Апробация артефакт аспект доклад интерпретация научный отчет систематизация результатов

Обновлено: 08.07.2024

Заключительный этап исследования связан с систематизацией его результатов, их интерпретацией и изложением.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Системно представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т.е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не тривиального. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. Первоначальная интерпретация, как правило, связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов, а иногда и изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

В задачи интерпретации входят: выявление объективного значения полученных результатов для социально-педагогической теории и практики, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также смысла, т.е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

Необходимыми этапами созревания работы являются ее апробация и внедрение в педагогическую практику.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Результаты исследования должны быть оформлены соответствующим образом.

Основными видами изложения результатов исследования являются:

- статья – системное письменное изложение научных результатов;

- рецензия – критическое рассмотрение результатов исследования;

- монография, книга, брошюра – подробное изложение хода, результатов исследования, выводов, рекомендаций, библиографического списка литературы;

- методические рекомендации по практическому использованию результатов исследования;

- диссертация – научная работа, подготовленная для публичной защиты на соискание академической степени магистра или ученой степени кандидата или доктора наук.

По результатам исследования пишутся также учебники и учебные пособия.

Большие возможности для апробации полученных результатов исследования представляют научные практические и методические конференции, дискуссии, творческие диспуты и другие формы обсуждения проблемы исследования или смежных с ней тем. В ходе этих мероприятий демонстрируются, иллюстрируются, разъясняются материалы, раскрывающие суть предлагаемых новинок и показывающие их преимущества перед привычным, давно используемым. В результате исследователь обретает еще большую уверенность в силах, стремится активнее продолжать работу, внедрять научные результаты в жизнь.

Естественно, апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стимулирует доработку, более глубокое и аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства, помогает либо утвердиться в признании истинности защищаемых положений, либо скорректировать или пересмотреть их. В данном случае речь идет об итоговой апробации исследования, хотя вообще-то очень полезна, нередко просто необходима поэтапная апробация исходных положений, гипотез, методики исследования, его промежуточных результатов.

Обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разработанных положений и идей в социально-педагогическую практику. Это – завершающий этап исследования и его следует отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения. Первое – уточняет, развивает, совершенствует социально-педагогическую теорию и методику, второе – претворяет в жизнь уже проверенные, отработанные выводы и рекомендации.

Результаты научно-педагогического труда могут выполнять следующие функции:

– уточнять, конкретизировать отдельные, как правило, несущественные теоретические и практические положения;

– дополнять, расширять и углублять известные теоретические положения и практические рекомендации, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;

– преобразовывать социально-педагогическую действительность, то есть разрабатывать принципиально новые подходы, которых ранее в теории и практике не было, коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики.

Успех внедрения результатов исследования в практику определяется, прежде всего, готовностью к этому теоретических и методических положений, доведенных до уровня конкретных нормативов, правил, предписаний и рекомендаций. Решающую роль в целенаправленном внедрении выводов и положений исследования играет исходная теоретическая концепция. Если она достигла высокой степени общности, хорошо систематизирована, выражена в форме педагогических принципов, правил, требований, отработана методика ее претворения в жизнь и определены условия успешности, то можно считать, что теоретическая основа исследования вполне готова для внедрения в практику. Методические рекомендации воплощаются в социально-педагогическую практику обычно путем разработки учебных, учебно-методических и методических пособий, методик социального воспитания.

Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

Процесс внедрения результатов исследования в практику можно раз­делить на следующие этапы:

– ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования;

– формирование положительного отношения, интереса к ним;

– практическое обучение педагогов умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике социального воспитания;

– предъявление этим лицам требований об активном внедрении результатов исследования в социально-педагогический процесс и контроль за выполнением этих требований.

Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследования и организацию их внедрения в массовую практику.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА ИНТЕПРЕТАЦИЯ, АПРОБАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………… 5

1.1. Интерпретация результатов исследования ……………………………… 5

1.2. Апробация работы ………………………………………………………… 6

1.3 Оформление результатов поиска………………………………………….. 7

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ…………………………………………….. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 15

На современном этапе развития общества стремительно возрастает объем научной информации, что создает затруднения для формирования человека, способному к активному творческому овладению знаниями, умеющего быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, прогнозировать развитие событий.

Необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода учащихся к жизни, в настоящее время, становится учебно-исследовательская деятельность учащихся. Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний.

Исследования в области педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека.

В практике исследовательской работы вычленяют несколько крупных этапов. Первый этап включает в себя выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Разработка методики обязательна, так как она дает ответ, каким образом требуется реализовать возможности различных методов для достижения поставленной научной цели.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Системно представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Практика, как известно, критерий истинны, поэтому, обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это завершающий этап исследования и его следует отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения.

Результаты труда могут выполнять следующие функции:

– уточнять, конкретизировать отдельные, как правило, несущественные теоретические и практические положения;

– дополнять, расширять и углублять известные теоретические положения и практические рекомендации, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;

– преобразовывать психолого-педагогическую действительность, то есть разрабатывать принципиально новые подходы, которых ранее в теории и практике не было, коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики.

Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

Обратимся теперь к наиболее общим положениям и рекомендациям, относящимся к завершающей стадии исследовательской работы — к истолкованию, интерпретации, апробации, литературному оформлению результатов исследования. Рассмотрим виды и способы апробации, соотношение логики исследования и логики изложения, виды (жанры) изложения, некоторые вопросы стиля изложения результатов исследовательского поиска.

ГЛАВА ИНТЕПРЕТАЦИЯ, АПРОБАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Интерпретация результатов исследования

Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением научных результатов.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования или его, так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, раскрывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы. [14, с. 36].

Интерпретация в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение; в искусстве – творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам.

В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, то есть значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

1.2. Апробация работы

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации), неофициальная апробация – беседы, споры со специалистами и коллегами. Для апробации должен быть представлен хотя бы в первом варианте текст доклада, отчета, проекта, диссертации и т.д.

Апробация включает: осмысление и учет возникающих вопросов; позитивных и негативных оценок; возражений и советов.

Она стимулирует: доработку, более глубокое и аргументированное обоснование, пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства; помогает либо утвердиться в признании истинности защищаемых положений; либо скорректировать или пересмотреть их.

Следует очень внимательно и благожелательно принимать все оценки, советы, рекомендации и соратников, и оппонентов, в том числе и критические. Однако реализовать следует те из них, которые помогают углубить исследование, повысить его корректность и доказательность, которые не противоречат принятой концепции и не сделают работу эклектичной. Желание же угодить всем, отреагировать на каждое замечание может значительно ухудшить или даже разрушить изложение результатов.

1.3. Оформление результатов поиска

Как указывают авторы [2, с. 167], второе рождение научного результата связано с таким его изложением, которое позволяет правильно оценить, вскрыть значение и перспективы его использования на практике. В числе требований к содержанию описания полученных научных результатов принято выделять следующее:

1) концептуальную направленность, определяемую системой исходных положений и ведущих идей, которые могут служить основой объяснения и преобразования действительности;

2) сущностный анализ и обобщение призванные обеспечить глубокое изучение научных факторов с тем, чтобы не остаться на поверхности явлений, не ограничиваться простой констатацией, приходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития объекта исследования;

3) аспектную определенность, предполагающую рассмотрение проблемы, изложение теоретических и экспериментальных результатов с определенной точки зрения;

4) сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным, обусловленное природой воспитания, сочетающего процессы социализации и индивидуализации;

5) четкое выделение нового знания, найденного в исследовательском поиске и авторской позиции, где под новым знанием можно понимать не только действительно оригинальные результаты, но и формы, организационные структуры, способы адаптации известных подходов к специфическим условиям или модернизированные методики;

6) сочетание однозначности и вариативности ведущих концептуальных положений;

7) конструктивность рекомендаций, которые являются результатом научной работы;

8) определенность и однозначность понятийно-терминологического аппарата.

Для обеспечения выполнения последнего требования можно рекомендовать общие логические правила научного изложения:

1. основные понятия и утверждения должны быть явно определены независимо от значения их читателем, собеседником или оппонентом;

2. при оценке истинности суждений следует пользоваться только определениями, которые дал тот, кто их предложил, не подменять их своими представлениями;

3. явное определение не принимается, если оно не согласуется с контекстом;

4. выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

По мнению В.И. Загвязинского и Р.Атаханова, не всегда удается достичь высокого уровня изложения путем простого последовательного описания хода работы и ее результатов. Возможны три основных методических варианта изложения: [2, с. 171]

1. воспроизведение основных этапов логики проведенного поиска;

2. воспроизведение генезиса (истории происхождения) объекта исследования;

3. теоретическое воссоздание объекта и предмета исследования.

В первом варианте изложение воспроизводит логику исследования, но без деталей, высвечивая все самое существенное для понимания особенностей процесса поиска и его результатов.

Изложение может начинаться и с исходных положений, с воспроизведения истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов (второй вариант). Третий вариант предполагает использование теоретического исходного положения, вокруг которого выстраивается вся система изложения.

Итак, мы можем отметить, что любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей: введение, теоретическое обоснование, описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и библиографию. Нередко справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска. Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография (список литературы) содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых последовательно по алфавиту. Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся в соответствии с ГОСТом.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать тему. Те же требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы.

Заключительный этап исследования связан с систематизацией резуль-татов, их интерпретацией и изложением. Таким образом, завершающая стадия исследовательской работы включает в себя истолкование, апробацию, оформление результатов исследования.

Интерпретация результатов исследования

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования или его так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, раскрывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке — толкование, раскрытие смысла, разъяснение; в искусстве — творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, нетривиального. Процедура интерпретации, кроме того, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам.

В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

Апробация работы

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации).

Существует и играет немаловажную роль и неофициальная апробация: беседы, споры со специалистами и коллегами.

Апробация приводит исследователя к дальнейшему осмыслению и учету возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Положительные оценки приносят удовлетворение, придают уверенность, помогают раскрыть перспективы дальнейших поисков. Среди вопросов можно выделить уточняющие, дополняющие, корректирующие и проблемные.

Уточняющие вопросы связанны с непониманием, неполным или неверным пониманием изложенного. Они побуждают к уточнению, поиску более четких формулировок, доработке стиля, т. е. помогают сделать изложение более конкретным и убедительным.

Вопросы дополняющие представляют запрос на дополнительную информацию об источниках и перспективах развития, фактах, причинах, следствиях и т.д. Они побуждают исследователя ввести в оборот новые факты, дать дополнительные оценки и прогнозы. Такие вопросы расширяют диапазон оценок и подходов.

Вопросы корректирующие побуждают к уточнению, усиливают аргументацию, устраняют двусмысленность.

Проблемные вопросы вскрывают проблемы, нацеливают на более глубокую интерпретацию, выводят на новые проблемы и задачи.

Структура и содержание изложения результатов работы

Основные требования к оформлению научно-исследовательских работ и конструкторской документации содержат ГОСТ 7.32–2001, а также ГОСТ 2.105-95.

Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную с библиографией.

Вводная часть содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Основная часть состоит из следующих разделов. Сначала, теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций, составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). Там же излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, анализ и обобщение.

Заключительная часть содержит выводы, в ней формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных рукописных источников, материалов на электронных носителяx, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников.

Большинство учебно-научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников.

Некоторые работы имеют седьмой элемент – приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.

Титульный лист – это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.

К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. Далее указываются полностью фамилия, имя и отчество автора.

В средней части титульного листа пишется заглавие работы.

В подзаголовочных данных указывается вид работы (курсовая или дипломная работа, магистерская диссертация).

Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся ученая степень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя.

В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы.

В некоторых учебных заведениях установлены другие формы титульного листа, например, предлагают сведения об авторе помещать после заглавия и подзаголовка, а последний – впереди заглавия.

Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно может быть в начале либо в конце работы. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования. В диссертационных исследованиях, кроме того, указывают объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту, теоретическую и практическую ценность полученных результатов и сведения об их апробации.

Обычно объем введения не превышает 5 – 7% объема основного текста.

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы.

Первый параграф нередко посвящен истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрываются основные ее аспекты. В них рассматриваются расчетные зависимости, излагаются теоретические положения, дается анализ методик, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты экспериментов, обобщения фактического материала и т.д. Некоторые научные руководители рекомендуют в конце каждой главы делать краткие выводы, но если они будут отражены в заключении, то повторяться не следует.

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих учебно-научных работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации. Объем заключения не должен превышать 5÷7% объема основного текста.

В список литературы (библиографический список) включаются только те литературные источники, которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта.

В приложения включаются извлечения из отдельных нормативно-технических актов, справочные данные, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы и увеличивают ее объем. При подсчете объема научной работы приложения не учитываются.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развернутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но даже если этого не делается, то для того, чтобы изложение было последовательным и логичным, намечаются рабочий план изложения каждого фрагмента или раздела и те вопросы, на которые нужно получить обоснованный ответ. В конце каждого раздела дается краткое резюме или выводы, а приводимые в заключении общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам (разделам), а давать новый уровень обобщения и конкретизации. То есть, текст должен быть разбит по соответствующим рубрикам.

Рубрикация – это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются.

В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу связаны между собой и расположены в логической последовательности.

При делении текста на главы и параграфы используются логические правила деления понятий. Под делением понятия понимается мыслительный процесс раскрытия объема понятия посредством выделения в нем видовых понятий. Операция деления должна производиться по следующим правилам:

3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое.

Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов – прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов – арабскими цифрами. Наиболее распространена в научных работах пораздельная нумерация.

В последнее время в научных текстах появилась индексационная нумерация.

1. Формы государственного правления.

1.1.1. Абсолютная монархия.

1.1.2. Ограниченная монархия.

1.2.1. Парламентская республика.

1.2.2. Президентская республика.

Рубрикация текста зачастую связана с построением перечней. Перечни бывают внутриабзацными и с элементами-абзацами.

Внутриабзацные перечни применяют: а) когда элементы перечня состоят из одного или нескольких слов и не требуется их подчеркнуто выделить; б) когда к работе предъявляются требования особой компактности. Они могут быть с простыми и расширенными элементами. Между простыми элементами внутриабзацного перечня обычно ставят запятую.

Существуют три вида средств измерений: 1) меры, 2) измерительные приборы, 3) измерительные установки.

Существуют три вида средств измерений: а) меры, б) измерительные приборы, в) измерительные установки.

Между расширенными элементами внутриабзацного перечня со своими знаками препинания ставят точку с запятой или точку.

Существуют три вида средств измерений: а) меры, простейшие средства измерений; б) измерительные приборы, средства измерений, оборудованные шкалой; в) измерительные установки, комплексы различных измерительных приборов.

В тех случаях, когда элементы перечня сложны, состоят из законченных фраз и (или) требуется их подчеркнуто выделить, составляют перечни с элементами-абзацами.

Между абзацами, являющимися элементами перечня, ставят:

1) точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены цифровым номером или строчной буквой с закрывающейся скобкой;

2) точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены цифрой или прописной буквой с точкой, цифрой или строчной буквой с закрывающейся скобкой.

При этом после предшествующего перечню текста ставят следующие знаки препинания: 1) двоеточие, если в этом тексте содержится слово (словосочетание), указывающее на то, что дальше последует перечень;

2) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим текстом ослаблена.

Эксперименты бывают следующих видов:

1. По месту проведения: а) лабораторные; б) натурные; в) производственные; г) полевые и т.д.

2. По структуре изучаемых объектов и явлений: а) простые; б) сложные.

Предложение без обобщающего слова или словосочетания не рекомендуется обрывать на предлогах или союзах (на, из, что, как и т.д.).

Измерения делятся на: 1) прямые, 2) косвенные.

Измерения делятся: 1) на прямые, 2) косвенные.

Заголовки глав и параграфов, а также подзаголовки должны быть по возможности краткими. Они должны содержать ключевые слова, отражающие объект или предмет исследования. Чтобы избежать длинных заголовков, вводят уточняющие слова или подзаголовки, например:

Подъемно-транспортные машины: устройство и принцип действия.

Подъемно-транспортные машины (виды, назначение, устройство).

Заголовки должны точно отражать содержание глав и параграфов, не сокращая и не расширяя объем содержащейся в них информации.

В нынешнее время наука является сферой деятельности каждого человека, функцией науки можно считать выработку и систематизацию знаний о существующей реальности.

В ходе обучения в университете человек не только получает самый главный опыт в своей жизни, но также постигает теоретические знания и опыт апробаций разнообразной степени.

Также приобретает навыки написания и подготовки рефератов, статей, докладов, курсовых и выпускной квалифицированной работы. Знания и опыт, полученные в этот период времени, используются в последующей научной деятельности.

Апробация результатов исследования: понятие

Что такое апробация

Апробация является разделом каждой диссертации

В современных научных сообществах термин апробация означает критическую оценку с точки зрения научного общества исследователей.

При этом оцениваются не только законченные, оформленные исследовательские работы, но и промежуточная результативность деятельности.

Апробация результатов исследования побуждает человека к переосмыслению научной работы, к более подробному анализу и переработке.

А также оказывает помощь в подтверждении необходимости или осмысления пересмотра положений научной работы.

Научную работу любого вида необходимо начинать с апробации результатов исследования, это делается с целью получения независимых оценок уровней исследования и практических советов.

Апробация проводится в разных формах:

Формы апробации

Существует несколько форм апробации

Главная функция апробации исследования – улучшение уровня квалификации исследователей.

Формы апробации результатов научного исследования

Самыми распространенными вариантами доведения до научного сообщества материалов исследовательской работы является:

Важную роль также играет неофициальная апробация, то есть беседы, дискуссии.

Впоследствии полученный опыт поможет уверенно провести защиту последующих научно-исследовательских работ.

После результатов апробации исследования соискатель может переосмыслить и учесть возникшие вопросы, плюсы и минусы работы, а также получить необходимые рекомендации.

По окончанию апробации результатов научного исследования научный деятель имеет возможность приступить к библиографическому оформлению и публикации результатов.

Результаты оформляются в таких видах:

    . В данном виде освещается значимость темы в области теории и практики, происходит анализ существующих публикаций по той или иной теме, приводится оценка и заключение по обработанной научной информации. Цель реферата – показать знания исследователя, его навыки самостоятельного анализа, а также упорядочить, классифицировать и обобщить научную информацию. Зачастую рефераты не подлежать публикации;
  • Научная статья. В отличие от рефератов статьи публикуются в научно-исследовательских пособиях и сборниках. Размер статьи составляет от пяти до пятнадцати печатных страниц. Материал, который содержится в статье, должен быть систематизированным и соответствовать логической последовательности. Разделы, присутствующие и освещаемые в работе, как правило, связаны между собой. Особенное внимание уделяется определенному стилю написания исследовательской работы. Важнейшее место занимает заключение, выводы и рекомендации, присутствующие в конце работы, поэтому данная часть статьи должна быть краткой, лаконичной и выявлять главенствующие стороны результатов научного исследования;
  • Научно-исследовательская отчетная документация. Отчет в краткой форме отражает основное содержание темы. Все содержимое отчета: иллюстрации, таблицы, методы исследования, суть работы, выводы и сфера применения результатов должно быть представлено в виде сжатого, но информативного текста.Требования, предъявляемые к научному отчету:

Требования к отчету

Научный отчет должен быть логичным и лаконичным

Именно на базе советов исследователь доделывает свой материал, а также пересматривает положения своей работы.

Апробация и внедрение на практике результатов исследования

Практическая деятельность является критерием истинности, именно поэтому обязательным компонентом любой научно-исследовательской проблемы считается внедрение ранее разработанных идей в практическую сферу.

Внедрение результатов исследования является заключительным и наиболее ответственным этапом любой научно-исследовательской работы.

Именно благодаря данному этапу все теоретические наблюдения могут проверяться на практике.

В ходе внедрения результатов исследования может уточняться их результативность, эффективность, а также происходит выявление вопросов, которые требуют дополнительного, то есть детального исследования.

Этот завершающий этап исследования нужно разграничивать от внедрения результатов работы после её окончания, так как первое может улучшать, развивать теорию, а второе воплощает в жизнь доказанные, аргументированные выводы и советы.

Результаты работы

С помощью практики подтверждается истинность каждого исследования

Результаты любой научно-исследовательской работы должны выполнять такие функции:

  1. Уточнение, анализ отдельных, зачастую маловажных практических и теоретических положений.
  2. Дополнение, расширение и углубление теоретических положений, а также практические советы, тем самым данная функция позволяет открыть новые стороны проблемы, которые не были известны.
  3. Преобразование научной действительности, то есть разработка новых методов, не применяемых в теории и на практике и которые значительно отличаются от классических научных представлений.

Успешность внедрения результатов исследования определяется готовностью не только теоретических, но и методических положений, которые доведены до степени определенных правил и рекомендаций.

Основополагающую роль в направленном внедрении результатов выполняет правильная теоретическая концепция.

В том случае, если она достигает высокой степени общности, а также является хорошо систематизированной, эффективной и отработанной в области методики, можно считать, что основа теории исследования готова к внедрению на практике.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований внедряются путем освещения их в форме монографий, научных докладов и специализированных статей, которые впоследствии могут быть использованы в проектах и последующих научных работах.

Также огромное значение имеет разработка методических работ по проведению опытно-исследовательских работ, публикация докладов по нынешнему состоянию той или иной области научного знания.

Воплощение в практику методических рекомендаций происходит путем разработки различных учебных пособий и методик.

Пример апробации результатов исследования

Апробация научно-исследовательской работы. Основополагающие положения, концепции и результаты исследования отразились и получили апробацию в таких формах:

  1. Опубликованы и изданы четыре печатных научных статьи.
  2. Три работы опубликовались в научно-исследовательских журналах.

Внедрение результатов научного исследования. Материалы, выводы и рекомендации диссертации были использованы автором в рабочей деятельности во время проведения различного рода семинаров, лекций и практических занятий для студентов факультета психологии.

Выводы

Апробация результатов исследования – важный и неотъемлемый этап написания научно-исследовательских работ, поэтому игнорировать этот этап нецелесообразно.

Важно запомнить, что необходимо внимательно и разумно принимать все советы и рекомендации, как положительные, так и отрицательные, но реализовывать необходимо те, которые могут помочь расширить и улучшить тему исследования.

Также апробация результатов исследования способствует развитию навыков выступления перед аудиторией и формированию научного потенциала исследователя.

В этом видео вы узнаете, как стать участником апробации электронных форм учебников:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: