Армия новой зеландии психологическая подготовка доклад

Обновлено: 30.06.2024

Обязательная военная подготовка (CMT), форма воинская повинность, практиковалась для мужчин в Новой Зеландии между 1909 и 1972 годами. До и после этого периода военная подготовка в Новой Зеландии была добровольной.

Содержание

Истоки военной подготовки в Новой Зеландии

Колониальная эпоха

Призывы к военной подготовке поселенцев начались в первые дни существования колонии. [1] Обеспокоенность заключалась в том, что поселенцы не привыкли к огнестрельному оружию, и это может привести к тому, что они не смогут защитить себя в случае необходимости. Споры об этом продолжались до тех пор, пока в 1843 г. не было сформировано ополчение. Веллингтонбез разрешения губернатора, [2] что побудило губернатора послать войска в Веллингтон для разгона ополченцев.

Были дальнейшие дебаты, и в марте 1845 г. Постановление о милиции 1845 г. был принят законодательной властью, позволяя губернатору формировать ополчение, если и когда это необходимо; обучение будет проводиться только тогда, когда будет нужна милиция. Постановление требовало:

Каждый мужчина, за исключением случаев, указанных ниже, в возрасте от (18) до (60) лет, являющийся британским подданным, а не аборигенлица, проживающие в колонии, несут ответственность за службу в такой милиции. .

магистрат полиции имеет право после рассмотрения таких возражений вычеркнуть из указанного списка имена всех лиц, которые не обязаны служить в качестве милиционеров, а также тех, кто страдает безумием, психическим расстройством или глухотой. , слепота, хромота или любое другое заболевание, которое может сделать их непригодными для активной службы в любой такой милиции . [3]

Первое значительное использование этого законодательства было в Нью-Плимут в 1858 г., когда было призвано 400 жителей. [4] 28 мая 1858 г. Закон о милиции 1858 г. заменил постановление, но сохранил те же положения, что и в вышеуказанных пунктах. За несоблюдение призыва введены денежные штрафы. [5]

В результате сухопутные войны с начала 1860-х годов Закон был заменен в 1865 г. Закон о милиции 1865 г.. Этот новый закон изменил требование о регистрации, снизив максимальный возраст с 60 до 55 лет и включив всех мужчин, проживавших в Новой Зеландии более трех месяцев. Список освобожденных профессий был расширен, и милиция была разделена на три уровня приоритета: от неженатых мужчин до вдовцов без детей в возрасте от восемнадцати до сорока лет; вдовцы с детьми и женатые мужчины в возрасте от восемнадцати до сорока лет, неженатые мужчины, которые могут доказать, что родственницы женского пола зависят от них в плане их поддержки; и мужчины от сорока до пятидесяти пяти лет. Наказания за несоблюдение Закона стали значительно более жесткими, со ссылкой на штрафы по имперскому законодательству. [6]

Закон 1865 г. был отменен и заменен Закон о милиции 1870 г.. Незначительно изменены освобожденные профессии, начальный возраст снижен с 18 до 17 лет; и классификации уровней приоритета были изменены на исключительно возрастные группы - от 17 до 30 лет, от 30 до 40 лет и от 40 до 55 лет. Наказания в Законе оставались в основном штрафами. [7]

Русская паника и до Первой мировой войны

Из-за паники русских 1880-х годов Закон о милиции был отменен, и Закон об обороне 1886 г. создать постоянные вооруженные силы. Изменения, касающиеся милиции, расширили круг лиц, несущих ответственность за службу, включив маори, немного изменили исключенные профессии и пересмотрели классификацию приоритетов, сделав тех, кто состоит в браке и в возрасте от 17 до 30 или от 30 до 40 лет, на одну ступень ниже по сравнению с холостыми. [8]

В конце 1880-х годов такие люди, как Лорд Wolseley в Англии и, как сообщалось, в Новой Зеландии, стали выдвигаться призывы к всеобщей обязательной военной подготовке юношей. [9] Швейцария был приведен в качестве примера успеха такой системы. [10] Дебаты утихли, пока Вторая англо-бурская война, когда этот вопрос снова стал подниматься в прессе. [11] В 1903/1904 годах Королевская комиссия рассмотрела потребности Новой Зеландии в защите и пришла к выводу, что все трудоспособные мужчины должны быть обучены обращению с оружием. [12]

В 1905 г. Австралазийская лига национальной обороны была создана в Австралии с намерением ввести всеобщую обязательную военную подготовку для молодежи и мужчин по швейцарской системе; Предложение отличалось от более раннего ополчения тем, что обучение должно было быть организовано постоянно, а не только по мере необходимости. В то время об этом австралийском движении широко сообщалось в Новой Зеландии. [13] В 1906 г. Национальная оборона Новой Зеландии организация была создана с аналогичными целями. Организация выступала за обязательное обучение всех мальчиков и юношей до 21 года. [14] К 1907 году Австралия начала переходить к обязательному военному обучению, хотя и не без противодействия профсоюзов, социалистических партий и других. [15] [16] [17] Закон был внесен в австралийский парламент в сентябре 1908 года. [18] Во время Новой Зеландии избирательные кампании, премьер-министр, сэр Джозеф Уорд, заявил, что был против принуждения населения к обязательной военной подготовке. [19]

Введение всеобщего обязательного военного обучения

Закон об обороне 1909 года

Похоже, Уорд изменил свое мнение, потому что в апреле 1909 года он объявил, что правительство намеревается ввести обязательную военную подготовку для молодежи до 21 года. [20] Эта идея вызвала некоторую оппозицию, но она была спорадической и определенно принадлежала меньшинству. [21] В Веллингтоне было довольно явное противодействие социалистов. [22] Общество друзей подняло перед Уордом вопрос об отказниках по убеждениям. [23]

В Закон об обороне 1909 года Раздел 35 ввел общие требования к обучению мужчин от 12 до 14 лет (младшие кадеты), от 14 до 18 (старшие кадеты), от 18 до 21 (секция общей подготовки) и от 21 до 30 лет (резерв). В соответствии с разделом 92 Закона для лиц, отказывающихся от военной службы по религиозным убеждениям, было исключение, но только при условии выполнения некомбатантских обязанностей в вооруженных силах. Несоблюдение закона может привести к штрафам и, возможно, тюремному заключению для тех, кто их не платит. Закон также ввел ряд новых правонарушений, ряд из которых был направлен против поведения обучаемых. [24] В Закон об обороне 1912 года отменил раздел 35 (а) и тем самым отменил требование для лиц в возрасте до 14 лет проходить обучение.

Противодействие закону продолжало встречаться неоднозначно: методисты добивались более широкой оговорки об отказе от военной службы по соображениям совести, а профсоюз жестянщиков и работников листового металла добивался отмены обязательных требований. [25] Антимилитаристы, такие как Реджинальд Уильямс из Союз пассивных противников, а Национальный совет мира также высказались против обязательного обучения. [26] Все они составляли меньшинство в общественном мнении, а отказники по убеждениям обычно воспринимались как уклоняющиеся от военной службы. [27] [28] Политическая оппозиция этим мерам исходила от социалистов и Федерация труда.

Первая мировая война


Единственными основаниями для отказа от военной службы по соображениям совести были:

Что он был в четвертый день августа тысяча девятьсот четырнадцатого года и с тех пор постоянно был членом религиозной организации, принципы и доктрины которой заявляют, что ношение оружия и выполнение любой боевой службы противоречат Божественное откровение, а также то, что согласно его собственной сознательной религиозной вере, ношение оружия и выполнение любой боевой службы незаконны по причине того, что противоречат Божественному откровению. [41]

Это было значительным сокращением исключения в соответствии с Законом об обороне 1912 года, которое разрешалось в соответствии с разделом 65 (2)

По заявлению любого лица магистрат может выдать заявителю свидетельство об освобождении от военной подготовки и службы, если магистрат убежден, что заявитель добросовестно возражает против такой подготовки и службы на том основании, что это противоречит его религиозным убеждениям. .

Только Христадельфиане, Адвентисты седьмого дня, и Квакеры были признаны отказниками от военной службы по соображениям совести в соответствии с законодательством 1916 года. Общее количество мужчин в этих религиях составляло всего около 1200 человек. [42] Из них только от 20 до 30 были освобождены от военной службы. [43]

Единственное политическое возражение против призыва в парламент исходило от пяти членов парламента и профсоюзов. [44] Пять Лейбористская партия участники: Fraser, Семпл, Армстронг, О'Брайен, и Уэбб были заключены в тюрьму за противодействие призыву на военную службу.

Из 124 211 новозеландцев, служивших во время Первой мировой войны, 91 941 были добровольцами, а 32 270 - призывниками. [45]

Количество обязательных военнослужащих от начала до конца войны

ГодТерриторииСтаршие кадетыОбщая подготовкаСтрелковые клубы
1911–1222,614
1912–1323,91924,7701,3704,003
1913–1425,90225,3323,7292,577
1914–1529,44726,4462,0758,770
1915–1626,83927,0633,4377,928
1916–1722,17429,8327,975
1917–1822,93330,6687,252
1918–1925,62631,1096,354

Судебное преследование


Количество преследований за нарушения, связанные с обязательной военной подготовкой и военной службой, составило 28 в 1911 году, 3187 в 1912 году, 7 030 в 1913 году, 6321 в 1914 году, 3136 в 1915 году, 2478 в 1916 году, 2342 в 1917 году и 1501 в 1918 году. [46] Помимо преследований в соответствии с Законом, некоторые местные власти ввели подзаконные акты, запрещающие распространение листовок, запрещающих обязательную военную подготовку. [47]

Отмена

Положения Закона об обороне об обязательной военной подготовке были приостановлены в 1930 году из-за депрессия. С июля 1931 года было открыто добровольное обучение. [48] В этот период старшеклассники проходили несколько периодов военной подготовки каждую неделю.

В мае 1939 г. в ответ на надвигающийся кризис в Европе был создан добровольный военный резерв. [49]

Вторая мировая война

В Вторая Мировая Война трудности с заполнением Второго и Третьего эшелонов для службы за границей в 1939 и 1940 годах и бедствия союзников в мае 1940 года вынудили правительство неохотно возобновить призыв в июне 1940 года. Правила национальной службы в чрезвычайных ситуациях от 18 июня 1940 г. в соответствии с Законом об обороне и Законом о внесении поправок в чрезвычайные положения от 31 мая. Мужчины в возрасте от 18 до 46 лет снова подлежали вызову на голосование. Служба добровольцев в армии прекратилась с 22 июля 1940 года, хотя поступление на военно-морские и военно-воздушные силы оставалось добровольным. С января 1942 г. рабочие могли быть оснащенный людьми или направлен на основные отрасли. [50]

Четыре члена кабинета, включая премьер-министра Питер Фрейзер, был заключен в тюрьму за антипризывную деятельность во время Первой мировой войны, Лейбористская партия традиционно выступал против этого, и некоторые участники все еще требовали призыв богатства перед мужчинами.

Отказ от военной службы по соображениям совести допускается в соответствии с законодательством при условии, что заявитель сможет убедительно доказать Апелляционному совету, что он возражал по соображениям совести до начала войны. Было одобрено только 200 дел, из которых 800 были заключены в тюрьму за несоблюдение правил. Всего во время войны в вооруженных силах служили 194 тысячи человек.

Послевоенный

Референдум 1949 г.

25 мая 1949 г. премьер-министр Питер Фрейзер объявил, что будет проведен референдум о будущем CMT. Результаты 3 августа 1949 г. решительно одобрили повторное введение ШМТ с 77,9% голосов и явкой 63,5%. [51]

ВыборГолоса%
За568,42777.9
Против160,99822.1
Недействительные / пустые голоса -
Общий729,245100
Источник: Нолен и другие.

Постреферендум

Хотя Новая Зеландия отправила войска в Война во Вьетнаме, все, кто служил там, были штатными профессиональными солдатами-добровольцами. Призывников не отправляли, в отличие от австралийцев или американцев.

В 1972 г. лейбористское правительство под Норман Кирк прекратил национальную службу, отчасти в результате кампании гражданского неповиновения и лоббирования со стороны Организация по прекращению военной службы (OHMS, каламбур на обоих сопротивление и "На службе Ее Величества").

С 1972 г.

С 1972 г. воинская повинность. Спорадические призывы к его повторному введению, особенно в качестве меры по сокращению молодежь преступление, [ нужна цитата ] но ни одна крупная политическая партия не сделала это частью своего манифеста.


Этот отряд проносится как единый поток, где едва ли различимы отдельные люди. На них зеленые комбинезоны, бронежилеты и разгрузка. Каждый знает свое место: кто ведущий, кто прикрывает, кто прорывается влево и вправо и кто замыкает.

Есть лишь один способ попасть в новозеландскую Специальную авиадесантную службу (NZSAS).

Начиная с 2013 за четыре года на отбор попало 243 кандидата. Взяли лишь 31 из них.

Во время проверки соискателям заглядывают в душу: чтобы пройти дальше, они обязаны проявить личную мотивацию и волю к победе.

Путь в авиадесант начинается с забега на время. Это лишь одно из испытаний, которые кандидатом предстоит пройти, преодолевая растущее напряжение.

Следующий этап: подтягивания, отжимания. Нарастающее физическое напряжение задумано, чтобы измотать кандидатов: сколько сил у них осталось в запасе, определит комиссия. За испытаниями бесстрастно наблюдают психологи , ветераны десанта и инструктора.

Полоса препятствий, заплыв в униформе. Но и это еще не все: приходится оттаскивать и грузить раненых и маршировать в полной выкладке (а это минимум 35 килограммов веса) со скоростью семь километров в час. По сути, это стандартный тест на физическую подготовку для солдат новозеландской армии, только интенсивность выше, стандарты круче, а времени меньше.

Дни идут своим чередом, и соискатели отваливаются один за другим. Потребление пищи и сон ограничены, разум занят решением основных военных задач , а тело сгибается под тяжестью тяжелого рюкзака и винтовки. Испытания длятся день за днем и не прекращаются, даже если натрешь мозоли или подвернешь щиколотку.

Хотя базовые навыки, безусловно, важны, равно как и выносливость и отменное здоровье, по мнению Маклауда, отбор не пройти без одного, главного качества.

К середине отбора половина желающих уже отсеялась.

В последние дни проводится так называемое испытание фон Темпского. Свое название оно получило по имени Густавуса Фердинанда фон Темпского и его отряда, ставшего ответом колониального правительства на партизанские вылазки маори.

Кандидаты проводят на марше свыше 20 часов, пробираются через болота и карабкаются на песчаные дюны, таща на себе 20-килограммовые бочки с бензином. Их по одной на каждого соискателя плюс одна запасная, которую приходится волочь по очереди.

Алия Боджилова говорит, что отбор ставит перед кандидатами вопрос — а так ли им это надо?

По ее словам, отобравшиеся признают, что десант идеально подходит их устремлениям и убеждениям.

Военно-политическое руководство ведущих стран мира считает поддержание морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил одним из приоритетных направлений в сфере обеспечения национальной безопасности.

К числу основных факторов, которые, по мнению военных специалистов, способствуют улучшению морально-психологического состояния личного состава, относятся: укрепление и наращивание военно-промышленного потенциала и поддержание его на уровне требований современной военно-политической обстановки и обеспечения национальной безопасности конкретной страны; использование научно-технических достижений в военных целях и дальнейшее развитие ВПК страны; интенсификация морально-психологической подготовки (МПП) всех категорий личного состава; совершенствование процессов оперативной и боевой подготовки штабов и войск; усиление социальной защиты военнослужащих, и прежде всего повышение материальной заинтересованности личного состава; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня профессионализма органов военного управления.

Для усиления боеготовности и боеспособности личного состава руководство вооруженных сил государств - членов НАТО использует средства морально-психологической подготовки. При этом ставятся следующие задачи:
- воспитать физически выносливых и психологически стойких военнослужащих, способных успешно преодолевать трудности боевой и походной жизни;
- выработать у них устойчивые профессионально-боевые навыки, позволяющие действовать в экстремальных условиях на поле боя;
- сформировать психологическую готовность к борьбе с сильным противником, способным добиваться успеха в ходе боевых действий;
- обеспечить социально-психологическую сплоченность частей и подразделений, боевых экипажей и расчетов.

В США морально-психологической подготовкой занимаются в ходе боевой и физической подготовки, как правило, в специальных учебных центрах и на полигонах. В Великобритании особое внимание ей уделяют в процессе конкурсного отбора и базового военно-профессионального обучения. В Германии наиболее подходящим моментом для морально-психологической подготовки считают период боевого формирования подразделений и частей. В ВС Греции МПП осуществляют на всех этапах службы солдат и офицеров, но особенно в ходе учений.

Морально-психологическая подготовка военнослужащих стран НАТО осуществляется поэтапно. На первоначальном этапе проводится своеобразная психотерапия. Это значит, что в процессе обучения специально создают такие условия, которые вызывают у военнослужащих негативные психические состояния. Оказавшись в обстановке, близкой к боевой, молодой солдат теряет уверенность в своих силах, впадает в апатию или депрессию, у него возникает чувство страха. В результате он может отказаться от пищи, потерять сон, забыть о своих служебных обязанностях, совершить дисциплинарный проступок и даже дезертировать.

Однако в период обучения все это не представляет большой опасности. Солдат учат подавлять свой страх, преодолевать апатию, другие негативные эмоции и чувства, вырабатывают у них простейшие навыки самоконтроля. Посредством психотерапии у военнослужащих вырабатывается умение сдерживать внешнее проявление негативных психических состояний, но от них самих пока не удается избавиться. На это, как правило, и делают упор специалисты психологической войны, осуществляя свое воздействие на личный состав войск противника.

Второй этап морально-психологической подготовки включает в себя мероприятия по психологическому стимулированию. Суть его состоит в приучении военнослужащих надежно выполнять свои профессиональные обязанности в условиях боевой деятельности. С этой целью в процессе боевой подготовки на них воздействуют физические, психологические и нравственные раздражители, совокупное воздействие которых приводит к торможению. Инструкторы в этих условиях должны приходить на помощь личному составу, приводить психику военнослужащих в нормальное состояние. Их основная задача сводится к тому, чтобы научить подчиненных осознавать приказы вышестоящего командования и выполнять их, несмотря ни на что.

Психотерапию и психостимулирование ранее не считали важными элементами морально-психологической подготовки военнослужащих и гораздо больше внимания уделяли идейно-политическому воспитанию. В последние годы ситуация кардинально изменилась. Военные специалисты стран НАТО, анализируя боевые действия вооруженных сил Великобритании на Фолклендских о-вах, советских войск в Афганистане и США в Ираке, убедились в необходимости целенаправленной закалки психики солдат и офицеров в обстановке, максимально приближенной к боевой. Сегодня они придерживаются следующей концепции: то, что солдат успешно выдерживает в ходе учебы, он выдержит и в условиях настоящей войны; из всех психологических качеств в первую очередь надо формировать чувство уверенности; методы и приемы психотерапии и психостимулирования должны быть разнообразными.

Многие морально-психологические качества определяются физиологической выносливостью и закалкой организма военнослужащих. По этой причине особое внимание уделяется спортивной подготовке солдат и офицеров. Военно-прикладное значение спорта заключается в развитии не только физической силы, ловкости, выносливости, но и уверенности в себе, в своих силах. В целях совершенствования физических и психических качеств военнослужащих психологи армий стран НАТО рекомендуют практиковать частые тревоги, марш-броски на большие дистанции (на 60-90 км), действия отдельных солдат и целых подразделений в плохую погоду. Кроме того, в западных армиях искусственно создаются специальные условия, в которых солдаты учатся преодолевать голод, сохранять присутствие духа в периоды длительной изоляции от внешнего мира, действовать в трудных климатических условиях, имитируются пребывание в плену, допросы и т. д.

Страны НАТО располагают специальными учебными центрами и лагерями в Арктике (Канада, Норвегия), пустыне (США, Египет), горах (США, Турция) и тропиках. В этих учебных центрах военнослужащие занимаются по специальным программам, направленным на выработку способности решительно и уверенно действовать в боевой обстановке. Для примера можно привести два типичных упражнения:
1. По команде инструктора солдат входит в затемненную комнату и, следуя за пучком света, продвигается в глубь ее. С разных сторон на него с воплями набрасываются механические чучела, обозначающие нападающего противника, которых обучаемый должен поразить ударами штыка и приклада. "Нападение" сопровождается выстрелами, стонами, командами на иностранных языках.
2. На занятиях по огневой подготовке, в 50-70 м от солдат, находящихся в траншее, мелькают цели, которые они должны поражать огнем. Вокруг взрываются пиропатроны и шашки. Над головой на высоте не более 1 м свистят настоящие пули либо проносятся убойные элементы настоящих снарядов.

Подобные упражнения позволяют испытывать психическое состояние, близкое к тому, что возникает в реальном бою. Спектр переживаний от упражнения к упражнению расширяется. Этому в немалой степени способствует натуралистическое воспроизведение поля боя, для чего оборудуются учебные поля и полигоны. Военные психологи считают, что современное учебное поле должно иметь мрачный вид, вызывать агрессию у солдат и офицеров, повсюду должны быть картины разрушения. Морально-психологическая подготовка должна сопровождаться выстрелами, взрывами, стонами раненых. Такая обстановка на учебном поле вырабатывает у военнослужащих равнодушное восприятие происходящего.

Для того чтобы МПП была целенаправленной и эффективной, в армиях стран НАТО созданы специальные органы, осуществляющие ее контроль. Представители этих органов занимаются также обучением офицеров и сержантов формам и методам проведения такой подготовки.

В вооруженных силах Турции в каждой дивизии в штате медицинского батальона имеются психиатр, психолог, социолог и от трех до шести их помощников из числа сержантского состава, которые следят за правильной реализацией морально-психологической подготовки в подразделениях. В вооруженных силах Великобритании должности психиатра и психолога введены в штат штаба каждой дивизии. Они тщательно контролируют процесс МПП в частях и подразделениях и, кроме того, занимаются проблемами сплочения различных категорий военнослужащих. В ВС Германии и Греции организацией мероприятий в данной области заняты офицеры специальных органов, имеющие педагогическое или психологическое образование.

Для поддержания устойчивого морально-психологического состояния руководство стран НАТО в качестве средства позитивного воздействия на военнослужащих использует продукцию СМИ. Представляет интерес и опыт так называемых репортерских пулов - узкого круга гражданских журналистов, которые формируют у общественности выгодное представление о тех или иных военных событиях. Подобные журналистские пулы позволяют не только информировать, но и дезинформировать мировое общественное мнение в интересах стратегической маскировки.
В настоящее время в ВС стран НАТО дополнительно разработана перспективная программа "Формирование морально-психологических качеств личного состава XXI века", в которой излагаются основные требования к призывникам: высокий интеллект, физическая сила и твердая мотивация для службы в ВС. Дальнейшее развитие этих качеств предполагается за счет повышения удовлетворенности службой, улучшения условий и уровня жизни военнослужащих. В этом документе разработан механизм практического внедрения традиционных морально-психологических и нравственно-этических норм в их сознание. Такой подход в сочетании с принципом материального стимулирования оказывает эффективное воздействие на сознание и психику военнослужащих.

Таким образом, морально-психологическая подготовка в современных армиях стран НАТО обеспечивает достаточно высокий уровень боеготовности и боеспособности личного состава. Вместе с тем в повседневной боевой подготовке войск МПП проходят не все военнослужащие и не в полном объеме. В связи с этим одной из основных задач специалистов психологической войны является выявление реального морально-психологического состояния личного состава конкретных подразделений противника. Следовательно, главный психологический удар целесообразно наносить по тем подразделениям, которые в силу тех или иных обстоятельств являются наименее адаптированными к боевым условиям.

Солдат вооруженных сил Новой Зеландии

Их работа

Вот уже почти две недели они сидят в заснеженных горах Афганистана.

Холод пронизывает до костей, неуютно ужасно.

Негостеприимный пейзаж покрыт низкорослыми хвойными деревьями. Укрыться от зорких глаз, смотрящих снизу, получается большим с трудом.

Наблюдатели внимательно следят за крошечными фигурками, которые снуют вверх-вниз по каменным тропкам, связывающим долину Шахи Кот с Пакистаном. Вот четверо мужчин — на голове тюрбаны, двое явно вооружены, остальные двое возможно тоже. В журнал заносится время и направление движения.

Один из операторов небольшого отряда специальной авиадесантной службы Новой Зеландии сидит на теплоизоляционном мате — тонкой подушке, едва спасающей от холода. Подмораживает. На нем белоснежный камуфляж и бронежилет — и на склоне горы его почти незаметно. Рядом лежит 80-килограммовый груз — в нем все необходимое, чтобы продержаться 10 дней в одном из самых неприветливых мест в мире.

Он выслеживает фигуры внизу.

Они наблюдали. Сообщили собранные координаты. И самолеты прибыли.

Когда упали бомбы, земля содрогнулась, и численность противника уменьшилась.

Такая у них работа. Для этого их и учат.

Внутренний отбор

Есть лишь один способ попасть в новозеландскую Специальная авиадесантная службу (САС).

Во время проверки соискателям заглядывают в душу: чтобы пройти дальше, они обязаны проявить личную мотивацию и волю к победе.

Путь в авиадесант начинается с забега на время. Это лишь одно из испытаний, которые кандидатом предстоит пройти, преодолевая растущее напряжение.

Следующий этап: подтягивания, отжимания. Нарастающее физическое напряжение задумано, чтобы измотать кандидатов: сколько сил у них осталось в запасе, определит комиссия. За испытаниями бесстрастно наблюдают психологи, ветераны десанта и инструктора.

Полоса препятствий, заплыв в униформе. Но и это еще не все: приходится оттаскивать и грузить раненых и маршировать в полной выкладке (а это минимум 35 килограммов веса) со скоростью семь километров в час. По сути, это стандартный тест на физическую подготовку для солдат новозеландской армии, только интенсивность выше, стандарты круче, а времени меньше.

Дни идут своим чередом, и соискатели отваливаются один за другим. Потребление пищи и сон ограничены, разум занят решением основных военных задач, а тело сгибается под тяжестью тяжелого рюкзака и винтовки. Испытания длятся день за днем и не прекращаются, даже если натрешь мозоли или подвернешь щиколотку.

Хотя базовые навыки, безусловно, важны, равно как и выносливость и отменное здоровье, по мнению Маклауда, отбор не пройти без одного, главного качества.

К середине отбора половина желающих уже отсеялась.

В последние дни проводится так называемое испытание фон Темпского. Свое название оно получило по имени Густавуса Фердинанда фон Темпского и его отряда, ставшего ответом колониального правительства на партизанские вылазки маори.

Кандидаты проводят на марше свыше 20 часов, пробираются через болота и карабкаются на песчаные дюны, таща на себе 20-килограммовые бочки с бензином. Их по одной на каждого соискателя плюс одна запасная, которую приходится волочь по очереди.

Боджилова говорит, что отбор ставит перед кандидатами вопрос — а так ли им это надо?

По ее словам, отобравшиеся признают, что десант идеально подходит их устремлениям и убеждениям.

Как все начиналось

Спустя десять лет после окончания Второй мировой войны начался набор в войска специального назначения.

Их цель была укрепить положение Великобритании в Малайзии.

Подразделение было создано по поручению премьер-министра Сидней Холланда под командованием майора Франка Ренни, командира Пехотной школы в Вайуру. Обучение сосредоточилось на ориентировке на местности, патрулировании джунглей и невооруженной борьбе с применением специальных навыков.

Подразделение было развернуто и хорошо себя зарекомендовало против коммунистического мятежа в Малайе, развив навыки патрулирования и слежки, которые высоко ценятся и сегодня.

После Малайи 1950-х годов новозеландский авиадесант был направлен в 1965 году на остров Борнео, где вместе с британским спецназом проводил диверсионные рейды в Индонезию. На смену Борнео в 1969-71 годах пришел Вьетнам. Там новозеландский авиадесант отточил свои навыки выслеживания, разведки и ближнего боя.

Будущее подразделения казалось шатким до тех пор, пока не возникла потребность в национальной контртеррористической силе в результате роста международного терроризма в 1970-х годах, включая взрыв на встрече глав правительств стран Содружества в Сиднее в 1978 году.

Малдун и десантники тесно сблизились. Кросби вспоминает, как однажды Малдун уселся в темном учебном помещении вместе с бывшем командиром Грэем Шэттки, изображая заложников.

Вдруг раздался оглушительный взрыв и повалили клубы дыма, из которых вырывались десантники с оружием наперевес.

«Я помню, как я уселся в его кресло в парламенте. Ноги задрал на стол, вокруг стоят мои парни.

Вдруг заходит он сам и говорит: „Привет, ребята, ну как вам?". Тут он закрывает дверь, и только теперь мы увидели на ее тыльной стороне фотографию премьера с членами нашего подразделения.

Начало подготовки

Пройдя отбор, будущим десантникам предстоит девятимесячный цикл тренировок.

Основные навыки включают в себя первую медицинскую помощь, подрывные работы, войну в джунглях, стрельбу, медицинскую подготовку, ориентирование на местности, обращением с оружием и ряд других умений.

Десантники отрабатывают навыки атаки и что делать, если попал в засаду. Разработаны модели поведения на все случаи жизни. Их надо заучить, чтобы действовать на уровне инстинктов.

Солдаты учатся строить наблюдательные пункты, чтобы сохранять незаметность, приобретают навыки камуфляжа и слежки. Ключевой частью тренировки является война в джунглях, хотя в настоящие джунгли новозеландский десант не попадал со времен Тимора, а это было уже поколение назад.

Учения длятся сутки или по несколько дней, а то и по нескольку недель.

Маклауд вспоминает, как он вел тренировки, когда замерзшим солдатам приходилось просиживать в горных кустах ночи напролет в засаде с противопехотными минами.

В более продолжительных учениях участвуют вертолеты, самолеты и корабли, чьи маневры по территории страны расписаны заранее.

Это редкий набор качеств — по мнению Криса, им обладает лишь 5% людей.

Еще солдат снабжают приблизительной картой и дают задание встретиться с нужным человеком в заданных координатах. Всю следующую неделю им придется питаться подножным кормом, перемещаясь от одного агента к другому. При этом искать их будут специальные отряды с вертолетами — на глаза им лучше не попадаться.

На одной из встреч солдату предлагается наудачу запустить руку в сумку с едой. В ней пара ломтиков хлеба, две-три картофелины и кусок сырой требухи.

Оканчивается тренировка неизбежной поимкой и допросом с пристрастием. Если пойманный раскроет что-либо помимо имени, звания, личного номера и даты рождения, обучение на этом заканчивается.

Пленнику связывают глаза и подвергают целому арсеналу методов — их наверняка применит на допросе противник в условиях недостатка времени.

Современный десант

В последние годы боеспособность и изобретательности новозеландских десантников прошла проверку Афганистаном.

Новая Зеландия отправила свое подразделение в Афганистан в знак солидарности с США после терактов 11 сентября — это был важный дипломатический жест.

В конце 2001 года в Кандагар были направлены примерно 40 десантников и 20 человек вспомогательного персонала. Они оказались стране, разрываемой конфликтами, стране, где царила анархия.

Найти свою роль было непросто, особенно после того, как пешие патрули, выброшенные зимой на высокогорье, были обнаружены уже после первых двух заданий. Десантников срочно сняли с позиций вертолетами под прикрытием пары истребителей-бомбардировщиков, прилетевших с американских авианосцев.

Никем не замеченные, они следили за перемещениями в районе границы, и вместе с представителями спецназа из других стран внесли свой вклад в точность авианалетов на отступающие силы противника.

Во время одного из таких заданий капрал Вилли Апиата получил орден — крест Виктории.

В 2009 году новозеландский десант снова оказался в Афганистане. На сей раз для обучения афганских войск реагирования в Кабуле. Эта миссия стоила жизни младшему капралу Леону Смиту (33) и капралу Дугу Гранту (41).

Авиадесант считается одним из трех стратегических военных ресурсов Новой Зеландии. Ресурс относится к стратегическим, если может оказаться решающим и принести победу не только в отдельно взятом бою, но и в целой войне.

В авиадесант берут строго мужчин. Считанные женщины пытались туда пробиться — и одной это почти удалось. Командование специальными операциями планирует создание женского подразделения и отдельного женского командования, аналогичного тем, что весьма пригодились странам коалиции в Афганистане, где общение между полами затруднено в силу культурных и религиозных причин.

Волчья стая

Некоторые десантники получают узкую специализацию в зависимости от окружения, в котором приходится работать.

Рис Болл объясняет, что специалистами становятся по четыре отряда в каждом в двух боевых эскадронах.

Обучение солдата выживанию в горах занимает примерно восемь недель. Еще три недели уходит на то, чтобы закрепить полученные навыки.

Наряду со специализацией, десантники получают дополнительные знания по части коммуникаций, подрывных работ, медицинской помощи, патрулирования и слежки.

Если базовая тренировка учит тому, как, например, собрать взрывное устройство, то углубленное обучение: как подготовить заряд к определенной задаче — например, взорвать радиовышку или что-то в этом роде, объясняет Маклауд.

«Тренировки жесткие. Очень жесткие. И понимаешь это лишь когда немного продержишься.

Усталость замечаешь, лишь когда идешь в отпуск. День на шестой или седьмой ты вдруг расслабляешься, вроде как отпускаешь поводья.

Тренировки настолько тяжелые, что на них умерло вдвое больше людей, чем потеряно в бою. За 63 года существования авиадесанта во время тренировок погибли девять человек и лишь четверо — на поле боя.

Последним во время тренировки лишился жизни сержант Уэйн Тейлор, он погиб у берегов полуострова Коромандель. Разбирательство несчастного случая еще не окончено. Расследование причин его гибели продолжается.

Их имена выбиты на военном мемориале в штабе авиадесанта в Папакуре наряду с погибшими во время исполнения долга.

Погибшие лишились жизни в экстремальных условиях. Один соскользнул с горного хребта, другого растоптал слон в Зимбабве.

По словам Болла, это лишь подчеркивает высочайший уровень подготовки спецназа и ее важность.

«Если посмотреть на несчастные случаи на тренировке новозеландских десантников, да или любых других подразделений спецназа по всему миру, полагаю, нельзя не понять и не оценить их усилий.

Cложные ситуации в реальном мире требуют интенсивной подготовки.

«Мы говорим о тренировке с открытым огнем, работе с боевой амуницией, прыжках с парашютом, плавании, скалолазании, промышленном альпинизме, выпрыгивании из самолета, спуску по канату и подобных вещах.

Боджилова объясняет: идея в том, чтобы довести подготовку до олимпийского уровня, когда экстремальное для других становится нормой для тебя.

Крис объясняет: главное — моральная готовность и психическое здоровье.

«Полагаю, правильной аналогией будет стая волков против лошади. Я имею в виду, что лошадь готовят к отдельному забегу, подводя ее к лучшим результатам именно в этот конкретный день.

Внутри звена

Они проносятся как поток, единым отрядом, где едва ли различимы отдельные люди.

В звене их шестеро. На них зеленые комбинезоны, бронежилеты и разгрузка, куда влезают запасные магазины, пластиковые наручники и светошумовые гранаты.

У одних на ногах ботинки, у других — кроссовки для большей эффективности.

Есть инструменты для выбивания дверей, а на бедрах прицеплены автоматические пистолеты — сейчас век уличных боев, а, значит, винтовка может не понадобиться вовсе.

Каждый знает свое место: кто ведущий, кто прикрывает, кто прорывается влево и вправо и кто замыкает.

Раздаются выстрелы. Вместо громких щелчков глухое буханье — у всех стоят глушители. Патроны боевые, потому что смысл тренировки в том, чтобы приучить себя к тому, что смерть свистит мимо ушей.

Под глухую дробь боевых патронов они зачищают комнаты, отыскивая цель.

Звено бежит по коридору, равнение в цепочку. К стенам приближаться нельзя: их лижут пули. Если ведущего вдруг застрелит противник, остальные останутся невредимы.

Другой переступает через порог, но его одергивают. Если бомба взорвется, лишаться двоих солдат глупо.

Манекен с бомбой пристально изучают. Смертельный риск — это часть службы, поэтому тренировка не вызывает вопросов.

Перезарядить оружие. Посмотреть видеозапись. Найти ошибки. Представить себе безупречную работу. Попробовать еще раз.

Заглянуть в душу

Десантники даже думают по-другому.

Если речь идет о слежке, подумай, где лучше расположить наблюдательный пункт. «Будь я на месте противника, я бы сказал: здесь. Поэтому ты идешь и ставишь, где надо. Надо стараться перехитрить противника, надо действовать внезапно.

«Мысли нешаблонно. Другого выбора нет, иначе погибнешь.

Вот вы штурмуете здание, представили? Нормальные люди заходят через дверь, так? А почему бы не с крыши или сквозь пол? Так же можно? Так в чем же дело?

Здесь на вышке сидит чувак с гранатометом и снайперской винтовкой, снимает наших одного за другим. Как его самого убрать? Есть два способа. Либо ты шлешь старину Элвиса, чтобы он перебежал дорогу своим зигзагом, и тогда снайпер высунет башку и переключится на него. Тогда его можно будет преспокойно убрать.

В подразделении приветствуются свежие решения. Оно славится своим демократизмом: выступить с предложением может даже зеленая молодежь.

В обсуждении плана участвуют все, расхваливая или разругивая его на все лады.

Так получается солдат не только внутренне стойкий, но и гибкий умом, говорит Крис. Может показаться, что это взаимоисключающие качества, но в действительности они хорошо друг друга дополняют.

«Они уверены в свои силах и знают, что могут попасть в неизвестные условия и все равно добиться положительного результата.

Столкнувшись с той или иной задачей в рамках миссии, приходится не только вырабатывать непосредственное ее решение, но и смотреть, как оно повлияет на дальнейшее развитие конфликта с точки зрения участия в нем Новой Зеландии.

В своем стремлении приносить пользу они нашли место, где их потенциальный вклад соотносится с исключительными требованиями ситуации.

Читайте также: