Бюджетная система армении доклад

Обновлено: 02.07.2024

С 25 октября в парламенте Армении начинаются обсуждения по проекту государственного бюджета Армении 2022 года. С посланием выступит премьер-министр Никол Пашинян, а основными докладчиками выступят министр финансов Тигран Хачатрян и председатель Центрального банка Мартин Галстян. Ранее проект закона был утвержден правительством страны и стал предметом широких обсуждений.

Корреспондент Armenia Today обсудил с экономистом Суреном Парсяном вопрос о соответствии основного экономического закона страны создавшейся в стране экономической ситуации и имеющимся вызовам.

Говоря о необходимых мерах в сфере обороны, он отметил, что с учетом недавней войны в Арцахе и ее негативных последствий необходимо вкладывать крупные средства в оборону, чтобы иметь возможность хотя бы решить вопрос с обустройством новой границы, приобретением нового вооружения и пополнением армии новыми кадрами. Но очевидно, считает Парсян, что таких средств просто не существует.

Касаясь прогнозируемого экономического роста минимум в 7%, он отметил, что подобное развитие ситуации возможно лишь в одном случае: задействовании Амулсарского золотоносного рудника. Если не решить этот вопрос, ни о каком 7-процентном росте ВВП и речи быть не может. С другой стороны, продолжил Парсян, если рудник будет введен в эксплуатацию и, соответственно, будет обеспечен 7-процентный рост, это будет означать, что никакой диверсификации экономики не произошло, а экономика Армении, по сути, как сидела, так и будет сидеть на игле горнорудной промышленности.

За январь-сентябрь 2021 года правительственный долг с $7 млрд 508.5 млн. (к концу 2020 года) возрос до $8 млрд 564,5 млн - примерно на $1млрд 056 млн. или на 14,1%. Внешний долг (долговые обязательства Армении перед международными организациями и иностранными государствами, средства, полученные от эмиссии еврооблигаций) с $5 млрд 599.5 млн до $6 млрд 192.0 млн увеличился на 10,6% или на $592,5 млн. В частности, 26 января текущего года Армения разместила среди международных инвесторов 4-ый выпуск 10-летних долговых бумаг в объеме $750 млн. Установленная годовая доходность бондов 4-го выпуска оказалась ниже доходности 3-го выпуска - 3,875% против 4,625%. За отчетный период внутренний долг с $1млрд 909.0 млн увеличился примерно на $463,5 млн. или 24,3% - до $2млрд 372.5 млн. Долг ЦБ возрос на 3% или $13,6 млн. и составил $473,6 млн. (с $495,5 млн. к концу прошлого года). Только за январь-сентябрь с.г. на выплату процентных ставок по линии правительственного долга было направлено 127,6 млрд драмов.

Вчера я попытался оценить ВРП Армении: Валовой региональный продукт Армении и оценка населения регионов. Однако не все регионы вносят равнозначный вклад в бюджет уже хотя бы потому, что столица, как правило, дотирует регионы. Насколько существенна эта дотация? По правде говоря, и сейчас ответить на этот вопрос утвердительно не могу. Попробую лишь оценить ту информацию, которая у нас и так уже есть.

В Армении нет региональных бюджетов, есть государственный бюджет, а также общинные бюджеты, но подавляющее большинство налогов (95%-98%) собирается централизованно, налоговыми, таможенными и иногда – социальными службами. Остающиеся налоги, в первую очередь налог на имущество и земельный налог, а также местные сборы, такие как гостиничный налог, а также доходы от аренды общинного имущества, собираются в местные бюджеты. Этого недостаточно для выполнения всех бюджетных обязательств, а сами общины в первую очередь финансируют обеспечение администрации, и уже потом тратятся на остальные проекты. Чем меньше община, тем большая доля расходов идет на самофинансирование, но даже для этого собираемых налогов не хватает. Поэтому общинам и нужны дотации, которые составляют существенную часть доходов общин.

Доходы местных бюджетов Армении – собственные доходы и дотации

Рассмотрим размер доходной части бюджетов общин Армении, по регионам и префектурам Еревана (1$=483 драм).

Таблица 1. Выполнение доходной части местных бюджетов Армении в 2017-8 гг. (млн. драм)

Марзы кроме Еревана

Источник: Министерство территориального управления Армении

Как уже было сказано, значительная часть бюджетов общин дотируется. Попробуем разобраться, какая. Суммарный размер дотации общинным бюджетам составил около 124 млн. долл., из которых чуть больше трети пришлось на Ереван.

Таблица 2. Степень самостоятельности и дотации общинным бюджетам, по областям (марзам).

Доля собственных (налоговых) доходов в бюджетах общин, % от всех доходов общины

Доля бюджетной дотации для выравнивания, % от всех доходов общины

Расчетная сумма бюджетной дотации для выравнивания, на душу населения, долл.

Суммарный размер привлеченного внешнего финансирования, млн. долл.

Армения – всего

Области кроме Еревана

* в 2018 году суммарный размер дотации был значительно выше, поскольку помимо дотации для выравнивания, были получены целевые средства (субвенции) на программы, что дополнительно составило 11,9% доходов бюджета Еревана. Большая часть (около двух третей) всех субвенций из государственного бюджета было направлено в Ереван.

** включая субвенции – 41.5 долл.

Источники: Министерство территориального управления Армении, собственные расчеты автора, Статистический комитет Армении

Таблица 3. Уточнение размера дотаций с учетом наличного среднегодового населения

2017 расчетная, тыс. чел.

2018 среднегодовое наличное*, тыс. чел.

Степень расхождения (% от расчетного)

Реальная дотация на душу населения

Области кроме Еревана

** включая субвенции

Получается, что реальные дотации на душу населения, с утонением населения, почти одинаковы по всем регионам, а государство не выполняет своей функции с точки зрения выравнивания доходов по регионам страны. Причем это было так при прошлых властях, и останется в будущем. Также советую посмотреть: Инклюзивный рост: что это такое и удастся ли его обеспечить в Армении.

Расходы местных бюджетов в Армении

Рассмотрим также расходную часть бюджетов общин Армении по регионам.

Таблица 4. Расходы общинных бюджетов Армении

2018 план, млн. драм

2018 факт, млн. драм

Реальный расход на душу населения, долл.

Доля администра-тивных расходов (%)

Доля социальных расходов* (%)

Области кроме Еревана

* включая расходы на окружающую среду, социальное обеспечение, образование и здравоохранение

Если сгруппировать расходы на социальную сферу, включив в нее, помимо собственно соцобеспечения, также и образование (а также расходы на здравоохранение, которые на уровне общин минимальны), то получится, что в среднем около 60% бюджетов суммарно тратится на администрацию и соцобеспечение. Однако их распределение зависит от того, каким является подушевой расход в общине. Чем меньше размер расходов, тем большая доля расходов идет на администрацию, что логично, поскольку размер администрации не растет пропорционально размеру общины. Село с населением в 100 человек может иметь такую же администрацию, что и село с населением в 1000 человек.

Поэтому, чем меньше община, тем большая доля расходов тратится на администрацию, что также препятствует выравниванию. Уже на протяжении 15 лет идут работы над проведением реформы местного самоуправления, в результате которой многие общины будут объединены и вместо 915 общин должно остаться около 80-110. Эта реформа с трудом и с огрехами была запущена уже в 2015 году, а первые объединения администраций состоялись в начале 2016 года.

Проблемы реформы местного самоуправления (укрупнение общин)

Власти с одной стороны проводили реформу, а с другой – тормозили ее, поскольку ею были недовольны главы общин, терявшие таким образом свой статус. В то же время, именно они были основной опорой правящей партии на парламентских и президентских выборах. К апрелю 2018 года в стране уже осталось 502 общины, и, поскольку в ближайшие 4 года больше выборов не ожидалось, процесс должен был быть ускорен.



Наиболее завершенный вид реформа приняла в Сюнике, где находится 138 населенных пунктов, в том числе 7 городов и 131 село, и где на начало реформы было 110 общин, а сейчас – лишь 8. Таким образом, в среднем 13¾ общин были объединены в одну, сейчас одна община включает 17¼ населенных пунктов.

Государственный бюджет по регионам

Уже было сказано о том, что государство дотирует регионы поровну, а учитывая, что Ереван богаче, то и инвестиций туда делается больше. Однако это не все. Во-первых, в регионы вкладываются международные организации, в первую очередь тоже в инфраструктуру, поскольку она действительно убыточна, хотя и все же нужна. А во-вторых, есть и государственный бюджет. В начале статьи сказано, что не существует региональных бюджетов и отдельных региональных органов. Однако есть региональные представительства правительства. И у них есть свои бюджеты. На сайте Минфина Армении я нашел интерактивный бюджет и там можно найти соответствующие данные.

Таблица 5. Расходы региональных администраций из государственного бюджета

ВВП индекс развития финансового сектора

Как показывают последние данные, распределение мировых финансовых ресурсов по-прежнему сосредоточено в США и ЕС. Некоторую долю мирового оборота капитала принимают на себя азиатские страны, в частности, Япония, Сингапур и набирающий обороты Китай. Однако основным лидером участия в мировой финансовой системе остаются США. Аргументом в пользу сказанного можно считать степень развития и уровень глобализованности финансовых систем в указанных странах (рис. 2). Заметим, что за последние 20 лет уровень финансовой глобализации значительно повысился. В первую очередь, этому способствовал научно-технический прогресс, увеличение роли интернет-технологий в финансовом мире и другие факторы. Немаловажным является и тот факт, что основные потоки капитала циркулируют между указанными странами в основном в долларах и евро. Это означает, что финансовая (в том числе и монетарная) политика нескольких государств формирует процессы, влияющие на денежные системы всех стран мира, независимо от степени глобализованности их финансовых систем.

Малайзия Корейская республика

Норвегия Ирландия Швеция Испания Австралия Сингапур Нидерланды

Рис. 2. Индекс развития финансового сектора и индекс глобализации (2011 г.)

Гонконг Швейцария Франция Канада Япония Германия

0 1 2 3 4 5 6 7 8

индекс глобализации индекс развития финансового сектора

Страны, не обладающие достаточно сильными финансовыми рынками, встают перед дилеммой выбора наиболее оптимальной финансовой политики. В этом смысле Республика Армения (РА) не является исключением.

Финансовая система Армении: оценка и перспективы

Современное состояние финансового сектора Армении характеризуется достаточно слабо развитыми институтами финансового посредничества, как, впрочем, и несостоятельностью других секторов финансовой системы. Среди множества существующих проблем отметим наиболее концептуальные, решение которых позволило бы реанимировать финансовую систему страны наиболее эффективным способом.

Выделим основные особенности и слабые стороны финансовой системы Армении.

Неравномерное развитие. Одна из основных проблем финансового сектора Армении — однобокость развития. Так, в капитале и активах финансовой системы преобладает банковский финансовый сектор (рис. 3—4). На 2011 г. 94% общих активов финансовой системы приходилось на долю банков и лишь 1,44% и 5,21% — на долю страховых компаний и кредитных организаций, соответственно. Частных пенсионных институтов в Армении нет, а капитализация биржи находится на катастрофически низком уровне.

Рис. 3. Финансовый сектор Армении, собственный капитал

2006 2007 2008 2009 2010 2011

банковская система кредитные учреждения страховые компании

Рис. 4. Финансовый сектор Армении, активы

2006 2007 2008 2009 2010 2011

банковская система кредитные учреждения страховые компании

Таким образом, единственным финансовым институтом внутри страны, способным аккумулировать финансовые ресурсы с целью дальнейшего перераспределения в реальный сектор, является банковская система. Однако и здесь возникают существенные проблемы.

Слабая связь с реальным сектором. Ключевая задача любой финансовой системы — эффективное и оптимальное перераспределение финансовых ресурсов. Иными словами, должна присутствовать значительная связь между реальным и финансовым секторами.

С этой точки зрения финансовая система Армении практически не выполняет своей основной задачи. Участие финансового сектора (в данном случае банков) в реальном производстве минимально (рис. 5). Достаточно отметить, что по состоянию на 2011 г. доля совокупных кредитов в ВВП Армении, обеспеченных банковским сектором, составила лишь 19,9%, что является одним из самых низких показателей в странах СНГ в регионе Южного Кавказа (рис. 6). Учитывая мировые тенденции, когда в среднем по миру совокупные кредиты, обеспеченные банковской системой, составляют 149,4% ВВП [4], те незначительные цифры, которые демонстрирует банковская система Армении, не могут считаться эффективными.

Более того, показатель участия банковской системы в реальном секторе в странах с низким доходом в два раза больше, чем в Армении, а именно 37,6% по состоянию на 2010 г. Не говоря уже о странах со средним и высоким доходом, где данный показатель несравнимо выше (89,4% и 202,5% соответственно) [4].

совокупные кредиты, обеспеченные банковским сектором (% от ВВП)

60 совокупные кредиты реальному сектору (% от ВВП) совокупные кредиты реальному сектору (% от М2)

2 Источник данных: там же. 3 Источник данных: там же. 4 Источник данных: там же.

Рис. 6 Совокупные кредиты

реальному сектору, обеспечение банковским

сектором (% от ВВП)

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Одной из причин можно считать слабые позиции Армении по показателю доступности ссуд. Согласно отчету о конкурентоспособности стран мира, республика по данному показателю занимала в 2011 г. лишь 121-е место [3].

Как следствие — замедление темпов экономического роста в стране, отсутствие реальной возможности развития бизнеса и многие другие проблемы.

С другой стороны, не идет пока речи и о долгосрочных ипотечных кредитах и, соответственно, ценных бумагах на ипотечном рынке. Ипотечное кредитование в Армении обеспечивается со стороны банковского сектора на срок не более 14—15 лет под достаточно высокие проценты, что, в свою очередь, тормозит развитие данного сектора финансовой системы. Нет в республике и страхования жизни, что также не дает аккумулировать долгосрочные финансовые средства.

Высокая концентрация рынка. Среди наиболее серьезных проблем в финансовой системе Армении следует также выделить высокую степень концентрации рынка финансовых услуг.

Доля пяти крупнейших банков в общем объеме кредитных вложений банковской системы республики по состоянию на 2011 г. составила чуть меньше 50% [1]. Вместе с тем, доля пяти крупнейших банков в общих обязательствах и в общем объеме в капитале банковской системы РА в 2011 г. составила 45%. Отметим, однако, что за последние годы наблюдается некоторая положительная тенденция в этом вопросе. Те же показатели в 2001 г. были значительно выше (55%, 62% и 50% соответственно).

Более того, высокая степень концентрации присутствует и на фондовом рынке. С момента формирования фондовой биржи доля пяти крупнейших компаний увеличилась с 5% в 2004 г. до 88% в 2011 г. Отсутствие реальной рыночной конкуренции лишает стимула улучшить качество, разнообразить спектр предоставляемых услуг и, как следствие, препятствует здоровому развитию финансовой системы.

Долларизация банковского сектора. Экономика Армении крайне долларизована. Несмотря на значительное укрепление национальной валюты за последние годы, доверия к драму не прибавилось. Население все еще хранит имеющиеся сбережения в иностранной валюте.

Известно, что в любой экономике высокий уровень долларизации негативно воздействует на эффективность денежно-кредитной политики и способствует наращиванию темпов инфляции. Борьба против долларизации в РА привела к тому, что в конце 2008 г. долларизация общих депозитов была снижена до 35,73% (рис. 7). Однако финансовый кризис в мире и полное отсутствие доверия населения к ЦБ и национальной валюте привели к тому, что уже в конце 2009 г. уровень долларизации общих депозитов составил 44,08%. В конце I квартала 2011 г. данный показатель составил 73,23%.

Таким образом, некорректная денежная политика привела к значительной потере доверия со стороны населения к национальной валюте.

Согласно последнему официальному прогнозу Минфина Армении, прозвучавшему в ходе обсуждения бюджета страны на 2021 год, по итогам текущего года национальная экономика потеряет 6,8% - такая оценка почти втрое хуже первоначальных прогнозов снижения ВВП лишь на 2,6%. По сравнению с кризисом 2009 года, когда армянский ВВП рухнул сразу на 14%, это, возможно, не самый внушительный провал, но в связи с последними событиями в Нагорном Карабахе рассчитывать на быстрое восстановление определенно не приходится. Прежний прогноз предполагал, что в следующем году нынешний провал будет частично компенсирован и экономика страны вернется к прерванному росту (в прошлом году ВВП Армении увеличился на 7,6%, что некоторые комментаторы расценили чуть ли не как экономическое чудо под руководством Никола Пашиняна), но теперь оценки наверняка придется пересматривать.

Первоначально власти Армении рассчитывали простимулировать восстановление экономики путем наращивания бюджетных расходов. В проекте бюджета, представленном в начале ноября, в следующем году предполагалось нарастить капитальные затраты на 215 млрд драмов (около $ 450 млн), что эквивалентно 3,2% ВВП.

В недавнем обзоре перспектив экономик Европы и Центральной Азии Всемирный банк, один из главных кредиторов Армении, спрогнозировал увеличение масштабов госдолга страны до 63,8% по итогам этого года (против 53,5% годом ранее). Это один из самых высоких показателей на постсоветском пространстве, сопоставимый с безнадежно закредитованной Киргизией. Для сравнения, у Азербайджана соотношение госдолга к ВВП в 2020—2021 годах ожидается порядка 20%, а уровень закредитованности, который международные финансовые институты не советуют превышать развивающимся экономикам, составляет около 40%. При этом, говорится в обзоре Всемирного банка, Армении уже и так пришлось идти на увеличение трат по всем возможным направлениям — наращивать расходы на здравоохранение, предоставлять отсрочки по уплате налогов и кредитов, субсидировать расходы на ЖКХ, предпринимать меры по поддержке занятости и т. д.

Несмотря на то, что бюджет НКР примерно наполовину субсидировался из бюджета Армении, в Нагорном Карабахе, в отличие от ряда других непризнанных или частично признанных территорий постсоветского пространства, удалось построить вполне жизнеспособную экономику. Формальные ее показатели наподобие средних темпов роста ВВП порядка 10% в прошлом десятилетии не следует переоценивать, поскольку этот рост шел от предельно низкой базы — в девяностых годах большая часть инфраструктуры Нагорного Карабаха была попросту уничтожена войной. Но привычной для таких территорий экономической модели, которая дает возможность обогащения уполномоченным лицам, а основной массе населения достаются крохи с барского стола, в НКР определенно удалось избежать. В экономику региона были вложены миллионы долларов реальных инвестиций армянского бизнеса, зарабатывавшего на прибылях от коммерческих проектов, а не на убытках от освоения бюджетных денег.

Прямые последствия потери территорий для Армении будут связаны с утратой доступа к энергетическим и минеральным ресурсам Нагорного Карабаха, отмечает эксперт Института глобализации и социальных движений по проблемам Ближнего Востока Михаил Балбус. Республика, напоминает он, являлась крупным местным производителем электроэнергии, и теперь часть созданных за последние годы мощностей оказалась на территориях, которые должны будут отойти Азербайджану. Благодаря строительству почти двух десятков малых ГЭС в НКР еще в середине прошлого десятилетия удалось обеспечить практически полную самообеспеченность электроэнергией, что стимулировало развитие других отраслей — прежде всего добычи полезных ископаемых (строительный камень, золото, медь) и АПК.

Сельскохозяйственные успехи НКР подробно описаны в опубликованном в конце прошлого года докладе Международной кризисной группы по Европе, где отмечается эффективность программы поддержки отрасли, которую Степанакерт осуществлял как в самой республике, так и на контролируемых ее силами прилегающих азербайджанских территориях.

Благодаря государственной поддержке сельского хозяйства его валовая продукция за последние десять лет увеличилась в 3,5 раза, достигнув к 2018 году объема $ 155 млн, отмечал нынешним летом министр сельского хозяйства НКР Ашот Башхиян. В целом сельское хозяйство и строительство малых и средних гидроэлектростанций на прилегающих территориях внесло значительный вклад в экономику Нагорного Карабаха и увеличило доходы региона, резюмировала Международная кризисная группа. В прошлом году размер ВВП НКР на душу населения оценивался в $ 4,8 тысячи — выше, чем в Армении и Азербайджане. Опять же, этот показатель может вызывать обоснованные сомнения, но уровень безработицы в НКР был определенно ниже, чем в Армении. Теперь эти результаты фактически близки к обнулению, а нагрузка на экономику и инфраструктуру Армении резко усиливается.

Для экономики Армении последние события в Карабахе обернутся в первую очередь ростом бюджетного дефицита и дальнейшим падением ВВП, полагает Михаил Балбус. Однако, по его мнению, приток беженцев частично будет купирован тем, что часть из них не останется в Армении, а попробуют устроиться у родственников за рубежом, в том числе в России.

На экономической ситуации в Армении будут сказываться три фактора, считает российский политолог Станислав Смагин:

Не исключено, добавляет Смагин, что не только дипломатическим, но и экономическим спонсором достигнутого в Карабахе подобия мира станет Россия, которая сама сейчас переживает всё нарастающий социально-экономический и политический кризис.

Читайте также: