Архангельск ворота в арктику доклад
Обновлено: 28.06.2024
Завершение этапа реставрации и реконструкции архангельских Гостиных дворов является началом нового этапа – практического использования и развития этого важнейшего культурного и исторического объекта столицы Поморья
По мнению Ивана Мосеева, далеко не каждый город в России может похвастаться историческим статусом ворот в Европу и в Арктику. И далеко не у каждого города есть исторические городские ворота. У Архангельска всё это есть, но пока не было отражено в конкретных городских символах.
Ворота в Европу
За сотни лет с момента основания корабельной пристани у города Архангельска через них прошли десятки тысяч зарубежных купцов, моряков, путешественников. Вплоть до основания Санкт-Петербурга почти все иностранные европейские делегации и посольства попадали в Московское государство через Белое море, проходя северодвинскими устьями к Гостиным дворам, и фактически входили в Россию через городские ворота Архангельска!
«Архангельский Гостиный двор и первая корабельная пристань у Михайло-Архангельского монастыря на мысе Пур-Наволок были основаны ещё до официального образования города Архангельска, – рассказывает Иван Иванович. – На это первым обратил внимание выдающийся историк Поморья, первый ректор Поморского госуниверситета Владимир Булатов.
Ворота в Арктику
Путь в Мангазею
Пинежские, лешуконские и мезенские поморы были основателями и жителями первой столицы русской Арктики на Ямале – города Мангазеи. Впоследствии все российские арктические экспедиции включали в свои команды поморов, без которых Россия вряд ли смогла бы стать полноценной морской арктической страной. Кстати, полуостров Ямал был открыт не с суши, а со стороны моря архангельскими поморами. Это очень важный исторический факт для Архангельска с его современным промышленным логистическим портовым потенциалом. Пора вспомнить, что Архангельскую область и Ямало-Ненецкий автономный округ роднит не только общая поморская история освоения Сибири и Арктики, но и тот факт, что оба субъекта федерации были и будут соседними регионами, потому что вдоль их северных границ проходит трасса Севморпути и оба они являются пришельфовыми арктическими морскими регионами. А морские регионы, в отличие от сухопутных субъектов федерации, граничат не только со своими непосредственными соседями, но фактически со всем миром. Это огромное преимущество, которое пора использовать в полную силу.
Вектор радушия
Городовая стена
Факельное шествие
– В Новолетие 15 сентября 1670 года (1699 г.) весь архангельский город сгорел в великом пожаре (сегодня это событие находит отражение в церемонии символического зажжения поморскими организациями Архангельска в День Новолетия (Поморского Нового года) на Северной Двине на плоту, напротив Гостиного двора зрелищного костра, маЯка, напоминающего о деревянном Городе у корабельной пристани.
Построенный на месте сгоревшего новый деревянный острог имел несколько иную планировку, и у города остались только Архангельские и Воскресенские ворота в башнях, а на месте Покровской башни была срублена новая, но уже без ворот, которая получила название Тайницкой, – говорит ведущий специалист по поморской истории и культуре Архангельской области Мосеев.
Гостевая мостовая
В 1984 году в охранной зоне Гостиных дворов были проведены археологические раскопки, выявившие булыжную вымостку фундамента ХVIII века.
– Булыжник в Архангельск с момента основания морского порта в 1584 году ежегодно привозили в качестве балласта в своих трюмах иностранные купеческие суда.
Мосеев убеждён, что среди камней можно встретить булыжники из Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, Германии, Англии и других стран Европы. Надо также учитывать, что балластный камень из Европы мог быть не европейского происхождения, так как торговые корабли в европейских портах сгружали балластный камень в определённых местах, и его затем нередко повторно использовали другие суда. Таким образом, балластные камни из Индии, Африки, Америки через порты Англии Европы попадали в Архангельск. Большая часть этого балластного камня сегодня, к сожалению, (а может быть, к счастью) скрыта под современной бетонной набережной.
Реконструированная булыжная вымостка сквозного прохода ворот Гостиного двора может иметь важное культурно-историческое значение для позиционирования Архангельска как города, исторически связанного со всем миром. Дорожка из этих камней может иметь бесконечное продолжение, если почётные гости города будут привозить в Архангельск по камню со своей родины. Они смогут торжественно вложить свой камень в гостевую мостовую города и таким образом продолжат древнюю традицию порта Архангельска, первых ворот России в Европу и Арктику.
Арктика – это огромное пространство, расположенное в водах Северного Ледовитого океана. С суровым климатом, полярным днём и ночью, сильными ветрами и пургой, скудным биологическим разнообразием.
Арктика – одна из наиболее труднодоступных и малозаселенных частей Земли. Долгое время она не представляла какой-либо практической ценности для населения нашей планеты из-за экстремальных природных условий и невозможности вести какую-либо экономическую деятельность.
Актуальность темы проекта.
Велика роль Архангельска в освоении и изучении Арктики. Первые покорители арктических широт были родом из Архангельской области: Ф.А. Попов, С.И. Дежнёв, Кондратий Курочкин, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов.
Жизнь города Архангельска на протяжении многих веков была связана с морем. В XVI-XVII веках город был единственным морским портом, через который широко велась торговля с европейскими странами. С конца XVII века начинает развиваться отечественное судостроение. От причалов города в полярные области отправляются многие экспедиции, для проведения исследований арктических широт.
Цель проекта: показать роль Архангельска в освоении Арктики, через пеше-автобусную (виртуальную) экскурсию.
Задачи реализуемые в ходе работы над проектом:
- Изучение литературных источников по краеведению.
- Развитие навыков проектно – исследовательской деятельности.
- Разработка маршрута и схемы проведения пеше- автобусной (виртуальной) экскурсии, календаря с объектами экскурсии.
- Рефлексивное тестирование участников экскурсии.
Основной методический приём – частично – поисковый, анализ исторической литературы и интернет источников.
Предмет исследования – Архангельск, как историческая столица освоения Арктики.
Объект исследования - исторические места города Архангельска, тесно связанные с освоением и изучением Арктики.
Гипотеза - разработанная схема пеше - автобусного маршрута экскурсии доказывает, роль города Архангельска в освоении арктических широт.
Вид проекта - пеше-автобусная (виртуальная) экскурсия.
Форма представления проекта – виртуальная экскурсия.
Предполагаемая аудитория: обучающиеся 4-6 классов.
Конечный продукт проекта - разработанная схема проведения пеше-автобусной экскурсии, содержание виртуальной экскурсии на тему: "Архангельск - ворота в Арктику", которая показывает роль города Архангельска в изучении и освоении арктических широт.
Вложение | Размер |
---|---|
elohin-proekt-ekskursii-52shkola.docx | 199.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно - исследовательская работа
"Архангельск - ворота в Арктику"
Елохин Михаил Альбертович,
учащийся 7 Б класса, МБОУ
«Средняя школа №52им. Героя
Советского Союза Г.И.
Зайкова Марина Сергеевна,
учитель географии, МБОУ
«Средняя школа №52 им. Героя
Советского Союза Г.И.
г. Архангельск, 2019
Введение. . 3 стр.
ГЛАВА 1. Схема и структура экскурсии………………..5. стр.
1.1. Этапы работы над проектом . 5.стр.
1.2. План и список объектов пеше - автобусной
(виртуальной экскурсии). 5.стр.
ГЛАВА 2. Содержание экскурсии. 7.стр.
2.1. Описание объектов показа. 7.стр.
2.2. Результаты работы. Выводы. 12. стр.
Список используемой литературы. ……………. 14. стр.
Арктика – это огромное пространство, расположенное в водах Северного Ледовитого океана. С суровым климатом, полярным днём и ночью, сильными ветрами и пургой, скудным биологическим разнообразием.
Арктика – одна из наиболее труднодоступных и малозаселенных частей Земли. Долгое время она не представляла какой-либо практической ценности для населения нашей планеты из-за экстремальных природных условий и невозможности вести какую-либо экономическую деятельность.
Актуальность темы проекта.
Велика роль Архангельска в освоении и изучении Арктики. Первые покорители арктических широт были родом из Архангельской области: Ф.А. Попов, С.И. Дежнёв, Кондратий Курочкин, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов.
Жизнь города Архангельска на протяжении многих веков была связана с морем. В XVI-XVII веках город был единственным морским портом, через который широко велась торговля с европейскими странами. С конца XVII века начинает развиваться отечественное судостроение. От причалов города в полярные области отправляются многие экспедиции, для проведения исследований арктических широт.
Цель проекта: показать роль Архангельска в освоении Арктики, через пеше-автобусную (виртуальную) экскурсию.
Задачи реализуемые в ходе работы над проектом:
- Изучение литературных источников по краеведению.
- Развитие навыков проектно – исследовательской деятельности.
- Разработка маршрута и схемы проведения пеше- автобусной (виртуальной) экскурсии, календаря с объектами экскурсии.
- Рефлексивное тестирование участников экскурсии.
Основной методический приём – частично – поисковый, анализ исторической литературы и интернет источников.
Предмет исследования – Архангельск, как историческая столица освоения Арктики.
Объект исследования - исторические места города Архангельска, тесно связанные с освоением и изучением Арктики.
Гипотеза - разработанная схема пеше - автобусного маршрута экскурсии доказывает, роль города Архангельска в освоении арктических широт.
Вид проекта - пеше-автобусная (виртуальная) экскурсия.
Форма представления проекта – виртуальная экскурсия.
Предполагаемая аудитория : обучающиеся 4-6 классов.
Конечный продукт проекта - разработанная схема проведения пеше-автобусной экскурсии, содержание виртуальной экскурсии на тему: "Архангельск - ворота в Арктику", которая показывает роль города Архангельска в изучении и освоении арктических широт.
ГЛАВА 1. Схема и структура экскурсии
1.1. Этапы реализации проекта
- Этап - определение темы проекта, постановка цели и задач, которые реализуются в ходе работы над темой проекта.
- Этап - отбор и изучение литературных и интернет источников по теме проекта "Архангельск - ворота в Арктику".
- Этап - выбор объектов исследования и составление схемы маршрута виртуальной экскурсии по теме проекта; разработка календаря с выбранными объектами экскурсии.
- Этап - представление проекта в виде разработанной виртуальной экскурсии в программе PowerPoint и текстового документа на тему "Архангельск - ворота в Арктику".
1.2. План и список объектов пеше - автобусной (виртуальной экскурсии).
В ходе начала работы над темой проекта я поставил цель совей работы и выдвинул гипотезу. Для их реализации в ходе изучения литературных и интернет источников я определился с объектами показа, которые в той или иной степени показывают роль города Архангельска в освоении Арктических широт при проведении пеше - автобусной (виртуальной) экскурсии, затем в ходе дальнейшей работы над проектом необходимо разработать план и схему проведения пеше-автобусной (виртуальной) экскурсии, а так же календарь с представленными объектами экскурсии.
Список объектов показа: 1 – пересечение набережной Седова и ул. Кедрова, далее по набережной, 2- пересечение набережной Седова и ул. Кр. Партизан, 3 – пересечение набережной Седова и ул. Челюскинцев, 4 - пересечение набережной Седова и ул. Маяковского, далее по ул. Маяковского, 5 – ул. Маяковского д.12, далее по Никольскому проспекту, 6 – Никольский проспект, д.27, 7, 8 – пересечение Никольского проспекта с р. Соломбалкой, окончание пешего маршрута, посадка в автобус и продолжение 9 – Набережная Северной Двины, д.111 (пересечение с ул. Садовая), 10 – Красная пристань (пересечение набережной Северной Двины с ул. К.Либкнехта). В презентации все переходы идут по кнопкам переключения.
ГЛАВА 2. Содержание экскурсии
2.1. Описание объектов экскурсии
Объект 2 - пересечение набережной им. Г.Я. Седова и улицы Красных Партизан – здесь расположен причал Гидрографического предприятия, которое осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в Арктике. По материалам гидрографических исследований предприятием на акваторию Северного морского пути создается база навигационных карт.
Объект 4 – пересечение набережной им. Г.Я. Седова и улицы Маяковского В. – Маяковского д.2, Маяковского д.3. Здесь расположены старое и новое здание Гидрометслужбы. Летом 1912 года в г. Архангельске была организована Гидрометслужба Северного Ледовитого океана и Белого моря. Целью создания службы, было ежедневное оповещение торговых портов и пунктов о состоянии погоды и моря, о предстоящих штормах и движении льдов. В 1942 году были разработаны и изданы крайне необходимые для военного флота гидрометеорологические пособия по Белому морю, в течение всей ВОВ успешно осуществлялась проводка караванов судов через воды Белого моря с военными и стратегическими грузами. Сейчас Гидрометслужба обеспечивает информацией о фактических и ожидаемых гидрометеорологических условиях, а также является основным центром организации и проведения научно- исследовательских экспедиций в Арктике. В 2012 году на здании Гидрометслужбы установлена памятная доска в честь 100-летия экспедиции Георгия Седова к Северному полюсу.
Объект 5 –по адресу ул. Маяковского д.12. расположено здание Гидрографического предприятия причал и суда, которого мы видели ранее. Предприятие занимается вспомогательной деятельностью морского транспорта.
Объект 6 – На Никольском проспекте д.27 – расположено здание казарм флотского полуэкипажа – построено в 1820-1825 годах, предназначалось для размещения соломбальских судостроителей и членов экипажа строящихся кораблей. Флотский полуэкипаж служил местом подготовки арктических экспедиций: здесь М.Ф. Рейнеке готовился к Кольской, а затем и к Беломорской экспедиции (1826-27гг.). Здесь работал известный гидрограф-геодезист А.И. Вилькицкий. Бывали тут Ю.М. Шокальский, основоположник советской океанографической науки, Н.Н. Матусевич, руководивший гидрографическими работами на Белом море, Н.Н. Зубов, океанолог, руководитель многих арктических экспедиций, и другие полярные исследователи.
Объект 8 – пересечение пр. Никольского и р. Соломбалки – место, где стоял Спасо-Преображенский морской собор. Собор был заложен в Архангельске 2 сентября 1760 года. Помимо основного здания строители возвели трехъярусную колокольню со шпицем. Храм находился в ведении Архангельского епархиального управления и носил название Адмиралтейского. После 1827 года, когда собор подчинили главному священнику Армии и Флота, он стал называться Морским. После Октябрьской революции 1917 года собор закрыли, а в 1930-х — взорвали. Сейчас храм восстанавливают. Далее мы садимся в автобус, покидаем Соломбалу и продолжаем нашу экскурсию.
Объект 9 – На набережной Северной Двины, д.111 (пересечение с ул. Садовая) – расположен Арктический морской институт имени В.И. Воронина. Это старейшее учебное заведение было основано в 1781 году как мореходная школа и с тех самых пор готовит специалистов для морского и речного флота.
2.2. Результаты работы над проектом. Выводы
В ходе работы над темой проекта "Архангельск - ворота в Арктику", я изучил литературные и интернет источники. В ходе эмпирического исследования я определился с объектами, которые будут показаны в ходе экскурсии, составил план, разработал структуру и схему проведения экскурсии, которая может быт ь представлена в виде пеше - автобусного маршрута и виртуальной экскурсии. Сделал календарь с объектами, которые представлены в ходе проведения экскурсии. Разработал рефлексивные вопросы для участников виртуальной экскурсии. Обработанные результаты констатирующего этапа проекта показывают, что цель моей работы над темой проекта и выдвинутая гипотеза совпадают и доказывают, что Архангельск является воротами в Арктику и его роль арктических широт.
Вопросы для рефлексивного этапа
1. Почему Архангельск можно назвать "воротами в Арктику"?
- Архангельск - место проведения Арктического форума.
- Портовый город, большая база для многих экспедиций в Арктику.
2. Каким по счету русским морским офицером, совершившим попытку достичь Северный полюс, был Георгий Яковлевич Седов?
- Первым.
7. Какой по вашему мнению из представленных объектов в экскурсии наиболее показывает связь Архангельска и Арктического региона?
Приложение 1. Карта - схема виртуальной экскурсии.
Приложение 2. Презентация пеше-автобусной ( виртуальной ) экскурсии на тему: "Архангельск - ворота в Арктику", выполненная в программе PowerPoint.
1. Арктический морской институт им. Воронина
Указом императрицы Екатерины II от 1781 года в Холмогорах на родине Михаила Васильевича Ломоносова была учреждена мореходная школа, ставшая первым учебным заведением России. Через пять лет эта школа была переведена в Архангельск. От нее и ведёт своё начало Арктический морской институт имени Владимира Ивановича Воронина . Выпускники училища успешно осваивали Арктику, Северный морской путь, Антарктиду и были активными участниками ряда крупных полярных экспедиций. Более двадцати фамилий выпускников учебного заведения увековечены в географических названиях на карте Арктики и Антарктики. Далеко за пределами России известны имена ледовых капитанов: Давида Ивановича Шваненберга , Александра Степановича Кучина и многих других.
Место: ул. Набережная Северной Двины, 111.
Юлия Петрова ,
пресс-секретарь:
Место: пр. Советских Космонавтов, 57
3. Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова
Место: ул. Поморская, 3
4. Северный морской музей.
Иван Катышев ,
научный сотрудник музея:
Место: ул. Набережная Северной Двины, 80
5. Северный (Арктический) федеральный университет
Главная 4. Тематическая филателия 4.8. Естествознание 4.8.4. География 4.8.4.4. Полярная филателия 4.8.4.4.2. Арктика Архангельск - ворота Арктики
Архангельск - ворота Арктики
Н. Смирнов. "50 лет ААНИИ - "Архангельск - ворота Арктики". "Филателия СССР", 1971, № 3, стр. 41-42
ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК - первый морской порт России и родина арктического мореплавания - уже оставил значительный след в полярной филателии.
Прославленные русские землепроходцы XVII века в глубине студеной тундры на р. Таз основали Мангазенский острог - центр торговли пушниной и опорный пункт для дальнейшего продвижения в бассейны Енисея и Лены.
Какой была древняя Мангазея? Почему она стала форпостом русской культуры на Севере? Тайны этого единственного в мире средневекового города за Полярным кругом пытались разгадать летом 1967 года архангельские мореходы - зверобой Д. Буторин и писатель М. Скороходов, отправившиеся в плавание на карбасе "Щелья".
Министерство связи СССР посвятило этому событию специальный штемпель.
Из Архангельска выходили русские экспедиции для исследования островов Новая Земля, для изучения Северного морского пути.
В 1821-1824 годах ряд экспедиций по изучению морей Северного Ледовитого океана и их побережья возглавил выдающийся русский мореплаватель Ф. П. Литке. Им было впервые составлено подробное описание Архангельска и дельты Северной Двины.
Памяти Литке посвящена серия почтовых марок (№№ 1143-1144)..
В 1912 году из Архангельска вышла первая русская экспедиция к Се-верному полюсу под командованием известного полярника Г. Я. Седова. Ему посвящена советская почтовая марка (№ 1725).
С 1929 года началось интенсивное наступление на Арктику советских ученых. Славную страницу полярной летописи вписал ледокольный пароход "Георгий Седов", возглавлявший ряд экспедиций и походов в высокие широты Арктики. Вся жизнь этого судна - живая история освоения Арктики. В честь последнего арктического рейса ветерана полярных исследований Министерство связи СССР организовало памятное гашение на Архангельском почтамте.
Из Архангельска за последние годы три раза отправлялись в туристские арктические рейсы теплоходы "Вацлав Боровский" и "Татария", почтовая корреспонденция на которых по пути следования судов гасилась специальными штемпелями.
В июле 1967 года архангельские филателисты, потомки поморов-северян, с большим успехом провели выставку коллекционных материалов, связав ее с родным городом. Девиз выставки - "Архангельск - ворота Арктики" начертан в центре спецштемпеля, на фоне арктических районов страны.
За освоение Крайнего Севера, расширение и совершенствование транспортных связей и превращение Северного морского пути в постоянно действующую магистраль массовых перевозок народнохозяйственных грузов Северному морскому пароходству 30 мая 1970 года, в связи со 100-летием основания, был вручен орден Ленина. А на почтамте Архангельска состоялось в тот день специальное га-шение, посвященное этому событию.
Ворота Арктики - это не символическое название. Архангельск - город поморов и мореходов - будет и впредь с честью нести эту почетную миссию.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Лавриненко Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
Раздел: Вот она какая, дорогая родина моя!
Тема: Архангельская область – ворота в Арктику.
Цель: в групповой работе с письменными текстами создать условия для ознакомления учащихся с деятельностью полярных исследователей-покорителей Арктики;
содействовать формированию патриотического отношения к малой родине;
развитию учебно-познавательного интереса и навыков взаимодействия в малой группе.
Оборудование:
Листы с текстами для 4 групп.
Портреты полярных исследователей.
Материк – большой (огромный) участок суши, со всех сторон окружённый водой.
Океан - огромное водное пространство с горько-солёной водой, омывающее материк.
Море – часть океана, которая вдаётся в сушу.
Остров – часть суши, со всех сторон окружённый водой.
Полуостров – примыкающий к материку или острову участок суши, с 3 сторон окружённый водой.
Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг от друга.
Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходит вдоль берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово).
Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями в какой-либо отрасли.
Использованная литература:
2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Морянка: Рабочая тетрадь для 4 классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – Архангельск, 2012.
5. Поморская энциклопедия: В 5 т. / Гл. редактор Н.П. Лаверов. Т.1: История Архангельского Севера / Гл. редактор В.Н. Булатов. – Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001.
I Организационный момент
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку краеведения я взяла слова нашей землячки Нины Константиновны Мешко, слова из Гимна Архангельской области:
Край наш поморский
Могуч и прекрасен!
Его не забудешь вовек.
Где не ступал человек!
- Вы, ребята, уже многое знаете о родном крае. Но мы продолжаем увлекательное путешествие в прошлое нашей малой родины. Сегодня вам предстоит искать ответы на новые интересные вопросы, думать, размышлять.
II Актуализация знаний
1) Подведение под понятие
- Какое слово я загадала?
А) Введение характеристик понятия:
* Северная полярная область Земли.
* К ней относятся и северные районы нашей страны.
* Летом там – полярный день, зимой – полярная ночь.
* Моря всегда покрыты толстой коркой льда.
- Проверим, открыв слайд: (Арктика).
Б) Введение дополнительных характеристик понятия. Да или нет:
- Вы многое знаете об Арктике. Исправьте ошибки в предложенном тексте. Рабочая тетрадь, с.8 №1.
(Работают индивидуально, проверка – вслух, фронтально).
Арктика – это огромное пространство Тихого (Северного Ледовитого) океана, с морями и островами. Полярный климат мягкий (суровый). Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту иногда освещают: солнце, луна, звёзды, северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус 20 (40) градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0 (не превышает 0 градусов). Даже в разгар лета осадки выпадают в виде дождя (снега).
В) – Что еще знаете об Арктике? Приведите другие характеристики, которые еще не прозвучали на уроке. (Например, о животном и растительном мире).
(Флора и фауна приспособлены к суровым условиям. Это белый медведь, морской котик, полярная сова, тюлень, кайра, полярная лисица (песец)… Мох ягель, полярный мак, камнеломка…)
2) - Площадь Арктики – около 27 тыс. кв.км. Давайте рассмотрим её на карте: вот эти огромные пространства Северного Ледовитого океана, острова и северные окраины Европы, Азии и Америки.
Показ по карте. (Слайд 3)
- Кто хочет сам показать Арктику по карте?
3) - Сегодня на уроке мы будем пользоваться такими понятиями как материк, океан, море, остров, полуостров, архипелаг. Повторим, что они обозначают.
- Поднимите правую руку, если вы согласны с тем, что… океан - огромное водное пространство с (пресной) горько-солёной водой, омывающее материк.
- Поднимите левую руку, если согласны, что… материк – это большой участок суши, со всех сторон окружённый водой.
- Что такое море? (Море – часть океана, которая вдаётся в сушу).
- Остров? (Остров – часть суши, со всех сторон окружённый водой).
- Чем отличается полуостров? (Полуостров – примыкающий к материку или острову участок суши, с 3 сторон окружённый водой).
- Что такое архипелаг? (Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг от друга).
- Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходит вдоль берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово).
- Знание этих понятий поможет вам освоить материал сегодняшнего урока.
- Следовательно, что вам предстоит делать на уроке? (Открывать новые знания).
- Считается, что Архангельская область – ворота в Арктику. Поясните!
- Кто из перечисленных людей является исследователем Арктики? Установим соответствие, использовав стрелки:
* Русанов Владимир Александрович
* Седов Георгий Яковлевич
*Воронин Владимир Иванович полярный исследователь
* Литке Федор Петрович
* Амосов Матвей Гаврилович
- Мнения разделились. Значит, что мы не знаем? Что можем узнать? (Кто из полярных исследователей отправился в экспедиции изучать Арктику.)
III Постановка темы и цели урока
- Кто может сформулировать тему урока? (Архангельская область – ворота в Арктику).
Цель урока? (Познакомиться с полярными исследователями - покорителями Арктики.)
(Таблички с темой и целью – на доску.)
IV Составление плана действий
- Зачитаем ответ на поставленный вопрос. Рабочая тетрадь, с.8 №2. Фотографии можно рассмотреть на с. 9.
- Чтобы подробнее узнать о полярных исследователях, поработаем в группах с текстами. Прошу по 1 представителю от каждой группы подойти за ними.
- О каком полярном исследователе будете искать информацию? Зачитайте заголовки текстов.
- Прежде чем начать работать, составим план дйствий.
Подготовить интересный рассказ для одноклассников.
Показать путь экспедиции на карте.
V Работа групп с текстами, с картой
1 группа – Седов Георгий Яковлевич
2 группа – Воронин Владимир Иванович
3 группа – Русанов Владимир Александрович
4 группа – Литке Федор Петрович
V Выступления групп. Обмен информацией.
- Послушаем рассказы о четырех знаменитых полярных исследователях.
(Рассказ детей сопровождается показом слайдов, работой с картой).
Литке Фёдор Петрович
Фёдор Петрович Литке – мореплаватель, дважды обогнувший Землю, исследователь Восточной Арктики, адмирал, президент Петербургской Академии наук.
Литке сделал описания берегов Новой Земли, берегов Белого моря, исследовал его глубины и опасные отмели этого моря.
Именем Литке названы 22 географических объекта в Арктике и Тихом океане, в том числе: мыс, полуостров, остров, гора, пролив и залив; улицы в Донецке (Украина) и Кронштадте (Россия) и др.
Седов Георгий Яковлевич
Именем Седова названы архипелаг, залив, пик в Арктике, ледокольный пароход. Одна из улиц нашего города названа в честь Г. Седова.
- Что такое архипелаг?
Русанов Владимир Александрович
Имя Русанова носят географические объекты на Новой Земле, Шпицбергене, улицы в Москве, Орле, Архангельске, Северодвинске, открыты музеи в Москве и на Шпицбергене.
Воронин Владимир Иванович
Был опытным ледовым капитаном. 54 года отдал морю и Арктике.
Именем Воронина названы 9 географических объектов в Арктике и Антарктиде, в 1980 году его имя было присвоено Архангельскому мореходному училищу. Одна из улиц нашего города носит имя капитана Воронина.
- Что такое северный морской путь?
VI Рефлексия. Связывание информации. Перенос полученных знаний в новые условия.
- Спасибо всем выступающим.
1) – Назовите ещё раз тему урока. Достиг ли урок цели?
- Что общего в выступлениях всех групп? (Мы рассказали о покорении Арктики, о том, что из города Архангельска отправлялись полярные экспедиции).
- О каких полярниках узнали?
- Кто из ребят был прав, выполняя задание на соотнесение? (Словарь-справочник, с. 170, 138).
2) - Распределим полярных исследователей по времени их жизни и деятельности. (Лента времени: год - век).
Уже с 11 в. русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В 12-13 в.в. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в 15 в. – острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В 16 в. появилась первая карта Северного Ледовитого океана, составленная по чертежам Д. Герасимова.
- А сейчас продолжаются Арктические исследования, как вы думаете?
- Послушаем заранее подготовленный детьми рассказ.
*2 декабря российские учёные получили Декартовскую премию (около 350 тыс. евро) за исследования Арктики, за работу по предсказанию будущего состояния арктических льдов. Основной вывод, сделанный учеными гласит, что к концу 21 века Северный Ледовитый океан будет замерзать только зимой.
- Уже 10 веков продолжается освоение Арктики!
2) - Что объединяет всех полярных исследователей?
Выберите подходящие характеристики: стремление к неизведанному, патриотизм, смелость, героизм, увлеченность делом, любознательность, жажда наживы, тщеславие).
- Отправляясь в экспедиции, рисковали своими жизнями.
3) – Сочините в группах синквейн на тему: Полярники. (Можно работать в группах, можно индивидуально, по желанию). Используйте карточки – опоры.
2) 2 прилагательных
4) Фраза из 4 значимых слов.
– Выделите, что понадобится исследователям Арктики в экспедиции: запас еды, теплая одежда, компас, сани-нарты, солнцезащитные очки, ездовые собаки, лыжи, бейсболки, унты, кроссовки.
VII Оценка. Анализ работы. Подведение итогов урока.
1) – Какими источниками информации воспользовались? (Тетрадью, справочниками, текстами, рассказом учителя, Интернетом, картами…)
2) – Сделайте комплимент тем ученикам (той группе), которая смогла представить информацию более интересно, ярко, чей рассказ вам понравился больше?
3) – Продолжи фразы:
* Сегодня я узнал(а), что…
4) – У вас будет ещё одна возможность проявить свои творческие способности.
Домашнее задание – на выбор:
Прочитать по тетради:
А) Представь, что ты являешься участником полярной экспедиции. Сочини об этом рассказ.
Читайте также: