Федеральная целевая программа одаренные дети доклад

Обновлено: 02.05.2024

"Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым".

В настоящее время внимание к проблеме одарённых детей и их образования усиливается не только за рубежом, но и в нашей стране. Что мы, взрослые, работающие в дошкольном учреждении, можем сделать для детей с признаками одарённостями? Как их обучать, воспитывать, как развивать их дарование? На какие принципы следует опираться в образовательной работе с такими воспитанниками? Подобные вопросы всё чаще задают педагоги, психологи и родители.

Следует отметить, что в последние годы в нашей стране уделяется большое внимание разработке государственных программ, направленных на развитие системы поддержки одаренных детей. Среди них:

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых детей.

В рамках первого направления следует продолжить развивать сеть образовательных учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки одарённых детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Следует распространять имеющийся опыт физико – математических школ и интернатов при ряде университетов России, учёт ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности. Для таких детей будут организованы слёты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одарённости.

В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащихся каждой образовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизм учёта индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приёме в ВУЗы. Указанные направления работы найдут отражение в финансово – экономических механизмах, в том числе в рамках методик нормативного финансирования и новой системы оплаты труда педагогов.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015годы предусматривает создание педагогических условий, которые обеспечивают одарённому ребёнку возможность раскрытия способностей, личностного и образовательного потенциала.

В концепции Федеральной целевой программы отмечается, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Один из таких вызовов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

В концепции отмечается, что серьёзной проблемой российского образования является то, что не сформирована система целенаправленной работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. Она носит бессистемный характер. В этой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений дополнительного образования детей.

Исходя из выше сказанного, сам собой напрашивается вывод о том, что тот институт, который в наивысшей степени призван открывать, развивать, поддерживать и продвигать таланты – система образования – непреднамеренно выполняет противоположную функцию. И этот факт очевиден для всех участников образовательного процесса. Если в дошкольные годы конфликт (если он имеет место) между образовательным учреждением и одарённым ребёнком не столь явно проявляется, то в школе он зачастую принимает тупиковый характер, запуская при этом механизмы школьной и социальной дезадаптации.

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Российская газета. - 2010. - Федеральный выпуск №5125 (5 марта).

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы

6. Токарь И. Е. Одаренные дети: на грани риска / И. Е. Токарь, Н. Е. Зарубина // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – №1. - С. 3 – 14.

Статья об инновационной деятельности в ДОУ

Статья об инновационной деятельности в ДОУ Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьёзной опоры на научные достижения в области педагогики, без.

2 Деятельнотный Аналитико-проектировочный Задачи программы: 1. совершенствование системы выявления и сопровождения одарѐнных детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарѐнным детям; 2. отбор среди различных систем обучения тех методов и приѐмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; 3. создание условий для укрепления здоровья одарѐнных детей; 4. расширение возможностей для участия способных и одарѐнных школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Ожидаемые результаты реализации программы 1. создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; 2. создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарѐнными детьми; 3. создание условий для укрепления здоровья одарѐнных детей; 4. повышение качества образования и воспитания школьников; 5. формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Этапы реализации программы. Этап Мероприятия Сроки (ежегодно) 1. Диагностика детей с целью выявления одаренных Сентябрь 2. Проведение совещания по результатам Сентябрьоктябрь диагностирования способных учащихся. 3. Разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм Октябрь для одаренных детей 4. Организация патронажа способных учащихся Октябрь учителями - предметниками 5. Организация работы школьного научного общества Сентябрь учащихся (ШНОУ) 6. Активизация разъяснительной работы по вовлечению В теч. года способных учащихся в различные образовательные учреждения республики. 1. Расширение курсов по выбору с учетом способности и В теч. года запросов учащихся 2. Организация и проведение школьных предметных В теч. года недель, конференций, выставок 3. Организация и проведение школьных олимпиад Первое полугодие 4. Участие в олимпиадах разного уровня В теч. года 5. Изучение научной и учебно-методической литературы, В теч. года необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей

4 7.Организация и проведение школьных фестивалей и конкурсов. Совет старшеклассников 8. Расширение работы школьного научного общества. 9.Поддержка и организация олимпиадного движения. 10.Создание условий для участия одаренных детей в районных, городских и всероссийских конкурсах. 11.Повышение результативности участия в: Предметных олимпиадах, Творческих конкурсах и фестивалях Конкурсах прикладного творчества, и т.д. 12.Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми. 13.Оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми. 14.Разработка методических рекомендаций по поддержке талантливых детей и организации работы с ними в рамках школьного методического объединения. 15.Организация и проведение открытых мероприятий для педагогов, работающих с детьми, проявившими незаурядные способности. 16.Проведение мониторинга состояния работы с одаренными детьми. 17.Разработка системы оценивания учебных и внеучебных достижений школьников (портфолио, рейтинговая система) силами образовательных учреждений района

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт целевой программы

Наименование разработки

Одаренные дети

Основание для разработки

Конвенция о правах ребенка

Инструктивно-методические письма департамента общего образования Минобрнауки России:

О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03-255).

Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03-296) 2 .

Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД-1552/03).

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования

Разработчик

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сычевская средняя общеобразовательная школа № 1

Цель и задачи программы

Цель программы: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи программы:

Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

Организация системы исследовательской работы учащихся.

Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

Изучение факторов целенаправленного психо­лого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному раз­витию индивидуальности каждого субъекта педагогического про­цесса;

Совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

Установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

Сроки реализации

подпрограммы

2011 - 2016гг.

Основные направления деятельности по реализации программы

Диагностика склонностей учащихся.

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.

Адаптация учебных программ элективных курсов.

Повышение квалификации педагогов.

Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагно­стике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и само­воспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обосно­вание принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости.

Основные направления деятельности

Создание условий для оптимального развития одаренных и перспективных обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности администрации нашей школы. Мы понимаем, что для осуществления качественной поддержки таких обучающихся необходимы значительные изменения в организации образовательного процесса, предполагающие:

увеличение количества творческих, поисковых заданий при снижении количества репродуктивных упражнений;

организацию работы микро- и макрогрупп, ориентированных на процессы социализации обучающихся в учебной деятельности;

предоставление обучающемуся права выбора (выбор того или иного учебного предмета или уровня его изучения, выбор направления профессиональной подготовки, детского творческого объединения и пр.).

Нами используются такие направления поддержки, как:

включение школьников в исследовательскую и проектную деятельность путем вовлечения их в работу научного общества учащихся (НОУ);

дифференциация образовательного процесса для различных групп обучающихся.

ведется мониторинг достижений школьников, что помогает своевременно выдвигать кандидатуры обучающихся для поощрения

В целях стимулирования одаренных учащихся в школе:

проводятся внутришкольные и муниципальные чествования победителей олимпиад и конкурсов;

осуществляется выдвижение кандидатов на получение региональной стипендии и муниципальных поощрений для одаренных детей;

организуются презентации исследовательских работ школьников, в том числе с привлечением различных печатных и электронных средств массовой информации.

Роль администрации заключается не только в создании условий для работы, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и в отборе учителей, склонных к работе с одаренными детьми. Для стимулирования педагогических кадров к повышению качества работы с одаренными детьми в школе:

выплачиваются разовые денежные вознаграждения педагогам;

используются различные формы морального стимулирования учителей (объявление благодарностей, вручение дипломов и грамот, чествование педагогов и пр.);

осуществляется выдвижение учителей, эффективно работающих с одаренными детьми, на присвоение почетных званий и повышенных квалификационных категорий.

Для оценки качества руководства исследовательскими работами школьников в образовательном учреждении ведется мониторинг деятельности научных руководителей.

Циклограмма реализации программы

Уровни и направления деятельности

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на выявление одаренных школьников 3 - 11 классов (из числа вновь прибывших)

Заместители директора по УВР и ВР

Подбор научных руководителей ученических исследовательских

Заместители директора по УВР

Обеспечение качественного руководства научно-исследовательскими и опытно-экспериментальными работами учащихся

Заместители директора по УВР

Оптимизация работы с одаренными детьми в следующем учебном году

Создание школьного научного общества, как одной из форм ученического самоуправления

Заместители директора по УВР

Привлечение обучающихся к работе в НОУ

Подготовка школьников к школьным предметным олимпиадам

Организация индивидуальной работы с особо одаренными учащимися для выхода на призовые места городской олимпиады школьников

Участие в областных и Всероссийских научно – исследовательских конкурсах

Что же такое одаренность и кто такие одаренные дети? Согласно широко бытующему представлению, одаренные дети — это дети, обнаруживающие высокий уровень способностей, общих или специальных, например, к музыке, рисованию, хореографии, иностранным языкам, литературе, математике, естественным наукам и технике. Детскую одаренность распознают по степени опережения ребенком своих сверстников по умственному развитию при прочих равных условиях. Принято считать, что раньше других у детей обнаруживается музыкальный, поэтический, художественно-изобразительный дар, а в области науки — склонность к математике.

Участие международного сообщества в работе с одаренными детьми. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому, в большинстве стран Европы и в США стали создавать программы для работы с одаренными детьми.

В 1988 году при Совете Европы была создана международная неправительственная организация Евроталант (Париж) с целью координации работы с одаренными детьми на общеевропейском пространстве. В 1992 году Евроталант получил консультативный статус, а два года спустя (1994) Парламентская ассамблея Совета Европы одобрила Рекомендации об образовании одаренных детей[6].

  1. Целевую поддержку всероссийских очно-заочных школ, работающих с одаренными детьми; летних творческих школ, лабораторий, мастер-классов по различным направлениям образовательной деятельности; развития региональных образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми; школ-интернатов для одаренных детей.
  2. Осуществление государственной поддержки одаренных детей посредством выделения ежегодных государственных стипендий (премий); целевой поддержки участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах, конкурсах; поддержки одаренных детей-инвалидов и создания условий для их выявления, развития и социализации; издания творческих работ учащихся — победителей всероссийских конкурсов юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов; проведения всероссийских фестивалей детского художественного творчества; организации и проведения различных мероприятий: досуговых, спортивных, творческих фестивалей.
  3. Развитие системы работы с кадрами.
  4. Научно-методическую работу.
  5. Информационное и организационное обеспечение мероприятий Программы.

Объем финансирования Программы из федерального бюджета заметно вырос.

В настоящее время проводится множество международных сравнительных исследований качества и доступности образования. По их результатам составляется мировой рейтинг качества образования. Наибольшим авторитетом пользуются TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study PISA —Programme for International Student Assessment и PIRLS — Progress in International Reading LiteracyStudy. Российские школьники участвуют в TIMSS с 1995, в PISA — с 2000-го и в PIRLS — с 2001-го года.

PIRLS является одним из самых представительных исследований по начальной школе, направленных на выявление качества чтения и понимания текста. В 2006 году в нем приняли участие 215 тыс. школьников из 40 стран. Российские школьники заняли первое место, разделив пальму первенства со сверстниками из Гонконга и Сингапура. Нашу страну в исследовании представляли 4955 учащихся 4-х классов из 232 школ 45 регионов страны. Возраст участников выбран не случайно: к этому моменту подростки должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством и залогом их успешного обучения в дальнейшем. По среднему баллу российские выпускники начальной школы опередили США, Бельгию, ЮАР (занявшую последнее место). Кроме того, Россия показала самую существенную положительную динамику по сравнению с PIRLS-2001, перебравшись с 12-го места в мировом рейтинге чтения на самую высокую позицию.

Российское Министерство образования и науки не реагирует на посредственные результаты российских учащихся в PISA-2006, в то время как, начиная с 2003 года, многие страны реформировали системы образования с учетом результатов предыдущих международных исследований PISA и показали более высокие результаты[13].

Российские дети стали сдавать свои позиции и в международных сравнениях интеллекта, и на международных олимпиадах, что является признаком отставания России по одаренным детям. Мы уступаем сверстникам из Сингапура, Японии, Китая по многим позициям. Так, хотя на 49-й (2008, Мадрид) и 50-й (2009, Бремен) Международной Олимпиаде по математике российская сборная получила соответственно 6 золотых медалей (из 6 возможных) и 5 золотых и одну серебряную медаль, в командном зачете россияне проиграли школьникам из Китая и Японии. Для китайцев и олимпиадников из других стран Азии подготовка к научным турнирам международного уровня является одним из приоритетных направлений и начинается задолго до начала соревнований, а нашим ребятам приходится тратить много времени и энергии на решение оргвопросов и поиски спонсоров.

Насколько одаренные дети востребованы в России как человеческий потенциал? Каково отношение к ним государства и общества? В какой степени эти институты готовы к их социальной адаптации и интеграции?

В советское время функционировала достаточно эффективная система выявления, отбора и обучения особо одаренных детей: они проходили социализацию в бесплатных специальных учебно-воспитательных учреждениях под руководством высококвалифицированных профессиональных преподавателей. Кроме того, дети могли развивать свои творческие способности в различных бесплатных кружках при домах и дворцах пионеров, домах культуры, круглогодичных пионерских лагерях и учреждениях дополнительного образования. Эта система была заложена еще до войны. На протяжении советского периода (более полувека) она в целом достаточно успешно решала поставленные перед ней задачи.

В настоящее время в нашей стране обнаруживается довольно печальная картина: скоро у нас не останется не только квалифицированных рабочих, но и представителей интеллектуальной и художественной элиты. Сегодня терпит крах система работы с талантливой молодежью. Развивать и преумножать свои таланты могут лишь дети из обеспеченных семей: занятия в спортивных секциях, музыкальных и художественных коллективах, поездки на конкурсы и учеба в престижных учебных заведениях стоят больших денег. Колоссальное бремя в выборе жизненной стратегии для своего ребенка ложится на семью. Без поддержки государства задача такого масштаба не может быть решена полноценно и всеобъемлюще.

Однако сегодня она приобретают еще большую актуальность и новый смысл.

Одаренный ребенок может появиться на свет в любой семье независимо от статуса и социального положения ее членов, материального и имущественного достатка. Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Бывает, что одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки.

Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала обучения одаренных детей. Имеются данные, что условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Таланты в области естественных и гуманитарных наук проявляются позже, и сокращение дошкольного периода не всегда способствует их развитию. Каждый из одаренных детей требует индивидуального подхода.

В советское время функционировала достаточно эффективная система выявления, отбора и обучения особо одаренных детей: они проходили социализацию в специальных учебно-воспитательных учреждениях под руководством высококвалифицированных профессиональных преподавателей. Среди них можно назвать физико-математические школы-интернаты при МГУ, МИФИ, Физтехе, Бауманском училище; специализированные музыкальные, художественные школы, разнообразные секции при спортивных клубах. Творческие способности дети могли обнаруживать и развивать в различных бесплатных кружках при домах и дворцах пионеров, домах культуры, круглогодичных пионерских лагерях и учреждениях дополнительного образования. Эта система была заложена еще до войны. На протяжении советского периода (более полувека) она полностью финансировалась государством, благодаря чему в целом успешно решала поставленные перед ней задачи.

Появление одаренных и сверходаренных детей ставит и перед обществом, и перед их родителями, и перед самими детьми серьезные проблемы. Встает острейшая необходимость сохранения этих детей. И немалая ответственность и роль отводится в этих ситуациях родителям.

Замечено, что у сверходаренных людей обнаруживаются и сверхнеизвестные болезни. Стефен Хокинг (Stephen William Hawking) родился в 1942 году. В 1962 закончил Оксфордский университет и начал заниматься теоретической физикой. Тогда же у него стали проявляться признаки болезни, которая привела к параличу. Несмотря на это, он стал отцом дочери и двух сыновей. В 1974 году Хокинг был избран членом Лондонского Королевского общества. После операции на горле в 1985 году он потерял способность говорить, но благодаря синтезатору речи, установленному на его кресле-коляске, Хокинг может общаться с людьми. Ему принадлежит теория черных дыр и существования параллельных миров. Сейчас он занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон. Несмотря на тяжёлую болезнь, он ведёт активную жизнь.

В каком возрасте (на каком этапе развития ребенка) обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет единого мнения нет. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца. Но хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3–4 лет. Опыт показывает, что начиная с 3–4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути неспособного.

Дети с ранних лет получают повышенное внимание со стороны знаменитых публичных артистов и общественных деятелей. Принимая участие в фестивалях и конкурсах, они совершенствуют и укрепляют свои интеллектуальные и творческие способности. Однако существуют полярные точки зрения на соревнования такого рода: сторонники одной из них считают, что конкурсные баталии наносят ребенку непоправимый психологический, а нередко и моральный ущерб (например, в случае неудачного результата).

[1] Магаршак Ю.Б. Инновационная шизофрения // НГ-Наука. 2009. 24 июня. С. 11.

[2] Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998. — 544 с.

[5] Цит. по: Максимов Н., Чернова Е. Их не догонишь // Newsweek. 28 мая–3 июня 2007. № 22 (147).

[10] В рамках этой программы с 2001 года начали выделять средства для помощи одаренным детям-инвалидам.

[11] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 172.

[12] R. Lynn, T. Vanhanen. IQ and the Wealth of Nations. London, 2002; Iidem. IQ and Global Inequality. London, 2006.

[14] Из интервью с В.Ф. Бутузовым, зав. кафедрой математики, заместителем декана физического факультета МГУ. См.: Гурова Н. Тройка по матанализу // Дайджест ФМШ. 29.02.2008.

[16] Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 46–68.

Автор: Л.Г.Лунякова
Материал интернет-конференции "Дети и молодежь" (с 1.03.10 по 4.04.10)

Читайте также: