Современные тенденции развития международных отношений доклад

Обновлено: 02.05.2024

Ушедший в прошлое ХХ век был временем великих научных открытий: атомная энергия, освоение космического пространства, научно-технический прогресс. Вместе с тем это был век огромных социальных потрясений, революций, двух мировых войн, глобальных проблем противостояния сверхдержав.

К началу ХХI века сложился однополярный мир. Его единственным и реально властным полюсом является Запад в лице США и их союзников по НАТО. На стратегическом уровне однополярный мир опирается на экономическую мощь США. Его появление является свершившимся фактом, объективной реальностью в международных отношениях. То есть, существование однополярного мира является основной тенденцией современных международных отношений.

Третьей тенденцией развития мировой политики является нарастание глобальных проблем, решение которых возможно только совместными усилиями всего мирового сообщества. Все глобальные проблемы условно можно разделить на несколько основных групп: политические, экономические, экологические и социальные.

В целом к ним можно отнести: быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, международный терроризм, хищническое отношение к природе, грозящее экологической катастрофой и др.

В мире идет быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения – ядерного, термоядерного, химического, биологического, бактериологического и т.д. Характер этих видов оружия практические не оставляет шансов, в случае его применения в военных целях, ни одному государству победить или остаться в стороне от мировых конфликтов. Фактически указанные виды вооружения являются мощным фактором сдерживания для государств, пожелавших применить силу в международных делах.

В современном мире на передний план международных отношений выдвигается терроризм. Международный терроризм под разными лозунгами атакует цивилизованный мир на всех континентах Земли. Вызванная им дуга нестабильности проходит от Юго-Восточной Азии до Европы. Активно действуют международные террористы в Афганистане, среднеазиатских странах СНГ, Чечне.

Основной экологической проблемой современности является задача сохранения окружающей среды. В результате научно-технической революции стремления людей развивать экологически вредные производства во имя повышения собственного благосостояния и получения сверхприбылей к концу ХХ века водная, воздушная, почвенная сферы нашей планеты сильно загрязнены. Уже в настоящее время в мире ощущается острая нехватка чистой пресной воды, нарушен озоновый слой Земли, выведены из под сельскохозяйственного оборота миллионы гектаров ранее плодородных земель, происходит потепление климата, что вызывает парниковый эффект. Если хищническое отношение к природе не будет остановлено, может наступить экологическая катастрофа, что поставит на грань выживания все человечество.

Следующей тенденцией является демократизация международных отношений и внутриполитических процессов. В условиях демократизации политических режимов многих стран нарушение государством личной свободы граждан, их прав практически невозможно скрыть. Международная общественность, средства массовой информации принимают все более активное участие в формировании международных отношений на принципах демократии.

В конце ХХ века в связи с распадом СССР и всей мировой социалистической системы положение России на международной арене стало достаточно сложным. Территориально Россия сократилась до размеров Московского государства XVI века – без Прибалтики, Украины, Белоруссии, Закавказья и Средней Азии. Россия потеряла своих союзников в Европе, т.е. лишилась первого пояса стратегической обороны, оставив огромную военную инфраструктуру на территории восточноевропейских стран.

Потеряв Украину, Прибалтику, Закавказье и Среднюю Азию, наша страна лишилась второго пояса стратегической обороны. В недалеком будущем перед нашими границами могут оказаться военные структуры блока НАТО.

Сегодня активно продолжается процесс глобализации мировой политики, инициатором которого является Запад и США. Чтобы не оказаться на обочине мирового развития Россия должна определить свое место в этом процессе.

Единственно достойный вариант решения этой проблемы ученые видят в активном участии в глобализации, создании определенной российской стратегии на этом направлении.

Речь идет о создании особой евразийской цивилизационной модели, специфической по культурно-ценностной ориентации, при одновременном использовании современных, высоких производственных, информационных и социальных технологий с избирательным вовлечением России в глобальные процессы, не влекущие утраты нашей цивилизационной идентичности.

Россия не может в современном мире выступать только самостоятельно, она должна иметь партнеров, союзников. Поэтому возникает необходимость евразийской консолидации, создания многополярного евразийского союза, который будет отстаивать существование более традиционных обществ, чем западные, искать свой собственный путь.

Таким образом, Россия не сможет существовать в новом мире ни как полностью изолированная страна, ни как пассивный объект глобализации. Ей нужен евразийский путь – путь активной глобализации.

Выработка стратегии международной политики России невозможна без учета реального отношения к ней Запада и, прежде всего, США.

Создаваемая в США система противоракетной обороны направлена против возможного ассиметричного ответа однополярному миру со стороны Евразии и России как потенциального ядра многополярного евразийского союза.

В случае успешной реализации какого-либо из евразийских проектов Россия получит уникальный шанс войти в мировое сообщество в качестве великой державы, с мнением которой вынуждены будут считаться все страны. Для этого есть достаточные объективные предпосылки: Россия пока обеспечена собственными ресурсами, располагает достаточно мощными Вооруженными силами, что сделает неприемлемым для любого агрессора посягательства на ее территории и богатства, имеет талантливый, высокообразованный народ. У России есть реальная возможность не быть вовлеченной в предполагаемые конфликты за передел ресурсов и войти в русло нормального устойчивого развития.

Россия, если хочет остаться великой страной, должна проводить самостоятельную внешнюю политику, защищающую собственные интересы. У великой страны должна быть глобальная национально ориентированная политика.

И в первую очередь в этих сложных геополитических условиях внешняя политика России должна показать всему миру свой миролюбивый характер.

Основными принципами внешней политики России должны быть следующие:

- Россия отвергает всякую войну, применение военной силы или угрозу ее применения как средство достижения политических, экономических и других целей;

- Россия ни к одному государству не относится как к врагу, своему противнику;

- Россия будет защищать не идеологические, а жизненно важные интересы страны.

Задачи России – это естественное обеспечение безопасности своих исторических рубежей и интересов. Установление конструктивных взаимоотношений России и Запада возможно только при соответствующей политике России в зоне своего единого военно-стратегического пространства, т.е. в рамках СНГ. Отношения со странами СНГ должны быть приоритетной задачей российской внешней политики.

Российская внешняя политика должна ясно демонстрировать государственную политическую волю к решению национальных задач, четкое осознание своей геополитической миссии в судьбе разделенного русского народа, имеющего право на воссоединение. Внешняя политика России должна иметь стратегическую направленность – возрождение великой могучей державы. Россия при правильной, национально-ориентированной внешней политике способна стать важным фактором международной и межцивилизационной стабильности, геополитического равновесия и безопасности в ХХI веке.

Итак, в конце ХХ века, как и в его начале, история вновь поставила Россию перед выбором своего пути развития. И вновь многонациональному народу России пытаются навязать ценности западной цивилизации.

В целом влияние западного мира на другие страны в области культуры привело к закреплению подчиненного положения этих стран на мировом рынке, способствовало разрушению прежних форм культуры, моральных норм и ценностей без полноценной замены их новыми, подрыву духовного потенциала общества.

И все же Россия – это ни Европа и ни Азия, это совершенно своеобразный духовно-культурный мир, который образовался при смешении европейско-азиатских народов. Евразийская цивилизация – это результат усилий многих народов Евразии, но именно русскому этносу принадлежала главная роль в создании этой цивилизации. Российское государство послужило основой формирования данного типа цивилизации.

Сегодня острой необходимостью для России является осознание своего статуса, осознание собственного пути развития, отличного от западного и восточного. Такое осознание должно найти отражение в цивилизационной идее. В качестве такой цивилизационной идее в современной России может выступить евразийская идея, обеспечивающая формирование многополярного мира.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых меж­дународных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем систе­мы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллектив­ного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследо­ватели полагают, что надо признать США единственным мировым лидером.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (Globe — земной шар), заключа­ющаяся в интернационализации экономики, развитии единой сис­темы мировой связи, изменении и ослаблении функций нацио­нального государств, активизации деятельности транснациональ­ных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его ча­стях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция стремительно реа­лизуется в форме взрывоопасного роста международного сотруд­ничества, влияния международных институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремле­ние государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в сере­дине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшествен­ников. Она способствовала резкому повышению производительнос­ти труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: воз­никло множество неординарных, так называемых глобальных про­блем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же вре­мя взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и про­тивостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя со­хранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как ны­нешнего, так и грядущих поколений людей.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, мож­но разделить на четыре основные группы: политические, экономиче­ские, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия мас­сового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Ха­рактер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Ина­че говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее во­обще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими стра­нами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую на­пряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становит­ся международный терроризм, среди различных форм которого на­иболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решае­мой группе экологических проблем следует отнести проблемы со­хранения окружающей среды. Опасность нарушения экологичес­кого равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы испод­воль, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически свя­зана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного разви­тия: увеличением численности населения, его стремлением к про­грессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятель­ность людей опасна своими последствиями, не знающими государ­ственных границ и не признающими никаких преград. Это обязыва­ет все страны и народы объединить усилия, направленные на защи­ту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономичес­кими — с проблемами роста общественного производства, и возрас­танием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, науч­но обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Дру­гая трудность вызвана технологическим несовершенством произ­водства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на вы­пуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятиле­тия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызван­ной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный ха­рактер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слабо­развитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демогра­фическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на националь­ном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют плане­тарного объединения интеллектуальных, трудовых и материаль­ных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отно­шений является усиление разделения мира на два полюса — полю­са мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нище­ты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкнове­ние социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Достижения постиндустриальной революции — спутнико­вая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная поч­та, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгно­венное распространение и получение необходимой информации ед­ва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире.

Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уде­лом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных инсти­тутов, — как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политичес­кие отношения с точки зрения их непосредственных участников.

В данном контексте стоит отметить важные события в международных отношениях, которые демонстрируют становление России в качестве независимой от Запада страны. В 1999 году, во время бомбардировки Югославии войсками НАТО, Россия выступила в защиту Сербии, что подтвердило самостоятельность политики России от Запада. [2]

Также необходимо упомянуть выступление Владимира Путина перед послами в 2006 году. Стоит отметить, что совещание послов России проходит ежегодно, однако именно в 2006 году Путин вперые заявил, что Россия должна играть роль великой державы, руководствуясь своими национальными интересами. [3] Через год, 10 февраля 2007 года прозвучала знаменитая Мюнхенская речь Путина, которая, по сути, является первым откровенным разговором с Западом. Путин провел жесткий, но очень глубокий анализ политики Запада, которая привела к кризису системы мировой безопасности. Кроме того, президент высказался о неприемлемости однополярного мира, и теперь, через 10 лет стало очевидно, что сегодня Соединенные Штаты не справляются с ролью мирового жандарма. [4]

Таким образом, современные международные отношения сейчас находятся в транзите, а Россия с времен двадцатого века показала свою независимую политику во главе с достойным лидером.

Кроме того следует подчеркнуть, что тенденцией современных международных отношений является активная интеграция стран. Глобализация отличается от интеграции между странами отсутствием межгосударственных договоров. Однако, именно глобализация влияет на стимулирование процесса интеграции, так как делает межгосударственные границы прозрачными. Развитие тесного сотрудничества в рамках региональных организаций, активно начавшееся в конце двадцатого века, является очевидным тому доказательством. Обычно на региональном уровне происходит активная интеграция стран именно в экономической сфере, что положительно влияет и на глобальный политический процесс. В то же время процесс глобализации отрицательно влияет на внутреннюю экономику стран, потому что ограничивает возможность национальных государств контролировать свои внутренние экономические процессы.

Активную роль в развитии международных отношений играют межгосударственные организации, а также неправительственные международные организации и транснациональные корпорации (ТНК), кроме того, большое влияние на развитие международных отношений оказывает появление международных финансовых организаций и глобальных торговых сетей, что также является следствием сдвига принципов Вестфаля, где единственным актором международных отношений было именно государство. Стоит отметить, что ТНК могут проявлять заинтересованность именно к региональным объединениям, так как они ориентированы на оптимизацию издержек и на создание единых производственных сетей, поэтому оказывают давление на правительство для развития свободного регионального инвестиционного и торгового режима.

Именно поэтому одним из важных фактором развития современных международных отношений является эффективная система международной безопасности. Одной из самых серьезных проблем на международной арене является опасность распространения ядерного оружия и других видов ОМУ. Именно поэтому стоит отметить, что в переходный период современной системы международных отношений необходимо способствовать усилению контроля над вооружениями. Ведь такие важные соглашения, как Договор по ПРО и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) перестали действовать, а заключение новых так и осталось под вопросом.

Кроме того, в рамках развития современных международных отношений актуальным является не только проблема терроризма, но и проблема миграции. Миграционный процесс пагубно влияет на развитие государств, ведь от этой международной проблемы страдает не только страна-исхода, но и страна-реципиент, так как мигранты ничего положительного для развития страны не делают, в основном, распространяя еще более широкий спектр проблем, таких как наркоторговля, терроризм и преступность. Для решения ситуации данного характера используется система коллективной безопасности, которая также как и ООН нуждается в реформировании, потому что, наблюдая за их деятельностью, можно сделать вывод о том, что региональные организации коллективной безопасности не имеют согласованности не только между собой, но и с Советом Безопасности ООН.

Также стоит отметить значительное влияние мягкой силы (soft power) на развитие современных международных отношений. Концепция мягкой силы Джозефа Ная подразумевает под собой способность добиваться желаемых целей на международной арене, не используя насильственные методы (жесткую силу), а применяя политическую идеологию, культуру общества и государства, а также внешнюю политику (дипломатию). В России понятие “мягкая сила” появилось в 2010 году в предвыборной статье Владимира Путина “Россия и меняющийся мир”, где президент ясно сформулировал определение данной концепции: “Мягкая сила” - это комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия”. [10]

На данный момент самыми очевидными примерами развития “мягкой силы” является проведение в России в 2014 году зимней олимпиады в Сочи, а также проведение чемпионата мира в 2018 году во многих городах России.

Таким образом, если Россия будет развивать свою концепцию мягкой силы, основываясь на принципы Концепции внешней политики РФ 2016, а именно на верховенство права в международных отношениях, на справедливый и устойчивый миропорядок, то Россия на международной арене будет воспринята положительна.

Очевидно, что современные международные отношения, находясь в транзите и развиваясь в довольно нестабильном мире, будут сохранять непредсказуемый характер, однако перспективы развития международных отношений с учетом усиления региональной интеграции и влияния центров силы дают достаточно позитивные векторы развития глобальной политики.

Международные отношения наиболее глубоко и содержательно раскрыты в работах Лебедевой М.М., Гаджиева К.С., Панковой А.Н., Цыганкова П.А., Мартынова Б.Ф., Бовина А., Гончаренко О. и др. отечественных и западных исследователей.

Объектом исследования являются международные отношения.

Предметом исследования являются современные тенденции международных отношений.

Цель – исследовать основные тенденции в развитии современных международных отношений.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Раскрыть понятие международных отношений

Проанализировать основные теории и методологию международных отношений

Определить субъекты международных отношений

Рассмотреть сущность перехода к многополярному мировому порядку

Раскрыть глобализацию международных отношений

Раскрыть демократизацию международных отношений

Гипотеза исследования: в основе тенденций современных международных отношений лежит концепция мира XXI века – это согласованные принципы взаимоотношений государств на международной арене, которые будут содействовать утверждению мира без насилия, обеспечению всеобъемлющей безопасности, переходу государств и регионов к устойчивому развитию, построению на планете гармоничной цивилизации, включающей в себя различные государства, нации, культуры, религии. Эта концепция должна дать в распоряжение мирового сообщества эффективные средства и методы формирования справедливого многополюсного, устойчивого и демократического миропорядка.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

Раздел 1 Методологические аспекты изучения современных международных отношений

1.1 Понятие международных отношений

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние на развитие мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные [12, С.157].

Международные отношения прошли длительный исторический путь. Они возникли несколько тысячелетий назад, одновременно с появлением государств и развивались на всех континентах. Однако в связи с относительно быстрым ростом экономической и военной мощи европейских стран, и особенно после великих открытий кон. IV – нач. XVI вв., началась колонизация европейскими дельцами и правительствами стран и регионов в Африке, Латинской Америке, в Азии, а также Австралии, которые лишились самостоятельной роли в международных отношениях, перестали быть субъектами международных отношений и превратились в объекты политики ряда стран Европы. Важнейшим элементом международных отношений на протяжении столетий были противоречия между капиталистическими странами, а с кон. XIX в. – нач. XX в. – противоречия между империалистическими странами. Начиная с времен Американской революции кон. XVIII в. и до наших дней происходила борьба народов колонизированных стран за свое освобождение. В итоге к кон. XX в. в мире сложилась система более или менее самостоятельных государств, которые вступают между собой в международные отношения. Если на протяжении веков характер и содержание международных отношений определялись интересами господствующих классов различных государств, то в последние десятилетия, с ростом взаимозависимости и взаимовлияния стран, развитием мирового рынка и международного разделения труда. Международные отношения начали все больше определяться общечеловеческими интересами. Такой поворот в международных отношениях был связан с развитием научно-технической и научно-технологической революцией, следствием которых были интенсификация обмена информацией, создание инфраструктур, охватывающих обширные регионы [14, С. 231].

Международные отношения взаимодействуют и с природной средой, с процессами, происходящими в этой среде,- географическими, климатическими, состоянием сырьевых и энергетических ресурсов. Причем границы природной среды постоянно расширяются. Одним из свидетельств этого стал выход человека в космическое пространство. Человек может и должен мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств, их союзов, но и в планетарном аспекте (Вернадский). Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду в процессе хозяйственной деятельности способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях проблем глобальных, общечеловеческих. К концу прошлого столетия наряду с задачей предотвращения ядерной войны возникла новая задача – сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов [14, С. 231].

Важнейшей составной частью международных отношений являются межгосударственные отношения. Они испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Подъем и спад мировой экономики, положение в сырьевой, топливно-энергетической, продовольственной областях, степень вовлеченности того или иного государства в международные экономические отношения, его зависимость от импорта и экспорта, от внешних кредитов и займов – все это факторы, оказывающие значительное влияние на международные отношения. Другим важным элементом международных отношений являются отношения между региональными, межгосударственными объединениями – военно-политическими коалициями, союзами, интеграционными организациями. В основе создания таких объединений лежат, как правило, совпадающие интересы и цели государств-участников. Третьим элементом международных отношений являются политические правительственные и неправительственные организации [14, с. 231-232].

Можно классифицировать международные отношения. Имеются различные подходы к решению этого вопроса. В марксисткой литературе типология международных отношений проводится в соответствии с общественно-классовыми критериями, в соответствии с типом общественно-экономической формации. Здесь выделяются рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические международные отношения. Близкая к этой типология опирается на положения, что в каждой исторической эпохе отличной является сущность и специфика международных отношений. Основным критерием данной типологии является способ проявления классовых отношений на две основные группы.

1 группа – классово-однородные отношения, которые можно назвать классово-гомогенными: феодальные, капиталистические, социалистические.

2 группа – международные отношения, неоднородные в классовом отношении – гетерогенные (переходные). Здесь можно выделить типы: феодально-капиталистический, капиталистическо-социалистический и тип международных отношений с антиимпериалистической ориентацией.

Широкое признание получила типология, международных отношений по характерным типам международных действий. В соответствии с этим критерием выделяют четыре основные модели доминирования в мире, и международные отношения строятся на этих моделях:

Классический многополюсный мир;

Двухполюсный (биполярный) мир – мир с доминированием двух государств или систем государств;

Надгосударственный мир (бесполосный).

Тип межгосударственных отношений в таких мирах может различаться: а) война, б) холодная война, в) мирное существование, г) неприсоединение, д) сотрудничество.

В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два основных типа:

Изучая процессы международного сотрудничества, политическая наука реально показала возможность прекращения гонки вооружений и установления прочного мира на планете.

Международное сотрудничество и общая для всех потребность в решении обостряющихся глобальных проблем: загрязнение окружающей среды, разрушение озоновой оболочки Земли, истощения природных ресурсов, международного терроризма и др. В современных условиях отдельные государства просто не в состоянии в одиночку решать такого рода проблемы [16, с. 127 - 131].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что международные отношения как совокупность интеграционных связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями, частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики.

1.2 Основные теории международных отношений

События, происходящие на международной арене, подвергаются теоретическому осмыслению, поскольку сами по себе факты лишь свидетельствуют о случившемся, но не объясняют, почему то или иное событие произошло. Понимание и объяснение этого важно не только для исследователей, но и прежде всего для тех, кто работает в практической сфере, так или иначе связанной с международным взаимодействием, для политиков, дипломатов, бизнесменов, журналистов и т.п. Именно на основе такого объяснения можно давать оценки и делать прогноз относительно тенденций дальнейшего развития.

Теоретические подходы на протяжении истории развивались и изменялись, оказывали влияние друг на друга. Первоначально осмысление международных отношений проходило в рамках различных научных дисциплин, прежде всего – истории. Насыщенность XX столетия событиями (две мировые войны, создание оружия массового поражения, холодная война, изменения в мире после е окончания и т.д.) стимулировала развитие теории и в области собственно международных отношений.

В настоящее время принято выделять следующие теоретические подходы в исследованиях международных отношений: (нео)реализм, (нео)либерализм, неомарксизм и постмодернизм.

В конце 1980- начале 1990-х годов теоретическое осмысление политических реалий мира не успевало за развитием самих процессов. В 1990-е годы прошли бурные дискуссии относительно теоретического осмысления политического развития мира конца XX столетия. Основная борьба развернулась между теми, кто придерживался представлений об изменении государственно-центриской системы мира, и теми, кто исходил из несущественного, непринципиального характера таких изменений. Цыганков выделяет следующие положения, разделяемые большинством исследователей, независимо от того, в рамках какой школы они работают: 1. Несмотря на то, что анархия в международных отношениях продолжает сохраняться, существуют возможности их регулирования; 2) Число участников международного взаимодействия постоянно растет и включает в себя, кроме государств, международные как правительственные, так и неправительственные организации, транснациональные корпорации, различные фирмы и ассоциации и даже отдельных индивидов; 3) Вызовы и проблемы, с которыми сталкивается сегодня ми, имеют всеобщий характер, т.е. не могут быть решены одной или группой стран [8, с.45-48].

Возвращаясь к международным исследованиям в целом, следует подчеркнуть, что они крайне разнообразны как по теоретическим подходам, так и по проблемам. В этом плане можно согласится с Кохэном, который заметил, глобальность самой современной международной проблематики превосходит любые теории.

Проанализировав основные теории международных отношений, мы можем непосредственно перейти к рассмотрению субъектов международных отношений.

1.3 Субъекты международных отношений

Одновременно с развитием и усложнением международных отношений расширился состав субъектов этих отношений. Если государства были по сути единственными акторами международного общения на протяжении XVII – XVII вв., то уже в XIX столетии появляются первые межправительственные (МПО) и неправительственные организации (НПО).

Через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы;

МПО служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров;

Одни международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними;

МПО используются государствами для информирования других о своих намерениях и целях;

Документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами для государств, которые входят в них, для выработки собственной политики [8, с. 79-84].

Можно выделить следующие наиболее влиятельные МПО:

ООН (Организация Объединенных Наций). Цели ООН, согласно ее уставу: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа и самоопределения народов; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека и основным свободам; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. В рамках ООН сложился целый ряд организаций: ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); МОТ (Международная Ассоциация Труда; МВФ (Международный Валютный Фонд); ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и наука); МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии); ЮНКТАД (Конференция ООн по торговле и развитию); Международный суд.

ЕС (Европейский союз). Первоначально возник в целях экономического сотрудничества ряда европейских стран, однако впоследствии цели данной организации стали расширяться и включать, в том числе координацию внешнеполитических действий.

ЗЕС (Западноевропейский Союз). Создан в 1955 г. в Европе, Целью его создания было постановлено сотрудничество семи стран в военной, политической и экономической областях, а также наблюдение за выполнением ФРГ норм ограничения послевоенных вооружений. Фактически же ЗЕС способствовал снятию всех ограничений и запретов на обычные вооружения.

ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Создана в 1948 г., ее цель – объединить усилия наиболее промышленно развитых капиталистических стран перед лицом тогда явного роста силы и влияния социалистических государств, а также развития национально-освободительного движения в Африке, Азии и Латинской Америке.

ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). На их долю приходится более 40% мировой добычи нефти и примерно 60% ее экспорта. ОПЕК устанавливают текущие цены на нефть на мировом рынке.

АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Создано в 1989 г., занимается широким кругом вопросов: развитие торговли, науки, промышленных технологий, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, сохранения морских ресурсов, рационального использования людских ресурсов.

АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Основана в 1961 г. с целью взаимного содействия развитию Юго-Восточных стран Азии и обеспечение безопасности от вмешательства извне.

ОАЕ (Организация африканского единства). Создана в 1963 г., цель – укрепление единства государств континента, развитие политического и экономического сотрудничества, защита суверенитета и территориальной целостности.

Также к МПО можно отнести Лигу арабских государств, Совет Европы и Содружество Независимых Государств [17, с. 3-13].

Что касается неправительственных акторов, то среди них обычно выделяют:

международные неправительственные организации;

Таким образом, современный мир – это сложнейшее и противоречивое, как никогда прежде, человеческое общество. В мире господствует политика, затрагивающая интересы всех и вся: социальная, экологическая, военная, культурная, демографическая и т.д. Для решения отдельных проблем, актуальных вопросов в своих интересах, отстаивания этих интересов государства, политические партии, отдельные человеческие коллективы все чаще объединяются в различные международные организации – правительственные и неправительственные. Такова ныне одна из тенденций международного развития. Исходя их этого можно проанализировать остальные главные тенденции международных отношений.

Раздел 2 Современные тенденции развития международных отношений

2.1 Переход к многополярному мировому порядку

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной. В пестрой картине ломки старых и строительства новых меж­дународных отношений все же можно выделить несколько просматривающихся тенденций развития.

По модулю полярности можно выделить три класса систем международных отношений. Однополярная, двухполярная и многополярная.

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.

Гост

ГОСТ

Понятие международных экономических отношений

Международные экономические отношения (МЭО) – взаимоотношения между различными агентами мирового хозяйства. Под агентами мирового хозяйства понимаются государства и государственные организации, межгосударственные объединения, компании и физические лица, а также различные некоммерческие и общественные организации.

В понятие международных экономических отношений входят валютно-финансовые, торговые, производственные отношения и другие. Наиболее распространенной формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые, так как они характерны для всех участников мировой экономической системы.

Ключевой характеристикой современных международных экономических отношений является процесс глобализации. Именно этому процессу обязаны своим возникновением различные международные организации, которые осуществляют контроль разных аспектов МЭО.

Международные экономические отношения характеризуются рядом проблем, решение которых совместно осуществляется совместно силами разных государств и надгосударственных объединений. Среди этих проблем:

  • Создание и регулирование свободных экономических зон;
  • Организация международных транспортных коридоров;
  • Интернет-экономика.

Международные отношения позволяют также решать множество значимых для всего мирового сообщества социальных, экологических и других проблем, которые оказывают косвенное влияние на экономическую ситуацию в мире.

Формы МЭО

В основе международных экономических отношений лежит принцип международного разделения труда (специализация).

Международное разделение труда – специализация каждой страны на той продукции, в производстве которой она имеет относительное преимущество (более дешевые факторы производства или лучшие условия по сравнению с другими странами).

Готовые работы на аналогичную тему

В зависимости от развития и глубины международного разделения труда выделяют различные формы международных экономических отношений:

  • Международная торговля – исторически важнейший и первоначальный вид МЭО. Мировая торговля включает в себя продажу готовой продукции, машин и оборудования, сырья и услуг. В структуре мировой торговли постоянно происходят изменения. В настоящее время существует тенденция увеличения доли продукции обрабатывающей промышленности. Значимой характеристикой мировой торговли является неравномерность ее географического распределения;
  • Международное движение капитала и международное кредитование – экспорт и импорт капитала в рамках разных стран. Ключевыми экспортерами капитала в мире являются Соединенные Штаты Америки, Япония, Великобритания, Германия;
  • Международное научно-техническое развитие – обмен научно-техническими знаниями, осуществление совместных научных разработок и проектов;
  • Международная кооперация – создание совместных предприятий или реализация проектов, взаимовыгодное сотрудничество между организациями разных стран для достижения общих целей;
  • Международные валютные отношения и т.д.

Современные тенденции развития МЭО

Развитие международных экономических отношений в современных условиях можно охарактеризовать тремя ключевыми тенденциями:

  • Международная экономическая интеграция;
  • Глобализация;
  • Транснационализация.

Международная экономическая интеграция – сближение национальных экономик и объединение происходящих в них процессов в мировых масштабах.

Международная экономическая интеграция представляет собой взаимодействие экономик различных стран на различных уровнях и в разных формах посредством развития взаимовыгодных связей. С помощью международной экономической интеграции можно обеспечить совместное решение мировых экономических задач. Международная экономическая интеграция чаще всего принимает форму соглашений между различными государствами, регулирование которых осуществляется силами межгосударственных институтов.

Глобализация международных отношений – усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в области экономических отношений, включая различные сферы общественной жизни.

Проявление глобализации на микроэкономическом уровне выражается в транснационализации компаний, расширении их деятельности за пределы внутреннего рынка. Именно транснациональные корпорации представляют собой основу глобализации и ее движущую силу. Современные тенденция развития международных экономических отношений свидетельствуют о повышении их значимости в современном мире. МЭО оказывают влияние на множество процессов современного мира, охватывая действия всех существующих экономических агентов.

Читайте также: