Богатый дом обильная еда доклад 3 класс
Обновлено: 07.05.2024
Возрождение и изучение традиций русского народа, я считаю, одна из главных задач российской школы. Современные дети воспитаны с помощью телевиденья и компьютеров, которые не всегда направляют в нужное русло. Самостоятельно интересоваться прошлым, традициями своего народа, а соблюдать эти традиции тем более, будет далеко не каждый ребенок, поэтому школа должна помочь в этом. УМК для начальной школы “Начальная школа 21 век” в программе по окружающему миру затрагивает некоторые моменты, но этого недостаточно. Хочется расширить знания детей, возродить уходящие красивые традиции своего народа. В этом помогают внеклассные мероприятия, уроки социальной жизни…
Был проведен так называемый “Марафон каш”. Заранее выбранная группа “научных работников (это дети любознательные и умеющие хорошо работать со справочной литературой) подготовила очень интересный материал, объясняющий очень грамотно и доступно многие понятия, над которыми дети раньше даже и не задумывались, хотя были и знакомы. Урок стал не просто уроком, а уроком – праздником для детей. Сама обстановка (класс оформлен под русскую избу, дети подготовили элементы русского костюма: у девочек – ленты, у мальчиков – кушаки), помощники учителя, которые вели урок вместе с учителем – учащиеся в русских костюмах – это Хозяин с Хозяюшкой , Бабушка Агафья – это родительница, исполняющая роль, не только сама подготовила костюм и информацию о кашах, но и помогала в ведении урока, сделали урок интересным, познавательным, полезным. Когда дети узнали, как питались русские люди несколько столетий назад, они были шокированы. Это был хлеб, вода, редька, иногда молоко. А работали…! После такого урока дети начинают ценить то, что делают для них взрослые. В школе и дома дети начинают есть кашу, бережно относиться к хлебу, с чувством благодарности к своим родителям. Но и на этом дети не остановились. Ведь в учебнике было сказано не только о простом крестьянине, но и о богатых людях. Трапеза богатых конечно отличалась. А ведь интересно, что ели на пирах? И работа продолжилась. Дети находят такой материал, что иногда и для себя открываешь что-то новое.
А потом заспорили: чай – это русское блюдо или нет? И снова масса интересной информации. Но это было уже внеклассное мероприятие на тему: “Русское чаепитие”. На этом мероприятии дети не только узнали много интересного, но даже и попробовали чай, приготовленный по русским рецептам. И снова первыми и незаменимыми помощниками были родители. Тесная, дружеская обстановка сближает не только детей и родителей, но и самих родителей между собой. А это очень помогает в работе.
Итак, каждый урок по этой теме, требовал продолжения и заканчивался очередным внеклассным мероприятием или уроком социальной жизни. И, я надеюсь, что оставит неизгладимый след в душах детей и найдет продолжение в их дальнейшей жизни.
Уроки социальной жизни дают богатый материал для размышлений, учат разбираться в том огромном материале, который подбрасывает сама жизнь.
Так урок социальной жизни по теме “Законы гостеприимства” учит детей быть по-русски гостеприимным и доброжелательным. На уроке были учтены русские обычаи и традиции. А в конце урока и детей, и гостей угостили русскими пирогами и чаем, благодаря опять же родителям.
На уроке технологии тоже нашлось место для данной темы. Дети делали панно из разного материала, где одевали девочку и мальчика в русские костюмы (работа в группах ).Перед тем , как сделать панно, детям были показаны образцы женских и мужских народных костюмов (мальчики и девочки из кружка “Моды” показал детям модели с элементами русского народного костюма), показаны слайды с образцами русских народных костюмов. И лишь затем дети по шаблонам из ткани сам делал заготовки и панно. Получилось ярко и интересно.
Тема народного творчества и традиций русского народа была продолжена и в работе кружка “Очумелые ручки”. Вместе с детьми были собраны старые куклы, на которые шились русские народные костюмы. Работа интересная и познавательная. Ведь прежде чем сшить костюм, нужно найти образец, узнать его историю и особенности, а потом шить.
Это только моменты в большой работе по изучению и возрождению традиций русского народа. Планов и идей на будущее много. Хочется лучше узнать особенности культуры своего города Волгограда и области.
- познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд;
- учить работать в группах;
- развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь;
- воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.
Оборудование: компьютер мультимедийная презентация, экран, мини-экспозиция “В русской избе”, рабочие тетради, набор карточек для каждой группы, стол с блюдами русской кухни – приготовлены с помощью и при участии родителей.
1. Организационный момент. (Звучит русская народная музыка.)
– Ребята, у нас сегодня необычный урок. Оглянитесь вокруг: мы сейчас не в классе, а в русской избе.
Xозяин: Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: Хлеб-соль вам!
Xозяин: Сейчас трапезничать будем.
Учитель: Ребята, что нам предложил Хозяин? (Трапезничать.)
– От какого слова образовано слово “трапезничать”? (Трапеза.)
2. Знакомство с новым материалом.
а) – Попробуйте объяснить значение слова “трапеза”. (Пища, еда, угощение, блюдо.)
Учитель: Сегодня моими помощниками является группа “научных работников”. Давайте спросим у них, правильно ли ответили на вопрос с научной точки зрения.
Научный работник: Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье
Учитель: – Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня?
Учитель: Тема нашего урока: “Русская трапеза” (Слайд 2).
– А может быть, вы знаете блюда русской кухни?
Учитель: A без чего не обходилась ни одна трапеза в русской семье? (Без хлеба.)
а) Хлеб – это главная пища русских людей.
– Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб. (Слайд 3, 4).
– А что вы знаете о хлебе?
– Какой хлеб вы покупаете в магазине, в булочной?
– Чьи мамы или бабушки пекут хлеб дома?
– А что нам расскажут о хлебе Научные работники?
1-й научный работник: Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен пекли из кислого заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб. (Хозяйка выносит на подносе черный хлеб, ставит на стол.) (Слайд 5).
2-й научный работник: Но там где сеяли пшеницу, выпекали белый хлеб.Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из пшеничной муки,
(хозяйка выносит белый хлеб, ставит на стол). Таким образом, качество хлеба и, соответственно, его стоимость , были различными: круглый хлеб – коврига -подешевле, а сдобный пшеничный хлеб, каравай, – подороже. (Слайд 6).
б) Учитель: – Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали. Что получалось? (Сухарики) (Слайд 7).
Хозяин: – Хозяйка выноси и ставит на стол румяные сухарики.
в) Фрагмент из м.ф. “Колобок”:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел.
– Как вы думаете, почему я вспомнила эту сказку? (Ответы детей.) м/ф по DVD (Слайд 8).
Научный работник: Колобки – это круглые хлебцы . Их обычно пекли из остатков муки от пирогов и хлебов.(Слайд 9 )
Учитель: Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят пословицы и поговорки, созданные нашими предками. Хозяйка: Предлагаю вам игру. Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о хлебе.
Задание каждому столу. Работа в группах.
г) Древним русским блюдом из молотого зерна были блины.
(Хозяйка выносит блины и ставит на стол.) (Слайд 10 ).
Учитель: Какой праздник без блинов не праздник? (Масленица.)
– Почему именно блин является символом этого праздника? (Похож на Солнце.)
2) – Какое еще любимое блюдо русских людей? (Каша.) (Слайд 11,12).
Учитель: Что вы знаете о каше? (Ответы детей.)
– Кто это к нам стучится? Кто-то пришел в гости.
– Вы любите принимать гостей?
Хозяйка: Да это бабушка Аграфена пришла в гости.
– Давайте спросим, что она знает о каше.
(Заходит Бабушка Аграфена, в этой роли – родительница, которая сама нашла информацию о кашах, о способах приготовления каш, провела игру “Угадай любимую кашу ”.)
Бабушка Аграфена: Да, каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала ее варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, он научился очищать зерно, а зерна варить. Это было самое любимое среди русских людей кушанье. “Каша – матушка”, – говорили в старину. Кашу использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100 видов каши.
– А какие каши знаете вы?
– Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил. (Приз-пакетик каши быстрого приготовления.)
– Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой. Но я вам пока секрет не открою. Хочу узнать, кто из вас умеет варить кашу? (Учащиеся рассказывают.)
– Раньше кашу засыпали в кашник – горшок, заливали водой , запаривали 5 часов. По нашим меркам это долго, зато каша получалась знатная.
– А чем полезна каша? Какая каша самая полезная? (Ответы детей.)
Учитель: А что на это скажут нам научные работники?
Научный работник: Лучшей кашей специалисты назвали гречневую, она снижает уровень сахара в крови и очень полезна. (Слайд 14).
Научный работник: На втором месте своеобразного научного хитпарда оказалась овсяная каша, она изгоняет лишний холестерин из организма, ее рекомендуют при заболеваниях печени, диабете…(Слайд 12).
Научный работник: На третьем месте каша рисовая, но только из длинных зернышек (Ккруглые зерна содержат слишком много крахмала.) (Слайд 13).
Вот такие целебные свойства имеет каша.
Бабушка Аграфена: Кто любит есть кашу? Проверим, насколько вы любите кашу. Угадаете ли вы на вкус, с закрытыми глазами, свою любимую кашу? (Игра “Угадай кашу”.)
(Учащемуся закрывают глаза, дают ложку с кашей, нужно угадать, какая каша.)
3) Учитель: Еще одна сохранившаяся доныне традиция русской кухни – горячие жидкие блюда.
– Какие блюда вы знаете?
Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольник, окрошка, ботвиньи и многое другое. (Слайд 15, 16, 17, 18, 19.)
Научный работник: Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые и наваристые, так сыт полдня. Не зря в России главный столовый прибор – ложка. (Слайд 20).
Научный работник: На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная. Ею ели не только простые люди, но и купцы и бояре. Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми. Но позднее мастера научились придавать им форму, расписывать.
Научный работник: В старину люди носили ложки в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Даже Петр 1, идя в гости, приказывал брать с собой ложку. Он ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.
Учитель: А кто умеет варить щи? Сейчас мы это и проверим.
Работа в группах. На столе у каждой группы лежат карточки с названиями продуктов, которые необходимы для приготовления щей.
Задание: расположить продукты в том порядке, в каком нужно для приготовления щей.
Учитель: Выручала русских крестьян и тюря.
– Кто знает, что такое тюря?
Научный работник: Тюря – кусочки черного хлеба, размоченного в квасе или в молоке. (Слайд 21).
– Кто хочет попробовать приготовить тюрю?
(2-е учащихся готовят тюрю: 1-й учащийся с квасом 2-й учащийся с молоком.)
Пока дети готовят тюрю, остальные работают в тетрадях.
Задание: с 16 № 34 (рабочая тетрадь)
Работа в группах.
– Прочитайте текст. Проанализируйте его и сделайте вывод: как питались летом крестьянские семьи двести лет назад?
5 час. утра – чай с хлебом,
9 час. утра – то же,
12 час. дня – редька с квасом; иногда рыба, хлеб,
5 час. вечера – чай с хлебом,
9 час. вечера – остатки обеда,
5 час. утра – чай, молоко, калачи (хлеб),
9 час. утра – то же,
12 час. дня – щи, молоко, черный хлеб, квас,
5 час. вечера – чай, молоко, калачи (хлеб),
9 час. вечера – остатки обеда.
Вывод: каждая группа делает свой вывод
Чтобы подвести итог нашему разговору, давайте попробуем накрыть стол как в старые русские времена. Блюда должны соответствовать русской кухне. У каждой группы должен получиться свой особенный стол. (На каждом столе карточки с названиями блюд, на обратной стороне – описание блюда.)
Учитель – Как вы думаете, одинаково ли питались простые крестьяне и богатые люди?
№ слайда 1
№ слайда 2
Знакомьтесь, я – Ванечка Иванов! Ребята, я хотел бы вместе с вами продолжить знакомство с жизнью и традициями наших предков.Вы не против?
№ слайда 4
Что бы это значило? ТРАПЕЗА…
№ слайда 5
В крестьянской семье Что будут делать?
№ слайда 6
План урока: 1.Традиции русской трапезы.2.Блюда русской кухни.3.Исследовательская работа в группах4.Представление отчётов группы5.Психологическая разгрузка.6.Закрепление новых знаний.7.Домашнее задание.8. Подведём итоги.
№ слайда 9
Жидкие блюда: Холодные: окрошка, ботвинья, свекольник, тюря ( варево, хлёбово ) щи, похлёбки, затирухи, уха, рассольник
№ слайда 10
Овощные блюда(сырые, квашеные, солёные, пареные) Пареная репа
№ слайда 11
Назови блюда русской кухни:
№ слайда 12
Напитки (напитать, то есть насытить, накормить.) КвасКисели(ржаные, пшеничные,овсяные)Сыта (медовый взвар, мёд на воде)Цежь(кисельный раствор)Сбитень (горячий напиток на меду с пряностями)
№ слайда 13
Богатый стол - обильная еда
№ слайда 14
Трапеза на пирах…
№ слайда 16
До новых встреч! Спасибо за работу!О чём вы расскажете дома?
№ слайда 17
Вопрос: Рассмотри картину Б.М. Кустодиева. Ответь на вопросы:
Ответ: Приметы купеческого быта — хороший дом с балконом, манера пить чай из блюдечка, закрытые платком волосы купчихи одетой достаточно богато, но без присущих дворянкам драгоценностей, стол покрыт вышитой скатертью. Стол сервирован прекрасным фарфором, самовар начищен и блестит. На столе арбуз, виноград, яблоки, кексы, что недоступны простому крестьянину, Всё это написано так сочно, красочно, что его хочется потрогать. Привлекает внимание и большой кот, трущийся о плечо своей хозяйки, которая любит его.
Цветовая гамма картины очень теплая. Она состоит из многих цветов: фиолетовый, желтый, красный, зеленый, голубой, белый, коричневый. Они подчеркивают полноту и роскошь всего, что связано с купеческим бытом. Такую сочную гамму художник выбрал, чтобы показать особую прелесть и привлекательность своей героини и всего, что её окружает.
Картина была написана в проблемный для России 1918 год, время революционных настроений, когда пролетарии были против богатства и всячески боролись против состоятельных людей. На Россию обрушилась революция, голод и разруха, началась гражданская война, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом, и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни. Поэтому картина написана в теплых спокойных умиротворяющих тонах.
Задание: Сочини рассказ по картине.
«Солнечный летний день клонится к вечеру. Неспешно течет жизнь обитателей небольшого провинциального городка с домами большими и малыми утопающими в зелени, белокаменными церквушками. Вот красивая дородная женщина, кокетливо отставив в сторону мизинчик, пьет чай на балконе своего дома. Алые губки бантиком, пухлые руки, шелковое темно-фиолетовое платье с кружевным воротником.
Её стол уставлен яствами. Здесь и спелый красный арбуз с черными косточками, виноград, яблоки, кексы, свежие булочки, варенье. На перилах балкона сидит кот, он трется о плечо хозяйки, которая любит его. Полусонная атмосфера является олицетворением богатства, благополучия, спокойствия.
Если вы думаете, что пару веков назад люди не знали деликатесов, то глубоко заблуждаетесь. Уже в те времена люди питались диковинными блюдами, которые могли отведать далеко не все.
Как выглядело застолье русского аристократа
Все это пиршество завершалось распитием кофе с ликером, нередко в завершение трапезы подавались свежие фрукты. И это еще не меню званого ужина.
Я обозреваю стол – и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором:
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый.
Раки красны,
Что смоль янтарь-икра, и с голубым пером
Там щука пестрая – прекрасны!
Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус,
Но не обилием иль чуждых стран приправой,
А что опрятно все и представляет Русь:
Припас домашний, свежий, здравый…
Аристократы никогда никуда не торопились — ели медленно и понемногу.
В дворянских семьях обеденным временем считался период между 2-3 часами дня. Прием пищи мог длиться несколько часов.
Постепенно продолжительность трапез стала сокращаться. К ним перестали относиться как к искусству, священнодействию — обед стал лишь способом утоления чувства голода.
Блюда, о которых мы не знаем
Ели представители русской знати и такие блюда, о которых мы сейчас и знать не можем — даже не слышали о них (за исключением некоторых упомянутых в произведениях русских классиков).
Например, сейчас никто не подает на стол страсбургский пирог, упомянутый в романе "Евгений Онегин". Это даже не пирог, а консервированный паштет из гусиной печени.
Богачи любили есть лабардан (треска, приготовленная особым образом) и пить оршад (миндальное молоко с сахаром) или сбитень (мед с пряностями).
Шик для одиноких аристократов
В 18 веке как раз начала развиваться культура общественного питания. Вот так вот выглядели первые рестораны.
В дорогих ресторанах подавали преимущественно блюда европейской кухни. В трактирах еда была немного дешевле и более традиционная, русская.
А что же ели обычные крестьяне?
На фоне всей этой роскоши обычные крестьяне питались намного скромнее богатых аристократов. Треску и дорогой паштет из гусиной печени они не могли себе позволить, отчего довольствовались тем, что могли вырастить на своем огороде — репой, брюквой, картофелем. Часть еды для пропитания крестьяне собирали в лесу, например, грибы и ягоды.
Крестьяне сами пекли хлеб из пшеницы, выращенной на своей земле, варили кислые щи и парили овощи. Некоторые крестьяне, живущие недалеко от водоемов, могли ловить рыбу и варить или запекать ее. А еще крестьяне ели много кур и индюков, которых выращивали самостоятельно.
Отдельное внимание нужно уделить особым крестьянским напиткам — тюри (хлебные крошки, вымоченные в квасе) и кислые щи (да-да, щи они еще и пили — так называли крепко бродящий квас, о котором говорится в "Мертвых душах" у Гоголя).
Читайте также: