Школа киников философия доклад

Обновлено: 07.07.2024

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях также стоявших у истоков философии. Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках.

В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основателем кинизма считается ученик Сократа - Антисфен.

Сперва Антисфен был учеником известного софиста Горгия, оказавшего влияние на стиль его первых сочинений и привившего ему искусство ведения споров (эристика). Затем он стал учеником Сократа. Впоследствии киники говорили, что переняли у Сократа не столько его мудрость, сколько сократову силу и бесстрастие в отношении жизненных невзгод. Благодаря Сократу киническое учение обрело прежде всего моральный практический характер. Киники не стремились к построению отвлеченных теорий и вообще отвергали существование общих понятий, что нашло свое отражение в известной полемике Антисфена.

Антисфен верил в "возврат к природе" и с большим упорством проводил это верование в жизнь. Не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака, ни установленной религии. Если не он сам, то его последователи осуждали рабство. Он не был аскетом в полном смысле этого слова, но презирал роскошь и все стремления к искусственным наслаждениям. "Я лучше сойду с ума, чем буду восхищаться", - говорил Антисфен.

Логика Антисфена достаточно упрощена. Мы познаем все через ощущения и описываем их через аналогии. Для сложных вещей нет другого определения как описание простых элементов, из которых они образованы. Задача обучения - в исследовании имен, т.е. в лингвистическом познании. По поводу любой вещи можно лишь утверждать её имя собственное (например, человек есть человек), а значит, формулировать можно лишь тавтологические суждения (тождественность тождественного).

Радикализируется также сократовский принцип самообладания, как способности доминировать и повелевать своими страданиями и наслаждениями.

Антисфен сражается с общепринятыми иллюзиями, которые созданы обществом, чтобы отнять свободу и упрочить цепи рабства. Он приходит к утверждению, что "недостаток доблести и славы и есть благо".

Мудрец должен жить не по законам города, но "по законам добродетели", и должен отдавать себе отчет в том, что много Богов - "по закону" города, но "по природе" Бог один.

Этика Антисфена требует от человека непрекращающегося усилия над собой, подавления импульсов к наслаждению, отказа от комфорта и роскоши, бегства от славы, непременного условия оставаться в оппозиции к принятым законам. Это напряженное усилие и указывает на благо и тесно связано с добродетелью. Подчеркивая это обстоятельство, высокий смысл понятия сверхусилия, школа Антисфена особенно почитала Геракла и его легендарные подвиги. Это также означало решительный разрыв с общественным образом жизни, ибо высшим достоинством и ценностью объявлялось то, от чего все шарахались.

Таким образом, завещание Сократа Антисфен модифицировал в духе аполитичного индивидуализма. Мало занятый тем, чтобы понравиться элите, он общался без стеснения с преступниками. А тем, кто выговаривал ему по этому поводу, он ответствовал: "и медики общаются с больными, но ведь не перенимают у них лихорадку".

Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Они запомнились еще тем, что плащ носили на голое тело, не стригли волос и ходили босиком, почти как Сократ. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям. Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы.

2 Расцвет кинизма. Диоген Синопский

Диоген был самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников данного течения. Даже его учитель Антисфен, основоположник течения был более мягок в крайностях. Благодаря своему уму и поступкам киника, Диоген прославился и оставил свой след в истории, но они же часто приводили Диогена в противоборство с моралью общества, в котором Диоген часто проигрывал.

Сравнивая же самого Антисфена с его учением, он нередко упрекал его в недостаточной твердости и, порицая, называл его боевой трубой — шума от нее много, но сама она себя не слушает; Антисфен терпеливо выслушивал его упреки, так как он восхищался характером Диогена.

«Лишенный крова, города, отчизны,

(Диоген Лаэртский, VI, 38).

Учение Диогена никоим образом не было тем, что мы теперь называем "циничным", как раз наоборот. Он пламенно стремился к "добродетели", в сравнении с которой, как он утверждал, все земные блага ничего не стоят. Он искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желания: будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха. Диоген считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес человеку искусства, породившие сложность и искусственность современной жизни.

Диоген не только усилил экстремизм Антисфена, но создал новый идеал жизни необычайной суровости, который на столетия стал парадигматическим.

Выразить всю программу этого философа может одна фраза: "Ищу человека", которую он повторял с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня, провоцируя ироническую реакцию. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив.

"Киник Диоген, - свидетельствует античный источник, - повторял, что боги даровали людям средства к жизни, но они ошиблись насчет этих людей". Свою задачу Диоген видел в том, чтобы показать, что человек всегда в своем распоряжении имеет все, чтобы быть счастливым, если понимает требования своей натуры.

3 Значение кинизма в философии

Киники прославляли и культивировали честную бедность и трудолюбие, объявляли труд благом и впервые в истории культуры рассматривали его мерилом ценности. В человеческой деятельности киники видели демиургический пафос, привнося в нее космический смысл. Постмодернизм также акцентирует внимание на личностном начале и проявлении перформативного во всякой деятельности. В случайных бифуркациях единичного видятся закономерные последствия.

4 Кинизм в ХХ веке

Между тем в середине XX века учение киников становится популярным среди европейского студенчества. В киниках видели принципиальных оппозиционеров всякой власти. Миросозерцание кризисной эпохи, каковым являлся XX век, искало и находило аналог в истории культуры.

Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.

В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.

Возникновение и общая характеристика кинической философии. Биография Диогена Синопского - наиболее яркого и известного ее представителя. Отношение к благу и добродетели, свободе и счастью человека в кинической философии. Аскетизм и анархизм киников.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.11.2014
Размер файла 25,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова"

На тему: "История философии. Древнегреческая философия: школа киников"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕЧЕНИЯ

БИОГРАФИЯ ДИОГЕНА СИНОПСКОГО

СТРЕМЛЕНИЯ К БЛАГУ И ПРЕПЯТСТВИЯ, МЕШАЮЩИЕ ЕГО ДОСТИЖЕНИЮ

СВОБОДА И СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА. АСКЕТИЗМ И АНАРХИЗМ КИНИКОВ

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях также стоявших у истоков философии. Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕЧЕНИЯ

Киники - одна из философских школ Древней Греции сократического периода. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) - и проверка данного образа жизни на себе. Киники считали себя истинными выразителями сократовской философии. Основатель кинической школы, Антисфен, был первоначально учеником софистов и лишь в зрелом возрасте стал последователем Сократа. Самый известный ученик Антисфена - Диоген из Синопа.

Кинизм существовал до конца третьего века (приверженцами его были, например, Менедем и Менипп), когда он слился со стоицизмом. В учении киников замечается двойственное отношение как к науке, так к этике и религии. Они с пренебрежением относились к науке и утверждали, что истина в познании не выражает сущности вещей (Диоген Лаэртский говорит об Антисфене, что он даже грамотность считал излишней), но в то же время желали быть просветителями толпы и в знании видели сущность добродетели. В этике, наряду с индивидуалистическими тенденциями, встречаются космополитические; в религии киники повторяют элеатское учение о единобожии, которое трудно согласить с их взглядами на истину и познание. Противоположность принципов, защищаемых киниками, неизбежно должна была привести к смерти этой школы; лучшие ее тенденции перешли в стоицизм. Стоик Зенон является преемником киника Кратеса.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др. Киническая философия возникла в Афинах как реакция социальных низов свободной бедноты.

БИОГРАФИЯ ДИОГЕНА СИНОПСКОГО

Философия - это не игра ума, но образ жизни в полном смысле этого слова, считал Диоген. Еда, одежда, жилище, ежедневные занятия, деньги, отношения с властью и другими людьми - все это нужно подчинить своим убеждениям, если не хочешь потратить жизнь впустую. Это желание - жить как мыслишь - общее для всех философских школ Античности, но у циников оно было выражено наиболее радикально. Для Диогена и его последователей это прежде всего означало отвергнуть социальные условности и требования общества.

В мастерстве общественной провокации Диоген не знал себе равных. Презирая власть, законы и социальные знаки престижа, он отвергал любые авторитеты, в том числе и религиозные: ему не раз случалось присваивать в храмах дары, пожертвованные богам. Науки и искусства не нужны, ведь главные добродетели - достоинство и сила. Жениться тоже не нужно: женщины и дети должны быть общими, а инцест не должен никого волновать. Свои естественные нужды можно отправлять при всех - ведь не стесняются же этого другие животные! Такова, по Диогену, цена полной и истинной свободы.

Между 327 и 321 гг. до н. э.: Диоген скончался, по некоторым источникам, в Афинах от тифа.

Соотечественники воздвигли Диогену много медных памятников и на одном из них, на родине философа в г. Синопе, вырезали эпитафию:

Время точит и камень, и бронзу,

Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!

Ведь ты учил нас благу довольствоваться малым

И наметил пути продвижения к счастливой жизни!

СТРЕМЛЕНИЯ К БЛАГУ И ПРЕПЯТСТВИЯ, МЕШАЮЩИЕ ЕГО ДОСТИЖЕНИЮ

Поводом к возникновению кинизма послужила двойственность в учения Сократа о добродетели. Видя в свободе человеческого духа высший принцип этики, а в добродетели - средство к достижению свободы, Сократ свободу понимал, с одной стороны, как освобождение от страстей, с другой - как подчинение страстей разуму; поэтому он вовсе не отрицал момента наслаждения и требовал лишь самообладания. Киники настаивают исключительно на первом моменте учения Сократа, утверждая, что только добродетель есть благо, а все остальное - зло. Вследствие этого киники не могли ценить, как Сократ, знание; они считали вредными не только науки, не имеющие отношение к добродетели (например, логику и физику), но даже и искусство и вообще знание, ибо занятие ими отвлекает от важнейшего - от работы над самим собой.

Антисфен следовал учениям Сократа и считал что основная цель философии - изучение внутреннего мира человека, а благо для человека - быть добродетелем, по сравнению с которым другие блага ничего не стоят. Чтобы достичь эти блага Антисфен говорил, что нужно жить подобно собаке, то есть:

1. Отказ от любых материальных благ;

2. Умение отстаивать свою точку зрения;

3. Обладать такими качествами как Верность, храбрость;

Антисфен говорил, что этим благом добродетели можно научить любого, независимо от пола, то есть добродетель может быть как у мужчины, так и у женщины. Добродетель и благородство - тождество. По его мнению, чтобы быть счастливым нужно всего лишь быть добродетельным и для этого ничего не нужно кроме сократовской силы. Добродетель проявляется в поступках человека, а не в красноречивости слов, овладениями знаний, отсюда, кстати, и проявляется их принцип "Отказ от любого знания". Антисфен первым из философов назвал определение понятия: " Понятие есть то, что раскрывает, что есть или с чем бывает тот или иной предмет".

СВОБОДА И СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА. АСКЕТИЗМ И АНАРХИЗМ КИНИКОВ

Радикализируется также сократовский принцип самообладания, как способности доминировать и повелевать своими страданиями и наслаждениями.

Антисфен сражается с общепринятыми иллюзиями, которые созданы обществом, чтобы отнять свободу и упрочить цепи рабства. Он приходит к утверждению, что "недостаток доблести и славы и есть благо".

Мудрец должен жить не по законам города, но "по законам добродетели", и должен отдавать себе отчет в том, что много Богов - "по закону" города, но "по природе" Бог один.

Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний.

Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы.

Диоген же определял счастье как душевное равновесие. Душа находится в покое, если человек справедлив, а справедливо может жить лишь тот человек, который никого не боится и никого не стыдится. "Жить никого не боясь и ничего не стыдясь, чтобы душа была спокойной и веселой" - говорил Диоген. А если душа не спокойна, то и "золото не принесет тут никакой пользы" Человек справедлив, если он добродеятелен. Кроме того, Диоген добродетельных людей называл подобиями богов.

Главным в его идеях было жить в согласии с собственной природой. То, что требует от человека цивилизация не естесственно для человека, поэтому Диоген ее и отвергал. Это можно заметить по его образу жизни, Диоген, как и Антисфен носил плащ, брал с собой посох, сумку для еды и жил в бочке. Не признавал государства и называл себя "Гражданином мира".

кинический философия диоген аскетизм

Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.

В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.

Подобные документы

Сократические философские школы. Представители философской школы киников. Концепция кинической добродетели. Умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и стоять за себя. Простота жизни, следование собственной природе, презрение к условностям.

презентация [650,8 K], добавлен 26.10.2011

Кризис античного полиса. Развитие кинической философии. Восхваление физической и духовной бедности, аскетизм, непризнание авторитетов. Социальность, отрицание культуры, нигилизм. Образ жизни Диогена Синопского. Беседа Диогена с Александром Македонским.

презентация [1,5 M], добавлен 04.10.2012

Философия древней Греции в VII-VI веках до н.э. как первая попытка рационального постижения окружающего мира. История возникновение и сущность кинической философии. Антисфен - основатель и главный теоретик кинизма. Философское учение Диогена Синопского.

реферат [23,5 K], добавлен 24.10.2012

Зарождение кинизма как одной из значительных философских школ, предположения о происхождении названия киников. Логика и этика Антисфена. Расцвет кинизма и особенности учения Диогена Синопского. Значение кинизма в философии. Киническое учение в ХХ веке.

реферат [20,7 K], добавлен 04.11.2010

История последовательного развития античной философии. Философия эллинизма: школы киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев. Идеи атомизма в философии Эпикура. Нравственная философия, основанная на вере в жизнь, в возможности общества и человека.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Философия кинизма послужила непосредственным источником стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внёсшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для кинизма перевес этики над другими философскими дисциплинами.

Образ жизни киников оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа киников стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи). Наиболее ярким представителем школы киников по праву считается Диоген Синопский.

Диоген Синопский и школа киников

Диоген Синопский родился в 400г. до н. э. в городе Синопе. Школа киников, к которой относился и Диоген, представляла собой течение в греческой философии исповедывающее отрицание всего материально – ценного в жизни, т.е.: богатства, удовольствий, моральных канонов и т.д. Диоген был самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников данного течения. Даже его учитель Антисфен, основоположник течения был более мягок в крайностях. Благодаря своему уму и поступкам киника, Диоген прославился и оставил свой след в истории, но они же часто приводили Диогена в противоборство с моралью общества, в котором Диоген часто проигрывал.

Сравнивая же самого Антисфена с его учением, он нередко упрекал его в недостаточной твердости и, порицая, называл его боевой трубой - шума от нее много, но сама она себя не слушает; Антисфен терпеливо выслушивал его упреки, так как он восхищался характером Диогена.

Вот лишь несколько примеров его высказываний и кинического отношения к окружающей действительности.

• Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на шею - и конец.

• Однажды он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся. Он удивлялся, что грамматики изучают бедствия Одиссея, но не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире, а не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами.

- Как жаль, Диоген, что ты, с такой закалкой, никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка ты был бы первым!

- Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские игры.

- И, укоризненно качнув головой, Диоген ответил: "Вы же знаете: я состязаюсь в борьбе с пороками".

• О влюбленных говорил он, что они мыкают горе себе на радость.

Во время одного из морских путешествий в Афины, корабль, на котором находился и Диоген, подвергся нападению морских пиратов. Все пассажиры были захвачены в плен и были брошены не невольничий рынок. Но даже так Диоген проявил свой характер - в результате торгов он был куплен в качестве хозяина собственного покупателя, после чего отправился с ним в Коринф.

Вот лишь несколько высказываний великих людей о Диогене Синопском:

• Александр Македонский о Диогене: "Если бы я не был царем, я хотел бы быть Диогеном".

• Антон Павлович Чехов о Диогене: "Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира - вот, блага, которых никогда не знал человек. И вы можете обладать ими, хотя бы вы жили за тремя решетками. Диоген жил в бочке, однако же был счастливее всех царей земных".

Соотечественники воздвигли Диогену много медных памятников и на одном из них, на родине философа в г. Синопе, вырезали эпитафию:

Время точит и камень, и бронзу,

Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!

Ведь ты учил нас благу довольствоваться малым.

И наметил пути продвижения к счастливой жизни!

Заключение

В качестве проповедников морали сами киники и их единомышленники оказали значительное и, в общем, без сомнения, благотворное влияние на образ мыслей и настроение своей эпохи. Однако ни один из них не прославился какими-либо научными заслугами. Но именно потому, что этот позднейший кинизм был скорее образом жизни, чем научным мировоззрением, его почти не коснулась смена философских систем; он пережил все школы, за исключением неоплатонической, сохранился до V века и имел еще отдельных приверженцев даже в VI веке.

Библиография:

1. Большая Советская Энциклопедия, М. 1972

2. Современный русский энциклопедический словарь, М. 2000

3. Microsoft Encarta Encyclopedia, Kentucky 2001

4. Философский словарь, М. 1988

5. "История философии". Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина

Киники — одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, a философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

- возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

- отсутствие постоянного места жительства, скитания;

- паразитический образ жизни, попрошайничество;

- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

- восхваление физической и духовной бедности;

- критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;

- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

- радикализм, парадоксальность, скандальность.

Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действитель­ности название — от слова "Киносарг" — холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом высказыванийи идей:

- заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не заго­раживай мне солнце!";

- выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (ко­торый стал жизненным и философским кредо его и его последователей);

- вывел понятие "гражданин мира" (космополит);

- жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

- не признавал никаких законов, кроме закона природы;

- гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" - название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве, бродяжничестве" и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию.

К характерным чертам стоической философии также относятся:

- призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);

- признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

- призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

- признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

- неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

- оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;

- восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;

- высокий эстетизм в мыслях и поступках;

- осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

- признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителем стоической филосо­фии считается Сенека.

Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

- проповедовал идеи добродетели;

- призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;

- приветствовал покой и созерцание;

- был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

- верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

- преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";

- считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

- видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

Философская школа Платона (427 — 347 гг. до н. э.) — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Платон является основателем идеализма.

Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие:

- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

- окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи;

- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

- любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи;

- весь мир является отображением чистых идей.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что, было нетипично, для предшественников — "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон-выделяет семь типов государства: идеальное "госу­дарство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость вгосударственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

- монархия — справедливая власть одного человека;

- тирания — несправедливая власть одного человека;

- аристократия — справедливая власть меньшинства;

- олигархия — несправедливая власть меньшинства;

- демократия — справедливая власть большинства;

- тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

- все-население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

- воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;

- философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

- философы и воины не должны иметь частной собственности;

- жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

- не существует брака, все жены и дети общие;

- допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив Небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.

Историческое значение философии Платона в том, что:

- впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

- положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противо­положность материалистической "линии Демокрита");

- впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

- были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории ;

- была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).

Читайте также: