имеют, кроме того, свои собственные деонтологические аспекты.

2. Принципы медицинской этики

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

3. Аспекты и направления медицинской этики и деонтологии

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

  • научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;
  • практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

  • медицинский работник – пациент,
  • медицинский работник – родственники пациента,
  • медицинский работник – медицинский работник.

Отношения "медсестра - пациент":

Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.

Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента:

Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Отношения "медсестрa - врач":

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa":

Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения "медсестрa - младший медперсонал":

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

4. Круг проблем медицинской деонтологии.

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие обще- человеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильные диагно-стика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего меди-цинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов. Недопустимы такие действия медицинского работника, как разглашение врачебной тайны, отказ в медицинской помощи, нарушение неприкосновенности частной жизни и пр.

Уход за больным предполагает, помимо всего прочего, также соблюде-ние определённых правил общения с ним. Надо иметь в виду, что больные люди нередко становятся возбудимыми, раздражительными, вспыльчивыми, капризными, а иногда, напротив, подавленными и безучастными. При уходе за такими пациентами важно проявить максимум внимания, успокоить их, разъяснить необходимость соблюдения режима, регулярного приема лекарственных препаратов, убедить в возможности выздоровления и улучшения состояния.

Нужно соблюдать большую осторожность при разговоре с больными, особенно страдающими онкологическими заболеваниями, которым не принято сообщать истинный диагноз. Результаты обследования пациентов не следует сообщать по телефону.

В повседневной работе и при осуществлении ухода за больными такие человеческие качества, как чуткость, отзывчивость, доброта, сердечность, забота, внимание требуются от всех медицинских работников, будь это медсестра, санитарка или студент, проходящий медицинскую практику в больнице. Медицинский персонал нередко имеет дело с очень тяжелыми больными с выраженными нарушениями двигательных функций, недержанием мочи и кала, которым приходится по несколько раз в день менять белье и проводить санитарно-гигиеническую обработку, которых приходится кормить с ложечки. Такие пациенты бывают в тягость окружающим, а нередко – и самим себе. Уход за такими больными требует огромного терпения, такта и сострадания.

Представленные деонтологические аспекты ухода за больными приобретают в настоящее время очень большое значение. К сожалению, нередкими в работе медицинского персонала по уходу за больными стали такие проявления, как черствость, грубость, раздражительность, равнодушие, корыстные побуждения. Отчасти это объясняется падением престижа работы медицинской сестры и санитарки, систематической нехваткой среднего и младшего медицинского персонала, приходом в медицину случайных людей. Отсюда и своеобразный парадокс: уровень диагностики и возможности лечения заболеваний значительно возросли, а качество ухода за больными снизилось. Очень важно улучшить уход за престарелыми людьми, тяжелобольными, инвалидами, а делать это надо через повышение престижа профессии медицинской сестры и санитарки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины. Деонтология (от греч. δ?ον — должное) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Цель деонтологии — сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом. В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Понятие о медицинской этике.

Понимание медицинской этике, морали и деонтологии.

Особенности медицинской этики и деонтологии в хирургическом отделении.

Современные правила этики и деонтологии.

Список использованной литературы.

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины. Деонтология (от греч. δέον — должное) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Цель деонтологии — сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом. В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей, т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

Понимание медицинской этике, морали и деонтологии.

В начале 19 века английский философ Бентам термином "деонтология" определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология - это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: "Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу".

Слово "мораль" происходит от латинского "тогьиз" и обозначает "нрав", "обычай". Мораль - одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества (класса). Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека. Термин "этика" применяется в том случае, когда имеют в виду теорию морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости. Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль - категории, определяющие принципы поведения человека в обществе.

Медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще.

Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным . Врачебная этика - система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества.

Особенности медицинской этики и деонтологии в хирургическом отделении.

Хирургия относится к той области медицины, где значение практических навыков медицинского персонала исключительно велико. Все мысли и внимание хирургов, операционных и палатных сестер концентрируются на операционной, где происходит основная работа— хирургическая операция. В период операции практически прекращается непосредственный контакт между медицинским персоналом и больным и резко интенсифицируется процесс слаженного взаимодействия между врачами-хирургами, анестезиологами, средним медицинским персоналом, обслуживающим операционную.

Если в операционной ведущая роль отводится врачам-хирургам и анестезиологам, то в предоперационный и особенно в послеоперационный период многое зависит от внимательного и чуткого отношения к больному медицинских сестер и младшего медицинского персонала. Многие хирурги совершенно справедливо утверждают, что операция — начало хирургического лечения, а исход его определяет хорошее выхаживание, т. е. соответствующий уход в послеоперационном периоде.

Всегда целесообразно больных с психозом, если позволяет соматическое состояние, передать для наблюдения психиатру. Нередко психотические состояния развиваются в виде кратковременных эпизодов и легко купируются назначением транквилизаторов и нейролептиков. Вопросы дальнейшего лечения должен решать лечащий или дежурный врач с учетом всех обстоятельств.

Сложные вопросы возникают при общении с больными, оперированными по поводу злокачественного новообразования. Они обеспокоены своей дальнейшей судьбой, задают вопросы, злокачественная ли у них опухоль, не было ли метастазов и т. д. В беседе с ними нужно быть очень осторожным. Следует объяснить больным, что операция прошла успешно и им в дальнейшем ничего не грозит. С такими больными необходимо проводить психотерапевтические беседы.

Современные правила этики и деонтологии.

Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания.

К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев

приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

Есть правило: "Слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если

человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить,

что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней

К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили . ”. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: “Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Если пациент не обращается к врачу в последующем, он не верит ему как специалисту. Это уже признак того, что это “плохой” врач, к “хорошему” они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, врач не сумел наладить контакт и взаимопонимание.

Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет, как “огурчик” - она ей боком выйдет, тем более, что муж полгода был в командировке.

Наряду с неслыханным прогрессом различных областей медицины не может оставаться неизменным ее нравственно-философское начало.

Понятие врачебной этики и деонтологии многозначно. Это и отношения с пациентом, рождающиеся и базирующиеся на глубокой обратной связи. Это и контрапункт между больным и обществом, родными, знакомыми, сослуживцами. Очень важно помнить, что врач обладает огромнейшей властью над больным человеком, поскольку пациент доверяет ему свою жизнь. В этой подчас беспредельной власти - одна из волшебных граней привлекательности и величайшей ответственности нашей профессии. Для хорошего человека - это неограниченное пространство добра и сострадания, но не дай бог такую власть - корыстному и злому человеку!

Список литературы.

6.Вайль С. С., Некоторые вопросы врачебной деонтологии, 3 изд., Л., 1969;

7.Громов А. П., Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников, М., 1969;

8.Голубева Г. В. и Тапилина К. Е., Врачебная этика. Библиографический указатель литературы, М., 1968.

Медицинская деонтология (греч. Deon - должное) - учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики (врачебной этики, сестринской этики, фармацевтической этики).

Существенным в учении о хирургической деонтологии Н.Н. Петрова было то, что он целиком освободил обсуждаемый предмет от идеологизирования: принципы деонтологии были уподоблены им правилам грамматики. Лейтмотивом учения Н.Н. Петрова о медицинской деонтологии является его максима:

Вплоть до начала 90-х гг. в среде советских медиков господствовали идеи медицинской деонтологии, выработанные на Первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии в 1969 (аналогичные конференции собирались в 1977 и 1982). На этих конференциях подход Н.Н. Петрова, создавшего учение о хирургической деонтологии, был распространен и на другие области клинической медицины. В эти годы вышли десятки книг и статей отечественных авторов по медицинской деонтологии - в области хирургии (А.В. Гуляев, Б.В. Петровский, А.Н. Орлов и др.), онкологии (Н.Н. Блохин, С.Б. Корж и др.), акушерства и гинекологии (Л.С. Персианинов, С.Н. Давыдов, др.), терапии (Л.А. Лещинский, И.А. Шамов, Н.В. Эльштейн и др.), экспериментальной медицины (С, Д. Носов, др.) и т.д. Возрастающее внимание врачей к проблеме риска в современной медицине отразилось в работах, посвященных ятрогении (И.А. Кассирский, Е.М. Тареев и др.).




Таким образом, медицинская деонтология стала перманентным процессом этической рефлексии в среде отечественных врачей в условиях все большего вовлечения медицины в современный научно-технический прогресс. Например, на симпозиуме в Научном Центре хирургии АМН СССР, посвященном хирургической деонтологии (1984), в числе других обсуждалась тема: взаимоотношения хирурга, реаниматолога и трансфузиолога при лечении оперированного больного.

В решении многих конкретных вопросов медицинской этики в те годы преобладал патерналистский подход: правдивое информирование о диагнозе онкологических больных допускается лишь в ситуации их отказа от необходимого лечения (Н.Н. Блохин); дилемма отказа от экстраординарных методов лечения умирающих больных еще не обсуждается, напротив - все виднейшие врачи говорят, что для продления жизни любого больного должны быть использованы все имеющиеся средства медицины (Б.В. Петровский, Е.И. Чазов) и т.д.

В целом философско-этический, научно-теоретический уровень множества публикаций по медицинской деонтологии был невысок, авторы их нередко тяготели к морализаторству, идеологической риторике. Большой поток отечественной литературы по медицинской деонтологии в 60-80-е гг. маскировал наше серьезное отставание в области разработки и преподавания современных вопросов медицинской этики. Непосредственной причиной отставания являлась международная изоляция отечественных врачей, которые до сих пор не входят во Всемирную медицинскую ассоциацию (ВМА).

С момента своего возникновения в 1947 ВМА, в основном, сосредоточена на поддержании высоких этических стандартов врачебного дела и разрабатывает актуальные вопросы современной медицинской этики. Знакомство передовой части сообщества отечественных врачей с важнейшими документами ВМА (Женевская декларация - 1948, Лисарбонская декларация о правах пациента - 1 981 и др.) началось только в 90-е гг. - с развитием биоэтики в России.

Деонтология также рассматриваться как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями общества, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.

Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой (учение о морали). И это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, о счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.

Общение врача с больным начинается с их первой встречи, а иногда и раньше, при предварительном ознакомлении врача с медицинской документацией пациента. С этого момента и вступают в силу деонтологические требования. Главное из них - исчерпывающее познание больного во всех проявлениях не только его болезни, что важно для диагностики, но и его индивидуальности, что необходимо для определения линии поведения по отношению именно к данному больному.

Непосредственный вопрос о деонтологии медицинской биохимии смотрите в методичке В.И. Шпунтова (см. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность клинико-диагностических лабораторий).

Медицинская деонтология (греч. Deon - должное) - учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики (врачебной этики, сестринской этики, фармацевтической этики).

Существенным в учении о хирургической деонтологии Н.Н. Петрова было то, что он целиком освободил обсуждаемый предмет от идеологизирования: принципы деонтологии были уподоблены им правилам грамматики. Лейтмотивом учения Н.Н. Петрова о медицинской деонтологии является его максима:

Вплоть до начала 90-х гг. в среде советских медиков господствовали идеи медицинской деонтологии, выработанные на Первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии в 1969 (аналогичные конференции собирались в 1977 и 1982). На этих конференциях подход Н.Н. Петрова, создавшего учение о хирургической деонтологии, был распространен и на другие области клинической медицины. В эти годы вышли десятки книг и статей отечественных авторов по медицинской деонтологии - в области хирургии (А.В. Гуляев, Б.В. Петровский, А.Н. Орлов и др.), онкологии (Н.Н. Блохин, С.Б. Корж и др.), акушерства и гинекологии (Л.С. Персианинов, С.Н. Давыдов, др.), терапии (Л.А. Лещинский, И.А. Шамов, Н.В. Эльштейн и др.), экспериментальной медицины (С, Д. Носов, др.) и т.д. Возрастающее внимание врачей к проблеме риска в современной медицине отразилось в работах, посвященных ятрогении (И.А. Кассирский, Е.М. Тареев и др.).

Таким образом, медицинская деонтология стала перманентным процессом этической рефлексии в среде отечественных врачей в условиях все большего вовлечения медицины в современный научно-технический прогресс. Например, на симпозиуме в Научном Центре хирургии АМН СССР, посвященном хирургической деонтологии (1984), в числе других обсуждалась тема: взаимоотношения хирурга, реаниматолога и трансфузиолога при лечении оперированного больного.

В решении многих конкретных вопросов медицинской этики в те годы преобладал патерналистский подход: правдивое информирование о диагнозе онкологических больных допускается лишь в ситуации их отказа от необходимого лечения (Н.Н. Блохин); дилемма отказа от экстраординарных методов лечения умирающих больных еще не обсуждается, напротив - все виднейшие врачи говорят, что для продления жизни любого больного должны быть использованы все имеющиеся средства медицины (Б.В. Петровский, Е.И. Чазов) и т.д.

В целом философско-этический, научно-теоретический уровень множества публикаций по медицинской деонтологии был невысок, авторы их нередко тяготели к морализаторству, идеологической риторике. Большой поток отечественной литературы по медицинской деонтологии в 60-80-е гг. маскировал наше серьезное отставание в области разработки и преподавания современных вопросов медицинской этики. Непосредственной причиной отставания являлась международная изоляция отечественных врачей, которые до сих пор не входят во Всемирную медицинскую ассоциацию (ВМА).

С момента своего возникновения в 1947 ВМА, в основном, сосредоточена на поддержании высоких этических стандартов врачебного дела и разрабатывает актуальные вопросы современной медицинской этики. Знакомство передовой части сообщества отечественных врачей с важнейшими документами ВМА (Женевская декларация - 1948, Лисарбонская декларация о правах пациента - 1 981 и др.) началось только в 90-е гг. - с развитием биоэтики в России.

Деонтология также рассматриваться как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями общества, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.

Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой (учение о морали). И это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, о счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.

Общение врача с больным начинается с их первой встречи, а иногда и раньше, при предварительном ознакомлении врача с медицинской документацией пациента. С этого момента и вступают в силу деонтологические требования. Главное из них - исчерпывающее познание больного во всех проявлениях не только его болезни, что важно для диагностики, но и его индивидуальности, что необходимо для определения линии поведения по отношению именно к данному больному.

Непосредственный вопрос о деонтологии медицинской биохимии смотрите в методичке В.И. Шпунтова (см. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность клинико-диагностических лабораторий).

Медицинская деонтология — это учение о должном поведении медицинских работников.

Включает в себя свод правил поведения, касающихся взаимоотношений между:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • медработниками и пациентами;
  • медработниками и родственниками больного;
  • между самим медицинским персоналом.

Занимает важное место в структуре социального регулирования врачебной деятельности и является важным условием профессиональной компетентности медработников.

Теоретической основой деонтологии является медицинская этика.

Правила деонтологии трансформируются с течением времени. Например, в СССР врачи старались не сообщать больному о смертельном диагнозе. Современные правила призывают деликатно сообщать пациенту об его истинном положении. Необходимо соблюдать соотношение правдивости и бережного отношения к больному.

Нормы деонтологии могут отличаться в разных странах. Например, в Нидерландах разрешена эвтаназия, и этические нормы медицинских работников допускают добровольный уход из жизни. В России и многих других странах эвтаназия запрещена.

Есть универсальные базовые принципы деонтологии, применяемые врачами всех стран. Главный из них — действовать во благо пациента, а не во вред ему.

Происхождение термина, кто ввел в науку

Несмотря на сравнительно позднее появление термина, представление о профессиональном долге врача сформировалось еще в древние времена. На протяжении столетий оно развивалось и наполнялось новыми смыслами.

История применения, как это было в СССР

Уже в древности делались попытки зафиксировать кодекс морально-нравственных норм, регламентирующих поведение медицинских работников. Из дошедших до наших дней обрывочных сведений можно сделать выводы, что правила поведения врачей были сформулированы в следующих древних государствах:

В данных трактатах сформулированы основы деонтологических норм, имеющее непреходящее значение. С точки зрения Гиппократа врач должен обладать следующими моральными качествами:

  • совестливость;
  • скромность;
  • уважение;
  • решительность;
  • отвращение к пороку.

Большой вклад в развитие представлений о взаимоотношениях между медицинскими сотрудниками и пациентами внесли советские ученые и врачи:

  1. Иван Павлов — научно доказал идею о влиянии слов врача как условного раздражителя на ход болезни.
  2. Владимир Бехтерев — проводил исследования связи между нервными и психическими заболеваниями, способствовал введению психотерапевтических методов лечения.
  3. Роман Лурия — заложил основы учения о ятрогенных заболеваниях.

Ятрогенные заболевания — расстройства здоровья, происходящие из-за деонтологических ошибок врачей — неосторожных высказываний или действий. Имеют психогенную природу.

Долгое время в советской медицине преобладала точка зрения первого Комиссара здравоохранения Николая Семашко. Он был одним из основоположников медицинской системы СССР и последовательно внедрял принцип уничтожения врачебной тайны.

Важным шагом в развитии отечественной медицины стала Первая всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии, которая прошла в 1969 году. Она повлияла на:

  1. Закрепление в 1970 году в законе Требования врачебной тайны.
  2. Утверждение в 1971 текста Присяги советского врача.

Согласно Присяге врача СССР, приступая к профессиональной деятельности, медики обязывались:

Принципы деонтологии в медицине, понятие этики

Главные принципы деонтологии универсальны для представителей разных медицинских специальностей:

  1. Все действия медработников должны быть направлены на благо пациентов.
  2. Врач должен хранить в тайне сведения о больном, его диагнозе и ходе лечения.
  3. Необходимо избегать действий, которые могут причинить ущерб пациенту и его родным.
  4. В своей деятельности врач должен руководствоваться принципами морали профессиональной этики, а не жаждой обогащения.
  5. Решения медицинских работников должны основываться на научных знаниях.

Основываясь на нормах медицинской этики, медработники должны соблюдать следующие правила:

  1. Уважительно относиться к пациенту и его родственникам.
  2. Правдиво информировать о состоянии здоровья.
  3. Соблюдать гуманистические принципы.
  4. Сообщать о правах и обязанностях пациента.
  5. Оказывать умирающему пациенту право на гуманное обращение и достойную смерть.
  6. Поддерживать авторитет и репутацию профессии.
  7. Хранить врачебные тайны.
  8. Быть честным и порядочным по отношению к коллегам.
  9. Поддерживать уровень профессиональной компетентности.
  10. Защищать пациента от некомпетентного медицинского вмешательства.
  11. Заниматься просвещением населения в области медицины и гигиены.
  12. Руководствоваться дистрибутивной справедливостью.

Под дистрибутивной справедливостью понимают принцип равного доступа к качественной и своевременной медицинской помощи независимо от:

  • возраста;
  • диагноза;
  • пола;
  • материального положения;
  • социального статуса.

Критика деонтологии

Несоблюдение медицинскими работниками принципов деонтологии может привезти к серьезным последствиям, вплоть до смерти пациента. Тем не менее, не всегда в своей деятельности врачи строго руководствуются высокими моральными нормами, изложенными в профессиональных кодексах. Это происходит в силу разных причин:

  • эмоциональное выгорание;
  • высокие нагрузки;
  • несоответствие объема требований скромному материальному вознаграждению;
  • профессиональная некомпетентность;
  • стрессовый характер работы.

В зависимости от тяжести последствий за нарушение деонтологических норм медработники могут подвергнуться:

  • дисциплинарным взысканиям различного вида, в том числе лишению премии и других материальных выплат;
  • исключению из профессии;
  • административному или уголовному наказанию.

Многие положения современной деонтологии подвергаются критике. Особенно это касается таких спорных областей медицины, как:

  • искусственное оплодотворение;
  • аборты;
  • эвтаназия;
  • суррогатное материнство;
  • пересадка органов.

Начиная с 1970-х годов, в западной медицине активно внедряется принцип информированного согласия. Он заключается в признании нравственной автономии пациентов и их праве принимать решения относительно своего здоровья и лечения. Данный принцип не соответствует убеждениям Гиппократа, который полагал, что врач должен лечить больного даже вопреки его воле.

В основе концепции информированного согласия лежат 2 положения:

  1. Предоставление пациенту полной информации о состоянии его здоровья и предполагаемом ходе лечения.
  2. Получение от него согласия на врачебную помощь.

Информация должна включать:

  • результаты диагностики;
  • цели, задачи и характер выбранного лечения;
  • возможные последствия;
  • альтернативные варианты лечения.

Благодаря данной концепции пациент из пассивного получателя медицинской помощи превращается в активного соучастника процесса излечения.

Читайте также: