Библиотеки для слепых доклад

Обновлено: 18.05.2024

Для людей с ограниченными возможностями книга является выходом во внешний мир, а библиотека — связующим звеном с миром литературы и важнейшей точкой доступа к получению высшего образования. В этой статье на примере Костромской областной библиотеки – центре инвалидов рассказываем, какими техническими средствами библиотеки создают доступную среду для незрячих людей и обеспечивают доступ к контенту.

Библиотеки, обеспеченные необходимым оборудованием для слепых, способствуют, прежде всего, созданию безбарьерной библиотечной среды, в которой человек чувствовал бы себя комфортно. Организация различных мероприятий с применением специальных технических средств для людей с ограниченными возможностями, безусловно, повышает статус библиотеки, а также популяризирует среди граждан такое понятие как доступная среда.

Брайлевский принтер

Это наиболее популярное устройство вывода текста в символах азбуки Брайля. Современные модели позволяют распечатывать тексты, набранные в любом текстовом редакторе. Принтер создает готовые к использованию документы.

Панель управления выполнена в рельефно-точечном варианте и дополнительно снабжена обратной речевой связью, что позволяет незрячим читателям самостоятельно работать с оборудованием.

По заказу читателя сотрудники библиотеки имеют возможность распечатать рельефно-точечным шрифтом документы небольшого объема.

Портативный дисплей Брайля


Аппарат для полноценной работы с компьютером: чтение документов, работа с электронной почтой, таблицами, использование браузера и многое другое. Все это читатель может выполнять, не снимая рук с дисплея. Дисплей обладает высококачественным набором ячеек Брайля для отображения текстовой информации на мониторе в виде шеститочечных символов азбуки Брайля.

С помощью такого дисплея студенты могут не только пользоваться базовыми функциями компьютера, но и даже свободно обучаться различным обучаться различным техническим навыкам, например основам программирования.

Устройство для печати тактильной графики


Температура нагрева настраивается вручную. Аппарат имеет возможность распечатывать изображения на разных форматах листов, максимальный – А3. Принтер обладает гибкими настройками, которые все сопровождаются звуковыми оповещениями.

Таким образом, незрячие люди получают возможность считывать тексты, диаграммы, схемы и многое другое.

Портативный ручной видеоувеличитель

С помощью этого прибора слабовидящие люди смогут читать газеты и журналы или просматривать картинки. Фактически данный аппарат является электронной лупой, которая настраивается индивидуально под каждого пользователя. Специальная панель оснащена камерой, которая сканирует документ, а полученная информация выводится на экране с высоким разрешением. Также некоторые модели можно подключить к телевизору или широкоформатному монитору.

Читающая машина

Аппарат предназначен для озвучивания плоскопечатных книг, инструкций, газет и журналов. Он представляет собой портативное устройство для чтения PEARL, оснащенные камерой для считывания текста с книги. Устройство, похожее на современную настольную лампу, фиксируется на кронштейне над книгой, считывает текст, а затем конвертирует информацию в речь.

Дополнительно считанный текст выводится на экран компьютера или ноутбука в специальном контрастном режиме. Также устройство оснащено датчиком движения, с помощью которого оно распознает переворачивание страницы и позволяет продолжить чтение без лишних пауз.

Качество воспроизведения зависит от многих факторов. Самый распространенный из них — слишком близкое расстояние между знаками, из-за чего аппарат может не распознавать текст и зачитывать его неверно. Также аппарат не всегда верно воспринимает формулы и специальные обозначения. Однако это со временем корректируется постепенным пополнением словарного запаса.

Различные тифлофлешплееры

Данное устройство широко применяется для различных мероприятий — коллективных чтений и индивидуальных кружков чтения художественной литературы, статей или журналов.

Возникновение училищ для слепых и глухонемых детей в России относится к началу XIX в. Примерно тогда же в их стенах организуются первые библиотеки, ориентированные на специфические запросы детей с физическими недостатками.

В нашей стране первые сведения о библиотеках, обслуживающих отдельные категории инвалидов, встречаются в публикациях конца XIX в. Именно тогда прогрессивно настроенные врачи, педагоги, общественные деятели стали вести борьбу за оздоровление условий труда и быта, за создание эффективной системы общественной помощи инвалидам. Увеличивается число учебных заведений для аномальных детей, создаются приюты и т. п. В отчетах некоторых училищ и школ приводятся данные о количественном росте ученических библиотек, об использовании книжного фонда, выдачи книг, запросах детей, их интересах. Вклад в изучение вопросов, связанных с библиотечным обслуживанием людей
с ограниченными возможностями здоровья, внесли дефектологи (В. Гаюи, А. И. Скребицкий, А. А. Адлер и др.).

В начале ХХ в. в России появляются вспомогательные школы, предназначенные для детей с легкими формами умственной отсталости. С их деятельностью связаны первые попытки библиотечного обслуживания умственно отсталых детей в нашей стране.

Однако школы не могли охватить весь контингент детей с умственными и физическими недостатками. Деятельность школ способствовала увеличению числа образованных инвалидов, нуждающихся
в библиотечном обслуживании. В начале ХХ в. была уже поставлена проблема организации специальных библиотек для инвалидов, причем в печати говорилось не только об основании библиотек для слепых, но и о необходимости создания библиотек для взрослых глухих. В дальнейшем стали развиваться библиотеки для слепых и библиотеки для глухонемых. Однако, если библиотеки для слепых за последние десятилетия сумели приобрести самостоятельность, стали пользоваться правами юридического лица и вошли в значительной части в государственную сеть библиотек, что в определенной мере гарантировало незрячим квалифицированный уровень обслуживания, то этого так и не произошло в отношении библиотек для глухих, которые продолжали находиться в ведении обществ глухих.

От открытия первой в России библиотеки для слепых до создания целой системы специализированных библиотек прошло около 50 лет. Важную роль в жизни незрячих сыграло Всероссийское общество слепых, которое образовалось в 1925 году, в задачи общества входило не только трудоустройство, образование, но и организация культурной жизни для инвалидов по зрению. При отделах Всероссийского общества слепых возникают небольшие библиотеки, которые образовывались из литературы, получаемой из московской типографии. Работа велась на общественных началах, что неблагоприятно сказывалось на качественном обслуживании читателей. Руководители ВОС проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что собственными силами Общество не сможет обеспечить незрячих квалифицированным библиотечным обслуживанием.

В послевоенные годы библиотечное обслуживание незрячих сначала шло по линии создания отделов для слепых в областных библиотеках. В 1947 году был принят приказ Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР, согласно которому организация такого отдела предусматривалась в каждой областной библиотеке.

Специальные библиотеки для слепых были созданы как самостоятельные учреждения, призванные обслуживать книгами незрячих и слабовидящих, а также лиц, работающих по вопросам компенсации слепоты. В стране была создана сеть специальных библиотек для слепых, находящихся на государственном бюджете. Однако, наряду с библиотеками для слепых продолжали существовать небольшие библиотеки, находящиеся в ведении краевых и областных обществ слепых.

К 1959 году количество библиотек для слепых в РСФСР увеличилось до 38, по сравнению с 1956 годом почти в два раза возросло количество читателей (с 15 до 27 тысяч), что во многом объясняется большим вниманием, которое уделялось организации передвижных библиотек. Они были открыты на предприятиях и при территориальных первичных организациях Общества слепых, в клубах, домах инвалидов, госпиталях, т. е. везде, где возникает потребность в книгах для лиц, потерявших зрение,
и имеются организации, готовые взять на себя ответственность за работу передвижных библиотек.

Развитие сети библиотек для слепых системы Министерства культуры РСФСР привело к тому, что роль библиотек Всероссийского общества слепых постепенно сошла на нет, а отделы для слепых областных библиотек перестали существовать, послужив основой для организации специальных библиотек.

Специальные библиотеки для слепых в России изначально создавались как социальные институты. Их деятельность, как раньше, так и теперь направлена на оказание помощи инвалидам по зрению в социальной интеграции и реабилитации в обществе.

В России в последние десятилетия в условиях политических и социальных перемен произошли существенные изменения в работе библиотек, обслуживающих особые категории населения. Значительный опыт работы с инвалидами накоплен в библиотеках, особенно ориентированных на обслуживание слепых и слабовидящих. В этих библиотеках реализуются наиболее сложные технологии независимого доступа к информации и образованию. Мировые информационные сети сегодня стали реальной инфраструктурой безбарьерного культурного и образовательного пространства. Федеральные и региональные программы библиотечного обслуживания особых категорий читателей предусматривают консолидацию ресурсов специальных, публичных и университетских библиотек на основе современных информационных и телекоммуникационных систем. В настоящее время формируется сеть базовых региональных библиотек для слепых как информационно-ресурсных центров по изданиям альтернативных форматов,
а также материалов по проблемам реабилитации и социальной интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности.

Все активнее подключаются к обслуживанию инвалидов и публичные библиотеки: при них возникают клубы по интересам, развиваются разнообразные формы досуговой деятельности и общения. Пользование публичной библиотекой по месту жительства способствует интеграции инвалида в общество, что очень важно для самого инвалида, его семьи, окружающих его людей. При интегрированном библиотечном обслуживании обогащается читательский опыт человека с проблемами зрения, который
не ограничивается услугами только библиотеки для слепых. Расширяется его читательский кругозор, поскольку он получает широкий доступ к фондам плоскопечатной литературы; в круг общения незрячего человека вовлекаются люди с нормальным зрением. Зрячие люди постепенно учатся правильно относиться к людям с физическими недостатками, что тоже немаловажно для интеграции. Библиотеки разных видов дополняют друг друга, обеспечивая инвалидам по зрению доступ к общественным книжным богатствам, свободу выбора библиотек.

Создание условий для развития способностей инвалида, удовлетворения его индивидуальных культурных интересов и запросов входит в функции учреждений культуры.

Многие из инвалидов не претендуют на специальное библиотечное обслуживание, довольствуясь домашними библиотеками и периодикой. Но не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает спрос.

Деятельность библиотек в помощь социальной реабилитации предполагает:

доведение книг и других источников информации до инвалидов, используя для этих целей различные формы обслуживания;

предоставление инвалидам необходимой литературы, в том числе литературы специальных форматов, в помощь учебной, профессиональной, досуговой деятельности;

справочно-библиографическое обслуживание на основе изучения информационных потребностей абонентов, создание библиографических, информационных фактографических баз данных;

индивидуализацию процесса работы с читателями-инвалидами, применение при необходимости методов библиотерапии;

привлечение инвалидов к участию в библиотечных мероприятиях с целью организации их общения, расширения социальных контактов;

популяризацию дефектологических знаний среди населения путем предоставления информации о различных учреждениях, занимающихся лечением, обучением, трудоустройством, социальной защитой инвалидов (ВОС, ВОИ, ВОГ и др.), о воспитании детей, имеющих нарушения
в развитии в семье и школе, о путях, способах и средствах оказания помощи лицам с ограничениями в жизнедеятельности в их социальной адаптации;

установление тесных контактов с обществами, предприятиями и клубами инвалидов, реабилитационными учреждениями, советами ветеранов, домами инвалидов и престарелых, школами-интернатами для детей с особенностями развития;

привлечение общественности в качестве добровольных помощников к библиотечному обслуживанию инвалидов, благотворителей ( спонсоры, волонтеры) , реализация специальных библиотечных программ по обеспечению доступа к информации лиц с ограниченными возможностями.

За последние годы возможности социально-реабилитационной работы библиотек неизмеримо расширились благодаря использованию новых информационных технологий. Социокультурная реабилитация – один из способов приобщения людей с ограниченными возможностями здоровья к активной жизни общества, эффективный способ изменить позицию общества по отношению к инвалидам и один из путей гуманизации общества в целом.

Радикальные социально-экономические и политические реформы в России, открытость страны, стремительное вторжение новых информационных технологий существенно изменяют миссию библиотек в обществе, расширяют и усложняют стоящие перед ними задачи. Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия общества добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям. Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия библиотек друг с другом, с органами власти, различными социальными группами.

Мировой опыт ведущих зарубежных стран показывает усиление роли библиотек в развитии демократии и местного самоуправления, рыночной экономики, социальной сферы, формировании глобального информационного пространства. Информационные ресурсы библиотек приобретают значение стратегических, определяющих уровень социально-экономического развития страны. Эти тенденции характерны и для России. Они диктуют необходимость формирования новой государственной политики в области библиотечного дела.

Выполнение важной социальной задачи, в первую очередь – обеспечение равных прав на оперативное получение информации всеми гражданами России, независимо от места проживания, общественного положения и сферы деятельности, возможно только при внедрении и развитии в общедоступных библиотеках новых электронных технологий обработки, хранения и поиска информации, обмена ею по современным надежным каналам связи. В нынешних условиях это становится одним из важнейших факторов развития образования, науки и культуры в России, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса.

Кырнышева Елена Юрьевна,

Женщины – социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в современном мире. Несмотря на то, что женщина выполняет важнейшую для продолжения человеческого рода репродуктивную функцию, это не давало ей никаких социальных преимуществ,
и вплоть до 20 столетия ее гражданские права были ущемлены. И сегодня, вступив в XXI век, женщины остаются слабым звеном с точки зрения социальной защиты.

Через корпоративную библиотечную сеть читателям доставляются материалы и документы по интересующим их вопросам.

Сотрудники библиотеки убеждены, что библиотека – это место, где должна быть сконцентрирована вся информация по женским проблемам, которые могут возникнуть у жительниц города. Именно здесь они узнают, где искать защиту и поддержку, куда им обращаться со своими вопросами и кто им поможет
в их разрешении. Поэтому, работая по программе на протяжении 5 лет, библиотекари собрали богатую информационную базу, включая расписания приема врачей в поликлинике № 4, списки детских образовательных учреждений и общественных организаций в микрорайоне, сведения о деятельности различных структур, занимающихся женскими вопросами.

Программа библиотеки-филиала № 11

В связи с тем, что подавляющее большинство читателей библиотеки – представители женского пола – 62 % (что характерно для города в целом: 64 % населения – женщины), в течение ряда лет библиотека работает по популяризации здорового образа жизни.

Активизация деятельности читательниц-женщин в рамках клубов и любительских объединений, направленных на творческую самореализацию.

Повышение культуры женщин в формировании здорового образа жизни.

Популяризация книжных изданий о здоровом образе жизни через систему библиотечного сервиса.

Пополнение фонда филиала, создание книжного ядра документами указанной тематики на традиционных и нетрадиционных носителях информации.

Индивидуальная работа с читателями, консультации, встречи.

Сроки реализации программы:

1 этап реализации Программы.

июль 2001–июль 2002 гг. – поиск партнеров, подключение филиала к корпоративной библиотечной сети РК, создание собственной информационной базы.

2 этап реализации Программы.

август 2002–2003 гг. – реализация плана мероприятий Программы.

3 этап реализации Программы.

Механизм реализации программы:

1. Установление партнерских отношений с организациями, обществами, занимающимися проблемами здоровья женщин.

2. Создание электронной базы данных указанной тематики, подключение к корпоративной библиотечной системе РК.

3. Формирование книжного фонда литературой, направленной на повышение уровня знаний читательниц-женщин о здоровом образе жизни.

5. Выпуск информационных листков об изданиях по вопросам женского здоровья, имеющихся в библиотеке.

6. Проведение циклов мероприятий:

Похожие документы:

От составителей (1)

Настоящий сборинк посвящен юбилею крупнейшего российского иберо-романиста, заслеженного деятеля науки, члена Союза Писателей России, выдающегося переводчика испанской и латиноамериканской литературы, известного общественного деятеля, профессора В.

От составителей (4)

От составителей (3)

Проблемы становления христианства, возникновения его учения, различных внутренних течений представляют интерес не только для специалистов историков и философов, но и для достаточно широкого круга читателей.

От составителей (2)

От составителя (1)

От миллиарда к миллиарду: история нефтедобычи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре : рек. библиогр. список / Гос. б-ка Югры, Отд. краевед. лит.

Сотрудники научной библиотеки САФУ выступают экспертами в предметных отраслях

Сотрудники научной библиотеки САФУ выступают экспертами в предметных отраслях

РАМС продолжит лоббировать создание и развитие более высоких уровней подготовки в системе здравоохранения

РАМС продолжит лоббировать создание и развитие более высоких уровней подготовки в системе здравоохранения

Будущее университетских библиотек начинается сегодня

Будущее университетских библиотек начинается сегодня

От информационных интеллект-центров до модельной библиотеки

От информационных интеллект-центров до модельной библиотеки

Вузовские издательства включились в процесс интеграции в международное научное сообщество

Вузовские издательства включились в процесс интеграции в международное научное сообщество

РГПУ им. А. И. Герцена: РУМЦ открыт для студентов с инвалидностью

РГПУ им. А. И. Герцена: РУМЦ открыт для студентов с инвалидностью

Удобно всем. Современный модуль расчета коэффициента книгообеспеченности

Удобно всем. Современный модуль расчета коэффициента книгообеспеченности

Библиотеки для слепых расширяют сферу своей деятельности

Библиотека — инклюзивная площадка

– По данным Книжной палаты и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в среднем в России выпускается 110–115 тысяч названий книжных изданий в год. От 2 до 3 процентов этих изданий переводят в специальные форматы. В среднем в мире эта цифра — 5–7 процентов.

Большая часть изданий в специальных форматах издается в электронном виде на флэш-картах. Примерно 1200–1300 названий ежегодно. Это аудиокниги в специальном защищенном формате, которые могут быть прослушаны только на специальном оборудовании.

Где-то от 350 до 450 названий книг по Брайлю издается в год.

Плюс большинство специальных библиотек в России имеют свои издательские комплексы. Самые мощные в Петербурге и Москве.

Для своей библиотеки мы приобретаем у всех трех издательстве все, что они выпускают и по Брайлю, и в аудиоформате.

Но основной наш фонд — универсальный, плоскопечатный, как мы его называем. Это обычные книги. Библиотека — инклюзивная площадка. Сюда приходят не только слепые люди. Могут быть зрячие родители слепого ребенка. Или наоборот. Плюс у нас есть специальный научный отдел по коррекционной педагогике и психологии. Туда приходят студенты, аспиранты, преподаватели, коррекционные педагоги, которые работают в детских садах и школах.

То есть наш плоскопечатный фонд используется и для обслуживания наших основных категорий читателей.

– Сколько читателей у вашей библиотеки?

– Порядка 13 тысяч в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Из них 49 процентов — слепые и слабовидящие люди. Причем разного возраста.

У нас есть отдел, который работает с удаленными пользователями. В Ленинградской области мы организуем передвижные маленькие библиотеки — в обычных библиотеках, детских коррекционных школах, детских садах, первичных организациях Общества слепых. Мы на их базе, для того ч тобы люди могли быть обслужены там, где они живут.

Кроме того, порядка 700 человек в Петербурге мы обслуживаем на дому. Это могут быть и маленькие дети, которые обучаются на дому, и пожилые люди, и слабовидящие, кому мы привозим книги с крупным шрифтом.

Издательская деятельность

– Расскажите об издательской деятельности библиотеки.

– Во-первых, мы озвучиваем книги, для этого заключаем договоры с авторами и издательствами. Записывать без отчуждения авторских прав законодательство позволяет только классические произведения. У нас работают два профессиональных звукооператора, профессиональные дикторы, в основном актеры.

Также наш издательский отдел печатает литературу по Брайлю. Мы наделены правом издавать книги в специальных форматах и распространять их среди наших пользователей. В частности, мы издаем учебную литературу в специальных форматах. К примеру, выпускается не так много пособий по изучению иностранных языков в специальных форматах, мы восполняем этот пробел.

В издательской деятельности мы ориентируемся на интересы наших читателей, например, есть интерес к исторической прозе. Естественно, с соблюдением 4 части Гражданского кодекса мы издаем книги по этой тематике в различных специальных форматах или начитываем их вслух нашим пользователям

Очень много работаем с коррекционными школами. Помогаем им в информационном обеспечении учебного процесса, если требуется какая-то дополнительная информация помимо основных учебников или в случае отсутствия учебных пособий по каким-либо предметам. Издаем эти материалы в специальных форматах, ставим себе в фонд и выдаем в школы ребятишкам.

– Какими тиражами вы печатаете книги?

– У нас установлены неплохие полупромышленные брайлевские принтеры. Обычно мы тиражируем не более 30 экземпляров.

В издательском отделе в секторе печати брайлевской литературы у нас работают три незрячих сотрудника и один зрячий сотрудник.

Помимо книг мы печатаем также ноты по Брайлю. У нас богатейший нотный отдел по Брайлю. Среди слепых очень много талантливых музыкантов. Есть несколько регионов, где незрячие люди активно обучаются музыке. В частности, у нас в городе есть специальные музыкальные классы для слепых и слабовидящих ребят. В них уже лет 20 отрабатываются специальные методики преподавания музыкальной грамотности слепым детям.

Из нашего нотного фонда мы выдаем издания в регионы России и даже за границу. Также печатаем ноты по требованию музыкантов.

– Такой же. Есть ребята, которые учатся в консерватории, иногда им нужны такие ноты, которых у нас в фонде нет. По их просьбе мы их печатаем. Этот процесс у нас налажен довольно хорошо. Один из наших незрячих сотрудников сектора печати по Брайлю окончил консерваторию.

Кроме того, мы также издаем рельефно-графические пособия, которые предназначены в первую очередь оказать помощь в учебном процессе. Они позволяют через тактильное восприятие объяснить ребенку какие-то определенные вещи в биологии, физике и других предметах.

Но самое главное — иллюстрируем издания с помощью рельефной графики, технологий прототипирования, которые через тактильное восприятие помогают понять, что изображено на картинах художников. Это не точная копия, а адаптированное изображение. Слепой человек даже через тактильные ощущения по-другому воспринимает объект. Какие-то мелкие детали очень часто удаляются. Очень важно показать перспективу через разные уровни слоев, которые наносятся на бумагу при изготовлении иллюстраций.

Еще одно направление издательской деятельности — тактильные детские книги. Такая книга создается в одном, максимум в двух экземплярах. Создает ее художник вручную по какому-то детскому произведению.

Это в какой-то степени произведение искусства, потому что каждый художник придумывает, как через тактильные ощущения, используя различные натуральные материалы, например, рассказать сказку ребенку. У нас таких тактильных книг достаточно много в фонде детского отдела. Порядка 250 книг. Это довольно дорогое удовольствие. Каждая такая книга стоит от 15 до 20 тысяч рублей.

Сейчас мы осуществляем интересный волонтерский проект. Мы пригласили людей, которые хотят нам помочь, наши специалисты с ними работают, и они в течение года делают иллюстрации к тактильным детским книжкам. Под руководством наших специалистов на совершенно добровольной основе.

Несколько лет назад мы начали заниматься еще одним интересным проектом. Мы вместе с нашими партнерами выпускаем 3D-объекты архитектурных памятников Санкт-Петербурга. У нас уже издано много тактильных книг и рельефных изданий, посвященных нашему городу, — символика Петербурга, основные достопримечательности, история. Все они были дополнены 3D-объектами основных архитектурных памятников. Это не точные копии, а адаптированные в соответствии с требованиями тифлопедагогики.

Выставка была открыта в рамках культурного форума четыре года назад, а теперь мы с ней ездим по всей России.

Ожидания профессионального сообщества

– Присоединение России к Марракешскому договору каким-то образом меняет ситуацию?

– Мы очень надеемся, что к весне 2020 года в четвертую часть Гражданского кодекса будут внесены определенные изменения, которые позволят библиотекам, не только специальным, но всем, которые работают с этой категорией населения, иметь определенные льготы в предоставлении доступа к информации.

– На ваш взгляд, какие нужно внести изменения в отечественное законодательство, чтобы оно соответствовало положениям Марракешского договора?

– Наша библиотека вместе с Российской государственной библиотекой для слепых инициировала обсуждение профессиональным сообществом проблематики, связанной с ратификацией Марракешского соглашения. Затем мы написали письмо в Министерство культуры, в котором высказали мнение профессионального сообщества, на какие моменты стоит обратить внимание при внесении изменений в четвертую часть Гражданского кодекса и в другие нормативные акты.

Они касались трех основополагающих моментов.

Первый касается понятия бенефицианта. Мы просим рассматривать в качестве получателя услуги не только категорию слепых и слабовидящих людей, а так, как это сделано в Марракешском соглашении, — в целом людей, которые по тем или иным причинам не могут читать обычную книгу. То есть мы предлагаем расширить понятие бенефициара.

Во-вторых, мы просим расширить понятие уполномоченного органа. Это та организация, которая должна оказывать услугу этим категориям граждан. И мы просили туда включить библиотеки разных типов и видов, которые оказывают услуги этим категориям граждан. Это может быть и школьная библиотека, и библиотека высшего учебного заведения, это может быть и публичная библиотека, которая может обеспечить доступ этим категориям.

Мы также просили включить в рабочую группу наших специалистов.

Мы готовы приобретать у издателей наряду с бумажным вариантом электронную версию. И готовы с ними подписывать соглашения, что не будем ее тиражировать, что будем давать пользоваться ею только тем категориям граждан, которые имеют на это право.

Станки Николая Второго работали до 90-х годов ХХ века

– Ваша библиотека — правопреемница учреждений для слепых еще дореволюционного Петербурга. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные моменты в их развитии стоит выделить в дореволюционный, советский и постсоветский периоды?

– Выделила бы несколько ключевых моментов с точки зрения развития благотворительности в России. В первую очередь, приезд в нашу страну в 1806 году Валентина Гаюи, французского общественного деятеля, преподавателя.

Он в конце VIII века во Франции организовал первую школу для слепых. Александр Первый, узнав об этом, приглашает его в Россию. И уже в 1807 году в Петербурге при поддержке царской семьи открывается первое училище для слепых детей. Располагалось оно не так далеко от нас — на Васильевском острове.

В 40-х годах XIX века в России в семье Оболенских рождается слепой мальчик — Денис Оболенский. Став взрослым, он переводит русский алфавит на Брайль, созданный в 1824 году.

Для училища закупались печатные станки, в частности, на Парижской выставке Николай Второй закупил несколько станков, на которых начинает печататься на русском Брайле различная литература. В конце XIX века начинают печатать и ноты – на нотном Брайле. Кстати, станки, которые Николай Второй закупил на французской ярмарке, использовались в типографиях до 90-х годов прошлого века.

При училищах были созданы библиотеки. В начале ХХ века было создано Общероссийское общество слепых. В 1924 году состоялся учредительный съезд уже советского Всероссийского общества слепых. При отделениях этого общества начали создаваться типографии.

Мы считаем датой основания нашей библиотеки 1927 год. Она была создана при ВОСе, туда перешли уцелевшие после наводнения 1922 года 5 тысяч экземпляров книг фонда Александро-Мариинского училища. Это примерно четверть имевшегося тогда фонда библиотеки училища.

В 30-е годы зарождается идея создания сети государственных специальных библиотек. Но долгое время библиотеки существовали при отделениях ВОС. Эта идея была реализована только в 50-е годы. В каждом регионе создавались специальные библиотеки, которые были методическими центрами по работе со слепыми.

Сеть специальных библиотек сохранилась до настоящего времени, хотя некоторые из них в ходе модернизации библиотечной сети в целом вошли как структурные подразделения в состав областных научных библиотек. В настоящее время специальные библиотеки —серьёзные инклюзивные культурные площадки, они стали обслуживать не только слепых и слабовидящих, но и другие категории инвалидов, а также обычных посетителей. Мы, например, сейчас делаем упор на глухих людях, начинаем работать с людьми с ментальными особенностями. Мы планируем издавать книги для глухих по определенной методике.

Библиотека — инструмент социальной политики

Первая задача фестиваля — информационная, попытка обратить внимание общества на людей с ОВЗ. Вторая — социализация людей с ОВЗ, попытка их включения в культурную среду города. Именно поэтому проводится много мероприятий не только для них, но и с их участием. Например, организуются выставки рисунков, картин, написанных, в частности, слепыми и слабовидящими. Концерты, в которых исполнителями являются люди, имеющие какие-то ограничения по здоровью и многое другое.

Третья задача — позиционирование учреждений культуры как инклюзивных площадок.

Фестиваль заставил многих задуматься над тем, что они могут сделать. С нами связывались многие музеи, театры и заявляли о своем желании участвовать в фестивале, спрашивали, какие программы они помогли бы подготовить.

Фестиваль подтолкнул многие учреждения культуры к осознанию себя как инклюзивных площадок. Это яркий пример с точки зрения диалога с обществом.

Мы пытаемся наладить диалог и с государственными органами, и с бизнес-структурами. И пока у нас это получается. Мы пытаемся показать правительству города, что можем быть частью реализации социальной политики Петербурга.

Так, в ходе нашего взаимодействия с различными государственными учреждениями, выяснилось, что портал госуслуг не адаптирован для слепых и слабовидящих людей, МФЦ не адаптированы для работы со слепыми. В ходе совместной работы были обсуждены и решены многие задачи.

Так, например, на базе библиотеки теперь открыт пункт МФЦ, сотрудники библиотеки помогают находить и заполнять нужные документы. Раз в месяц сотрудники МФЦ принимают читателей нашей библиотеки.


В Кейптауне, Южная Африка, прошла 81-я Генеральная конференция и ассамблея ИФЛА, Всемирный библиотечный и информационный конгресс (15–21 августа 2015 г.), посвященная вопросам предоставления инклюзивных библиотечных услуг слепым и слабовидящим людям. Было отмечено, что всё больше информации доставляется с использованием компьютерных и сетевых технологий, библиотеки играют всё более важную роль в обеспечении доступа всех людей к Интернету и другим информационным ресурсам. Современная библиотека помогает уменьшить социальную изоляцию слабовидящих людей. При обеспечении доступности электронных ресурсов должны применяться принципы универсального дизайна.

Универсальность означает, что вместо того, чтобы проектировать свои услуги и средства для обычного пользователя, вы разрабатываете их для людей с широким спектром способностей и способностей. Необходимо учитывать, что у постоянных посетителей могут быть проблемы не только с обучением, но и нарушения зрения, речи, слуха и подвижности.

Хотя нельзя ожидать, что в библиотеке будет установлено специализированное оборудование для каждого типа инвалидности, персонал должен знать о вариантах обеспечения доступности библиотечных ресурсов и должен предоставить доступное оборудование, которое, как они ожидают, будет использоваться или будет доступно при относительно низких затратах. Опыт многих зарубежных странах является более позитивным, и указывает на технологии, обеспечивающие быстрое реагирование на запросы посетителей.

Библиотеки организуют и распространяют все формы выражения знаний, а бесплатное библиотечное обслуживание по мнению зарубежных авторов, является основой демократии, гражданства, экономического, социального развития и образования в прогрессивных обществах.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 80 % слепых людей в мире живут в странах третьего мира, большинство из них неграмотны и не имеют доступа к библиотекам. Если 180 миллионов людей с нарушениями зрения — это большое число, то в совокупности по странам — это небольшое, рассеянное население.

Литература свидетельствует о дискуссиях в зарубежной печати о роли библиотек для слепых и публичных библиотек в обслуживании инвалидов по зрению, о важности сотрудничества между ними. Британское библиотечное обследование показало, что многие публичные библиотеки полагают, что слепые должны обслуживаться внешними учреждениями, такими как королевская Национальная библиотека для слепых [2].

Опрос также показал, что они не идентифицировали слепых как целевую группу. Крэддок утверждал, что эти люди являются членами общественности и они должны иметь те же услуги из местной библиотеки, что и зрячие пользователи.

Например, публичная библиотека на базе сообщества имеет наилучшие возможности стать отправной точкой доступа для всех читателей с ограниченными возможностями печати. Все библиотеки должны обеспечивать, чтобы их коллекции и услуги дополняли и интегрировались с национальными учреждениями для обеспечения доступа к как можно более широкому кругу материалов и услуг” [3].

Таким образом, многие страны, такие как Новая Зеландия, Австралия, Италия, продолжают выявлять необходимость создания центральной библиотеки, специально предназначенной для удовлетворения потребностей. Bernardi F. в обзоре литературы о библиотеках для слепых отмечает проблемные точки, которые можно найти [1]:

1) разнообразие библиотечных услуг для слепых и слабовидящих людей варьируются от страны к стране, но обычно библиотеки для слепых играют центральную роль в обслуживании этого типа читателей;

2) как правило, библиотеки вынуждены предоставлять непрофессиональные услуги с низким уровнем и низким бюджетом;

3) в большинстве стран услуги библиотек для слепых не являются частью публичной или национальной библиотечной системы;

4) их основная роль заключается в производстве доступных форматов (шрифт Брайля, аудио, электронные тексты, крупный шрифт);

5) некоторые из них имеют хорошие возможности для использования новых разработок в области цифровых библиотечных услуг.

Библиотеки для слепых даже в относительно развитых и процветающих странах страдают от неравенства по сравнению с публичными библиотеками. Большинство из них обеспечивают доступ менее чем к 5 % материалов в журналах и публикациях, доступных в электронном формате.

Зарубежные авторы, обсуждая будущие перспективы библиотечных услуг для инвалидов по зрению, отмечают лидирующие позиции 2 моделей

Национальная Доступная библиотечная служба Великобритании (NAILS) будет кооперативным предприятием, использующим сильные стороны всех секторов для обслуживания всех граждан, которые нуждаются в ее услугах. Его двойной упор будет делаться на поощрении всех поставщиков и посредников контента, включая библиотеки, к серьезному отношению к доступности и на облегчении доступа к материалам в соответствующих форматов [4].

NALS будет занимать свое место в рамках стимулирующей инфраструктуры распределенного национального электронного ресурса Соединенного Королевства (DNER), используя, насколько это возможно, распределенные ресурсы и максимально используя электронные форматы, когда они подходят для доставки и доступа слепых и слабовидящих людей. Но по сути это будет гибридная служба, использующая традиционные и электронные форматы в зависимости от потребностей своих пользователей” [4].

  1. Bernardi, F. Biblioteche Italiane e disabili visivi. Italian Libraries and Visually Disabled People// Biblioteche Oggi. — 2003.- 5(21), Р. 15–25.
  2. Craddock, G. M. Assistive Technology Shaping the Future//IOS Press.- 2003.- № 1.- August.
  3. IFLA International Federation of Library Associations, The Public Library Service: IFLA/UNESCO Guidelines for Development, ed. for the Section of Public Libraries by Philip Gill et al. — Munich: Saur, 2001.- XVI.-P. 22–23.
  4. Brophy, P., Craven, J. (2000). Accessible Library websites: design for all. In Hopkins, L., ed., Library services for visually impaired people: a manual of best practise./ Library and Information Commission Research Report 76, London.- URL: The Council for Museums, Archives and Libraries.

Основные термины (генерируются автоматически): библиотека, NLS, слепой, услуга, нарушение зрения, DNER, DTB, NAILS, NALS, Великобритания.

Читайте также: