Доклад на тему сикстинская капелла

Обновлено: 19.05.2024

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма – определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность – высокая ли, низкая – нашла свое воплощение на стенах капеллы. Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения – Микеланджело Буонарроти.

Что такое "капелла"? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла – религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как "часовня" либо "домовая церковь".

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из "Авиньонского пленения" в конце XIV века.

сикстинская капелла

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой – постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи – музей внутри.

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта – Баччо Пантелли, архитектор – Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона – 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Сикстинская капелла в Риме

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Сикстинская капелла в Ватикане была освящена в праздник Вознесения, 15 августа 1483 года.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них - признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть – к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: "Рождение Христа" и "Нахождение Моисея". Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело "Страшный суд".

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

фрески сикстинской капеллы

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками - ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета ("Плакальщица" – в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Сикстинская капелла в Ватикане

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла. Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра. Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований. Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи – как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу. Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года.

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно). Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном. Тут настойчивость проявил Юлий, который "навязал" гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м 2 . Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

потолок Сикстинской капеллы

В центре свода три группы фресок: "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Всемирный потоп". В каждой из них по три картины. К серии "Сотворение мира" относятся "Отделение света от тьмы", "Создание солнца и звезд" и "Отделение воды от суши". Во вторую группу входят "Сотворение Адама" (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), "Сотворение Евы", "Изгнание Адама и Евы из Эдема". К третьей группе относят фрагменты "Опьянение Ноя", "Великий потоп" и "Жертвоприношение Ноя".

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

"Страшный суд"

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками. Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни. Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Сикстинская капелла Микеланджело

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы – лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил. Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Но и с "порезками" фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

сикстинская капелла роспись

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

 сикстинская капелла в каком городе

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, - это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла – это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых – конклав – собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

Сикстинская капелла — часовня в Апостольском дворце в Ватикане, и она является одним из самых известных художественных сокровищ Ватикана. Капелла знаменита фресками Микеланджело и тем, что здесь с конца 15 века проходят конклавы — избрания новых Пап Римских.

  • История Сикстинской капеллы
  • Конклав
  • Росписи Сикстинской капеллы
  • Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле
  • Потолок Микеланджело в Сикстинской капелле
  • Фреска "Страшный суд"
  • Хор Сикстинской капеллы
  • Видео
  • Посещение Сикстинской капеллы

Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Снаружи оно выглядит крайне невзрачно, но внутри можно увидеть настоящую красоту и величие.

Вы можете самостоятельно изучить Сикстинскую капеллу и музеи Ватикана (в которых капелла находится), но чтобы понять и оценить всю красоту и значимость шедевров, лучше это сделать с гидом по Ватикану.

Внутри в первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Тут хранятся множество работ величайших художников, скульпторов, архитекторов и живописцев. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо.

Теперь давайте поговорим немного об истории Сикстинской капеллы и перейдем к самым значимым шедеврам капеллы, которые нельзя пропустить.

История Сикстинской капеллы

Во время правления Сикста IV группа художников эпохи Возрождения, в которую входили Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккьо, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, создала серию фресок, изображающих История Моисея и История Христа.

15 августа 1483 года Сикст IV отслужил первую мессу в Сикстинской капелле на праздник Успения, на котором капелла была освящена и посвящена Деве Марии.

Папа Сикст IV

Между 1508 и 1512 годами, под покровительством Папы Юлия II, Микеланджело расписал потолок капеллы — проект, изменивший ход развития западного искусства и считающийся одним из главных художественных достижений человеческой цивилизации.

Сикстинская капелла сохранила свои функции до сегодняшнего дня и продолжает принимать важные службы папского календаря, если только Папа не находится в поездке.

Конклав

Одной из функций Сикстинской капеллы является избрание каждого последующего Папы на конклаве Коллегии кардиналов. По случаю конклава в крыше капеллы устанавливается труба, из которой в качестве сигнала выходит дым.

Если появляется белый дым, который образуется при сжигании бюллетеней для голосования, значит, избран новый Папа.

Если ни один из кандидатов не набирает необходимых двух третей голосов, кардиналы пускают черный дым, который образуется в результате сжигания бюллетеней вместе с мокрой соломой и химическими добавками — это означает, что успешных выборов еще не было.

Росписи Сикстинской капеллы

Росписи в Сикстинской капелле можно разделить так: на южной стене, северной, восточной, а западная стена (она же алтарная) и потолок принадлежат руке Микеланджело.

Все работы в порядке перечисления:

Работы в порядке перечисления:

На восточной стене расположены только две работы, восстановленные с ранних работ:

Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле

Портрет Микеланджело

Потолок Микеланджело в Сикстинской капелле

С первой проблемой, с которой столкнулся Микеланджело — каким образом достать до потолка. Простые строительные леса не подходили, так как церковные служения решили должны были проводиться всё это время.

Первую идею предложил архитектор Браманте: он предложил построить леса, которые будут подвешены в воздухе с помощью канатов. Но от этого оставались дыры в потолке, что портило вид фресок в итоге.

Поэтому Микеланджело создал плоскую деревянную платформу на кронштейнах, которые крепились на отверстия в стене, высоко над верхней частью окон. Так это было практически незаметно и не мешало итоговой работе. Вопреки распространенному мнению, он не лежал на этих подмостках во время рисования, а писал стоя.

Потолок Сикстинской капеллы

Микеланджело использовал яркие цвета, легко различимые с пола. На самой нижней части потолка он изобразил прародителей Христа. Над ним он чередовал пророков мужского и женского пола, с Ионой над алтарем. На самом высоком участке Микеланджело изобразил девять историй из Книги Бытия.

Потолок Сикстинской капеллы

Площадь росписи составляет около 40 м в длину на 13 м в ширину. Это означает, что Микеланджело расписал 460 м2 фресок всего за 4 года.

Сотворение Адама, Микеланджело

7 ноября 1984 года началась реставрация потолка Сикстинской капеллы, которая продлилась почти 10 лет. Были обновлены краски в изначальную яркость, так как за несколько столетий они успели потускнеть. Во время реставрации только сняли слой сажи и копоти, новых красок не вносили.

Вы можете увидеть разницу:

Реставрация потолка Сикстинской капеллы

Работа была задумана в грандиозном масштабе и занимает всю стену за алтарем Сикстинской капеллы. На картине изображено второе пришествие Христа в Судный день.

Фреска

Высоко на стене изображена героическая фигура Христа, а вокруг него группами стоят святые. В левой нижней части картины мертвые восстают из могил и поднимаются на суд. Справа изображены те, кто отведен в ад.

При создании фрески Микеланджело уходит от многих норм и канонов того времени. Иисус Христос изображен без бороды, святые люди не облачены в одежды, а предстоят перед судом совершенно нагими, ангелы лишены крыльев.

Дева Мария смиренно склонила голову, стоя позади Христа в ожидании приговора. Сам Иисус поднял руку то ли с намерением успокоить всех, то ли в приступе гнева.

Интимные места на фреске всё же были позже зарисованы художником Даниэле да Вольтерра.

Хор Сикстинской капеллы

С момента основания капеллы хор пел без сопровождения музыкальных инструментов, поскольку здесь не разрешалось их использовать.

Это было проблематично, поскольку не было возможности задать хору начальный музыкальный тон. Вместо того, чтобы позволить инструменту задавать начальную высоту, решение заключалось в том, чтобы позволить поющему первым выбирать начальную высоту.

19 февраля 2014 года канадская скрипачка Розмари Сименс стала первой солирующей инструменталисткой, выступившей в Сикстинской капелле.

Видео

Виртуальный тур по Сикстинской капелле в Ватикане:

Посещение Сикстинской капеллы

Билеты: чтобы посетить Сикстинскую капеллу, необходимо приобрести входной билет в музеи Ватикана. Приобрести билет можно на сайте tiqets, по состоянию на 2022 год билет стоит 27 евро:

В течение года есть несколько дней бесплатного посещения в последнее воскресенье каждого месяца. Но очереди в это время огромные, поэтому не рекомендую отправляться в это время.

Также вы можете заказать экскурсию по музеям Ватикана с личным гидом.

Часы работы: с понедельника по субботу 9:00 — 18:00 (вход не позднее 16:00).

Ограничения: В музеях Ватикана существует целый ряд ограничений, включая запрет на нескромную одежду, фотографирование со вспышкой или прикосновение к произведениям искусства. В Сикстинской капелле запрещена любая фото- и видеосъемка.

Как добраться: так как Ватикан находится в Риме, то чтобы добраться до капеллы можно воспользоваться общественным римским транспортом:

  • На метро – станция Ottaviano по линии A;
  • На трамвае – номер 19, на остановки площадь Рисорджименто (Piazza del Risorgimento);
  • На автобусе – номер 32, 49, 81, 982, 492 и 990.

Нет, чтобы попасть в Сикстинскую капеллу, необходимо пройти через Музеи Ватикана, так как она является последней из 54 галерей Музеев Ватикана.

Нет, для входа в Сикстинскую капеллу дополнительный билет не нужен. Ваш билет в Ватикан включает вход в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу.

Нет, внутри Сикстинской капеллы фотографировать строго запрещено.

Я рекомендую выделить как минимум час, чтобы осмотреть все фрески внутри Сикстинской капеллы, но находиться и рассматривать всё можно значительно дольше.


Прекрасно знает все достопримечательности 🇮🇹 Италии. В свободное время путешествует по стране и готов поделиться своим опытом в статьях на Italy-Insider.

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра. А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Во всем Риме, да и во всей Италии, Вы не найдете такого контраста между внешней простотой и внутренним великолепием, как в случае c Сикстинской капеллой. Она чудесное олицетворение того, как может быть красив и духовно богат внутренний мир человека, даже если внешне он прост и невзрачен.

Сикстинская капелла в Ватикане

Вид капеллы с собора святого Петра

Оказавшись в Ватикане и подойдя к Капелле, Вы увидите массивное здание лаконичной прямоугольной формы, но стоит только зайти внутрь и взору предстанет совсем иная картина. Изумительный мраморный пол, потрясающей работы гобелены и фрески с библейскими сюжетами на стенах – их можно рассматривать часами! Но настоящий шок Вы испытаете, подняв глаза к потолку – он целиком расписан детально проработанными и восхитительно прекрасными картинами, выполненными рукой великого Микеланджело Буонарроти.

Военная угроза, двести кардиналов и две капеллы

Сикстинская капелла, это чудо эпохи Возрождения, была построена в XV в. по заказу папы римского Сикста IV. Именно в его честь Капелла и названа, навеки запечатлев имя Сикста в истории человечества. Разработку проекта домовой церкви папы римского (а это была именно домовая церковь - место, где не только проводили церковные службы, но и жили) поручили архитектору Баччо Понтелли. Но само возведение Капеллы велось под руководством другого архитектора – Джордже де Дольчи, и заняло почти 9 лет, начавшись в 1473 г. и завершившись в 1481 г.

Сикстинская капелла в Ватикане

Вид на капеллу сверху

Это здание, простое и крепкое снаружи, изнутри украсили великолепными росписями. Стены Капеллы были покрыты работами, выполненными кистью таких выдающихся итальянских живописцев, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Но самое красивое и величественное художественное полотно Сикстинской капеллы – ее потолок, площадью более чем в 1000 кв. м. полностью расписанный фресками Микеланджело Буонарроти!

Сикстинская капелла в Ватикане

Сикстинская капелла была торжественно освящена 15 августа 1483 года, в праздник Вознесения Богоматери. С тех пор в Капелле регулярно проводились и до сих пор проводятся Конклавы. Конклав созывается в связи со смертью или отставкой папы римского для избрания нового понтифика Ватикана.

Затворившись в особом помещении, кардиналы голосованием решают, кто будет новым папой. Об успешном избрании очередного главы католической Церкви оповещают белым дымом из трубы над Капеллой. В противном случае дым идет черный.

Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор! Тем не менее, в этой лаконичности есть своя строгая красота, и даже некоторая изысканность. Простое прямоугольное строение с треугольной крышей напоминает шкатулку, из тех, что были распространены в Европе в викторианскую эпоху. Размеры Капеллы (длина – 40,93 м., ширина – 13,41 м., высота – 20,70 м.) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.

Сикстинская капелла в Ватикане

Росписи в капелле

Сегодня Сикстинская капелла примыкает к Собору Святого Петра - центральному сооружению Ватикана, самому крупному католическому собору Рима, да и всей Европы. Но даже великолепие этого собора не может затмить особую ауру, почти мистическое чувство, что навевает на зрителя Капелла. Это надо ощутить самому!

История и архитектурные особенности Сикстинской капеллы увлекательны и необычны, но наибольший интерес, несомненно, представляют ее фрески и росписи. Внутреннее убранство главного зала Капеллы просто великолепно!

Сикстинская капелла в Ватикане

После завершения строительства Сикстинской капеллы возник вопрос об украшении ее помещений. Для этого в Рим специально была приглашена целая группа знаменитых флорентийских художников. Их имена сегодня хорошо известны любому интересующемуся культурой человеку: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели, Пьетро Перуджино. Им помогали талантливые и многочисленные помощники: Синьорелли, Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо, Давид Гирландайо и другие.

Стены зала под фресками, на самом нижнем его уровне, раньше покрывали искусно сотканные гобелены. Эти гобелены кроме декоративной, выполняли и чисто практическую функцию, скрывая двери в служебные помещения. И конечно, выполненные по рисункам Рафаэля Санти и изображающие события из жизни апостолов, они были очень красивы.

Сикстинская капелла в Ватикане

До нас дошло лишь 7 гобеленов, которые сейчас хранятся в музее. А копии, висящие на стенах Сикстинской капеллы, большую часть времени скрыты портьерами, и открываются только по праздникам.

Мир библейских сюжетов и гений Микеланджело

Фрески и гобелены можно рассматривать вечно, но стоит посетителю Капеллы поднять глаза вверх, и он забывает обо всем на свете. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Художественного полотна, сравнимого с ней по своей красоте и эпическому размаху, Вы не встретите больше нигде! Ни в Европе, ни в восточных странах. Потолок, размером примерно 4,1 x 1,3 м., подобен гигантскому непрозрачному витражу, так как поделен на участки, каждый из которых – великолепная фреска, иллюстрирующая важное библейское событие.

Центральную часть потолка Капеллы занимает группа из 9 сцен Книги Бытия. Эти фрески последовательно рассказывают зрителю о создании Богом мира и первых людей, Адама и Евы, об их изгнании из Рая, и последовавших за этим испытаниях, выпавших на долю человечества в лице Ноя. Центральный ряд фресок окружают изображения юношей, с красивыми и пропорциональными телами.

Сикстинская капелла в Ватикане

Рядом с этими библейскими сценами можно увидеть 10 круглых щитов, называемых медальонами. Сюжет каждого медальона повествует об одном из самых тяжелых и мрачных эпизодов истории Завета. О таком, например, как убийство Иорама, царя Израиля.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Сикстинская капелла в Ватикане

Сегодня Сикстинская капелла, как и полтысячи лет назад, находится на площади Ватикана рядом с Собором Святого Петра. Этот великолепный памятник эпохи Возрождения в наши дни является музеем, открытым для посещения туристами. Несмотря на это в Капелле по-прежнему собираются на Конклав кардиналы, чтобы избрать своего нового Папу.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного Ватикана. Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

  • Рекомендуем посетить:экскурсия в музеи и капеллу
  • Смотрите также:Какие места в Риме нужно посещать с гидом?
  • Вам пригодится:как добраться до Ватикана

История

Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.

Сикстинская капелла в Ватикане

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Росписи

Сикстинская капелла в Ватикане - Изначальный вид

Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.

Флорентийцы

Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи Великолепного (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.

Сикстинская капелла в Ватикане - Фреска Перуджино

В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.

Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо.

Потолок


Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.

Вклад Микеланджело Буонарроти

В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых. Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.

Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку.

Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi).

Сикстинская капелла в Ватикане - Потолок

Потолок Сикстинской капеллы — был настоящим вызовом для Микеланджело.

Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя, имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.

Сикстинская капелла в Ватикане - Схема потолка

Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Сикстинская капелла в Ватикане - Сотворение Евы

Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.

Сикстинская капелла в Ватикане - Фрагмент потолка

Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.

Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр — стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.

Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд

Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.

Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.

Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд фрагмент

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд центральня часть

Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.

Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.

Реставрация

Сикстинская капелла в Ватикане - Реставрация

Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства эпохи Возрождения. Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало — 14 лет, с 1980 по 1994 года!

Современная жизнь

Сикстинская капелла в Ватикане - Конклав

На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – музей Ватикана, посетить который стремятся паломники и туристы.

Мужской хор

Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива – Cappella musicale pontificia sistina.

Интересные факты и тайны

Тайны Сикстинской капеллы

В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга.

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд Бьяджо да Чезена

Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске “Страшный суд”. Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.

Еще один интересный факт — мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Где находится, как добраться, билеты, время работы

Сикстинская капелла в Ватикане - Интерьер

Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на метро линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • арендованное авто можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы: с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с официальным гидом. Искренне рекомендуем.

Билеты: Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит — 16 евро, льготный — 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по пошаговой инструкции, уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Читайте также: