Доклад по самообложению граждан

Обновлено: 08.07.2024

Между тем, у нас в районе не используется такой источник пополнения местного бюджета как средства самообложения.

Согласно части 1 ст. 56 Закона п од средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения (В опросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Закона)).

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Вопросы введения и использования указанных в части 1 ст.56 разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан). В каких случая проводится сход граждан, а в каких референдум отметим ниже.

В соответствии с ч.1 ст. 25 Закона в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Из части 2 ст. 25 Закона следует, что сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти в РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшей формой непосредственной демократии на местном уровне является местный референдум. Референдум определяется федеральным законодателем в числе приоритетных способов волеизъявления граждан, что означает решающее и определяющее значение решений, принятых на референдуме по сравнению с решениями, принятыми представительными органами.

Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование граждан по наиболее важным вопросам жизни общества и государства.

Местный референдум - это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного муниципального образования, проводимое по наиболее важным вопросам местного значения. К вопросам местного значения Закон относит все вопросы, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, закрепляя за каждым типом муниципального образования свой перечень предметов ведения (см. комментарий к ст. 14 , 15 , 16 ).

Если обратиться к правовой основе местного референдума, то в настоящее время ее составляют следующие нормативно-правовые акты:

2) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме РФ";

3) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ";

4) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ( ст. 22 );

5) Конституция Республики Татарстан;

6) Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004 г. N 23-ЗРТ
"О местном референдуме в Республике Татарстан" ;

7) местные нормативные акты (уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления о порядке проведения местного референдума).

в) представительному органу муниципального образования и главе местной администрации - совместно.

В том случае, если на территории муниципального образования отсутствует представительный орган, например, в муниципальных образованиях с численностью жителей не более 100 избирателей его функции как указывалось выше осуществляет сход граждан, местный референдум может назначаться главой муниципального образования или главой администрации.

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, местный референдум может назначаться судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора.

В процедуре местного референдума выделяют следующие стадии:

1) подготовка референдума, которая включает в себя:

- создание инициативной группы;

- выдвижение инициативы о проведении местного референдума;

- сбор подписей в поддержку инициативы;

- назначение местного референдума;

- информирование граждан о проведении местного референдума;

2) проведение референдума, а именно:

- организация местного референдума;

- подведение итогов местного референдума;

3) реализация решения, принятого на референдуме, включающая:

- исполнение решений, принятых на местном референдуме;

- установление ответственности за неисполнение решений местного референдума.

Начальный этап подготовительной стадии референдума - выдвижение инициативы, для чего должна быть образована инициативная группа по проведению референдума. В соответствии с законами субъекта РФ и уставом муниципального образования количественный состав инициативной группы устанавливается, как правило, не менее 10 человек.

Совместная инициатива представительного органа и главы местной администрации о проведении местного референдума оформляется правовыми актами представительного органа и главы местной администрации.

Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения референдума, поступают в представительный орган местного самоуправления, который в течение 30 дней принимает решение по данному вопросу. Представительный орган местного самоуправления по данному вопросу вправе принять одно из двух решений:

- назначить дату проведения местного референдума и принять меры по его обеспечению;

- отклонить требования о назначении местного референдума.

Решение об отказе в назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в случае нарушения инициативной группой действующего законодательства.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В местном референдуме имеют право принимать участие все граждане РФ, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом. В РФ активным избирательным правом (то есть правом избирать) пользуются граждане РФ, достигшие 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предоставил активное и пассивное избирательное право иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования. Таким образом, иностранные граждане могут участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. Обязательным требованием включения иностранных граждан в списки избирателей является наличие международного договора РФ и соответствующего ему федерального закона и закона субъекта РФ.

Закон устанавливает принципы проведения местного референдума, которые совпадают с принципами всеобщего избирательного права России, закрепленными в Конституции РФ. Граждане РФ участвуют в голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, вероисповедания, имущественного и должностного положения, места жительства, профессии, образования, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств имеют право голоса при проведении местного референдума.

Равное избирательное право предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты голосования: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях, то есть избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.

Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует на местном референдуме лично. Голосование за других лиц не допускается. Прямое избирательное право в данном случае обеспечивает высшую степень открытости и непосредственности выборов.

Голосование на референдуме является тайным. Заполнение бюллетеней производится в специальной кабине, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Волеизъявление граждан на референдуме является свободным. То есть каждый участник референдума голосует сообразно своему внутреннему убеждению. Какое-либо воздействие на свободное волеизъявление недопустимо.

Участие в референдуме является добровольным, т.е. только правом, а не обязанностью граждан. Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию или неучастию в референдуме, в РФ признаются незаконными.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Это общее правило вступления в силу правовых актов.

Местный референдум относится к формам непосредственной демократии обязательного характера, следовательно, решение, принятое на местном референдуме является актом непосредственного выражения воли населения муниципального образования.

Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для исполнения на соответствующей территории. Оно может быть отменено или изменено не ранее чем через 2 года и не иначе, как путем принятия решения на новом местном референдуме, либо признано недействительным в судебном порядке.

Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для исполнения всеми жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.

В обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления входит обеспечение исполнения решения, принятого на местном референдуме. В том числе и принятие необходимых для реализации решения местного референдума дополнительных муниципальных правовых актов. Данные акты должны быть приняты соответствующими органами местного самоуправления в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме ( статья 73 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ").

Закон предусматривает возможность судебного обжалования результатов местного референдума в случае нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения референдума. Право на судебное обжалование предоставляется гражданам, органам местного самоуправления, прокурору, уполномоченным федеральным законом органам государственной власти.

В случае, когда результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Закон закрепляет установление гарантий права граждан на участие в местном референдуме за федеральным уровнем власти, а порядок подготовки и проведения местного референдума - за уровнем субъектов РФ.

Таким образом, такой институт непосредственной демократии, как местный референдум, обладает рядом достоинств:

- предоставляет жителям муниципального образования возможность участвовать в решении вопросов местного значения;

- дает возможность жителям муниципального образования высказываться по поставленным вопросам и направлять деятельность органов местной власти;

- является средством проявления общественно-политической активности населения муниципального образования;

- служит школой местного самоуправления;

- способствует укреплению местного сообщества.

Однако имеются и такие слабые стороны местного референдума, как дороговизна его проведения. Вместе с тем именно местный референдум, являясь высшей формой волеизъявления населения, способствует развитию местного самоуправления.


Одной из актуальных проблем организации финансового управления местного самоуправления выступает дотационность большинства муниципальных образований. Постепенно все большую популярность приобретают не дотации, а субсидии, которые представляют собой участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые определяет сам субъект федерации. В современной России практически все муниципальные образования являются дотационными. Статистика на экране.

На местные органы власти законодательством возложило немалую базу полномочий, при этом реально финансируется лишь часть; на большую реализацию недостаточно материальных средств. Призыв активнее привлекать граждан к финансированию муниципальных нужд все чаще звучит в докладах глав регионов. Эффективность деятельности местных администраций в субъектах РФ оценивается с учетом показателя, характеризующего поступление средств самообложения в бюджет.

Учитывая сложившеюся проблему, на законодательном уровне были предусмотрены дополнительные возможности увеличения бюджета муниципальных образований, в т. ч. непосредственно с участием населения.

В ст. 56 131-ФЗ устанавливается, что средства самообложения граждан относятся к собственным доходам местных бюджетов. [2] Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. По общему правилу размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования.

Использование средств самообложения может распространятся для решения местных вопросов, волнующих население соответствующего муниципального образования, в их числе: благоустройство и озеленение территории, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, созданию мест массового отдыха населения, охрана и восстановление памятников исторического и культурного наследия и т. д.

Важным аспектом средств самообложения выступает узконаправленная конкретная цель сбора средств. Этот критерий также можно рассматривать в качестве гарантии разового использования сбора. Самообложение может быть признано незаконным, если цель его введения носит абстрактных характер и не может быть четко сформулирована. [4] Нормативными актами муниципальных образований зачастую устанавливается ориентировочный перечень мероприятий и целей, на которые планируется расходование средств самообложения граждан. Однако в отличие от пожертвований средства, внесенные в качестве самообложения, не могут быть квалифицированы как безвозмездные.

Для принятия решения о введении самообложения граждан необходимо соответствующее решение местного референдума. В решении указывается: день голосования на местном референдуме вопросу введения и использования самообложения граждан; конкретный вопрос местного значения, решаемый за счет средств самообложения граждан, размер разового платежа для каждого гражданина.

В соответствии с положениями 131 Федерального закона, решения, принятые на референдумах, а также правовые акты, принятые во исполнение решений местных референдумов, действуют на всей территории муниципального образования и подлежат обязательному исполнению гражданами, должностными и юридическими лицами. [5] Данного положение содержит ответ на вопрос об обязательности внесения средств на самообложение. Необходимо, чтобы за самообложение граждан проголосовало больше половины избирателей, пришедших на избирательные участки, в противном случае референдум опять будет признан несостоявшимся.

Средства, собранные способом самообложения, действительно способны улучшить положение населения муниципального образования. Подтверждение и доказательством актуальности этого положения выступает использование многими муниципальными образовании грантов по самообложению. Так, в селе Морты Елабужского района за счет средств самообложения обновили памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Жители уверены, это место станет своеобразным центром притяжения и земляков, и самих сельчан. Памятник — не единственное, что сделано в Мортах в рамках республиканской программы. Здесь проведено освещение, всегда чистые дороги. В 2014 году благодаря президентскому гранту село получило трактор. А за счет самообложения технику оснастили дополнительным оборудованием — косилкой, телегой и ковшом.

Так же в 2011 году в Гуренском сельском поселении состоялся первый референдум о введении самообложения. По итогам голосования был установлен единовременный платеж в размере 600 р. с каждого совершеннолетнего постоянно проживающего в поселении гражданина. Согласно принятой программе, средства должны были расходоваться на замену и капремонт водопроводных сетей. В 2011 г. было собрано более 80 тыс. р., а в 2012 около 40 тыс. р. В результате в поселении была полностью заменена водопроводная сеть.

24 ноября 2019 года проводится Референдум по вопросу введения самообложения граждан на территории поселка городского типа Уруссу.

Альметьево — одно из сел Елабужского района, где почти все жители принимают участие в программе по самообложению. Ежегодно жители сообща решают насущные вопросы. Так, за эти годы благодаря самообложению в сельском поселении появилась новая скважина, установлена детская площадка, отремонтирована дорога, благоустроен родник. В этом году жители приобрели трактор с прицепом. У техники есть еще специальная емкость для воды, которую можно будет использовать при тушении пожаров.

Несмотря на достижения отдельных регионов в рассматриваемой сфере, в целом по Российской Федерации самообложение не получило должного распространения ввиду целого перечня проблем как организационного, так и финансового свойства.

Немаловажной проблемой, препятствующей процессу самообложения и пополнения муниципальных бюджетов, является не урегулирования вопроса о правовой ответственности лиц, уклоняющихся от выплаты платежа, ставшего обязательным в силу одобрения его местным населением на референдуме. По нашему мнению, логичнее было бы передать возможность регулирования этого процесса на региональный уровень. Но, например, в Пермском крае имели место попытки ввести административную ответственность, но инициатива не была одобрена ни в региональном, ни в федеральных парламентах. И есть обратные примеры, когда должностные лица незаконно ограничивают отдельные права граждан в качестве меры наказания за уклонение от уплаты разового платежа. Так, жительнице Первомайского района Алтайского края неправомерно было отказано в просьбе выдачи выписки из домовой книги по указанной причине.

Очевидные сложности при осуществлении самообложения связаны с экономической нецелесообразностью проведения местных референдумов, которые могут быть признаны несостоявшимися по причине невысокой явки населения. К тому же низкая собираемость разовых средств не компенсирует тех значительных затрат (в среднем 200–300 тыс. руб.) на подготовку и проведение голосования. Поэтому в некоторых регионах эту проблему решают, совмещая голосование на референдуме с голосованием на выборах в органы власти, применяют рассрочки установленного платежа, а также заменяют это финансовое обязательство общественными работами, соизмеримыми с взносом самообложения. [6]

Следующая проблема связана с установлением размера платежа, величина которого должна обеспечивать решение заявленных на референдуме задач и в то же время не затруднять финансовое положение местных жителей. В основном размер платежа устанавливается до 1000 рублей, но на законодательно он не установлен, что ведет к установлению бюрократических барьеров.

Однако развитие информационных технологий может позволить модифицировать содержание программы самообложения в части экономически невыгодной процедуры ее реализации. Электронные голосования участников могли бы сократить значительные финансовые расходы на организацию процедур введения разовых средств. На сегодняшний день самообложение является хорошей альтернативой для муниципалитетов, имеющих относительно низкий уровень доходов, для которых оно может стать резервом устойчивости местного бюджета и открыть новые возможности по благоустройству местности.

Введение самообложения граждан в муниципальных образованиях играет важную роль в развитии территорий. Во-первых, у муниципального образования появляется дополнительная финансовая поддержка для решения насущных проблем, относящихся к вопросам местного значения. Во-вторых, введение самообложения граждан позволяет населению непосредственно участвовать в местном самоуправлении, определять направления вложения собственных денежных средств в решение проблемных вопросов и участвовать в общественном контроле деятельности органов местного самоуправления, что повышает уровень ответственности муниципальной власти перед населением.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, введение самообложения граждан, местное значение, муниципальное образование, сельское поселение, житель, референдум, решение, самообложение, средство самообложения граждан.

По итогам исполнения местных бюджетов в 2014 г. уровень их собственных доходов уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 5,6%, а доля межбюд­жетных трансфертов в общем объеме доходов возросла более чем на 2,5% и соста­вила 63,8%. В условиях финансовой нестабильности, наблюдавшейся в 2015 г., на­логовые доходы местных бюджетов, вероятно, будут снижаться. При этом особое значение будет приобретать изыскание дополнительных доходных источников для финансирования решения вопросов местного значения.

Одним из таких источников доходов местных бюджетов являются средства самообложения граждан. Данный способ финансирования широко распространен в международной практике. Так, во многих штатах в США самообложение является основным источником финансирования разного рода муниципальных проектов.

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в аб­солютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Согласно п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ средства самообложения граждан относятся к неналоговым доходам бюджетов. Данный источник доходов не получил в российской практике широкого распространения, хотя в 2014 г. его использование существенно расширилось. Так, общий объем поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан возрос в 4,5 раза относительно показателя 2013 г.

Софинансирование средств, полученных в порядке самообложения

По данным Минфина России, самообложение граждан вводилось в 2014 г. в 1454 му­ниципальных образованиях (34 региона), что составляет 6,4% от общего количества муниципальных образований. Наибольший объем поступлений от самообложения в 2014 г. приходился на такие субъекты РФ, как Республика Татарстан (более 70% от общего объема средств), Кировская область и Пермский край. В указанных субъектах РФ для активизации самообложения применялось софинансирование из региональных бюджетов.

Пример: В соответствии с решением Правительства Республики Татарстан, принятым в 2013 г., сред­ства самообложения граждан софинансируются из республиканского бюджета в соот­ношении 1:4. В 2014 г. в 658 муниципальных образованиях Татарстана были приняты решения по введению самообложения граждан. Общая сумма собранных средств со­ставила около 80 млн руб., из республиканского бюджета поселениям было перечислено, соответственно, более 300 млн руб. Более 40% указанных поселений приняли решение об использовании средств самообложения для финансирования ремонта и содержания дорог внутри населенных пунктов, в т. ч. мостов.

Аналогично в Кировской области был использован механизм софинансирования средств, полученных в порядке самообложения граждан. Методика распределения трансфертов ориентирована на активизацию работы органов местного самоуправления поселений по введению самообложения граждан. Согласно используемой методике право на полу­чение трансфертов имеют городские и сельские поселения, принявшие на местном ре­ферендуме (сходе граждан) решения об использовании самообложения граждан. Объем межбюджетного трансферта для /-го поселения определяется по следующей формуле:

где Мт. - объем межбюджетного трансферта /-му поселению;

СС,- объем средств самообложения граждан, поступивших в бюджет /-го поселения в отчетном году в соответствии с принятым на местном референдуме решением по введению самообложения граждан, руб.

Таким образом, на каждый рубль, который должен поступить в бюджет поселения, вы­деляется 1,5 руб. трансфертов.

В 2014 г. средства самообложения были собраны в 26 муниципалитетах Пермского края. Их объем составил суммарно 4,45 млн руб., из регионального бюджета в порядке софинансирования было выделено 22,91 млн руб.

Правовые аспекты применения самообложения жителей и судебная практика

При принятии решений на референдумах о разовых платежах, внесение которых запланировано ежегодно в течение нескольких лет, нередко возникают спорные ситуации.

Пример: В Апелляционных определениях Курганского областного суда от 25.06.2013 по делу № 33-1734/2013, делу №33-1733/2013 и делу №33-1732/2013 были признаны недействующими решения местных референдумов жителей Краснознаменского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Гладышевского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Островнинского сельсовета Мишкинского района Курганской области о введе­нии сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, для решения вопросов местного значения на территории по­селения. По мнению суда, в формулировке вопроса, вынесенного на местные референ­думы, содержится внутреннее противоречие, а именно вопрос одновременно содержит указание на разовость и периодичность платежей.

В Определении также указано, что правовое регулирование, закрепленное в ст. 56 Фе­дерального закона № 131-ФЗ, как и предназначение средств самообложения граждан (для решения конкретных вопросов местного значения) призваны разграничить данный вид доходов местных бюджетов с местными налогами. Оспариваемое законоположение, действующее в системе правового регулирования, по сути, предусматривает один из спо­собов осуществления населением местного самоуправления непосредственно, предо­ставляет ему дополнительные согласующиеся с природой местного самоуправления правовые возможности для решения конкретных вопросов местного значения и, сле­довательно, само по себе не может рассматриваться как нарушающее права граждан на осуществление местного самоуправления.

Рассмотренный пример не единичный. Вопрос о самообложении граждан рассматривался и в высших судебных инстанциях субъектов РФ

Кроме того, по нашему мнению, представляется не вполне корректным обло­жение в расчете на один двор (дом), квартиру, а не в расчете на жителей, так как в соответствии со ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жите­лей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен, а в данном случае платежи для граждан не будут равными и могут существенно отличаться в зависимости от количества проживающих в домах, квартирах.

Таким образом, решения, принимаемые на референдумах о самообложе­нии граждан, могут предполагать только один единовременный платеж. Если предполагается несколько платежей граждан для решения вопросов местного значения, осуществляемых, например, ежегодно, то в отношении каждого из них должен быть проведен соответствующий референдум.

Следует отметить и то обстоятельство, что величина платежей в порядке самообложения неизбежно связана с доходами граждан, а в сельских поселениях они в большинстве своем невелики.

Определенные проблемы развития самообложения связаны со значительными издержками на проведение референдумов, которые обязательны для каждого сбора средств в порядке самообложения. При этом объемы средств, собранных в порядке самообложения, могут и не превышать 50-100 тыс. руб.

Пример: В рассмотренной выше ситуации в Первомайском сельсовете сумма средств составляла всего около 30 тыс. руб. в год.

Объемы средств, привлекаемых в порядке самообложения, не могут (и не долж­ны) становится преобладающим источником доходов местных бюджетов, заме­няющим налоговые поступления. Основное назначение средств самообложения жителей - финансирование конкретного вопроса местного значения, решение которого представляется для жителей первоочередным и значимым, существенно влияющим на условия жизни населения.

Еще одним преимуществом самообложения, если оно инициировано самими жителями, является их вовлечение в решение наиболее актуальных вопросов местного значения и практическое участие в самоуправлении.

по материалам журнала "Практика муниципального управления"

получение дополнительных собственных доходов местных бюджетов для решения вопросов местного значения вводится самообложение граждан.

Под средствами самообложения граждан – жителей сельского поселения, понимаются разовые платежи граждан – жителей сельского поселения, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения сельского поселения.

Плательщиком разового платежа, установленного в решении о самообложении граждан на территории каждого сельского поселения, является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории сельского поселения.

Размер разовых платежей устанавливается в абсолютно равной величине для всех жителей сельского поселения, за исключением отдельных категорий граждан (инвалидов, малоимущих и др.), численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей сельского поселения и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Введение, сбор и использование средств самообложения граждан осуществляются в соответствии с принципами законности, социальной справедливости, экономической обоснованности и целевого использования средств самообложения.

Самообложение граждан сельского поселения вводится по решению, принятому на местном референдуме, проводимом на территории сельского поселения.

Местный референдум на территории сельского поселения проводится на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления граждан Российской Федерации – жителей сельского поселения.

Решение о назначении местного референдума на территории сельского поселения принимается Советом депутатов сельского поселения:

по инициативе представительного органа местного самоуправления –Совета депутатов сельского поселения и главы администрации сельского поселения, выдвинутой ими совместно.

Администрация сельского поселения оказывает помощь инициативным группам граждан, избирательным и общественным объединениям в подготовке документов.

В решении Совета депутатов сельского поселения о назначении местного референдума в обязательном порядке указываются:

день голосования на местном референдуме;

вопрос, выносимый на местный референдум.

Вопрос, выносимый на местный референдум, в обязательном порядке содержит следующие данные:

конкретный вопрос местного значения (муниципального образования), решаемый за счет средств самообложения граждан;

размер разового платежа для каждого гражданина;

период времени, на который вводится самообложение граждан.

Если предлагается уменьшить размер разового платежа для отдельных категорий граждан, то также выносится вопрос местного референдума, содержащий перечень отдельных категорий граждан, для которых размер разового платежа предлагается уменьшить и размер льготного разового платежа для этих категорий граждан.

Решение о введении самообложения граждан на территории сельского поселения считается принятым:

если местный референдум признается комиссией, организующей местный референдум, состоявшимся, то есть, в нем приняло участие более половины жителей сельского поселения, внесенных в списки участников местного референдума;

если за введение самообложения граждан проголосовало более половины жителей сельского поселения, принявших участие в референдуме.

Решение о введении самообложения граждан на территории сельского поселения принятое на местном референдуме, является обязательным для всех граждан – жителей сельского поселения и вступает в силу со дня его официального опубликования.

Средства самообложения граждан, не внесенные в установленный срок, взыскиваются в порядке, установленном федеральным законодательством для взыскания не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей.

Администрация сельского поселения ведет учет поступлений в бюджет сельского поселения средств самообложения граждан в соответствии с принятым на местном референдуме решением.

Граждане имеют право обратиться в администрацию сельского поселения за получением разъяснений по вопросам учета и сбора средств самообложения граждан.

Средства самообложения граждан, поступившие в бюджет сельского поселения, расходуются только на выполнение мероприятий по решению вопроса местного значения сельского поселения, определенного решением местного референдума.

Администрация сельского поселения за счет средств самообложения обеспечивает реализацию мероприятий по решению вопроса местного значения сельского поселения, определенного решением местного референдума.

Глава сельского поселения ежегодно отчитывается перед жителями сельского поселения об исполнении решения о введении самообложения граждан, принятого на местном референдуме.

Администрация муниципального образования за счет средств самообложения и межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет муниципального образования, обеспечивает реализацию мероприятий по решению вопроса местного значения сельского поселения, определенного решением местного референдума.

Читайте также: