Бизнес в период пандемии доклад

Обновлено: 28.04.2024

Тинькофф-бизнес опросил более 7000 российских предпринимателей и узнал, как себя чувствует малый и средний бизнес после года пандемии.

Опросы проходили в феврале 2020 года и в марте 2021 года.

Почти четверть компаний сократили штат. Закрыли несколько точек 16% предпринимателей, 9% открыли дополнительные точки продаж.

В первом квартале 2021 года 37% компаний зарабатывают преимущественно или только через традиционные офлайн-точки, 23% бизнеса получают большую часть оборота или весь оборот через онлайн-каналы, 40% предпринимателей работают напрямую с компаниями и получают деньги сразу на расчетный счет.

Пострадавшие отрасли бизнеса постепенно восстанавливаются

Больше чем у половины бизнесменов в 2020 и 2021 годах упали обороты. У 20% опрошенных обороты в 2020 году, наоборот, выросли. Еще столько же предпринимателей отметили, что у них не было существенных изменений.

К апрелю 2021 года, по данным исследования, бизнес в целом восстанавливается.

Лучше всего дела в сфере пассажироперевозок — оборот компаний в первом квартале 2021 года в 3,9 раза больше, чем в первом квартале 2019 года. В сфере финансов обороты выросли в 3,7 раза, у страховщиков — в 2,1 раза.

В два раза оборот вырос у компаний в сфере образования, красоты и розничной торговли электроникой, чуть меньше показатели роста у кафе.

По данным реестра МСП, число компаний за год заметно снизилось — на 246 800 по сравнению с 2019 годом. Количество ИП сократилось на 115 900, юрлиц — почти на 131 000.

В середине апреля 2021 года заметен рост нового бизнеса в России: их стало на 1,4% больше, чем в 2020 году. Но по сравнению с показателями до пандемии компаний открывается меньше, чем в 2019 году.

Налоги, проверки и ограничения из-за коронавируса — основные препятствия для развития бизнеса

По мнению предпринимателей, в 2021 году вести бизнес в России стало безопаснее. В 2019 году 9% малых предпринимателей и 6% средних компаний считали, что рисков вести бизнес немного. Сейчас — 24% и 22% соответственно.

В опросах 2020 и 2021 года предприниматели выделяют три основных риска для развития бизнеса: рост налоговой нагрузки, влияние санкций и чрезмерное внимание к операциям бизнеса со стороны государственных ведомств.

В 2021 году к ним добавились коронавирусные ограничения. Сложности из-за карантинных мер возникли у 53% предпринимателей.

По сравнению с прошлым годом бизнес отметил снижение проблем, связанных с налоговой нагрузкой и контролем государственных ведомств. Выросло число тех, кому сложнее вести дело из-за влияния санкций.

С возникновением пандемии COVID-19 малые и средние предприятия по всему миру столкнулись с непредвиденными трудностями, дефицитом денежных средств, убытками. Многие из них были вынуждены сократить численность персонала, даже несмотря на меры государственной поддержки. Миллионы людей остались без работы, а торговые, инвестиционные и финансовые рынки рухнули. Целью данного исследования является изучение влияния пандемии, эффективности мер государственной поддержки и разработка новых мер по минимизации негативного воздействия COVID-19 на работу малого и среднего бизнеса. Научная гипотеза исследования заключалась в предположении, что малые предприятия больше подвержены уменьшению объема продаж и прочим рискам, связанным с пандемией COVID-19, чем средние предприятия, поэтому им требуется больше государственной поддержки, чем среднему бизнесу. На первом этапе исследования, используя метод теоретического анализа, были раскрыты проблемы и меры государственной поддержки малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19. На втором этапе при помощи методов группировки, сравнения и математического анализа было проанализировано число микро-, малых и средних предприятий России (в частности Южного федерального округа) до начала пандемии и на данный момент времени. На третьем этапе, используя методы экспертного опроса, было выявлено, что малые предприятия больше подвержены уменьшению объема продаж и прочим рискам, связанным с пандемией COVID-19, чем средние предприятия, поэтому им требуется больше государственной поддержки, чем среднему бизнесу. Методы исследования: методы теоретического, математического анализа, экспертного опроса.


3. Иванцев Н.А. Адаптация малого и среднего предпринимательства к сложившимся экономическим условиям на фоне пандемии COVID-19 // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 7 (189). С. 67.

4. Жердева П.В., Викулина В.В. Влияние пандемии COVID-19 на развитие малого и среднего бизнеса // Инновационные, финансовые и экономические аспекты информационной экономики XXI века: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под ред. В.Н. Немцева, А.Г. Васильевой. 2020. С. 67.

5. Красюк Ю.В. Влияние коронавируса COVID-19 на организации малого и среднего бизнеса, ориентированного на экспорт // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 8–1. С. 65.

6. Егоршин А.П., Гуськова И.В. Прогноз социально-экономического развития малого предпринимательства в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 3. С. 24.

7. Самсонов Е.А. Проблемы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации (в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19) // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 6. С. 179.

8. Касюра В.В., Заруднева А.Ю. Влияние COVID-19 на малый бизнес в сфере реализации автозапчастей в регионе // Матрица научного познания. 2020. № 11–2. С. 127.

9. Курочкина А.А., Кузнецова И.А., Сумкина А.А. Особенности управления малым бизнесом в период пандемии COVID-19 в Санкт-Петербурге // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции, в 3 ч.: СПб., 2020. С. 277.

10. Шаронина Л.В. Анализ состояния малого бизнеса в России в условиях пандемии COVID-19 // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 1 (128). С. 27.

11. Соловьева В.Г. Влияние ограничительных мер в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на малый бизнес // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 9–2 (67). С. 70.

12. Агеев В.С. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Энигма. 2020. № 26. С. 10.

13. Мудревский А.Ю., Лебедева А.А. Государственная поддержка для малого и среднего бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Modern Science. 2020. № 10–2. С. 116.

Материалы и методы исследования

Несмотря на то, что пандемия COVID-19 возникла чуть больше года назад, исследованию ее влияния на работу малого и среднего бизнеса сегодня уже посвящено огромное количество трудов зарубежных и отечественных ученых. Так, Мохсин Шафи, Джунжун Лю и Венджу Рен исследовали воздействие пандемии COVID-19 на микро-, малые и средние предприятия, работающие в Пакистане [1]. Икмал Адян, Дженеба Думбия, Нил Грегори, Александрос Рагусси, Арти Редди и Джонатан Тиммис посвятили свою работу изучению работы малых и средних предприятий из 13 стран в условиях пандемии: воздействию COVID-19, реакции предпринимателей и изучению роли государства в финансировании их развития в условиях пандемии [2]. В нашей стране изучению влияния пандемии COVID-19 на работу малого и среднего бизнеса посвящены труды следующих отечественных авторов: В.С. Агеева, А.П. Егоршина, П.В. Жердевой, А.О. Зайцевой, Н.А. Иванцева, В.В. Касюры, Ю.В. Красюк, А.А. Курочкиной, А.Ю. Мудревской, Е.А. Самсонова, Л.В. Шарониной и др.

Научная гипотеза исследования заключалась в предположении, что малые предприятия больше подвержены уменьшению объема продаж и прочим рискам, связанным с пандемией COVID-19, чем средние предприятия.

На первом этапе, используя метод теоретического анализа, авторы раскрыли проблемы и меры государственной поддержки малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19.

На втором этапе при помощи методов группировки, сравнения и математического анализа авторы анализировали число микро-, малых и средних предприятий России (в частности Южного федерального округа) до начала пандемии и на данный момент.

На третьем этапе, используя методы экспертного опроса, авторы доказывают, что малые предприятия больше подвержены уменьшению объема продаж и прочим рискам, связанным с пандемией COVID-19, чем средние предприятия, поэтому им требуется больше государственной поддержки, чем среднему бизнесу.

Целью исследования является изучение влияния пандемии и разработка мер по минимизации негативного воздействия COVID-19 на работу малого и среднего бизнеса.

Задачи исследования:

1) раскрыть проблемы и меры государственной поддержки малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19;

2) сравнить число микро-, малых и средних предприятий России (в частности, Южного федерального округа) до начала пандемии и на данный момент;

3) проверить опрос представителей малого и среднего бизнеса г. Краснодара.

Результаты исследования и их обсуждение

Пандемия новой коронавирусной инфекции является самым серьезным глобальным кризисом современности. Экономический ущерб, причиненный пандемией COVID-19, уже превышает ущерб, причиненный глобальным финансовым кризисом 2008 г. в течение трех лет, что, по мнению А.А. Курочкиной, И.А. Кузнецовой, А.А. Сумкиной, свидетельствует о том, что последствия будут долгосрочными [9].

В настоящее время вклад малого и среднего бизнеса в суммарный ВВП России составляет порядка 21 %, в то время как в развитых странах мира он достигает более 60 %. Число предприятий малого бизнеса равно около 70 % от всей численности предприятий по стране [10]. Поскольку кризис имеет глобальный характер, каждая страна разработала и реализовала свои антикризисные программы в поддержку малого и среднего бизнеса [11]. В Российской Федерации для малых и средних предприятий были перенесены сроки начала проведения налоговых проверок, принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, проверок соблюдения валютного законодательства, вынесения решений по результатам налоговых проверок, перенесены сроки представления налоговых деклараций и расчетов и т.д. [12]. Еще один вид помощи малому бизнесу во время карантина связан со страховыми взносами за сотрудников. На часть зарплаты, превышающей МРОТ, страховые взносы составили не 30 %, а 15 % [13]. Также были введены отсрочки по уплате налогов.

На втором этапе сравним число микро-, малых и средних предприятий России до начала пандемии и на данный момент времени. Поскольку данные Федеральной службы государственной статистики за 2020 г. на момент написания данной статьи не обработаны и не опубликованы, авторы воспользовались сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако статистика численности предприятий, содержащихся в данном реестре, доступна по состоянию на 10 число каждого месяца. Поскольку пандемия в России была объявлена 31.01.2020 г., мы сравним численность микро-, малых и средних предприятий России на 10.01.2020 г. и на 10.03.2021 г. (наиболее свежая дата на момент написания статьи). Для сравнения воспользуемся данными таблицы.

Сравнение численности микро-, малых и средних предприятий России до начала пандемии и на момент написания статьи (10.03.2021 г.)

Пандемия COVID-19 оказала заметное влияние на экономику России. Треть российских компаний только за первую половину 2020 года понесла убытки более 1,5 млрд. руб., 46% представителей бизнеса говорят о снижении спроса на продукцию или услуги. Среди населения столько же (46%) отмечают серьезное сокращение доходов, а 33% – сбережений.

Между тем влияние пандемии на экономику не было только негативным. Она послужила катализатором процессов цифровизации корпоративного и государственного сектора. Так, например, 57% представителей бизнеса отмечают, что пандемия COVID-19 способствовала ускорению цифровизации внутри компаний, 38% – изменению культуры управления и корпоративной культуры , а 29% устранению или реорганизации неэффективных процессов, отделов и регламентов.

Последствия пандемии COVID-19 для бизнеса

В условиях снижения спроса и перевода части сотрудников на удаленный режим работы представители российского бизнеса ощутили необходимость в короткие сроки трансформировать внутренние процессы для того, чтобы остаться на рынке. Значительная часть бизнес-игроков запустили процессы цифровизации, которые повысили их внутреннюю эффективность.

И все же в четверти российских компаний пока не идут процессы цифровизации. Основными барьерами для них стали дефицит финансовых ресурсов (39%, проблема обострилась в силу сокращения доходов в результате пандемии) и нехватка квалифицированных сотрудников, которые могут руководить процессами цифровизации и участвовать в них (38%).

В качестве мер господдержки бизнеса, которые помогут преодолеть барьеры на пути к ЦТ, опрошенные в ходе исследования представители бизнеса и эксперты предлагают:

Последствия пандемии COVID-19 для населения

Основным экономическим последствием пандемии для населения стало сокращение доходов и сбережений. В значительной степени снижение доходов связано с ростом безработицы: так, в третьем квартале 2020 года реальный уровень безработицы достиг 12,1% – включая скрытую часть – и к моменту завершения исследования не снизился. В этих условиях усилились страхи, связанные с риском потерять работу, – 42% населения боится остаться без работы в течение ближайшего полугодия, а более половины уверены, что окажутся не в состоянии найти работу не хуже нынешней.

Если в начале кризиса базовой стратегией адаптации было сокращение доходов и трата сбережений, то сейчас страх потерять работу (психологический фактор) и сокращение сбережений (экономический фактор) заставляют активно искать дополнительные источники дохода: сейчас ⅕ часть жителей страны активно ищут дополнительные источники дохода, а 10% уже вышли на дополнительную работу. В будущем в случае ухудшения экономического положения искать новые источники дохода собираются почти ⅔ опрошенных.

Между тем эксперты, опрошенные в ходе исследования, отмечают, что значительная часть населения может оказаться неконкурентоспособной в новых экономических условиях – в силу отсутствия необходимых для цифровой экономики навыков и компетенций. Эксперты и представители бизнес-сообщества ожидают, что в ближайшие годы часть трудоустроенного населения потеряет работу, изменится структура занятости (однако как именно – на данный момент невозможно предсказать), востребованными станут не конкретные профессии и навыки, а soft skills (в первую очередь способность быстро учиться, осваивать новое), а также повысится роль цифровых навыков при трудоустройстве.

Наиболее востребованными на рынке труда станут те специалисты, кто уже сейчас инвестирует в самообразование. На момент окончания исследования 19% населения прошли онлайн-курсы, а 10% освоили новую профессию. Однако почти половина населения (45%) продолжает испытывать трудности с освоением новых технологий. Помощь гражданам в освоении цифровых технологий представители населения считают общей задачей крупного бизнеса и государства.

Стратегии преодоления коронакризиса и ожидания различных групп населения значительно отличаются друг от друга:

ничего не предпринимать, но, возможно, несколько прилежнее выполнять текущие рабочие обязанности, чтобы повысить шансы сохранить рабочее место.

экономить средства, тратить сбережения, использовать ренту (например, средства, получаемые от сдачи в аренду недвижимости).

полагаются в первую очередь на помощь государства (социальные выплаты, субсидии, дотации и пр.). Считают, что искать самостоятельно дополнительные источники дохода нецелесообразно.

использовать финансовую поддержку со стороны: брать банковские кредиты, деньги в долг у родственников и знакомых, обращаться за помощью к некоммерческим организациям.

больше работать на основной работе, качественнее выполнять свои обязанности, искать возможности дополнительного заработка, при необходимости тратить сбережения и распродавать имущество.

использовать все возможные дополнительные источники получения денежных средств, но не полагаться на институциональную помощь извне (от государства или финансовых институтов – банков или кредитных организаций). Рассчитывать только на себя, свой ближний круг (семья, родственники и друзья).

Последствия пандемии COVID-19 для госсектора

Большинство представителей госсектора считают целесообразным партнерство между государством и крупным бизнесом в преодолении последствий коронакризиса. Некоторые из них полагают, что сложившиеся социально-экономические обстоятельства благоприятствуют более тесному сотрудничеству государства с бизнесом, в том числе по линии ИТ-продуктов. Одним из главных рисков цифровизации госслужащие считают нарушение информационной безопасности и потенциальные сбои в работе с персональными данными. Кроме того, многие видят опасность в нестабильности цифровых решений, в частности, из-за плохого покрытия территории регионов мобильным интернетом, сбоев серверов и т. д.

Органы государственной власти находятся в состоянии перехода к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами, что в текущих условиях предполагает необходимость ЦТ и изменения культуры госуправления. Однако целостного понимания стратегических задач ЦТ в большинстве органов государственной власти нет – это отмечают сами госслужащие. Они отмечают готовность государства к сотрудничеству с крупным технологическим бизнесом в сфере ЦТ. Органы государственной власти, как показало исследование, испытывают потребность в консультационной поддержке по части реализации ЦТ, и частично такая поддержка могла бы быть предоставлена компаниями цифрового сектора на прозрачной коммуникационной площадке.

Посмотреть ВТОРУЮ ЧАСТЬ спецпроекта: об удаленной работе и сокращении персонала

Посмотреть ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ спецпроекта: об аренде в кризис

Об исследовании

Аналитический центр НАФИ представляет результаты первой части исследовательского спецпроекта о влиянии пандемии коронавируса на российский бизнес. Настоящий документ подготовлен на основе результатов опроса более 1500 предпринимателей со всей России, проведенного нашей компанией в конце марта 2020 года.

Исследование показало, что уже с середины марта российские предприниматели испытывают сложности с ведением бизнеса и не надеются на улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Представители бизнеса просят государство смягчить налоговый режим и предоставить другие меры поддержки. Негативные последствия кризиса особо ощутимы в малом бизнесе.

Оценка влияния пандемии на российскую экономику

Большинство предпринимателей (69%) сошлись во мнении, что влияние пандемии коронавируса на российскую экономику будет максимально негативным.

Повредит ли пандемия российской экономике

Предприниматели считают, что в первую очередь пострадают сферы общественного питания и туризма, на втором месте – сферы торговли и услуг. Также значительные убытки понесут рынки транспорта и развлечений. Каждый пятый предприниматель считает, что все без исключения отрасли пострадают.

Какие отрасли пострадают

Влияние коронавируса на финансовые показатели бизнеса

85% предпринимателей указали, что распространение коронавируса негативно повлияло на финансовые показатели их организации. Под ударом – малый бизнес: в компаниях с численностью сотрудников до 100 человек негативные последствия особенно ощутимы (их отметили 87% предпринимателей), в компаниях со штатом более 100 человек негативные последствия отмечали чуть реже (78%). Женщины-предприниматели чаще говорили о негативных последствиях, чем мужчины (90% и 82% соответственно). Две трети женского бизнеса (68%) – это небольшие организации с численностью штата до 15 человек, работающие в сфере услуг, культуры, спорта и организации мероприятий.

Влияние пандемии на показатели компании

Ожидания предпринимателей о нормализации ситуации в их отрасли

Прогноз по нормализации ситуации

Осведомленность о государственной поддержке и потребность в ней

Большинство (70%) слышали заявления о помощи бизнесу со стороны Правительства России. Наиболее информированы предприниматели в возрасте 40 лет и старше (73%), молодые предприниматели в возрасте до 30 лет слышали об инициативах Правительства реже (56%).

Заявления о мерах поддержки со стороны правительств субъектов Российской Федерации предприниматели слышали реже – 36%.

Заявления о господдержке бизнеса

Сегодня предприниматели больше чем когда-либо просят поддержку со стороны государства – 73% отметили, что остро нуждаются в ней. Чаще о необходимости помощи говорили собственники малых предприятий с численностью сотрудников от 16 до 100 человек (79%), а также молодые предприниматели в возрасте до 30 лет (80%).

Потребность в господдержке

Говоря о мерах господдержки в кризис, в первую очередь предприниматели призывают отсрочить уплату налогов или отменить их. Также предприниматели просят предоставить субсидии/финансовую поддержку со стороны государства, ввести арендные и кредитные каникулы, выдавать беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса, снизить или отменить обязательные взносы в ФСС.

Виды господдержки

Читайте также: