Социальные проблемы мегаполисов доклад

Обновлено: 04.07.2024

Одним из крупнейших явлений уходящего XX века стали мегаполисы. Если в начале века число городов с населением более одного миллиона жителей можно было пересчитать по пальцам, то к концу века даже трудно оценить их количество. При этом мегаполис — не просто большой город. Невиданная в других городах концентрация людей и ресурсов вызывает проблемы, которые часто невозможно представить в малых городах. Разумно предположить, что города будут расти и дальше, и Москва — не исключение. В данном реферате рассматриваются основные социальные проблемы мегаполисов и современного московского региона , а также пути их решения.

Конечно, невозможно осветить все имеющиеся проблемы, так что будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы.

1.Мегаполис как ступень(стадия) развития процесса урбанизации., Урбаниза́ция, Процесс урбанизации идёт за счёт:

  • естественного прироста городского населения;
  • преобразования сельских населённых пунктов в городские;
  • формирования широких пригородных зон;
  • миграции из сельской местности в городскую.

В литературе понятие “мегаполис” часто называют агломерацией, так как эти понятия идентичны. В настоящее время под Московской агломерацией в более широком масштабе подразумевается не только Москва с непосредственно примыкающими к ней населёнными пунктами, а Москва с двумя пригородными поясами и вся Московская область (столичный регион) с третим поясом.

В России насчитывается 22 агломерации-миллионера, которые возглавляются как городами-миллионерами , так и городами, не достигшими такого статуса. 1

Агломерации-миллионеры.

урбанизированное/ субурбанизированное- тяготеющее,тыс. чел(2010)

Московская агломерация.

В Московскую агломерацию с населением по разным оценкам от 14,7 до 17,3 млн человек входит более 50 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек. Площадь Москвы и её пригородной зоны в радиусе 60-70 км — 13,6 тыс. кв. км.

Санкт-Петербургская агломерация.

Санкт-Петербургская агломерация — моноцентрическая городская агломерация, сформировавшаяся вокруг второго в России города-мультимиллионера Санкт-Петербурга. В её состав входит вся территория города федерального значения Санкт-Петербург и часть территории Ленинградской области. Ориентировочно агломерация простирается на 50 км от центра Санкт-Петербурга.

Численность населения Санкт-Петербургской агломерации по разным оценкам составляет примерно 5,4-6,2 млн человек, площадь территории — примерно 11,6 тысяч км².

Самарско-тольяттинская агломерация.

Третья по размеру в России, Самарско-Тольяттинская полицентрическая агломерация-конурбация (СТА) в населением более 2,5 млн.чел включает в себя города Самара, Тольятти и ряд значительно меньших городов и прочих поселений.

Является одним из наиболее значимых межрегиональных центров социально- экономического развития и притяжения для Поволжья, Южного Предуралья и северного Казахстана.

Всем критериям агломерации удовлетворяет эта же совокупность поселений за исключением Сызрани и округи, имеющая численность населения около 2,3 млн.чел.Уникальность агломерации в том, что она единственная двухъядерная среди крупнейших в стране агломераций, в которой оба ядра входят в категорию крупнейших городов (более 0,5 млн.).В постсоветскую эпоху первое ядро испытывало значительную депопуляцию, но более молодое по населению второе ядро — практически нет. В период 2006—2010 годов тенденция депопулиции самарского ядра значительно притормозилась, второе ядро по прежнуму показывает прирост показателя численности населения.

СТА по численности населения более чем в два раза уступает второй российской агломерации (С-Петербургской) и не очень значительно превосходит следующие (2-миллионные Екатеринбургскую и Нижегородскую).

Екатеринбургская агломерация.

Четвёртая в стране, более чем 2-миллионная, Екатеринбургская агломерация является наиболее значимым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для большого макрорегиона Урал, но не единственным, так как там есть ещё миллионные агломерации Челябинска и Перми на Урале и Уфы между Уралом и Поволжьем. Местными властями планируется присоединить к городу-ядру как минимум один из городов-спутников из агломерации (Верхняя Пышма). 3

Нижегородская агломерация.

Ростовская агломерация.

Новосибирская агломерация.

Казанская агломерация.

Волгоградская агломерация.

1,4-1,5-миллионная агломерация Волгограда характеризуется значительной долей второго города в агломерации (Волжский).

Является в некоторой мере одним из межрегиональных центров социально-экономического развития Поволжья, где есть и другие миллионные агломерации и города (в том числе Саратов, Самара, Казань и Нижний Новгород).

В то же время часто отмечают отставание в развитии Волгоградской области, для которой Волгоградская агломерация является ключевой, от соседних регионов.В 2010 г. Волгоград в очередной раз введён в число городов-миллионеров за счёт административных преобразований (включения в черту города 25 населённых пунктов).

Примеры похожих учебных работ

История развития России в XV-XVII веках

. в 15-17 веках. Для реализации данной цели автором были поставлены следующие задачи: рассмотреть основные события в период 15-16 вв.; охарактеризовать социально-экономическое развитие России в . в., Новгородской земли до 1-й четверти 17 в.). . конца 15 в. .

Социально экономическое развитие России в XVII веке

Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в

. положение социально-экономического развития России во второй половине XVIII . Россия догнала Европу гигантскими шагами, но это стоило ей немалых потерь экономических . половина XVIII века в России - время невиданных изменений практически во . К концу 18 на .

Особенности исторического развития России

Социально-экономическое развитие России в XVII веке

. государственные власти к преобразованиям. [8] 2. Экономическое развитие России в XVII веке Россия XVII в. - централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К .

Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в

. рынок – ярмарки, торговые уставы и др.) . Органы власти, центральное и местное управление. эволюция по­литического строя России в сторону абсолютизма Абсо­лютная монархия развития и укрепления феодально-крепостнических отношений Первые предпосылки .

  • Анализ социологических данных
  • Антропология
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Возрастная психология
  • Гендерный анализ
  • Демография
  • Дифференциальная психология
  • Зарубежная философия
  • Зоопсихология
  • Истории и теории мировой культуры
  • Истории русской философии
  • История и теория религии
  • История психологии
  • Клиническая психология
  • Конфликтология
  • Культурная антропология
  • Логика
  • Логико-комбинаторные методы
  • Методологические проблемы психологии
  • Методология и методы социологии
  • Методы измерения в социологии
  • Общая психология
  • Онтологии и теории познания
  • Основы нейропсихологии
  • Основы психодиагностики
  • Педагогика
  • Педагогическая психология
  • Политология
  • Психогенетика
  • Психология личности
  • Психология сознания
  • Психология труда и инженерная психология
  • Психология
  • Психофизиология
  • Современная социальная политика
  • Современные теории деятельности и практической рациональности
  • Социальная и экономическая антропология
  • Социальная история
  • Социальная психология
  • Социальная структура и социальная стратификация
  • Социальная теория и прикладное социальное знание
  • Социальная теория семьи и семейных отношений
  • Социальная философия
  • Социально-экономическое поведение домохозяйств
  • Социолингвистика
  • Социологическая теория
  • Социологическое исследование
  • Социология
  • Социология культуры
  • Социология маркетинга
  • Социология науки и научного знания
  • Социология образования
  • Социология политики
  • Социология предпринимательства
  • Социология профессий
  • Социология религии
  • Социология труда и занятости
  • Социология хозяйственного развития
  • Специальная психология
  • Сравнительная психология
  • Физиология высшей нервной деятельности
  • Философия
  • Философия и методология науки
  • Философия образования
  • Философия политики и права
  • Философия религии и религиоведения
  • Философия языка и коммуникации
  • Философская антропология
  • Экономическая и социальная статистика
  • Экономическая социология
  • Экспериментальная психология
  • Эстетика
  • Этика

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Гост

ГОСТ

Проблема инфраструктуры мегаполисов

Социальные проблемы современных мегаполисов это комплекс трудностей в развитии муниципальных образований. На ликвидацию этих сложностей направлены действия органов муниципального управления и населения. Если вовремя не выявить и не устранить социальные проблемы мегаполиса, то повышаются риски развития кризисной ситуации.

Современные городские пространства очень быстро растут и развиваются, и это приводит не только к позитивным, но и к некоторым негативным последствиям. Причем проблемы возникают в разных сферах и направлениях человеческой жизни. Например – проблема транспортного обслуживания и обеспечения городского населения транспортной инфраструктурой. Еще одна социальная проблема, которая затрагивает экономическую сферу – растущий уровень безработицы. Для того, чтобы выявить проблемы и определить механизмы их разрешения, исследователи и специалисты пользуются инструментами диагностики. Самый главный из них – изучение общественного мнения жителей муниципальных образований, которые могут объективно оценивать все проблемы и предлагать варианты их решения.

К мнению жителей следует прислушиваться очень внимательно, поскольку государство и власти должно реализовывать свою деятельность во благо народа, и для этого необходимо постоянно мониторить общественное мнение и делать все возможное, чтобы уровень удовлетворенности горожан условиями их жизни регулярно возрастал. Чаще всего в ходе исследований специалисты выявляют проблемы инфраструктуры, заключающиеся в том, что муниципальные образования городского типа (мегаполисы и крупные города) не обеспечены достаточным количеством значимых для общественной жизни учреждений:

  • культуры;
  • искусства;
  • здравоохранения;
  • спорта;
  • образования.

В результате такого недостатка население сталкивается с невозможностью в полном объеме получать необходимые ему услуги. Это ведет к тому, что гражданам приходится или полностью отказываться от потребления данных услуг, или стремиться к их потреблению, но уже на территории других городских образований или даже государств. Такой естественный отток населения ведет к тому, что уезжают талантливые люди – ученые, общественные деятели, которые более не видят смысла в том, чтобы продолжать реализовывать свою деятельность в плохих условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Решение проблемы требует существенных затрат. Комплексное развитие мегаполисов требует больших вложений и длительного времени, но является необходимым и перспективным направлением. Социальное и экономическое развитие мегаполиса привлекает в него граждан, им хочется жить в этом городе, работать в нем, отдыхать и реализовываться. Непривлекательные условия отталкивают человека, что приводит к тому, что он покидает город. К решению проблемы следует привлекать региональные и федеральные власти. Финансирование решения обусловлено поступлением средств из бюджетов высшего уровня. Инициативой отдельных общественных объединений и социальных групп исполнение невозможно.

Транспортная и социальная проблема больших городов

Транспорт является важнейшим инфраструктурным элементом жизни в мегаполисе. Часто люди сталкиваются с проблемой: как добраться до нужного пункта, если транспорт недоступен, а дороги постоянно заняты пробками. Значение транспорта трудно переоценить, ведь он обеспечивает перемещение населения от дома до работы и обратно, а также создает удовлетворительные условия для реализации человека и его социальные потребностей.

Транспортное обслуживание должно быть доступно любым категориям граждан, однако люди с низкими доходами не могут позволить себе личный автомобиль. Наиболее распространенные проблемы в транспортном обслуживании, можно объединить в несколько категорий:

  1. недостаток городского транспорта, из-за чего сложно обслужить весь существуют пассажиропоток;
  2. перегруженность дорожной сети личным транспортом – появляются проблемы с перемещением по городу, пробки и заторы;
  3. низкий уровень развития транспортной сети, некачественные развязки, плохое дорожное покрытие;
  4. высокая стоимость транспортных услуг, которая регулярно меняется вместе с тарифами.

Решение проблем состоит в выделении полос для общественного транспорта, совершенствовании транспортной сети и предоставлении дотаций на оплату транспортных услуг.

Безработица – это одна из самых серьезных социальных проблем мегаполисов. В советские времена сложилось много производств, но со временем они закрылись или разорились. На протяжении длительного времени предприятия обеспечивали население работой, но в дальнейшем или утратили свою статусность, или стали полностью устаревшими. Население все чаще стало выбирать неконструктивные способы, которые могут помочь выйти из ситуации безработицы, но совершенно не снижают ее уровень. К их числу относятся: получение пособий по безработице, переезд и смена места жительства, работа в теневом секторе, где уровень зарплаты на порядок ниже и не может покрыть все потребности человека.

Наиболее логичный и конструктивный способ решения проблемы безработицы – формирование механизмов, которые обеспечат самозанятость. Городское население должно предпринимать самостоятельные меры для решения проблемы, а человек должен быть заинтересован в трудоустройстве, повышении квалификации и самореализации в профессиональной сфере. Государство и власти работают над решением проблемы, обеспечивая начинающих предпринимателей государственной поддержкой. Основное звено – это службы занятости. Проблемы решаются постепенно, поскольку на их разрешение требуется немало ресурсов, в частности материальных. Но перспективы у мегаполисов в этом плане – широкие.

Радикальные и стремительные изменения в политической, социальной, экономической и духовной жизни нашего общества, социально-экономическая нестабильность, слабая Социальная поддержка государства приводят к росту социальных проблем, которые проявляются на всех уровнях общественной жизни современного мегаполиса.
Возникновение и развитие разнообразных форм социальных трудностей у населения становится определяющей характеристикой реальности современного мегаполиса.
Цель: рассмотреть социальные проблемы современного мегаполиса.
Объект: современный мегаполис.
Предмет: социальные проблемы современного мегаполиса.
Задачи:
Изучить само понятие мегаполиса, а также его характеристики.
Изучить основные проблемы современного мегаполиса.
Рассмотреть различные подходы к разрешению основных проблем в современном мегаполисе.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.


Понятие мегаполиса и его основные характеристики

Основные проблемы современного мегаполиса

Если мы говорим о российских мегаполисах, то мы должны непременно учитывать тот факт, что в советское время при городском планировании как-то вообще не учитывалось, что наступит время, когда на 1000 человек будет приходится 500-700 автомобилей.
Пробки в самых больших мегаполисах, а также стареньких, не приспособленных для такого количества автомобилей европейских городах, вынуждают жителей передвигаться пешком, на велосипедах, или, в лучшем случае, на метро или другом общественном транспорте. Особенно это касается центра городов.
Крайне урбанизированная форма расселения в мегаполисе не предполагает особой заботы об экологии. Да, конечно, какие-то гигиенические нормы пытаются соблюдать, но если посмотреть на статистику онкологических заболеваний среди городских жителей становится понятно, что этого крайне недостаточно.
В мегаполисах с качеством воздуха, питьевой воды и продуктов питания всегда есть серьезные проблемы, к которым нужно также добавить и постоянный городской шум. В итоге, постоянным спутником человека стали стресс, подавленность, напряжение и тревога, а это компоненты коктейля под названием депрессия. Кстати, ВОЗ в 2020 году назовет депрессию вторым самым распространенным заболеванием в мире.
Не стоит также забывать и об эпидемиях. И хотя благодаря современной медицине мы можем больше не опасаться смертоносной бубонной чумы или холеры, все же проблема гриппа и других сезонных инфекционных заболеваний стоит по-прежнему остро в мегаполисах.
Хорошо там, где качественно налажена уборка и вывоз мусора. Но если муниципальные власти с этим не справляются, то мегаполисы начинают утопать в грязи, что также является серьезной проблемой, в том числе ведущей к увеличению числа преступлений.
Чем плотнее заселен город, тем выше уровень преступности. В городе хорошо наблюдается имущественное и социальное расслоение общества, и выводится соответствующая закономерность — на рабочих окраинах криминогенная обстановка всегда выше, чем в элитных престижных районах.
Другая серьезная криминальная проблема — коррупция. Управлять мегаполисом очень сложно и из-за этого у людей возникает масса трудностей, которые им кажется проще решать путем взятки должностным лицам.
У всех мегаполисов всегда есть проблемы с инфраструктурой: дороги разрушаются и долго чинятся, водопроводные трубы становятся ветхими и выходят из строя. Горожанам всегда не хватает детсадов, школ, поликлиник, больниц, автобусов, парков, общественных мест отдыха и т. п.
Сейчас вообще в городах преобладает стихийная застройка жилыми кварталами, где нет ни нормальных парковок, ни школ, ни детских садов. Хорошо, что власти — еще не всех, а лишь некоторых городов — начали обращать внимание на эти проблемы и стали требовать от застройщиков комплексного подхода к застройке новых городских территорий, которые должны включать парковочные места, детские площадки, детсады, школы.
Ежегодно в большие мегаполисы нашей страны прибывают сотни тысяч человек, кто-то проездом, но большая часть стремиться сюда в поисках лучшей доли. И лишь немногие гости столицы догадываются, какую нагрузку предстоит пережить их организму и психике

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Радикальные и стремительные изменения в политической, социальной, экономической и духовной жизни нашего общества, социально-экономическая нестабильность, слабая Социальная поддержка государства приводят к росту социальных проблем, которые проявляются на всех уровнях общественной жизни современного мегаполиса.
Возникновение и развитие разнообразных форм социальных трудностей у населения становится определяющей характеристикой реальности современного мегаполиса.
Цель: рассмотреть социальные проблемы современного мегаполиса.
Объект: современный мегаполис.
Предмет: социальные проблемы современного мегаполиса.
Задачи:
Изучить само понятие мегаполиса, а также его характеристики.
Изучить основные проблемы современного мегаполиса.
Рассмотреть различные подходы к разрешению основных проблем в современном мегаполисе.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.


Понятие мегаполиса и его основные характеристики

Основные проблемы современного мегаполиса

Подходы к разрешению основных проблем в современном мегаполисе

Беспроводная зарядка Smart

Если раньше жизнь в мегаполисе казалась человеку мечтой, подразумевающей комфортную, богатую жизнь, то сегодня все меньше людей выбирают в качестве постоянного места проживания крупные города. Главные факторы влияющие на миграцию — это основные проблемы мегаполисов. Вот несколько примеров.

Сейчас практически каждый житель большого или малого населенного пункта имеет в наличии автомобиль. Это привело к тому, что на дорогах в часы пик скапливается огромное число машин, которые выглядят километровой лентой. Движение останавливается порой на несколько часов, от этого страдают не только водители, сидящие за рулем, но и пассажиры общественного транспорта, которым приходится выстаивать часами в огромной пробке. Решение проблемы заключается в улучшении регулировки движения, расширение проезжей части, ее своевременный ремонт, строительство новых магистралей.

2. Загрязнение воздуха.

Одной из глобальных проблем мегаполисов в большинстве стран является сильное загрязнение воздуха. Плохая экология в городах объясняется огромным числом свалок, отсутствием мусороперерабатывающих предприятий, множеством заводов, выпускающих в воздух вредные вещества и автомобилей, засоряющих атмосферу выхлопными газами. Чтобы минимизировать данную проблему, необходимо увеличение числа парков в городах, активное озеленение улиц. Разумным решением станет вынос предприятий за город.

Чем больше численность населения в городе, тем выше преступность. Непосредственное влияние оказывает на данную ситуацию социальное расслоение в обществе. Замечено, что в престижных районах преступности меньше, чем на рабочих окраинах. Одной из важнейших криминальных проблем в городах названа коррупция. Людям в настоящее время, чтобы решить какой-либо вопрос с органами власти проще дать им взятку.

Сократить рост преступности помогут такие меры, как установка камер наблюдения в местах, где совершается большое число преступлений. Нужно увеличить частоту патрулирования городских улиц, особенно в темное время суток. Усилить контроль над высокопоставленными лицами, чиновниками.

4. Возможность эпидемий.

Плотность населения в мегаполисах, плохая экология, недостаток чистой воды, некачественное питание приводят к росту эпидемий. Правительству стран следует озаботиться вопросом развития медицины. Логичным решением данной проблемы станет постройка новых больниц, их полное оснащение современным оборудованием. Немаловажную роль играет финансирование научных организаций, осуществляющих разработку медицинских препаратов и вакцин. Безусловно, необходимо проводить постоянные беседы с населением о важности соблюдения личной гигиены, следить за оснащением в аптеках антисептиков, одноразовых масок. Так, например, для сокращения роста эпидемии в Москве создан новый вид официального московского пропуска для работников организаций, осуществляющих непрерывную работу и для разового передвижения.

Читайте также: