Архив оружейной палаты доклад

Обновлено: 17.05.2024

История и структура Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль". Формирование и правовая основа деятельности Оружейной палаты как музейного учреждения. Описание коллекции (экспозиции) Оружейной палаты Московского Кремля.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.05.2016
Размер файла 25,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оно было возведено в 1851 году по проекту К.А.Тона как часть комплекса Большого Кремлевского дворца - московской резиденции российских императоров. Сама история и местонахождение музея предопределили его главную функцию - быть собирателем и хранителем национальных реликвий, достопамятности и святынь России. Коллекции Государственной Оружейной палаты формировались в течение нескольких столетий. С ростом могущества Москвы и ее правителей, которые стали государями всея Руси, преумножались кремлевские сокровища. Из личных и родовых они превращаются в государственные. В ХVI-ХVII веках на территории царского двора были созданы целые комплексы казнохранилищ и мастерских - Казенный двор, Государева и Царицына мастерские палаты, Конюшенный приказ, Оружейная палата, приказы Золотого и Серебряного дела. Здесь трудились лучшие мастера.

кремль оружейный палата музей

1. Формирование оружейной палаты как музейного учреждения

Полная зависимость от произвола чиновников дворцового ведомства в решении кадровых вопросов приводит, например, к увольнению из Оружейной палаты в 1893 году одного из самых известных её сотрудников Г.Д. Филимонова. Однако, не смотря на некоторое противодействие со стороны научной общественности, установившаяся структура практически сохраняется до осени 1918 года. Существенные изменения в работу музея вносит Первая мировая война. По мере продвижения немецких войск, в Оружейную палату эвакуируются ценности из других музеев. Залы музея заполняются ящиками, к ноябрю их было около 2000. В них хранилось около 10000 предметов. Прекращается доступ публики в музей. Отсутствие финансирования приводит к свёртыванию многих видов музейной работы.

Февральская революция 1917 года вызвала бурный интерес общественности к сокровищам Московского Кремля. Известные историки и искусствоведы разрабатывают планы превращения Кремля в город-музей. Однако события осени 1917 года, переезд в Москву советского правительства, начавшаяся гражданская война совершенно по-новому ставят проблемы организации музейного дела и сохранения ценностей, находившихся в Московском Кремле. Продолжавшаяся политика антикварных распродаж, вульгаризация научно-экспозиционной работы, сокращение музейных площадей в Кремле и, наконец, варварское разрушение кремлевских монастырей потребовали колоссального напряжения сил от сотрудников музея для сохранения ценностей. Несмотря на это продолжается активная научная работа и в 1925 году издается первый сборник научных трудов сотрудников музея. К 1929 г. практически готов так и не вышедший в свет второй сборник. Искусственно созданное объединение оказалось не долговечным. В 1926 году был ликвидирован Музей мебели. Его коллекции передавались в разные учреждения. В апреле 1928 года Музей фарфора и Музей игрушки получают финансовую самостоятельность и практически выходят из объединения, однако официально Объединенный музей был реорганизован только в июле 1929 года.

2. Коллекция оружейной палаты московского кремля

В собрании Оружейной палаты представлены уникальные произведения русских златокузнецов и серебряников XII -- начала XX века, коллекции западноевропейского художественного серебра XIII -- XIX веков, памятники оружейного мастерства XII--XIX веков, военные награды России, роскошные драгоценные ткани, древнерусская светская и церковная одежда, парадный костюм XVIII--XX веков, государственные регалии, парадное конское убранство и редчайшая коллекция старинных экипажей XVI--XVIII столетий. В музее хранятся шапка Мономаха, Шлем -- шапка ерихонская, а также множество других раритетов.

В музее представлено около четырёх тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV -- начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

Оружейная палата состоит из девяти залов:

· Первый зал: Русские золотые и серебряные изделия XII -- начала XVII веков;

o Второй зал: Русские золотые и серебряные изделия XVII -- начала XX века;

Коллекция русского художественного металла относится к числу основных собраний Музеев Московского Кремля. Она включает ювелирные изделия XII-XX веков, в основном из драгоценных металлов и камней, и насчитывает около тринадцати тысяч двухсот экспонатов. Эта коллекция, благодаря разнообразию и высоким художественным достоинствам памятников, дает возможность широко и полно представить развитие русского ювелирного искусства на протяжении восьми с лишним столетий. Она позволяет ознакомиться с различными типами изделий и приемами украшения предметов из драгоценных металлов, проследить стилистическую эволюцию ювелирных произведений. Многие из памятников собрания имеют мемориальный характер и связаны с выдающимися государственными деятелями и важными историческими событиями.

В состав средневековой части собрания входят изделия XII-XIII веков, ярко характеризующие высокий уровень развития древнерусского ювелирного дела в домонгольский период, драгоценные предметы XIV-XV веков, свидетельствующие о возрождении художественных традиций и появлении новых творческих импульсов в искусстве того времени. Ядро средневековой части коллекции составляют памятники XVI-XVII веков, выполненные лучшими придворными златокузнецами в кремлевских мастерских, Золотой и Серебряной палатах и использовавшиеся для оформления парадных дворцовых церемоний и богослужений. Они принадлежат к шедеврам национального искусства и не имеют аналогов в отечественных и зарубежных собраниях.

· Третий зал: Европейское и восточное парадное вооружение XV--XIX веков;

· Четвёртый зал: Русское вооружение XII -- начала XIX века;

Исключительно интересны с художественной и технической стороны образцы огнестрельного оружия, выполненные в XVII столетии русскими и иноземными мастерами Оружейной палаты Первушей Исаевым, Иваном и Тимофеем Лучаниновыми, Григорием и Афанасием Вяткиным, Филиппом Тимофеевым, а в XVIII веке - придворными оружейниками: Петром Лебедевым, Иваном и Гаврилой Пермяковыми, Иоганном Грекке и другими выдающимися мастерами того времени. Как в собрании Государевой Оружейной палаты, так и в собрании Императорской Рюст-камеры значительное место занимали работы западноевропейских и восточных мастеров, привезенные в качестве посольских даров или специально закупленные для нужд двора за границей.

· Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII--XIX веков;

Собрание зарубежного художественного металла насчитывает более девяти тысяч предметов, исполненных профессиональными серебряниками и ювелирами Запада и Востока в XIII-XX веках. Ядро коллекции сложилось в недрах сокровищниц царского и патриаршего дворов в Кремле и является одной из древних составных частей музея, организованного в начале XIX столетия.

Яркой особенностью исторической биографии собрания является чрезвычайно интенсивное его пополнение в XVI-XVII веках за счет специальных закупок иностранных драгоценных изделий для московских государей и одновременно обильного потока из-за рубежа дипломатических даров правившим царям.

В целом собрание является одним из крупнейших в мире и содержит богатый материал для характеристики национальных особенностей и путей развития золото-серебряного дела многих стран Европы. В нем нашли отражение все основные стилистические направления европейского искусства, от романского стиля и готики до модерна и авангарда XX столетия.

Беспримерно выразительно представлены английская и немецкая школы златокузнецов XVI-XVII веков. Коллекции музея в этих разделах по объему и качеству произведений не имеют себе равных в мире. Они дают исчерпывающее представление о работе мастеров Лондона, Нюрнберга, Аугсбурга, Гамбурга.

Голландская часть собрания отличается хронологической компактностью и отчетливо выраженным национальным своеобразием изделий. Ее составляют предметы, исполненные преимущественно златокузнецами Амстердама в 40-70-х годах XVII века.

Значительна познавательная и эстетическая ценность коллекции польского и шведского серебра эпохи барокко.

Количество и художественные достоинства произведений французских мастеров убедительно свидетельствуют об особой роли Франции в европейском серебряном деле эпохи классицизма и ампира.

Достойные ниши занимают в музейном фонде коллекции старинных изделий из натуралий, преимущественно эпохи Ренессанса, и собрание часов XVI-XIX веков, с преобладанием карманных и нагрудных экземпляров.

Среди произведений художественного металла Востока особый интерес представляют ювелирные работы Турции XVII столетия, среди которых немало исключительно ценных редких экземпляров.

С 70-х годов XX века по настоящее время многие вещи собрания участвуют в многочисленных выставках Музеев Московского Кремля, как в России, так и за рубежом.

· Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV--XVIII веков. Светский костюм в России XVI -- начала XX века;

Коллекция художественного текстиля (тканей) насчитывает около четырех тысяч экспонатов. Она включает в себя цельные предметы светского и культового назначения, выполненные из разнообразных видов узорных тканей, а также шпалеры, знамена и различные аксессуары светского костюма. Хронологические рамки собрания охватывают период с XIV по XX век.

· Седьмой зал: Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII--XVIII веков;

Собрание регалий -- старинных раритетов российской верховной власти, хранящихся в Музеях Московского Кремля, -- насчитывает тридцать девять экспонатов. Хронологические рамки коллекции охватывают конец XII -- первую треть XVIII века.

Небольшое по объему, это собрание является едва ли не самым важным по своей значимости, так как оно уникально и не имеет аналогов ни в одном из музеев нашей страны. Представленные в собрании венцы, скипетры, бармы, державы, троны и другие символы монаршей власти с древних времен находились в Московском Кремле, вначале великокняжеской, а позднее царской резиденции. Своим происхождением и бытованием они неразрывно связаны с развитием и становлением российской государственности, с важнейшими событиями политической истории России. Венчания на царство, посольские приемы, царские выходы и другие торжественные акты государственного значения являли собой строго регламентированные, пышно обставленные действа, в которых регалиям отводилась особая роль прославления монарха.

· Восьмой зал: Предметы парадного конского убранства XVI--XVIII веков;

Конюшенная казна - интереснейшая часть древней сокровищницы русских царей, уникальная музейная коллекция исторического конского снаряжения. Ее особенность в единстве исторического комплекса, высокой художественной и материальной ценности.

К XVI веку в Кремле сформировался Конюшенный приказ во главе с конюшим боярином (в XVII в. - ясельничим), ведавший конским хозяйством государства, изготовлением и сохранением конского снаряжения. В царствование Ивана IV в нем насчитывалось более четырехсот служителей, а в царствование Алексея Михайловича уже более семисот. Служители приказа непременно сопровождали русских государей во всех походах. Во время военных смотров, встреч и проводов иностранных послов на лошадях сверкало золотом и драгоценными камнями снаряжение, выдававшееся участникам из Конюшенной казны. Она хранилась в здании Конюшенного приказа у Боровицких ворот в Кремле, на том месте, где ныне располагается здание Оружейной палаты. Именно здесь, в мастерских Конюшенного приказа, и было изготовлено большинство конских уборов русской работы, дошедших до нас в собрании музея. Казну пополняли также седла, сбруя и попоны, закупленные у иноземных купцов или присланные в дар русским царям от правителей соседних государств. В коллекции Оружейной палаты хранятся шедевры парадного конского убранства восточной (турецкой, иранской) и западноевропейской работы

· Девятый зал: Экипажи XVI--XVIII веков.

Коллекция редчайших старинных экипажей российских государей относится к основным собраниям Музеев Московского Кремля. Небольшая по объему, насчитывающая двадцать четыре произведения, она охватывает обширные хронологические рамки с XVI по XVIII столетие включительно.

Отечественные и зарубежные искусствоведы единодушны во мнении, что в силу своей уникальности и полноты кремлевское собрание экипажей имеет право на статус всемирно известного. Одна из немногих она содержит древние колымаги и возки XVI-XVII веков, принадлежащие к числу наиболее ранних сохранившихся экипажей. Почти все произведения коллекции являются шедеврами мирового искусства и не имеют аналогов. В отличие от большинства собраний других стран кремлевская коллекция обладает типологическим разнообразием, а в конструктивном отношении демонстрирует использование передовых достижений экипажной техники. В ней имеются почти все типы и конструкции экипажей, бытовавшие в России и Западной Европе в XVI-XVIII столетиях: колымаги, возки, купе, берлины, портшез, коляски и кареты с очень крупным кузовом. В их художественно-образном строе нашли отражение такие стилистические направления, как поздний ренессанс, барокко, регентство, рококо и классицизм.

Местом создания экипажей являются крупнейшие европейские художественные центры - Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Париж, Вена и Берлин. Таким образом, по произведениям коллекции Оружейной палаты можно изучать историю развития европейского экипажного дела, с его особой техникой и яркой художественной системой. Гениальными создателями этих замечательных произведений явились И. Безмин, И. Гоппенгаупт, И. Букендаль, А. Дрилеросс, Ф. Каффиери, С. Бутлер, И. Линелль, Н. Пино, Ж. Мишель, Ф. Буше, которые внесли важный вклад в развитие экипажного дела. Их имена вошли в историю европейского искусства.

Значительная часть экипажей имеет характер меморий и связана с именами известных русских и зарубежных государственных деятелей, оставивших заметный след в истории. Коллекция сложилась не сразу. Процесс ее формирования занял несколько столетий и был тесно связан с историей Московского Кремля.

Государственная Оружейная палата один из древнейших музеев России. Её коллекции имеют исключительную историко-художественную значимость. Это делает Оружейную палату уникальным явлением не только отечественной; но и мировой культуры. В состав музейного собрания входит коллекция регалий русского государства, что придаёт ей особый статус сокровищницы. Сокровищницы традиционно бытовали при дворах монархов, а возникли и распространились в Западной Европе ещё в период Ренессанса. Это были учреждения особого рода. Они представляли собой казнохранилища, в которых часть предметов хранилась постоянно. Как правило, это были символы монаршей власти, "участвовавшие" в государственных церемониалах. Западноевропейская традиция (в отличие от российской) предусматривала демонстрацию вещевого состава сокровищниц в виде стационарных выставок, своеобразных музеев, которые могли обозреть гости владельца собрания. Таким образом, сокровищницы в ХУТ - ХУП вв. способствовали утверждению престижа светской власти внутри страны и за её пределами. Неразрывная, органичная связь Оружейной палаты с историей Москвы и Кремлёвского комплекса также выделяет её среди других московских музеев. Эта связь обусловлена историей возникновения музея, а также составом его коллекций. В их основе - казна русских царей, которая- не только хранилась в Кремле на протяжении столетий, но и пополнялась изделиями многочисленных кремлевских мастерских. Крупнейшая из них, подлинная "академия художеств" ХП в. - Оружейная палата дала название музею (1). Первый шаг в сторону его создания был сделан в нач. ХУШ в. По указу Петра I Оружейная палата превратилась в древлехранилище царской семьи, куда - собирались и где сохранялись трофеи и исторические реликвии.

1. Лурье Ф. Российская история и культура в таблицах.-СПб,1998. 238 с

2. Малицкий Г.Л. К истории Оружейной палаты Московского Кремля. //Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Сб. научн. трудов. М.,1954 - С.507-560.

3. Маркова Г.А. Большой Кремлевский дворец К.А. Тона.-М. ,1994.- ; 4.

4. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988. - 430 с 5

5. Музееведение. Музеи мира.- М., 1991.-384с (Сб. науч.тр./НИИ культуры). ISBN 5-7196-0005-1.

6. Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в ХУШ -перв.пол. XIX в.//Очерки истории музейного дела в России. М. ,1961. - С. 281. 6. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М. ,1997. 526 с. 7. Разгон А.М. Охрана исторических памятников в России (ХУШ-первая половина XIX в.)//Очерки истории музейного дела в СССР.- М.,1971. С.292-365.- 235 i i 8.

7. Регалии российской империи. М.,1994.

8. Оружейная палата / Авторский коллектив. -- М., Моск. рабочий,1964. 344 с., ил.

9. Ульянов О. Г. Институт оружейничих и развитие московской оружейной школы в XVI веке // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Научно-практическая конференция 12-14 мая 2010 г. СПб., 2010. Ч. II. С. 351-365

10. Цветков С. Н. Вывоз из Москвы государственных сокровищ в 1812 году. -- М., 1912. -- 14 с.

11. Юренева Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты/Т.Ю. Юреньева.- М.: Эксмо, 2011.-496 с.

Подобные документы

Башни и стены Московского Кремля. История возведения и описание строений крепости: Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов, оружейной палаты, Теремного и Большого Кремлевского дворцов, колокольни Ивана Великого. Царь-пушка и царь-колокол.

презентация [576,9 K], добавлен 20.04.2015

Второе падение Реута - единственного большого древнего колокола в истории России. Раскрытие обстоятельств, сопровождавших обрушение колокола Реут с Успенской звонницы Московского Кремля в 1855 году, его последующий подъем на восстановленную колокольню.

статья [24,6 K], добавлен 16.08.2013

Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий. Культурный туризм как способ сохранения и использования историко-культурного наследия. Основные направления деятельности, экспедиционные исследования, коллекции музея-заповедника "Томская Писаница".

курсовая работа [387,3 K], добавлен 17.06.2013

Палата общин. Формирование и состав членов. Парламентская процедура и внутренняя организация палаты общин. Правовой статус члена парламента. Законодательные и контрольные полномочия палаты общин. Палата лордов.

реферат [61,4 K], добавлен 02.06.2007

Московский Кремль - крепость и соборы. Архангельский и Благовещенский соборы, Красное крыльцо и церковь Ризположения. "Иван Великий" и пристройки, Чудов монастырь. Съезд четырех князей в Дмитрове. Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского.

До XVIII в. – хранилище документов. С XVIII в. – выделенное помещение – архив; нерешённые дела хранились в канцелярии.

Таким образом, делопроизводство отделилось от архивоведения.

2) Архив стал хранилищем решённых дел

3) Вводится должность АРХИВАРИУСА – хранителя архива

Архивариус вёл общую опись, выдавал справки.

Указы Сената прописывали должностные обязанности архивариуса!

4) Вводится ограничение срока хранения документов в канцелярии – 3 года – обеспечивалась бесперебойная поставка в архив документов из канцелярии

5) Появляется понятие гос-венный, исторический и ведомственный архив

Таким образом, формируется сфера архивного дела!

Главы 44 Генерального регламента со временем стало недоставать.

Указы, относящиеся к архивному делу, издавал Сенат (1730-1760 гг.)!

Среди них были и указы, направленные на обеспечение сохранности документов. Вот что они предписывали:

1) архивы должны располагаться в каменных полатях с железными решётками и дверьми;

2) 1 раз в год начальник учреждения должен был просматривать архив;

3) проведение профилактической уборки архивов;

4) архив должен был иметь кошку;

5) разбор и упорядочивание документов в архиве (столбцы запретили, вводили книжно-журнальную форму);

6) составление описей архива;

7) дела хранились в шкафах и стеллажах.

Забегая назад, следует отметить, что в конце XVII в. приказы всё-таки упразднили, но не во всех учреждениях.

Документы перевозят из Москвы в Санкт-Петербург! (далее – СПб). Перевезли порядка 100 000 документов, однако помещение для хранения оборудовано не было!

В 1721 г. документы решили вернуть в Москву.

К концу XVIII в. архивы таки разместили в здании, построенному по проекту какого-то Казакова.

В 1724 г. было объявлено о создании МОСКОВСКОГО АРХИВА КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (МАКИД) – второго гос-венного архива! После создания министерств этот архив в 1832 г. был переименован в МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (МГАМИД).

Сюда входили документы посольского приказа (внешнеполитическая ебота с XV по XVIII вв.), а также сами документы коллегии (министерства) иностранных дел.

Именно для этого архива была написана первая инструкция архивариуса для разбора дел.

Следует подчеркнуть, что МАКИД повезло с директорами. Следует особо отметить Генриха Миллера – известного историка, сотрудника академии наук, который сам попросил Елизавету назначить его директором (1764 – 1786 гг.). Он активно приводил документы в порядок, составлял научно-справочный аппарат, открыл типографию для публикации исторических документов, купил помещение в центре Москвы для архива, а также мебель из красного дерева. Он приглашал на работу выпускников московского университета, молодых дворян с высшим образованием.

После смерти Миллера архив возглавил Н.Н. Бантоши-Каменский. Он двигал вперед архивную мысль, разрабатывал методику описания архивных данных. Архив уцелел при нашествии Наполеона в 1812 г. – тогда архив Бантоши-Каменский вывез в Нижний Новгород

Таким образом, к началу XIX вв. МАКИД стал модным местом.

Сегодня МАКИД – самостоятельная часть РГАДА (РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ДРЕВНИХ АКТОВ)в Москве.

В 1726 г. был создан АРХИВ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ (АОП).

В этом архиве стали храниться документы Оружейной Мастерской, палат, казенного и конюшего приказов. Оружейная палата также хранила гос-венную вещевую казну (напр.: регалии, пушки и т.д.).

Первоначально архив располагался в московском Кремле и в 1750 г. занимал 8 шкафов, 4 железных сундука и 4 коробки. В 1754 г. его переводят в две полати на Казённом Дворе без описи.




В 1767 г. был обнаружен подлинный образец Соборного уложения 1649 г. Эта находка стимулировала приведение архива палат в порядок. Появляются исследования в области Соборного уложения, среди них – Мусин-Пушкин. В 1806 г. Карамзину разрешили свободный вход в этот архив.

В конце XVIII – начале XIX вв. этот архив находился в Потешном и Теремском дворцах Кремля.

В 1812 г. материальные сокровища эвакуировали, а документы разграбили.

Первые описи архива оружейной палаты составили в 1819 – 1826 гг. Занимался этим какой-то Соколов. Соколик ты наш! Умничка! Сделал то, что никому нахуй не нужно! Окончание работы по составлению описей состоялось лишь в 1867 г.

Однако уже в 1869 г. АОП был переформирован, а фонды его передали в Московский Дворцовый архив. Нормально Соколик поработал… Зачем?

МОСКОВСКИЙ АРХИВ КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (МАКИД)

ИСТОРИЧЕСКИЕ АРХИВЫ

ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ В XVIII В.

До XVIII в. – хранилище документов. С XVIII в. – выделенное помещение – архив; нерешённые дела хранились в канцелярии.

Таким образом, делопроизводство отделилось от архивоведения.

2) Архив стал хранилищем решённых дел

3) Вводится должность АРХИВАРИУСА – хранителя архива

Архивариус вёл общую опись, выдавал справки.

Указы Сената прописывали должностные обязанности архивариуса!

4) Вводится ограничение срока хранения документов в канцелярии – 3 года – обеспечивалась бесперебойная поставка в архив документов из канцелярии

5) Появляется понятие гос-венный, исторический и ведомственный архив

Таким образом, формируется сфера архивного дела!

Главы 44 Генерального регламента со временем стало недоставать.

Указы, относящиеся к архивному делу, издавал Сенат (1730-1760 гг.)!

Среди них были и указы, направленные на обеспечение сохранности документов. Вот что они предписывали:

1) архивы должны располагаться в каменных полатях с железными решётками и дверьми;

2) 1 раз в год начальник учреждения должен был просматривать архив;

3) проведение профилактической уборки архивов;

4) архив должен был иметь кошку;

5) разбор и упорядочивание документов в архиве (столбцы запретили, вводили книжно-журнальную форму);

6) составление описей архива;

7) дела хранились в шкафах и стеллажах.

Забегая назад, следует отметить, что в конце XVII в. приказы всё-таки упразднили, но не во всех учреждениях.

Документы перевозят из Москвы в Санкт-Петербург! (далее – СПб). Перевезли порядка 100 000 документов, однако помещение для хранения оборудовано не было!

В 1721 г. документы решили вернуть в Москву.

К концу XVIII в. архивы таки разместили в здании, построенному по проекту какого-то Казакова.

В 1724 г. было объявлено о создании МОСКОВСКОГО АРХИВА КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (МАКИД) – второго гос-венного архива! После создания министерств этот архив в 1832 г. был переименован в МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (МГАМИД).

Сюда входили документы посольского приказа (внешнеполитическая ебота с XV по XVIII вв.), а также сами документы коллегии (министерства) иностранных дел.

Именно для этого архива была написана первая инструкция архивариуса для разбора дел.

Следует подчеркнуть, что МАКИД повезло с директорами. Следует особо отметить Генриха Миллера – известного историка, сотрудника академии наук, который сам попросил Елизавету назначить его директором (1764 – 1786 гг.). Он активно приводил документы в порядок, составлял научно-справочный аппарат, открыл типографию для публикации исторических документов, купил помещение в центре Москвы для архива, а также мебель из красного дерева. Он приглашал на работу выпускников московского университета, молодых дворян с высшим образованием.

После смерти Миллера архив возглавил Н.Н. Бантоши-Каменский. Он двигал вперед архивную мысль, разрабатывал методику описания архивных данных. Архив уцелел при нашествии Наполеона в 1812 г. – тогда архив Бантоши-Каменский вывез в Нижний Новгород

Таким образом, к началу XIX вв. МАКИД стал модным местом.

Сегодня МАКИД – самостоятельная часть РГАДА (РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ДРЕВНИХ АКТОВ)в Москве.

В 1726 г. был создан АРХИВ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ (АОП).

В этом архиве стали храниться документы Оружейной Мастерской, палат, казенного и конюшего приказов. Оружейная палата также хранила гос-венную вещевую казну (напр.: регалии, пушки и т.д.).

Первоначально архив располагался в московском Кремле и в 1750 г. занимал 8 шкафов, 4 железных сундука и 4 коробки. В 1754 г. его переводят в две полати на Казённом Дворе без описи.

В 1767 г. был обнаружен подлинный образец Соборного уложения 1649 г. Эта находка стимулировала приведение архива палат в порядок. Появляются исследования в области Соборного уложения, среди них – Мусин-Пушкин. В 1806 г. Карамзину разрешили свободный вход в этот архив.

В конце XVIII – начале XIX вв. этот архив находился в Потешном и Теремском дворцах Кремля.

В 1812 г. материальные сокровища эвакуировали, а документы разграбили.

Первые описи архива оружейной палаты составили в 1819 – 1826 гг. Занимался этим какой-то Соколов. Соколик ты наш! Умничка! Сделал то, что никому нахуй не нужно! Окончание работы по составлению описей состоялось лишь в 1867 г.

Однако уже в 1869 г. АОП был переформирован, а фонды его передали в Московский Дворцовый архив. Нормально Соколик поработал… Зачем?

В 1754 г. архив располагался уже в двух палатах на Казенном дворе, не имея соответствующей описи. Именно здесь в 1767 г. в одном из железных сундуков был случайно обнаружен подлинный столбец Соборного уложения 1649 г. Завернутый в суконный красный мешок, он пролежал в сундуке более ста лет. По-видимому, спрятав свиток после издания его текста на Печатном дворе, дьяки о нем просто забыли. По указу… Читать ещё >

  • история архивов россии с древнейших времен до начала xx века

Архив Оружейной палаты ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Создан по указу Верховного тайного совета от 23 декабря 1726 г.

В 1754 г. архив располагался уже в двух палатах на Казенном дворе, не имея соответствующей описи. Именно здесь в 1767 г. в одном из железных сундуков был случайно обнаружен подлинный столбец Соборного уложения 1649 г. Завернутый в суконный красный мешок, он пролежал в сундуке более ста лет. По-видимому, спрятав свиток после издания его текста на Печатном дворе, дьяки о нем просто забыли. По указу Екатерины II для хранения старинного Уложения был изготовлен серебряный с позолотой ларец, в котором оно хранится до настоящего времени в фондах РГАДА.

В конце XVIII — начале XIX в. архив Оружейной палаты занимал Потешный и Теремной дворцы в Кремле.

Над составлением описи архива Оружейной палаты с 1819 по 1826 г. трудился выпускник Московского университета П. И. Соколов . Составленные им семь томов описей документов за 1611— 1706 гг. положили начало приведению в порядок и использованию ценнейших источников. Они сохраняли научную значимость вплоть до настоящего времени. Завершились работы по составлению описи архива Оружейной палаты в 1867 г. при управляющем архива (с 1864 г.) Г. В. Есипове .

В 1869 г. фонды архива были переданы в специально учрежденный для хранения архива Оружейной палаты и других московских дворцовых учреждений XVI—XVIII вв. Московский дворцовый архив (в официальных документах XIX в. — Московское отделение Общего архива Министерства императорского двора).

Достопримечательности Оружейной Палаты

Всемирно известным музеем является оружейная палата Московского Кремля . В палате находятся богатая коллекция предметов из золота и серебра, царское оружие и одежда, изделия, изготовленные европейскими и русскими зодчими. Статус одного из Государственных музеев Московского Кремля носит с 1960 г.
Упоминания о палате датируются еще к 1547 году, омраченный большим пожаром в Москве, который затронул и нынешний музей. При Великом Князе Иване III она исполняла функцию Большой казны, и была расположена между Благовещенским и Архангельским собором. Петр Первый определил ей роль мастерской, где велено было хранить ценности, верховодить волостями и дворцами Москвы. Уже другой пожар 1737 года, к сожалению, уничтожил часть оружия и трофеев, в частности и военные трофеи, завоеванные в славной Полтавской битве. Историческую значимость этому месту начали предавать уже во время правления Александра I, кстати, также вписавший немало значимых страниц в летопись побед русского оружия, во время Отечественной войны 1812 года. Многие трофеи, знамена, оружие и иные ценные вещи наполеоновской армии также вошли в золотой фонд хранения Оружейной палаты .
Палата получила свое имя, благодаря работе оружейников – это были лучшие мастера по ковке золотых и серебряных изделий. Несколько позже Оружейная палата присовокупила к себе и мастерскую по иконописи, а такие знаменитые мастера как Ф. Зубов, С. Ушаков прославили ее своими работами.
На протяжении многих веков палата наполнялась все новыми ценностями и предметами искусства: военные трофеи, изысканное оружие, ценные находки, подарки других дворов и народов постоянно обогащали ее стены. Безусловно, одной из известнейших реликвий является шапка Мономаха, которую украшают драгоценные камни и соболиный мех. Вплоть до правления Петра I ею венчали восшествие на престол царей и великих князей Руси. Неимоверную ценность представляет двойной трон, предназначенный для коронации двух братьев 15-летнего Ивана V и 10-летнего будущего прославленного правителя России Петра Алексеевича. Также очень красив и необычен трон Ивана IV. Словно подчеркивая название своего владельца – Грозный, трон весь облицован пластинами из слоновой кости с диковинными изображениями на них.
В музее есть возможность увидеть богатую коллекцию вооружения, серебряные изделия из Западной Европы, булатную сталь из Бухары и иные чудные предметы Ближнего Востока и даже парадные предметы убранства элитных лошадей. На данный момент в музее около 4 тысяч неповторимых экспонатов, представляющие мировую значимость не только для России, но и всего мира.


Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Первое упоминание: 1547 год
Основные экспонаты: шапка Мономаха, сдвоенный трон (на котором короновались Ивана V и Петра Алексеевича), трон Ивана Грозного
Количество залов: 9
Координаты: 55°44'58.2"N 37°36'47.8"E

Среди кремлевских музеев Оружейная палата занимает особое место. Здесь экспонируются сокровища мирового уровня, которые много веков хранили в казне царей и патриархов, а также искусные работы отечественных и зарубежных ювелиров. Много туристов из России и других стран приезжают в этот музей, чтобы увидеть национальные реликвии и полюбоваться на высокий уровень мастерства старых серебряников, златокузнецов и оружейников.

Оружейная палата в Московском Кремле

Здание Оружейной палаты

История сокровищницы

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники - дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина - боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Оружейная палата в Московском Кремле

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные - продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Оружейная палата в Московском Кремле

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Оружейная палата в Московском Кремле

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Что можно увидеть в музее

Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.

Один из самых известных экспонатов сокровищницы - отороченная соболем шапка Мономаха. Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.

В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века. Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр - будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей - Софья, которая приглядывала за младшими братьями.

Оружейная палата в Московском Кремле

Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков

Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному. Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.

Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.

Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.

Оружейная палата в Московском Кремле

Информация для посетителей

Билеты в Оружейную палату продают в кассах Московского Кремля, которые находятся в Александровском саду, возле приземистой Кутафьи башни. Здесь же открыта камера хранения, где туристы оставляют большие рюкзаки и сумки перед тем, как войти на территорию Кремля.

В залах Оружейной палаты можно побывать только в составе экскурсий, которые проводят четыре раза в день - в 10.00, 12.00, 14.30 и 16.30. Фотографировать и снимать видео внутри музея не разрешается.

Кассы работают ежедневно, кроме четверга, с 9.30 до 16.30. Во время летнего туристического сезона они открывают на полчаса раньше. Билеты продают на день визита, за 45 минут до начала экскурсии. На сайте музея существует возможность приобрести билеты онлайн. Планируя поездку, стоит учитывать, что больше всего посетителей в Кремле бывает в начале осени, в конце весны и в выходные дни.

Бесплатно сюда пускают детей до 16 лет, детей-инвалидов, детей-сирот, многодетные семьи, инвалидов 1 и 2 групп, ветеранов войны, музейных сотрудников, а также военнослужащих, проходящих срочную службу. При желании, в музее можно воспользоваться аудиогидом и тач-скринами, которые установлены во всех залах Оружейной палаты.

Оружейная палата в Московском Кремле

Трон царя Иоанна IV Грозного

Как добраться

Читайте также: