Библия как источник права доклад

Обновлено: 20.05.2024

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Библия как источник прав человека. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Всеобщая декларация прав человека (1948) Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей… Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства… Статья 1. Все люди (All human beings / Tous les êtres humains) рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Декларация прав человека и гражданина (1789) Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина. Статья 1 Люди (Les hommes) рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе. Статья 2 Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Декларация независимости США (1776) Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди (all men) созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.

Великая Хартия вольностей (1215) Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны (39).

Двенадцать статей (1525) Есть много нехристей, которые теперь на собраниях крестьянства находят случай хулить евангелие, говоря: "Вот плод нового евангелия, никого не слушаться, во всех местах поднимать восстания, чиня насилие, сбегаться толпами и собираться в отряды, реформировать, искоренять, может быть, даже избивать духовные и светские власти". Всем этим безбожным хулителям отвечают написанные ниже статьи. Они, во-первых, снимают со слова Божьего этот позор; во-вторых, дают христианское оправдание непослушанию и даже восстанию всех крестьян. Во-первых, евангелие не есть причина восстаний и бунтов, по тому что оно есть речь о Христе, обещанном мессии, которого слово и жизнь учат только любви, миру, терпению, единству, так что все верующие в этого Христа становятся полны любви, мира, терпения, единства. Но если Бог пожелает услышать крестьян, горячо молящих о том, чтоб жить по его слову, кто осмелится порицать Божью волю, кто вступится в его суд, кто воспрепятствует его величию? Ведь услышал он вопль детей Израиля и освободил их от руки фараона, не может ли он и сегодня спасти своих?

Двенадцать статей (1525) В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас "собственными" людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными. Не то, чтобы мы хотели быть безусловно свободными, не желали иметь никакой власти. Этому нас Бог не учит. Мы должны жить по закону, а не по свободному плотскому измышлению: мы обязаны любить Бога и познавать его и в своих ближних, поступая с ними так, как хотели бы, чтобы и с нами поступали, и как сам Бог на прощанье заповедал нам на тайной вечери. Но, желая жить по его заповеди, разве указывает нам этот завет, чтобы мы были непослушны власти. И не только власти, но чтобы мы смирялись перед всеми и чтобы мы соответственно во всех подобающих и христианских делах и с готовностью оказывали во всех подобающих и христианских делах с готовностью оказывали повиновение своим выборным и поставленным от Бога властям. Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с готовностью отпустите нас из личной крепости или же докажете нам по евангелию, что мы должны быть крепостными.

Двенадцать статей (1525) В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в текучей воде. Это кажется нам совсем неподобающим и не братским, а своекорыстным и несоответственным слову Божию… Ибо когда Господь Бог сотворил человека, он дал ему власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде. Посему наше желание таково: если кто имеет воду и может доказать достаточными письменными документами, что воду он купил с ведома крестьян, то мы не желаем брать ее у него силою, но тут во имя братской любви нужно войти в христианское соображение. Кто же не может представить достаточного доказательства, тот должен подобающим образом предоставить пользование общине.

Законы Хаммурапи (ок. 4 тыс. л. назад) (Вот) справедливые законы, утвержденные Хаммурапи, победоносным царем, водворившим истинное благополучие и доброе управление в стране. Я — Хаммурапи, несравненный царь. Я не пренебрегая черноголовыми, которых даровал мне Энлиль и пасти которых поручил мне Мардук. Чтобы сильный не обижал сла­бого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, в Вавилоне, городе, главу которого вознесли Ану и Энлиль, в Э-Сагиле, храме, основание которого прочно, как небо и земля, чтобы судился суд в стране, чтобы решались приговоры в стране, чтобы притесненному ока­зать справедливость, я начертал мои драгоценные слова на моей стеле и поставил перед изо­бражением моим, царя справедливого.

Пятикнижие Господь сказал Моисею: «Возвести сынам Израилевым: Я Господь, ваш Бог. Не подражайте обычаям Египта, где вы жили, и обычаям Ханаа́на, куда Я вас веду. Не следуйте их законам. Мои законы соблюдайте, Мои предписания исполняйте и следуйте им: Я — Господь, ваш Бог. Исполняйте Мои предписания и законы: они несут жизнь тому, кто соблюдает их. Я — Господь. (Втор 18:1-5)

Законы Хаммурапи Если бык человека бодли/в/ и соседи заявят ему, что он бод/л/ив, а тот не притупит ему ро­гов и не спутает своего быка, и этот бык, забодает сына человека и причинит ему смерть, (то) он должен отдать 1/2 мины серебра.

Законы Хаммурапи Если человек повредит глаз кого-либо из людей, (то) должно повредить его глаз. Если он сломает кость человека, (то) должно сломать его кость. Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, (то) он должен отвесить 1 мину серебра. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, (то) он должен отве­сить половину его покупной цены. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, (то) должно выбить его зуб. Если он выбьет зуб (у) мушкенума, (то) он должен отвесить 1/3 мины серебра. Если человек ударит по щеке большего (по положению), чем он сам, (то) должно в собрании ударить его 60 (раз) плетью (из) воловьей (кожи). Если кто-либо из людей ударит (по щеке кого-либо из людей, кто подобен ему, (то) он дол­жен отвесить 1 мину серебра.

Законы Хаммурапи Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, (то) он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра. Если женщина умрет, (то) должно убить его дочь. Если он причинит побоями дочери мушкенума выкидыш ее плода, (то) он должен отвесить 5 сиклей серебра. Если эта женщина умрет, (то) он должен отвесить 1/2 мины серебра. Если он ударит рабыню человека и причинит выкидыш ее плода, (то) он должен отвесить 2 сикля серебра. Если эта рабыня умрет, (то) он должен отвесить 1/3 мины серебра.

Пятикнижие Всякий, кто ударит человека так, что тот умрет, должен быть предан смерти. Если ударивший не замышлял убийства (так уж получилось по воле Божьей), то он может найти убежище; Я назначу вам место для этого. Но если он убил намеренно, то предай его смерти, даже если будет искать защиты возле Моего жертвенника. (Исход 21:12-14)

Пятикнижие Если мужчины во время драки заденут беременную женщину и у нее будет выкидыш, но сама она не умрет, то пусть виновный заплатит за выкидыш — столько, сколько назначит муж этой женщины. А если женщина умрет, то ты должен отдать жизнь за жизнь. Глаз за глаз. Зуб за зуб. За руку — рука. За ногу — нога. Ожог за ожог. Рана за рану. Ушиб за ушиб. Если хозяин ударит раба или рабыню и повредит им глаз, то за этот глаз он должен отпустить их на свободу. И если хозяин выбьет зуб у раба или рабыни, то за этот зуб он должен отпустить их на свободу. (Исход 21:22-27)

Законы Хаммурапи Если человек украдет достояние бога или дворца, (то) этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо лодку; то, если (это) божье (или), если (это) дворцовое, он может отдать (это) в 30-кратном (размере), а ес­ли (это принадлежит) мушкенуму, - он может возместить в 10-кратном (размере); если же вору не чем отдать, (то) его должно убить.

Пятикнижие Если кто-нибудь украдет быка или овцу и зарежет их или продаст, то он должен отдать пять быков за быка и четыре овцы за овцу. Если вор был пойман при попытке разобрать стену дома и убит, то убивший неповинен. Но если это случилось после восхода солнца, то убивший виновен. А если вору нечем отдать, то пусть его самого продадут в рабство — за кражу. А если украденное животное найдут у него живым — будь то бык, осел или овца — вор должен отдать двух животных за одно. (Исход 22:1-4)

Законы Хаммурапи Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, (то) этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, (то) должно убить сына этого строителя. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, (то) он должен отдать хозяину дома раба за раба.

Пятикнижие Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попа́давших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш. (Левит 19:9-10)

Пятикнижие Пусть перед боем священник обратится к войску и скажет: „Слушай, Израиль! Сегодня вы вступите в бой с врагом. Не будьте малодушны, не бойтесь, не пугайтесь, не ужасайтесь! Господь, ваш Бог, идет вместе с вами, чтобы сразиться с врагом за вас и даровать вам победу“. А старосты пусть скажут войску: „Если кто-то из вас построил себе дом и еще не обновил его, пусть возвращается домой. Иначе может случиться так, что он падет в бою и другой человек обновит его дом. Если кто-то из вас насадил виноградник и еще не собрал урожай, пусть возвращается домой. Иначе может случиться так, что он падет в бою и другой соберет урожай с его виноградника. Если кто-то из вас обручился с женщиной и еще не женился на ней, пусть возвращается домой. Иначе может случиться так, что он падет в бою и другой женится на ней“. Затем старосты должны сказать войску: „Если кто-то из вас боязлив и малодушен, пусть возвращается домой, чтобы своей трусостью не заразить других“. (Втор 20:2-9)

Пятикнижие Не питай в сердце ненависти к брату своему. Обличи ближнего открыто, чтобы не отвечать за его грехи. 18 Не мсти соплеменнику, не таи на него злобу. Люби ближнего, как самого себя. Я — Господь. (Левит 19:17-18)

Новый Завет Не лгите друг другу, избавьтесь от прежней сущности со свойственными ей делами и облекитесь в новую, которая несет на себе образ Создателя и постоянно обновляется, познавая Его. Для нее нет ни эллина, ни иудея, ни обрезанного или необрезанного, ни варвара или скифа, ни раба или свободного, но всё и во всех – Христос. (Колоссянам 3:9-11)

Влияние Библии на права человека

Мы все сотворены по образу Бога. Благодаря этому мы обладаем ценностью и достоинством, неотъемлемым и неотделимым от нашей сути, вне зависимости от того, признаёт ли правительство наши права человека или нет. Мы обладаем правами не потому, что их заслуживаем; мы обладаем правами не потому, что их заработали; мы обладаем правами не потому, что являемся представителями той или иной расы, пола или национальности.

Мы обладаем правами, потому что каждый из нас сотворён по образу Бога, и, как следствие, наделён ценностью и достоинством.

И всё же эта истина не всегда очевидна и не всегда признаётся. На протяжении истории человечества различные культуры признавали права выборочно — например, только мужчин, только белых мужчин, только землевладельцев. В Древней Греции, колыбели демократии, признавались права мужчин, а к женщинам, детям и не грекам относились как к собственности.

В христианстве и, если конкретнее, в Библии мы находим источник универсального права человека. Все люди сотворены по образу Бога — это аргумент аболиционистов в пользу отмены рабства. Все женщины сотворены по образу Бога — аргумент защитников прав женщин в борьбе за равную оплату труда и право голоса. Дети сотворены по образу Бога — аргумент против эксплуатации детского труда. Для сторонников движения в защиту жизни (против абортов) этот аргумент распространяется даже на утробу матери, когда они доказывают, что зародыш — это уже человек, носитель образа, живущий в утробе, а значит, заслуживающий права на свободу и жизнь.

Несмотря на то, что эти права легко воспринимать как должное, или нечто присущее представителю западной или американской культуры, основы прав человека заложены в утверждении, что каждый человек обладает неотъемлемой ценностью, потому что каждый сотворён по образу Бога.

Справедливость для всех

Немногие поводы будоражат наше поколение так, как вопросы социальной справедливости. Как только мы признаём, что каждый человек обладает неотъемлемым правом, мы понимаем, что эти права нужно защитить законом. Однако на протяжении истории человечества бывали времена, когда закон отказывал в защите тем, кто нуждался в ней больше всего. Многие вопиющие действия время от времени были санкционированы законом. Так как же решить, какие законы соблюдать, а какие опровергать? От того, что некое предубеждение является законным, оно не становится правильным.

Одна из причин ценности Библии в том, что она раскрывает моральные принципы Бога, а значит, раскрывает моральные принципы, которые Он предусмотрел для людей, которых создал. Если люди сотворены по образу Бога, то разумно будет утверждать, что быть носителем Его образа значит поступать так, чтобы это отражало Его характер. Мы видим, что в Библии Бог справедлив, нетерпим ко злу и сострадает жертвам. Библия открывает нам Бога, чьи принципы неизменны, и чьё стремление к справедливости явно. Это откровение существует за пределами личных и юридических взглядов на социальные вопросы и служит основным доводом, когда временами мы понимаем его неправильно.

Мартин Лютер Кинг младший признавал это. Он попал в заключение в г. Бирмингеме, шт. Алабама, когда применил своё конституционное право на свободу слова и боролся за свободы угнетаемого класса граждан. Кинг не имел возможности апеллировать к толпе за справедливостью; в своём случае и в своё время он вряд ли имел возможность обратиться в суд. Кинг сделал то, что в прошлом делали многие, когда в справедливости им отказывала земная юстиция: он обратился к закону, за пределами времени и превосходящему земные власти.


Сложно недооценивать влияние Библии на этот конкретный эпизод американской истории. Кинг, христианский проповедник, восставал против нарушений прав человека, апеллируя не к здравому смыслу, а к высшей истине, укоренённой в характере Бога, как он раскрыт в Библии.

Влияние, оказанное Библией на нашу культуру, трудно игнорировать. Тем не менее, вы можете не соглашаться с подобной характеристикой истории, и можете не разделять нашего мнения о важности Библии с точки зрения социальной справедливости или прав человека. В действительности, вы вольны не соглашаться с нами. И именно к этой свободе, религиозной свободе, мы сейчас обратимся.

Свободны (не)верить

Мы восприимчивы к подобной критике. Оценивая способы, которыми христиане взаимодействуют с обществом и культурой, мы не можем отрицать, что в отношении мотивов некоторых публичных выступлений эти обвинения справедливы. Но мы хотим отделить то, что некоторые люди объявляют библейским от того, что в действительности написано в Библии.

С самого основания этой нации христиане добивались возможности быть услышанными, добивались свободы от государственных, религиозных и социальных ограничений.

Мы стремимся получить возможность поделиться истиной, которую обнаружили в Библии, и лишь от вас зависит, хотите ли вы её принять или отвергнуть. Христианство крепнет, а Библия ни в коем случае не ограничивается, когда другие религии получают равный с ней доступ к рынку идей. Если пришлось бы выбирать единственную мысль, которую мы можем шепнуть на ухо каждому борцу за культуру, это была бы мысль о том, что нет никакой нужды ограничивать других ради того, чтобы быть услышанным.

Дитрих Бонхёффер, немецкий пастор и теолог, казнённый нацистами за участие в заговоре против Адольфа Гитлера, много писал о христианской свободе, участии христиан в мировой политике и важности свободного обмена идеями.


Решаете ли вы верить Библии или нет, решаете вы читать её или нет, нет причин сомневаться, что Библия продолжает оказывать влияние на нашу культуру. Существуют причины, помимо привычки, почему она — источник утешения во времена розней и скорбей. Есть причина, почему вы обнаружите её присутствующей негласно, поддерживающей структуру нашего общества. Мы хотим предложить радикальную идею о том, что Библия — это уникальный текст, который больше, чем просто книга, больше, чем собрание историй; это откровение божественного характера.

Лорен Грин Макафи, оратор, писатель и человек, привлекающий людей к Библии, а также общественный представитель сети магазинов Hobby Lobby.

Майкл Макафи, директор библейского отдела музея Библии в Вашингтоне, округ Колумбия.

Гост

ГОСТ

Источники права

Источники права - это формы выражения права, с помощью которых воля государства поднимается до уровня всеобщей обязанности и становится верховенством права.

Воля государства, выраженная в форме судебных норм (правил поведения), должна быть сформулирована таким образом, чтобы более широкие слои населения могли признавать эти нормы.

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

  • юридический обычай;
  • правовой акт;
  • юридический прецедент;
  • нормативный договор;
  • юридическая наука.

Правовой обычай - это неписаная норма поведения, сложившаяся в результате ее текущего и многократного использования в течение длительного времени и признанная государством в качестве общепринятой нормы.

Таким образом, обычай проявляется как средство для дальнейшего формирования права. Он сохраняется только в той мере, в какой факты выражают его реальность. Любой новый обычай считается новым образцом какой-то уже сложившейся привычки, а каждая новая форма обычая по-своему моделирует содержание старого варианта обычая. Поэтому обычаи, по сравнению с другими источниками (формами выражения) права, обладают большей гибкостью и пластичностью.

Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых документах, является нормативный акт. Правовой отличается от обычая главным образом тем, что его показатели регистрируются, а не сохраняются только в памяти. Поэтому его появление было более понятным и простым в использовании. В современных условиях нормальный правовой акт как одна из наиболее удачных форм выражения судебных норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения страны. Нормативный акт - это письменный официальный документ (законодательный акт), изданный компетентным органом и содержащий решение о принятии, изменении или отмене тех или иных судебных норм.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебные нормы, включенные в нормативные правовые акты, воспроизводят, конкретизируют, удовлетворяют, а иногда и отменяются правовыми нормами, включенными в другие источники права.

В некоторых странах широко используется такой источник права, как правовой прецедент. Суть его заключается в том, что решение судебной власти по конкретному делу является официально общей нормой, образцом разрешения аналогичных дел другими судами, либо служит примером толкования закона.

Поэтому судебный прецедент - это решение по конкретному делу, которое в обязательном порядке применяется в судах той же инстанции или нижестоящих инстанций при рассмотрении аналогичных дел.

В некоторых случаях источником права может быть нормативный договор. Его главное отличие от всех других источников права состоит в том, что в нем содержится норма права, которой является общее правило, связывающее неопределенное число людей. Однако, в отличие от других видов договоров, нормативный правовой договор также отвечает условиям действительности договоров. Для формирования нормативного договора необходимы:

  • согласие двух или более человек;
  • взаимное признание этого источника права.

Еще одно отличие нормативного правового договора состоит в том, что он может содержать не только моральные нормы, но и моральные принципы (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

Особенностью этой формы выражения права является то, что она не утверждается каким-либо законодательным органом, а является юридическим соглашением договаривающихся сторон.

Действительно, нормативный договор представляет собой необычную, но очень важную разновидность договорных актов, существующих в рамках обычаев не только национальных, но и международных. Нормативное значение договоров отчетливо проявляется в отраслях международного и конституционного права. Поэтому еще одним отличительным аспектом юридического договора является то, что он чаще всего носит публичный характер, то есть участниками таких соглашений являются государства, различные государственные органы и межгосударственные субъекты.

В разные периоды развития общества роль науки как источника права постоянно менялась, либо диктуя законодателям учебники, либо практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели судебной науки полностью определены: разработка путей создания и реализации права, обеспечение систематического и углубленного признания всей правовой действительности.

Религиозные тексты как источник права

Религиозные источники - это группы религиозных норм, включенных в религиозные книги, а также акты, принятые органами управления религиозных организаций.

Во всех рабовладельческих и феодальных государствах религия играла важную роль в жизни общества. Она оказывала значительное влияние на государственную политику, в том числе и на разработку законов. Религиозные организации оказывают большое влияние на людей, поэтому государство, не желая им противостоять, часто дает власть религиозным нормам, которые таким образом приобретают религиозный характер.

Религиозные тексты как источник права являются наиболее характерными чертами мусульманского и еврейского права.

Религиозные тексты включают в себя Библию, которая является собранием священных книг христианства. Библия разделена на две основные части: Ветхий Завет, содержащий книги, написанные до прихода Христа, и Новый Завет, содержащий книги, написанные после прихода Христа. Ветхий и Новый Завет состоят из книг, разделенных на Главы, а затем на стихи.

Одним из наиболее важных источников еврейского права является Талмуд, собрание древних писаний, датируемых IV веком до Рождества Христова и V веком после Рождества Христова, содержащие не только тексты священных писаний, но и тексты их раввинских выступлений.

В наше время собрания религиозных текстов являются источниками права в мусульманских странах (Коран), в Индии (Шастры, Веды), в Ватикане (Библия). Но даже в этих странах все чаще используются в качестве источников права различные нормативные акты.


Жизнь, свобода, в том числе интеллектуальная (свобода мысли и слова), право на семью, на труд, на собственность — вот круг основных понятий, которые сегодня осознаются в мире как неотъемлемые права человека. Рассмотрение их библейских интерпретаций, как кажется, может стать основой для некоторых коррекций к сегодняшним теоретическим представлениям об их природе, истоках и назначениях.

Определенную четкость в понимание природы естественного права привносит их детерминация в конституциях многих стран (о чем мы уже говорили), исходящая из формулировок основополагающих международных документов: "Эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства" (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Преамбула; Международный пакт о гражданских и политических правах, Преамбула). Однако отсылка к такому понятию, как человеческое достоинство, в свою очередь, нуждается в серьезных пояснениях и определенности: что такое достоинство человека, каково его происхождение и параметры? Достоинство человека в наиболее идеологизированных формулировках определяется, например, как "осознание личностью своего общественного значения, права на общественное уважение, основанное на признании обществом социальной ценности человека".

Вот из этого "признания обществом" возникает различный объем содержания понятия "достоинство", что мы и видим в продолжении цитируемой энциклопедической статьи. В ряде бытовых представлений достоинство человека видится в его уме, в его заслугах, в его праведности и прочих качествах, тем самым создается шкала оценок достоинства. В этой шкале, к сожалению, оставляется место и для нулевой оценки: "недостойный человек". Порою это служит для оправдания как бесчеловечного отношения к определенной категории лиц, так и института смертной казни.

Потому-то и существует мнение об отсутствии "критерия отличия правового закона от неправового" , что такие понятия, как достоинство человека и мораль, представляются величинами переменными. А переменные величины не могут быть критерием, не могут служить точкой отсчета.

Между тем, на исходный наш тезис, что достоинство человека — в его соотнесенности с Богом, однозначно указывает Библия. Рассматривая неотъемлемые права человека в свете библейских представлений, мы видели, что каждый раз они соотносятся с божественными началами мироустройства, с проявлениями Духа, с качествами Бога. Достоинство человека, таким образом, выводится не из чего-нибудь, а из самого Божьего замысла сотворения человека: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему" (Быт. 1. 26). Главная особенность библейской детерминации прав человека — не только в фиксации достоинства как некоей абстракции, а в содержательном наполнении этого понятия: это качества Бога, переданные Им человеку. Факт сотворения Богом человека по Своему подобию, прежде всего, означает, что Бог передал ему Свои те самые свойства, которые выражены в таких синонимах слова "Бог", как: Жизнь, Сущий Вездесущий Слово, Истина Любовь, Отец Создатель, Творец Владыка, Вседержитель, Господь и др. Достоинство человека выводится из свойств, составляющих содержание этих синонимов —• свобода жить, действовать, искать и возвещать истину, иметь семью и быть отцом, создавать и творить, обретать и владеть.

Тот факт, что Бог передал их человеку, не только реконструируется из формулировки намерения ("сотворим человека [. ] по подобию Нашему") и результата сотворения ("сотворил [. ] по образу Своему"), но и прямо указан в описании акта: "Вдунул в лице его дыхание жизни", — то есть наделил человека Своим Духом. "То, что делает чело-века подлинно человеком, — это присутствие Духа Божия" . А наделение человека Духом Божиим означает, что Бог наделил человека и свойствами Своими. Причем для Бога не существует дискриминационного подхода. Передав эти свойства первочеловеку, Он передает их и всем его потомкам, каждому в равной мере — вообще человеку, а с какой полнотой конкрет-ный человек реализует эти свойства или осознает их — совершенно иной вопрос, не касающийся измерений самого достоинства. Традиционное утверждение, что понятие "достоинство человека" изменчиво и зависит от исторических и иных факторов, на самом деле относится не к самому достоинству, а к представлениям о нем в разные эпохи, у разных народов, и в конце концов, у разных людей. Но от этих представлений качества Бога не меняются. Они присутствуют в человеке во всей полноте независимо от степени их осознанности — присутствуют как инвариант.

Поскольку эти свойства автономны в смысле их независимости от человека, а значит и от исторических и прочих факторов, то и права, происходящие от них, неизменны. Естественное право — это совокупность прав человека на реализацию перечисленных выше свойств, переданных ему Богом и составляющих его достоинство. Таковыми являются права: на жизнь, свободу, слово, семью, труд и собственность. Потому они не "формировались" в ходе библейских событий, а проявились сразу при сотворении, так или иначе "заработали" в первых же двух главах Книги Бытия. Но еще важнее, что они были даны человеку еще до его сотворения. Вся божественная космогония, все акты творения были фактической подготовкой тех физико-биологических координат, в которых предстояло функционировать последнему из Божьих созданий — человеку. Но для этого создания и только для него следовало определить еще и правовые координаты, и не после, а до сотворения. Поэтому, если ни один из актов творения не предваряется провозглашением свойств и прав творимого явления, то относительно человека заранее определяется основа правового поля, куда он должен быть помещен: "Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они" (Быт. 1. 26).

Библия нигде не декларирует эти права, они попросту действуют на протяжении библейских событий, — как изначальная основа, на которой должно базироваться действующее право. В законодательном порядке закрепляются лишь положения, непосредственно вытекающие из этого набора естественных прав. Причем это делается не только в заповедях, а задолго до них — сразу после сотворения человека. В конституциях многих стран отмечено, что законы, особенно относящиеся к сфере прав человека, обретают юридическую силу лишь после их публикации. Это и делает Господь после сотворения человека, и в этом смысл некоторых повторов в тексте Книги Бытия, например, повторения формулировки "да владычествуют", но уже императивно: "владычествуйте". Но вместе с тем Господь раскрывает содержание этого правового поля, указывает на гарантии.

Так, гарантия права на жизнь — жизнеобеспечение, и об этом Бог сообщает человеку, указывая на созданный Им растительный мир: "Вам сие будет в пищу" (Быт. 1. 29). Особо отмеченные в Бытии два дерева — древо жизни и древо смерти — были, с одной стороны, нравственной дилеммой, с другой — гарантией права на свободу и на свободный выбор, ибо подобная гарантия — в предоставлении альтернативы, как минимум двух возможностей.

Господь с самого начала дал человеку не только право, но и возможность свободно выражать свои мысли, представив все Свои создания человеку, "что-бы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей" (Быт. 2. 19). Право на семью и на реализацию божественного свойства давать жизнь "по своему подобию" было "опубликовано" в напутствии "плодитесь и размножай-тесь" и в формуле "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть" (Быт. 2. 24). Право на труд было объявлено человеку уже в райском саду, куда поселил Бог человека, "чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2. 15). Формулировка "да владычествуют они" не просто повторяется, но и раскрывается: "Наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте" (Быт. 1. 28). Так, все перечисленные выше права действуют с первых же двух глав Бытия — после их "публикации", разъяснений и предоставления гарантий.

В заповедях, которые с некоторой долей условности мы смеем на-звать библейской "конституцией" (ибо они — основа всех прочих законодательных положений), в качестве "преамбулы" лишь фиксируется, что Бог — основа и источник права. В этом плане чрезвычайно интересна "юридическая техника" заповедей. Предельно четкая композиция этой "конституции" не оставляет никаких сомнений в ее глубокой продуманности — в движении от общего к частному, от основы к деталям. Первые же ее "статьи" устанавливают основу: отношения человека с Богом.

С самого начала фиксируется основа основ — небесный источник жизни ("Я Господь, Бог твой") и свободы ("Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства"). Далее приводится формула свободы ("не делай себе кумира, [. ] не поклоняйся им и не служи им"), формула истины ("Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно"), формула труда для себя ("Шесть дней работай") и для Бога ("а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему"). Вот здесь и стыкуются небесное и земное, и отсюда заповеди переходят "на землю", эксплицируя все вышесказанное в сферу человеческих отношений. Они заново возвращаются к источнику жизни, на сей раз земному ("Почитай отца твоего и мать твою, [. ] чтобы продлились дни твои на земле"). Последние пять заповедей устанавливают границы земной свободы и тем самым формируют механизмы обеспечения неприкосновенности прав: на жизнь ("Не убивай"), на семью ("Не прелюбодействуй"), на собственность и на продукты собственного труда ("Не кради"), на истину ("Не произноси ложного свидетельства"), — ив завершение вновь апеллируют к духовному началу в человеке, обязывающему его к внутренним запретам на те же действия ("Не желай жены ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего" и проч.). Как видим, здесь теснейшим образом переплетаются юридические и моральные нормы.

Читайте также: