Астрономия в искусстве доклад

Обновлено: 05.07.2024

Астрономия и культура

Астрономия и культура

Задумывались ли вы над тем, какие картины природы вызывают у человека наибольшее восхищение? Вы наверняка вспомните и море - спокойное и бурное, то искрящееся под лучами солнца, то хмуро--серое под свинцовыми тучами, и горы с их суровой красотой, неприступными вершинами и сияющими снежными шапками, и экзотический южный пейзаж с яркими тропическими растениями, и скромное очарование берёзовой рощи. Конечно, из всего этого многообразия невозможно выбрать что-то одно. У каждого из нас есть личные пристрастия и вкусы. Одна и та же картина может вызвать совершенно разные чувства у разных людей. Вы можете ненавидеть горы и любить степные равнины, или быть очарованы тихой грустью осеннего дня, который на вашего соседа наводит только тоску. Но есть картина природы, которая не оставит равнодушным практически никого. Чувства, вызванные ею, будут удивительно схожи: ощущение покоя, гармонии, величия природы. Я говорю о том впечатлении, которое производит на человека чистое небо - днём голубое, а ночью - бархатно-черное, бездонное, усыпанное бесчисленным множеством сверкающих звёзд. Почему же небо вызывает у человека такие чувства? Рискну предположить, что причина лежит в глубокой древности, уходя корнями в доисторическую эпоху. Именно с чистого неба первобытному человеку не грозила никакая опасность, и это закрепилось в нашем подсознании. Человек изначально смотрел на небо без страха, с открытой душой и живым интересом. И именно этот живой интерес (а не только необходимость ведения календаря для земледельческих работ) стал первопричиной, толкнувшей человека к изучению явлений, происходящих на небе, небесных светил, их движений. Так зародилась астрономия - древнейшая из наук.

Я принадлежу к числу любителей астрономии. Прочитав эти слова, вы, вероятно, вообразите себе человека, проводящего все ночи у телескопа, а дни - за разглядыванием звездных карт и атласов, чтением каталогов, справочников и прочей узкоспециальной литературы. Несомненно, эти занятия присутствуют в моей жизни. Я веду наблюдения - правда, не на очень высоком уровне; читаю научную литературу по астрономии. Но круг моих интересов достаточно широк: я интересуюсь литературой и искусством, пишу стихи и прозу, рисую. При этом все мои увлечения и интересы взаимосвязаны. Небесные светила не раз становились темой моих стихов и рисунков. А важной составляющей моего увлечения астрономией является осознание тесной связи этой науки с культурой и искусством, с общечеловеческими культурными и философскими ценностями.


Возможно, такая формулировка удивит не только не знакомых с астрономией людей, но и некоторых моих собратьев по увлечению. Может быть, я услышу советы не смешивать науку и искусство, "физику и лирику". Но вспомните античную мифологию. Кто считается покровительницей астрономии? Урания - одна из девяти муз. Жители древней Эллады ставили в один ряд с искусствами и науки - другая муза, Клио, покровительствовала истории. Но история - гуманитарная наука, и связь ее с искусством хорошо просматривается и сейчас. Астрономия же и во времена Аристотеля и Гиппарха основывалась на точных наблюдениях, измерениях и вычислениях. Но сам предмет этих наблюдений и вычислений был в глазах древних настолько прекрасен, что и спустя полтора тысячелетия после Аристотеля, в четырнадцатом веке, описывая Земной Рай, Данте призывает на помощь хор муз, и прежде всего - Уранию, потому что его предмет особенно возвышен:

И в более поздние времена, и в наши дни, немало строк поэзии и прозы повествуют о красоте звездного неба. Философские раздумья, навеянные им, можно найти и у классиков русской литературы: Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Звезды, планеты, кометы, Млечный Путь часто возникают в поэтических строчках Серебряного века - например, у Брюсова, Блока, Гумилева. В их стихах они приобретают мистический смысл. Поэт-символист Федор Сологуб делает вымышленную звезду Маир центром идеального мира своих грез и мечтаний. Но особенно мне близки стихи (и проза) одного из крупнейших русских реалистов - Ивана Алексеевича Бунина. В его произведениях звездное небо тоже является символом, напоминанием о краткости человеческой жизни и вечности мира. Но, кроме того, Бунин, несомненно, хорошо знал и любил созвездия, умел ориентироваться среди светил. Об этом говорят многие его стихи: "Далеко на севере Капелла. ", "Черные ели и сосны сквозят в палисаднике темном. " Но сейчас я хочу процитировать отрывок из стихотворения "Ночь". Он поможет обозначить тему следующей части моего рассказа:



Разгадка кроется в собственном движении звезд. Древние ученые называли их неподвижными – в отличие от планет. Действительно, за прошедшие несколько тысячелетий в облике созвездий не произошло никаких перемен. Мы видим на небе те же фигуры, что и Аристотель, Птолемей или Гиппарх. Но звезды, как мы теперь прекрасно знаем, вовсе не прикреплены к хрустальной небесной сфере. В просторах Вселенной они несутся вокруг центра Галактики с огромными скоростями, и движение их незаметно только из-за чудовищных расстояний. Для того, чтобы изменения взаимного расположения звезд на земном небе стали заметны, требуются десятки тысяч лет. Но их вполне можно вычислить, и, таким образом, представить очертания созвездий в далеком прошлом и будущем.

А еще небесные светила служат мне маяками в пространстве и во времени. Одни и те же звезды видны и в моей родной Рязани, и в других городах и странах, где я никогда не была. Глядя на них, я совершаю мысленное путешествие по земному шару. Их свет, доходя до моих глаз, преодолевает гигантские расстояния, летя к Земле сотни, тысячи, а иногда – миллионы лет, и значит, видя его, я вижу невообразимо далекое прошлое.

Я сделала лишь попытку показать, чем привлекательна для меня наука о небе. Конечно, в рамках небольшой статьи трудно охватить всё. Осталась за ее пределами непростая проблема взаимоотношений астрономии и астрологии, не сказано ничего об архитектурных памятниках древности, служивших местом проведения наблюдений… Я надеюсь, что у меня еще будет возможность написать о многом. Но если сейчас я смогу заставить кого-нибудь взглянуть на небо чуть-чуть по-иному, если мне удалось доказать, что знание астрономии может принести вам не только чисто научные познания, но и эстетическое удовольствие – моя задача выполнена.

Olga Ukhmylina

В 2017 году в школах ввели предмет – астрономия. Возможно, это связано с нехваткой астрономов (в мире их всего 20000 чел.), а также с малозначительным количеством людей, компетентных в этой области и преобладающей дезинформацией с источников масс-медиа.

О б ычный метапредметный интерес к астрономии у людей постепенно вырождается. Общество чаще думает об утолении физиологических потребностей, и реже их сейчас волнуют загадки. А ведь основной признак, который отличает человека от всех остальных существ – это стремление познавать неизведанное, поиски и попытки постичь природу.

Именно поэтому, было решено выбрать тему, которая раскрывает важность астрономии в искусстве. Творчески-прикладная увлеченность людей гораздо больше, чем научно-техническая. Возможно, многие, познакомившись с этой работой, заинтересуются астрономией более серьезно и даже захотят связать с нею жизнь.

ВложениеРазмер
rabota_astronomiya_v_iskusstve_11_kl._8_kl.docx 702.64 КБ

Предварительный просмотр:

Астрономия в искусстве

Аляутдинов Камил Ансарович

Блинова Полина Александровна

Учитель физики и астрономии Ухмылина Ольга Игоревна

(По усмотрению экспертов работа может быть отнесена в научно-технологическую секцию)

В 2017 году в школах ввели предмет – астрономия, по-видимому, в связи с нехваткой астрономов (в мире их всего 20000 чел.). Во всей Вселенной на сегодняшний день жизнь найдена только на планете Земля. Но экология нашей планеты с каждым годом становится все хуже и хуже. Однажды человечество загубит свой дом и ему придется искать новый. Ближайшая планета, которую наиболее всего возможно подстроить под человека – это Марс. Но в настоящий момент не хватает идей по созданию летательных аппаратов, расчетов полета, да и необходимо придумать очень много техники для создания на Марсе жизненных условий.

Кроме того, обычный метапредметный интерес к астрономии у людей постепенно вырождается. Общество чаще думает об утолении физиологических потребностей, и реже их сейчас волнуют загадки. А ведь основной признак, который отличает человека от всех остальных существ – это стремление познавать неизведанное, поиски и попытки постичь природу.

Именно поэтому, было решено выбрать тему, которая раскрывает важность астрономии в искусстве. Все люди иногда рисуют, и большинство людей хотя бы изредка интересуется картинами. Возможно, многие, познакомившись с этой работой, заинтересуются астрономией более серьезно и даже захотят связать с нею жизнь.

Наше исследование вносит новизну в сам жанр живописи, поскольку, как оказалось, людей, рисующих реалистично астрономические объекты, очень мало. Луну в иной фазе, нежели полнолуние, практически никто не пишет, только если в чисто надуманных иллюстрациях. Поэтому исследование может быть взято за основу к созданию новых законов в живописи.

Из всего выше сказанного можно выделить объект нашего исследования. Им является – применение астрономических знаний, а предметом являются – астрономические объекты (Луна, созвездия).

Мы поставили себе следующую цель: исследовать звездное небо, рассмотреть произведения художников и иллюстраторов на наличие астрономических ошибок и создать собственную картину, содержание которой требует астрономических знаний.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Живопись и космос


В процессе работы над исследовательским проектом по астрономии "Живопись и космос" обучающимся техникума была поставлена и реализована цель собрать теоретическую информацию о космической живописи, работая с литературными и научными материалами и рассмотреть живописные иллюстрации представления космоса.

Подробнее о работе:


В индивидуальной исследовательской работе по астрономии "Живопись и космос" описаны найденные в теоретических источниках по теме идеи изображения космоса, а также перечислены имена художников, которые в своем творчестве прибегли к изображению космоса и просторов Вселенной.

В готовом ученическом проекте по ИЗО "Живопись и космос" автором проведено исследование космических мотивов в живописи отечественных и зарубежных художников, обусловленное тем, что издавна тема космоса привлекала писателей, музыкантов, художников. В ученической работе автор попытался выявить, как воспринимался космос в различные периоды времени, в мифологии, живописи.

Оглавление

Введение
1. Идеи изображения космоса.
2. Художники изображавшие космос.
Заключение
Источники

Введение


Мы живем в космическую эпоху. То, о чем мечтали тысячи, сотни десятки лет назад становится реальностью. Полеты в космос, Луна, Марс. Еще полвека назад это воспринималось как фантастика.

Но не только ученые обращали свой взор в небо, познать Вселенную. Издавна тема космоса привлекала писателей, музыкантов, художников. Мы в своей работе попытались выявить, как воспринимался космос в различные периоды времени, в мифологии, живописи.

  • Сбор информации - работа с литературными и научными материалами;
  • Рассмотрение живописных иллюстраций представления космоса.

данной тематики обусловлена тем, что с 1961 года наша страна и общественность всего мира отмечает великий прорыв в науке - первый полет человека в космос. В связи с этим усилился интерес к космической теме.

Идеи изображения космоса

Покорения и освоение, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями узкопрофессиональная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии, живописи.

Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя свой путь – в зависимости, от понимания в обществе самой идеи космических полетов – от иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза и Константина Циолковского до полотен и выставок, посвященным будням космонавтов и астронавтов, видению технологий завтрашнего дня.

После публикаций Константина Циолковского книг различного направления, от научных трудов до научно-фантастических произведений, покорение космоса перестает быть фантастикой. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Глядя на картины художников посвящающих теме космоса, путешествий по дорогам Вселенной, не видно и тени примитивизма, отсутствие понимания темы.

Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. И ведь действительно, космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль.

И все же стоить отметить, что приоритетным направлением оставался реализм. Задачей художника считалось показать героев своей эпохи.

Художники, изображавшие космос

Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Города будущего американского художника, космические станции и корабли в его картинах – это фактически, невоплощенная реальность. В работах Уолтера Маейрса, американского художника, который увлекается астрономией, мы видим картины далеких планет нашей солнечной системы.


На картине звезд практически нет. Они вот в одной узкой дорожке в верхней части картины. С левого края до правого края протянута маленькая коричневая дорожка - и на ней звезды. Звездный путь. По этой дорожке идет ангел. Если Вы верите в Бога, то поймете, почему идет именно ангел.

И почему не простой ангел, а именно уставший ангел. Ангел, согласно религиозным правилам, - нематериальное существо. Ангел не может устать, не может износиться. Если ангел на середине звездной дороги устал… Для религиозного человека это то же, что для японца Фудзияма ниже волн. Для религиозного человека это символ безграничности – беспредельной протяженности и тяжести звездной дороги.

Геннадия Григорьевича Голобокова, для которого изображение космоса стало, своего рода, возможностью переломить судьбу, почувствовать себя свободным. С детства увлекался Геннадий Голобоков астрономией, очень любил рисовать, играл на скрипке. Обычное детство. Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской реки Линевки, он ударился головой о песок.

Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция, страшный диагноз - полная неподвижность. Поначалу это вызывало беспредельное отчаяние, до яростного нежелания жить. Хотя жизнь в прямом смысле слова врачи гарантировали. А юноше всего 16 лет. Мучительным для него было постижение ремесла: грамм везения на Эльбрус труда. А работать приходилось так. Лежа на спине.

Пальцы постоянно в полусогнутом состоянии. Он не мог пользоваться обыкновенным ластиком, а лишь карандашом с маленькой резинкой на конце. Карандаши покупали ему только мягкие, т. к. нажимать он не мог. Кисть Геннадий сначала брал ртом. Потом переплетал ее пальцами. Подрамник стоял на груди.

Одной рукой приходилось держать его. Руки уставали быстро. И космонавтов он любил писать не потому, что это модно. Он им был близок, как космонавт духа: "Я из тех, кто и в серой серости может к звездам найти разбег". 27 лет, прикованный к постели, Геннадий не знал ни дня отдыха.

Строгая графичность изображения, яркий локальный цвет, в который художник вкладывал символический смысл (зеленый цвет - символ жизни, голубой цвет неба и воды - нежность, красный - борьба) делают живопись Голобокова декоративной.В его работах нет фантастических пейзажей, инопланетян или сверхъестественных машин будущего. Голобоков первым среди художников - фантастов пытается представить и раскрыть психологический облик человека будущего.

Заключение

Время, пространство, человек. Тема космоса, покорения Вселенной – это то, что позволят увидеть будущее глазами художника, увидеть далекие миры, космические корабли и города. Фантазия, взгляд сквозь время и пространство – идея, которая была актуальной, и долгое время будет оставаться таковой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 КОСМОС В ЖИВОПИСИ

Описание презентации по отдельным слайдам:

 КОСМОС В ЖИВОПИСИ

КОСМОС В ЖИВОПИСИ

Космос в живописи: реальность и фантазия Тема космоса - его покорения и освое.

Космос в живописи: реальность и фантазия Тема космоса - его покорения и освоения, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями не новая,казалось бы, абсолютно научная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии, и,конечно,не могла обойти стороной изобразительное искусство.

Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя сво.

Говоря о космической теме в живописи, хотелось бы выделить несколько направле.

Несомненно, интерес к космосу, его покорению человеком, возрос после полета Ю.

Картины Алексея Леонова, увидевшие свет в 1967 году начинают менять ситуацию.

Ещё в детстве Алексей Архипович увлекся живописью. Он видел этот мир по-своем.

Ещё в детстве Алексей Архипович увлекся живописью. Он видел этот мир по-своему и написал более 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь). А. А. Леонов вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым создал серию картин и почтовых марок.

 "Если уйти на расстояние 40-50 тысяч от Земли, то теряется радуга, - расска.

"Если уйти на расстояние 40-50 тысяч от Земли, то теряется радуга, - рассказывает летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. - И мы видим Землю, а вокруг нее скучный белый ободок". "Знаете, как бы красиво и необычно ни было там, в космосе, величие и многообразие нашей земли гораздо больше" - таков вывод славного космонавта и талантливого художника. Внеземная палитра, по словам художника-космонавта, слишком скупа. Истинное вдохновение приносят пейзажи земные. Но только там - в космосе - снег, капли дождя и золото осени обретают вселенский масштаб и заставляют поверить в уникальность и неповторимость каждого мига. Леонов А.А., Соколов А. Картина ''Рабочее место - открытый космос"

Марка ГДР, посвященная Герою. Алексей Леонов некоторое время служил в Германи.

Марка ГДР, посвященная Герою. Алексей Леонов некоторое время служил в Германии, где любил посещать Дрезденскую Галерею живописи и любоваться собранием полотен великих художников

Интересны изображения Солнца в разное время суток, в разные сезоны и на разных широтах:

рис.3

Винсент ван Гог. Красные виноградники в Арле

По картинам можно составлять задания типа:

рис.1

Решение. Зная широту Арля и, определив по угловым размерам высоту Солнца над горизонтом, можно найти часть суточного пути светила и определить время, прошедшее после его восхода. Моментом восхода называется появление края диска Солнца из-за горизонта. Находим по географическому атласу, что широта Арля равна почти 44°. Часть суточного пути Солнца над горизонтом найдём как гипотенузу треугольника, катет которого равен высоте Солнца над горизонтом, а противолежащий угол равен 46° как угол между плоскостями небесного экватора и математического горизонта. Из чертежа видно, что АС = ρ + АD, где ρ – радиус Солнца на рисунке, а АD – расстояние центра Солнца до горизонта, поэтому гипотенуза АВ будет равна (ρ + АD) : cos 44°.

Измерив непосредственно на рисунке ρ = 10 мм, АD = 20 мм, находим АВ = 41,7 мм.

Длину АВ в дуговых минутах найдём, если вспомним, что угловой радиус Солнца равен 0,25° (или 15′) и составим отношение:

формула1

Время, которое Солнце затрачивает на прохождение пути АВ, найдём, поделив угловой путь Солн­ца на небе на скорость его движения по небу:

следовательно

360° : 24 ч = 15°/1 ч = 15′/1 мин 62,6′ : 15′/1 мин = 4,2 мин.

рис.4

Д.М.Утенков. Вечер у моря. Фрагмент

рис.2

Решение. По изображению Луны можно определить её фазу, т.е. долю освещённой части относительно диаметра: Ф = DB : АВ. На картине Ф = 0,29.

Фаза Луны связана с угловым расстоянием φ Луны от Солнца формулой: Ф = 0,5 (1 – cosφ), которая выводится из геометрических соображений.

Пусть АВ – диаметр Луны, перпендикулярный лучу зрения ТМ. ∠МТС = ∠ЕМВ = φ как углы со взаимно перпендикулярными сторонами. Из ΔЕМД:

cosφ = cos∠ЕМВ = MD/МЕ = (МВ – DВ)/МЕ = = 1 – 2Ф.

Подставляя числовые данные, получаем:

Осталось сообразить, как на картине измерять угловые расстояния: для этого нужно знать, что луна видна с Земли под углом 0,5°. По фазе Луны находим φ, а по нему – угловое расстояние Луны от Солнца, равное 180 – φ. затем от центра изображения луны на линии, перпендикулярной отрезку, соединяющему её рога, откладываем столько диаметров, сколько раз 0,5° укладывается в 180 – φ (ведь Солнце располагается как раз на этой линии). И порой получается, что на картине Солнце должно находиться над горизонтом, а на картине его уже не видно.

Действительно, измеряем по рисунку расстояние Луны Н от горизонта по прямой, соединяющей её центр с Солнцем: Н = 4,6 см. Используя угловой масштаб, т.е. число градусов небесной сферы в единице длины рисунка, находим, что Н = 3,3°. Значит, угловое расстояние Солнца от линии горизонта вдоль линии Луна–Солнце составляет 65° – 3,3° = 62°. Известно, что при высоте Солнца –16° наступают астрономические сумерки, т.е. абсолютная темнота. При h = –6° наступают гражданские сумерки, когда ещё можно что-то видеть, а на небе видны только самые яркие звёзды. Полученная нами высота Солнца для любой широты в России существенно больше –16°, так что деталей ландшафта не должно быть видно, поскольку должна уже быть тёмная ночь. Значит, художник нарисовал Луну слишком высоко.

(Художник, скорее всего, изобразил русский Север. Интересно, можно ли определить широту места? – Ред.)

рис.5

Б.М.Кустодиев. Морозный день

рис.6

А.И.Куинджи. Ночное. Фрагмент

Решение. Измеряем диаметр Солнца в миллиметрах на рисунке. пусть это будет, например, 5 мм. Значит, 1° небесной сферы занимает на рисунке 10 мм. Измеряем расстояние от центра диска Солнца до линии горизонта (одну из её точек находим как пересечение двух сходящихся к горизонту параллельных линий, а саму линию горизонта проводим через полученную точку так, чтобы она была перпендикулярна линии, опущенной на неё из центра Солнца) и получаем 52 мм, значит, угловое расстояние Солнца от горизонта 5,2°. Для нахождения широты места используем приведённую выше формулу для высоты светила h в верхней кульминации, приняв δ = –23,5° (мы задали день зимнего солнцестояния), и получаем φ = 61,3°, т.е. широту где-то в районе Великого Устюга.

Перечисленные примеры могут быть использованы как на уроках астрономии, так и во время кружковых занятий, а также как задания астрономических олимпиад.

Карташов

Владимир Фёдорович Карташов – доцент Челябинского ГПУ, окончил ЧГПУ в 1966 г., педагогический стаж 42 года. Окончил аспирантуру Астрофизического института АН КазССР в 1969 г. и работал там до 1978 г., затем 5 лет в НИИ профтехпедагогики АПН СССР в Казани, а с 1983 г. преподаёт астрофизику и астрономию в ЧГПУ. диссертацию на звание кандидата физико-математических наук защитил в 1974 г. в ГАО АН СССР в Пулкове (Санкт-Петербург), автор свыше 200 научных работ по астрономии и методике её преподавания и 12 книг по астрономии. Астрономию считает и профессией, и хобби: собирает и использует в своей работе всё, что связано с наукой о звёздах. Награждён грамотой Министерства просвещения СССР, медалями ВДНХ СССР.

Читайте также: