Работа с инвалидами доклад

Обновлено: 03.07.2024

Название работы: Культурно–досуговая работа с инвалидами

Предметная область: Социология, социальная работа и статистика

Описание: При организации досуговой деятельности инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения. В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации 1997 отмечено что государственная политика в отношении людей с ограниченными возможностями как одной из наименее социально защищенных категорий населения является.

Дата добавления: 2015-02-18

Размер файла: 34 KB

Работу скачали: 101 чел.

Культурно– досуговая работа с инвалидами

Досуговую деятельность принято понимать как осознанную и направленную активность человека, в которой удовлетворяются потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.

При организации досуговой деятельности инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

Законодательство Российской Федерации закрепляет право каждого человека на культурную творческую деятельность, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. В федеральном законодательстве также определены обязанности государства в области культуры, в том числе, по обеспечению доступности культурных ценностей для всех граждан.

В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации (1997) отмечено, что государственная политика в отношении людей с ограниченными возможностями, как одной из наименее социально защищенных категорий населения является важнейшей составляющей социокультурной политики страны, учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности инвалидов.

В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов может проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.

В жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой. Социально-культурному отчуждению способствуют:

- трудности адаптации инвалида с врождённой или приобретенной инвалидностью к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);

- неадаптированность общества к насущным потребностям человека с ограниченными возможностями (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).

Проблема социально-культурного отчуждения в отношении инвалидов достаточно сложна. С одной стороны причиной отчуждённости является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны - общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения инвалида является социально-культурная реабилитация.

Социально-культурная реабилитация - это целостный комплекс мероприятий, имеющих целью оказание помощи инвалиду в достижении и поддержке оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости .

Социальная независимость инвалида подразумевает достижение им максимально возможного уровня самостоятельного участия в культурно-досуговой деятельности, позволяет ему использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости инвалидов является одной из главных задач специалистов по социальной работе, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способности и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговую деятельность инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.

Отечественный и зарубежный опыт решения проблем социальной адаптации и социально-культурной реабилитации инвалидов средствами культуры, спорта и искусства свидетельствует об эффективности соответствующих программ и технологий, о их возможностях обеспечения интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с ограниченными возможностями.

Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Клуб создаётся для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами (Г.П. Щедровицкий).

Одним из направлений деятельности клубов для людей с ограниченными возможностями является творческая реабилитация – процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.

Целью деятельности клубных объединений является формирование у инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

Адаптивный спорт помогает укрепить здоровье, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные навыки, повысить самооценку. Среди адаптивных видов спорта большую популярность обрели борьба, настольный теннис, сидячий волейбол, баскетбол на колясках, дартс, лёгкая атлетика, конный спорт, спортивная езда на велоколясках. Основная задача адаптивного спорта – вовлечение в занятия спортом как можно большего числа людей с ограниченными возможностями. В массовом адаптивном спорте инвалиды получают возможность для полного раскрытия своих возможностей, установить контакты с другими людьми, осуществить взаимодействие с другими общественными организациями.

Глухие и слабослышащие инвалиды принимают участие в таких видах массового спорта как футбол, лыжи, коньки, стрелковый, велосипедный спорт, теннис, шахматы, гребля, бокс, плавание, классическая борьба, легкая атлетика. Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по лёгкой атлетике, плаванию, гребле, туризму, лыжах, освоена новая спортивная игра для незрячих – роллинсбол (командная игра с озвученным мячом).

Всё большую популярность приобретают Паралимпийские игры, целью которых является пропаганда олимпийского движения, привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов, активизации деятельности государственных, общественных и других организаций в решении проблем по укреплению здоровья и адаптации к жизни в обществе молодых людей с ограниченными возможностями. Для успешного выступления круглогодично проводятся тренировки спортсменов, летние и зимние игры на местном, региональном и национальном уровнях.

Паралимпиада - олимпийские игры инвалидов - в мире считается выдающимся событием. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя Людвиг Гуттман им был основан Центр лечения спинных травм, где были проведены первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. 28 июля 1948 года - группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение. В 1952 году голландские военнослужащие присоединились к движению и основали Международную спортивную федерацию людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Кроме Параолимпийских игр проводятся и так называемые Специальные Олимпийские игры для умственно отсталых людей. “Спешиал Олимпикс” (Special Olympics) – это международное спортивное движение, обеспечивающее лицам с умственной отсталостью условия для занятий спортом и физической культурой, предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью. Специальные Олимпийские игры – для детей и взрослых, страдающих умственной отсталостью (синдром олигофрении). “Спешиал Олимпикс” организация, открытая для спортсменов практически любого возраста (от 8 и до 80 лет), независимо от их физических возможностей, каждый участник имеет шанс победить, поскольку соревнования проходят в группах спортсменов с практически одинаковыми возможностями. Легкая атлетика, мини-футбол, баскетбол, волейбол, хоккей на полу – занимаясь этим и многими другими видам спорта, люди с нарушениями умственного развития приобретают возможность адаптироваться к окружающему миру, активно общаться, получать навыки коллективной деятельности и благодаря этому жить полноценной жизнью.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма инвалида.

Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия – одна из реабилитационных технологий культурно – досуговой деятельности инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.

Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физических возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.

Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

- вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

- обеспечение безопасности для туристов;

- включение в программу осмотра достопримечательностей;

- наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.

Таким образом, досуговая деятельность инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для людей с ограниченными возможностями, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями. Кроме того, досуговая деятельность инвалида в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.

Объектом исследования дипломной работы является социальная работа с инвалидами.

Предметом – опыт социальной, медико-социальной и социально-психологической работы с инвалидами.

Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов защиты инвалидов;
2. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами.

Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды учёных: Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, Л.К. Грачёва, А.В. Кузнецовой, Э.В. Устиновой и других.

Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы учреждений социальной защиты может быть использован социальными работниками в своей практической деятельности.

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с инвалидами

Понятие инвалидности и ее виды

Правовые основы социальной защиты инвалидов

  • социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  • полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
  • стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатахи других стационарных учреждениях социального обслуживания;
  • срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.)
  • социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.

Социальные, медико-социальные и управленческие аспекты защиты инвалидов

Отделение Дневного пребывания ОДП

ОДП является полустационарным структурным подразделением центра и обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.

В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по труду, заведующего, психолога, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП создается для обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность обслуживания в отделении устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель. Правда необходимо отметить, что пожилой человек, инвалид, нуждающийся в социальной и другой помощи, имеет возможность повторно через год (в каждом регионе устанавливаются свой регламент) пройти обслуживание в отделении дневного пребывания.
В отделении дневного пребывания выделяются помещения для кабинетов доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских, комнаты психологической разгрузки, медицинских кабинетов (чаще всего это кабинет стоматолога) и т.д.
Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по труду и под наблюдением медицинского работника.

Отделение срочного социального обслуживания (ОССО)

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России.

2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами

2.2. Опыт решения проблем инвалидов в москве и московской области

Заключение

В Российской Федерации в конце XX в начале ХХI века, как и во всём мире, наблюдался рост числа инвалидов. С 1994 по 2001 годы детская инвалидность в России выросла на 45%. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, что сказывается на детской инвалидности, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости.
Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. Ряд исследователей, анализируя политическую, экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся в обществе, рассматривают ее влияние на современное состояние инвалида и их семьи. Трансформация общества в той или иной мере затронула все слои населения. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества. Многие авторы неоднократно указывали на необходимость научного изучения инвалидов и инвалидности и на научную разработку коррекционных мер, предлагаемых для реализации им конкретной помощи.
В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.
Организация комплексной социальной, психосоциальной и медико-социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья прежде всего зависит от того, в каком возрасте получена инвалидность. Разные возрастные периоды обусловливают специфику инвалидов и соответственно во многом определяют направления и средства деятельности по их активизации.
Для того чтобы помочь взрослому инвалиду, используются все методы социальной, медико-социальной и психологической работы, в которые лишь вносится некоторая специфика. Методики активной социальной работы с инвалидом и его семьей вплотную смыкаются с понятием социальной реабилитации, которая представляет собой систему и процесс восстановления способности к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в работе с инвалидом. Так, в социально-бытовой адаптации используются информирование и консультирование инвалида и его семьи; адаптационное обучение; формирование у инвалида навыков самообслуживания, обеспечения персональной сохранности, социальных навыков; выделение технических средств реабилитации и обучение пользованию ими; адаптация жилья к потребностям инвалида.
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи. Сюда также могут быть отнесены формирование социальной независимости, навыков общения, проведения досуга и отдыха, занятия физкультурой и спортом, предоставление помощи в решении личных проблем, социально-психологический патронат семьи.
Учитывая проблемы с которыми сталкиваются учреждения социальной защиты считаем необходимым в условиях становления службы медико-социальной реабилитации, социальной помощи, социально-психологической поддержки инвалидов на федеральном, региональном и местном уровнях следующее:
1. Усовершенствовать систему повышения квалификации социальных работников, медиков и социальных психологов, службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, ЦСО, социально-психологических центров организовав в федеральных научно-практических центрах базы для повышения квалификации социальных работников, социальных медиков и социальных психологов.
2. Регулярно проводить научно-практические семинары и конференции по социальным, медико-социальным и психологическим проблемам экспертизы и реабилитации.
3. Усовершенствовать систему научно-методического консультирования социальных, медико-социальных и психологов практиков. Ввести общественную должность главного психолога на всех уровнях службы социальной защиты и реабилитации.
4. Усовершенствовать информационное, методическое и техническое обеспечение деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в подведомственных учреждениях.
5. Усовершенствовать нормативные вопросы деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в реабилитационных, экспертных учреждениях, центрах социальной помощи, социально-психологической помощи (нормативы нагрузки, оплата труда и т.п.).
6. Пересмотреть штатные нормативы учреждений социальной защиты и реабилитации инвалидов, социальной, медико-социальной и психологической службы в учреждениях социального обслуживания и реабилитации.
7. Стимулировать становление и развитие социальной, медико-социальной и психологической службы в подведомственных учреждениях в регионах.
8. Сформировать координационный совет психологов, социальных и медико-социальных работников для обеспечения деятельности социальной, медико-социальной и психологической службы экспертизы и реабилитации инвалидов.

Библиография:

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как- то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально- экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Содержание

Глава 1. Основная характеристика социальной работы с инвалидами ………6
1.1. Сущность и основные положения реабилитации инвалидов ……………6
1.2. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов ……..10
Глава 2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов ………. 25
2.1. Инвалиды как специфическая категория людей …………………..25
2.2. Особенности работы с инвалидами молодого возраста …………..27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы ……………………………………………..34

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Курский Институт Социального Образования (филиал) РГСУ

Российский Государственный Социальный Университет

5 курса 2 группы з /о

Педагогика и психология

доцент Попов Е. В.

Глава 1. Основная характеристика социальной работы с инвалидами ………6

1.1. Сущность и основные положения реабилитации инвалидов ……………6

1.2. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов ……..10

Глава 2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов ………. 25

2.1. Инвалиды как специфическая категория людей …………………..25

2.2. Особенности работы с инвалидами молодого возраста …………..27

Список используемой литературы ……………………………………………..34

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как- то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально- экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отно­шении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми дру­гими гражданами Российской Федерации возможностей в реализа­ции прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельно­сти, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономи­ческой, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Актуальность проблемы данной работы состоит в том, что несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.

Объектом исследования является социальная работа с инвалидами.

Предметом исследования данной работы является технология социальной работы с инвалидами.

Цель исследования – изучить особенности социальной работы с инвалидами.

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность и основные положения реабилитации инвалидов;

- выявить формы и методы решения социальных проблем инвалидов;

- рассмотреть инвалидов как специфическую категорию людей;

- выявить особенности работы с инвалидами молодого возраста.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами.

Теоретической основой данной работы являются труды учёных: Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, Л.К. Грачёва, А.В. Кузнецовой, Э.В. Устиновой и других.

Данная курсовая работа состоит из двух глав, каждая глава состоит из двух частей. Курсовая работа состоит из 35 листов.

Глава 1. Основная характеристика социальной работы с инвалидами

1.1. Сущность и основные положения реабилитации инвалидов

Комитет ВОЗ (1980 г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально - оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских дисциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения.

Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровни медико-биологических и психосоциальных последствий болезни и травмы, которые должны учитываться при проведении реабилитации:

- повреждение (impaiment англ.) - любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций;

- нарушение жизнедеятельности (disability англ.) - возникающие в результате повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для человеческого общества;

- социальные ограничения (handicap англ.) - возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидуума.

Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.

Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.

Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела значительную эволюцию. Если в 40-е годы основой политики в отношении хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 50-х годов начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в обычное общество; особый упор сделан на их обучении, получение ими технических подсобных средств.

В 70-е - 80-е годы зарождается идея максимальной адаптации окружающей Среды под нужды больных и инвалидов, всесторонней законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим становится очевидным, что система медицинской реабилитации в очень большой степени зависит от экономического развития общества.

Общие показания в медицинской реабилитации представлены в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности в реабилитации (1983). К ним относятся:

- значительное снижение функциональных способностей;

- снижение способности к обучению;

- особая подверженность воздействиям внешней среды;

- нарушения социальных отношений;

- нарушения трудовых отношений.

Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания, декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные расстройства интеллектуально-мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение и возможность активного участия больного в реабилитационном процессе.

В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н А Семашко, из общего числа госпитализированных в отделения терапевтического профиля в восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического — 21,65 на 10 000 всего населения; в целом долечиванию подлежат от 20 до 30% в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на 10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согласно данным Н.А. Шестаковой нуждаются 14 - 15% из числа обратившихся в поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями повреждений опорно-двигательного аппарата.

Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером:

1. Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).

2. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех ее аспектов (комплексность).

3. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).

4. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).

С учетом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) - иногда еще и санаторный этапы медицинской реабилитации.

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий:

1. Медицинский аспект - включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.

2. Физический аспект - охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.

В России сейчас проживают десятки тысяч людей с инвалидностью. У каждого из них свои проблемы со здоровьем, которые напрямую влияют на качество жизни. И, помимо лечения, инвалидам нужна адаптация в обществе. Именно поэтому так важна социальная работа с инвалидами.

Люди с инвалидностью

Важно знать, как называют инвалидов по-другому, если у них присутствуют конкретные особенности. К примеру, человека, у которого синдром Дауна, нужно называть, указывая не на особенность, а на личность (девушка с синдромом Дауна, аутизмом и т. д.).

Виды социальной работы с инвалидами

Социальная работа с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями очень важна. Это касается и тех, кто имеет данный статус с рождения, и тех, кто получил группу позднее. Обеим категориям ограничения, связанные с исполнением тех или иных ролей, очень сильно мешают. А ведь большинство инвалидов легко ведут если не прежний, то довольно подвижный образ жизни. Им необязательно жить в изоляции, не работать и т. д.

Виды и формы социальной работы с инвалидами

Социальное обслуживание на дому

Все виды социальной работы с инвалидами регулируются ФЗ 122. При этом соблюдают следующие принципы:

  • обеспечение гражданских прав;
  • предоставление гарантий от государства;
  • использование мер для адаптации в обществе и реабилитации лиц с инвалидностью;
  • ответственность госорганов и должностных лиц за соблюдение прав инвалидов.

Социальное обслуживание на дому подразумевает специальную помощь лицам с инвалидностью. В первую очередь это медицинское обслуживание, которое предоставляют людям, утратившим (полностью или частично) возможность обслуживать себя самостоятельно.

Соц. работа с разными инвалидами подразумевает предоставление большого количества услуг. Социальные службы направляют к таким пациентам специально обученных медицинских патронажных сестер. К их обязанностям относят наблюдение за состоянием здоровья, санитарно-гигиенические процедуры, кормление, выполнение легкой работы по дому и т. д.

Полустационарное социальное обслуживание

Если человек, имеющий ограниченные возможности, обслуживает себя и активно передвигается, он пользуется полустационарным обслуживанием. Под этим термином подразумевают пребывание пациента в соответствующем учреждении только половину дня. Выбирают дневное или ночное отделение.

Такая помощь инвалидам включает в себя весь спектр услуг:

  • установленный быт и досуг;
  • питание, медикаментозное лечение;
  • предоставление социально-медицинских услуг (психологическая помощь, гигиенические услуги, участие в реабилитационных программах);
  • получение образования или дополнительной профессиональной подготовки;
  • содействие при трудоустройстве.

Полустационарное обслуживание нередко используют инвалиды без определенного места жительства.

Стационарное социальное обслуживание

Социальная работа с инвалидами, если кратко, подразумевает также стационарное обслуживание. Его используют, если человек нуждается в постоянном уходе. К учреждениям, где предоставляют социальную помощь на постоянной основе, относят дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей.

Во время пребывания в таком учреждении инвалиды независимо от возраста получают:

  • условия, соответствующие установленным законом санитарно-гигиеническим требованиям;
  • первичную медицинскую помощь;
  • стоматологические услуги;
  • социально-медицинскую реабилитацию;
  • бесплатную юридическую помощь;
  • прохождение медико-социальной экспертизы для определения группы.

Дети с инвалидностью, которые пребывают в таких учреждениях, получают образование или профессиональную подготовку, которые соответствуют их способностям. Для этого используют курсы, школьную программу, трудовые классы.

Виды и формы социальной работы с инвалидами

Срочное социальное обслуживание

Инвалиды также имеют право на получение срочной социальной помощи (ст. 22 ФЗ N 122). Под этим подразумевают предоставление разовых специальных услуг. Это:

  • бесплатное горячее питание;
  • выдача бесплатных продуктовых наборов;
  • выдача гуманитарной помощи (одежды, обуви);
  • организация срочной юридической помощи (бесплатной);
  • предоставление жилья (на короткий срок);
  • предоставление психологической помощи, включая медикаментозное лечение.

Каждый субъект РФ имеет индивидуальный перечень дополнительных социальных услуг, которые предоставляют в экстренных случаях. Для их получения обращаются к сотрудникам соответствующего госоргана и предоставляют необходимые бумаги (паспорт, справки, подтверждающие наличие группы).

Социально-консультативная помощь

Многим гражданам с инвалидностью требуются консультации и советы, поэтому соответствующую услугу предоставляют социальные службы. Работники с соответствующим образованием (юридическим, психологическим) консультируют пациентов на дому или в соответствующих центрах. Это помогает им быстрее адаптироваться в социальной среде, получить сведения о правах или обязанностях, а также налаживать отношения с родственниками.

Люди с ограниченными возможностями здоровья не всегда ведут абсолютно полноценную жизнь, но это не означает, что их социализация становится несбыточной мечтой. Многие инвалиды сейчас легко работают, учатся, путешествуют, то есть ведут активный образ жизни.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Социальная работа с инвалидами

План курсовой работы

  • 1.1. Понятие инвалидности, её виды.
  • 1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
  • 2.1. Особенности работы с инвалидами в социальной среде.
  • 2.2. Основное содержание и виды реабилитации инвалидов.
  • 2.3. Социальные проекты, направленные на адаптацию инвалидов в современном обществе.

Список источников и литературы.

Введение

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе.

Проблема социальной адаптации инвалидов - проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Так как на сегодняшний день в Российской Федерации как минимум свыше 14 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении.

Статистика инвалидов в России в 2015 году насчитывала более 12 млн. человек. Практически половина из них – мужчины и женщины трудоспособного возраста. То есть на каждые 10 тыс. человек приходится приблизительно 59 граждан недееспособной категории. Среди них большинство относится к третьей группе. Меньше всего представителей первой группы.

Анализ статистики инвалидов по стране показывает, что у нас их гораздо меньше, чем в европейских государствах. Отечественные показатели одни из самых низких в мире. Но это не повод для гордости. Причина кроется не в том, что у наших сограждан прекрасное здоровье. В России чтобы получить, а потом ежегодно подтверждать свою инвалидность, людям с ограниченными возможностями приходится зачастую вступать в борьбу с несовершенной системой. Многим больным просто отказывают в присуждении недееспособности. Врачи нередко требуют взятки за оформление инвалидности.

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии.

Инвалид в России сталкивается также с такой проблемой как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников.

В исследовании ЦИЭТИН 1990 выяснилось, что отношение населения к интеграции гораздо более лояльное, чем у самих инвалидов. Большинство опрошенных инвалидов (65,3%) считали, что они должны жить среди здоровых, однако каждый третий ответил, что инвалиды должны жить своей жизнью, отдельно, со своими учебными заведениями, предприятиями, больницами так считали 34,7% респондентов среди взрослого населения. Среди опрошенного населения отрицательное отношение к идее интеграции высказало всего 6,4% респондентов. Остальные либо полагают, что инвалиды должны жить среди здоровых (26,8%), либо предоставляют возможность выбора самим инвалидам (66,8%).

Исследователи тогда обратили внимание на такую закономерность: инвалиды, остро переживающие пренебрежительное отношение окружающих, более негативно воспринимают идею интеграции. Доля противников интеграции среди людей с инвалидностью увеличивается плавно, но неумолимо: 17,7% – у тех, кто никогда не замечал пренебрежительного отношения, 30,1% – у тех, кто иногда его ощущает, 39,3% – у тех, кто ощущает его очень часто.

В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне.

Объектом курсовой работы является социальная работа с инвалидами.

Предметом является проблемы социальной работы с инвалидами.

Цель данной курсовой работы – изучить проблемы социальной работы с инвалидами.

  • 1. Определить понятие инвалидности, ее виды.
  • 2. Изучить нормативно-правовую базу по работе с инвалидами.
  • 3. Выявить особенности работы с инвалидами в социальной сфере.
  • 4. Рассмотреть основное содержание и виды реабилитации инвалидов.

Научную основу курсовой работы составили работы таких авторов, как Л.П. Храпылина, П. Д. Павленок, а так же публикации в средствах массовой информации и на сайтах интернет официальных ведомств.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, практической работы.

Читайте также: