Ансамбль народного танца игоря моисеева доклад

Обновлено: 05.07.2024

Народный танец – особый вид искусства. Народное творчество является родоначальником всех современных направлений и течений музыки и хореографии. Танец – лучшее отображение народной души, здесь нет места фальши – в стилистике танца и музыкальном рисунке ярко и объемно проявляются этнические и национальные особенности.

В 1937 году в России был создан первый профессиональный народный ансамбль. Главным подвижником и руководителем стал Игорь Моисеев – сейчас обладатель всех возможных наград и регалий, а тогда заведующий хореографией Театра народного танца. Дворянин по происхождению, Игорь Александрович был танцором балета, потом работал балетмейстером в Большом театре, имел прекрасное хореографическое образование. Новый ансамбль он видел, как собрание единомышленников, влюбленных в этнический танец.

Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева появился на свет в начале февраля 1937 года. Тогда тридцать танцоров собрались в Московском Доме хореографа в Леонтьевском переулке и с интересом слушали вступительное слово будущего руководителя.

Задачи, которые Моисеев поставил перед коллективом, были неожиданно необычными. Мастер хотел, чтобы постановки были максимально приближенными к действительности, поэтому труппе пришлось много ездить по стране, собирая фольклорные элементы и наблюдая народный танец в оригинальном исполнении.



С 1940 года Моисеев ставит европейские танцы, при этом ни разу не выехав за границу, не видя оригинальных композиций, ансамбль делает постановки с уникальной точностью образов и движений. Подопечным Моисеева удалось раньше всех советских хореографических ансамблей начать гастролировать за рубежом.

Ансамблю народного танца Игоря Моисеева рукоплескали Франция, Великобритания и США, его ансамбль собирал аншлаги в Ла Скала и выходил на бис в Гранд Опера.

За годы работы было поставлено более 300 народных композиций, ансамбль объездил с гастролями почти все страны мира, собрал все возможные государственные награды, в том числе и от иностранных государств. Игорь Александрович до последнего дня не оставлял работу в ансамбле.

Великий хореограф сумел превратить народный танец в искусство, а концертные номера – в театральные постановки, где в каждом движении, в каждой сюжетной линии и колоритной детали чувствуется огромная любовь к национальным традициям, этническим образам и истории танца.


Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева организован в 1937 году. День рождения коллектива – 10 февраля, день первой репетиции в Доме учителя, в Леонтьевском переулке, 4. С 1940 года репетиционная база труппы находится в Концертном зале им. П.И.Чайковского.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Главными художественными принципами развития ансамбля являются преемственность и творческое осмысление традиций и новаторства. За многолетнюю, богатую историю существования коллектива, благодаря беспрестанным усилиям Игоря Моисеева и его артистов, сохранено и творчески осмыслено фольклорное танцевальное творчество нашей страны и народов всего мира.


Главная задача, которую Игорь Моисеев поставил перед артистами первой труппы, - творческая обработка бытующих в то время образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране. В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь, благодаря чему сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Сегодня творческое освоение фольклора происходит во время зарубежных гастролей.

С 1938 года и по сей день ансамбль беспрерывно гастролирует по России и за рубежом. За рекордное количество гастролей ансамбль занесен в российскую Книгу рекордов Гиннеса. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945) ансамбль Игоря Моисеева является негласным Российским послом мира.

В 1958 году ансамбль также первым из советских коллективов выехал на гастроли в США, что положило начало культурным связям между СССР и США.

В 1989 году сразу после гастролей ансамбля в Израиль между Россией и Израилем были установлены дипломатические отношения.

В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив удостоен звания академического.

К 50-летию со дня образования ансамбль награжден Орденом дружбы народов (1987).


Сегодня Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева продолжает развивать и обогащать творческий метод интерпретации фольклора, пропагандируя его приемы и принципы в своих выступлениях на лучших сценах всего мира.

Моисеев первый обратился к музыке композиторов классиков, таких как

Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, М. Глинка, М. Мусоргский.


Благодаря высокой исполнительской культуре, ансамбль по сути является Театром народного танца. В его репертуаре несколько ярких одноактных спектаклей, поставленных Игорем Моисеевым с привлечением всех средств и приемов мировой хореографической и театральной культуры.

>Труппа ансамбля состоит из высокопрофессиональных универсальных танцовщиков-актеров, способных на высоком исполнительском уровне воплотить сложные хореографические задачи, обладающих умением перевоплощения, владеющих искусством танца в образе и национальном характере.

Танец - искусство выражения эмоций и чувств в пластике, в ритме движений. Танец - древнее искусство, зародившееся во времена первобытного строя, когда человек стоял на пороге своего эволюционного движения вперед. Человек эволюционировал, осваивая все более обширные территории, которые, несомненно, накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность человека. Со временем искусство танца стало приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории. Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем, с его основными направлениями, которые были выделены в отдельные виды: Народный танец - у каждого народа он свой особенный, неповторимый. Язык народа так же неповторим, как и его танец. Именно народные танцы дали развитие всем видам хореографического искусства. Выдающийся хореограф Игорь Александрович Моисеев является первооткрывателем в искусстве. Он создал новый жанр сценической хореографии - яркий, самобытный Театр народного танца. В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом.

Цель: изучить творчество государственного академического ансамбля народного танца им. И. А. Моисеева и рассмотреть вклад И.А. Моисеева в развитие народного танца

-изучить историю создания государственного академического ансамбля народного танца им. И. А. Моисеева;

-описать биографию И.А. Моисеева и творческие награды балетмейстера

-рассмотреть репертуар ансамбля;

-проанализировать отличительные черты творческого подчерка ансамбля.

1. История создания ансамбля

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева— первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

2. Школа-студия при ГААНТ им. И.А. Моисеева

Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева была образована в сентябре 1943 года для подготовки артистов народно-сценического для профессиональных коллективов.

Цель- воспитать навыки сценической культуры и понимание стиля ГААНТ, обучить основам его репертуара, подготовить молодежь к бесперебойной работе в коллективе. Во вспомогательный состав ансамбля И.А. Моисеев пригласил на работу замечательных педагогов- А. В. Жукова, В.С. Хомякова, С.С. Холфину, отличающиеся невероятной добротой души, А.П. Ситникову, которые преподавали классический танец, Т.С. Ткаченко и О.С. Монякину, которые преподавали характерный танец. В. Ю. Недзедский преподавал актерское мастерство, В.Е. Яновская преподавала ритмику, И.П. Булавина- преподавала акробатику, А.Н. Исламова - среднеазиатские танцы. Ассистенты- репетиторы ансамбля разучивали с ребятами репертуар ансамбля- то есть то, что сегодня в учебном процессе Школа-студии называется профессиональной практикой.

Долгие годы в Школе-студии преподавал блистательный солист и один из первых красавцев ГААНТа Б.И. Ромазин. Музыкальные дисциплины( баян, балалайка, домбру), как правило, преподавали ведущие музыканты оркестра, фортепиано- также концертмейстеры ГААНТа. В 1947 году состоялся первый выпуск- четырнадцать человек. На выпускном концерте ребята показали большой репертуар, отражение направления творчества ансамбля.

В 1994 году танцевальная школа отметила свой золотой юбилей, дав в этом юбилейном наборе ансамблю из 40 выпускников- 23 молодых артистов. Сегодня Школа-студия уже осуществила 17 выпусков, подготовила более семисот танцовщиков, в 2008году ей исполнилось 65 лет. После смерти И.А. Моисеева она стала носить имя Мастера. Принцип формирования учебного плана у Школы-студии уникален. Цикл практических-специальных дисциплин, которые возможны назвать главными, условно делится на три больших блока- классика, народно-сценический танец и профессиональная практика-репертуар ансамбля. Следовательно, народно-сценический танец – это две трети учебного процесса. И. Моисеев всегда понимал, что «классическая школа- как гамма для пианиста. Она создает для танцовщика некий трамплин мастерства, с которого он может овладеть и техникой классического танца, и новыми выразительными средствами. А. Волынский писал о том, что экзерсис заключает в себе весь фонд балетного искусства, к которому постоянно возвращается артист как к энциклопедии.

Благодаря его техники тело превращается в настоящий свиток идей и чувств. Это единственно возможная схема отражения мира, где форма танца осознана как тайнопись духа. Экзерсис – это развитие, волны усложнения и разрядки. Шаманство экзерсиса в увеличении и накоплении деталей для постижения создания целого, которого понимается через элементы танца. Главная задача учебного процесса- воспитать яркие индивидуальности танцовщиков, которых отличает высокий профессионализм, техническая виртуозность, невероятный артистизм и которые способны создавать сложные художественные образы. Уметь увидеть эту индивидуальность и воспитать из материала, который порой представляется очень скромным и совсем не ярким. В этом главная цель моисеевской танцевальной школы.

3. Биография Игоря Александровича Моисеева

Жизнь и судьба Игоря Моисеева- исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели- сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры. Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн.

Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И. затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.

В 1924-1929 годы Игорь Моисеев- солист балета Государственного Академического Большого театра. В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года.

В 1927 году в Большом театре Моисеев поставил балет "Красный мак", в 1932 году - оперу "Саламбо" по роману Флобера, в 1935-м - балет "Три толстяка" по сказке Олеши. Вместе с тем он искал постоянную работу и увлеченно изучал народные танцы - объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора.

Во время войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. Моисеев поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота, а также "Большую флотскую сюиту" и "Русскую сюиту", которые до сих пор держатся в репертуаре ансамбля. На концертах ансамбль собрал около полутора миллионов рублей. На эти деньги построили танк - "ГАНТ СССР" (Государственный ансамбль народного танца СССР). В 1943 году по возвращении в Москву Моисееву разрешили создать первую в стране профессиональную школу народного танца. С тех пор ее выпускники пополняют не только труппу самого ансамбля, но и все ведущие коллективы России.

4. Репертуар ансамбля

ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА

Полянка Времена года. Сюита

1. Лето 2. Зимушка Вензеля

Шестера. Уральский танец Задиристые частушки Русский перепляс Метелица (Снегурочка)

Юрочка (Деревенский Дон Жуан)

1.Выход девушек (Девичья печаль)

3. Гадание (Сцена с венками)

4. Большой танец

8. Встреча и величание

Жок улмаре (большой жок). Сюита

1.Хора (Танец девушек)

Ла спалат (Прачка)

Сфределуш (сельскохозяйственный танец)

Хитрый Макану. Сюита

Объяснение в любви

5.Сырба (очень быстрый танец)

Кыз кумай (Догони девушку)

Танец киргизских девушек

Уйгурский танец "Сафаили"

(национальный погремушечный инструмент)

Мужской воинственный танец с кинжалом

Танец с дойрой (восточное название бубна)"

Танец монгольских борцов

1. Цаган-убкин(Седой старик)

4.Старик и ворон

5. Выход ацирей (воинствующих злых духов)

6. Истязание Цаган-убгуна

7.Битва Белого Батыря а ацирями

8. Выход джамцаранов

(чертей, принимающих обличие святых)

10. Финал. Гибель Цаган-убгуна

Танец казанских татар

Танец крымских татар

1. Чичирдык (Парящий орел)

2. Ишкымдык (Два всадника)

Аркан (мужской пастушеский танец)

Танец девушки и двух парней

Хоруми (аджарский танец)

Чабаны (Танец карабахских пастухов)

Десмолы (женский танец)

Газахи (мужской танец)

1. Керцы (мужской воинственный танец)

2. Крынги (женский трудовой танец)

4. Шейхана (женский свадебный танец)

Сюита из трех танцев

Сюита из пяти танцев

Эстонская полька через ножку

Эстонская сюита из трех танцев

Понтозоо ("Хлопушки"; танец точками

с отбивкой по сапогам)

Девичий танец с бутылками на голове

Танец со шпорами

(Сюита из пяти танцев)

Мушамауа (веселый массовый танец)

Танец с барабанами

Танец с лентами

Сан ча коу (На перекрестке). Большая пантомима

Нанайская народная игра "Фехтование на палках"

Борьба двух малышей (сценка)

Танец с бамбуком

Сертаки (мужской танец) музыка М. Теодоракиса

Мужской танец четверками

Общий финальный танец

Сицилианская тарантелла La karetta

музыка М.И. Глинки

Сербиянка (сербский танец)

Кукунешти (сербский мужской танец)

Македонский женский танец

Дзюрдевка (черногорский воинственный танец)

Селянчица (сербский танец)

ТАНЦЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Гаучо (Танец аргентинских пастухов),

Таверна (одноактная картина)

1. Танец официантов

2. Разговор гида с туристами

3. Танго трех пар

4.Танго четырех пар

5. Красотка и гангстер

6. Танго двух пар

7. Танго трех пар

8. Танго туристов

9. Сцена с бутылкой

11. Матросы и проститутка

2. Танец двоих кавалеров

3. Танец девушек La palona(Голубь)

ЦИКЛ "КАРТИНКИ ПРОШЛОГО"

Городская фабричная кадриль

Трепак Музыка П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик"

Сюита из старинных русских танцев

1. Выход девушек

3. Коробочка. Лирический танец

4. Травушка (Восемь девок один я)

1. Дореволюционная маевка

а) Вальс курсисток и студентов

в) Пьяная пляска

2. Победный Первомай

г) Хиу-вальс (эстонский)

е) Гопак-коло(по кругу)

л) Физкультурный вальс

м) Парад республик

1. Слепой музыкант

2. Уличная певица

3. Бродячий цирк

Ухажеры (Жанровая сценка городского быта)

Полька-красотка с фигурами и комплиментами

1. Разговор двух евреев

2. Предпраздничная сюита

3. Приход гостей

4. Выход семьи невесты

5. Выход семьи жениха

7. Величание жениха и невесты

8. Танец трех евреев

9. Второй танец трех евреев

10. Танец отца жениха и отца невесты

11. Танец двух гостей

12. Танец еврейских девушек

13. Мужской танец с бутылками

ЦИКЛ "СОВЕТСКИЕ КАРТИНКИ"

1. Тракторные частушки

2. Председатель колхоза и бухгалтер (Спор)

(пародия на приверженцев модных городских танцев)

Русская красноармейская пляска

5. Красноармейский пляс

Пятнадцать танцевальных фрагментов

2. Машинное отделение

3. Танец поваров

4. Танец моряков

Футбол (хореографическая сценка)

Музыка А. Цфасмана

музыка Иоганна Штрауса

Девушка и юноша

НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ

В двух картинах

Ярмарка музыка народная

1. Выход музыкантов и общий танец

3. Танец девушек

4. Выход парней и общий танец

11. Танец пьяниц

12. Пацюк и черт

Ночь на лысой горе

музыка М.П. Мусорского

2. Выход чертей и вельм

3. Выход Чернобога

6. Черти и ведьмы

8. Истязание Пацюка

10. Свидание на рассвете

11. Финальный гопак

музыка А.П. Бородина

ТАНЦЫ ИЗ БАЛЕТА "СПАРТАК"

Музыка А.И. Хачатуряна

Андобаты (Бой в слепых шлемах)

Ретиари и мермелон (Рыбак и рыбка)

Битва фракийцев и самнитов"

5. Отличительные черты творческого подчерка ансамбля

Еще одна важная заслуга Моисеева – создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты – высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым – широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе.

Прием plie – это пружина, а значит, энергия. Без plie не может быть ни движения, ни толчка для прыжка – какой тогда танец? На сцене plie дает движению необходимую широту, какой нет в народных танцах. Собственно, это основа нашей школы танца. Вы говорите трудно? Так я никого не держу. У нас вообще всё танцевать неудобно – слишком много сил надо тратить.

Моисеев не только великий хореограф, он еще и блестящий режиссер. Потому что в его танце каждое движение, каждый поворот головы что-то означает. У Моисеева нет абстрактных движений на сцене, он всегда создает образ, картину мира. Каждый артист, который выходит на сцену, не просто блестящий танцовщик, но еще и солист, и актер, а все мы вместе – единый ансамбль.

Таким образом, проанализировав творческий метод и особенности стиля танца Игоря Моисеева, можно сделать вывод: Моисеев создал собственную систему, переплавляя академизм балета и лихую народную пляску в единую танцевальную манеру. С помощью своего моисеевского метода возродил исчезающие народные танцы, дав им новую жизнь для нескольких поколений.

После ухода из жизни И. Моисеева его школа продолжает жить: танцевальные номера, которые он не успел доставить, создают юные молодые балетмейстеры, воспитанные на моисеевских традициях, на его исполнительской культуре.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — хореографический ансамбль народного танца, созданный в 1937 году хореографом и балетмейстером Игорем Александровичем Моисеевым. ГААНТ имени Моисеева — первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира, в том числе еврейских, мексиканских, греческих танцев, а также танцев народов СНГ.

Содержание

История коллектива

Для достижения максимальной выразительности и экспрессивности танцевального действа Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография и актерское мастерство. Помимо этого Моисеев взял за основу принцип равенства артистов ансамбля, в коллективе с самого начала не было солистов, ведущих танцоров и кордебалета — любой участник мог исполнять как главную, так и второстепенную роль в постановке [3] .

С начала Великой Отечественной войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии.

В 1955 ансамбль стал первым советским коллективом, выехавшим на зарубежные гастроли во Францию и Великобританию.



В 1958 году ансамбль также первым из советских коллективов выехал на гастроли в США [4] .

Несмотря на то, что в 2007 году ансамбль лишился своего руководителя и идейного вдохновителя, ГААНТ имени Моисеева продолжил выступать и гастролировать по всему миру [5] . За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, ансамбль награжден орденом Дружбы народов. ГААНТ является единственным в своём роде коллективом, выступавшем в Опере Гарнье (Париж) и Ла Скала (Милан). По числу гастролей он занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса как ансамбль, побывавший в более чем 60 странах. [1] .

За лучший спектакль 2011 года ансамбль был удостоен гран-при хореографической премии Anita Bucchi (Италия), а на премьерной программе 20 декабря 2011 года в рамках триумфальных парижских гастролей ЮНЕСКО наградила ансамбль Медалью пяти континентов [6] .

Оркестр

На сегодняшний день концерты ансамбля проходят в сопровождении малого симфонического оркестра в составе 35 человек. Оригинальные аранжировки народных мелодий в разные годы были созданы дирижёрами Евгением Авксентьевым, Сергеем Гальпериным, Николаем Некрасовым, Анатолием Гусем, музыкантом Владимиром Жмыховым.

Школа-студия

В 1988 году школа получила статус среднего специального учебного заведения.

Репертуар

Хореографические миниатюры

Танцевальные картины

  • Футбол (музыка А.Цфасмана)
  • Партизаны
  • Табакеряска (музыка Н.Римского-Корсакова)

Одноактные балеты

    (музыка А.Бородина)
  • На катке (музыка И.Штрауса) (музыка М.Мусоргского)
  • Испанская баллада (музыка Пабло ди Луна)
  • Вечер в таверне

Сюита русских танцев

  • Выход девушек
  • Коробочка
  • Травушка
  • Мужской пляс
  • Общий финал

Еврейская сюита

Сюита молдавских танцев

Сюита мексиканских танцев

Сюита греческих танцев

День на корабле — Флотская сюита

  • Аврал
  • Машинное отделение
  • Танец поваров
  • Танец моряков

Примечания

Литература

Ссылки

tanets _ Танец Театр Москва

  • Музыкальные коллективы по алфавиту
  • Танцевальные коллективы России
  • Появились в 1937 году
  • Балет

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева" в других словарях:

Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева был организован 10 февраля 1937 года. Тогда это был первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова — Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова Годы 1939 Страна … Википедия

Мицва (ансамбль) — Московская государственная академическая филармония Одна из крупнейших концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год в 9 концертных залах в Москве, а также в регионах России и за рубежом. На сцене Московской филармонии… … Википедия

Концертный зал имени П. И. Чайковского — Достопримечательность Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского … Википедия

Московская государственная академическая филармония — одна из крупнейших[источник не указан 645 дней] концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год в девяти концертных залах Москвы, а также в регионах России и за рубежом. На сцене Московской филармонии… … Википедия

Московская филармония — Московская государственная академическая филармония Одна из крупнейших концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год в 9 концертных залах в Москве, а также в регионах России и за рубежом. На сцене Московской филармонии… … Википедия

Моисеев, Игорь Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моисеев. Игорь Моисеев … Википедия

Читайте также: