Арабский полководец мерван доклад

Обновлено: 04.07.2024

Булгарские всадники растоптали войска албанских, грузинских и армянских князей и захватили огромную добычу. Даже спустя столетия армянские летописцы с содроганием вспоминали об этом нашествии хазарских булгар. С той поры Каспийское море стало называться Булгарским или Хазарским морем.
В 663 г. Шамбат, а также Аспарух Моджар, сын Кубрата, бывший наместником Барсиле (Волго–Урала) и Эсегеля (Сибири), выступили против Бат–Баяна с целью свергнуть его с трона. Шамбат шел с северо–запада, и в его войске было много антов и русов. Аспарух шел с северо–востока с войском сибирских булгар и потом захватил Бурджан. Они встретились у столицы Бат–Баяна Фанагории и разбили его войско. Бат–Баян был вынужден бежать в Крым. На выручку Бат–Баяну выступили заволжские ханы со 150–тысячным войском из куманов, тюркменов и кыргызов. В 670 г. произошла битва канов Шамбата и Аспаруха с хазарами кагана Кабана у Харька. В битве с булгарами хазары победили, а Шамбат с Аспарухом бежали в Киев. В это время киевским князем был Криворог Белояр. Каган Кабан попытался было с ходу взять Киев, булгарские воины Шамбата вместе с русами сделали удачную вылазку из города и обратили хазар в бегство.

Бат–Баян вступил с Шамбатом и Аспарухом в переговоры и договорился с ними о разделе страны. Правобережная часть Днепра осталась за Шамбатом и Аспарухом, а левобережная – за Бат–Баяном, но вскоре она была захвачена Хазарией. За Бат–Баяном осталась лишь степная часть Кара–Саклана (Причерноморье и Приазовье). Ойгыру совместно с каганом Кабаном все же удалось выбить Аспаруха из Башту.
Шамбат умер в 670 г.

Бахши Иман сказал мне:


Я уже не задумывался уточнением, кто говорил со мной из глубины веков, а что прозвучало из потока сознания или из пространства вечных облаков.

Летит мой конь Кеме мимо этих правителей из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом. Мимо последних правителей Первого Булгарского царства, существовавшего в 681–1018 гг.

Все эти цари – наше своеобразное воспоминание о будущем. Поэтому мы еще встретимся с ними на своем пути, мой златокудрый конь Кеме. А пока вернемся к реальным булгарским правителям, которые вс тречаются на нашем пути.


В 684 г. совершен поход хазар в Закавказье. В это время булгарским правителем был Эр–Тегин. Он, видимо, был сыном Алп–Илитвера. В 682 г. Алп–Илитвером он был отправлен послом в Армению. В источниках, он упомянут не по имени, а по титулу тегин (принц). Эр–Тегин был владетелем земли Хурсан, располагавшейся недалеко от Чула (Дербента), на берегу Каспийского моря.

Религия гуннов выступает в формах обычных для общества варваров и находит себе многие соответствия в культовых обычаях, сохранившихся на Кавказе. Те же общие формы, по–видимому, были свойственны религии тюрок, хазар и булгарских племен.

Потом, в 686 г. правителем Булгарии был Кувер. Потом – Алчагыр. В 690–700 гг. царями были Бу–Тимер–Джураш (царь Кара–Саклана Бат–Тимер), сын Бат–Бояна. И царь Сулаби – сын Джураша.


Гази–Баба сказал мне:

– В документах моего господина царя Гази–Бараджа я видел список улаг–булгарских (дунайско–булгарских) царей, привезенный послом Азана – Арсланом Тертером. Весь архив визиров, ведавших связями с другими странами, сгорел, как и этот список.


Мой златогривый конь Кеме сказал мне:

– Вначале город Булгар назывался Мардуканом, а бейлик – Мардуканским, в честь алпа Карги. Согласно легенде, алп Карга вернул людям солнце – свет, тепло, жизнь. Но сам вспыхнул от жара светила. Его перья упали на землю и превратились в горячих вороных коней. Тем не менее, по воле Тангры, Карга каждой весной возвращается к людям в облике обыкновенного грача.

В 716 г. был заключен договор Дунайской Булгарии с Византией о мире. В то время императором Византии был Юстиниан II Ринотмет (685–695, 705–711 гг.).

Византиец Феофан сказал мне:

– В 700 г. Юстиниан нарушил мир между римлянами и булгарами и, переведя конные отряды во Фракию, и вооруживши флот, пошел против Булгаров и Тервелия. Прибывши в Анхиалос, флот свой поставил против крепости, а коннице приказал сойти с гор неожиданно и без всякой осторожности. Между тем войско, как овцы, рассеялось по полям для собрания травы. Дозоры булгарские с гор приметили беспорядок в римской коннице, и, как звери, собравшись, вдруг напали на римское стадо и много взяли пленных и лошадей, и оружий, не считая убитых. Юстиниан, укрывшись в крепости, с прочими оставшимися на три дня запер ворота. Но видя упорство булгар, сам первый подрезал жилы у своей лошади и других заставил то же сделать. Потом вместо трофеев, прибивши к стенам оружие, ночью, севши на корабли, тайно отплыл и со стыдом возвратился в город.

На самом деле к VIII в. хазары господствовали над волжско–камскими булгарами.

Мой златогривый конь Кеме сказал мне:

–Улят (Мышь) – алпбика мора и болезней. Символ Мышь – джинн–бика женской свободы и независимости. Кермес – посланника Тангры. А Кермес – дух леса. Он пользовался правом сообщать Тангре обо всем, что делается на Земле и среди алпов в любое время.

Так, по рассказам Гази Бабы, стала известна ветвь Дунайско–Булгарских царей.

А итогом успешного похода арабского полководца Мервана на Хазарию в 735 г. явилось принятие каганом ислама. В 732–737 гг. савиры, видимо, из гуннского союза племен, под натиском арабов отошли из Северного Кавказа в Среднее Поволжье, где расположились к югу от булгаров. Возник союз тюркских и угро–финнских племен во главе с булгарами.
В 732 г., когда хазарский каган был наголову разбит арабами, по условиям хазаро–арабского договора, каган разрешил всем желавшим принять ислам. И масса булгар–бурджан приняла мусульманство. С 737 г. ислам начинает распространяться в среде булгар.

Гази–Баба мне сказал:

В 737–738 гг. арабское войско под командованием полководца Мервана пришло на Дон, победило славян и отправило пленных в Сирию.

В рассказах о завоеваниях горских княжеств Дагестана Мерваном немало деталей легендарного характера. Закончив войну с хазарами, весной 739 г. Мерван вторгся в страну Сермерскую (Серир) и, прежде всего, достиг города Шекк. Перед ним он простоял целый месяц, пока, наконец, подготовив специальные сооружения, не взял его штурмом. Захваченных в плен жителей Мерван приказал выводить по одному через крепостные ворота и собственноручно отрубал голову одному за другим до тех пор, пока не перебил всех побежденных. Их жен, детей и имущество отдал своим воинам, а город приказал сравнять с землей. Затем он пошел к городу Гузни–Ами, взял его и также разорил. Правитель Серира заперся в сильнейшей крепости. Мерван поклялся, что или умрет или проникнет в неё. Переодевшись поваром, он добился того, чтобы его впустили в крепость, и ознакомился с ее устройством. Узнав об этом, правитель Серира испугался и согласился заключить договор с арабским полководцем Мерваном, обязавшись выдать ему 500 тысяч диргемов, 100 мальчиков, 100 девушек и 500 мер хлеба.
Приняв дань, Мерван расположился у крепости Гимран и овладел ею посредством подкопа. Ожесточение побежденных было столь велико, что когда некто Тенуши, предложивший план взятия крепости и соорудивший подкоп, получил от Мервана в награду за это красивейшую из девушек города и повел ее в замок, то красавица бросилась со стены замка и увлекла его за собой.
Завоевывая города один за другим, Мерлан подчинил всю Гимранскую страну. В данном случае Гимранская страна выступает отдельно от Серира.
Затем Мерван обложил того же рода данью Туман. Царь Тумана должен был доставлять арабам ежегодно 150 девиц и 50 юношей с высокой талией, черноволосых, чернобровых, с длинными ресницами, и 20 тысяч модиев в зернохранилища.

Византиец Феофан сказал мне:

– В 756 г. Каган, владетель Булгарии, отправил посольство к царю и просил с ним свидания, получил от него честное слово и прибыл к нему со своими Воиладами. Царь принял его в заседании, и в присутствии Савина укорял за их беспорядки, за ненависть к Савину. Впрочем, стороны, по–видимому, сохранили мир. Но тайно царь послал в Булгарию и схватил Севера, правителя славянского, который прежде причинил много бедствий во Фракии. Задержан был также Христин, переметчик из христиан, предводитель разбойников. Христину в пристани святого Фомы отсекли руки и ноги, потом отдали его врагам. И они еще живого взрезали его от пупа до грудной полости для наблюдения внутреннего устройства человека и, наконец, предали его сожжению. Вдруг царь, выступивши из города, нашел ущелья без стражи (по причине притворного мира), прошел Булгарию до Тунзы, и, предавши огню их хижины, какие встретил, со страхом возвратился назад.


В 742–756 гг. ханом Дунайской Булгарии был Кормисош. Со смертью хана Севара (739 г.) прекратилась династия Дуло. И немедленно начались неприятности, поскольку бойлы никак не могли прийти к согласию в вопросе об избрании нового хана. Каждый клан бойлов поддерживал своего старейшину в качестве кандидата на трон. Наконец, ханом был избран Кормисош из клана Вокил (или Укил).
Положение нового хана было очень сложным, известно, что в начале правления его власть была только номинальной. Влиятельные бойлы не считали себя обязанными подчиняться ему и всегда были готовы открыто выразить свое неповиновение.
Среди бойлов было две партии. Одна поддерживала дружбу с Византийской империей и не возражала бы против полной византинизации своей страны. Другая партия, ненавидела как империю, так и христианство, и призывала к войне. Сам Кормисош поддерживал мирные отношения с империей на протяжении почти пятнадцати лет.

В 745 г. произошел разгром уйгурами Тюркютского каганата и был основан Уйгурский каганат в Средней Азии. Причем, Западный Тюркютский каганат был расположен в Средней Азии и был уничтожен арабским вторжением около 740 г. А Восточный Тюркютский каганат находился в Центральной Азии и был разгромлен уйгурами в 745 г. Более устойчивый характер носили тюркские (булгарские) государственные образования на Восточно–Европейской равнине, укреплявшие свое положение военно–политическим союзом с русами, направленным против аваров, арабов и хазар.

В 760–787 гг. каном Кара–Саклана был Тат–Утяк–Сарычин. Он был из Кара–Булгарских царей ветви Бат–Бояна. Тат–Утяк, сын Айяра (Авара), был женат на Канбике – дочери Урус–Буги и Зухры (Дунайско–Булгарская царевна). Сын Тат–Утяка и Канбики – Кан–Караджар, был женат на Арья–Услан – дочери Азан–Тукты.

Вот взошло Солнце –
Великий Царь Кубар,
Могучий и блестящий –
И ослепил врагов!
Хас нардуган,
Хас нардуган –
Будь всегда
Нашим защитником и помощником!

Потомок иджика Шады–Саин отнял власть у рода Угиль. В 763 г. состоялась битва при г. Анхиале византийцев с булгарами. В бою убили Телеса. Но уже в 765 г. Саин был сам свергнут. Сыну Бунека – Бояну удалось изгнать Саина. После гибели Бояна власть перешла к сыну Телеса – Диляреку.
Когда тесть Телеса – Юмарт скончался, на трон был поднят Азан Тукта.
По другим источникам, после того как в 765 г. умер Ирхан, на Булгарский престол сел Тукки, сын Ирхана (VIII в. – 815 г.). Его царство продолжалось долго, около 50 лет. В его годы расцветает город Булгар. Так что одним из первых царей Волжской Булгарии считали Тукки.

В 787–815 гг. после Дилярека каном Кара–Саклана был Караджам или Караджар –внук Сувара, сын Кермека, брат Азана Тукты из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом…

А между тем в мире происходили свои значительные события.

А булгарская история в эти времена продолжалась, соприкасаясь с многими мировыми событиями.

Вместе с аварами славянские племена прошли по всему Балканскому полуострову. Они были преобладающим этническим элементом Греции на протяжении почти трех с половиной столетий, вплоть до первых десятилетий X в. Неизвестно, подчинялись славяне в этих походах аварам, или действовали по собственной инициативе.
В 803–805 гг. Аварский каганат окончательно уничтожен совместными усилиями франков и булгар. После того как был уничтожен аварский каганат под ударами франков, во главе которых стоял король Карл (буквально через несколько лет после этого он получил прозвище Великого), славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положение в мире.

Активность хазар в Западном Прикаспии была вызвана экономическими потерями, которые Хазария несла на севере вследствие политики Волжской Булгарии. Дело в том, что Булгария, тяготившаяся своей зависимостью от Хазарии, преграждавшей ей свободный выход к морю по Волге, стала самостоятельно налаживать торговлю с Хорезмом и другими среднеазиатскими государствами в обход Хазарии. И ей, похоже, удалось преуспеть в этом направлении.

В середине VIII в. один настроенный антиарабски хазарский каган попытался заставить бурджан–мусульман отказаться от ислама и вернуться к древнейшему булгарскому доисламскому верованию – к тенгрианству. Бурджане отказались подчиниться кагану, и с разрешения булгарского царя переселились в Барс иле, где основали город Булгар и Булгарский бейлик. Хазарский каган потребовал от булгарского царя изгнать бурджан из пределов Булгарии, но тот отказался. Тогда кагану хазар пришлось отступить и примириться с поселением бурджан–мусульман в Булгарии ради сохранения важного для Итиля Булгаро–хазарского союза. Более того, через некоторое время Итиль дает мусульманским купцам и ремесленникам ряд льгот, и некоторые бурджане возвращаются в Хазарскую орду.

Аль–Масуди сказал мне:

– Хазары приняли иудаизм во времена Харун ар–Рашида (786–809 гг.), поэтому окончательно принято, что в 740 г. хазары приняли модифицированный иудаизм, а около 800 г. – раввинистический иудаизм.

Аль-Масуди сказал мне:

– В мусульманских школах в Атиле преподавание могло вестись только на арабском языке. А так как часть хазар исповедовала ислам, это говорит об известной распространенности арабской культуры. Некоторые ученые считают возможным говорить о влиянии на хазар персидской культуры.
Одним словом, разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний, ни одно из которых в Хазарии, окончательно не возобладало.

Ко времени нападения хазар на Закавказье, то есть к самому концу VIII в., относится романтическая история, записанная в грузинской летописи. В ней рассказывается, что хазарский каган влюбился в прекрасную Шушану, младшую сестру эрисмтавара Картли Иоане. (Шушана – ласкательное от Сусана?).Это был внук Степаноса, племянника Нерсе; он правил после своего отца, Ар–чила. Хазарский каган обратился к нему с предложением выдать сестру за него замуж, обещая взамен свое содействие в борьбе за независимость Картли от арабов. Получив отказ, каган послал полководца Блучана (в армянской версии Булджана) против Картли. Тот вторгся в Закавказье Лезгинской дорогой, взял резиденцию эрисмтавара, где захватил не только Шушану, но и ее брата Джуаншера, затем разрушил Тбилиси, где находился арабский гарнизон во главе с эмиром, и опустошил Картли. На обратном пути через Дарьяльское ущелье пленной принцессе удалось покончить с собой, приняв яд, который она хранила под камнем перстня. Блучан доставил своему повелителю одного Джуаншера. Разгневанный каган приказал снять голову с незадачливого полководца, не сумевшего сохранить княжну, а Джуаншера оставил в плену и держал его в Хазарии семь лет, после чего с великими почестями отпустил на родину.
Нет оснований считать эту историю вымышленной. Иоане и Джуаншер — реальные исторические личности. Известно, что каган брал себе дочерей подвластных ему правителей, то же он мог делать и с их сестрами. Известно также, что каган располагал абсолютной властью над жизнью и смертью своих военачальников. Вполне возможно, что один из хазарских отрядов, вторгшихся в 799 г. в Закавказье, опустошил Картли и захватил в плен брата и сестру эрисмтавара этого княжества, что и легло в основу легенды. Так, например , известно, что в VIII в. на территории Грузии образовались княжество Тао-Кларджети и Тбилисский эмират. Титул эрисмтавара был передан Адарнасе I из старшей (кахетинской) ветви Хосроидов. Царь выдал за Гуарама свою сестру и пожаловал ему звание эристава области Тао.

К X в. от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах. Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам.

Каспийское море и исторические процессы в этом регионе становились предметом описания уже древних греческих и римских ученых – Страбона, Плутарха, Арриана, Плиния, Анаксимандра, Гекатея Милетского, Геродота, Аристотеля, Эратосфена и других. С распространением ислама и границ Арабского халифата Каспийский регион стал объектом внимания арабских завоевателей и, соответственно ученых. Освоение и завоевание прикаспийских территорий началось гораздо раньше появления христианства на Руси и ислама на юге Каспия. Южный Каспий был завоеван Аббасидами в 760-761 гг.[1]

Поход арабского полководца Мервана 737 года стал венцом затяжной 100-летней арабо-хазарской войны положивший конец гегемонии хазар на восточном Кавказе, где на территории Приморского Дагестана, являвшегося колыбелью Хазарского Каганата, возникли первые столицы Беленджер и Семендер. Но с конца VII в. арабы стали играть более значимую роль на Каспии, в первую очередь, в торгово-экономических отношениях. А полководец Мерван стал впоследствии последним, четырнадцатым, арабским халифом Марваном II (744—750) из династии Омейядов, правившим в Дамаске и в 750г., впоследствии казнённый по приказу Абу Муслима, халифа новой династии Абассидов.

Если провести исторические параллели, то мы увидим, что и сегодня арабские страны Персидского залива проявляют интерес к Каспийскому региону. В качестве примера здесь можно привести Объединенные Арабские Эмираты, компании которых сегодня участвуют в нефтедобыче на туркменском шельфе Каспия, а также в развитии Актауского международного морского порта на казахстанском побережье. Также можно вспомнить о недавней встрече министра обороны Азербайджана с делегацией военного ведомства Королевства Саудовской Аравии во главе с генерал-майором Али бен Ибрагимом аль-Фаввазом, в рамках которой стороны обсудили перспективы военного сотрудничества, проблемы региональной безопасности и др.

Это событие VIII века явилось первым в истории фактом появления арабов на берегах Волги.

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Сразу оговоримся, что численность объединённого 150-тысячного войска, собранного Мервном против хазар, упомянутая Ал-Куфи и Ат-Табари очень сомнительна. Нельзя забывать о том, что арабам в 737 г. пришлось воевать на 2 фронта ещё и против византийцев, подавлять мятежи в Ираке, Северной Африке, Испании.

Слайд № 5

На наш взгляд, после захвата Семандера этот поход превратился в преследование кагана, с целью его физического устранения. Отметим, что арабам удалось покорить племена берберов в песках Марокко, Тохаристан, Тюргешский каганат, преследуя и уничтожая их правителей.

Думается, что для этого рейда Мервану было достаточно мобильного конного отряда в несколько тысяч всадников. Конница арабов, оснащённая простым, но эффективным вооружением — мечами и копьями, где культивировались отряды конных стрелков, отличалась дисциплинированностью и подвижностью, основой тактики которой был маневр

Слайд № 6

Попытаемся с помощью сохранившихся упоминаний средневековых авторов, и, прежде всего, у Ал Куфи об этом походе, сложить мозаику дальнейшего маршрута Мервана после выхода его войск из города Семандер (новый Семендер (Щелковское городище), на берегу Терека), давая свою интерпретацию имеющимся у данных авторов географическим терминам.

До сих пор у историков нет единодушия в вопросе локализации г. ал-Байда. Тортика А.А. считает, что у кагана было несколько ставок (в числе их была и ал-Байда), которые он менял в зависимости от времени года и колебаний военно-политической обстановки.

Слайд № 7

Так, в каком же направлении отступал хазарский правитель, покинув ал-Байду? У него не было шансов укрыться на открытых просторах волго-донских степей, где его, неотступно преследовали арабы. Ему нужно было надёжное укрытие, которым, на наш взгляд, могла стать волжская дельта. Этой версии придерживался исследователь Гумилёв.

Хазарский правитель стремился укрыться, на берегах реки Волги, в месте её впадения в Каспийское море, где, вероятно, у него среди многочисленных волжских протоков и камышовых лабиринтов было подготовлено надёжное укрытие на время военных действий.

Слайд № 8

По пути к берегам Волги конница Мервана могла натолкнуться уже на территории Калмыкии и Лиманского района Астраханской области на природные возвышенности — бэровские бугры — продолговатые холмы, высотой — до 10 метров,

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

имя двух халифов из династии Омейядов. 1) Мерван I (623—685) был любимцем Османа, после вероломного убийства которого он, как мужественно защищавший своего халифа, должен был бежать; после смерти Моавии II в 684 г. был возведен на трон, как правитель до совершеннолетия Халида, сына Езида I; одержал победу над полководцами своего соперника, Абдаллаха бен-Зобеира, и был признан в Сирии, Египте и Месопотамии, но, когда назначил себе наследником своего сына Абд-Амалика, был задушен матерью Халида. 2) Мерван II (688—750), внук первого, был сначала наместником в Армении, затем выдвинулся в качестве мстителя за Велида III, был выбран в халифы (745) и основал свое местопребывание в Гаране. Победил, благодаря своим военным талантам, многочисленных соперников, но убийством Ибрагима, из рода Аббасидов, вызвал жестокое восстание членов этого рода. Побежденный при Арбеле Абул-Абассом, он бежал в Египет, где был убит одним коптским христианином. Им закончился халифат Омейядов в Азии.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Мерван" в других словарях:

МЕРВАН II — ибн Мухаммед (ум. в 750) последний халиф (744 750) из династии Омейядов. Крупный военачальник; в 734 744 наместник Омейядов в Закавказье. В 745 746 вел упорную борьбу с антиомейядскими движениями (особенно хариджитов) в Сирии и Ираке, но не смог… … Советская историческая энциклопедия

Абд аль-Малик ибн Мерван — араб. عبد الملك بن مروان‎‎ Арабский халиф 685 705 Предшественник … Википедия

Эюб-бен-Шади бен-Мерван — курд, отец султана Саладина, родоначальник династии Эюбидов; умер в 1173 г., вскоре после того, как сын его (в 1171 г.) захватил престол прежней династии Фатимидов. Ср. Египет (история) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Арабское вторжение в Дагестан — вторжение войск Арабского халифата на территорию Дагестана, начатое в годы правления праведного халифа Омара … Википедия

Омейяды — династия мусульманских халифов. Их предок Омейя был, по словам арабских генеалогов, двоюродным братом Абдоль Моталлиба, деда основателя ислама Мохаммеда, а по мнению европейских ученых более далекий родственник, и притом несомненно более знатный; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Омейяды — династия мусульманских халифов. Их предок Омейя был, по словам арабских генеалогов, двоюродным братом Абдоль Моталлиба, деда основателя ислама Мохаммеда, а по мнению европейских ученых более далекий родственник, и притом несомненно более знатный; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Омейяды — династия мусульманских халифов. Их предок Омейя был, по словам арабских генеалогов, двоюродным братом Абдоль Моталлиба, деда основателя ислама Мохаммеда, а по мнению европейских ученых более далекий родственник, и притом несомненно более знатный; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лакз — (Лекия) ← … Википедия

ОМЕЙЯДЫ — (бану умайя) династия араб. халифов в Дамасском (Омейядском) халифате (661 750), Кордовском эмирате (756 929) и халифате (929 1031). Пришла к власти в результате победы сторонников Муавии (сирийского наместника Халифата) над сторонниками халифа… … Советская историческая энциклопедия

Глава пятая. ХАЗАРИЯ И НАРОДЫ КАВКАЗА И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

1. Арабо-хазарские отношения и Кавказ (3 часть)

К сожалению, как уже упоминалось, поход Мервана источниками отражен неравномерно и противоречиво. Достаточно сказать, что ат-Табари лишь упоминает о нем [179]. Очень краткая, но, пожалуй, одна из наиболее точных информация у ал-Белазури [180]. Из ранних авторов наиболее подробен, как обычно, ал-Куфи [181]. Буквально несколько строк посвящает походу Мервана Ибн ал-Асир [182]. Очень любопытны данные Левонда, излагающего совсем иной вариант похода [183]. Ал-Куфи после красочного описания встречи двух арабских отрядов у Самандара ничего не говорит о взятии этого города и делает странный переход к походу на г. ал-Байда, в котором пребывал хакан [184]. Но и о взятии этого города не рассказывается, а просто констатируется, что хакан стал убегать от Мервана, который его преследовал, пока не дошел до гор [185].

Самое, однако, интересное в связи с походом Мервана начинается после взятия Самандара. Ал-Куфи прямо пишет, что мусульманам сопутствовал успех и они достигли даже земель, расположенных за "биляд ал-хазар" ("страной хазар") [186]. А затем он добавляет: "Затем он (Мерван) совершил поход на ас-сакалиба и те виды ("аснаф") язычников ("ал-куффар"), что соседили с ними, и захватил в плен из них 20 тыс. семей ("ахл байт"). Потом он двинулся дальше и дошел до Славянской реки ("нахр ас-сакалиба")" [187]. За этой рекой военачальник Мервана Каусар ибн Асвад ал-Анбари разгромил хазарские войска, после чего хакан "впал в безысходную скорбь" и запросил мира. В манере, излюбленной ал-Куфи, передается диалог Мервана и хакана. Последний, отмечая, что Мерван пленил хазар и ас-сакалиба, признает свое бессилие и практически отдается на волю арабского полководца, который, как благочестивый мусульманин, прежде всего требует принятия ислама. После трехдневного размышления хакан согласился на это условие [188].

У ал-Белазури же сказано: "Мерван совершил поход на ас-сакалиба, что обитали в земле хазар, и, захватив в плен 20 тыс. семей, поселил их в Хахит [189]" [190]. Затем кратко говорится о поражении хазар и согласии хакана стать мусульманином. Ал-Белазури добавляет, что пленных Мерван поселил между Самуром и Шабираном в равнинной части земли лезгин [191].

Таким образом, в связи с войной 737 г. встают по крайней мере два вопроса: как далеко и куда на север дошли арабские войска; какое значение имела эта война для Хазарии и ее роли на Кавказе?

Начнем с первого. Первоначально исследователи исходили из рассказа ал-Белазури, поскольку вариант ал-Куфи впервые был введен в научный оборот 3. В. Тоганом в 1939 г. Подавляющее большинство специалистов полагали, что под Славянской рекой, до которой дошел Мерван, следует понимать Дон, тем более что в издании "Книги путей и стран" Ибн Хардадбеха де Гуе "нахр ас-сакалиба" обозначена как Танаис, т. е. Дон [192]. Такой точки зрения придерживался И. Маркварт [193]. В. В. Бартольд предположил, что в рассказе Белазури речь идет о славянах в стране хазар [194].

Когда 3. В. Тоган в 1939 г. опубликовал книгу об Ибн Фадлане, он коснулся и вопроса о Славянской реке, тем более что в этой книге Тоган привел отрывки о походе Мервана по рукописи труда ал-Куфи. Но исходил Тоган не столько из сущности рассказа о походе арабов 737 г., сколько из своей концепции, представляющей славян арабских писателей как общее наименование самых разных северных племен - тюрок, угров, славян и т. д. [195] Опирался он при этом и на текст "Рисале" Ибн Фадлана, где царь Волжской Булгарии назван царем славян. Конечно, вопрос и о "малик ас-сакалиба" Ибн Фадлана, и вообще о применении арабскими авторами IX-Х вв. этнонима "ас-сакалиба" не прост и требует осторожного подхода и конкретного, осмотрительного решения. Здесь же речь идет о походе VIII в. в связи с известной нам информацией арабов о славянах раннего времени.

Ряд авторов, как уже сказано в предшествующей главе, считают, что столица хазар ал-Байда была расположена в устье Волги. Д. Данлоп, описывая поход Мервана, считает, что хакан бежал к Уралу, Мерван его преследовал по берегу Волги до страны буртасов, которые и есть славяне, навел где-то в пределах современной Саратовской области понтонный мост через Волгу и затем в Заволжье догнал беглеца, взмолившегося о пощаде и получившего ее на условии принятия ислама [196]. Ни о чем подобном источники не говорят. Зато в них есть Славянская река, славяне и другие язычники, их соседи [197].

Противники отождествления Славянской реки с Доном обычно говорят, что славяне для первой половины VIII в. на Дону археологически не обнаружены. Но это не совсем так, и некоторые ученые славян на Северском Донце находят [198], а с Северского Донца славяне могли попадать и на Дон, хотя считать их поселения там массовыми оснований, конечно, нет. На Волге славян в VIII в. не было точно. Наконец, обращаю внимание на некоторые детали рассказа ал-Куфи, отличающие его от варианта ал-Белазури, У последнего славяне обитали в земле хазар, у ал-Куфи мусульмане достигли земель, расположенных за страной хазар, где жили славяне и другие виды язычников.

Вопрос решится, если мы уясним, могли ли арабские авторы IX-Х вв. называть поволжские народы (прежде всего буртасов) славянами и что такое Славянская река арабских источников IX-Х вв.

Арабские писатели, имевшие информацию о буртасах [199], никогда их со славянами не отождествляли и рассматривали либо как тюркский [200], либо как какой-то особый местный этнос. Тем самым вопрос об отождествлении ас-сакалиба 737 г. с буртасами должен быть снят.

О Славянской реке ("нахр ас-сакалиба") упоминают из ранних арабских географов Ибн Хордадбех и Ибн ал-Факих. В издании труда первого из них публикатор де Гуе прочел название Славянской реки как Танаис, и исправление Т. Левицкого на Итиль совершенно неправомерно [201]. В тексте Ибн ал-Факиха [202] под Славянской рекой также, скорее всего, следует понимать Дон. Наконец, здесь целесообразно привлечь внимание ал-Мас'уди о великой реке Танаис, на которой, по его словам, "множество поселении славян и других языческих народов" [203].

Посмотрим теперь, именовалась ли в раннее время Славянской рекой Волга. Обычное наименование ее в источниках IX-Х вв. - Атиль [204]. У Ибн Хаукаля [205] и некоторых более поздних писателей [206] Волга называется "нахр ар-Рус", т. е. Русская река. И только ал-Бируни, оригинальный автор начала XI в., называет Волгу Славянской рекой, но это исключение и для XI-XIII вв

Кроме того, как я уже писал [207], Мерван вряд ли пустился бы в путь через труднопроходимую Калмыцкую степь, далеко от своих опорных баз. Наконец, сведения ал-Куфи о том, что арабы зашли за пределы Хазарии, также говорят в пользу выхода к Дону, где Мерван и захватил 20 тыс. пленников, которые принадлежали не только к славянам, но и к иным этносам. Арабы же из всех народов этого района знали только славян, а потому их выделили особо.

Это свидетельства страшного, небывалого поражения хазар в 737 г. Однако в историографии утвердилась та точка зрения, что борьба хазар с арабами имела результатом спасение европейской цивилизации от натиска ислама [208]. Делаются сравнения с франками Карла Мартелла и т. п. Последнее вообще несопоставимо с событиями на Кавказе в 30-х годах VIII в. Франкский мажордом разгромил арабов и остановил их натиск в Западной Европе, тогда как в это же время арабы нанесли сокрушительное поражение хазарам в Восточной Европе. Вместе с тем, как мне уже приходилось писать [209], арабы никогда не пытались закрепиться к северу от Кавказских гор и не могли это сделать, имея у себя в тылу горный Кавказ - очаг постоянного сопротивления. Поход Мервана в Подонье был связан с преследованием войск хакана, который, очевидно, уходил в районы, расположенные рядом с владениями его союзника - Византии. Именно там, а не в пустынном, занятом враждебными кочевниками Заволжье хакан мог рассчитывать на организацию сопротивления. Но и Мерван понимал это, и его основная цель сводилась к достижению формального успеха - согласия хакана принять веру победителей - ислам. После этого арабский полководец спешно ушел на свои базы в Закавказье. Одной из причин этого было восстание в горном Кавказе. "Владыки гор" и прежде лавировали между Хазарией и Халифатом, по сути дела не подчиняясь ни той, ни другой державе. Теперь же они (возможно, по подстрекательству хазар и византийцев) свели на нет все победы арабского военачальника.

Согласно ал-Куфи, Мерван с триумфом вернулся в Закавказье, в Касак, отписал халифу о своих победах, отправил ему, как было принято, пятую часть добычи [210]. А затем началась его длительная, растянувшаяся на семь лет война с "владыками гор" [211]. Ал-Куфи начинает ее описание с похода на "сахиб ас-сарир" [212], однако у ат-Табари и Ибн ал-Асира под 120 г. х. (737/738 гг.) упомянут поход Исхака ибн Муслима ал-Укайма на владения туман-шаха, взятие и разорение тамошних крепостей и области [213]. Поход же на "сахиб ас-сарир" ат-Табари датирует 121 г. х. (738/739 гг.) [214]. Поход совпал с военными действиями против Византии, что, возможно, говорит о том, что последняя подстрекала и подкупила "владетеля золотого трона".

Как всегда, подробности о войне с "сахиб ас-сарир" находим у ал-Куфи [215]. По словам последнего, Мерван из Касака, переправившись через Куру, прошел в Шаки, а оттуда направился в горы. Первая крепость, называемая у ал-Куфи, ал-Балал [216] оказалась неприступной, и взять ее удалось лишь через месяц при помощи оригинального способа, описанного историком [217]. Была учинена жестокая расправа; Мерван сидел на камне у ворот крепости, оттуда по одному выводили ее защитников и им тут же рубили головы. Крепость была разрушена и сровнена с землей.

Та же судьба постигла следующую крепость, Амик [218] (Кумик у Ибн ал-Асира, где, по словам последнего, находились дочь и сокровища (?) "владыки трона" [219]). Затем Мерван овладел еще одной крепостью, Хайзадж [220], где находились золотой трон "сахиб ас-сарир" и сам его обладатель. Согласно ал-Куфи, осада этой крепости длилась год, а по Ибн ал-Асиру - "все лето и зиму" [221]. Мерван будто бы, переодевшись в одеяние своего повара, под видом гонца проник в крепость, разведал все ее слабые места и, вернувшись, написал о них "сахиб ас-сарир". Перепуганный "владыкд трона" запросил мира и получил его при условии ежегодной уплаты 500 рабов-юношей, 500 "белокурых, с длинными ресницами чувственных наложниц-девственниц", 10 тыс. динаров и 500 мудд [222] провизии [223]. Ибн ал-Асир пишет о 1 тыс. голов скота и 100 тыс. мудд (провизии?) [224]. Ат-Табари же говорит о джизии, 1 тыс. рабов и заложников [225].

Затем, по Ибн ал-Асиру, Мерван вступил в землю Азрубитран [226], правитель которой заключил с ним договор [227], после чего двинулся в землю туман-шаха [228]. Последний, согласно ал-Куфн, обязался ежегодно присылать в Дербент 100 рабов, 1 тыс. голов скота и 1 тыс. мудд провизии [229]. Далее ал-Куфи и Ибн ал-Асир упоминают (крепость) Хамэин [230], которая была взята и разрушена [231]. Подробности опять-таки приведены у ал-Куфи, именующего владетеля крепости хамзин-шахом [232]. Рассказ содержит пикантные подробности. Мерван, потерявший в первом сражении много людей, заявил, что тому, кто первый проникнет в крепость, достанутся 1 тыс. динаров и самая лучшая пленница. Охотник тут же нашелся: это был араб из племени танухи (Сирия), проведшии воинов в крепость по какой-то тайной дороге. После взятия крепости Мерван предложил отличившемуся выбрать себе подходящую пленницу, но, когда он ее выбрал, та заколола его ножом, отрубила голову, а сама бросилась в пропасть [233]. В ответ Мерван истребил всех пленников, а затем его конница опустошила землю Хамзина, разрушив 300 селений. В конце концов хамзин-шах заключил мир на условиях поставки в Дербент невольников и продовольствия.

Затем ал-Куфи пишет о покорении Тумана, Шандана [234] и тех (областей), до которых Мерван добрался, после чего к зиме арабы вернулись в ал-Баб, а весной к Мервану туда прибыли "цари" Шарвана, Лайзана [235], Филана [236], Табарсарана и другие, кроме Арбиса, царя лакзов (лезгин). Мерван выступил против последнего, опустошил долину Самура и осадил крепость Билистан [237]. Арбис тайно бежал из крепости, но был убит каким-то пастухом, после чего лакзы покорились [238]. Затем последовали походы на Мугань, Гилян, ан-Нахр [239] и Талакан [240], окончательное покорение Азербайджана, Армении и других земель [241]. Даты не указаны [242].

Ибн ал-Асир войну Мервана в горах относит к 121 г. х. (738/739 гг.), упоминая после Хамзина поход в страну Масдарт [243], взятие Кирана [244], мир с Табарсараном и Филаном и покорение всего побережья (Каспийского моря?) от Армении до Табаристана [245].

Поскольку Мерван находился в Закавказье до 126 г. х. (743/744 гг.), можно полагать, что все эти годы ему пришлось заниматься подавлением восстаний в Дагестане, Восточном Закавказье и областях Южного Прикаспия. В это время халифы воевали с Византией [246], а на востоке, в Хорасане, вызрело и началось Аббасидское движение [247]. В 126 г. х. халиф Залид II был убит, после чего Мерван активно вмешася в борьбу а власть и, победив, стал последним халифом динасии Омейадов(744-750 гг.). Но было уже поздно: сторонники дяди пророка [248] подняли весь восток и в конце концов Мерван потепел поражеме и был убит [249].

Любопытно, что источнки ничего не говорят о хазарах в это смутное для Халифата время. Может бьпь, Аббасиды через Среднюю Азию завязали с ними сношения? Ити хазары были настолько ослаблены войной 737 г.и своими внутренними делами, что просто не могли использовать трудности сюих исконных врагов-арабов? Не исключено, что хазары, не в силах вмешаться в события, с злорадством наблюдали, как потомки дяди пророка резали представителей старшей веви курейшитов [250]. Догадки могут быть разные, но фактов они неваменят.

Некоторый свет на собьтия в Закавказье в эту пору проливают армянские источники.

Левонд, который очень восхищался Мерваном и его политикой, упоминает, что после отъезда Мервана в Дамаск в Армении начались волнения. Ишхан Армении Ашот Багратуни, союзник и сподвижник Мервана, встретил сильную оппозицию, возглавленную Григором и Давидом Мамиконянами. Омейады поддерживали род Багратидов [251], но некоторые представители этого рода были настроены против Ашота [252]. В Армении наалось антиарабское движение [253], связанное с Виэнтиеи [254], по существу помогавшее низвергнуть Омейадов.

Первый аббасидский хлиф ал-Саффах (750-754 гг.), хорошо понимая политическую и тратегическуо роль Закавказья, в первый же год правления назачил наместником Джазиры, Армении и Азербайджана своего брата Абу Джаффара [255], будущего халифа ал-Мансура (754-755 гг). Одной из первых акций Абу Джаффара стало завоевание Баб ал-алан (Дарьяла), где был поставлен гарнизон из особо преданных воинов. Затем полководец Абу Джаффара Йазид ас-Сулами покорил санарийцев (цанар), обитавших в районе Дарьяла [256]. Занятие Дарьяла арабами определенно было связано с опасениями, что хазары могут прийти на помощь византийцам, действовавшим в 50-е годы в Западной Армении [257].

Мы привыкли к тому, что Русь мало контактировала с арабским миром. Не воевала с армиями халифатов, когда те вторглись в Европу и наоборот, не участвовала в Крестовых походах, а первые контакты пришлись лишь на времена расцвета Османской империи.
Однако, это не совсем так!
Славяне были широко представлены в странах, где царствует учение Пророка, с самых ранних времен.

Из многочисленных арабских хроник, а также скудных европейских заметок, отечественный исследователь с удивлением узнает, что арабы прекрасно были осведомлены о славянском мире, более того, славяне были замечены среди населения стран входящих в зону влияния исламской цивилизации.

Термин ас-сакалиба, ар-сакалиба или просто сакалиба, в исламском мире означал многочисленные контингенты выходцев из Восточной Европы.
Обычно это были рабы, евнухи, военные группы, в более поздние времена еще и дезертиры византийской армии, перешедшие на сторону мусульман, по соображением как симпатии к пророку Мухаммеду, так и по более лояльному законодательству у турок в плане налогов и повинностей и очевидному упадку Византии.

Впервые термин зафиксирован у придворного поэта ал-Ахталя ( 640-710 гг.) в поэме, написанной в конце VII века, где упоминаются "златокудрые сакалибы", в связи с войнами с Византией.

Поэтому, в широком смысле, сакалиба это и славяне, и тюрки, и угры – все те, кто живет на севере и имеет светлые волосы, но при этом не является скандинавом, которых ибн Фадлан четко отличает от сакалиба и именует ар-руси.
Отечественные исследователи не склонны видеть славян,в сакалиба, настаивая на широкой трактовке понятия, международные же соглашаются с тем, что термин неоднозначен, но обычно речь идет, все-таки, о славянах, если в контексте не явно читаются иные народы.

Например, ал-Джахиз (около 767 — 864/65 или 868/69) в “Книге о животных” писал, что многие рабы-cакалиба “рассказывали ему, что в их стране змеи забираются на коров и сосут их молоко, отчего коровы слабеют или даже околевают. Этот мотив довольно популярен в славянских поверьях и сказаниях”.
В другом фрагменте своего сочинения ал-Джахиз отмечал, что “рабы-сакалиба хорошо играют на струнных инструментах, и это, естественно, наводит на мысль о славянских гуслях”

Это следы от масштабной работорговли в Европе того времени, когда христианский мир не мог торговать единоверцами, а единственными язычниками в Европе оставались славяне, балты и саксы, которые попадали в руки работорговцев, а те уже переправляли их в исламские страны, где был большой спрос на невольников.
По мере христианизации славян, упоминания ас-сакалиба постепенно и одновременно исчезают.

Славяне на службе халифата

В военном плане, арабы и славяне столкнулись в Византии, при Юстиниане Втором, который взяв большое войско славян, которые вероломно поселились в его империи, присоединил к ним свою конницу и под предводительством некоего славянина Небула, отправил на арабскую армию, которая вторглась с юга.
В битве у Севастополя (не в Крыму, а современная Турция) арабы были побеждены, но спустя несколько дней, Небул и 20 тысяч славян перешли на сторону мусульман, по сведениям современников, будучи подкупленными дорогими подарками, они атаковали ромеев и обратили их в бегство.
Это войско ас-сакалиба было поселено на землях нынешней Сирии и пользовалось уважением правителей, участвуя в походах, под знаменем Пророка, в Иран и на Кавказ.
А вот их соплеменникам, что остались верны клятве византийцам, повезло меньше, всех их Юстиниан либо убил, либо продал в рабство вместе с семьями.

Упадок Византии и возвышение арабского мира, приводили к миграции населения империи ближе к более сильным соперникам. Скоро в Вифинии образовалась целая колония славян, которые прибыли туда числом более 200 000 человек, спасаясь от междоусобицы в Болгарии, где они оказались меж двух огней враждующих булгар и ромеев.

Известны сакалиба в Северной Африке у Фатимидов, на Сицилии где они вместе с норманнами были заняты охраной правителей.

Особенно много славян было в Испании, где сначала появился пятитысячный гвардейский корпус ас-сакалиба в эмирате Кордовы, затем он разросся до 15 000 воинов, который уже принял ислам и они являлись отборными воинами эмира, наводящими ужас на противников.
Есть сведения о военачальниках Кордовы к именам которых присоединялось Ас-сакалиба, как метка происхождения из славян. Полководец Саклаб успешно воевал в Калабрии, а Наджа Ас-Сакалиб успешно отразил поход Леонского королевства на Кордову.

С 1031 года ас-сакалиба захватывают власть и возводят на престол собственные династии в Кордове, Валенсии, Альмерии и Мурсии и только век спустя, берберская династия Аль-Моравидов свергла сакалиба с трона и физически истребила их основные силы.
Славяне в Испании были неофитами, захватившими власть, но не имевшими сторонников или обширных ресурсов для пополнения сил, как берберы.

При этом, нужно понимать, что в конце периода в этноним ас-сакалаба в Испании включались уже и франки и остатки готов и прочие искатели приключений не арабского происхождения.

В Восточной Европе был известен только один случай прямого контакта арабов и славян, при походе арабского полководца Мервана

В 737 году арабы под предводительством Мервана совершили большой поход на север за Кавказские горы. Они прошли Дербентские ворота, разгромили хазар, взяли их столицу город Байду и, двигаясь дальше на север, достигли реки, названной Рекой сакалибов (Нахр ас-сакалиба), где взяли в плен двадцать тысяч семей этих самых ас-сакалибов.

Марван совершил набег на ас-сакалиба, которые были в стране хазар, взял в плен из их числа 20 000 семей и расселил их в Кахетии. Скоро славяне взбунтовались, они убили своего властителя и бежали, но арабы догнали и перебили

Но есть один нюанс: славяне никогда не жили на данной территории до периода казачества, поэтому Мерван мог взять в плен какие-то другие народы, хотя их арабы хорошо знали под своими именами (хазары,буртасы и пр.) и не могли назвать ас-сакалиба.
Этот момент до сих пор составляет полемику: дойти до Оки арабскому войску было бы сложно, а оснований предполагать славян в Хазарии довольно мало.
Вернувшись на родину Мерван расселил большие массивы славян в Сирии и Турции.

Арабские авторы сообщают и от смешении славян с тюрками-кочевниками Поволжья

И племя, которое объединилось вокруг него, он назвал кыргызами (хирхиз). Вскоре вести о его богатстве достигли ас-сакалиба, и многие пришли к нему от ас-сакалиба вместе со своими семьями и имуществом. Они смешались с теми, кто был там раньше, и образовали родственные связи, пока не стали одним народом.
Это причина, по которой свойства и характерные черты ас-сакалиба можно обнаружить среди кыргызов: красноватые волосы и белизну кожи

Основной специализацией сакалиба стало положение гулямов или мамлюков– полусвободных юношей занятых военным ремеслом.
Тюрки-гулямы составляли конницу исламских правителей, гулямы-славяне и кипчаки служили в качестве пехоты, наряду с берберами и африканцами. Со временем гулямы составляли многотысячные армии и сами могли ставить на престол правителей.
А самым известным среди них стал султан Бейбарс, мамлюк, родившийся в половецкой степи, плененный и проданный в рабство монголами, а спустя годы нанесший им ряд грандиозных поражений.

В более позднее время сакалиба пополняют гаремы султанов и эмиров в качестве наложниц и евнухов, становятся наемной охраной или в качестве янычар, а также выполняют функции придворных слуг.
Способствовало тому и возвышение рода Османов, под чьей властью под луну Ислама добровольно и принудительно перешли славяне Балкан: боснийцы, горанцы, косовары.
Кроме того, Крым долгое время был одним из мировых центров работорговли и та, хотя и уменьшилась в масштабах, но существовала до едва ли не Екатерининских времен, стабильно снабжая исламский мир человеческими ресурсами из Восточной Европы.
Последней известной ас-сакалиба стала жена султана Сулеймана Великолепного Хюррем.

Читайте также: