Сокровища микенских гробниц доклад

Обновлено: 05.07.2024

В феврале 1876 года Генрих Шлиман устремился в Микены, древнейший город Греции. По договору с греческим правительством все найденные немецким археологом предметы должны будут стать собственностью греческого народа.

Именно на Микенском акрополе, по предположению ученого, должны были находиться могилы Агамемнона, Эвримедона, Кассандры и других древнегреческих героев. В конце июля Г. Шлиман приступил к раскопкам, а уже 7 августа сосредоточил свое внимание на внутренней части акрополя. Его опытный глаз отметил сразу же своеобразную впадину, находившуюся справа от знаменитых Львиных ворот, и знаменитое скопление щебня.

Погребенные в микенских гробницах люди принадлежали к высшим слоям общества, а может быть, были правителями его. Вместе с ними было положено в гробницы много вещей, которые служили им при жизни, но большая часть предметов была сделана специально для погребальной церемонии. Из золота были выполнены диадемы, покрывающие лица усопших маски, нагрудники, наплечники, пояса. Тонкие золотые маски сначала были выдавлены в форме, а потом отчеканены. Одежда усопших была покрыта бесчисленными золотыми пуговицами и другими украшениями.

Первая гробница была разграблена еще в древности, и все же Г. Шлиман насчитал в ней пятнадцать золотых диадем – по пяти на каждом из трех усопших. Кроме того, в ней были золотые лавровые венки и украшения в виде свастик. На полу гробницы лежало множество ножей из обсидиана, а также куски большой серебряной вазы с устьем, покрытым резьбой и толстым слоем позолоты.

В другой могиле, где лежали останки трех женщин, Г. Шлиман собрал более 700 тонких золотых бляшек, на которых были выбиты самые разнообразные узоры, спирали, стилизованные цветки, изображения бабочек, медуз, осьминогов, листья растений, звезды… В таком же беспорядке лежали и застежки, сделанные из золота и драгоценных камней, а также множество золотых фигурок: грифоны, львы, олени, пальма с львятами на макушке, лебеди, утки, сфинксы, кузнечики на тонких цепочках… На одном из скелетов была надета золотая корона с 36 золотыми листиками: она украшала голову, уже почти обратившуюся в прах.

В четвертой гробнице археологическая экспедиция Г. Шлимана обнаружила пять больших медных котлов, один из которых был наполнен золотыми пуговицами (68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом). Рядом с котлами лежал ритон – серебряная голова быка (высотой около 50 сантиметров) с крутыми, красиво изогнутыми золотыми рогами и золотой розеткой во лбу. Пасть, глаза и уши этого быка-ритона были покрыты толстым слоем позолоты. Возле этой головы лежали две другие, чуть меньшего размера, – из листового золота.

Одна из найденных золотых масок изображала овальное молодое лицо с высоким лбом, широкими дугообразными бровями, длинным прямым носом и удивительно маленьким ртом с тонкими губами.

Но самой замечательной среди всех найденных оказалась одна маска, которая сохранилась гораздо лучше, чем все остальные. Она воспроизводит черты, испокон веков считающиеся эллинскими: узкое лицо, длинный нос, большие глаза, крупный рот с несколько пухловатыми губами… У маски – глаза закрыты, кончики усов чуть закручены кверху, подбородок и щеки закрывает окладистая борода.

Могилы были буквально набиты золотом. Но для Г. Шлимана было важно не золото, хотя его было почти 30 килограммов. Ведь это могилы Атридов, о которых говорил Павсаний! Это маски Агамемнона и его близких, все говорит за это: и число могил, и количество погребенных (17 человек – 12 мужчин, 3 женщины и два ребенка), и богатство положенных в них вещей… Ведь оно столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо Агамемнона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Микены

Златообильные Микены

Микены.

Микены. Эгейское искусство, которое иногда называют крито-микенским, — плод культуры, возникшей в бронзовый век в бассейне Эгейского моря: на островах этого моря, в материковой Греции (на полуострове Пелопоннес) и на западном побережье Малой Азии. Главным центром его был

Микены

Микены Микены находятся на Пелопоннесе, на полпути от Коринфа до Аргоса. Сам микенский холм был заселен в начале III тысячелетия до нашей эры. Он удобно расположился в центре небольшой плодородной долины, где протекает река Персея, и недоступен противнику. Очевидно, по этой

Греческий эпос и Микены

Греческий эпос и Микены Политическая расчлененность обширных южнобалканских земель и прилегавших к ним островов неизбежно вела к созданию племенных союзов и коалиций царств, часто кратковременных и эпизодических. Конфликты между соседями привели к XVII–XIV вв. к

Златообильные Микены

Златообильные Микены Телеграмма была адресована Георгу, королю Греции. Гекст ее гласил: «С беспредельной радостью сообщаю вашему величеству, что я открыл могилы, в которых, по преданию, лежат тела Агамемнона и его спутников, убитых на пиру Клитемнестрой и Эгистом. В этих

Вид на микенские руины

Сегодня известно, что жителями Микен были ахейцы, предки древних греков, которые пришли на территорию Греции в начале II тыс. до н. э., а уже к XIV–XI вв. до н. э. смогли развить богатую цивилизацию, которая переняла много у своей соседки — цивилизации минойской — и поглотила ее. Микены были культурным и политическим центром ахейцев до самого конца существования этой цивилизации.

Руины некогда культурного и политического центра ахейцев

Развалины этого города расположены на востоке полуострова Пелопоннес, что на юге современной Греции. Область эта и в древности, и сейчас называется Арголида. Руины находятся относительно недалеко от других центров Древней Греции: в 11 км южнее — Аргос, в 48 км северней — Коринф, в 90 км северо-восточней — Афины. С холма, где располагался дворец, взору открываются великолепные пейзажи: горы, холмы, сады и виноградники. Не зря древние ахейцы выбрали это место для основания города: кажется, что воздух здесь наполнен энергией и силой гор. Помимо руин древних Микен здесь остались шахтные гробницы, захоронения за пределами городских стен и дворец.

Город этот был открыт последним романтиком археологии Генри Шлиманом в 70-х гг. XIX в., и с этого момента об историческом значении этой местности стало напоминать не только название ближайшей деревушки Микинес, но и массовые раскопки, начатые Шлиманом.

Генрих Шлиман

Что искал и что нашел Шлиман

Микенские украшения, найденные Шлиманом

Что и говорить, могилы были буквально набиты золотом. Но для Шлимана важно было не золото, он считал, что нашел маски царской семьи Агамемнона и его близких, и все, казалось, говорит об этом: и число могил, и количество погребенных (17 человек: 12 мужчин, 3 женщины и 2 ребенка), и роскошь положенных в них предметов. Ведь богатство столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо именно самого Агамемнона.

Позднейшие исследования (уже после смерти Шлимана) показали, что маска была сделана почти за три столетия до рождения Агамемнона. Однако до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царем и даже носит его имя. Шлиман сделал потрясающие открытия, пустившись вслед за легендами, не подкрепленными фактами. А легенд этих, связанных с Микенами, было предостаточно.

Маска Агамемнона

Микены, выросшие из мифа

Основание любого крупного древнегреческого города связано с каким-нибудь героем. В случае с Микенами это Персей — сын Зевса и Данаи, отрубивший голову медузе Горгоне и оседлавший Пегаса.

Персей — легендарный основатель Микен. Статуя работы С. Боттичелли, XVI в., Флоренция

Хотя Персей и основал город, строительство Микен приписывали гигантским одноглазым великанам циклопам. И правда, глядя на массивные древние стены, не верится, что их могли воздвигнуть люди. Кстати, любую кладку из грубо вытесанных глыб огромного размера принято называть циклопической.

Камни микенских стен

Еще много сказаний связано с Микенами. Так, династию потомков Персея сменил род Пелопса (Агамемнон тоже был из этого рода), проклятый за подлость и жадность, что вылилось в итоге в нескончаемые несчастья для всего рода.

Клитемнестра (жена Агамемнона) вместе с любовником Эгисфом прирезали мужа, привезшего, кстати, из Трои не только доставшееся Шлиману золото, но и возлюбленную Аполлона, прорицательницу Кассандру. Деяние ревнивой царицы было отмщено ее сыном Орестом, убившим и любовника, и свою мать (по наущению дочери Клемнестры и его сестры Электры). Ворота, через которые он убежал из Микен, совершив убийство, и поныне стоят у входа в Микены и называются Львиными воротами. За это преступление он был наказан древнегреческими богинями эриниями, но это уже другая история.

Аттическая краснофигурная ваза. Орест, убивающий Эгисфа, оборачивается на убегающую Клитемнестру

Львиные ворота у входа в Микены

Хотя мифы и рассказывают о несчастьях царской семьи Микен, судя по оставшимся нам археологическим свидетельствам, жили они хорошо и богато, ну а если между ними и были какие ссоры, все давно покрыто пеленой исторического забвения, и все, что нам остается, — строить догадки.

Микенские гробницы

О том, как жили (и умирали) микенские цари и князья, могут рассказать гробницы, в которых их хоронили. Они найдены Шлиманом при раскопках 1874– 1876 гг. Шахтовые гробницы поражают как богатствами, помещенными внутри, так и архитектурой.

Шлиман думал, что они принадлежат царским легендарным семьям. Эти гробницы и поныне носят названия мифических владельцев: гробница Клитемнестры и Агамемнона, сокровищница Атрея. Впрочем, сегодня археологи подвергают сомнению факт принадлежности этих гробниц именно им, но названия менять не стали.

Купол изнутри сокровищницы Атрея

Эти гробницы, или, как их еще называют, толосы, представляют собой круглые в плане подземные помещения (камеры), перекрытые ложным куполом, который образуется за счет того, что каждый следующий верхний ряд камней выступает над нижним.

Подобную конструкцию имеют и ложные своды, перекрывающие коридоры в крепостных сооружениях, во многих городах той эпохи, соседствующих с Микенами (Тиринф, Фивы, Пелос). По сути, эти гробницы представляют собой большие каменные колодцы на территории, впоследствии обнесенной стеной.

Внутри гробницы

Среди гробниц наиболее известна сокровищница царя Атрея, расположенная за стенами города. Ее диаметр — 14 м, а высота купола достигает 13 м. Длинный коридор, ведущий в гробницу, высечен в скале и образуется колоннами с богатым орнаментом и перемычкой.

Предметы, что были найдены в гробницах, относятся к так называемому переходному от среднеэлладского (2100– 1600 гг. до н. э.) к позднеэлладскому (1500–1100 гг. до н. э.) периоду и указывают на связь между Грецией и Критом в середине II тыс. до н. э.

Царская диадема из гробницы (около XVI в. до н. э.)

На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота. В могилах найдено множество сокровищ: предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, мечи, чаши, кольца, золотые диски и пластинки с чеканкой или тиснением на них в виде осьминогов. Были здесь и бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота и рисунками на клинках, выполненными в технике золотой и серебряной инкрустации. На двух довольно художественно изображены сцены охоты.

В период, когда сооружались гробницы, микенское общество переживало существенный подъем. Богатство шахтовых гробниц свидетельствует о большом развитии этой культуры во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование — явный пример уже происшедшего отделения труда ремесленников от земледельцев. Наличие некоторых вещей говорит о широких связях, возможно, торговых, с отдаленными странами (Египет занимал лидирующую позицию). Впрочем, все археологические данные указывают именно на местное происхождение микенской культуры.

Украшение из микенской гробницы

Находки из гробниц многое способны рассказать о той цивилизации. Но можно взглянуть на микенское общество и с другой стороны, основываясь на письменных источниках.

Творчество Гомера как исторический источник

Успехи Шлимана, вооруженного поэмами Гомера, и археологические находки, накопленные в течение 150 лет, дают основание рассматривать творчество древнего поэта в качестве исторического источника, правда, с учетом того, что Гомер мог сам что-нибудь придумать (ведь он жил на несколько столетий позже описываемых событий) или это могли сделать переписчики.

Гомер

Следует отметить, что ахейское общество менее архаично и уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и уже менее критичны. Однако исконные обычаи обладают большой силой и охраняются самими богами. Имеет значение общественное мнение. Еще остаются пережитки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях, однако городская община уже сложилась, а управление ею распределено между единоличным вождем, советом старейшин и народом (чем не прототип настоящей афинской демократии!). Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость в военном деле, мудрость советов и красноречие в мирное время.

Гомеровское общество весьма неоднородно по составу: в нем особенно различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы. Между людьми свободными наблюдаются различия по состоянию и роду занятий. Взаимные отношения между господами и рабами не такие жесткие и даже носят отпечаток патриархальной простоты и близости. В отношениях между мужчиной и женщиной замечается больше равноправия, чем это было во времена Античности (вспомним хотя бы фривольное поведение Клитемнестры).

Как добраться

Из Москвы в Афины организован прямой рейс (Aeroflot, от €330) или с пересадками, что выйдет немного дешевле (Air Moldova/ Malev, от €200/250). Далее отправляйтесь на автобусе до города Нафплион (около €15), который станет промежуточным пунктом на пути к деревне Микинес (до €5).

Заключение

Микены выросли на месте деревушки и в течение нескольких столетий после упадка Кносса были настоящей европейской столицей своего времени. Находки в гробницах указывают на то, что богатства сюда стекались со всех сторон. Это был крупный культурный, административный и экономический центр.

sokrovishhe-mikeny

Сокровище Микены. В феврале 1876 года Генрих Шлиман устремился в Микены, древнейший город Греции. По договору с греческим правительством все найденные немецким археологом предметы должны будут стать собственностью греческого народа.

Именно на Микенском акрополе, по предположению ученого, должны были находиться могилы Агамемнона, Эвримедона, Кассандры и других древнегреческих героев. В конце июля Г. Шлиман приступил к раскопкам, а уже 7 августа сосредоточил свое внимание на внутренней части акрополя.

Его опытный глаз отметил сразу же своеобразную впадину, находившуюся справа от знаменитых Львиных ворот, и знаменитое скопление щебня.

Внутри этого круга, чуть ниже, были найдены надгробные стелы, покрытые древними рельефными изображениями.

Сокровище Микены. Древними рельефные изображениями

Эти изображения представляют сражающихся на колесницах людей, сцены охоты и орнаменты различного характера. Странный каменный круг Г. Шлиман принял сначала за скамью, на которой восседали отцы города во время совещаний и судебных заседаний.

По предположениям ученых, каменный круг сначала, видимо, служил местом захоронений и только позднее стал местом совещаний.

В Микенах Г. Шлиман открыл пять знаменитых гробниц, находки из которых своими художественными достоинствами ослепили весь ученый мир. Сам Г. Шлиман писал впоследствии:

Действительно, лишь намного позже, уже в XX веке его превзошел знаменитый клад из гробницы египетского фараона Тутанхамона.

Погребенные в микенских гробницах люди принадлежали к высшим слоям общества, а может быть, были правителями его. Вместе с ними было положено в гробницы много вещей, которые служили им при жизни, но большая часть предметов была сделана специально для погребальной церемонии.

Сокровище Микены. Древними рельефные изображениями

Из золота были выполнены диадемы, покрывающие лица усопших маски, нагрудники, наплечники, пояса. Тонкие золотые маски сначала были выдавлены в форме, а потом отчеканены. Одежда усопших была покрыта бесчисленными золотыми пуговицами и другими украшениями.

Первая гробница была разграблена еще в древности, и все же Г. Шлиман насчитал в ней пятнадцать золотых диадем — по пяти на каждом из трех усопших.

Кроме того, в ней были золотые лавровые венки и украшения в виде свастик. На полу гробницы лежало множество ножей из обсидиана, а также куски большой серебряной вазы с устьем, покрытым резьбой и толстым слоем позолоты.

В другой могиле, где лежали останки трех женщин, Г. Шлиман собрал более 700 тонких золотых бляшек, на которых были выбиты самые разнообразные узоры, спирали, стилизованные цветки, изображения бабочек, медуз, осьминогов, листья растений, звезды…

Сокровище Микены. Древними рельефные изображениями

В таком же беспорядке лежали и застежки, сделанные из золота и драгоценных камней, а также множество золотых фигурок: грифоны, львы, олени, пальма с львятами на макушке, лебеди, утки, сфинксы, кузнечики на тонких цепочках…

На одном из скелетов была надета золотая корона с 36 золотыми листиками: она украшала голову, уже почти обратившуюся в прах.

В четвертой гробнице археологическая экспедиция Г. Шлимана обнаружила пять больших медных котлов, один из которых был наполнен золотыми пуговицами (68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом).

Рядом с котлами лежал ритон — серебряная голова быка (высотой около 50 сантиметров) с крутыми, красиво изогнутыми золотыми рогами и золотой розеткой во лбу.

Пасть, глаза и уши этого быка-ритона были покрыты толстым слоем позолоты. Возле этой головы лежали две другие, чуть меньшего размера, — из листового золота.

Сокровище Микены. Древними рельефные изображениями

Одна из найденных золотых масок изображала овальное молодое лицо с высоким лбом, широкими дугообразными бровями, длинным прямым носом и удивительно маленьким ртом с тонкими губами.

Но самой замечательной среди всех найденных оказалась одна маска, которая сохранилась гораздо лучше, чем все остальные. Она воспроизводит черты, испокон веков считающиеся эллинскими: узкое лицо, длинный нос, большие глаза, крупный рот с несколько пухловатыми губами…

У маски — глаза закрыты, кончики усов чуть закручены кверху, подбородок и щеки закрывает окладистая борода.

Могилы были буквально набиты золотом. Но для Г. Шлимана было важно не золото, хотя его было почти 30 килограммов. Ведь это могилы Атридов, о которых говорил Павсаний!

Это маски Агамемнона и его близких, все говорит за это: и число могил, и количество погребенных (17 человек — 12 мужчин, 3 женщины и два ребенка), и богатство положенных в них вещей…

Сокровище Микены. Древними рельефные изображениями

Ведь оно столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо Агамемнона.

В одной из могил Г. Шлиман обнаружил большое количество бронзовых мечей, 87 штук — целый арсенал по тем временам. Выставленные в Афинском археологическом музее, они привлекают многочисленных посетителей и туристов.

На парадном оружии микенских басилеев, инкрустированном золотом, серебром и чернью, чрезвычайно тонко выполнены различные узоры: охота на львов и леопард, нападающий в зарослях тростника на диких уток.


После столь удачного дебюта в археологии коммерсанту Шлиману грех было останавливаться на достигнутом. Действуя по той же схеме, он решил прокатать ещё одну древнюю легенду.


Местонахождение Микен было известно, они располагались на полпути между Аргосом и Коринфским перешейком.

В этот раз Шлиману нужно было найти только гробницу Агамемнона. И по признанию самого Генриха, путеводной нитью для него стал античный автор Павсаний.

Развалины древних Микен

Археологу, который хотел одного – найти то, что осталось от эпохи Троянской войны, – случайно удалось открыть в пелопоннесских Микенах неизвестную прежде цивилизацию.

В феврале 1876 года Генрих Шлиман устремился в Микены, древнейший город Греции. По договору с греческим правительством все найденные немецким археологом предметы должны будут стать собственностью греческого народа.

Сегодня установлено, что шахтные гробницы акрополя в античном месте Микены построены в XVI веке до н. э. – за несколько столетий до событий, ставших темой гомеровской "Илиады”. Цивилизацию, которой они принадлежат, назвали микенской – по имени ее главного центра.


Первоначально жители Микены поддерживали хорошие отношения с обитателями острова Крит, но около 1450 года до н. э. завоевали их землю.


Это произошло после мощного извержения вулкана на острове Тира. Последствия катастрофы ощущались во всем бассейне Эгейского моря. Лава уничтожила дворцы на Крите, после чего минойская цивилизация пришла в упадок и гегемонию в регионе захватили Микены.

Древняя гробница в Микенах

Гробницей Агамемнона – или Сокровищницей Атрея – называют крупнейшую из девяти купольных гробниц, открытых на сегодняшний день в Микенах.

Это здание, внешне напоминающее улей, датируют 1250 годом до н. э.; оно было построено без использования кладочного раствора.

Сокровищницей "Атрея". Львиные ворота

Акустика там восхитительная. Наличие в Микенах двух типов гробниц, относящихся к разным эпохам, косвенно подтверждает данные мифов о двух правивших в Микенах династиях – Персеидов и проклятых богами Атридов.

Тяготевшее над Атридами проклятие было излюбленной темой греческих трагедий.


Именно на Микенском акрополе, по предположению ученого, должны были находиться могилы Агамемнона, Эвримедона, Кассандры и других древнегреческих героев.

Начав раскопки летом 1876 года, разбирая один культурный слой за другим и опираясь на текст Павсания, как раньше на Гомера, заявил, что обнаружил Микены времён Агамемнона.

Эти изображения представляют сражающихся на колесницах людей, сцены охоты и орнаменты различного характера. Странный каменный круг Г. Шлиман принял сначала за скамью, на которой восседали отцы города во время совещаний и судебных заседаний.


По предположениям ученых, каменный круг сначала, видимо, служил местом захоронений и только позднее стал местом совещаний.

Как и в прошлый раз, все рабочие были удалены с места раскопок, и Шлиман с женой в течение 25 дней лично исследовали захоронения.

За это время они извлекли на свет божий несметные сокровища.

В могилах чета нашла 15 тел, буквально унизанных драгоценностями. Правда, останков никто не видел — Шлиман утверждал, что они рассыпались в пыль при первом же прикосновении.


В Микенах Г. Шлиман открыл пять знаменитых гробниц, находки из которых своими художественными достоинствами ослепили весь ученый мир.

Действительно, лишь намного позже, уже в XX веке его превзошел знаменитый клад из гробницы египетского фараона Тутанхамона.

Погребенные в микенских гробницах люди принадлежали к высшим слоям общества, а может быть, были правителями его.










Вместе с ними было положено в гробницы много вещей, которые служили им при жизни, но большая часть предметов была сделана специально для погребальной церемонии.


Из золота были выполнены диадемы, покрывающие лица усопших маски, нагрудники, наплечники, пояса.

Тонкие золотые маски сначала были выдавлены в форме, а потом отчеканены.

Одежда усопших была покрыта бесчисленными золотыми пуговицами и другими украшениями.

Первая гробница была разграблена еще в древности, и все же Г. Шлиман насчитал в ней пятнадцать золотых диадем — по пяти на каждом из трех усопших.

Кроме того, в ней были золотые лавровые венки и украшения в виде свастик. На полу гробницы лежало множество ножей из обсидиана, а также куски большой серебряной вазы с устьем, покрытым резьбой и толстым слоем позолоты.

В другой могиле, где лежали останки трех женщин, Г. Шлиман собрал более 700 тонких золотых бляшек, на которых были выбиты самые разнообразные узоры, спирали, стилизованные цветки, изображения бабочек, медуз, осьминогов, листья растений, звезды.



Серебрянная булавка с золотым навершием в виде Великой богини, держащей в руках стебли папируса, из гробницы III могильного круга А. Вторая половина 16 в. до н.э.

В таком же беспорядке лежали и застежки, сделанные из золота и драгоценных камней, а также множество золотых фигурок: грифоны, львы, олени, пальма с львятами на макушке, лебеди, утки, сфинксы, кузнечики на тонких цепочках.

На одном из скелетов была надета золотая корона с 36 золотыми листиками: она украшала голову, уже почти обратившуюся в прах.

В четвертой гробнице археологическая экспедиция Г. Шлимана обнаружила пять больших медных котлов, один из которых был наполнен золотыми пуговицами (68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом).


Рядом с котлами лежал ритон — серебряная голова быка (высотой около 50 сантиметров) с крутыми, красиво изогнутыми золотыми рогами и золотой розеткой во лбу.

Пасть, глаза и уши этого быка-ритона были покрыты толстым слоем позолоты. Возле этой головы лежали две другие, чуть меньшего размера, — из листового золота.

Одна из найденных золотых масок изображала овальное молодое лицо с высоким лбом, широкими дугообразными бровями, длинным прямым носом и удивительно маленьким ртом с тонкими губами.

Но самой замечательной среди всех найденных оказалась одна маска, которая сохранилась гораздо лучше, чем все остальные. Она воспроизводит черты, испокон веков считающиеся эллинскими: узкое лицо, длинный нос, большие глаза, крупный рот с несколько пухловатыми губами.

У маски — глаза закрыты, кончики усов чуть закручены кверху, подбородок и щеки закрывает окладистая борода.

Могилы были буквально набиты золотом.


Но для Г. Шлимана было важно не золото, хотя его было почти 30 килограммов. Ведь это могилы Атридов, о которых говорил Павсаний!

Это маски Агамемнона и его близких, все говорит за это: и число могил, и количество погребенных (17 человек — 12 мужчин, 3 женщины и два ребенка), и богатство положенных в них вещей.

Ведь оно столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо Агамемнона.


"Я видел лицо Агамемнона”, – сообщил в 1874 году в знаменитой телеграмме греческому королю немецкий археолог Генрих Шлиман.

Но радость исследователя была преждевременной: необычная золотая маска, которую он нашел в царских гробницах и принял за посмертную маску Агамемнона, в действительности относится не к XII веку до н. э., когда, согласно мифам, правил этот царь.

Маска Агамемнона



















Сокровища обогатили экспозицию афинского музея, Шлиман стал одним из национальных героев Греции - его популярность приобрела фантастические размеры, и все последующие археологические открытия широкая публика приписывала только ему.

Уже после смерти Шлимана выяснилось: погребения, раскопанные им, на 400 лет старше, чем он считал, и потому никак не связаны с великим завоевателем.

А "клад Агамемнона" скорее всего принадлежал далекому прародителю ахейского вождя - микенские захоронения были на несколько веков старше гомеровской Трои.

Опись сокровищ Агамемнона занимает 206 страниц крупного формата.

Здесь есть 15 золотых диадем, несколько десятков перстней, браслеты, пояса, 110 золотых цветов, 186 золотых пуговиц, золотая модель храма, золотой осьминог, и так далее, и так далее…


Но в микенских гробницах было не только золото.

В одной из могил Г. Шлиман обнаружил большое количество бронзовых мечей, 87 штук — целый арсенал по тем временам.



Выставленные в Афинском археологическом музее, они привлекают многочисленных посетителей и туристов.

На парадном оружии микенских басилеев, инкрустированном золотом, серебром и чернью, чрезвычайно тонко выполнены различные узоры: охота на львов и леопард, нападающий в зарослях тростника на диких уток.

Мужчины-микенцы не меньше женщин любили золотые вещи: как украшения - перстни, браслеты, нашивки на одежду, так и бронзовое оружие с инкрустациями золотом, серебром и сплавами благородных металлов - мечи и кинжалы, ножны к ним.
































Г. Шлиман тут же разразился серией статей, в которых доказывал: найдена именно гробница Агамемнона.

Во-первых, огромное количество ценностей, утверждал археолог, однозначно свидетельствует о том, что захоронение царское.


Во-вторых, похороны проходили явно в спешке: трупы по тогдашней традиции начали сжигать, но дело до конца не довели и закопали лишь слегка обожжённые тела. Такое могли проделать с царской особой лишь убийцы, спешащие замести следы своего преступления.

Всё это, по мнению Шлимана, соответствовало легенде об умерщвлении Агамемнона, а значит, гробница принадлежала именно ему.

Шлиман стал одним из создателей мифа о "селфмейдмэне", выходце из низов, побеждающем неблагоприятные обстоятельства умом и волей.

Генрих Шлиман и Вильгельм Дёпрфельд на раскопках в Микенах

Он отлично знал, в чем его сила: для того чтобы рекламный бум не утихал, Шлиман обзавелся специальным агентом, первым в мире специалистом по "паблик-рилейшнз".

Его успех стал триумфом археологии: она стремительно превращалась в модную, престижную науку - во всем мире росли ассигнования на раскопки, конкурсы на археологические факультеты увеличивались в геометрической прогрессии. Шлиман, еще вчера безвестный дилетант, вызывавший у профессиональных ученых лишь презрение, стал мэтром: второй успех сделал его репутацию незыблемой.

Софья родила ему прекрасных детей, которым он дал древнегреческие имена - престарелая мекленбургская тетушка вздрагивала, называя шлиманскую дочку Андромахой. По утрам Шлиман выводил их на плоскую крышу своего особняка и медитировал, глядя на вершины гор, среди вылепленных из гипса копий античных статуй - он так и не смог заставить себя потратиться на настоящий мрамор. В Лондоне его носили на руках, германский кайзер предлагал ему орден, потомственное дворянство или же звание почетного гражданина города Берлина.

Поначалу Шлиман принимал это как должное, но с годами его стали одолевать сомнения.

Сокровища древних Микен и знаменитая золотая маска Агамемнона, были найдены в 70-х годах 19 века великим археологом Генрихом Шлиманом. На тот момент он уже прославил своё имя раскопками Трои, и из помешанного на Гомере дилетанта, каковым его считали серьёзные учёные, превратился в уважаемого и авторитетного исследователя.

сокровища и клады, золото Микен

Вначале, при работах внутри крепостных стен акрополя, рабочие вскрыли ряд горизонтально стоявших плит, перекрытых такими же хорошо отёсанными плитами, которые образовывали круг, где были найдены надгробные стелы, покрытые древними рельефными изображениями. Эти изображения представляли сражающихся на колесницах воинов, сцены охоты и различные орнаменты. Одновременно расчистили и Львиные ворота.

И вот 6 декабря 1876 года перед глазами археологов предстала первая гробница — сооружение купольного типа, позднее датированное 16 в. до н.э. В этом склепе, названном могилой Атрея, были найдены останки трёх человек. На каждом из них были прекрасные золотые диадемы в виде лавровых венков. Таких венков насчитали 15 – по пять на каждом из усопших. На одном из черепов покоилась золотая корона с 36 листиками. Шлиман был уверен, что она принадлежа царице. Поэтому он назвал захоронение могилой Клитемнестры, неверной супруги Агамемнона. В этом склепе нашли более 700 тонких золотых бляшек с разнообразными узорами, спиралями, стилизованными цветами, изображениями медуз, осьминогов и звёзд. В беспорядке лежали и застёжки из золота и драгоценных камней и множество золотых фигурок: олени, львы, грифоны, пальма с львятами на макушке, утки, лебеди, сфинксы, кузнечики на тонких цепочках, нагрудники, наплечники и пояса.

золотая маска Агамемнона

Могила Атрея носила следы грабежа, совершённого ещё в древности. Что же помешало ворам забрать диадемы? Об этом учёные могли только догадываться. Но полу гробницы лежало множество ножей из обсидиана, а также куски большой серебряной позолоченной вазы, покрытой резьбой. Возможно, её разрубили после ритуальных возлияний и жертвоприношений. В другой могиле нашли останки трёх женщин, вместе с которыми были захоронены золотые украшения в виде животных, бабочек, цветов, золотые фигурки львов, других зверей и воинов.

На территории акрополя обнаружили пять высеченных в скале прямоугольных гробниц шахтного типа, каждая из которых содержала несколько погребений. В первой из них Шлиман нашёл пять больших медных котлов. Один из них был наполнен золотыми пуговицами, из них 68 без орнамента и 118 – с резным орнаментом. Здесь было погребено 17 человек: 12 мужчин, три женщины и два ребёнка. Археологи были поражены золотыми масками, покрывавшими лица усопших.

золото Микен

Эти тонкие листы металла были сначала выдавлены по форме лица, а затем отчеканены. Одежду покойных покрывали бесчисленные золотые украшения. Всего из склепа извлекли более 30 кг. золота. Коллеги Шлимана вспоминали, что при виде этих находок он пришёл в неописуемый восторг: ему снова удалось доказать, что Гомер описывал реальные события древней истории. Шлиман не сомневался, что перед ним могилы Атридов, о которых писал Павсаний. А погребальные маски — это портреты Агамемнона и его близких.

маска Агамемнона фото

Эта маска послужила одним из аргументов в дискуссии на тему, имела ли микенская цивилизация греческое происхождение или её создали путешественники эллинов на Балканах — пеласги, выходцы из Иберии. Ведь маска имеет черты, испокон веков считающиеся эллинскими: узкое лицо, длинный нос, большие глаза. Кончики усов немного закручены кверху, подбородок и щёки закрывает окладистая борода. Такой облик соответствовал греческой моде времён архаики. Конец дискуссии о происхождении пеласгов был положен в 1953 г., когда удалось расшифровать надписи, обнаруженные на табличках в микенских дворцах. Оказалось, что они написаны на греческом языке ранней формы.

золото Микен

Рядом с котлами лежал ритон в виде серебряной головы быка с круто изогнутыми рогами и золотой розеткой на лбу. Его высота составляла порядка 50 см. Этот предмет мог быть привезён с Крита — минойцы считали быка священным животным, а его убийство приравнивалось к убийству человека и наказывалось изгнанием. Рот, глаза и уши быка покрывал толстый слой позолоты. Возле ритона находились две другие бычьи головы из листового золота.

В гробницах нашли не только золото. В одной из них находились 87 бронзовых мечей. По тем временам это целый арсенал. Вероятно, оружие принадлежало царской дружине. Выставленные в афинском Национальном археологическом музее клинки привлекают многочисленных посетителей. Они инкрустированы серебром и золотом, украшены чернью и тонкими узорами. На лезвиях мечей изображены сцены охоты на львов, леопардов, диких уток, а также сражения на колесницах. Оружие в эпоху бронзы стоило очень дорого, и то, что его положили в гробницу, лишний раз свидетельствует о богатстве микенских владык.

золото Микен

золото Микен

Читайте также: