Аналитический доклад контрольно надзорная деятельность в российской федерации

Обновлено: 07.07.2024

Зачем контролёры обобщают практику

  • обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле;
  • выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;
  • анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявления источников и факторов риска его причинения;
  • подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
  • подготовка предложений о внесении изменений в законодательство о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле.

Доклады по практике

По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган готовит доклад с результатами её обобщения в рамках своей деятельности по каждому вида контроля, которые он курирует.

  • доклад о правоприменительной практике готовят по каждому осуществляемому виду контроля;
  • периодичность – не реже 1 раза в год (конкретный срок предусмотрен положением о виде контроля);
  • проекта доклада о правоприменительной практике должен пройти публичное обсуждение.

Доклад о правоприменительной практике утверждает приказ (распоряжение) руководителя контрольного (надзорного) органа. Его размещают на официальном сайте этого органа в сроки, указанные в положении о виде контроля.

Затем результаты обобщения правоприменительной практики включают в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии госконтроля (надзора), муниципального контроля.

Методику обобщения правоприменительной практики утверждает Минэкономразвития России.

Роль докладов

Обычно помимо самого доклада о правоприменительной практике к нему могут быть приложены:

  • ответы на актуальные вопросы правоприменения соответствующего законодательства;
  • дополнительные рекомендации контролируемым лицам по соблюдению обязательных требований;
  • руководство по соблюдению обязательных требований.

Доклады с результатами обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа он обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте.

  • пожарный надзор;
  • надзор в области гражданской обороны;
  • надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
  • лицензионный контроль деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Заявлено, что в качестве источников формирования этих докладов МЧС использовало:

  • результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юрлицами и ИП;
  • результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
  • результаты обжалований действий и решений должностных лиц МЧС в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
  • результаты применения мер прокурорского реагирования;
  • результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;
  • результаты опросов (в том числе в Интернете) представителей подконтрольных объектов;
  • результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
  • разъяснения МЧС по вопросам применения законодательства в области организации и надзора за соблюдением обязательных требований;
  • разъяснения, полученные МЧС от прокуратуры, суда, иных госорганов.

Заключение

Руководству компании и её юристам нужно на постоянной основе изучать выводы докладов органов контроля (надзора) о правоприменительной практике по тем сферам, в которых она ведёт деятельность. Это поможет избежать нарушений в будущем, а также ликвидировать текущие ошибки и недочёты на примере других организаций.

В соответствии с частью 10 статьи 30 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации.

2. Установить, что подготовка докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в пункте 1 настоящего постановления, начиная с докладов за 2021 год.

3. Установить, что реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных им организаций, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2020 г. N 2041

Требования
к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации

1. Настоящий документ устанавливает требования к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - виды контроля), сведения о которых включены в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - единый реестр видов контроля), а также к подготовке сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации (далее соответственно - доклады о видах контроля, сводный доклад).

2. Доклады о видах федерального государственного контроля (надзора), содержащие сведения об организации и осуществлении видов контроля, подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за предыдущий год (далее - отчетный год):

а) для вида федерального государственного контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", публично-правовой компанией, государственным учреждением (далее - федеральные контрольные (надзорные) органы), - федеральным контрольным (надзорным) органом;

б) для вида федерального государственного контроля (надзора), осуществляемого несколькими федеральными контрольными (надзорными) органами, - федеральным органом исполнительной власти, определенным положением о виде федерального государственного контроля (надзора), если федеральным законом предусмотрено определение положением о виде федерального контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на подготовку доклада (на основе сведений об организации и осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора), подготовленных указанными федеральными контрольными (надзорными) органами);

в) для вида федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, - федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по контролю за осуществлением вида федерального государственного контроля (надзора) или в определенных Правительством Российской Федерации случаях полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, на основе сведений об организации и осуществлении видов контроля, подготовленных:

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора), или иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенными полномочиями по подготовке таких сведений положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора), или иными органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по подготовке таких сведений положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Доклады о видах регионального государственного контроля (надзора) подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за отчетный год:

а) для вида регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственным учреждением (далее - региональные контрольные (надзорные) органы), - региональным контрольным (надзорным) органом;

б) для вида регионального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам местного самоуправления, - региональным контрольным (надзорным) органом на основе сведений об организации и осуществлении вида контроля, подготовленных органами местного самоуправления или иными органами местного самоуправления, наделенными такими полномочиями положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Доклады о видах муниципального контроля подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за отчетный год:

а) для вида муниципального контроля, осуществляемого органом местного самоуправления, муниципальным учреждением (далее - муниципальные контрольные (надзорные) органы), - муниципальным контрольным (надзорным) органом;

б) для вида муниципального контроля, осуществляемого региональным контрольным (надзорным) органом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, - региональным контрольным (надзорным) органом.

5. Доклад о виде регионального государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, доклад о виде муниципального контроля в Российской Федерации подготавливаются федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, если это определено общими требованиями к организации и осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля.

6. В доклады о видах контроля, сводный доклад включаются сведения об организации и осуществлении видов контроля за отчетный год с учетом приложения, в том числе в отношении видов контроля, указанных в части 5 статьи 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

7. Сведения, включенные в доклады о видах контроля, сводный доклад, должны соответствовать сведениям, включенным в единый реестр видов контроля, единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, информации, содержащейся в форме федерального статистического наблюдения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

8. При подготовке докладов о видах контроля, сводного доклада могут использоваться данные социологических и иных опросов организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в отношении которых контрольными (надзорными) органами проводятся профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляются специальные режимы государственного контроля (надзора), данные, размещенные в иных информационных системах, используемых контрольными (надзорными) органами при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

9. Сведения об организации и осуществлении видов контроля, доклады о видах контроля подписываются руководителями (заместителями руководителей) органов и учреждений, ответственных за их подготовку, и представляются в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - информационная система "Управление") с учетом методических рекомендаций, издаваемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Размещение сведений осуществляется в следующие сроки:

доклады о видах федерального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего документа, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

сведения о видах федерального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего документа, - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

сведения об организации и осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящего документа, - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

доклады о видах регионального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящего документа, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

сведения об организации и осуществлении вида регионального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа, - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

доклады о видах муниципального контроля, указанные в пункте 4 настоящего документа, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

доклады о виде регионального государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, доклады о виде муниципального контроля в Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящего документа, - до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Доклады о видах контроля подлежат размещению органами, осуществлявшими их подготовку, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня представления такого доклада посредством информационной системы "Управление".

10. Сводный доклад за отчетный год подготавливается Министерством экономического развития Российской Федерации на основании докладов о видах контроля, а также на основе данных федерального статистического наблюдения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и включает в том числе информацию об основных тенденциях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации за отчетный год, осуществлении наиболее массовых видов контроля (надзора), а также выводы и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности.

11. Сводный доклад направляется Министерством экономического развития Российской Федерации до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в информационной системе "Управление", до 15 июля года, следующего за отчетным годом.

12. Доклады о видах контроля являются открытыми и общедоступными. Сведения, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, включению в такие доклады не подлежат.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к требованиям к подготовке
докладов о видах государственного
контроля (надзора), муниципального
контроля и сводного доклада о
государственном контроле (надзоре),
муниципальном контроле в
Российской Федерации

Базовый перечень
сведений, включаемых в доклад о виде государственного контроля (надзора), виде муниципального контроля

1. Общие сведения о виде государственного контроля (надзора), виде муниципального контроля (далее - вид контроля), включая сведения:

а) о нормативно-правовом регулировании вида контроля;

б) о предмете вида контроля;

в) об объектах вида контроля и организации их учета;

г) о ключевых показателях вида контроля и их целевых (плановых) значениях.

2. Сведения об организации вида контроля, включая сведения:

а) о системе оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

б) о контрольных (надзорных) органах, осуществляющих вид контроля, их финансовом, материальном и кадровом обеспечении;

в) об информационных системах, применяемых при осуществлении вида контроля;

г) о межведомственном взаимодействии при осуществлении вида контроля;

д) об организации досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Сведения о профилактике рисков причинения вреда (ущерба), включая сведения:

а) о программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и системе профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) (далее - профилактические мероприятия);

б) о проведении информирования и иных видов профилактических мероприятий;

в) о применении независимой оценки соблюдения обязательных требований.

4. Сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях и специальных режимах государственного контроля (надзора), включая сведения:

а) о системе контрольных (надзорных) мероприятий, основаниях их проведения, о контрольных (надзорных) действиях;

б) о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и действий;

в) об осуществлении специальных режимов государственного контроля (надзора).

5. Сведения о результатах проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора):

а) о результатах контрольных (надзорных) мероприятий;

б) о решениях контрольных (надзорных) органов;

в) об исполнении решений контрольных (надзорных) органов;

г) о результатах досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

д) о реализации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

6. Сведения об индикативных показателях вида контроля.

7. Сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

8. Выводы и предложения по итогам организации и осуществления вида контроля.

С 1 июля 2021 г. устанавливаются требования к подготовке докладов о видах госконтроля (надзора), муниципального контроля и соответствующего сводного доклада. Они будут применяться начиная с докладов за 2021 г.

Основа - реестр видов федерального госконтроля (надзора), регионального госконтроля (надзора), муниципального контроля.

Доклады должны соответствовать сведениям, включенным в указанный реестр, а также реестр контрольных (надзорных) мероприятий и информации, содержащейся в форме федерального статнаблюдения об осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля.

Приведен базовый перечень сведений, включаемых в доклад. Представляются доклады через ГАИС "Управление". Указаны сроки по видам докладов.

Сводный доклад формирует Минэкономразвития.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации"

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

НИСИПП

Главная / Исследования / Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад – 2012

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад – 2012

Файлы

Комитет РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной
деятельности и устранению административных барьеров

Центр анализа деятельности органов исполнительной власти

СОДЕРЖАНИЕ

1. Регулирование и проблемы исполнения контрольно-надзорных функций

1.1. Обзор изменений в нормативно-правовом регулировании государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, 2011 – 2012 гг.
1.2. Проблемы исполнения контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти
1.3. Обжалование решений государственного и муниципального контроля
1.4. Привлечение субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности

2. Отдельные актуальные вопросы контроля и надзора

2.1. Поиск вопросов: опрос предпринимателей.
2.2. Административные барьеры в области технического регулирования
2.3. Административное регулирование в сфере промышленной безопасности
2.4. Природопользование и охрана окружающей среды

3. Основные проблемы в сфере использования и охраны лесных ресурсов и пути их решения

Заключение. Предлагаемые изменения нормативно-правовой базы

ВСТУПЛЕНИЕ

Предлагаемый Доклад о контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации продолжает серию ежегодных публикаций Минэкономразвития России и РСПП, посвященных проблематике совершенствования в этой важнейшей сфере взаимоотношений государства и бизнеса.

В Докладе за 2012 год мы не ограничились традиционным обзором последних изменений в нормативно-правовой базе и описанием злободневных проблем, возникающих у бизнеса в контрольно-надзорной сфере. Можно сказать, что Доклад содержит наиболее полное количественное описание контрольно-надзорной сферы. Кроме того, при участии Ассоциации менеджеров России был проведен экспресс-опрос предпринимательского сообщества с целью выявления наиболее актуальных вопросов, волнующих бизнес. Каждой из тем, названной большинством респондентов, посвящен отдельный раздел Доклада.

В последние два года была проделана довольно большая работа по корректировке и детализации правил осуществления контрольно-надзорных мероприятий, позволившая восполнить ряд пробелов, существовавших еще с 1990-х годов и отрицательно сказывавшихся как на уровне защиты прав подконтрольных субъектов, так и на качестве контроля (надзора). Однако не все произошедшие изменения можно оценить положительно, а определенная часть существующих проблем пока не решена. Так, например, нашли свое полное или частичное разрешение такие проблемы, как осуществление государственного контроля (надзора) государственными учреждениями; коллизия, согласно которой внеплановая проверка, проводимая органом контроля (надзора) на основании материалов, поступивших из прокуратуры, подлежала согласованию в органах прокуратуры; необходимость уточнения периодичности и продолжительности проведения проверок в отношении юридических лиц с развитой филиальной сетью; практика использования доказательств по делу об административном правонарушении, полученных в ходе проверок с нарушением закона; необходимость активной регламентации порядка исполнения государственных функций по осуществлению контроля (надзора).

Существующие проблемы можно разделить на две группы:

I – проблемы, связанные с теми или иными недостатками проверяемых обязательных требований (проблемы материального права);
II – проблемы, связанные с недостатками процедур проведения проверок и применения мер в отношении фактов выявленных нарушений (процедурные проблемы).

Наибольшие затруднения субъекты предпринимательской деятельности испытывают от непрозрачности, устаревания, избыточности и противоречивости проверяемых обязательных требований, что подтверждается результатами опросов. В практике имеются случаи, когда административные и судебные органы применяют при наложении санкций за нарушения, выявленные в ходе проведения проверок, официально неопубликованные акты, отсутствующие в открытом доступе 1 . Случаются и еще более курьезные случаи, когда при вменении в качестве нарушения того или иного обязательного требования лицу, в отношении которого проводилась проверка, не могут предъявить акт, в котором установлены соответствующие требования. Вот почему в качестве первого специального сюжета для подробного рассмотрения в докладе выбрана проблематика установления обязательных требований и административных барьеров в сфере технического регулирования.

К сожалению, в нашей стране не установился доказательственный и системно-целевой подход к установлению мер технического регулирования. В настоящее время при принятии технических регламентов не учитываются отклонения объектов технического регулирования, форм и процедур оценки соответствия от международных документов (в том числе и документов, принятых органами Европейского союза).

Наши предложения в этой сфере не отличаются новизной, но представляются нам совершенно необходимыми: создание механизма определения видов продукции и процессов, подлежащих обязательному техническому регулированию на основе доказательств, предусматривающих оценку рисков; сокращение количества видов продукции и процессов, подлежащих обязательному техническому регулированию, приведение их в соответствие с международными документами; оптимизация обязательных требований к продукции, подлежащей оценке соответствия; оптимизация форм и процедур оценки соответствия; совершенствование системы государственного контроля (надзора), повышение открытости и доступности информации в области технического регулирования.

В качестве второго специального сюжета рассматривается чрезвычайно актуальный, в том числе по результатам опросов, вопрос о взаимодействии субъектов проверки и контролирующих органов уже после того, как проверка завершилась и решение вынесено: обжалование, попытка понять на основании каких причин за одинаковые нарушения устанавливаются разные наказания, стремление найти способ сокращения возможности административного усмотрения за счет повышения прозрачности.

Примерами могут служить Решение Верховного суда Удмуртской Республики по делу № 12-56/2012 и Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7.11.2011 по делу № А13-6771/2011, а также несколько десятков других решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в которых суды подтверждают правомерность назначения административного наказания за нарушение Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий (утв. Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4.11.1986), которые не были официально опубликованы.

Сфера государственного регулирования в области промышленной безопасности представляет собой одну из самых масштабных областей регулирования, охватывающей огромное количество субъектов хозяйственной деятельности по всей России из всех базовых отраслей развития экономики, характеризующейся большим разнообразием как видов объектов регулирования, так и способов регулирования, связанных со значительными издержками предпринимателей и одновременно практической невозможностью для органов государственного надзора осуществления необходимого и достаточного контроля соблюдения всех действующих норм в силу чрезмерной избыточности объектов и методов регулирования.

В целях устранения проблем в области административного регулирования в сфере промышленной безопасности с нашей точки зрения должны быть решены задачи, связанные с внедрением подхода к регулированию в данной сфере на основании принципов оценки рисков (существенное сокращение количества объектов государственного регулирования в сфере промышленной безопасности, установление форм и процедур оценки соответствия) и международная гармонизация (количества объектов государственного регулирования, форм и процедур оценки соответствия с международными документами ЕС), устранение избыточных административных барьеров при осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности.

Вопросы регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды структурированы по таким направлениям, как охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, использование и охрана недр, использование и охрана лесных ресурсов.

Минэкономразвития России и РСПП планируют на постоянной основе продолжать работу по совершенствованию контроля и надзора в Российской Федерации и приглашают желающих к конструктивному взаимодействию.

1 Примерами могут служить Решение Верховного суда Удмуртской Республики по делу № 12-56/2012 и Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7.11.2011 по делу № А13-6771/2011, а также несколько десятков других решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в которых суды подтверждают правомерность назначения административного наказания за нарушение Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий (утв. Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4.11.1986), которые не были официально опубликованы.

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

НИСИПП

Главная / Исследования / Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад – 2012

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад – 2012

Файлы

Комитет РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной
деятельности и устранению административных барьеров

Центр анализа деятельности органов исполнительной власти

СОДЕРЖАНИЕ

1. Регулирование и проблемы исполнения контрольно-надзорных функций

1.1. Обзор изменений в нормативно-правовом регулировании государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, 2011 – 2012 гг.
1.2. Проблемы исполнения контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти
1.3. Обжалование решений государственного и муниципального контроля
1.4. Привлечение субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности

2. Отдельные актуальные вопросы контроля и надзора

2.1. Поиск вопросов: опрос предпринимателей.
2.2. Административные барьеры в области технического регулирования
2.3. Административное регулирование в сфере промышленной безопасности
2.4. Природопользование и охрана окружающей среды

3. Основные проблемы в сфере использования и охраны лесных ресурсов и пути их решения

Заключение. Предлагаемые изменения нормативно-правовой базы

ВСТУПЛЕНИЕ

Предлагаемый Доклад о контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации продолжает серию ежегодных публикаций Минэкономразвития России и РСПП, посвященных проблематике совершенствования в этой важнейшей сфере взаимоотношений государства и бизнеса.

В Докладе за 2012 год мы не ограничились традиционным обзором последних изменений в нормативно-правовой базе и описанием злободневных проблем, возникающих у бизнеса в контрольно-надзорной сфере. Можно сказать, что Доклад содержит наиболее полное количественное описание контрольно-надзорной сферы. Кроме того, при участии Ассоциации менеджеров России был проведен экспресс-опрос предпринимательского сообщества с целью выявления наиболее актуальных вопросов, волнующих бизнес. Каждой из тем, названной большинством респондентов, посвящен отдельный раздел Доклада.

В последние два года была проделана довольно большая работа по корректировке и детализации правил осуществления контрольно-надзорных мероприятий, позволившая восполнить ряд пробелов, существовавших еще с 1990-х годов и отрицательно сказывавшихся как на уровне защиты прав подконтрольных субъектов, так и на качестве контроля (надзора). Однако не все произошедшие изменения можно оценить положительно, а определенная часть существующих проблем пока не решена. Так, например, нашли свое полное или частичное разрешение такие проблемы, как осуществление государственного контроля (надзора) государственными учреждениями; коллизия, согласно которой внеплановая проверка, проводимая органом контроля (надзора) на основании материалов, поступивших из прокуратуры, подлежала согласованию в органах прокуратуры; необходимость уточнения периодичности и продолжительности проведения проверок в отношении юридических лиц с развитой филиальной сетью; практика использования доказательств по делу об административном правонарушении, полученных в ходе проверок с нарушением закона; необходимость активной регламентации порядка исполнения государственных функций по осуществлению контроля (надзора).

Существующие проблемы можно разделить на две группы:

I – проблемы, связанные с теми или иными недостатками проверяемых обязательных требований (проблемы материального права);
II – проблемы, связанные с недостатками процедур проведения проверок и применения мер в отношении фактов выявленных нарушений (процедурные проблемы).

Наибольшие затруднения субъекты предпринимательской деятельности испытывают от непрозрачности, устаревания, избыточности и противоречивости проверяемых обязательных требований, что подтверждается результатами опросов. В практике имеются случаи, когда административные и судебные органы применяют при наложении санкций за нарушения, выявленные в ходе проведения проверок, официально неопубликованные акты, отсутствующие в открытом доступе 1 . Случаются и еще более курьезные случаи, когда при вменении в качестве нарушения того или иного обязательного требования лицу, в отношении которого проводилась проверка, не могут предъявить акт, в котором установлены соответствующие требования. Вот почему в качестве первого специального сюжета для подробного рассмотрения в докладе выбрана проблематика установления обязательных требований и административных барьеров в сфере технического регулирования.

К сожалению, в нашей стране не установился доказательственный и системно-целевой подход к установлению мер технического регулирования. В настоящее время при принятии технических регламентов не учитываются отклонения объектов технического регулирования, форм и процедур оценки соответствия от международных документов (в том числе и документов, принятых органами Европейского союза).

Наши предложения в этой сфере не отличаются новизной, но представляются нам совершенно необходимыми: создание механизма определения видов продукции и процессов, подлежащих обязательному техническому регулированию на основе доказательств, предусматривающих оценку рисков; сокращение количества видов продукции и процессов, подлежащих обязательному техническому регулированию, приведение их в соответствие с международными документами; оптимизация обязательных требований к продукции, подлежащей оценке соответствия; оптимизация форм и процедур оценки соответствия; совершенствование системы государственного контроля (надзора), повышение открытости и доступности информации в области технического регулирования.

В качестве второго специального сюжета рассматривается чрезвычайно актуальный, в том числе по результатам опросов, вопрос о взаимодействии субъектов проверки и контролирующих органов уже после того, как проверка завершилась и решение вынесено: обжалование, попытка понять на основании каких причин за одинаковые нарушения устанавливаются разные наказания, стремление найти способ сокращения возможности административного усмотрения за счет повышения прозрачности.

Примерами могут служить Решение Верховного суда Удмуртской Республики по делу № 12-56/2012 и Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7.11.2011 по делу № А13-6771/2011, а также несколько десятков других решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в которых суды подтверждают правомерность назначения административного наказания за нарушение Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий (утв. Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4.11.1986), которые не были официально опубликованы.

Сфера государственного регулирования в области промышленной безопасности представляет собой одну из самых масштабных областей регулирования, охватывающей огромное количество субъектов хозяйственной деятельности по всей России из всех базовых отраслей развития экономики, характеризующейся большим разнообразием как видов объектов регулирования, так и способов регулирования, связанных со значительными издержками предпринимателей и одновременно практической невозможностью для органов государственного надзора осуществления необходимого и достаточного контроля соблюдения всех действующих норм в силу чрезмерной избыточности объектов и методов регулирования.

В целях устранения проблем в области административного регулирования в сфере промышленной безопасности с нашей точки зрения должны быть решены задачи, связанные с внедрением подхода к регулированию в данной сфере на основании принципов оценки рисков (существенное сокращение количества объектов государственного регулирования в сфере промышленной безопасности, установление форм и процедур оценки соответствия) и международная гармонизация (количества объектов государственного регулирования, форм и процедур оценки соответствия с международными документами ЕС), устранение избыточных административных барьеров при осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности.

Вопросы регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды структурированы по таким направлениям, как охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, использование и охрана недр, использование и охрана лесных ресурсов.

Минэкономразвития России и РСПП планируют на постоянной основе продолжать работу по совершенствованию контроля и надзора в Российской Федерации и приглашают желающих к конструктивному взаимодействию.

1 Примерами могут служить Решение Верховного суда Удмуртской Республики по делу № 12-56/2012 и Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7.11.2011 по делу № А13-6771/2011, а также несколько десятков других решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в которых суды подтверждают правомерность назначения административного наказания за нарушение Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий (утв. Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4.11.1986), которые не были официально опубликованы.

Читайте также: