Организационная структура банка россии доклад

Обновлено: 16.05.2024

Приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства. В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения функционирования банков в России и создания наилучших условий для их успешной работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. Динамика решения задач развития банковского сектора в значительной степени зависит от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов. До сих пор банковская система в России имеет немало противоречий. Целью моей работы является: охарактеризовать структуру Банка России, функции его отдельных компонентов и исключительную роль в нормальном развитии экономики страны. При переходе к рынку в России сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент до сих пор находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму. "Сегодня спасти банки – это спасти экономику". Задачей исследования информации в данной работе является определить понятие банка как элемента банковской системы, провести анализ структуры банковской системы и изучить деятельность Центрального банка России.

1. Центральные банки. Цели, задачи и функции

Главным звеном банковской системы любого государства является Центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные, просто банк (например, Англии, России или Японии) и др. Центральные банки возникли на базе коммерческих банков, наделенных правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Впоследствии кроме эмиссии банкнот за Центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

Создание Центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действуют законы, в которых закреплены задачи и функции Центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача Центрального банка законодательно закреплена в Конституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о Центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. Таким законом определяются полномочия Центрального банка как эмиссионного центра страны и другие его обязанности.

Наряду с законом о Центральном банке взаимодействие между Центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности, который определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к Центральному банку.

Для определения роли Центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность Центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости Центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности — укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно Центральный банк должен решать пять основных задач — он призван быть:

1) эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

3) "банком банков", т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

4) банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5) главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

В большинстве стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые — самые главные.

В качестве "банка банков" Центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями. При решении пяти названных задач Центральный банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций центральных банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других — всего одна (в действующей Конституции Российской Федерации). В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функций центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной цели — сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.

Раздел: Банковское дело
Количество знаков с пробелами: 41406
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Организационная структура Банка России – единая вертикальная система управления ЦБ РФ. В нее входят:
• центральный аппарат;
• территориальные учреждения;
• расчетно-кассовые центры;
• вычислительные центры;
• полевые учреждения;

Вложенные файлы: 1 файл

Организационная структура Банка России.docx

Организационная структура Банка России – единая вертикальная система управления ЦБ РФ. В нее входят:

  • центральный аппарат;
  • территориальные учреждения;
  • расчетно-кассовые центры;
  • вычислительные центры;
  • полевые учреждения;
  • учебные заведения;
  • подразделения безопасности;
  • Российское объединение инкассации;
  • другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Центробанка.

Центральный аппарат ЦБ состоит из 27 подразделений, управлений и департаментов.

Руководит центральном аппаратом совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности ЦБ и осуществляющий руководство и управление.

Центральный аппарат состоит из 27 подразделений по основным направлениям деятельности:

  • департамент исследований и информации;
  • департамент наличного денежного обращения;
  • департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;
  • департамент бухгалтерского учета и отчетности;
  • департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;
  • департамент банковского регулирования и надзора;
  • юридический департамент;
  • департамент полевых учреждений;
  • департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом;
  • финансовый департамент;
  • департамент внешних и общественных связей;
  • административный департамент;
  • главное управление безопасности и защиты информации.

Кроме того, при центральном аппарате действуют:

  • центральное хранилище;
  • центральное операционное управление;
  • главный вычислительный центр;
  • центр межгосударственных банковских расчетов;
  • научно-исследовательский институт банков;
  • редакция журнала "Деньги и кредит";
  • технический центр;
  • хозяйственно-эксплуатационное управление.

Территориальное учреждение Банка России наделяется следующими полномочиями:

  • заключает кредитные договоры, рефинансирует банки;
  • контролирует выполнение кредитными организациями обязательных резервных требований и производит их регулирование, проводит проверки, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования;
  • осуществляет прием средств в депозит Банка России;
  • прогнозирует, организует и регулирует денежное обращение в регионе;
  • организует межбанковские расчеты, а также кассовое обслуживание кредитных организаций, осуществляет контроль за соблюдением ими установленного порядка ведения кассовых операций;
  • контролирует качество денежных знаков, находящихся в обращении, организует работу по проведению в РКЦ территориального учреждения экспертизы платежеспособности дензнаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты.

На осень 2011 года в России действуют 79 территориальных учреждений Банка России.

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения, действующие в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющие банковские операции с денежными средствами. РКЦ создаются по решению совета директоров Банка России. Руководитель расчетно-кассового центра действует от имени ЦБ РФ по доверенности, выданной руководителем территориального учреждения.

На РКЦ возложены следующие функции:

  • проведение расчетов между кредитными организациями и филиалами;
  • кассовое обслуживание кредитных организаций;
  • хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;
  • обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;
  • обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;
  • осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями;
  • проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемым клиентам;
  • участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России, таких как предоставление банкам кредитов ЦБ, проведение инспекционных проверок кредитных организаций.

На осень 2011 года расчетно-кассовые центры открыты во всех регионах РФ: действует более 569 РКЦ, из которых 79 считаются головными.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также положением о полевых учреждениях ЦБ, утверждаемым совместно Центробанком и Министерством обороны РФ.

Система полевых учреждений служит для того, чтобы сделать расчеты Минобороны независимыми от системы коммерческих банков, а также для сохранения государственной тайны.

Полевые учреждения реализуют следующие функции:

  • проведение расчетов между Министерством обороны и предприятиями и организациями различных отраслей экономики за вооружение, военную технику, разного рода имущество, продукцию и услуги;
  • обслуживание бюджета Министерства обороны, выделение воинским частям, учреждениям и организациям средств по смете Минобороны, проведение операций с этими средствами;
  • хранение свободных денежных средств воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны, осуществление безналичных расчетов, кредитование унитарных предприятий, строительных организаций и военторгов;
  • обеспечение подразделений наличными деньгами для выплаты зарплат, денежного довольствия и других расчетов воинских частей с личным составом.

Полевые учреждения не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют в соответствии с доверенностями, выдаваемыми ЦБ.

Вычислительные центры ЦБ занимаются информационно-вычислительным обслуживанием управлений Банка России.

Российское объединение инкассации – крупнейшая в России инкассаторская организация, созданная согласно закону о ЦБ как самостоятельное юридическое лицо. Осуществляет инкассацию для подразделений Банка России, но также оказывает услуги на коммерческой основе для организаций.

Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) – структурное подразделение Банка России, специализирующееся на перевозке ценностей.

Основные направления деятельности объединения:

  • обслуживание сети расчетно-кассовых центров Банка России;
  • обслуживание сети кредитных организаций и их филиалов.

Помимо услуг по перевозке РОСИНКАС оказывает и другие услуги, причем как банкам, так и организациям, и даже при необходимости частным лицам:

  • хранение ценностей – в случаях, например, когда банк клиента не имеет вечерней кассы, либо на период выходных и праздничных дней, когда касса банка не работает. Для этого подразделения РОСИНКАСа оборудованы специализированными помещениями;
  • кассовое обслуживание клиентов: пересчет, сортировка, формирование и упаковка денежных средств;
  • предоставление вооруженной охраны для транспортировки ценностей: денег, драгоценных металлов, ценных бумаг и др.;
  • пультовая охрана мест хранения ценностей с выездом мобильных групп быстрого реагирования по сигналу с охраняемого объекта, физическая охрана, смешанная охрана;
  • ремонт и техническое обслуживание транспортных средств: бронирование специализированных автомобилей, оснащение специальными средствами связи;
  • техническое обслуживание программно-технических средств – ремонт и обслуживание банкоматов и терминалов.

РОСИНКАС – единственная в России структура, инкассаторы которой имеют право на ношение оружия (во всех остальных организациях они действуют без оружия, но под охраной самостоятельных вооруженных служб безопасности).

Всего в структуре Центрального банка России работает около 70 тыс. человек. Для сравнения: общая численность сотрудников АвтоВАЗа в 2011 году составила 65 тыс.

Читайте также: